Теоретические, нормативные и практические аспекты учетной политики на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………3
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………………………………..5
1.1.Нормативное регулирование бухгалтерского учета …………………………..5
1.2.Профессиональные организации бухгалтеров  ………………………………….7
1.3.Влияние нормативного регулирования бухгалтерского учета
научетную политику предприятия ………………………………………………………..8
1.4.Допущения в системе регулирования бухгалтерского учета
вРоссийской Федерации …………………………………………………………………….10
1.5.Хозяйственный учет, его виды в отечественной практике  ……………..12
1.6.Требования к содержанию приказа по учетной политике  ………………12
1.7.Технические вопросы организации бухгалтерского учета
напредприятии …………………………………………………………………………………16
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ……………………22
3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА НА ПРИМЕРЕ
ОАО «НОВГОРОДЭНЕРГО» ………………………………………………………….26
ВЫВОДЫИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………35
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………..38

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбраннойтемы заключается в том, что при постоянном изменении налоговогозаконодательства, учетная политика является первейшим средством защитыинтересов предприятии перед налоговыми органами.
Целью курсовой работыявляется изложение теоретических, нормативных и практических аспектов учетнойполитики на предприятии. Данная цель может быть достигнута посредствомвыполнения последовательно поставленных следующих промежуточных задач:
1.   Характеристика нормативногорегулирования бухгалтерского учета;
2.  Изложениесущности и явления профессиональных организаций бухгалтеров;
3.  Описаниевлияния нормативного регулирования бухгалтерского учета
4.  научетную политику предприятия;
5.  Раскрытиедопущений в системе регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации;
6.  Характеристикахозяйственного учета, его видов в отечественной практике;
7.  Описаниетребований к содержанию приказа по учетной политике;
8.  Изложениетехнических вопросов организации бухгалтерского учета на предприятии;
9.   Краткая характеристика предприятия;
10.           Продемонстрироватьпример учетной политики на примере ОАО «Новгородэнерго».
При написании работы былииспользованы следующие нормативные акты:
1.   ПРИКАЗМИНФИНА РФ ОТ 09.12.1998 N 60Н (РЕД. ОТ 30.12.1999) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ „УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ“ ПБУ1/98» (ЗАРЕГИСТРИРОВАНО В МИНЮСТЕ РФ 31.12.1998 N 1673)
2.   ПИСЬМОМИНФИНА РФ ОТ 20.06.2006 N 07-05-06/148
3.   ПИСЬМОМИНФИНА РФ ОТ 02.06.2006 N 07-05-06/133  
4.   ПИСЬМОМИНФИНА РФ ОТ 26.04.2006 N 07-05-06/97
5.   ПИСЬМОМИНФИНА РФ ОТ 11.04.2006 N 07-05-06/86
6.   ПИСЬМОМИНФИНА РФ ОТ 23.03.2006 N 07-05-06/70
7.   ПИСЬМОМИНФИНА РФ ОТ 22.03.2006 N 07-05-06/64
8.   ПИСЬМОМИНФИНА РФ ОТ 20.03.2006 N 07-05-06/60
9.   ПИСЬМОГОСКОМЭКОЛОГИИ РФ ОТ 26.07.1999 N 04-14/24-204 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮУЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ПРИРОДООХРАННОМУ ОРГАНУ, БЮДЖЕТНОЙОРГАНИЗАЦИИ
В работе былииспользованы ряд методов: аналитический, синтетический, логический,описательный и т.д.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
 
1.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
По действующему законодательству нормативноерегулирование бухгалтерского учета относится к компетенции правительства, котороепо традиции делегировало эту функцию Минфину. Поэтому Минфин разрабатываетобязательные для всех субъектов (предприятий) нормативные документы о методике,методологии, организации бухгалтерского и финансового учета и составленииотчетности. Государство, в лице законодательной и исполнительной власти, всоответствующих законах и иных актах устанавливает единые правовые иметодологические основы организации и ведения БУ в РФ, порядок представления исоставления сопоставимой и достоверной информации об имущественном положениихозяйствующих субъектов, их доходах и расходах: информация для пользователейбухотчетности, состав, содержание, адреса и сроки представления отчетностипредприятиям.
Органы, которые имеют право регулироватьбухгалтерский учет: Минфин России, ЦБ, Федеральная служба страхового надзора. Впределах своей компетенции они регламентируют единообразный подход к отражениюв бухгалтерском учете хозяйственных процессов, принципов оценки, обязанности,права и ответственность бухгалтеров, разрабатывают план счетов, инструкцию кнему, нормативные акты и методические указания по отдельным вопросам.
Принятая Концепция развития российскогобухгалтерского учета предполагает постепенный переход основных регулирующихучет функций от государственных органов саморегулирующимся организациямбухгалтеров.
В настоящее время российский бухгалтерский учетхарактеризуется следующими особенностями.
1. Сочетание государственного регулирования синициативой предприятия по рационализации и совершенствованию учета. Учетныйпроцесс организуется самими предприятиями исходя из особенностей ихдеятельности и выбранной учетной политики. Руководитель предприятия несетответственность за организацию бухгалтерского учета, выполнениезаконодательства и регистрацию хозяйственных операций.
2. Последовательное повышение роли бухгалтерскогоучета в обеспечении информационной заинтересованности пользователей дляпринятия правильных экономических решений: информация о финансовом состоянии,прибыли, конкурентоспособности и т.д.
3. Обеспечение информативности, оперативности ианалитичности, что позволяет выявить влияние различных факторов, способствоватьэффективности производства.
4. Динамичность организации и совершенствованиебухгалтерского учета, методологии и техники на основе научной организациитруда; оптимизация затрат на ведение учета.
Постепенный переход на Международные стандартыфинансовой отчетности к 2010 г. предполагает отмену обязательного ведения учетадля предприятий, кроме тех, акции которых котируются на фондовых биржах. Большинствомалых предприятий будет переведено на упрощенную систему учета иналогообложения. Остальные предприятия будут разрабатывать собственныестандарты ведения бухгалтерского учета на основе МСФО и российских стандартов,которые будут носить рекомендательный характер.
В этих условиях будет происходить повышение значениявнутрифирменного приказа по учетной политике, который станет основнымдокументом, регулирующим порядок ведения учета предприятием.
1.2. Профессиональные организации бухгалтеров
При разработке нормативных актов Минфинвзаимодействует с заинтересованными ведомствами через специально созданный принем Методологический совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Этот советформируется из представителей государственных органов, академическихинститутов, представителей различных хозяйствующих субъектов, общественныхорганизаций и ассоциаций бухгалтеров и других специалистов по бухгалтерскомуучету.
