Денежная система: общая характеристика
Денежная система Российской Федерации – это форма организацииденежного обращения, закреплённая национальным законодательством. Она состоитиз следующих элементов: денежной единицы, масштаба цен, вида денег,эмиссионной системы, механизма денежно-кредитного регулирования. Национальнаявалютная система, обладая относительной самостоятельностью, также входит вденежную систему страны.
Денежная единица – это установленный в законодательном порядкеденежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров.Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части в большинствестран установлена десятичная система деления: 1: 10: 100. Официальнойденежной единицей ( валютой ) Российской Федерации, согласно Федеральномузакону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», является рубль,состоящий из 100 копеек. Введение на территории России других денежных единиц ивыпуск денежных суррогатов запрещаются. Официальное соотношение между рублём изолотом или другими драгоценными металлами не устанавливается.
Виды денег, являющиеся законными платежными средствами, — этов основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги ( казначейскиебилеты ) и разменная монета. Если в промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги ( казначейские билеты ), то внекоторых развивающихся государствах они имеют достаточно широкое обращение.Виды денег в Российской Федерации – банкноты ( банковские билеты ) и монетыБанка России.Они являются единственным законным средством платежа натерритории России, их подделка и незаконное изготовление преследуется по закону. Банкноты и монеты обязательны к приёму по нарицательной стоимости при всехвидах платежей, для зачисления на счета, по вкладам и для перевода на всейтерритории Российской Федерации. Они являются безусловными обязательствамиБанка России и обеспечиваются всеми его активами. После проведения деноминации(укрупнения масштаба цен) с 1 января 1998г,. в обращении находятся банкнотыдостоинством 10, 50, 100 и 500 руб., а также монеты достоинством 1, 2, 5руб., и 1, 5, 10 и 50 коп.
Эмиссионная система – законодательно установленный порядоквыпуска в обращение денежных знаков. В экономически развитых странах центральный банк обладает монопольным правом эмиссии банковских билетов,составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения. Незначительнаячасть выпуска наличных денег (около 10%) приходится на казначейство, котороеэмитируют в основном различные монеты и мелко купюрные бумажно-денежные знаки –казначейские билеты. В России за Центральным банком РФ закрепленоисключительное право осуществлять эмиссию наличных денег, организацию ихобращения и изъятия их из обращения на территории Российской Федерации.
Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске вобращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы иобразцы новых денежных знаков. При этом описание новых денежных знаковпубликуются в средствах массовой информации. Решение по этим вопросамнаправляются в Правительство РФ в порядке предварительного информирования.Коммерческие банки также участвуют в эмиссионном процессе. Они выпускаютбезналичные деньги в процессе кредитования, а при погашении ссуды происходитизъятие денег из оборота.
В связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной,государство осуществляет денежно-кредитное регулирование экономики. Во многихпромышленно развитых странах с 70-х гг. было введено таргетирование, т.е.установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы вобращении и кредита на предстоящий период, которых придерживаются в своейполитике центральные банки.
Характерными чертами современных денежных систем промышленноразвитых государств являются :
— отмена официальногозолотого содержания, обеспечения и размена банкнот на золото, уход золота изобращения;
— переход кнеразменным на золото кредитным деньгам, которые перерождаются в бумажныеденьги;
— выпуск банкнот вобращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и взначительной мере для покрытия расходов государства ( эмиссионным обеспечениемявляются в основном государственные ценные бумаги );
— преобладание вденежном обращении безналичного оборота;
— усилениегосударственного монополистического регулирования денежного обращения.
В РФ все правовые основы функционирования денежной системы, еёзадачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращениязакреплены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)».
