Теоретические основы деятельности муниципального образования пообеспечению социальных гарантий детства
Содержание
1. Сущность понятий «детство», «социальныегарантии детства» в современной психолого-педагогической литературе
2. Анализ нормативных документов по проблемам детства
/>1. Сущность понятий«детство», «социальные гарантии детства» в современнойпсихолого-педагогической литературе
Рассмотрим различные взгляды накатегории «детство», «гарантии детства», существующиетрадиции и отношения к толкованию этих понятий.
Исследованию понятий «дети»,«детство» уделяет большое внимание Н.Н. Суртаева. Ею исследованыпозиции таких авторов, как И.И. Будницкая, А.А. Катаев, К. Девис, Дж. Гарбарено,Е.Б. Бреева и др. Рассмотрим некоторые из них.
Так, И.И. Будницкая, А.А. Катаевотмечают, что наиболее распространенным является определение категории «дети»как группы населения, находящейся в переходном периоде, цель которого — интеграцияи социализация детей в общество «на равных» со взрослыми.
К. Девис, Дж. Гарбарено считают,что дети не являются равноправной частью общества, они лишь готовятся для этого.
Е.Б. Бреева считает, что неследует противопоставлять детей и взрослых как две группы населения, так каккаждая из них имеет свои достоинства, свои функции. Дети, как и взрослые, имеютсобственное мнение, собственные взгляды, но отличаются жизненным опытом,уровнем знаний, умений. Они могут принимать различного рода решения, неприбегая к помощи взрослых, но им нужна их поддержка (экономическая и моральная).
В словаре по психологииотмечается, «детство» — термин, обозначающий начальные периоды онтогенеза(от рождения до подросткового возраста). Отмечается, что детство, будучисоциокультурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет своюисторию развития. Главная социальная функция детства, состоящая в подготовкечеловека к взрослому самостоятельному труду, определяет специфику возрастнойпериодизации, продолжительность и своеобразие детства. На характер и содержаниеотдельных периодов детства также оказывают влияние конкретные социально-экономическиеи этнокультурные особенности общества, в котором растет ребенок, и, в первуюочередь, система общественного воспитания.
В психологическом словарекатегория «детство» рассматривается как этап онтогенетическогоразвития индивида, начинающийся с рождения ребенка и заканчивающийся егонепосредственным включением во взрослую жизнь. Исторически возрастные границыдетства изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, преждевсего, усложнением содержания задач обучения и воспитания детей, которые, всвою очередь, являются следствием прогресса экономических и социальныхтехнологий.
Д.И. Фельдштейн пишет, чтодетство — это хорошо известное, но (как это ни странно звучит) мало понятноеявление социального мира. Термин «детство» используется широко,многопланово и многозначно. Как особый социальный феномен детство исторично. Наразных этапах развития общества оно имело разное содержание и структуру. Какособое явление социального мира детство имеет свои определенные характеристики.Функционально детство представлено как объективно необходимое состояниев динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающегопоколения и поэтому подготовки к воспроизводству будущего общества. В своем содержательномопределении — это процесс постоянного физического роста, накопления психическихновообразований, освоения социального пространства, рефлексии всех отношений вэтом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, котораяпроисходит в постоянно расширяющихся, усложняющихся контактах ребенка свзрослыми и другими детьми, взрослым сообществом в целом. Сущностно детствопредставляет собой особую форму проявления, особое состояние социальногоразвития, когда биологические закономерности, связанные с возрастнымиизменениями, в значительной степени проявляют свое действие.
Автор отмечает, что главной,внутренне заложенной целью детства в целом и каждого ребенка в частности,является взросление — освоение, присвоение, реализация взрослости. Эта же цель- взросление детей, — субъектно имеющая другую направленность — обеспечить этовзросление, — выступает главной для взрослого мира.
Нормальное развитие детствапредполагает субъектный принцип построения отношений между взрослыми и детьмикак субъектами взаимодействия. Однако в современном обществе прослеживаетсяиная картина — деформированные взаимоотношения взрослых и детей. Автор выделяетпричины сложившейся ситуации. К ним он относит следующие:
Слабо структурированная, сложнаясистема отношений общества, государства и конкретных взрослых с детьми, т.е. взаимоотношенияна общественном, государственном и индивидуальном уровнях. Очевиденсерьезныйдефицит внимания, уважения к ребенку.
В характеристике реальнойпозиции современного детства и его отношений с взрослым миром важнейшеезначение имеют особенности социального статуса детства в обществе и внутренниесвязи в нем самом, которые в настоящее время, по существу, блокированыобществом, где рухнули многие компоненты и структуры воспитательного процесса. Внашей стране«легко и быстро отказались не только от идеологизированныхпионерской, комсомольской организаций, но и вообще от всех детскихсамодеятельных объединений». Однако дети испытывают потребность в развитиимногоплановых связей между собой, в организации особых социальных структур,которые несут определенную нагрузку как в детском социуме, так и во взросломмире.
Во взрослом мире реально невыработано отношение к детству как к субъекту взаимоотношений, поэтомуотсутствует дифференцированная позиция к характеру, условиям его социальногосозревания. Это проявляется в том, что взросление, самостоятельность,общественная ценность растущего
человека не подчеркиваются, нефиксируются, атрибутно не обозначаются. Сложный процесс социального развитияребенка, овладения опытом социальных действий и отношений плохо регулируется,что затормаживает, осложняет социальное созревание подростков и юношей.
Серьезную психологическую роль вхарактеристике отношений взрослого мира и детства играет отсутствие доверия крастущим людям, выведение их за пределы социально значимых дел. Так, в школахдо сих пор не создаются условия для включения детей в ситуации, требующиепроявлениями социальной ответственности.
