–PAGE_BREAK–Японская модель
Особенность общегосударственного регулирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование носит индикативный характер. Планы социально-экономического характера не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья структуры экономики на достижение общенациональных целей.
Планы-прогнозы, во-первых, дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывает проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри страны и за ее пределами, в-третьих, обосновывают рекомендации, как решать эти проблемы.
Цель таких планов-прогнозов заключается в том, чтобы дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.
Стратегию развития экономики определяют управления и министерства совместно с Министерством финансов. Министерство финансов осуществляет контроль за выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов.
Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для разработки этих планов изучается статистика, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании данных делается детальный научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономики страны в целом.
Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях, и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.
Вторая особенность общегосударственного регулирования состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.
В последние годы, когда японская промышленность вышла на открытую борьбу с фирмами США и ЕЭС за рынок высококвалифицированных рабочих и продукции, правительство и частный сектор вынуждены были резко увеличить затраты на науку и технологии (в 1989г. они достигли почти 3% от ВНП – больше, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой), притом средства стали направляться прежде всего в базовые исследования.
Особый интерес для нас представляет использование Японией экономических рычагов и стимулов.
Правительство стимулирует исследования и разработки посредством налоговых льгот и ускоренной амортизации. Так, управление по науке и технологии разработало ежегодно обновляемый перечень тематики исследований, номенклатуры новых изделий и услуг, в отношении которых представляются льготы при кредитовании и налогообложении. В частности по предприятиям, выпускающим новую продукцию, налоговые льготы могут достичь 25 или 50%, а в отношении особо важных изделий разрешается производить в первый год амортизационное отчисление до 25% объема продаж. Дополнительно могут применяться и специальные налоговые льготы. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять 20%-ное снижение дохода, подлежащего налогообложению. Существуют и другие виды налоговых льгот.
Ускоренная амортизация введена для компаний, применяющих энергосберегающее, ресурсосберегающее оборудование и не наносящих вред окружающей среде. Нормы ускоренной амортизации колеблются в пределах от 10 до 50%, однако, наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15-18%.
Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления – льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. Гарантии иногда распространяются на 80% общей суммы займа новой фирмы, но не могут превышать 40 тысяч долларов. В случае успешной реализации поддержанного таким образом проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение. Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год). Но это не означает, что в ходе хозяйственного развития не встречалось никаких проблем. В течение последних 20 лет Японии пришлось столкнуться с двумя крупными проблемами: нефтяным кризисом 1973г. и кризисом «высокой иены» в 1985г.
В первом случае Японии удалось выйти из депрессии через 16 месяцев за счет изменения промышленной структуры, практически исчезли предприятия, занимающиеся выплавкой алюминия, которые требовали чрезвычайно много электроэнергии в процессе производства, и поднялась электронная индустрия.
Выход из второго кризиса был найден через 17 месяцев. Трудности, вызванные ростом курса иены, были преодолены за счет расширения прямых зарубежных инвестиций и повышения производительности труда на основе НТП.
Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений – это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии.
Шведская модель
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего, сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Назовём главные из них.
· высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура);
· в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный климат);
· в социальной области – возрастание среди традиционных факторов производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа (социальная ориентация).
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый».
Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В шведском «доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения, сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение, финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.
Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство.
Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.
Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все время социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения – в 4, в то время как на потребительские товары – только в 2 раза.1
Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды товаров, услуг и технологий.
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как производство шарикоподшипников, автомобилестроение, черная металлургия, электротехника, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, самолетостроение, фармацевтика, производство специальных сталей.
Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства – видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели – низкая безработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.
Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития Казахстана. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.
2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1. Анализ современного состояния смешанной экономики Казахстана
Макроэкономическое развитие Казахстана в 2008 году стало отражением реализации накопленных в предыдущие годы рисков. При этом риски проявились как в финансовом секторе, так и в реальном секторе. Ситуация в 2008 году усугубилась замедлением мировой экономики, а также значительным ростом в 1 полугодии и беспрецедентным падением цен во 2 полугодии на мировых товарных рынках. И хотя экономический рост в стране, несмотря на это, сохранился, его темпы значительно снизились.