Покупательная способность денег и проблема инфляции
В экономической жизни России после семи лет активных рыночныхреформ, после достижения официально провозглашённой финансовой стабилизацииразразился финансовый крах, страна, по существу, объявлена банкротом. В тотмомент правительство заявило, что государство не в состоянии осуществлятьтекущие платежи по внешнему и внутреннему долгу, а российские банки не всостоянии погасить свои обязательства перед вкладчика ми и внешнимикредиторами. Одним из первых следствий краха стал рост цен. Потребительскиецены (основной показатель инфляции) выросли за сентябрь 1998 г. на 38%, заоктябрь – на 5%, рост цен за 1998 г. превысил 60% при 11% в феврале 1997 г.Инфляция возвратилась, и это тем более печально, что именно снижение еёпровозглашалось главной целью не только кредитно-денежной, но и всейэкономической политики. Под снижение инфляции брали кредиты за рубежом, былсоздан и раздут рынок государственных ценных бумаг. Почему это произошло? В чёмпричина столь негативного поворота событий? Основная причина заключается внесоответствии проводимых реформ социально-политической обстановке в стране иреальному экономическому состоянию общества. Да, реформы необходимы, рынокнеизбежен, но осуществлять их и идти к рынку надо было не так прямолинейно и нетак поспешно, как это было в течение 1992-1997 гг. Главным направлением реформбыли избраны немедленная трансформация денежно-ценностного механизма ибездумное крушение государственного регулирования экономики: либерализация цени валютных отношений, отмена монополии и внешней торговли, скоротечнаяприватизаций государственных предприятий и т. д. Но было упущено производство,которое немедленно начало сокращаться, и это продолжается до сих пор.
Резкий рост импорта товаров народного потребления с 1992 г.,позволивший предотвратить катастрофическое падение уровня жизни, стал главнымфактором социальной стабильности. Но он же одновременно означал усилениезависимости от заграницы, начало долларизации хозяйственных отношений в стране.Выбранный курс реформ предполагал «жизнь взаймы», наращивание внешнего ивнутреннего долга. Всё это создало серьёзные предпосылки для инфляции. Нельзя,конечно, сказать, что инфляция своим возникновением обязана только реформам1992 г. Она началась ещё в условиях централизованного планирования и впоследние годы существование СССР из подавленной превратилась в явную. В 1990 и1991 гг. цены росли уже в соответствии с решениями государственных органов. Вчастности в 1991 г. потребительские цены повысились в 2,6 раза. Объявляялиберализацию цен с 1 января 1992 г., реформаторы, конечно, ожидали их ростпредположительно 3-4 раза. Фактически же он составил 26 раз. Это был первыйпросчёт, но не основной. Надеялись быстро справится с инфляцией путёмрегулирования денежной массы, проще говоря, не допуская её чрезмерного роста.Вот тут была допущена основная ошибка. Она заключалась в неверном представлениио природе инфляции в \России и соответственно в неправильном выборе средствборьбы с ней. Была взята на вооружение одна из разновидностей количественнойтеории денег (монетаризм). Согласно этой теории инфляция – чисто денежнойявление, динамика цен зависит только от денежной массы, величина еёопределяется спросом на деньги со стороны хозяйства, и чем меньше государствовмешивается в формирование этого спроса, тем лучше. Устанавливается, такимобразом, почти функциональная зависимость динамики цен от количества денег вобращении.
Следует подчеркнуть, что и ранее в период перестройки и донеё, очень многие экономические проблемы решались повышением цен: выполнениеплана по «валу» и прибыли, обоснование численности занятых и рост заработнойплаты. Рост цен происходил и обоснованно, и скрытым образом. Государственныепредприятия, пройдя процесс приватизации, стали делать то, что им было преждезапрещено: повысили цены на продукцию, и доходы своих сотрудников. При этомони вовсе не стали активными субъектами рыночной экономики, и приватизация малочто изменила. Они не поставили своей целью получение максимальной прибыли, астремились и стремятся к получению максимальных личных доходов, прежде всегоруководства предприятий. В ходе реформ была сделана ещё одна попытка ограничитьрост доходов и был введён налог на превышение нормативного фонда заработнойплаты, который критиковали со всех сторон. С 1 января 1996 г. его отменили.Объём прибыли за 1996 г. сразу упал в отраслях реального сектора даже вноминальном исчислении против 1995 г. в 2 раза, при росте индекса дефлятора ВВПза 1996 г. на 50%. Такое сочетание динамики объёма прибыли и уровня ценобъясняется тем, что предприятия всячески занижают прибыль в своей отчётности,чтобы не платить налоги и использовать большую долю валового дохода на нуждыпотребления. Естественно, что у предприятий нет склонности и к инвестированию,объёмы капитальных вложений падают больше, чем текущее производство,амортизация практически потеряна как источник инвестиции, она растворилась вобщей валовой выручке. Предприятия не только стремятся к максимальному ростуцен, но и стараются присвоить все инфляционные доходы. Именно поведениепредприятий является основной причиной инфляции, и вследствие этогопреобладающеё формой её в России является не инфляция спроса, которая как-тосвязана с денежной массой, а инфляция предложения, называемая часто, нонеточно, инфляцией издержек. Она означает, что в связке «денежная масса –уровень цен» исходным является уровень цен, а денежная масса приспосабливаетсяк нему. Упорное следование в этом случае политике ограничения роста денежноймассы не уменьшает инфляцию, а создаёт дополнительные трудности в хозяйстве,которые в конце концов сводятся к падению объема производства.