В организации отношенийвзрослого мира и детства нарушен принцип непрерывности характера воспитания ине реализованы возможности поступательного процесса развития личности. «Второстепенность»воспитания привела к непростительным просчетам в важнейших областях развитияличности, в частности, к разным формам противодействия взрослым.
Фельдштейн Д.И. подводит кпониманию того, что забота о детях, их росте, взрослении проявляется взрослыммиром на двух уровнях отношений:
1) эмоциональном — объективноимеющаяся и проявляющаяся любовь и симпатия к младшим;
2) на моральном — социальнаяответственность за будущие поколения, включающая осознание и своего будущего,обязанности по отношению к детству и формирование будущих обязанностей детей поотношению к взрослым.
До XXIвека детство находилось на периферии общественных интересов; оно, в основном,воспринималось как неразвитость, невыраженность взрослых черт и качеств. Всовременной цивилизации детство отделено от взрослости специальными переходнымиэтапами — отрочеством и юностью.
О парадоксах детского развитияписали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Соколянский и многие другие. Многие ученыеотмечают, что детство — это период усиленного развития, изменения и обучения,период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себепроцесс развития.
Свои лекции в Московскомуниверситете Д.Б. Эльконин неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксовдетского развития, заключающих в себе необходимость исторического подхода кпониманию детства. Рассмотрим их.
Человек, появляющийся на свет,наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Пофизическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности испособам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе.
Однако по состоянию в моментрождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства — у ребенкаотсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоитживое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнееэто существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, которыйпредопределяет историю детства.
В ходе истории непрерывно рослообогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетиячеловеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же времяноворожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологовоб анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можнопредположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном неотличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.
Детство — период, продолжающийсяот новорожденное до полной социальной и, следовательно, психологическойзрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческогообщества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равнапродолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детствачеловека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячилет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления внеразвития человеческого общества и законов, определяющих его развитие.
Продолжительность детства находитсяв прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Исторически понятие «детство»связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определеннымсоциальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни,с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактовбыло собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историкомФилиппом Арьесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежнойпсихологии значительно возрос, а исследования Ф. Арьеса признаны классическими.
Ф. Арьеса интересовало, как входе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалось понятие«детство» и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Егоисследования в области изобразительного искусства привели к выводу, что вплотьдо XII века искусство не обращалось к детям, художникидаже не пытались их изображать.
Детские образы в живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорическихсюжетах. Это — ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображениереальных детей долго отсутствовало в живописи. Никто, очевидно, не считал, чторебенок заключает в себе человеческую личность. Если в произведениях искусстваи появились дети, то они изображались как уменьшенные взрослые. Тогда не былознания об особенностях и природе детства. Слово «ребенок» долго неимело того точного значения, которое придается ему сейчас. Так, например, всредневековой Германии слово «ребенок» было синонимом понятия «дурак».
Детство считалось периодомбыстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к детству, по мнению Ф.Арьеса, было прямым следствием демографической ситуации того времени,отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Признаком преодолениябезразличия к детству, как считает французский демограф, служит появление в
XVI векепортретов умерших детей. Он писал, что их смерть переживалась как действительноневосполнимая утрата, а не как вполне обычное событие. Преодоление равнодушия кдетям происходит, если судить по живописи, не раньше XVIIвека, когда впервые на полотнах художников начинают появляться первыепортретные изображения реальных детей. Как правило, это были портретывлиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте. Таким образом, по мнениюФ. Арьеса, открытие детства началось в XIII веке, егоразвитие можно проследить в истории живописи XIV — XVI веков, но очевидность этого открытия наиболее полнопроявляется в конце XVI и в течение всего XVII столетия.
Открытие детства позволилоописать полный цикл человеческой жизни. Для характеристики возрастных периодовжизни в научных сочинениях XVI — XVIIвеков использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной иразговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелось, старость,сенильность (глубокая старость). Но современное значение этих слов несоответствует их первоначальному смыслу. В старину периоды жизни соотносились счетырьмя временами года, с семью планетами, с двенадцатью знаками зодиака. Совпадениечисел воспринималось как один из показателей фундаментального единства природы.
Дифференциация возрастовчеловеческой жизни и в том числе детства, по мнению Ф. Арьеса, формируется подвлиянием социальных институтов, то есть новых форм общественной жизни,порождаемых развитием общества. Так, раннее детство впервые появляется внутрисемьи, где оно связано со специфическим общением — «нежением» и«балованием» маленького ребенка. Ребенок для родителей — простохорошенький, забавный малыш, с которым можно развлекаться, с удовольствиемиграть и при этом учить его и воспитывать. Такова первичная, «семейная»концепция детства. Стремление «наряжать» детей, «баловать» и«нежить» их могло появиться только в семье.
Однако такой подход к детям, какк «очаровательным игрушкам», не мог долго оставаться неизменным.
Развитие общества привело кдальнейшему изменению отношения к детям. Возникла новая концепция детства. Дляпедагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не вбаловании и увеселении их, а в психологическом интересе к воспитанию и обучению.Для того чтобы исправить поведение ребенка, прежде всего, необходимо понять его.Научные тексты конца XVI и XVIIвеков полны комментариев относительно детской психологии. Отметим, что глубокиепедагогические идеи, советы и рекомендации содержатся и в произведениях русскихавторов XVI-XVII веков.