Объем ВВП в текущих ценах в 2008 году достиг 15,9 трлн. тенге. Реальный рост ВВП по сравнению с 2007 годом составил 3,3% (рисунок 1).
Рисунок 1 — Динамика реального ВВП, 2000-2008 гг. (% к предыдущему году)
Существенное замедление темпов роста ВВП в 2008 году было обусловлено снижением объемов производства в сельском хозяйстве и обрабатывающей отрасли промышленности – на 5,5% и 2,9% соответственно. Объемы строительства выросли на 1,9% (2007 год – 16,4%), промышленности – на 2,2%, в том числе горнодобывающей – на 5,6%, производство и распределение электроэнергии и газа увеличилось на 6,4% (рисунок 2).
Основную долю в производстве ВВП составляет промышленность (31,6%), в структуре которой в 2008 году доля горнодобывающей отрасли возросла на 4,9 процентных пункта, составив 58,7%, а обрабатывающей снизилась с 40% до 36%. В 2000 году доли этих отраслей были примерно равными и составляли 45,5% и 45,3%, соответственно.
Производство услуг характеризовалось ростом таких отраслей, как гостиницы и рестораны – на 12,8%, связь – на 10,4%, транспорт – на 7%, и снижением финансовой деятельности – на 0,5%.
Рисунок 2 — Динамика индекса физического объема производства в отдельных отраслях экономики в 2000-2008 годах.(% к предыдущему году)
В структуре ВВП по прежнему большая часть приходится на услуги (51,9%), при этом с 2002 года их доля устойчиво превышает половину производства ВВП (рисунок 3).
Рисунок 3 — Структура валового внутреннего продукта, 2000-2008 гг.
В 2008 году темпы роста инвестиций в основной капитал снизились с 13,5% в 2007году до 4,6% (рисунок 4). Снижение инвестиционной активности предприятий в свою очередь оказало влияние на замедление темпов роста экономики страны.
Рисунок 4 — Темпы роста инвестиций в основной капитал, 2000-2008 гг.(% к предыдущему году)
Основными источниками вложения средств в основной капитал послужили собственные средства хозяйствующих субъектов (42,7%) и иностранные инвестиции (23%). Доля бюджетных средств составила 19,9%, заемных – 14,4%. Приоритетными отраслями для вложения инвестиций являлись операции с недвижимым имуществом (23,6% от общего объема инвестиций в основной капитал), добыча нефти и природного газа и предоставление услуг в этих областях (21%), транспорт и связь (17,4%), обрабатывающая промышленность (8,9%).
В 2008 году темп роста объемов строительных работ (услуг), с учетом оценки, снизился и только на 1,8% превысил уровень 2007 года. На жилищное строительство было направлено на 16,1% меньше средств, чем в 2007 году. При этом введено в эксплуатацию 6832 тыс. кв. метров общей площади жилых зданий, что на 2,3% больше уровня 2007 года.
Объемы транспортных грузоперевозок за 2008 год выросли на 3,2%, объем услуг, оказанных предприятиями связи, возрос на 10,4%, из них населению – на 11,1%.
Численность экономически активного населения в 2008 году составила 8,4 млн. человек, что на 2,3% больше, чем в предыдущем году. Численность занятого в экономике населения в 2008 году увеличилась на 3% до 7,9 млн. человек. Количество безработных сократилось на 6,6% до 557,7 тыс. человек. Уровень безработицы в 2008 году сложился на уровне 6,6%, при этом за последние 8 лет наблюдается устойчивое ее снижение (с 12,8% в 2000 году).