Сторонники классического монетаризма весьма раздражённореагируют на мнение, что инфляция в России имеет в основном не монетаристкийхарактер. Сыплются обвинения в непонимания элементарных истин, внекомпетентности и т. д. Один из аргументов в этом споре тот, что экономическиезаконы во всех странах одинаковы. Но тут дело решается конкретным анализом,можно, конечно, найти некоторые общие положения экономической теории,одинаковые для всех стран, вроде того, что люди везде нуждаются в еде, жилище ит. п. Но конкретные экономические отношения на уровне сделок, нормы сбереженияи другие факторы могут существенно различаться. Это относится и к вопросу освязи динамики цен и количества денег. Главный аргумент в этом спорезаключается в том, что наши предприятия не ведут себя как стандартные субъектырыночной экономики. Отсюда и преобладание инфляции предложения.
Помимо различения видов инфляции (спроса, предложения) важноучесть, что на инфляцию влияют не только экономические, но также и политическиеи социальные факторы. В этой связи понятно, что характеристика инфляции как«чисто денежного явления» неприемлемо для большинства стран, хотя никто неотрицает возможную зависимость между денежной массой и уровнем цен.
Необоснованная антиинфляционная политика в течение 1992-1997гг., выразившаяся в зажиме денежной массы привела к глобальному ростунеплатежей, массовому распространению суррогатов денег, повышению роли бартерав хозяйственных связях. Эти процессы только с первого взгляда представляются«техническими»: на самом деле за ними скрываются глубокие провалы ворганизации нормального производства и обращения товаров. Необходимо такжеотметить потерю Центральным банком эмиссионного дохода, который мог быобразоваться при нормальном росте денежной массы и в свою очередь смягчитьпроблему государственной задолженности. «Натурализация» хозяйственных связейрезко уменьшая налоговую базу, позволяет предприятиям снижать налоговыеплатежи, а то и вовсе их избегать. Многие исследователи отмечают, что уровеньцен в сделках, по которым осуществляется бартер проводятся зачёты, применяютсясуррогаты денег, значительно выше, чем в условиях нормального денежногообращения. А это и есть форма замаскированной инфляции. Уровень «подпольных»цен совершенно произволен, они устанавливаются не по рыночным правилам, а посоотношению силы. Слабой стороне навязываются невыгодные условия, а «некто»получает повышенные доходы. Всё это создаёт условия для появления специальныхструктур, осуществляющих подобные операции, получающих от них большие выгоды изаинтересованных в сохранении таких архаичных, странных, но для России, ксожалению, реальных отношений. Естественно, что эти формы хозяйственных связейсоздают питательную среду для мошенничества, порождают «тень» и криминал.
Созданная за годы реформ ситуация глобального денежного голодав реальном секторе исключает его нормальное развитие. У предприятий не достаётоборотного капитала, ограниченность свободных денежных ресурсов резко повышаетпроцент, т. е. плату, за их привлечение, поэтому кредит недоступенпредприятиям. Суррогаты денег не могут выполнять функцию накопления исбережения, предприятия теряют возможность сформировать хоть какие-тоинвестиционные ресурсы. Они утрачивают не только ресурсы для расширенияпроизводства, на и стимулы к этому. В конце концов в результате такого методаподавления инфляции происходит падение производства и ещё большее падениекапитальных вложений.