Концепция рациональноговоспитания, основанного на строгой дисциплине, проникает в семейную жизнь в XVII веке. Внимание родителей начинают привлекать все стороныдетской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизнипринимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение — школа,призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан. Именношкола, по мнению Ф. Арьеса, вывела детство за пределы первых 2-4 летматеринского, родительского воспитания в семье. Школа, благодаря своейрегулярной, упорядоченной структуре, способствовала дальнейшей дифференциациитого периода жизни, который обозначается общим словом «детство». Универсальноймерой, задающей новую разметку детства, стал «класс». Ребеноквступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс. В прошлом жизньребенка и детство не подразделялись на такие тонкие слои. Класс сталопределяющим фактором в процессе дифференциации возрастов внутри самого детстваили отрочества.
Таким образом, согласноконцепции Ф. Арьеса, понятия «детство» и «отрочество» связанысо школой и классной организацией школы как теми специальными структурами,которые были созданы обществом для того, что-
бы дать детям необходимуюподготовку для социальной жизни и профессиональной деятельности.
Следующий возрастной уровеньтакже связывается Ф. Арьесом с новой формой социальной жизни — институтомвоенной службы и обязательной воинской повинностью. Это подростковый илиюношеский возраст. Понятие «подросток» привело к дальнейшейперестройке обучения. Педагоги начали придавать большое значение форме одежды идисциплине, воспитанию стойкости и мужественности, которыми ранее пренебрегали.Новая ориентация сразу же отразилась в искусстве, в частности, в живописи:«Новобранец теперь более не представляется плутоватым и преждевременносостарившимся воякой с картин датских и испанских мастеров XVIIвека — он теперь становится привлекательным солдатом, изображенным, например,Ватто» (Ф. Арьес).
Позже, в XXвеке, первая мировая война породила феномен «молодежного сознания», представленногов литературе «потерянного поколения». «Так, на смену эпохе, незнавшей юности, — пишет Ф. Арьес, — пришла эпоха, в которой юность стала наиболееценным возрастом… Все хотят вступить в него пораньше и задержаться в немподольше». Каждый период истории соответствует определенномупривилегированному возрасту и определенному подразделению человеческой жизни:«Молодость — это привилегированный возраст XVIIвека, детство — XIX, юность — XX».
Как видим, исследование Ф. Арьесапосвящено возникновению понятия о детстве или, говоря иначе, проблеме осознаниядетства как общественного феномена. Но, анализируя концепцию Ф. Арьеса,необходимо помнить психологические законы осознания. Прежде всего, как говорилЛ.С. Выготский [35], «чтобы осознать, нужно иметь то, что должно бытьосознано». Детально изучая процесс осознания, Ж. Пиаже подчеркивал, чтосуществует неизбежное запаздывание и принципиальное различие между становлениемреального явления и его рефлективным отражением.
Детство имеет свои законы и,естественно, не зависит от того, что художники начинают обращать на детейвнимание и изображать их на своих полотнах. Если даже признать бесспорным суждениеФ. Лрьеса о том, что искусство есть отраженная картина нравов, художественныепроизведения сами по себе не могут дать всех необходимых данных для анализапонятия детства, и не со всеми выводами автора можно согласиться.
Исследование Ф. Арьеса начинаетсясо Средневековья, ибо лишь в то время появляются живописные сюжеты сизображением детей. Но забота о детях, идея воспитания, разумеется, появилисьзадолго до средних веков. Уже у Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям.К тому же работа Ф. Арьеса ограничена исследованием детства только европейскогоребенка из высших слоев общества вне связи с социально-экономическим уровнемразвития общества.
На основе изученияэтнографических материалов Д.Б. Эльконин [225] показал, что на самых раннихступенях развития человеческого общества, когда основным способом добыванияпищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов ивыкапывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых,практически усваивая способы добывания пищи и владения примитивными орудиями. Притаких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детейк будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, детствовозникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в системуобщественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиямитруда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей впроизводительный труд отодвигается. По мнению Д.Б. Эльконина, это удлинение вовремени происходит не путем надстраивания нового периода развития над ужеимеющимися (как считал Ф. Арьес), а путем своеобразного вклинивания новогопериода «развития», приводящего к «сдвигу во времени вверх»периода овладения орудиями производства. Д.Б. Эльконин блестяще раскрыл этиособенности детства при анализе возникновения сюжетно-ролевой игры и детальномрассмотрении психологических особенностей младшего школьного возраста.
B. C. Мухина в своём исследовании говорит о том, что детство,детский возраст — период жизни человека от рождения до отрочества (от рождениядо 11 — 12 лет). В этот период ребенок проходит величайший путь в своёминдивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного ксамостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу личности,уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.
«Дети — это нечто большее,чем просто механическая совокупность взаимодействующих людей. Они выступают какстабильная общность, как система».
В период детства интенсивноразвивается организм ребенка: росту сопутствует созревание нервной системы имозга, что предопределяет психическое развитие. В этот возрастной периодребенок развивается со стороны психических функций: общения, воли и чувств. Онначинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность вответственные моменты жизни.
Пройдя путь достижений впредметной, игровой и учебной деятельности, освоив рефлексию на себя и другихкак способ идентификации с идеалом и с реальными образцами, научившисьпринимать позицию ответственности, ребенок становится способным рефлексироватьи на всю совокупность жизненных явлений. Конечно, он по-прежнему нуждается всодружестве взрослого, но он уже предпринимает успешные попытки ксамостоятельному проникновению в глубинную сущность природы и человеческихотношений.
В детстве для ребенка нет ничегоестественнее, чем ощущение любви и защищенности в своей семье. Для ребенкасемья — источник трепетных, эмоциональных переживаний. В ретроспективе жизникаждый человек, обладавший в детстве семейным очагом, бескорыстной любовьюблизких, с сердечной приязнью, благодарно вспоминает эту счастливую пору.
