Теоретические основы налоговых льгот

–PAGE_BREAK–1.2 Роль налоговых льгот в налоговой политике
Государство,  выражая  интересы  общества  в  различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает  и  осуществляет  соответствующую политику  –   экономическую,   социальную, налоговую  и  пр.  При  этом  в  качестве  средства  взаимодействия  объекта  и   субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов  используются финансово-бюджетная система и ценовой механизм.

Важной  “кровеносной артерией” этой системы являются налоги. Налоги возникли вместе  с  товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.

Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу  для  осуществления  возложенных  на него  задач,  которые  реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.

Налоговая политика — комплекс мероприятий в  области  налогов, направленных  на достижение  каких-либо  целей.  Налоговые  льготы, объекты  и   ставки   налогов   служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления  налоговой  техники при регулировании, планировании и контроле  государственных  доходов.

Задачи налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

1. Фискальная — мобилизация денежных  средств  в  бюджеты  всех  уровней  для  обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

2. Экономическая (регулирующая) —  направлена  на  повышение  уровня  экономического развития государства, оживление  деловой  и предпринимательской  активности  в  стране  и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем;

3.  Контролирующая — контроль за деятельностью субъектов экономики.

На  практике  налоговая  политика  осуществляется  через   налоговый   механизм,   который представляет  собой  совокупность  организационно-правовых  форм  и   методов   управления налогообложением.  Государство  придает  этому  механизму  юридическую  форму  посредством налогового  законодательства.

Для  достижения  целей,  стоящих перед  налоговой   политикой, устранения   возникающих   диспропорций   функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и,  в  частности,  такие как конкретные виды налогов и  их  элементы, объекты,  субъекты,  льготы,  сроки  уплаты, ставки,  санкции.

Специфика  института  налоговых  льгот  определяется  видами   налогов, методиками расчета, целями их использования и странами  их  применения.  Мировая  практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К  ним,  в частности, относятся следующие:

— применение налоговых льгот не носит избирательного характера;

— инвестиционные  льготы  предоставляются  исключительно плательщикам,   обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

— применение  льгот   не   должно   наносить   существенного   ущерба   государственным экономическим интересам;

— порядок действия налоговых льгот  определяется  законом  и  не подлежит  существенным корректировкам на местном уровне.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования  экономики  являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых,  они  обеспечивают  исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее  выполнение  обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами),  а  во-вторых,  они  ориентируют  хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности  более  эффективных  форм  хозяйствования.

Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной  работы контролирующих и карающих органов.

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования, мы  можем сказать,  что  по  своему  характеру  налоговое регулирование   экономики   может   быть стимулирующим или сдерживающим. При разработке  налоговой  политики  необходимо учитывать мнение всех  сторон  налоговых  отношений.  С  одной  стороны,  это  стремление  субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой — интересы  государства,  которое  исходит  из необходимости полной реализации своих функций.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2. Налог на добавленную стоимость
Определяющая роль в налоговой системе РФ отве­дена косвенным налогам, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенная пошлина. Они составляют основную часть доходов бюджета. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта и спо­собствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги.

Ведущее место в формировании доходов бюджета занимает налог на добавленную стоимость. Это приблизительно 45% поступлений федерального бюджета и 22% консолидированного бюджета. В Российской Федерации налог на добавленную стоимость был введен с 1 января 1992 года.

Налог на добавленную стоимость — косвенныйналог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях запад­ных экономических систем он выполняет важную роль в регулирова­нии товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач:

•     ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы;

•     обеспечения стабильного источника доходов бюджета;

•     систематизации доходов.

Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью мате­риальных затрат, относимых на издержки производства и обращения.

2.1 Элементы налога на добавленную стоимость
В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС  признаются:

— организации;

— индивидуальные предприниматели;

— лица, признава­емые таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

НК РФ одновременно предоставляет право организациям и индивиду­альным предпринимателям получить освобождение от исполнения обя­занностей налогоплательщика. Условием для этого является размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС — в течение предшествующих трех месяцев она не должна превышать в совокуп­ности 2 млн. руб. Следующее условие для освобождения — за три пред­шествующих последовательных календарных месяца налогоплательщик не занимался реализацией подакцизных товаров. Для освобождения от НДС налогоплательщик должен представить в налоговый орган пись­менное уведомление и выписки из: бухгалтерского баланса (предоставляют организации), книги про­даж за предшествующие три месяца, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (предоставляют индивидуальные предприниматели), а также копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур не позднее 20-го числа того месяца, начиная с которого он претендует на освобождение от налогообложения. Осво­бождение предоставляется с любого месяца не менее чем на один год и должно продлеваться по истечении этого срока.