Платёжный кризис в ходе реформ первоначально возник какследствие упразднения государственного банка, который и осуществлял все расчётыв хозяйстве и в стране. Предприятия, оказавшиеся в принципиально новойобстановке, тем не менее по инерции считали, что все вопросы расчётов изадолженности решает государство, т. е. его банк. Новая система расчётов сталапостепенно складываться на основе создаваемых коммерческих банков и РКЦ ЦБ. Упредприятий резко выросла потребность в собственных оборотных средствах и взаёмных средствах, но коммерческие банки ссуд им не давали. К этому жедобавилось то обстоятельство, что в первый год либерализации цены выросли вдесятки раз и собственные оборотные средства предприятий соответственнообесценились. Если бы предприятия действительно стали субъектами рынка, онидолжны были бы из возросших инфляционных доходов сформировать оборотныесредства, нужные для нормальной работы. Но их израсходовали на другие нужды. Впервый год государство пошло на уступки и провело в 1992 г. централизованныйвзаимозачёт долгов предприятий. Но в последующие годы таких мер уже непринимали. И вот тут то провозглашённая политика ограничения роста денежноймассы как главного средства борьбы с инфляцией, толкнуло предприятия на путьбартера, использование суррогатов денег и просто накоплению задолженности.
После финансового кризиса августа 1998 г. новое руководство ЦБтрижды проводило межбанковские зачёты по сокращению взаимной задолженностимежду предприятиями, что оказало положительное влияние на денежный оборот.Однако такие зачёты не могут стать регулярным и главным средством сокращениянеплатежей. Основной путь – восстановление общепринятых форм денежногообслуживания хозяйственных связей. Это нормализует состояние предприятий иуменьшает шансы на развитие инфляции. Пересмотр политики искусственногозанижения денежной массы предполагает более активное использование эмиссииденег как предпосылки улучшения общего экономического состояния народногохозяйства. Относительно эмиссии создан устойчивый стереотип некоего монстра,парализующего всю хозяйственную жизнь. Однако, связь между эмиссией и ростомцен вовсе не автоматическая. То, что сказано о зависимости динамики цен отденежной массы, включает в себя и влияние эмиссии на цены. Кроме того, оченьважное значение имеют способ и адрес эмиссии. Надо твёрдо решить, как и комудавать эмиссионные деньги. Очень сложный вопрос – погашение за счёт эмиссиидолгов бюджета. Вообще этого лучше не делать, но в нынешней нашей ситуациидопустимо использование эмиссии для снижения бюджетной задолженности вограниченных размерах.
Можно ли полностью исключить повышение цен вследствие эмиссииденег? Скорее всего нет, но следует учесть, что, как свидетельствует нашадействительность, за годы реформ произошло существенное относительноесокращение денежной массы, а значит, образовался определённый резерв безинфляционного роста количества денег в обращении. При соответствующей подготовительнойработе этот резерв можно было бы использовать без нежелательных последствий.Но рост цен в конце 1998 г. свидетельствует, что это не удалось.
Антиинфляционная политика реформаторских правительств,проводимая до августа 1998 г. помимо безоглядного ограничения денежной массывключала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицитабюджета. В течение 1995-1996 гг. всё обстояло относительно благополучно, нозатем начались сбои. Главной причиной конечного провала попыток «цивилизованного»покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двухнаправлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Государство подошло кроковой черте: поступления денег от продажи новых выпусков государственныхбумаг стали меньше платежей по погашению прежних выпусков. Это произошло уже вконце 1997 – начале 1998 гг. Главным результатом действия в этой ситуацииправительства и ЦБ стало обвальное падение курса рубля и в этом выявилосьнаглядное доказательство бессмысленности той антиинфляционной политики, котораяими проводилась, начиная с 1995 г. результатом политики, направленной наподавление инфляции и сохранение стабильного курса рубля, стали вспышкаинфляции и падение курса рубля. Основной вывод из всего этого: нельзяподавлять инфляцию любой ценой, и прежде всего за счёт падения производства,отрывать денежно-кредитную сферу и рынок ценных бумаг от состояния реальногосектора. Конвертируемость рубля должна следовать за достижением устойчивого изначительного по своим объёмам экспорта товаров и услуг, а обратнаяпоследовательность событий ведёт к бесконечному обе5сценению национальнойвалюты.
В создавшейся ситуации надо, видимо, признать неизбежностьповышенной инфляции в течение ближайших 2-3 лет – на уровне 30-40% в 1999 г. свероятным понижением в последующие годы. Надо отказаться от политики подавленияинфляции любой ценой и попытаться в условиях обозначенной инфляции организоватьоживление производства.