В законодательном регулировании бухгалтерского учетаи отчетности в РФ важная роль отводится и Государственной Думе РоссийскойФедерации, которая разрабатывает и принимает законодательные акты побухгалтерскому учету. В 1994 г. в составе Думы был создан экспертный совет поаудиту, бухгалтерскому учету и финансовой статистике. Экспертный совет был созданпри комитете Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам и формировался изспециалистов, экспертов по бухгалтерскому учету и др.
В 1997 г. в РФ создают Институт профессиональныхбухгалтеров, целями которого являются:
— объединение профессиональных бухгалтеров иобеспечение с их помощью реформирования бухгалтерского учета на предприятиях сиспользованием новых нормативных актов, повышение престижа профессии;
— защита интересов бухгалтеров в органахзаконодательной и исполнительной власти;
— оказание квалифицированной помощи иконсультационных услуг по организации бухгалтерского учета, формированиюналогооблагаемой базы, новых форм бухгалтерского учета и др.
Согласно Концепции развития бухгалтерского учетаначиная с 2004 г. Институту профессиональных бухгалтеров начали постепеннопередаваться функции Минфина России по основным вопросам регулированиябухгалтерского учета.
1.3. Влияние нормативного регулированиябухгалтерского учета
на учетную политику предприятия
Российский бухучет в настоящее времярегламентируется нормативными документами на нескольких уровнях.
Первый уровень. Законодательное регулирование:законы, указы президента, постановления Правительства, в которыхустанавливаются единые правовые и методологические основы организации и ведениябухгалтерского учета.
Второй уровень. Нормативные акты органов, которые наоснове законодательных актов регулируют постановку бухгалтерского учета(Министерство финансов, Центробанк, Росстрахнадзор), положения побухгалтерскому учету (стандарты бухгалтерского учета), инструкции побухгалтерскому учету в бюджетных организациях.
Третий уровень. Планы счетов, инструкции по ихприменению, отраслевые инструкции и положения, регулирующие постановкубухгалтерского учета в соответствии с отраслевыми технологическими иорганизационными особенностями.
Четвертый уровень. Регулирование на уровнепредприятия: разработка учетной политики, должностных инструкций и т.д.
Правовое регулирование бухгалтерского учета в нашейстране можно представить в следующем порядке.
Закон о бухгалтерском учете призван определитьединые правовые и методологические основы бухгалтерского учета в стране, егоорганизацию, основные направления бухгалтерской деятельности, составлениеотчетности и состав хозяйствующих субъектов, обязанность вести бухгалтерскийучет и составлять отчетность.
Положения по бухгалтерскому учету (национальныестандарты) — свод основных правил, устанавливающих принципы учета определенногообъекта (совокупности объектов).
Методические указания и рекомендации по бухгалтерскомуучету должны представлять собой свод правил и рекомендаций по порядку учетаобъектов. Должны наиболее полно определять правила, в том числе отдельныеэлементы техники ведения учета соответствующих объектов (эти инструкциисоставляются в дополнение к положениям о бухгалтерском учете).
При общей методологической основе бухгалтерскогоучета формирование приказа по учетной политике на каждом отдельном предприятииучитывает различные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета наданном предприятии:
— формы собственности на средства производства идругое имущество предприятия;
— разнообразие видов предпринимательскойдеятельности;
— отраслевая специфика;
— структура предприятия и др.
При разработке приказа по учетной политике в целяхбухгалтерского учета необходимо, прежде всего, ориентироваться на требованияЗакона по бухгалтерскому учету, Инструкции по применению Плана счетовбухгалтерского учета, Положения по бухгалтерскому учету и отчетности в РФ,отдельных Положений (стандартов) по бухгалтерскому учету (к концу 2004 г.принято и введено 20 ПБУ).
Многие положения, зафиксированные в учетнойполитике, должны быть разъяснены и отражены в годовой отчетности.
1.4. Допущения в системе регулированиябухгалтерского учета
в Российской Федерации
Положение ПБУ 1/98 «Учетная политикаорганизации» определило основные допущения, которые должны иметь в видуорганизации при формировании учетной политики.
1. Допущение имущественной обособленности, котороеозначает, что имущество и обязательства предприятия существуют обособленно отимущества и обязательств собственников предприятия и других организаций.
2. Допущение непрерывности деятельности предприятия,означающее, что предприятие будет продолжать свою деятельность в недалекомбудущем и у него отсутствует необходимость ликвидации или существенногосокращения деятельности и, следовательно, обязательства предприятия будутпогашены в установленном порядке.
3. Допущение последовательного применения учетнойполитики, означающее, что выработанная предприятием учетная политикаприменяется от одного отчетного периода к другому.
4. Допущение временной определенности фактовхозяйственной деятельности предприятия, которое означает, что фактыхозяйственной деятельности предприятия относятся и отражаются в бухгалтерскомучете того отчетного периода, в котором они имели место, независимо от фактапоступления или выплаты денежных средств.
Последнее допущение имеет важное значение дляпостроения системы бухгалтерского учета во всех странах с рыночной экономикой.Оно означает, что отражение операций в бухгалтерском учете должно производитьсяпо системе начислений.
При этой системе все доходы и расходы регистрируютсянемедленно, то есть доходы признаются в тех случаях, когда деньги еще непоступили, а в расходы включаются затраты, по которым денежные выплаты еще непроизведены.
В Российской практике это допущение ассоциируется срежимом налогообложения по методу отгрузки, то есть перехода правасобственности на произведенную предприятием продукцию в момент ее отгрузкипокупателю.
До 1992 г. в России применялась только системакассового учета (признаются только те доходы, по которым были поступленияденег, а расходы — те, по которым были произведены выплаты). Сейчаспредприятиям разрешено работать по методу отгрузки. Эта система начисленияпозволяет увязывать во времени доходы и расходы.
При формировании нормативной базы бухгалтерскогоучета Российской Федерации регулирующие органы исходят из зафиксированных взаконодательстве основных требований, применяемых в международной практике какпринципы учета:
1) требование полноты. Оно предусматриваетнеобходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственнойдеятельности;
2) требование осмотрительности, осторожности,консерватизма. Оно означает большую готовность к бухгалтерскому учету потерь,чем возможных доходов, недопущение создания скрытых резервов. В западнойпрактике одним из конкретных примеров проявления этого требования являетсяасимметричный учет прибылей и убытков, то есть прибыль отражается вбухгалтерском учете только после совершения хозяйственной операции, а убыток — с момента возникновения предположения его возможности, что пока не допускаетсяв нашей учетной практике. Для покрытия таких убытков создаются резервы посомнительным долгам — в западной практике в момент образования такойзадолженности.