В соответствии со ст. 146 НК РФ  объектом обложения НДС признаются следующие операции:

 1) обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг, в том чис­ле передача права собственности на товары (результаты работ, услуги) на безвозмездной основе, по соглашению о предоставлении отступного и новации, также  передача имущественных прав;

2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Налоговая базапредставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 НК РФ). Соот­ветственно для НДС это будет стоимостной показатель облагаемых на­логом операций. При исчислении налоговой базы выручка от реали­зации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных това­ров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, в том числе оплате ценными бумагами. Выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату, соответствующую моменту налоговой базы. При этом выручка от реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1-3, 8 и 9 п.1 ст. 164 НК РФ, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату оплаты отгруженных товаров ( выполненных работ, оказанных услуг).

При реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налого­вая база исчисляется как стоимость этих товаров (работ, услуг) исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ с учетом акцизов (по подакцизным товарам), но без включения в них НДС. Таким обра­зом, при определении налоговой базы применяется фактическая цена (установленная в договоре) реализации товаров (работ, услуг), даже если она ниже себестоимости, предпола­гается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Рыночной це­ной признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и пред­ложения на рынке идентичных, однородных товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база исчисляется как сумма таможенной стоимости этих товаров, таможен­ной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам).

Для определения налоговой базы учитываются суммы в виде процен­та (дисконта) по полученным в счет оплаты за реализованные товары (работы, услуги) облигациям и векселям, процента по товарному кре­диту в части, превышающей величину, рассчитанную в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стои­мость реализованных товаров (работ, услуг), рассчитанная исходя из фактических цен их реализации.

Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их об­работки, переработки с учетом акцизов, без НДС.

При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости вме­сте с уплаченным налогом, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества согласно положениям ст. 40 НК РФ (с учетом НДС, акцизов) и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

В налоговую базу включается стоимость учитываемой в цене готовой продукции или оплачиваемой сверх этой цены потребительской тары одноразового использования (коробки, полиэтиленовые пакеты и др.) или транспортной тары (деревянной, картонной), за исключением многооборотной тары, имеющей залоговую цену (подлежащей возврату продавцу), по которой налог уплачивается лишь при ее реализации предприятием-изготовителем.

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость работ, исчис­ленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.Моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последний день месяца каждого налогового периода.

Важным элементом налога являются его ставки.

В настоящее время НК РФ предусматривает три уровня ставок НДС: 0%,10% и 18%.

Нулевая ставкаприменяется при реализации (ст.164 п.1):

•     товаров на экспорт, а также работ и услуг, непосредственно связан­ных с производством и реализацией этих товаров;

•     припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме пе­ремещения припасов (топлива и горюче-смазочных материалов, необходимых для эксплуатации воздушных, морских судов и су­дов смешанного плавания (река — море);

•     работ (услуг), связанных с перевозкой через таможенную террито­рию России товаров, помещенных под таможенный режим транзита;

•     услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа располо­жен за пределами территории РФ;

•     работ (услуг), выполняемых в космическом пространстве;

•     драгоценных металлов Государственному фонду, драгметаллов и драгоценных камней РФ, субъектам РФ, ЦБ РФ, банкам;

•     товаров (работ, услуг) для официального пользования иностран­ными дипломатическими и приравненными к ним представитель­ствами или для личного пользования их персонала, включая про­живающих с ним членов семей.

Налоговая ставка 10% применяется при реализации отдельных продовольственных товаров и товаров для детей, перечень которых со­держится в ст. 164 п.2 НК РФ, периодических печатных изданий, а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (кроме продукции рекламного и эротического характера).

В остальных случаях действует ставка НДС 18%.

Налоговые льготы по НДС  предусмотрены в гл. 21 НК РФ, в которой представлены как минимум, три возможности не уплачивать НДС по тем или иным основаниям.

Во-первых, лицо может быть освобождено от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

Во-вторых, в ст. 149 НК РФ закреплен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, который включает в себя в общей сложности около 50 позиций. В данном случае лицо является налогоплательщиком по НДС, и, следовательно, исполняет все обязанности. Однако по итогам каждого налогового периода никаких сумм в счет уплаты НДС в бюджет не перечисляет, т.к. осуществляет операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС. При этом согласно п. 4 ст. 149 НК РФ, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

И, в-третьих, п. 1 ст. 164 НК РФ содержит перечень товаров (работ, услуг), при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 0%.