Именно в детстве начинаютскладываться те глубинные различия между детьми, которые во многомпредопределяют будущие сущностные характеристики их индивидуальностей, а,следовательно, и выбор жизненного пути.
Возрастные этапы психическогоразвития не тождественны биологическому развитию. Возрастная периодизация имеетисторические основания. Каждое общество определяет границы детства, исходя изтрадиционно сложившихся возрастных периодов человека.
Огромный фактический материал оразвитии ребенка в раннем возрасте был собран родителями, известнымипсихологами в результате длительных наблюдений развития собственных детей (А.Н.Гвоздев, М. Кечки, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, В Прейер, Н.А. Рыбников, B. C. Мухина, В. Штерн, Д.И. Фельдштейни др.). Н.А. Рыбников в работе «Детские дневники как материал по детскойпсихологии» (1946) дал исторический очерк этого основного метода изученияребенка, анализируя значение первых зарубежных дневников (И. Тэн, 1876).
Путь, который проходит ребенок входе своего превращения во взрослого, не обходится без препятствий,разветвлений и извилин. Наличие ведущих ориентиров на этом пути не исключает вотдельных случаях неуверенности и колебаний. Но сколько существует другихслучаев, когда ребенок стоит перед необходимостью выбирать между действием илиотказом от него. Такие случаи создает окружающая среда — как люди, так и вещи: матьребенка, его близкие, его обычные или необычные встречи, школа — ведьсуществует столько связей, столько различных ситуаций и положений, под влияниемкоторых происходит вхождение ребенка в общество. Речь ребенка выступает какпосредник между ним и объектами его желаний, между ним и людьми — и в силуэтого может являться как препятствием, так и средством, способствующимдостижению целей, тем, чем можно владеть и что можно совершенствовать.
Понимание ребенка каксоциального субъекта и понимание множественности детства и детских миров выдвигаетна первый план наиболее острые социальные проблемы, такие как детская бедность,беспризорность, преступность, наркомания и т.д. «Другие» дети,требующие к себе повышенного внимания, постоянно «создаются» нетолько на макросоциальном уровне, но и микроуровне, в процессе повседневногоразвития и общения со сверстниками. Поэтому возникает необходимость выделенияразличных групп детей.
Дети, находящиеся в труднойжизненной ситуации, — дети, которые самостоятельно не в состоянии решитьпроблемы жизнедеятельности, возникшие у них под воздействием тех или иныхобстоятельств.
Выделены следующие категориидетей, находящихся в трудных жизненных ситуациях:
дети, оставшиеся без попеченияродителей;
безнадзорные и бездомные дети;
дети — инвалиды;
дети, имеющие недостатки впсихическом и физическом развитии;
дети — жертвы вооруженных имежнациональных конфликтов, экологических, техногенных катастроф, стихийныхбедствий;
дети — жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание ввоспитательных колониях в виде лишения свободы;
дети, находящиеся в специальныхучебно-воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущихсемьях.
Дети, оставшиеся безпопечения родителей, — дети в возрасте до 18 лет, которые остались безпопечения единственного или обоих родителей по различным причинам. К основнымпричинам относятся:
отсутствие родителей или лишениеих родительских прав, ограничение их в родительских правах;
признание родителей безвестноотсутствующими, недееспособными, объявление их умершими;
нахождение родителей в лечебныхучреждениях или местах лишения свободы;
уклонение родителей отвоспитания детей или от защиты их прав и интересов и прочие.
Дети, подростки «группыриска» — дети, которые в силу различных причин генетического,биологического и социального свойства уже приходят в школу психически исоматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальнойдезадаптации.
Дети — сироты — дети ввозрасте до 18 лет, у которых умерли оба родителя. Основные категории детей — сирот:отказный, подкидыш, отобранный, подопечный.
Дети с особыми нуждами — тедети, которые имеют отклонения от нормы. К ним относятся: умственно отсталыедети, дети с задержкой психического развития, дети с нарушениями речи, слуха,зрения, опорно-двигательного аппарата, поведения, эмоционального развития, скомплексными дефектами, с проблемами развития.
Дети улицы — дети,результат воспитания которых определен улицей, она для них является роднымдомом.
Типы детей улицы:
дети, воспитанием которыхзанимаются не родители, а те, кто окружает их на улице;
дети, периодически уходящие изсемьи на короткое время и возвращающиеся домой;
дети, пребывающие вне семьи отнескольких недель до полугода;
дети, живущие на улицедлительный срок;
воспитанники сиротскихучреждений.
Демографическая ситуация в Россиихарактеризуется дальнейшим сокращением числа детей, что обусловлено, главнымобразом, низким уровнем рождаемости.
На начало 2008 г. численностьдетей в возрасте до 18 лет составила 31,6 млн. человек, число родившихсянесколько увеличилось (на 3,5% больше, чем в 2006г) — Несмотря на это в целомдемографические процессы имеют крайне неблагоприятные для будущего странысочетания: высокую смертность, низкую рождаемость, рост числа разводов,увеличение числа рожденных вне брака детей.
Особенную тревогу вызывает тотфакт, что среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного уровня былизарегистрированы в 58,4% семей, получавших пособие на период отпуска по уходуза ребенком до 1,5 лет. Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми исреднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что онипо-прежнему остаются основной причиной бедности населения. В целях усилениягосударственной поддержки этих семей необходимы специальные меры по обеспечениюроста реальных доходов населения, роста реальной заработной платы, пенсий,пособий и других социальных выплат.