В нашей практике — только по окончании отчетногогода на основе инвентаризации, не погашенной в срок дебиторской задолженности.Такой порядок создания резервов по сомнительным долгам означает, что требованиеосмотрительности не используется в полной мере;
3) требование приоритетности содержания над формой.Это требование означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственнойдеятельности отражаются исходя из их правовой формы, экономического содержанияфактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачируководителем предприятия крупных сумм ссуд не является незаконным, но если ихвыдача осуществляется при неустойчивом финансовом положении предприятия или призадолженности по выплате зарплаты сотрудникам, то такую операцию нельзя считатьправомерной;
4) требование непрерывности. Это требованиеобусловливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам иостаткам по соответствующим синтетическим счетам на каждое первое число месяца,а также показателям бухгалтерской отчетности данных аналитического исинтетического учета;
5) требование рациональности. Оно означаетрациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условийхозяйствования и величины предприятия.
1.5. Хозяйственный учет, его виды в отечественнойпрактике
В настоящее время в практике бухгалтерский учетподразделяется на следующие виды:
— управленческий учет;
— финансовый учет;
— налоговый учет.
Резкое расширение функций бухгалтерского учета вусловиях перехода к рыночной экономике, введение коммерческой тайны, статусоткрытости отчетности обуславливают необходимость выделения из бухгалтерскогоучета в качестве самостоятельных видов учета финансового и управленческогоучета.
Финансовый учет оперирует информацией, котораяформируется в процессе финансовых отношений. Финансовый учет жесткорегламентирован, так как влияет на расчет налогов и составление отчетныхдокументов.
Он ориентирован на получение информации, необходимойдля составления финансовой отчетности (в соответствии с законодательством ит.д.).
Управленческий учет охватывает те виды информации,которые необходимы для управления в пределах предприятия. Основная цельуправленческого учета — информационное обеспечение и контроль в рамкахпредприятия, поэтому существуют модели управленческого учета, но нормы иправила разрабатывает само предприятие.
Управленческий учет направлен на получениевнутренней информации, необходимой для управления и принятия решенияруководителем на перспективу, исчисление себестоимости, финансовых результатови т.д.
Взаимосвязь между финансовым и управленческим учетомосуществляется различными способами, главным образом, через использованиесистемы планов счетов (единый план счетов с субсчетами или отдельные планысчетов и т.д.).
Налоговый учет организации ведется в соответствии стребованиями гл. 25 «Налог на прибыль» Налогового кодекса РФ. Этотучет характеризуется отсутствием двойной записи и четким регулированием порядкаучета и вида дозволенных операций. Между тем НК РФ содержит возможности выборапредприятием тех или иных положений, поэтому возникла необходимость разработкиотдельных разделов в приказе по учетной политике в целях налогового учета.
1.6. Требования к содержанию приказа по учетнойполитике
Приказ по учетной политике разрабатываетсябухгалтером и утверждается руководителем предприятия не позднее 1 января новогофинансового года.
Основные элементы приказа по учетной политикеN Элементы учетной политики                  В целях бухгалтерского учета                   1  Рабочий план счетов бухгалтерского учета                     2  Методы организации учетной работы                            3  Порядок ведения бухгалтерского учета                         4  Автоматизация бухгалтерского учета                           5 
Порядок применения первичных документов бухгалтерского учета.
Документы по свободной форме                                 6  Перечень лиц, имеющих право подписи хозяйственных документов 7  График и организация документооборота                        8  Регистры бухгалтерского учета, применяемые организацией      9  Порядок проведения инвентаризации                            10 Методы и правила оценки приобретенных материальных ценностей 11 Оценка товаров                                               12 Оценка готовой продукции                                     13 Оценка финансовых вложений                                   14 Методы калькулирования затрат                                15 Оценка незавершенного производства                           16 Порядок распределения косвенных расходов                     17 Порядок распределения затрат вспомогательного производства   18 Списание расходов обслуживающих производств и хозяйств       19 Оценка приобретения основных средств                         20 Лимит единовременного списания стоимости основных средств    21 Методы начисления амортизации                                22 Переоценка основных средств                                   23 Оценка стоимости приобретенных нематериальных активов        24 Методы начисления амортизации нематериальных активов         25 Создание резерва по сомнительным долгам                      26 Создание резервов предстоящих расходов и платежей            27 Создание резервных фондов                                    28 Метод определения выручки от продажи                         29 Порядок расчета налога на прибыль                            30 Отражение событий, происшедших после отчетной даты           31 Порядок списания расходов будущих периодов                   32 Порядок признания доходов будущих периодов                   33 Использование чистой (нераспределенной) прибыли              34 Порядок учета убытков прошлых лет                            35 Прочая информация                                            В целях управленческого учета                  1  Регистры управленческого учета                               2  Формы управленческой отчетности                              3  График документооборота                                      4  Сроки формирования управленческой отчетности                 5  Лица, участвующие в формировании отчетности                  6  Прочая информация                                            В целях налогового учета                       1  Виды налоговых регистров, применяемых предприятием           2  Метод определения выручки для расчета НДС                    3  Метод расчета налога на прибыль                              4 
Распределение налогов по филиалам и обособленным            
подразделениям                                               5  Метод оценки стоимости списанных материалов                  6   Метод оценки проданных товаров                               7 
Порядок определения срока полезного использования           
основных средств и нематериальных активов                    8  Применение методов начисления амортизации                    9  Применение повышающих (понижающих коэффициентов амортизации  10 Порядок создания резерва по гарантийному ремонту             11 Порядок учета расходов на ремонт                             12 Порядок расчета отпускных                                     13 Порядок списания сомнительной задолженности                  14
Сроки проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской  
задолженностей                                               15 Оценка стоимости незавершенного производства                 16 Распределение доходов по заказам, имеющим длительный цикл    17 Порядок уплаты налога на прибыль                             18 Прочие вопросы                                              
Принятая организацией учетная политика должнаприменяться из года в год. Изменение приказа допускается в случае изменениязаконодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулированиебухгалтерского учета, разработки организацией новых способов его ведения илисущественного изменения условий ее деятельности.
1.7. Технические вопросы организации бухгалтерскогоучета на предприятии
1.7.1. Форма ведения бухгалтерского учета напредприятии
В соответствии с Законом о бухгалтерском учете вРоссийской Федерации ответственным за организацию бухгалтерского учета напредприятии является его руководитель. Он может выбрать одну из следующих форморганизации ведения бухгалтерского учета на предприятии:
1) учредить бухгалтерскую службу во главе с главнымбухгалтером как структурное подразделение;
2) ввести в штат должность бухгалтера;
3) передать на договорных началах ведениебухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированнойорганизации или бухгалтеру-специалисту;
4) вести бухгалтерию лично.
1.7.2. Документирование
Каждый факт хозяйственной жизни предприятия долженбыть отражен в первичных документах. Они должны или соответствовать формам,содержащимся в альбомах унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом, илибыть в свободной форме (в случае отсутствия утвержденного документа). При этомправила составления и оформления едины для тех и других. Первичноедокументирование допускается как в натуральных (кг, м, шт. и т.п.), так истоимостных показателях.