Данная ставка включает налогообложение  экспортных операций.Таможенный кодекс (ст. 165 НК РФ) определяет понятие экспорта. Экспорт товаров — это таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, вывозятся с этой территории без обязательств об обратном ввозе.

При экспорте за пределы РФ товаров (собственного производства и приобретенных), работ и услуг (в том числе по транспортировке, по­грузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых товаров и по транзиту иностранных грузов через территорию России) применяется нулевая ставка НДС. Делается это с целью придания большей конкурентоспо­собности отечественным товарам (работам, услугам) за рубежом. При этом налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов по суммам НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), использованных при производстве экспортируемых то­варов. Однако на практике воспользоваться нулевой ставкой непросто. Для подтверждения обоснованности применения нулевой налоговой ставки и налоговых вычетов организация (предприятие) в обязатель­ном порядке представляет в налоговые органы следующие документы:

•    контракт (или копию) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку экспортируемых товаров (припасов), выполнение работ и услуг;

•    выписку из банка (копию выписки), подтверждающую поступле­ния выручки от иностранного лица на счет российского налогопла­тельщика в российском банке;

•    грузовую таможенную декларацию или ее копию с отметкой рос­сийского таможенного органа, осуществляющего выпуск товара в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе которого находится пункт пропуска, через который товар был вы­везен за пределы таможенной территории РФ;

•    копию транспортных, товаросопроводительных или иных доку­ментов с отметками пограничных таможенных органов, подтверж­дающих вывоз товаров за пределы РФ.

При вывозе товаров в таможенном режиме экспорта через границу РФ с государствами — участниками Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, предоставляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметкой таможенного органа РФ, производящего таможенное оформление указанного вывоза то­варов.

Документы, подтверждающие реальный экспорт и, следовательно, обоснованность применения налоговой ставки 0%, представляются налогоплательщиками в срок не позднее 180 дней с даты оформления гру­зовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта (тран­зита). В этом случае датой реализации признается последний день месяца, в котором собран полный пакет документов. Если в течение этого срока документы не были представлены, указанные операции облагаются НДС по ставкам соответственно 10 или 18% и за момент определения налого­вой базы берется день отгрузки товара на экспорт. Однако впоследствии, при предоставлении в налоговые органы документов, обосновывающих применение нулевой налоговой ставки, может быть произведен возврат налогоплательщику уплаченных сумм налога.

Перечень операций, освобождаемых от НДС на основании льгот, содер­жит ст. 149 НК РФ. Основные из них можно условно разделить на две группы.

Iгруппа– льготы, имеющие социально выраженный характер:

— Реализация некоторых медицинских товаров отечественного и за­
рубежного производства по перечню, утверждаемому Правитель­ством РФ. Путевки в санаторно-курортные, оздоровительные уч­реждения отдыха, расположенные на территории РФ.

— Оказание платных медицинских услуг.

— Услуги учреждений культуры, искусства, архивной службы, рели­гиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, куль­турно-просветительные, развлекательные мероприятия.

— Составление библиографических списков, справок, каталогов книг и литературы и другие аналогичные услуги.

— Услуги в сфере образования (необходимо наличие лицензии на производство образовательных услуг), ведение образовательной деятельности (за исключением консультационных услуг и услуг по сдаче в аренду помещений).

— Продажа почтовых марок (кроме коллекционных), маркирован­ных открыток, конвертов, билетов лотерей, проводимых по реше­нию уполномоченного органа.

— Услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, пре­доставляемые государственными и муниципальными учреждени­ями, по содержанию детей в дошкольных учреждениях.

— Сельхозпродукция собственного производства, реализуемая в счет натуральной оплаты труда и для общественного питания работни­ков, привлекаемых на сельхозработы (при удельном весе доходов от реализации сельхозпродукции не менее 70% всех доходов организации).

— Услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жи­лищном фонде всех форм собственности.

— Стоимость имущества, выкупаемого в порядке приватизации.

— Услуги городской транспорта (кроме такси), пригородные пасса­жирские перевозки морским, речным, железнодорожным и авто­мобильным транспортом.

— Собственная продукция столовых учебных заведений, больниц, детских дошкольных  учреждений, финансируемых полностью или частично из бюджета.

— Товары (работы, услуги), производимые и реализуемые обществен­ными организациями инвалидов, в которых инвалиды составляют не менее 80% от общей численности работающих или уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инва­лидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25% (за исключением подакциз­ных товаров, минерального сырья, полезных ископаемых, брокер­ских и посреднических услуг).