Сохраняющийся низкий уровеньздоровья современных подростков во многом связан с социальными условиями жизнии распространенностью поведенческих факторов риска, что говорит об особойактуальности профилактических программ и формировании здорового образа жизнидетей и подростков.
Актуальной проблемой остаетсяобеспечение прав детей на образование, нарушение которых начинается уже наступени дошкольного образования. При приеме детей в 1 класс требуют незаурядныхспособностей, применяют конкурсный отбор. От так называемых «трудных»детей и подростков школы стараются избавиться путем «отсева».40%опрошенных детей связывают свой уход из школы из-за конфликтов с учителями,примерно столько же считают, что их из школы выгнали.
Нередки случаи необоснованногоотказа выпускникам основной школы в продолжении образования в 10 — 11 классах.
В Уставах школ не прописываютсяправа на доступность и адаптивность образования, не отражаются формыпедагогической пропедевтики. Результаты проверок подтверждают, что далеко некаждый педагогический коллектив озабочен организацией индивидуальной работы сдетьми, подростками, испытывающими трудности в обучении.
Тревожная ситуация в последнеевремя складывается в связи с таким явлением, как дети, оказавшиеся внеобразования из-за неблагополучного положения в семье, отсутствия специальныхпрограмм необходимого уровня, методов воспитания и обучения таких подростков. Этоведет к тому, что в дальнейшем приходится затрачивать огромные усилия исредства на их реабилитацию и образование.
Особые трудности возникают вшколах при обучении детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, сирот.Всё это требует особых подходов, путей, создания условий для обеспечения правдетей на образование.
Решение этих и других проблем,связанных с обеспечением гарантий детства, требует взаимодействиягосударственных структур с общественными объединениями и представителямибизнеса: обсуждения и выработки стратегии и тактики, посильного вклада каждогов общее дело, совместных программ, возможности наиболее эффективногоиспользования профессиональных ресурсов, общественных инициатив.
Общественные объединения иорганизации, представляющие собой один из элементов гражданского общества,также играют важную роль в решении проблем детства. Своей деятельностью онивносят вклад в разработку и реализацию государственных федеральных,региональных и местных программ по вопросам развития, воспитания, образованиядетей, охраны здоровья, организации их отдыха и досуга, выступают ссамостоятельными программами и реализуют их, уделяя при этом особое вниманиедетям, нуждающимся в попечении общества.
Круг вопросов, которыйохватывает деятельность этих организаций, широк и многообразен: реализацияобразовывающих и развивающих программ для детей и подростков; оказание широкогоспектра социальных услуг, в том числе детям и семьям, оказавшимся в труднойжизненной ситуации (наркоманам, детям — инвалидам и др.) ‘. профилактическаяработа с детьми и подростками «группы риска», их позитивнаясоциальная адаптация, жизнеустройство; защита прав и законных интересов детей ипрочие.
Очень важно, что деятельностьнекоторых из них сосредоточена, в основном, по месту жительства семей с детьми,в результате чего она проводится эффективно и своевременно.
Потенциал общественныхорганизаций необходимо задействовать для реализации таких направлений, как:
поддержка семей в интересахобеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений;
профилактика социальногосиротства и безнадзорности;
организация досуга детей,подростков и молодежи в рамках культурных, творческих и спортивно — оздоровительныхинициатив;
развитие семейных формустройства детей, оставшихся без попечения родителей;
социальная реинтеграциявыпускников интернатных учреждений;
профилактика детскойинвалидности;
реабилитация детей — инвалидов,содействие распространению интегрированного образования, позволяющего ребенкуиспользовать свои собственные ресурсы для полноценного развития;
содействие защите прав и интересовдетей.
Таким образом, мы рассмотреливзгляды разных ученых и исследователей на сущность понятия «детство».В содержание понятия «детство» мы вкладываем следующий смысл:
период жизни человека отрождения до достижения 18-летнего возраста с определённым социальным статусом,с кругом прав и обязанностей;
период подготовки к полноценнойжизни в обществе;
период развития общественнозначимой и творческой активности;
период воспитания нравственныхкачеств, патриотизма и гражданственности.
Из восемнадцати лет детствадесять-двенадцать лет среднестатистический ребенок проводит в сфере образования.Поэтому должна быть создана определенная структура социальных институтов,деятельность которой будет направлена на реализацию социальных гарантийдетского населения.
В политической энциклопедиисоциальные гарантии рассматриваются как материальные и юридические средства,позволяющие всем членам общества реализовать свои социально-экономические права- право на труд, на отдых, на жилище, бесплатное образование и бесплатнуюмедицинскую помощь и т.д.
В российской социологическойэнциклопедии социальные гарантии трактуются как материальные и юридическиесредства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических исоциально-политических прав членов общества. При помощи социальных гарантийобеспечивается социальная защищенность.
Социальные гарантии детства намипонимаются, как создание условий (материальные и духовные средства, нормативно- правовая база, структура муниципального образования и т.д.) для обеспечениянормальной жизнедеятельности ребенка в условиях образовательного пространствагорода с целью удовлетворения его потребностей в саморазвитии и самореализации./>2. Анализ нормативныхдокументов по проблемам детства
Жизнь выдвинула перед теорией ипрактикой образования и воспитания новую проблему: как изменить взаимоотношениявзрослого и ребенка, чтобы не вынуждать последнего, подчиняясь законамвзрослых, уходить «в глухую защиту», противостоять насилию. Обществосозрело, чтобы осмыслить и понять, что детство — особая область человечества,которая имеет право на уважительное обращение.
Дети не сами по себе являютсябудущим. Дети являются лишь той возможностью, требующей колоссальной работывсего «взрослого» общества, которая дана любому народу, любой странев мире для его сохранения в истории и культуре.