Основным денежным измерителем является рубль РФ. Всепервичные документы должны содержать обязательные реквизиты:
— наименование документа;
— дата составления;
— наименование организации, от имени которойсоставлен документ;
— содержание хозяйственной операции;
— измерители ее в стоимостном выражении;
— наименования должностных лиц, ответственных засовершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
— личные подписи указанных лиц.
Первичные документы, по которым данные принимаются кбухгалтерскому учету, проверяются по форме (полнота и правильность ихоформления) и содержанию (законность документированных операций, логическаяувязка отдельных показателей).
1.7.3. Инвентаризация
Инвентаризация — метод определения фактическогоналичия товарно-материальных ценностей, заключается в прямом пересчете споследующей сверкой количества с данными бухгалтерского учета.Инвентаризационные ведомости становятся основой для внесения исправлений насчета бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится на каждом предприятии нереже одного раза в год. Кроме того, инвентаризация должна проводиться вследующих случаях: смена материально-ответственных лиц, ликвидация,реорганизация предприятия, кражи, стихийные бедствия и т.п. Приказом директораутверждается постоянно действующая комиссия, включающая в себя не менее трехчеловек. В ходе ее проведения составляются инвентаризационные ведомости потиповой форме. Каждая страница ведомости нумеруется цифрами, и прописьювыводится итог натуральных единиц, по окончании записей прописью указываетсяколичество заполненных строк. Это исключает возможность замены или изъятияотдельных страниц инвентаризационной ведомости, а также приписок к натуральнымостаткам.
Каждая страница подписывается всеми участникамиинвентаризации. По окончании инвентаризации материально-ответственное лицо даетподписку о том, что ему предъявлены для проверки все ценности, инвентаризацияпроведена правильно и претензий к комиссии нет.
Для сравнения фактических (натуральных) остатковматериальных ценностей с остатками, числящимися на счетах бухгалтерского учета,бухгалтерия составляет сличительные ведомости. На их основании устанавливаютсянедостачи или излишки товарно-материальных ценностей.
После этого производится обобщение данных,полученных инвентаризацией, и принятие на ее основе административных решений ивнесение исправлений на счета бухгалтерского учета. В ходе инвентаризации могутбыть выявлены как недостача материальных ценностей и денежных средств, так и ихизлишки. Сумма недостачи может быть удержана с материально-ответственных лиц, аизлишки являются доходом предприятия.
1.7.4. Формы бухгалтерского учета
Под формами бухгалтерского учета понимаются строениеучетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способыучетной регистрации. Основными формами бухгалтерского учета в России являются:
— журнал-главная;
— мемориально-ордерная;
— журнально-ордерная;
— автоматизированная форма с применением ЭВМ;
— упрощенная форма для малых предприятий.
Журнал-главная форма бухгалтерского учета широкоприменяется на сельскохозяйственных предприятиях. При этой форме учета наосновании сгруппированных первичных, а также сводных (накопительных) документовсоставляются мемориальные ордера, которые являются основанием для записей посчетам синтетического и аналитического учета.
Синтетический учет ведут в книге«Журнал-главная». Форма этой книги позволяет совмещатьхронологическую и систематическую регистрацию мемориальных ордеров, то естьзаменяет регистрационный журнал и главную книгу. В конце каждого месяца в этойкниге подсчитывают обороты по счетам и итог в колонке «Сумма оборотов постатьям». Этот итог должен равняться сумме дебетовых и сумме кредитовыхоборотов по всем счетам. Такое равенство вытекает из сущности двойной записи.Одновременно в книге выводят сальдо по счетам, которые используются длясоставления бухгалтерского баланса. Итог дебетовых сальдо должен равнятьсяитогу кредитовых сальдо по всем счетам. В связи с тем что в книгеобеспечивается контрольное равенство оборотов и сальдо, нет необходимостисоставлять оборотную ведомость по счетам синтетического учета.
Аналитический учет ведут в книгах или карточках. Посчетам составляют оборотные ведомости, итоги которых сверяют с даннымисоответствующих счетов синтетического учета в книге «Журнал-главная».При данной форме учета успешно может применяться сальдовый метод учетатоварно-материальных ценностей. Накопительные документы, напримерпроизводственные отчеты, которые одновременно являются регистрамианалитического учета. Основным недостатком этой формы учета является отставаниеаналитического учета от синтетического и скапливание к концу месяца большогообъема учетной работы. Форма «Журнал-главная» отличается от остальныхтем, что вместо главной книги применяется «Журнал-главная».
Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учетавозникла в 1928 — 1930 гг. При этой форме учетный процесс осуществляетсяследующим образом: на основании первичных, сводных и накопительных документовсоставляют мемориальные ордера, которые фиксируются в регистрационном журнале.Затем на основании мемориальных ордеров производят записи по счетамсинтетического учета в главной книге. Документы, приложенные к мемориальнымордерам, служат основанием для записей в регистрах аналитического учета.
В конце месяца составляют оборотные ведомости посчетам синтетического и аналитического учетов, производят их взаимную сверку.При этом сопоставляют итоги этих ведомостей по аналитическим счетам с даннымисоответствующих синтетических счетов. Итоги оборотов по дебету и кредиту всехсинтетических счетов, а также итог регистрационного журнала должны быть равнымежду собой.
Мемориальный ордер — это документ, в которомотражается бухгалтерская проводка. В нем указываются: номер ордера, месяц, год,содержание записи, суммы, наименование дебетуемого и кредитуемого счетов.
Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета — наиболее распространенная в России. При этой форме широко применяютсянакопительные регистры. Они производятся в разрезе корреспондирующих счетов,что исключает необходимость составления мемориальных ордеров. Обычно в одномрегистре совмещаются хронологическая запись, синтетический и аналитическийучет. Книги (карточки) аналитического учета ведутся как исключение по некоторымобъектам (по основным средствам и т.п.). Регистрами бухгалтерского учета являютсяжурналы-ордера, вспомогательные (накопительные) ведомости, разработочныетаблицы, главная книга.
Журнал-ордер — это учетные регистры вхронологическом порядке синтетического и ряда случаев аналитического учета.Записи в них производятся по мере поступления документов или итога за месяц изнакопительных ведомостей.
Регистрация производится по кредитуемому признаку,то есть по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетуемыми счетами. Этодостигается использованием шахматной формы журналов-ордеров, при этом суммахозяйственных операций записывается лишь однажды, но показывается какдебетуемый, так и кредитуемый счет. Для удобства записей в журналах-ордерахпредусмотрена типовая корреспонденция счетов.