В 2008 году среднемесячная номинальная заработная плата по экономике составила 60 734 тенге, что выше уровня 2007 года на 14,1%. В реальном выражении заработная плата снизилась на 2,5%. Темп роста оплаты труда наемных работников в 2008 году относительно предыдущего года замедлился, а по некоторым видам экономической деятельности снизился. Заработная плата работников сельского хозяйства увеличилась на 27,6%, торговли – на 22,5%, добывающей отрасли промышленности – на 21,9%, транспорта и связи – на 17,6%, строительства – на 15%, здравоохранения — на 8,5%, образования – на 8,3%, государственного управления – на 3,5%, финансовой деятельности снизилась на 8,4%.
Среднедушевые номинальные денежные доходы населения в 2008 году составили 30509 тенге, что больше 2007 года на 20,9%. В реальном выражении денежные доходы выросли на 3,4%.
2.2. Особенности развития государственного и частного сектора в РК
Начиная с 3 квартала 2009 г. наблюдается некоторое восстановление экономического роста, которое частично компенсировало существенное снижение реального ВВП в 1 полугодии 2009г. При этом база роста пока ограничена только отдельными отраслями экономики. В целом, несмотря на общий экономический спад, инвестиции в основной капитал промышленности стали основным поддерживающим фактором роста.
Отрицательный экономический рост, сложившийся в Казахстане по результатам 9 месяцев 2009 г. (-2,2%) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (4%), продемонстрировал высокую степень зависимости экономики от внешних факторов.
Существенное снижение притока капитала в страну и падение мировых цен на энергоносители проявилось в замедлении экономического роста практически во всех отраслях экономики: отрицательный рост по результатам 9 месяцев 2009 г. был отмечен в транспорте (-10,7%), строительстве (-8,9%), торговле (-8,4%), финансовой деятельности (-5,7%), промышленности (-0,6%) (рисунок 5). Внутригодовая динамика ВВП в отраслевой разбивке показывает, что наибольшая глубина падения пришлась на первое полугодие текущего года.
Рисунок 5 — Реальный ВВП и отраслевая разбивка
Сокращение валового накопления основного капитала непромышленного сектора, экспорта и импорта товаров и услуг, существенное снижение товарно-материальных запасов несколько компенсировалось ростом расходов на конечное потребление домашних хозяйств и органов государственного управления (Рисунок 6).
Рисунок 6 — Реальный ВВП методом конечного использования
По результатам 9 месяцев 2009 г. отмечается некоторое замедление темпов падения за счет оживления отдельных секторов экономики в 3 кв.
Более того, композитный опережающий индекс, предсказывающий тенденции развития в течение будущих 9 месяцев, на протяжении нескольких месяцев показывает сохранение позитивных тенденций (рисунок 7). Это свидетельствует о том, что наметившиеся в 3 кв. 2009 г. тенденции оживления экономики являются не краткосрочным всплеском, а началом тренда восстановления экономического роста, хоть и базирующемся пока на росте мировых цен на экспорт.
В целом за 2009 г. реальный рост экономики оценивается МЭБП на уровне не более 1%. Национальный Банк оценивает реальный рост экономики на уровне 0,1 – 0,3%. Альтернативные сценарии развития казахстанской экономики в 2009г. со стороны международных финансовых организаций и рейтинговых агентств, находятся в диапазоне от (-2%) до (-3,5%).
Рисунок 7 — Композитный опережающий индекс развития экономики
Существенное падение кредитной активности, доходов и ликвидности предприятий в результате мирового финансового кризиса было компенсировано увеличением расходов республиканского бюджета и притоком иностранного капитала, что поддержало объемы инвестиций в абсолютном выражении.
Кредитная активность по выданным кредитам небанковским юридическим лицам продолжает снижаться. Так, уменьшение кредитов, выданных в третьем квартале 2009 года, по сравнению с предыдущим кварталом составило 14%, а по отношению к докризисному периоду (3 квартал 2007 года) – 45,5%.
В то же время основными источниками вложений в основной капитал стали расходы республиканского бюджета, прежде всего в развитие транспортной инфраструктуры и иностранные инвестиции в горнодобывающую промышленность. (рисунок 8).