После финансового кризиса августа 1998 г. инфляцию сталопределять курс рубля, именно его падение вызвало вспышку цен вавгусте–сентябре и продолжающийся их рост в октябре-ноябре. Денежная масса вавгусте была ниже, чем в начале года. Падение курса рубля было результатом 2-хсущественных факторов: образования большой краткосрочной задолженностинерезидентам и отставания «коридорного» курса рубля от уровня инфляции. Новоеруководство ЦБ отказалось от валютного коридора и перешло к плавающему курсырубля. В нынешней ситуации это, видимо, правильно, так как серьёзных валютныхрезервов для поддержания заранее установленного курса нет. Вместе с темплавающий курс означает значительный рост возможности усиления инфляции.
Своеобразием нашей экономической ситуации является постоянныйспрос на наличные доллары. Доллар стал внутренней валютой России, точный объёмего наличной массы в России неизвестен, но он значительно больше рублёвойденежной массы. Спрос на доллары обусловлен тем, что население и многие фирмыиспользуют доллары как средство накопления и сбережения.
При определении перспектив инфляции нельзя не упомянуть окризисе государственных финансов, подогревшим августовский крах. Неспособностьправительства оздоровить бюджет сыграло роковую роль. Необходимо добитьсярешительного сокращения дефицита федерального и консолидированного бюджетов,выплатить долги получателям бюджетных денег, взыскивая долги бюджету. Нужнырешительные и болезненные меры. Это серьёзный экзамен для нового правительства.Разумеется, только жёсткостью политики всех проблем не решить. Нужны реальныесдвиги в состоянии производства, увеличении его объёмов. Лучшаяантиинфляционная политика в ближайшие годы – это рост производства, инвестицийи экспорта.
Возможные пути выхода из структурного кризиса
Существует немало предложений и сценариев по выводу денежнойсистемы и всей экономики России в целом из кризиса. Каждый из этих сценариевимеет определённые недостатки и свои положительные стороны. Рассмотрим основныеиз этих сценариев.
Правительство РФ предлагает свою программу стабилизацииэкономики и финансов. Главными задачами этой антикризисной программы являются:
остановка развития кризисных явлений в финансовой системестраны;
преодоление кризиса доверия граждан России и инвесторов кгосударственным институтам страны (по сути дела этот пункт представляет собойпреодоление основной причины, которая явилась ядром нынешнего финансовогокризиса).
Решение указанных задач в ходе реализации программы должнообеспечить снижение процентных ставок до 20-25% годовых, доступность кредитадля российских предприятий. Результатом будет возобновление экономическогороста и, следовательно, повышение уровня жизни населения.
Чтобы добиться этого, Правительство считает необходимымрешительные действия по следующим основным направлениям :
разрешение бюджетного кризиса: сокращение бюджетногодефицита, обеспечение превышения доходов над расходами. Это позволитсоответственно сократить государственный долг и расходы по его обслуживанию;
создание условий для оживления производства, преодолениенеплатежей, бартера, восстановление нормального товарно-денежного оборота темсамым для роста доходов в экономике и расширения налогооблагаемой базы.
Правительство РФ не гарантирует, что благодаря выполнениюданной программы будут решены все проблемы российской экономики, но финансовыйкризис будет преодолён и Россия окажется менее чувствительной к новымколебаниям мировой финансовой конъюнктуры, сможет вплотную заняться задачамиреконструкции экономики с целью достижения современных критериев развитойиндустриальной страны.
К сожалению, в течении 1999 г. данная программа не оправдалавозложенных на неё надежд, были достигнуты лишь частичные сдвиги вположительном направлении.