Каждый журнал-ордер ведется по одному или несколькимблизким по своему содержанию счетам. Журнал-ордер открывается на месяц. Вкаждом из них отражается кредитовый оборот конкретного счета. Дебетовый оборотэтого счета найдет отражение в других журналах-ордерах. Этим устраняютсяповторные записи, имеющие место при учете «Журнал-главная», когда покаждому счету регистрируются дебетовые и кредитовые обороты.
Вспомогательные (накопительные) ведомостиприменяются тогда, когда необходимые данные трудно отразить непосредственно вжурнале-ордере. В этом случае на основании первичных документов показателинакапливаются в ведомостях и группируются по корреспондирующим счетам, статьяманалитического учета и т.п. Итоги из ведомостей переносятся в соответствующиежурналы-ордера. В конце месяца итоги журналов-ордеров переносятся в главнуюкнигу, которая открывается на год и предназначена для обобщения данных текущегоучета и взаимной сверки записей по отдельным счетам.
Автоматизированная форма с применением компьютеров — свободная форма, при которой формируются сводные листы, а в них группируетсяинформация в зависимости от особенностей программы для ведения бухгалтерскогоучета.
Упрощенная форма для малых предприятийпредусматривает использование упрощенного плана счетов, книги учета фактовхозяйственной деятельности и ряда ведомостей. Типовые рекомендации поорганизации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства былиутверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н.
Не нужно путать эту форму учета с«упрощенкой» по Налоговому кодексу — системой, при которойбухгалтерский учет как таковой не ведется.
2. КРАТКАЯХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
ОАО «Новгородэнгерго»существует  с 25.01.1993. ОАО «Новгородэнгерго»  создан на неопределенный срок.
         Основной целью деятельности Обществаявляется получение прибыли.
Дляполучения прибыли Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, незапрещенные законом, в том числе:
–     поставка (продажа) электрической и тепловой энергии по установленнымтарифам в соответствии с диспетчерскими графиками электрических и тепловыхнагрузок;
–     получение (покупка) электрической энергии с оптового рынка электрическойэнергии (мощности);
–     получение (покупка) тепло- и электроэнергии  у их производителей;
–     производство электрической и тепловой энергии;
–     передача электрической и тепловой энергии;
–     диспетчерское управление и соблюдение режимов энергосбережения иэнергопотребления;
–     обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в соответствии сдействующими нормативными требованиями, проведение своевременного и качественногоего ремонта, технического перевооружения и реконструкции энергетическихобъектов, а также развитие энергосистемы;
–     эксплуатация энергетических объектов, не находящихся на балансе Общества,по договорам с собственниками данных энергетических объектов;
           -монтаж, наладка и ремонт энергообъектов,электроэнергетического и теплоэнергетического оборудования;
–     эксплуатация,монтаж, ремонт котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара игорячей воды;
-создание и освоение новойтехники и технологий, обеспечивающих эффективность, безопасность иэкологичность работы промышленных объектов Общества, создание условий дляразвития энергетического комплекса в целом, реализации отраслевыхнаучно-технических и инновационных программ, формирование отраслевых фондовНИОКР;
–     оказание услуг по реализации энергии энергоснабжающим организациям;
— выполнение работ, определяющих условия параллельной работы в соответствии срежимами Единой энергетической системы России в рамках договорных отношений;
  — обеспечениеэнергоснабжения потребителей, подключенных к электрическим и тепловым сетямОбщества, в соответствии с заключенными договорами
–     оказание услуг по сбору средств с населения за оказанные коммунальныеуслуги населению;
–     деятельность по эксплуатации электрических сетей;
–     деятельность по эксплуатации тепловых сетей;
–  иные видыдеятельности, не запрещенные действующим законодательством РоссийскойФедерации.
 «Новгородэнерго», каксамостоятельная энергосистема образована на базе Новгородских электрическихсетей «Ленэнерго» в январе 1986 года (Приказ Минэнерго СССР «Об организацииНовгородэнерго» №507 от 18.12.85 г.). Акционерное общество «Новгородэнерго»было образовано в 1992 году в результате приватизации по первому варианту льготс уставным капиталом 248,2 млн. руб.
В 1994 году по причинепереоценки основных фондов уставный капитал компании был увеличен в 428,2 разадо 106,3 млрд. руб. Всего было выпущено 165 694 998 обыкновенных и 46 881 866привилегированных акций номиналом 500руб.
«Новгородэнерго», какакционерное общество открытого типа, зарегистрировано распоряжениемАдминистрации Новгорода 25 января 1993 года за номером120-рр.Устав в последней редакции принят собранием акционеров 22 марта 2002 года-и зарегистрирован в Администрации Великого Новгорода  за № 210  15 мая 2002года.
Планирует и организуетработу филиалов и отделений исполнительный аппарат— управление «Новгородэнерго» под руководством Совета директоров и Правления .
В состав «Новгородэнерго» на правах филиалов и отделений входят 4 сетевых предприятия.
Завершающим этапом реформы сталапроцедура государственной регистрации 1 апреля 2005 года, выделенных из «Новгородэнерго» самостоятельных акционерных Обществ «Новгородскаяэнергосбытовая компания» и «Новгородская генерирующая компания».
Название  «Новгородэнерго»сохранилось за распределительной сетевой компанией, которая вместе с другимиэнергетическими компаниями региона, вошла в зону ответственности   «МРСКСеверо-Запада».
Утвержденный Правительством РФ и Советомдиректоров  РАО «ЕЭС России» график проведения реформирования выполненполностью и в установленные сроки. В ходе реформирования была выполненаосновная задача реструктуризации Общества в течение всего переходного периода –обеспечение надежного и бесперебойного электроснабжения потребителей натерритории Новгородской области.
Сегодня в Новгородскойраспределительной сетевой компании работает полторы тысячи человек, которыеобеспечивают надежность электроснабжения территории в 55,3 тыс. кв. км, снаселением 674,1 тыс. жителей. Общая протяженность электрических воздушныхлиний, обслуживаемых компанией, — 23839 км, 4966 трансформаторных подстанцийразличной мощности.
Основным бизнес процессом Обществапосле реформирования явилось исполнение договоров по передаче электроэнергии.
Подстанций 35 кВ и выше —129единиц, с установленной мощностью — 1 786,2 МВА
Подстанций 10/0,4 кВ —4 837 единиц, с установленной мощностью —642,971 МВА
Протяженность по трассевоздушных линий электропередачи, находящихся на балансе  «Новгородэнерго» посостоянию на 01.01.06 составляет 23 839,622 км.

3. УЧЕТНАЯПОЛИТИКА НА ПРИМЕРЕ ОАО «НОВГОРОДЭНЕРГО»
ОАО «Новгородэнерго» организует иведет бухгалтерский учет, составляет бухгалтерскую отчетность  в соответствии сФедеральным законом от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ииными нормативными документами в области бухгалтерского учета.