Наивно предполагать, чтосуществуют механизмы саморазвития детства в благополучное состояние «взрослости».Еще более наивно и преступно доверяться внешним агентам развития и формированиядетства во взрослое поколение.
Скрупулезная работа повыпестованию детства в здоровое и сильное поколение принадлежит только тем, ктоявляется родителями — отцами и матерями детей, как прямыми, так и косвенными — несущимигруз «родительской» ответственности за конкретную территорию.
С нашей точки зрения работа повыращиванию, выпестованию детства и детей должна строиться относительно двухвекторов — воспроизводства и развития.
Воспроизводство являетсянеобходимым условием обеспечения качества потенциала детства в целом и каждогоребенка персонально и описывается параметрами безопасности детства. Развитиесвязано с теми перспективами, которые открываются и обеспечиваются каждомуребенку.
На пересечении процессов,связанных с воспроизводством и развитием конкретной территории, лежит новыйобъект любой региональной политики-перспективное и безопасное детство.
Рассмотрим нормативные основы попроблемам детства в трех аспектах: на международном уровне, федеральном уровнеи региональном уровне.
Международным нормативнымдокументом является Конвенция о правах ребенка (1990г) на жизнь, ненасилие,свободу, защиту и др. Россия, как и все остальные государства, ратифицировавшиеКонвенцию, не только обязуется соблюдать ее положения, но и несетответственность перед международным сообществом в случаях их невыполнения. ТребованияКонвенции имеют силу норм международного права. Главные цели Конвенции — максимальнаязащита интересов ребенка, признание приоритетности этих интересов и провозглашениеравных прав ребенка с взрослыми.
Положения этого документасводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей:выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Вэтом акте заложены два основополагающих принципа. Первый — ребенок являетсясамостоятельным субъектом права. Второй — приоритетность интересов детей передпотребностями семьи, общества, религии. Свобода, необходимая ребенку дляразвития его интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует нетолько здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровняздравоохранения, обеспечения норм питания, одежды и жилища, но и всегдапредоставления всего этого в первоочередном, приоритетном порядке.
Взаимоотношения взрослых и детейсогласно Конвенции должны строиться на такой нравственно-правовой ипедагогической основе, когда уважение к личности ребенка, к его мнению,взглядам и желаниям принимается не только как норма общечеловеческой культуры,но и как норма права. Родитель и ребенок, учитель и ученик должны статьравноправными субъектами права, строя свои отношения на взаимном уважении идоброжелательном отношении друг к другу.
Права ребенка, выделенные вКонвенции (их 38), относятся ко всем сферам деятельности, в том числе и кобразовательной. Как отмечают авторы, права ребенка, как неотъемлемая частьправ человека, должны служить тем фундаментом, на котором строится национальнаясистема образования и воспитания в любой стране мира. Система образования,образовательное учреждение — это то место, где ребенок проводит основную частьсвоего времени, и как раз здесь он может быть ущемлен в своих правах внаибольшей степени. Однако именно в рамках системы образования и может бытьсоздан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур,занимающихся проблемами обеспечения социальных гарантий детства. Кроме того,соблюдение прав детей, обеспечение социальных гарантий, рассмотренное в широкомсмысле и зависящее от политики государства в отношении детства, — условие и залогэффективного функционирования системы образования, ее активного развития нагуманистических принципах.
Для дальнейшего исследованиявыделим права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается впроцессе получения им образования:
право на образование;
право на охрану здоровья, правона пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения исредствами лечения болезней и восстановления здоровья;
право на отдых и досуг;
право свободно выражать своемнение;
право ребенка участвовать виграх и развлекательных мероприятиях, свободно участвовать в культурной итворческой жизни и заниматься искусством;
право на свободу ассоциаций исвободу мирных собраний;
право на личную жизнь;
право пользоваться благамисоциального обеспечения;
право на защиту от всех формфизического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления,отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации,включая сексуальные злоупотребления.
Мы перечислили те права, которыев той или иной степени зависят от системы образования. Рассмотрим, какимобразом соблюдение этих прав гарантируется федеральными и региональнымизаконодательными актами.
В 1998 г. в России был принятФедеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РоссийскойФедерации». Закон устанавливает основные гарантии прав и законныхинтересов ребенка в России, считая, что детство, как важный этап жизничеловека, должно находиться под защитой государства.
К моменту принятия настоящегоЗакона некоторые права ребенка, как гражданина, уже были закреплены вКонституции РФ, в Гражданском и Семейном кодексах РФ.
В Семейном кодексе содержитсяспециальный (IV) раздел, вторая глава которогоназывается «Права несовершеннолетних детей», где в статьях прописаныправа ребенка: право на защиту, право выражать свое мнение, имущественные праваребенка, право жить и воспитываться в семье и др.
Право на образованиегарантируется 43-й статьей Конституции РФ и конкретизируется в 50-й статье V главы Закона РФ «Об образовании». Государственныегарантии прав граждан России в области образования следующие:
1. “-Гарантируетсявозможность получения образования независимо от пола, расы, национальности,языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений,принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья,социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости…”
2. «Государство гарантируетгражданам доступность и бесплатность начального общего, основного общего,среднего (полного) общего образования и начального профессиональногообразования… в пределах государственных стандартов…»
В Законе указываются такжегосударственные гарантии в области образования для различных категорий граждан,в том числе и детей, которые нуждаются в защите и помощи государства. Статья 50«Права и социальная защита обучающихся, воспитанников» предусматриваетперечень соблюдения прав детей с девиантным поведением (п.11), а также правообучающихся на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебнымпланом (п.16) и др.