— Ритуальные услуги.

— Реализация жилых домов, жилых помещений и долей в них.

— Передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир.

IIгруппа– другие обороты, не облагаемые НДС:

— Услуги по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ.

— Операции страхования и перестрахования; операции с валютой, обращение банкнот, денег, за исключением операций по инкассации.

— Патентно-лицензионные операции; операции, облагаемые пошли­ной, лицензионными сборами, а также сборами налогового характера.

— Оказание услуг потушению лесных пожаров.

— Обороты по реализации изделий народно-художественных промыслов.

— Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ за счет средств бюджета и Российского фонда фунда­ментальных исследований Российского фонда технического раз­вития, а также учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.

— Услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой тех­ники и медицинских товаров в период гарантийного срока их экс­плуатации.

— Оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Исчисление суммы НДС, порядок и сроки уплаты ее в бюджет
Для исчисления суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, необходимо:

— рассчитать величину налога, начисленного к уплате в бюджет, кото­рая определяется как произведение налоговой базы и ставки налога;

— рассчитать величину налоговых вычетов.
     

                                                    =                                        –

                                                                                                                           – 
Рис. 2.1 – Расчет суммы, подлежащей уплате в бюджет

Таким образом, в бюджет вносится разница между суммой НДС, начисленной к уплате в бюджет, и налоговыми вычетами.

Во всех расчетных документах, а также в первичных учетных доку­ментах и счетах-фактурах на реализуемую продукцию сумма НДС вы­деляется отдельной строкой. Под расчетными документами понима­ются поручения, требования, реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива, приходные кассовые ордера. В расчетных и пер­вичных учетных документах по товарам (работам, услугам), освобож­денным от налога, делается отметка о том, что НДС не взимается. Банки не вправе принимать к оплате расчетные документы, в которых не выде­лена сумма НДС.

Суммы налога, уплаченные поставщикам за приобретенные для производственных целей сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, работы, услуги, основные средства и нематериальные активы, на издержки производства и обращения не относятся, а вычита­ются из общей суммы НДС, исчисленной по операциям, подлежащим налогообложению, за исключением случаев их использования для про­изводства товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, по которым не производится вычет налога, уплаченного поставщикам. Налоговый вычет — один из элементов системы исчисления суммы НДС, подлежа­щей уплате в бюджет. Также при исчислении НДС налоговому вычету подлежат суммы налога, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах вы­пуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, если эти товары (работы, услуги) приобрете­ны для осуществления производственной деятельности или для пере­продажи.

Для вычета входного НДС необходимо, чтобы товары (работы, услу­ги) были оплачены и приняты на учет при наличии соответствующих первичных документов.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур неза­висимо от фактической уплаты сумм налога, предъявленных налогопла­тельщику по приобретенным товарам (работам, услугам), при условии их принятия на учет, за исключением ввоза товаров на таможенную территорию РФ, когда для вычета требуется уплата НДС на таможне. Для налогоплательщика с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не пре­вышающими 2 млн руб., налоговым периодом называется квартал.

Счета-фактуры должны оформляться независимо от того, облагается данная сделка налогом или нет. Соответственно должны оформляться и журналы учета получен­ных и выставленных счетов-фактур с регистрацией их в книге продаж и покупок. Счет-фактура представляет собой документ, служащий осно­ванием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возме­щению из бюджета. Не составляются счета-фактуры по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), а также банками, страховыми организациями, негосударствен­ными пенсионными фондами по операциям, не подлежащим налогооб­ложению; Реквизиты счета-фактуры установлены НК РФ и обязательны для заполнения, и вычет сумм налога производится только в том случае, если счет-фактура заполнен в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ. Счета-фактуры выписываются плательщиками НДС (поставщиками товаров, работ, услуг) в двух экземплярах. При регист­рации в журнале учета выдаваемых покупателям счетов-фактур им при­сваивается порядковый номер. Оригинал счета-фактуры передается покупателю не позднее 5 дней, считая со дня отгрузки товаров, выполне­ния работ, оказания услуг.

Второй экземпляр (копия) остается у поставщика. При получении аванса счет-фактура составляется в одном экземпляре и хранится у по­ставщика в журнале учета выданных счетов-фактур. Счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером или иными ли­цами, уполномоченными на это приказом руководителя. При реализа­ции населению за наличный расчет товаров (работ, услуг) с использова­нием контрольно-кассовых аппаратов требования Налогового кодекса (ст. 168,169) считаются выполненными, если чек, выданный покупате­лю, содержит следующие реквизиты: наименование продавца, номер контрольно-кассового аппарата, цену товара с НДС.