Рисунок 8 — Инвестиции в основной капитал и кредиты банков небанковским юридическим лицам
В целях смягчения последствий финансового кризиса в текущем году государство продолжает проводить политику сохранения уровня расходов, стимулирования деловой активности экономики за счет снижения налогового бремени и использования средств Национального фонда.
В текущем году политика государственных расходов направлена на сокращение неприоритетных расходов, отсрочку финансирования некоторых, ранее приоритетных, программ, в то же время сохранение прежнего уровня социальных расходов.
В абсолютном выражении размер государственных расходов сохранился на уровне прошлого года (График 2.1.5). По результатам 9 месяцев 2009 г. доля государственных расходов в ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась с 23% до 25%. В структуре расходов доля текущих затрат увеличилась с 61% до 71%, доля капитальных затрат сохраняется на уровне 24%.
продолжение
–PAGE_BREAK–
Рисунок 9 — Государственные расходы и реальный ВВП
В целях финансирования дефицита бюджета несколько увеличился государственный и гарантированный государством долг. В частности, темп роста долга государства по результатам 3 кв. 2009 г. к аналогичному периоду прошлого года составил 16%.
С точки зрения устойчивости долга Правительства и гарантированного государством долга необходимо отметить некоторое увеличение рисков платежеспособности и ликвидности государственного сектора. Основное давление на платежеспособность оказывает рост долга на фоне снижения ненефтяных поступлений. Давление на уровень ликвидности оказывает увеличение расходов по погашению и обслуживанию долга Правительства и снижение доходов государственного бюджета в виде ненефтяных поступлений.
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ
Сейчас экономика Казахстана находится на важнейшем рубеже, так как следующее десятилетие будет решающим периодом. От того, как Казахстан пройдет следующие десять лет, будет зависеть, сможет ли страна превратиться в азиатского барса или республике придется находиться на периферии мировой экономики.
Задача вывести Казахстан к 2030 году в число развитых стран мира сложная, но достижимая, если правильно выбрать способы решения этой задачи.
Как показала реальная практика, попытки прямо скопировать опыт развитых стран в контексте развивающихся стран Востока и Юга, как правило, не давали положительных результатов. Причина заключается в том, что ускоренная модернизация представляет собой чрезвычайно сложный и длительный процесс.
Модернизация и диверсификация экономики, подъем уровня экономического развития и социальной сферы до показателей развитых стран мира — это кардинальные задачи, которые нельзя решить в среднесрочной перспективе.
Страны, достигшие успеха на пути модернизации своих экономик, затратили в среднем 20-30 лет. Финляндии потребовалось 20 лет. Странам Юго-Восточной Азии, чтобы стать «азиатскими тиграми», потребовалось 20-30 лет.
Исходя из исторического опыта процессов модернизации, можно констатировать, что Казахстан сегодня находится на половине пути.
Как показывает исторический опыт, успешная форсированная модернизация в развивающихся странах, особенно на начальных этапах, предполагает доминирующую роль государства в лице национального лидера.
Правильно выстроенная система государственного управления экономикой должна соответствовать той степени сложности задач экономического развития и обеспечивать точное и своевременное исполнение задач, поставленных национальным лидером.
Что можно понимать под усилением роли государства в экономике?
Во-первых, это укрепление регулятивных функций государства. В первую очередь, это касается усиления надзора над финансовой системой. Не секрет, что зачастую, особенно в период бурного роста, регулятивная способность государства начинает существенно отставать от темпов развития частного сектора. Базовые принципы экономики, такие, как честная конкуренция, неприкосновенность частной собственности и поощрение деловой инициативы должны остаться незыблемыми.
Во-вторых, это усиление роли государства в стратегических секторах экономики через национальные компании, которые должны стать «национальными чемпионами» и сыграть роль «локомотивов» ускоренной модернизации.