В статье 15 п.6 ФедеральногоЗакона «Об образовании» определено, что «дисциплина вобразовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческогодостоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методовфизического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам недопускается» [76].
Право на охрану здоровья имедицинскую помощь гарантируется статьей 41 Конституции РФ и детализируется поотношению к детям, обучающимся в образовательных учреждениях, в 51-й статьеЗакона РФ «Об образовании».
В статье 32 п.3 говорится обответственности образовательного учреждения за «1) невыполнение функций,отнесенных к его компетенции;
2) реализацию не в полном объемеобразовательных программ,… качество образования своих выпускников;
3) жизнь и здоровье обучающихся,воспитанников и работников образовательного учреждения во времяобразовательного процесса;
4) нарушение прав и свободобучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения».
Таким образом, Законом «Обобразовании» определены права, обязанности и ответственность субъектовобразования (учащихся, их родителей, педагогических работников). Именнособлюдение этого Закона призвано защитить обучающихся от всяких проявленийнасилия, физического или духовного, и обеспечить их развитие в соответствии сзадатками и возможностями.
Закрепление общепринятыхпринципов и норм международного права Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ,Законом РФ «Об образовании», с одной стороны, помогло в разработкеФедерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», а сдругой, — содержательно ограничило набор
статей о правах ребенка, которыебыли уже закреплены в ранее принятых законодательно-нормативных актах.
Закон выделяет особую категориюдетей, нуждающихся в усиленной защите государственных органов, — детей,находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся: дети, оставшиеся безпопечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в физическом илипсихическом развитии; дети, проживающие в малоимущих семьях, и др.
Закон предусматриваетнеобходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации такихдетей.
В этом нормативном акте впервыев законодательном порядке утверждено новое для России понятие — «политикав интересах детей», определены ее цели, а также указано, что «государственнаяполитика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органовгосударственной власти РФ». В качестве одного из направленийгосударственной политики предусмотрена поддержка организаций, защищающих праваребенка.
Необходимо отметить, что вовторой главе Закона «Основные направления обеспечения прав ребенка в РФ»указывается на обязанность органов государственной власти всех уровней,родителей, педагогических, медицинских, социальных работников, а такжеобщественных объединений содействовать соблюдению прав ребенка. Государственныеорганы и должностные лица обязаны в соответствии со своей компетенциейсодействовать ребенку в осуществлении его прав и интересов, принимаясоответствующие акты и разъясняя ребенку его правовой статус.
Важное значение имеет ст.8Закона, предусматривающая установление государственных минимальных социальныхстандартов основных показателей качества жизни детей (ГМСС), являющихсясоставной частью государственных минимальных социальных стандартов. Онивключают установленный минимальный объем социальных услуг по бесплатномуобразованию и воспитанию детей в образовательных учреждениях, бесплатномумедицинскому обслуживанию, обеспечению права на профориентацию и трудоустройство,а также социальному обслуживанию и социальной защите. В ГМСС входят меры посоциальной адаптации и реабилитации детей, находящихся в трудной жизненнойситуации. Кроме того, к ГМСС относится обеспечение права ребенка на жилище,оздоровление и отдых, квалифицированную юридическую помощь.
Пункт 1 ст.9 Законаустанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, вобразовательном или любом учреждении.
Государственная политика винтересах детей основана на следующих принципах:
законодательное обеспечение правребенка;
государственная поддержка семьив целях обеспечения полноценного воспитания детей и защиты их прав, подготовкиих к полноценной жизни в обществе;
установление и соблюдениегосударственных минимальных стандартов, основных показателей качества жизнидетей с учетом региональных различий;
ответственность должностных лиц,граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причинение ему вреда;
государственная поддержкаорганов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций,осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Государственные минимальныесоциальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себяустановленный минимальный объем социальных услуг по:
гарантированному, общедоступномубесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общемуобразованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднемупрофессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательныхучреждениях;
бесплатному медицинскомуобслуживанию детей, обеспечению их питанием в соответствии с минимальныминормами;
гарантированному обеспечениюдетей по достижении ими возраста 15лет права на профессиональную ориентацию,выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда впорядке, установленном законодательством РФ;
социальному обслуживанию,социальной защите детей, в том числе обеспечению гарантированной материальнойподдержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, всвязи с их рождением и воспитанием, а также мерам по социальной адаптации исоциальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
обеспечению права на жилище всоответствии с законодательством РФ;
организации оздоровления иотдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а такжена территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковымив порядке, установленном законодательством РФ;
оказанию квалифицированнойюридической помощи.
Пункт 2 статьи 15 гласит, что вцелях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаютсясоответствующие социальные службы, которые по поручению компетентного органаисполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решениясуда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартамиосновных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальнуюпрограмму реабилитации ребенка.
Указанная программа включает всебя оценку (экспертизу) состояния ребенка, в том числе проведеннуюучреждениями здравоохранения оценку
состояния здоровья ребенка,психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры посоциальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службойсамостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениямиздравоохранения и другими учреждениями.
В целом, можно сказать, чтоданный Закон прогрессивен, но на деле его исполнение часто оказываетсяневозможным, так как до сих пор не выработаны необходимые механизмы и процедуры;не разработаны минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей;не понятно, какие конкретно органы и в какой мере будут осуществлять поддержкусемей, что входит в понятие социальной реабилитации детей, находящихся втрудной жизненной ситуации, и т.д.; не введены в действие и другие нормативы,прописанные в Законе.