 Бухгалтерский иналоговый  учет ведется структурным подразделением Общества — Департаментомбухгалтерского и налогового учета и отчетности,  возглавляемым Главнымбухгалтером.
Департаментбухгалтерского и налогового учета Общества осуществляет методологическоеруководство бухгалтерскими службами филиалов, представительств  и  обособленныхподразделений.
Филиалы,представительства и обособленные подразделения Общества имеют собственныебухгалтерские службы,  составляют отдельные бухгалтерские балансы и другуюотчетность.
Документами учетнойполитики Общества являются настоящее положение, рабочий план счетовбухгалтерского учета и график (правила) документооборота, утверждаемыесоответствующими распорядительными документами Общества.
Для ведениябухгалтерского учета используется  рабочий план счетов, разрабатываемый наоснове типового плана счетов холдинга ОАО РАО «ЕЭС России», который утверждаетсяруководителем Общества. Рабочий план счетов бухгалтерского учета Обществаприменяется в процессе ведения бухгалтерского учета в Исполнительном аппарате,в филиалах Общества. Рабочий план счетов Общества составлен в соответствии сПланом счетов бухгалтерского учета, утвержденным приказом Министерства ФинансовРФ от 31 октября 2000 г. № 94н и с учетом функциональности программногообеспечения, используемого для ведения бухгалтерского учета в Обществе.
Для оформления фактовхозяйственной деятельности ОАО «Новгороэнерго» применяет типовые формыпервичных учетных документов, установленные Государственным комитетом РФ постатистике, Минфином РФ и другими уполномоченными органами исполнительнойвласти, а также фирменные формы первичных учетных и иных документов,утверждаемые соответствующими распорядительными документами Общества.
Основные правила ведениябухгалтерского учета и документирования хозяйственных операций соответствуютПоложению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации с учетом отдельных отраслевых особенностей, принятых и отраженных  внастоящем документе и иных распорядительных документах Общества.
Годовая бухгалтерскаяотчетность Общества рассматривается и утверждается  общим собранием акционерови представляется в сроки и адреса, установленные статьей 15 Федерального законаот 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Финансовая отчетностьОбщества по МСФО формируется на основании консолидационных таблиц –расшифровок, разрабатываемых для каждого отчетного  периода и заполняемыхИсполнительным аппаратом, филиалами Общества.
Годовая бухгалтерскаяотчетность Общества публикуется не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.
Содержание регистровбухгалтерского и налогового учета, форм внутренней бухгалтерской отчетностиявляется коммерческой тайной. Лица, получившие доступ  к информации,содержащейся в этих документах, обязаны хранить коммерческую тайну. За ееразглашение они несут ответственность, установленную внутренними приказамиобщества и законодательством Российской Федерации.
Право подписи первичныхучетных документов имеют руководители Общества в соответствие сраспорядительными документами Общества. Руководители филиалов и отделений имеютправо подписи первичных учетных документов на основании доверенностей, выданныхОАО «Новгороэнерго»м, а также имеют право подписи иной внутренней документацииОбщества, если  это следует из исполнения ими должностных обязанностей.
Инвентаризация имуществаи обязательств  проводится в соответствии со статьей 12 Федерального закона от21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском  учете» и Методическими указаниями  поинвентаризации  имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказомМинистерства финансов  РФ от 13.06.1995г. № 49.
Инвентаризация имущества,в том числе переданного по договорам аренды,   проводится на месте филиалами,дочерним ОАО «Новгороэнерго»м, осуществляющими эксплуатацию соответствующихобъектов.
 Проведениеинвентаризации обязательно в случаях, предусмотренных  законодательством.
Учет основных средств вОбществе ведется в соответствии с ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина РФ от30.03.01. № 26н.
Объекты основных средствстоимостью не более 10 000 рублей за единицу  (а также приобретенные книги,брошюры и т.п. издания, не входящие в библиотечный фонд) списываются  нарасходы по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечениясохранности этих объектов в производстве  или при эксплуатации в организацииорганизуется контроль за их движением.
Амортизация по объектам основныхсредств производится линейным способом, исходя из сроков полезногоиспользования этих объектов. По объектам основных средств, принятым кбухгалтерскому учету до 01 января 2002г., амортизация начисляется всоответствии с Постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. № 1072 «Оединых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основныхфондов народного хозяйства СССР». По объектам основных средств, принятым кбухгалтерскому учету начиная с 01 января 2002г., амортизация начисляется всоответствии с Постановлением Правительства РФ от 01 января 2002 г. № 1 «Оклассификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Расходы от списанияосновных средств при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуацияхотносятся в состав чрезвычайных расходов.
На основании ПриказаРуководителя  ОАО «Новгороэнерго» может один раз в год переоценивать группыоднородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимостипутем прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
Учет финансовых вложенийосуществляется в соответствии с ПБУ 19/02, утвержденным Приказом Минфина РФ от10.12.02 г. № 126Н.
Аналитический учет посчету  учета финансовых вложений ведется по видам финансовых вложений иобъектам, в которые осуществлены эти вложения (организациям-продавцам ценныхбумаг; другим организациям, участником которых является организация;организациям-заемщикам и т.п.). Построение аналитического учета должнообеспечить возможность получения данных о краткосрочных и долгосрочных активах.При этом учет финансовых вложений в рамках группы взаимосвязанных организаций,о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведетсяна счете 58 «Финансовые вложения» обособленно.
Бухгалтерский учетматериальных запасов осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 утвержденнымприказом  Минфина РФ от 09.06.01г. № 44н.
При отпуске материально — производственных запасов в производство, их использовании дляремонтно-восстановительных работ, капитального строительства, и ином выбытии ихоценка производится по средней себестоимости.
 Аналитический учетматериалов ведется оперативно-бухгалтерским (сальдовым) методом.
 Формирование фактическойсебестоимости материалов и оборудования к установке осуществляется с применениемсчетов № 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и № 16«Отклонения в стоимости материальных ценностей».
На счете № 10 «Материалы»и счете № 07 «Оборудование к установке» учет ведется по учетным ценам. Заучетную цену принимается цена поставки, в соответствии с заключеннымидоговорами с поставщиками.
 Отклонения фактическихрасходов на приобретение материально-производственных запасов от их учетнойцены списываются пропорционально стоимости списанных в производство (проданных)материальных ценностей.
К расходам, произведенным в данном отчетном периоде, но потребляемым ОАО«Новгороэнерго»м в своей деятельности в течение определенного периода,относятся следующие расходы:
— платежи подобровольному и обязательному страхованию имущества и работников;
— затраты по приобретениюкопий программных  продуктов для ЭВМ;
— расходы по приобретениюлицензий на осуществление отдельных видов деятельности;
— расходы по оплате отпусков, относящиеся к будущим отчетным  периодам;
— иные расходы, которыеотвечают критериям расходов будущих периодов.