В-третьих, это механизм государственного планирования социально-экономического развития страны. Причем это не Госплан с директивными указаниями сверху, сколько и как производить, а тесная координация долгосрочных задач социально-экономического развития страны.
В мире накоплен огромный опыт использования развивающимися странами различных стратегий экономического развития, которые можно условно сгруппировать по трем типам.
Стратегия «догоняющего развития» направлена на повторение того пути, который прошли развитые страны, через развитие импортозамещающих и экспортоориентированных обрабатывающих отраслей экономики. (Россия, Китай, страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии).
Стратегия «традиционной специализации» базируется на развитии экономики через сырьевые отрасли. Эту стратегию успешно использовали страны, богатые сырьевые ресурсами, в числе которых Канада, Австралия, Норвегия.
Стратегия «постиндустриального развития» направлена на развитие сферы услуг.
Ни одна из этих стратегий не использовалось в чистом виде. Наоборот, все страны, которые добились успеха в своем развитии, находили оптимальное сочетание различных стратегий. Вместе с тем, только одна стратегия всегда являлась доминирующей.
Наиболее подходящей стратегией ускоренной модернизации экономики Казахстана является стратегия «традиционной специализации» с опорой на нефтегазовый сектор.
Как показывает мировой опыт, обладание сырьевыми ресурсами зачастую трактуется как «ресурсное проклятье». Согласно этой концепции страны, богатые природными ресурсами, в долгосрочной перспективе демонстрируют более скромные темпы экономического роста по сравнению со странами, не имеющими значительных природных запасов.
Однако, влияние сырьевого сектора на развитие экономики может быть как положительным, так и отрицательным. Всё зависит от типа связей сырьевого сектора с остальной экономикой. В тех случаях, когда развитие ресурсного сектора на экспорт стимулировало рост отраслей находящихся на нижних этажах производственного цикла, производящих средства производства для отраслей сырьевого сектора, и отраслей на верхних этажах, связанных с переработкой сырья, экономика, основанная на экспорте природных ресурсов, постепенно диверсифицировалась. И наоборот, если связи ресурсного сектора с остальной экономикой были слабыми, диверсификация не происходила. Когда средства производства ввозились из-за границы, возникало лишь анклавное экспортно-сырьевое производство и государство попадало в так называемую ловушку сырьевой зависимости.
Следовательно, «ресурсное проклятие» не неизбежное явление. Оно проявляется только в тех богатых ресурсами странах, которые не могут проводить эффективную политику управления своим богатством.
В этом отношении показателен пример таких стран как Норвегия, Канада, Австралия. Эти страны смогли разумно распорядиться своими сырьевыми ресурсами и обеспечить устойчивое развитие своих экономик.
В ближайшее десятилетие нефтегазовая промышленность останется главным «двигателем» экономического роста. Долгосрочный спрос на нефть и, следовательно, цены на нефть по оценкам большинство экспертов будет только расти.
В этой связи необходима комплексная политика в отношении нефтегазового сектора, которому предстоит решить несколько взаимосвязанных задач:
1) развитие нефтегазовой промышленности
2) переход на производство продукции с более высокой добавленной стоимостью (диверсификация первого типа)
3) содействие в диверсификации второго типа.
Первоочередная задача на пути модернизации экономики — превратить нефтегазовую промышленность из «двигателя экономического роста» во «флагмана экономического развития». Развитие нефтегазовой промышленности предполагает не только наращивание физических объемов добычи сырья, но и превращение нефтегазовой промышленности в высокотехнологичный сектор, занимающий ведущие позиции в экономике страны. Нефтегазовый сектор должен стать образцом для остальной экономики. В нем должны находиться самые лучшие кадры, использоваться новейшие машины и оборудования, применяться самые новейшие технологии, соблюдаться самые высокие экологические стандарты и стандарты техники безопасности, достигаться высокая производительность труда, присутствовать надежная система социальной защищенности работников.
