Теоретические основы формирования и снижения себестоимости продукции молочного скотоводства

–PAGE_BREAK–

Рисунок 1.1 – Производство молока в различных категориях хозяйств в 2005 году.

Отсюда вытекает следующая проблема – невысокая товарность произведенного в стране молока. Всего лишь 40% его направляется на переработку. И это главным образом молоко, поступающее от крупнотоварных производителей – бывших колхозов и совхозов, ныне сельхозпредприятий разной формы собственности. [6 c.42]

Спрос на молоко – производный от спроса на молочную продукцию. Для молочной промышленности переход к рыночной экономике ознаменовался резким спадом производства. В результате формирование рынка молочных продуктов началось в условиях снижения товарного предложения со стороны отечественного производителя.

Переход России к работе в рыночных условиях потребовал новых подходов к решению проблемы эффективного развития молочной отрасли. Кроме чисто производственных вопросов, каждый производитель обязан уделять серьезное внимание тому, что происходит с производимой продукцией в системе ее распределения, то есть взаимодействию с торговыми организациями, рекламе и т.д. Без учета этих факторов невозможно нормально работать, особенно в условиях жесткой конкуренции со стороны других российских производителей и импортеров.

Рынок молочной продукции предполагает наличие следующих структурных элементов: субъектов – производителей молока, перерабатывающих предприятий, предприятий системы сбыта и торговли, агросервиса, действующего законодательства по регулированию рынка; институциональных структур – государственных, муниципальных, общественных организаций, связанных с регулированием рынка.

В последние годы на рынке молока значительно усилились тенденции к образованию и развитию различного рода альянсов и соглашений в форме корпоративного менеджмента, а также ускорился процесс формирования вертикально интегрированных структур, объединяющих производство молока, его переработку и реализацию готовой продукции. Чаще всего процесс объединения предприятий переработки и торговли происходит путем перекупки контрольного пакета акций наиболее сильным и активным участником рынка и формирования структур холдингового типа. Концентрация производства означает, что крупные предприятия укрупняются, а мелкие – разоряются. [4 c.211-213] Крупными предприятиями в России называют заводы, перерабатывающие более 50 тыс. т молока в год, средними – 20-50 тыс. т, мелкими – менее 20 тыс. т в год. Крупных предприятий сегодня насчитывается 53, на их долю приходится 54% объема всей выпускаемой молочной продукции, остальное – на долю 30 средних (5,3%), и 1744 мелких (40,6%) предприятий. Но Россия – страна большая, и мелкотоварное производство в ней будет присутствовать всегда. Самыми крупными предприятиями на молочном рынке являются компании «Вимм-Билль-Данн» — объем реализации в 2005 году составил 28200 млн.руб., за ней идет «Юнимилк» — 14500 млн.руб., на третье место с приростом более 30% к 2004 году вышла «Данон Индустрия» — 10129 млн. т. [6 c.44]

Валовое производство молока после двухлетнего (2001 и 2002 гг.) некоторого увеличения последние годы падало. В 2002 году производство молока составило 33,5 млн. т, а в 2005 году только 31,0 млн. т. [5 c.17]

Ценовая ситуация, сложившаяся в молочном подкомплексе АПК, отличается нестабильностью. В 2002 году по сравнению с 2001 цены выросли почти на 6%, в 2003-2004 гг., их рост достиг 13 и 16 % соответственно. Рынок животноводческой продукции характеризуется значительными колебаниями цен. Стоимость молока сырьевого в России приблизилась в 2004 году к европейской, составив 24 цента за 1 литр. Оптовые цены производителей, а также розничные стабильно поднимались в течение всего рассматриваемого периода; в целом за 2001-2004 гг. они выросли следующим образом: закупочные – на 30,3%, оптовые – на 44%.  

Потребительские цены на молоко незначительно увеличились в 1ом квартале, а к уровню 2004 года выросли на 15%. Для примера приведем цены на молоко в России в сравнении с закупочными ценами США: так в марте 2005 г закупочные цены молока в России были равны 7руб за литр, потребительские 16,1 руб. за литр, а в США только закупочные равнялись 9,5 руб. за литр.