Согласно Н. Шмелёву, член корреспонденту РАН, никакой«хороший» сценарий выхода из кризиса в перспективе 1,5-2 лет, похоже, не просматривается.Он предлагает 2 возможных сценария развития экономики России:
«плохой» сценарий –источников восстановления равновесия вбюджете, на денежно-финансовом рынке и в целом в экономике любой страны,попавшей в сходное положение, немного. Все они известны, и все они в той илииной мере должны быть сегодня использованы. Первый источник – рост доходовгосударственного бюджета и сокращение его расходов. В настоящее время в Россииогромны резервы заметного роста доходной части бюджета – снижение уровняналогообложения (и, как следствие, резкое расширение налогооблагаемой базывплоть до возвращения значительной части ушедшей «в тень» экономики),установление государственной монополии на спиртное, увеличение таможенныхсборов, акцизов, продажа земли и т. д. Второй источник – займы внутри страны иза рубежом. Третий – сбережения населения и российские капиталы, эмигрировавшиеза границу. Четвёртый источник восстановления равновесия в денежно-финансовойсистеме, принудительного обесценения государственных внутренних долговыхобязательств и снижение дефицита платёжного баланса – девальвация рубля. Этотисточник использован, девальвация де-факто уже произошла дальнейшая егодевальвация приведёт к катастрофе. И, наконец, пятый источник – эмиссия.Неизбежная эмиссия должна быть, однако, во-первых, очень ограниченной,во-вторых, строго целевой, «точечной», в-третьих, не столько эмиссиейналичности, сколько кредитных денег. Изложенный «плохой» сценарий неизбежносвязан со значительными потерями как для населения, так и для наших внутреннихи внешних инвесторов: ростом цен, резким снижением реальной зарплаты и пенсий,обесценением рублёвых и валютных частных вкладов и т. д.
«очень плохой» сценарий – возможен в 2-х вариантах:«монетарном» и «директивном». «Монетарный» основывается по существу надвухходовой комбинации: сначала запустить на полную мощность печатный станок,обесценить рубль, расплатиться со всеми внутри страны полностью обесценившимисярублями, а затем накрепко привязать его к доллару. Можно заранее сказать, что вконкретных наших условиях, этот план обречён на скорый и вероятно болееоглушительный провал, чем крах «пирамиды» ГКО. «Директивный» сценарий – этоадминистративно фиксируемые цены, подавленная инфляция, «чёрный» товарный мвалютный рынок, резкое сокращение импорта и т. д. Сегодня такой сценарийприведёт в конце концов к всеобщей смуте, полному развалу экономики.
Таким образом, сложившаяся напряжённая обстановка в стране непозволяет больше прибегать к ломовым приёмам. Первейшим политическим приоритетомПравительства и ЦБ на ближайшую перспективу должно стать максимально возможноевосстановление доверия населения к российскому государству, рублю, подорванногов ходе реформ последних лет.
Свою программу финансовой стабилизации в России предлагаетпредставитель Контрольно-счётной палаты Москвы В. Г. Белолипецкий. Онутверждает, что первым шагом на пути выхода из финансового кризиса являетсявосстановление платёжной системы страны. В качестве исходных предпосылок такойстабилизации Белолипецкий предлагает :
неизменный объём денежной массы, сложившейся в предкризисныйпериод. При этом в расчёт принимается вся денежная масса, включая денежныесуррогаты;
денежная эмиссия, которая должна предполагать замещениереальными деньгами денежных суррогатов;
эмитированные деньги должны быть обязательно включены вхозяйственный оборот, а не попадать сразу на рынок, вызывая неизбежный всплескинфляции;
первоначальный объём эмиссии должен быть направлен нанемедленное восстановление платёжной системы, а её практическое осуществлениедолжно проходить в контексте глубокой реструктуризации национальной банковскойсистемы.
Реализовать на практике вышеизложенные предпосылки вполневозможно в кратчайшие сроки. Для этого потребуется решимость и предельнаяконцентрация усилий властей над решением этой фундаментальной проблемы.
Помимо экономистов свои варианты вывода денежной системы изкризиса предлагают все политические партии и течения. В частности В. В.Жириновский видит выход из сложившейся ситуации в коренных реформах, которыедолжны начаться с Центрального банка, который организует систему движения денегпо стране, эмиссию денег, кредитно-денежную политику. Кроме этого, он считаетсовершенно необходимой эмиссию, однако её следует направлять не на зарплаты ипенсии, что приведёт к инфляции, а на инвестиционные цели, в результате чегоденьги будут медленно, постепенно переходить на потребительский рынок, которыйбудет усваивать их без всяких вредных последствий.
Сравнивая все предлагаемые варианты выхода из кризиса можнозаметить, что многие положения в них совпадают почти полностью (как, например,вопрос о необходимости эмиссии), но кое- где существуют и значительныеразногласия (например «монетарный» и «директивный» пути развития). Из-за этогонеобходимо очень тщательное осмысление каждого из предлагаемых путейстабилизации денежной системы России, для выбора наиболее безопасного иэффективного из них.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.studentu.ru