Расходы будущих периодовсписываются равномерно в течение периода, к которому они относятся.Продолжительность такого периода определяется в момент принятия расходовбудущих периодов к бухгалтерскому учету.
 Дебиторскаязадолженность покупателей учитывается по сумме счетов- фактур, предъявленных коплате, по обоснованным ценам и тарифам. Расчеты с прочими дебиторами и попретензиям отражаются в учете и отчетности исходя из цен, предусмотренныхдоговорами.
 Резерв сомнительныхдолгов создается один раз в год после проведения ежегодной инвентаризации передсоставлением годовой отчетности организации. Размер резерва определяется исходыиз каждого конкретного случая на основании объективной информации оплатежеспособности дебитора.
Прочие активы Общества,его филиалов и отделений оцениваются по фактическим затратам  на момент ихпринятия к учету.
 Кредиторскаязадолженность по полученным кредитам и займам  учитывается и отражается  вотчетности с учетом причитающихся на конец отчетного периода процентов,кредиторская задолженность поставщикам и другим  кредиторам — по сумме принятыхк оплате счетов и величине начисленных обязательств.
Задолженность организацииперед заимодавцами, обеспеченная выданными собственными векселями, учитываетсяна счете 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»- краткосрочная, насчете 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»- долгосрочная.
Перевод долгосрочнойзадолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную не производится,даже если по условиям договора займа и (или) кредита до возврата основной суммыдолга остается 365 дней.
ОАО «Новгородэнерго» исчисляет и уплачивает налоги сборы в соответствии сзаконодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательствомсубъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативными правовымиактами органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Формирование налогооблагаемой базы, ведение регистров налогового учета,составление налоговой отчетности по налогам и сборам в отношении налогов исборов, уплачиваемых централизованно Исполнительным аппаратом ОАО«Новгородэнерго», осуществляет отдел налогового учета и планирования ОАО«Новгородэнерго» на основании данных, предоставляемых Управлениембухгалтерского  учета и другими обособленными подразделениями (филиалами,представительствами, структурными подразделениями) ОАО «Новгородэнерго».
Исчисление и составление отчетности по налогу на доходы физических лиц,единому социальному налогу, взносу на обязательное страхование от несчастныхслучаев в части, уплачиваемой Исполнительным аппаратом, осуществляет Управлениебухгалтерского учета ОАО «Новгородэнерго».
В отношении налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местныхналогов и сборов, исчисляемых и уплачиваемых обособленными подразделениями ОАО«Новгородэнерго» по месту их нахождения, формирование налоговой базы исоставление налоговой  отчетности производится непосредственно соответствующимиобособленными подразделениями.
Порядок составления налоговой отчетности, формы регистров налоговогоучета и порядок их ведения, порядок формирования налоговой базы, расчет иуплата налогов и сборов регулируется настоящим Положением об учетной политике,а также внутренними документами ОАО «Новгородэнерго» о порядке исчисления иуплаты отдельных налогов и сборов. Регистры налогового учета могут вестись ввиде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любыхмашинных носителях.
Изменения в налоговую часть учетной политики ОАО «Новгородэнерго»вносятся при изменении порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или)объектов в целях налогообложения в случае изменения законодательства илиприменяемых методов учета, а также, если ОАО «Новгородэнерго» началоосуществлять новые виды деятельности.
Инвентаризация обязательств, связанных с расчетами по налогам и сборам, исверка задолженности с налоговыми органами производится Исполнительнымаппаратом ОАО «Новгородэнерго» и обособленными подразделениями в части платежейпо месту исполнения обязанностей налогоплательщика.
Филиалы и отделения Общества производят начисление, уплату и составлениеотчетности по следующим налогам и сборам:
–          налог на доходыфизических лиц;
–          единый социальныйналог;
–          взнос наобязательное страхование от несчастных случаев;
–          единый налог навмененный доход;
–          налог с продаж;
–          налог на землю;
–          налог наимущество;
–          транспортныйналог;
–          плата запользование водными объектами.
Исполнительный аппарат Общества  исчисляет и уплачивает:
·        централизованно –налог на прибыль и налог на добавленную стоимость;
·        по отделениям,расположенным в В. Новгороде – налог на имущество, налог на землю;
Ответственность за ведение налогового учета и составление налоговой
            отчетности
Ответственность за правильность исчисления налогов и сборов в части,исчисляемой  Исполнительным аппаратом ОАО «Новгородэнерго» несет главныйбухгалтер Общества
Ответственность за уплату вышеуказанных налогов несет начальникКазначейства ОАО «Новгородэнерго».
Ответственность за правильность исчисления налогов и сборов, исчисляемыхи уплачиваемых обособленными подразделениями ОАО «Новгородэнерго», несутруководители соответствующих обособленных подразделений.
Ответственность за правильность исчисления подоходного налога, единогосоциального налога, взноса на обязательное страхование от несчастных случаев вчасти, исчисляемой и уплачиваемой Исполнительным аппаратом ОАО«Новгородэнерго», несет Главный бухгалтер ОАО «Новгородэнерго».
Для обеспечения правильного и полного формирования налогооблагаемых базпо всем налогам и сборам подразделения Исполнительного аппарата ОАО«Новгородэнерго», филиалы, представительства и иные обособленные подразделения представляют необходимую информацию в сроки, установленные графикомдокументооборота, в формах и объемах, утвержденных отдельными внутреннимираспорядительными документами.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В ходе написания работы были получены следующиевыводы, что для правильного составления налоговой учетной политикиналогоплательщик должен соблюдать четыре правила.
Первое. Организация вправе выбрать один изнескольких способов, регулирующих порядок определения налоговой базы иисчисления тех или иных налогов и сборов в Российской Федерации, которыедопускает Налоговый кодекс.
Второе. Выбранные способы учета устанавливаются вцелом по всей организации, в том числе во всех ее структурных подразделениях(включая и те, что выделены на отдельный баланс), независимо от их местарасположения.
Но обратите внимание на то, что учреждения,финансируемые собственником, являются самостоятельными юридическими лицами, апотому на них не распространяется учетная политика, принятаяпредприятием-собственником. Это следует из положений ст. 120 ГК РФ.
Третье. Данные способы учета устанавливаются надлительный срок — как минимум, на отчетный год. Чаще всего налоговым периодомпо налогам и сборам является год, то есть период времени с 1 января по 31декабря включительно. В пределах этого периода налоговая учетная политика фирмыможет изменяться только в тех случаях, которые прямо предусмотрены в налоговомзаконодательстве.
Четвертое. Выбранные варианты налогового учетадолжны быть закреплены соответствующим организационно-распорядительнымдокументом.