Зарубежные нефтегазовые компании, которые помогают нам осваивать наши месторождения, дают нам прекрасную возможность научиться у них, перенять от них опыт и навыки.
Учитывая базовую структуру национальной экономики, которая опирается на сырьевые ресурсы, можно выделить два типа диверсификации.
Диверсификация первого типа — переход сырьевых производств на более высокий передел, развитие обрабатывающей промышленности на базе сырьевых ресурсов и производство товаров с более высокой добавленной стоимостью.
Например, это переход с экспорта нефти на экспорт продуктов нефтехимии, переход с экспорта железных и цветных металлов на экспорт готовых металлических изделий. Здесь, несомненно, у Казахстана есть явные конкурентные преимущества.
Диверсификация второго типа — развитие новых производств обрабатывающей промышленности, Например, это производство и экспорт автомобилей, бытовой техники, станков и оборудования, одежды и обуви, продуктов питания.
По объективным причинам в ближайшее десятилетие (а может и в ближайшие двадцать лет) локомотивом экономического роста будет оставаться нефтегазовая промышленность, а ее доля в ВВП будет продолжать расти.
Через аналогичные структурные изменения прошла экономика Норвегии. Если в 1970 году в экономике практически отсутствовала нефтегазовая промышленность, то через 10 лет ее доля выросла до 13,45 и в прошлом году составила 26,1%.
Задача Казахстана — это тесная интеграция нефтяного сектора в экономическую систему страны путем формирования устойчивых связей между нефтегазовыми компаниями и остальными отраслями экономики.
Надо признать, нефтегазовый сектор Казахстана в последние годы был как «нефтегазовый анклав». Поэтому необходимо связать нефтегазовый сектор с остальной экономикой и сделать ее опорой политики диверсификации, как первого типа, так и второго типа.
Только в этом случае рост добычи нефти и газа и развитие на этой базе нефтехимической промышленности будет сопровождаться развитием отраслей обрабатывающей промышленности и сектор услуг, обслуживающих нефтегазовую и нефтехимическую промышленность.
Устойчивые связи между нефтегазовым сектором и остальной экономикой позволит сформировать целый ряд отраслей, которые получат возможность развиваться на первоначальном этапе через сервисное облуживание нефтегазового сектора.
В этом и заключается прорывной характер нефтегазового сектора, который должен дать толчок технологическому и инновационному развитию всей экономике Казахстана.
Индустриальная политика неразрывно связана с территориальной политикой. Усиление роли государства в экономической политике предполагает реализацию рациональной и эффективной политики территориального развития, которая должна учитывать большую территорию и низкую плотность населения и быть направлена на развитие городов с большим потенциалом роста и экономической активностью. Территориальная концентрация экономической деятельности может обеспечить мощный импульс для развития близлежащих территорий.
Текущий финансовый кризис необходимо рассматривать как время для новых возможностей в части трансформации и пересмотра политики равномерного развития регионов к точечному подходу развития городов. Приверженность к данному подходу позволит сконцентрироваться на достижении определенных целей.
Успешность данного подхода доказана опытом таких развитых стран как Австралия и Канада, которые обладают схожими с Казахстаном демографическими и географическими признаками.
Для реализации территориальной политики необходимо определить наиболее перспективные города для направления основных усилий на их развитие.
Как показывает опыт зарубежных стран, привлечение прямых иностранных инвестиций играет одну из ключевых ролей в модернизации экономики нашей страны. Прямые иностранные инвестиции — это не просто дополнительные притоки финансовых ресурсов, но и новые технологии и инновации, знания и управленческий опыт.
Приток прямых иностранных инвестиций в страну сигнализирует о доверии зарубежных инвесторов к экономической политике государства.
Важное место в системе государственного управления экономикой занимают государственные финансовые и производственные активы.
Как показал мировой финансовый кризис, создание Национального фонда в 2000 году оказалось правильным, дальновидным и мудрым решением Главы государства.
Кризис показал важность наличия у государства резервной подушки «на черный день», чтобы оказать поддержку экономике и обеспечить выполнение государством своих социальных обязательств.