Повышение цен на промышленные средства производства (особенно на электроэнергию, топливо, ветмедикаменты, услуги сторонних организаций),  обусловили рост себестоимости 1 т реализованного молока на 51%. Уровень рентабельности производства молока (без дотаций и компенсаций) составил в 2001 году 12,1%, в 2002 – 0,8%, 2003 – 6,6%, в 2004 году уже 8,7%. [7 c.29]  

Рассматривая структуру ассортимента кисломолочных продуктов, производимых в России можно сказать, что в последние годы стала возрастать доля производства йогуртов, в 2003 году предприятиями молочной промышленности выработано 427 тыс. т йогурта. Объем производства кисломолочной продукции по Красноярскому краю за 2003 год составил 16216 тыс.т.

Ситуация с потреблением молочных продуктов индивидуального потребления в России выглядит следующим образом: доля потребителей молока среди населения в целом составила 72%, кефира 59%, йогурта 42%, творога 36%. [8 c.29]

Уровень потребления в России молока и молочных продуктов в расчете на 1 человека сократился более чем на 70% по сравнению с 1990 годом, то есть с периодом, когда в стране была плановая экономика. Тогда ставилась задача довести уровень потребления молока и молочных продуктов до медицински обоснованной нормы – 370-390 кг. В 2000 году этот показатель упал до уровня 210 кг. В последующие годы наблюдается устойчивый рост душевого потребления, но темпы роста не могли восполнить потери предыдущих 10 лет. Сегодня показатель годового душевого потребления составляет 240 кг. [6 c.45]

Важным инструментом государственного регулирования рынка молока является налоговая политика государства. В настоящее время она неблагоприятна для развития рынка. Ставка налога на прибыль – слишком высокая для отечественных товаропроизводителей. Ее необходимо снизить.

Чрезвычайно важной составной частью рынка является информационная прозрачность. Она обеспечивается путем непрерывного отслеживания ситуации специализированными структурами: маркетинговыми компаниями и фирмами, государственными учреждениями. Речь идет о контроле за уровнем цен на сырье, молочную продукцию, средства производства.

Государственная поддержка сельского хозяйства и пищевой промышленности должна заключаться в защите российского рынка, в том числе на таможенно-тарифном уровне. Дотации западных государств своим производителям необходимо компенсировать повышением соответствующих таможенных пошлин.

Защита отечественного товаропроизводителя путем ограничения поставок на продовольственный рынок импортной продукции является обязательным условием сохранения продовольственной независимости страны. Однако сокращение импорта должно сопровождаться мерами по экономическому стимулированию роста объемов отечественного продовольствия. [4 c.214]

Также необходима направленная реализация положений проекта федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Системе государственной поддержки необходимо придать антикризисную направленность на основе консолидации финансовых и управленческих ресурсов. Помощь со стороны государства должна распространяться не только на экономически сильные, но и на значительную часть слабых предприятий. [7 c.31]
1.3. Пути снижения себестоимости продукции молочного скотоводства
В условиях рыночной экономики роль и значение показателя себестоимости продукции резко возрастает. С экономических и социальных позиций ее снижение позволяет: увеличить прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, а следовательно, возможность не только простого, но и расширенного воспроизводства; улучшить материальное стимулирование работников и решение социальных проблем; улучшить финансовое состояние предприятия; снизить цены на свою продукцию, тем самым повысить ее конкурентоспособность и увеличить объем реализации; в акционерных обществах увеличить выплаты дивидендов и повысить их ставки.

Снижение себестоимости зависит от целого ряда факторов, которые можно разделить на непосредственно зависящие от предприятия (внутренние) и внешние, не зависящие от него. Внешние факторы – это инфляция, рост тарифов и цен на сырье, топливо и т.д. Внутренние факторы лежат в основе мероприятий, направленных на более полное и экономное расходование материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия (внедрение передовой техники и технологии, оптимальная организация труда и управления и др.).

Уровень себестоимости сельскохозяйственной продукции в 90-е годы существенно увеличился. Причины такого роста – повышение цен на промышленные товары, поступающие в сельское хозяйство, возрастание фондоемкости производства, недостаточно эффективное использование производственных ресурсов, а нередко просто бесхозяйственность и расточительность. [1]

Чтобы изыскать резервы снижения себестоимости, нужно знать ее структуру. Под структурой себестоимости понимают удельный вес отдельных ее элементов или статей; она постоянно изменяется и на нее влияет целый ряд факторов:

— специфика отрасли; существуют производства трудоемкие (в себестоимости продукции большая доля затрат приходится на оплату труда), материалоемкие (велика доля материальных затрат), фондоемкие (велика доля амортизации) и энергоемкие (преобладание топлива и энергии в структуре себестоимости);

— ускорение научно-технического прогресса, который оказывает многоплановое влияние, но, как правило, приводит к сокращению доли живого труда и увеличению доли овеществленного;

— уровень концентрации, специализации, кооперирования производства;

— географическое местоположение предприятия;

— инфляция и процентные ставки за банковский кредит.