Таким образом, федеральные актыконкретизируют понятие о механизмах защиты прав детей. К таким механизмамотносятся: определение государственных минимальных социальных стандартов; персональныйучет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; создание социальных службдля детей; ограничения на использование объектов социальной инфраструктуры длядетей (если эти объекты являются государственной собственностью); разработка иреализация федеральных целевых программ по осуществлению государственнойполитики в интересах детства и др.
Региональные нормативные акты попроблемам детства можно разделить на две группы: законы, принятыезаконодательными органами субъектов РФ, и постановления (распоряжения) органовисполнительной власти.
Рассмотрим законодательные актыТюменской области в аспекте обеспечения гарантий детства.
В целом, перечисленные Законыопределяют, главным образом, механизмы обеспечения и защиты прав детей.
Закон закрепляет и развиваетконституционные гарантии прав ребенка в области охраны здоровья, семейныхотношений, воспитания и обучения, труда, защиты его личности, права иметьсобственное мнение, объединяться в детские и юношеские организации. Законзакрепляет повышенную защиту детей — сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей; детей — инвалидов и детей с недостатками в умственном или физическомразвитии; детей, оставшихся без средств существования, находящихся внеблагополучных условиях в результате военных и общественных конфликтов,экологических катастроф, эпидемий и иных обстоятельств.
Настоящий Закон в соответствии сКонституцией РФ, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних» № 120 — ФЗ от 24.06.99 г. определяетосновные задачи и принципы деятельности органов областной системы попрофилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основной нормативный документобразовательного учреждения — его Устав. Закон РФ «Об образовании» предусматривает,что в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываютсяобязанности участников образовательного процесса. Ст.51 Федерального Законагласит, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану иукрепление здоровья воспитанников. В Законе указаны факторы, влияющие наздоровье учеников, которые могут быть предметом регулирования на уровнеобразовательного учреждения: учебная нагрузка, режим занятий, расписание,организация медицинского обслуживания и питания детей.
Примерно двадцать положенийФедерального Закона «Об образовании», касающихся прав учащихся,нуждаются в конкретизации на уровне образовательного учреждения.
Анализ нормативно-правовыхдокументов по обеспечению гарантий детства показал значимость проблем детствакак для мировой общественности, так и для Российской Федерации. Нами выявлено,что:
повышается роль государства вразвитии теории и практики защиты детства;
развивается нормативно-правоваябаза российской системы защиты детства;
обеспечивается роль семьи всоздании благоприятного климата для разностороннего развития детей в защите ихзаконных прав и интересов;
повышается роль всех формдетских учреждений в формировании у воспитанников гражданских качеств, впропаганде прав и обязанностей детей перед обществом, в их профессиональнойориентации и социальной защите при вступлении в самостоятельную жизнь;
активизируется работа с детьмииз группы социального риска — из неблагополучных семей, склонных к девиантномуповедению.
К сожалению, как показываетобсуждение этой проблемы, слабым звеном в ее решении является отсутствиемеханизмов реализации этих законов.
Так, М.А. Галагузова, В.А. Шеланковпредлагают определиться, от чего следует защищать ребенка, и какие действиямогут быть квалифицированы как физическое или психическое насилие.
На основании проведенного намимикроисследования, в котором принимали участие более 800 учащихся, 160 учителейи 300 родителей города Тюмени, были получены следующие данные (табл.1).
Таблица 1. Формыпроявления различных нарушений прав ребенка в общеобразовательной школеВиды насилия Проявления насилия в% к общему числу респондентов по классам Начальная школа Основная школа Старшая школа Физическое оскорбление 24,1 12,2 2,4 Словесное оскорбление 48,0 64,2 6,3 Публичное унижение 68,7 17,3 1,6 Коллективное обсуждение с унижением достоинства личности 62,0 53,1 2,0 Шантаж 80,4 73,2 56,0 Наказание трудом 87,2 85,0 6,5
Во многих трудах классиковпедагогики указано на те негативные последствия для человеческих качествшкольников, которые возникают в результате указанных актов насилия (Козлова А.Г.Левитан К. М)
Негативные последствия наразвитие детей и подростков оказывают современные тенденции в жизнедеятельностилюдей, связанные с ростом социальной нестабильности, экономическими и правовымипроблемами переходного периода в развитии России. «Все это обусловилоснижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие,бедность, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическаяатмосфера пагубно влияют на воспитание детей, их нравственное и физическоеразвитие», — отмечает С.Ф. Дармодехин.
По мнению С.Ф. Дармодехина«целесообразно сформировать новую концепцию правового регулирования воспитанияи развития детей во всех основных сферах их жизнедеятельности (семья, школа,микрорайон, трудовая деятельность); разработать, исходя из этой концепции,основы законодательства; создать систему социально-правовой экспертизы решенийорганов власти с точки зрения их воздействия на жизнедеятельность людей».
В связи с тяжелойсоциально-экономической ситуацией происходит рост числа детей, находящихся втрудной жизненной ситуации. Материалы проверок прокуратуры, информация органовгосударственной власти, уполномоченного по правам человека в РФ, сообщения СМИсвидетельствуют, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденциязначительного увеличения количества нарушений прав, свобод и законных интересовдетей. Нарушаются основополагающие права детей: право на жизнь, свободу иличную неприкосновенность, жилище, образование, охрану здоровья и медицинскуюпомощь и т.д. Имеются факты нарушения прав детей, находящихся в государственныхдетских учреждениях. Нарушаются права детей-сирот, детей, оставшихся без попеченияродителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, сама постановкавопроса о правах детей и их соблюдении отражает изменения в государственнойполитике России, касающиеся проблем детства.