В качестве предложений автор предлагает привлечениестороннего специалиста в целях оптимизации действующей учетной политики,поскольку это имеет ряд преимуществ перед самостоятельной разработкоймероприятий по улучшению учетной политики: это позволяет получитьнетрадиционный взгляд на общую картину учета в компании, отказаться отустоявшихся стереотипов, не бояться сложившихся авторитетов и т.д.
В процессе аудиторского анализа учетной политики иразработки рекомендаций по ее совершенствованию можно выделить следующиеосновные этапы.
1. Комплексный анализ сложившейся системыбухгалтерского учета и условий хозяйствования:
— общее ознакомление с организацией (ключевыенаправления деятельности, отраслевая принадлежность, организационно-правоваяформа и т.п.);
— анализ внешней среды функционирования организации;
— выделение отраслевых особенностей ведения учета;
— рассмотрение финансовой политики организации;
— анализ сложившейся системы бухгалтерского учета, втом числе действующей учетной политики;
— анализ системы внутреннего контроля;
— формулировка предварительных выводов обэффективности действующей учетной политики и возможных направлениях ееизменения.
2. Разработка рекомендаций по оптимизации учетнойполитики с точки зрения:
— соблюдения действующих нормативных документов побухгалтерскому учету и налогообложению;
— повышения надежности внутреннего контроля;
— эффективности информационного обеспечения аппаратауправления;
— соответствия проводимой финансовой и налоговойполитике;
— снижения трудоемкости учета;
— обеспечения достоверности финансовой информации,предоставляемой заинтересованным пользователям.
3. Внедрение измененной учетной политики в практикубухгалтерского учета:
— согласование изменений в учетной политике сруководством организации;
— подготовка всей внутренней нормативнойдокументации по учетной политике;
— проведение обучения сотрудников по новым способамучета;
— разработка мероприятий по автоматизации учетногопроцесса;
— контроль эффективности измененной учетнойполитики.

ЛИТЕРАТУРА
1.           Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от21.07.2005)
2.           Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. от18.07.2005)
3.           Налоговыйкодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от02.11.2004)
4.           Бюджетныйкодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (в ред. от 09.05.2005)
5.           Трудовойкодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 09.05.2005)
6.           Таможенныйкодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (в ред. от 18.07.2005)
7.           Федеральныйзакон от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 22.08.2004)
8.           Федеральныйзакон от 23.09.1992 N 3523-1 «О правовой охране программ для электронныхвычислительных машин и баз данных» (в ред. от 02.11.2004)
9.           Федеральныйзакон от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в ред. от22.08.2004)
10.         Федеральныйзакон от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малогопредпринимательства Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004)
11.         Федеральныйзакон от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-техническойполитике» (в ред. от 30.06.2005)
12.         Федеральныйзакон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от30.06.2003)
13.         Федеральныйзакон от 21.06.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 30.12.2004)
14.         Федеральныйзакон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченнойответственностью» (в ред. от 29.12.2004)
15.         Федеральныйзакон от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред.от 18.07.2005)
16.         Федеральныйзакон от 25.02.1999 N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РоссийскойФедерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (в ред. от22.08.2004)
17.         Общероссийскийклассификатор основных фондов ОК 013-94. Утвержден Постановлением ГосстандартаРоссии от 26.12.1994 N 359 (в ред. от 14.04.1998)
18.         Концепциябухгалтерского учета в рыночной экономике России. Одобрена Методологическимсоветом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советомИнститута профессиональных бухгалтеров 29.12.1997
19.         Концепцияразвития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации насреднесрочную перспективу. Одобрена Приказом Министра финансов РоссийскойФедерации от 01.07.2004 N 180
20.         Плансчетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций иИнструкция по его применению. Утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000N 94н
21.         Положениепо ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РоссийскойФедерации. Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н
22.         Положениепо бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.Утверждено Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н
23.         Положениепо бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальноестроительство» ПБУ 2/94. Утверждено Приказом Минфина России от 20.12.1994N 167
24.         Положениепо бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которыхвыражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000. Утверждено Приказом МинфинаРоссии от 10.01.2000 N 2н
25.         Положениепо бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ4/99. Утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н
26.         Положениепо бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов»ПБУ 5/01. Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н
27.         Положениепо бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. УтвержденоПриказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н
28.         Положениепо бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98.Утверждено Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н
29.         Положениепо бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности»ПБУ 8/01. Утверждено Приказом Минфина России от 28.11.2001 N 96н
30.         Положениепо бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. УтвержденоПриказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н
31.         Положениепо бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. УтвержденоПриказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н
32.         Положениепо бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ11/2000. Утверждено Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н
33.         Положениепо бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000.Утверждено Приказом Минфина России от 27.01.2000 N 11н
34.         Положениепо бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000.Утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н
35.         Положениепо бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000.Утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н
36.         Положениепо бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по ихобслуживанию» ПБУ 15/01. Утверждено Приказом Минфина России от 02.08.2001N 60н
37.         Положениепо бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ16/02. Утверждено Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н
38.         Положениепо бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские,опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02. УтвержденоПриказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н
39.         Положениепо бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ18/02. Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н
40.         Положениепо бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02.Утверждено Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н
41.         Положениепо бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместнойдеятельности» ПБУ 20/03. Утверждено Приказом Минфина России от 24.11.2003N 105н
42.         Методическиеуказания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. УтвержденыПриказом Минфина России от 13.06.1995 N 49
43.         Методическиеуказания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов.Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н
44.         Методическиеуказания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальныхприспособлений, специального оборудования и специальной одежды. УтвержденыПриказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н
45.         Методическиеуказания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществленииреорганизации организаций. Утверждены Приказом Минфина России от 20.05.2003 N44н
46.         Методическиеуказания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены Приказом МинфинаРоссии от 13.10.2003 N 91н
47.         Указанияоб отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга. УтвержденыПриказом Минфина России от 17.02.1997 N 15
48.         Инструкцияо порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукциииз них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.Утверждена Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н
49.         ПисьмоМинфина России от 29.10.1993 N 118 «Об отражении в бухгалтерском учетеотдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве»
50.         Бухгалтерскийучет: Учебное пособие./Под ред. Н.П. Кондракова. М.: ИНФРА-М, 2001;
51.         Учетная политикаорганизации/Под ред. С.А. Николаева. М., 2004;
52.         Учетная политикапредприятий 2005 год/ Под ред. Ю. Кузнецова // Аудит и налогообложение. 2005. №3. С. 2;
53.         Учетная политикаорганизации для целей налогообложения – отдельный документ, определяющийналоговую политику организации/ Под ред. С.А. Николаева// Российский налоговыйкурьер. 2005. № 12. С. 33;
54.         Учетная политикаорганизации/ Под ред. С.А. Николаева // Экономика и жизнь. 2000. Дек. С. 5-20.