На структуру затрат большое влияние оказывает инфляция. Стоимость материальных ресурсов, основных фондов, рабочей силы изменялась в разных пропорциях по мере ее усиления.

Важнейшие факторы снижения себестоимости продукции – повышение продуктивности животных, экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, а также затраты на уход за животными, расход поддерживающего корма, амортизация помещений и оборудования, текущий ремонт не зависят от продуктивности. Поэтому, чем выше продуктивность животных, тем ниже себестоимость единицы продукции.  

На повышение продуктивности животных непосредственное влияние оказывает полноценное и сбалансированное кормление, а также правильное содержание, хороший уход, совершенствование племенной работы.

Таким образом, факторы, обуславливающие повышение продуктивности животных, можно рассматривать и как факторы снижения себестоимости.

Важное значение имеет также экономное использование материальных ресурсов, соответствующее научно обоснованным нормам их расходования. В животноводстве важнейшей задачей остается удешевление кормов. В настоящее время на их долю приходится от 40 до 76% всех затрат в животноводстве. Большое значение имеет и улучшение использование основных производственных фондов, так как значительная доля затрат падает на амортизационные отчисления. Добиться этого можно путем совершенствования их структуры, изъятия излишних средств, которые могут быть в дальнейшем реализованы. Необходимо строить более экономичные производственные помещения, увеличить удельный вес активной части основных фондов, в общем, их объеме, лучше использовать машины и оборудование, повышать выработку (дневную, сменную, сезонную) в расчете на 1 трактор, автомобиль и т.д.

В сельском хозяйстве до сих пор затрачивается много живого труда. Экономии здесь можно достичь путем механизации производственных процессов, внедрения системы машин и прогрессивных технологий, роста на этой основе производительности труда.

Значительное место в структуре себестоимости занимают затраты, связанные с организацией и управлением производством, которые необходимо снижать путем ликвидации излишних штатных единиц в административно-управленческом аппарате хозяйства, совершенствования административно-хозяйственной структуры предприятия. [3]

Пути снижения себестоимости продукции на каждом отдельном сельскохозяйственном предприятии, возможно, выявить лишь после проведения всестороннего, глубокого анализа этой проблемы. Однако существуют общие для всех отраслей и предприятий направления ее минимизации. В настоящее время главными факторами сокращения затрат на производство и реализацию продукции являются: 1 – повышение производительности труда; 2 – увеличение производства продукции за счет интенсификации, концентрации и специализации производства, повышения продуктивности животноводства при одновременном улучшении качества продукции; 3 – экономное и наиболее рациональное использование материальных ресурсов; 4 – повышение эффективности использования средств труда; 5 – использование достижений научно-технического прогресса и на этой основе повышение технического уровня производства; 6 – упрощение структуры управления и его удешевление; 7 – ликвидация потерь от брака и устранение производственных расходов. [1]

Как уже говорилось выше предприятиям необходимо внедрять интенсивные технологии и прежде всего в скотоводческой отрасли. В основу интенсификации должно быть положено комплексное решение вопросов на основе научной системы ведения хозяйства, осуществления процессов расширенного воспроизводства.

Основой повышения эффективности производства молока является интенсивное использование продуктивного скота, что возможно при правильной организации воспроизводства стада. Высокоэффективные породы скота молочного направления являются основополагающим фактором интенсификации. Качество племенного состава коров оказывает значительное влияние на конечные результаты производства. Увеличение продуктивности молочного стада возможно при более эффективном использовании генетического потенциала животных. Кроме того, следует уделять внимание подготовке нетелей к отелу, интенсивному выращиванию молодняка.

Известно, что продуктивность животных определяется уровнем кормления. Сбалансированное питание может снизить затраты на нерационально используемые корма, а также повысить продуктивность коров. Низкое качество потребляемых кормов не позволяет реализовать потенциальные возможности молочного скота, даже при использовании объема кормов на условную голову, приближающегося к оптимуму.  Дефицит концентрированных кормов усугубляется недостаточной их сбалансированностью. Вследствие дефицита белкового сырья в составе кормов, на белковые ингредиенты приходится 12-13% при минимально необходимой норме. Создание интенсивных и высокопродуктивных пастбищ в хозяйстве позволит за пастбищный сезон получить от каждой коровы до 2500 кг молока и в целом за год – 4000-5000 кг с более низкими затратами средств и труда.