В посткризисный период Казахстану необходимо продолжать наращивать Национальный фонд, сохраняя первоначальную концепцию его функционирования.
В то время как в Национальном фонде сосредоточены финансовые активы государства, в Фонде «Самрук-Казына» сконцентрированы стратегически значимые производственные активы государства.
Слияние Фонда Казына и Холдинга Самрук позволило сконцентрировать в «единый кулак» государственные активы страны и наладить оперативный и прозрачный механизм оказания финансовой помощи экономике.
Хотелось бы отметить, что как антикризисный управляющий Фонд «Самрук-Казына» представляет собой уникальный опыт борьбы с финансовым кризисом. В остальных странах основными борцами с кризисом являются др. ведомства.
Кризис рано или поздно закончится. Поэтому Фонд «Самрук-Казына» не только работает в рамках реализации стабилизационной программы в качестве антикризисного управляющего, но и осуществляет подготовку к посткризисному управлению государственными производственными и финансовыми активами.
Усилия управляющего холдинга должны быть направлены на стратегически значимые отрасли национальной экономики. Национальные компании должны стать национальными чемпионами. Формирование национальных чемпионов, которые не только будут играть роль «флагманов» национальной экономики, но будут способны составить достойную конкуренцию аналогичным компаниями на внутреннем и зарубежном рынках. Тенденции развития мировой экономики показывают, что мощь государства определяется наличием у него крупных национальных чемпионов.
Теперь, определяя перспективы развития Казахстана в посткризисную эпоху, можно задать риторический вопрос — что нужно сделать для того, чтобы добиться гармонии интересов власти, общества, крупного бизнеса, не усиливая чрезмерный государственный контроль, не лишая рыночную экономику ее сути — свободной конкуренции.
Попытаемся дать ответ на этот вопрос, опираясь на логику, обозначенную в последних статьях нашего президента. Ключ к решению глобальных задач, стоящих перед страной в системном улучшении качества человеческого капитала. Именно эта цель, в конечном счете, должна определить наши приоритеты в экономической политике. Это и есть ядро новых подходов, определяющих развитие нашего общества в посткризисную эпоху.
Теперь, когда перед Казахстаном стоит задача выхода на более высокий уровень развития в условиях перехода к новой архитектуре мировой экономики, политики и финансов, страна вновь обращаемся к вопросу о влиянии лидерского фактора на скорость, динамику, успешность реагирования на современные реалии и глобальные тренды.
В целом мне бы хотелось отметить, что залогом успеха процесса ускоренной модернизация экономики является не только критическое осмысление пройденных этапов, но и четкая нацеленность на будущее, консолидация усилий и постоянное движение вперед. Самоуспокоение и эйфория как показывает международный опыт, к хорошему никогда не приводило.
Подытоживая вышесказанное, можно вывести формулу успешного посткризисного развития страны:
Национальный лидер, сильное государство и диверсифицированная, конкурентоспособная экономика — являются основополагающими элементами будущего прогресса страны.
Внутриконтинентальное положение Казахстана, удаленность от морских путей и международных транспортных артерий создают серьезные проблемы для его экономического развития. К тому же, в результате целенаправленной политики советского периода его транспортная и коммуникационная системы скорее соединяли Казахстан с Россией, чем различные по уровню развития и удаленные друг от друга на тысячи километров регионы самого Казахстана.