При использовании в расчетах за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги векселей суммы НДС подлежат вычету после оплаты векселей денежными средствами. Суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в мо­мент принятия на учет основных средств и нематериальных активов.

При наличии командировочных расходов у налогоплательщика под­лежат вычету суммы налога, уплаченные по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно, в том числе расходы за пользова­ние в поездах постельными принадлежностями, расходы на наем жило­го помещения. Если указанные расходы в соответствии с гл. 25 НК РФ для целей налогообложения прибыли нормируются, то вычеты НДС осуществляются в пределах этих норм.

Для исчисления НДС важным является момент определения налого­вой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг), который зависит от принятой налогоплательщиком учетной политики. Для на­логоплательщиков, утвердивших в учетной политике момент опреде­ления налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, таковым будет день отгрузки; при учетной по­литике по мере поступления денежных средств – день оплаты отгру­женных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Оплатой то­варов (работ, услуг) признается также прекращение обязательства зачетом, передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора. Если расчеты осуществляются с применением собственного векселя, оплатой товаров (работ, услуг) считается оплата указанного векселя или передача налогоплательщиком векселя по индоссаменту третьему лицу. В случае реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе моментом определения налоговой базы будет день их отгрузки (передачи).

При неисполнении покупателем обязанностей, связанных с постав­кой товаров (работ, услуг) до истечения срока исковой давности, датой оплаты признается наиболее ранняя из следующих дат:

•    день истечения срока исковой давности;

•    день списания дебиторской задолженности.

Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода. Налоговый период устанавливается как календар­ный месяц; для налогоплательщиков с ежемесячными в течение кварта­ла суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС не превышающими 1 млн руб., — квартал.

В бюджет вносится сумма НДС, полученная в виде разницы между налогом, исчисленным по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и суммой налоговых вычетов.

В случае если подлежащие вычету суммы НДС по товарно-матери­альным ценностям (работам, услугам), основным средствам и немате­риальным активам превышают суммы налога по реализованным това­рам (работам, услугам), разница засчитывается в уплату предстоящих платежей или возмещается налоговыми органами по месту нахождения предприятия на основании представленных предприятием расчетов. Возврат производится по истечении трех календарных месяцев, следу­ющих за истекшим налоговым периодом, по письменному заявлению налогоплательщика. После получения заявления в течение двух недель налоговый орган принимает решение о возврате из бюджета налога и в этот же срок направляет его в орган Федерального казначейства. Воз­врат налога осуществляется органами Федерального казначейства в те­чение двух недель, считая со дня получения соответствующего решения. При нарушении этих сроков на сумму, подлежащую возврату налого­плательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой (1/360) ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день про­срочки. Особый порядок уплаты НДС установлен для иностранных предприятий, реализующих товары (работы, услуги) на территории РФ и не состоящих на учете в российском налоговом органе. Российские предприятия, не имеющие подтверждающих сведений о регистрации их иностранных контрагентов в налоговой инспекции, при перечисле­нии средств такому иностранному предприятию удерживают НДС из этих сумм дохода с учетом налога, т. е. выполняют функции налогового агента. После уплаты НДС за иностранного контрагента предприятие – источник выплаты получает право на вычет НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для производственных целей. Если приобретенные товары (работы, услуги) использовались для производства продукции, освобожденной от налога, то НДС, упла­ченный за иностранное предприятие, относится на издержки производ­ства и обращения. Иностранное предприятие, с которого был удержан налог, имеет право на вычет или возврат налога, уплаченного в бюджет при ввозе товаров на территорию России либо при покупке материаль­ных ресурсов производственного назначения, если эти покупки сделаны на территории РФ. Для этого иностранное предприятие должно стать на учет в качестве налогоплательщика и обратиться в налоговый орган с со­ответствующим заявлением.

Уплата НДС в бюджет производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (вы­полнения работ, оказания услуг, в том числе для собственных нужд) за истекший налоговый период (месяц или квартал) не позднее 20-го чис­ла следующего месяца.

Налогоплательщики и налоговые агенты в сроки, установленные для уплаты налога за налоговый период, предоставляют налоговым органам по месту своего учета расчеты по установленной форме в виде так назы­ваемой декларации.

3
. Направления развития налоговых льгот
    продолжение
–PAGE_BREAK–