Среди факторов, сдерживающих рост продуктивности молочного стада, является низкий удельный вес чистопородных коров в общем поголовье, а также высокий уровень заболеваемости. Это самым отрицательным образом сказывается как на продуктивности молочного стада, так и на себестоимости продукции. [9 c.433]

Большую роль в снижении себестоимости в настоящее время играют социально-экономические факторы, в частности материальная заинтересованность работников в результатах своего труда. В сельском хозяйстве, в том числе в молочном скотоводстве, заработная плата в 2 раза ниже, чем в промышленности. Недооценка экономической роли одного из действенных звеньев развития молочной отрасли, материального стимулирования весьма отрицательно сказывается на эффективности производства продукции.

 Для минимизации расходов связанных с транспортировкой продукции на перерабатывающие предприятия, хозяйствам можно организовывать приемку молока по количеству и качеству непосредственно на своих фермах с последующим вывозом его специализированным транспортом перерабатывающих предприятий или заготовителей. Таким образом, можно сократить потери при транспортировке сырья и улучшить его качество. [10 c.38]

–PAGE_BREAK–
По данным таблицы видно, что поступающие денежные средства с каждым годом увеличиваются с 13113 тыс.руб. в 2004 году до 19777 тыс.руб. в 2006 году. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг также увеличилась с 2004 года. За три года увеличилась сумма направленных денежных средств с 9587 тыс.руб. в 2004 году до 10519 тыс.руб. в 2006. В 2004 году остаток денежных средств на конец года составлял 91 тыс. руб., в 2005 году эта сумма сократилась до 2 тыс.руб. в 2006 году остаток остался неизменным.

Таблица 2.6 — Состав и структура дебиторской и кредиторской задолженности (на конец года)

Показатели  

Годы

2004

2005

2006

Тыс.руб.

% к итогу

Тыс.руб.

% к итогу

Тыс.руб.

% к итогу

1

2

3

4

5

6

7

Дебиторская задолженность-всего

из нее за товары, работы (услуги)         в т.ч. за с-х продукцию, поставленную для государственных нужд                          из нее потребителям федерального продовольственного фонда

1019
1011

100
99,2

1591
1583

100
99,5

1254
1246

100
99,4

Кредиторская задолженность-всего

3651

100

7266

100

7534

100

в т.ч. кредиты и займы

за товары, работы (услуги)

2250
306

61,6
8,4

6050
337

83,3
4,6

6950
123

92,3
1,6

–PAGE_BREAK–    (4.3).

При таком объеме продаж предприятие будет получать нулевую прибыль, то есть покрывать только свои затраты. Если в формуле (4.3) заменить объем продаж в натуральном выражении на соответствующий объем продаж в денежном выражении, то формула примет вид:     (4.4).

Для расчета точки безубыточности в процентах к к максимальному объему продаж, который принимается за 100%, может быть использована формула:

      (4.5).

При определении точки безубыточности вместо маржинального дохода можно использовать ставку маржинального дохода в цене за 1 ц молока:     

Дс = Дм / К     (4.6)

Дс = 3352,18 тыс.руб. / 12990 ц = 258,1 руб., отсюда

Дм = К *Дс = 12990 ц * 258,1 руб. = 3352,7 тыс.руб.

Ставку маржинального дохода можно представить как разность между ценой Р и затратами на реализацию 1 ц молока Ру:

Дс = Р – Ру .                      (4.7)

Из этой формулы можно найти безубыточную цену продажи молока                                                          

Р = Дс + Ру                    (4.8)

Р = 258,1 руб. + 476,8 руб. = 734,9 руб.

При этой цене мы получаем нашу точку безубыточности, равную 3600 ц.

  (4.9)

Как уже говорилось выше этот объем продаж и полученная равновесная цена обеспечивают только покрытие затрат предприятия, но можно определить объем продаж для получения необходимой суммы прибыли:

     (4.10) [18 c.86]

При объеме реализации 12987,9 ц предприятие будет получать стабильную прибыль.

При определении отпускной цены молока в нее включаются НДС на сельскохозяйственную продукцию.

Цотп = С + П + НДС,             (4.11)

где Цотп — цена отпускная;

С – себестоимость производства 1 ц молока;

НДС – сумма налога на добавленную стоимость, в сельском хозяйстве 10%.

Себестоимость производства 1 ц молока 461,42 руб., уровень рентабельности продаж 39,1%. Найдем прибыль на 1 ц молока исходя из рентабельности:

Р = (П / С) *100%,    (4.12)

где Р – уровень рентабельности;

П – прибыль от продаж;

С – себестоимость производства.

П = 0,39 * 461,42 = 179,9 руб. – прибыль с 1 ц молока. [17 c.112]

Ц изготов. 1 ц молока = С + П = 461,42 руб. + 179,9 руб. = 641,3 руб.

Сумма НДС = Цизготов * НДС = 641,3 руб. * 0,1 = 64,1 руб.

Цотп = 641,3 руб. + 64,1 руб. = 705,4 руб.

Рассчитаем цену молока с использованием метода ценообразования на основе обеспечения целевой прибыли. Для этого определяем сумму валовых издержек на реализацию молока, они составляют   тыс.руб. Далее можно рассчитать цену на молоко исходя из следующей формулы:

П = ВД – ВИ = (Ц * V) – ВИ ,               (4.13)

где П – прибыль;

ВД – валовой доход;

ВИ – валовые издержки на реализацию;

Ц – цена;

V – объем реализации.

2423000руб. = (Ц *12990 ц) – 8617000 руб.

2423000руб. + 8617000 руб. = 12990 ц * Ц

Ц = 11040000 / 12990 = 849,8 руб. – планируемая цена.

Таким образом, цена, которая обеспечит получение целевой прибыли предприятию должна быть равна 849,8 руб.

Рассчитаем реализационную цену, используя метод ценообразования по принципу обеспечения целевой рентабельности продаж. Для этого необходимы следующие данные: валовые издержки, равные 8617 тыс.руб., объем продаж молока 12990 ц, и рентабельность продаж молока, которую рассчитали на спланированный объем продаж для ОАО «Новокурское» в размере 39,1%.

,                  (4.14)

где ЦП – целевая прибыль от сбыта;

ВД – валовой доход;

ВИ – валовые издержки на реализацию;

Ц – цена;

V – объем реализации. [19 c.158]

, отсюда получим цену реализации, которая обеспечит рентабельность продажи молока 39,1%.    Ц = 663,3 руб.

Рассчитаем реализационные цены на молоко методом «средние издержки плюс прибыль».

Для этого нам необходима полная себестоимость производства молока, рентабельность продаж и объем реализуемой продукции. Сначала определим прибыль: П = ПС * Р =  6194,56 тыс.руб. * 0,39 = 2415,9 тыс.руб.

Ц = (ПС + П) / V,         (4.15)

где ПС – полная себестоимость;

П – прибыль;

V – объем реализации молока.

Ц = (6194,56 тыс.руб. + 2415,9 тыс.руб.) / 12990 ц = 662,9 руб.

 Так же можно рассчитать планируемую цену другим способом. Для этого воспользуемся следующей формулой:

     (4.16)    [17 c.118]

Для сравнения спланированную цену можно сравнить с расчетной ценой, которую рассчитаем исходя из средней рентабельности продаж за последние четыре года и на нее скорректировать цену. Средняя рентабельность продаж на ОАО «Новокурское» за последние четыре года равна 22%. Отсюда цена равна

Можно сделать вывод, что рассчитанная цена на увеличенный объем продаж позволит предприятию получать стабильную прибыль и покрывать свои затраты на производство молока. Эта цена превышает спланированную цену  продажи молока на 2006 год на 31,9 руб. и среднереализационную цену 2006 года на 72,3 руб.

Таблица 4.6 – Экономическая эффективность реализации молока с учетом спланированной цены

Показатели

2006 год

План

1

2

3

Валовая продукция, ц

12195

13425

Товарная продукция, ц

11760

12990

Себестоимость 1 ц молока, руб.

527,84

461,42

Стоимость валовой продукции, тыс. руб.

6437

6194,56

Продолжение таблицы 4.6

1

2

3

Средняя цена реализации, руб.

663,4

705,4

Стоимость товарной продукции, тыс.руб.

7801

9163,15

Прибыль от реализации, тыс. руб.

1216

2968,6

Уровень рентабельности, %

18,5

47,9

По данным таблицы видно, что при увеличении объема товарной продукции и применения спланированной цены в размере 705,4 руб. за 1 ц, предприятие получит дополнительную прибыль в размере 2968,6 тыс. руб. При этом уровень рентабельности увеличится до 47,9%.

–PAGE_BREAK–