Инфраструктура Казахстана до сих пор, в основном, ориентирована на обслуживание экономики СНГ: здесь все еще отсутствует нефтепровод, соединяющий основные месторождения на западе Казахстана с крупными нефтеперерабатывающими заводами на северо-востоке и юге республики; передаточные и распределительные электросети на севере и юге Казахстана не соединены, хотя его мотаная северная система подключена к российской сети (куда уходит значительная доля электроэнергии), а южная — к сетям Кыргызстана и Узбекистана (оттуда Казахстан получает также значительную долю потребляемой электроэнергии). Казахстан используется как промежуточная зона для большого потока природного газа из республик Средней Азии в Россию, а свой природный газ без какой-либо переработки переправляет также в Россию, но не своим потребителям даже в том же западном регионе, где газ добывается. И поэтому сейчас главной задачей для Казахстана стала необходимость совершенствования внутриреспубликанских связей, а также модернизация большей части существующей инфраструктуры.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: во-первых, независимое государство в Казахстане создано прежде экономической трансформации. Во-вторых, поэтому стандартные модели, объясняющие переход, неэффективны. В-третьих, концепция государственного национализма и политический лидер тесно связаны и, в конечном счете, взаимодействие этого элемента с процессом экономического перехода не может игнорироваться. Данный факт уместен, поскольку производство продукции в Центрально-Азиатских республиках упало ниже уровня Советского периода.
За период независимости Казахстана несырьевые секторы экономики находились на периферии интересов каждого из правительств республики. Как следствие, теперь аграрная, пищевая и другие отрасли остаются неразвитыми. Но есть и сферы деятельности, где наличествуют примеры успешного развития.
Но все же факт остается фактом: Казахстан не обладает конкурентоспособной несырьевой экономикой. Конечно, такой результат является следствием вполне объективных причин. Сейчас ситуация начинает меняться. В этом году руководство страны разработало программу развития сельского хозяйства. Оно же с некоторых пор стало уделять больше внимания проблемам малого и среднего бизнеса. Но внимания эти отрасли удостоились довольно поздно. И это выглядит уже как попытка наверстать упущенное.
Важным итогом пятнадцатилетнего периода развития отечественной экономики стал существенный рост её макроэкономических показателей, что позволило определиться с новыми компонентами в регулятивной среде, и прежде всего, с Концепцией перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию, начиная с 2007 года, как базового, для оптимизации воспроизводственного цикла. С учетом комплексной трансформации факторальной среды экономического роста, направленной на обеспечение устойчиво высоких его темпов, необходимо максимальное приближение по всем её составляющим к прогрессивным международным стандартам. Только на основе преодоления деформаций в экономической структуре отечественной экономики, накопления ресурсного потенциала и существенной модернизации её основных секторов, отраслей и производств возможен переход к постиндустриальному типу развития общества и органичное вхождение в перспективные мирохозяйственные связи.
Можно заключить из этого, что быстрота, с которой Казахстан вошел в состояние независимости, обусловила недостаток времени и внимания, предназначенного для создания условий, в которых рынок мог бы процветать.
Экономическая политика правительства Казахстана является решающим средством поддержки экономического курса страны.
Анализ сложившейся практики показывает: эффект экономической политики выше в том случае, когда решения принимаются правительством с ориентацией на имеющиеся в нашей стране реалии- политического расклада сил и уровня развития, то есть, производственно- технического потенциала, состояния социальной структуры, институционального порядка общего государственного и местного управления.
Экономическая политика испытывает на себе влияние двух аспектов: изменения хозяйственной ситуации и перемены экономического мышления. Оба этих момента взаимосвязаны, хотя и обладают относительной самостоятельностью. В процессе развития общества экономическое мышление меняется, поскольку другими становятся представление о ценностях. В связи с этими, даже традиционные задачи принято решать с новых позиций.
Сегодня можно сказать, что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг.
Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить в последние три года высокие темпы экономического роста.
Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. За годы независимости в экономику страны привлечено свыше 21 млрд. долл. США.
В соответствии с принятой моделью в стратегическом плане Казахстан формируется как страна с открытой экономикой, ориентированной на экспорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира.
Могу с точностью сказать, что в области реализации стратегического плана экономика страны взяла хороший старт. В среднесрочной перспективе необходимо продолжить ускоренное развитие и одновременно проводить качественные изменения в экономике и социальной сфере.
Внутриконтинентальное положение Казахстана, удаленность от морских путей и международных транспортных артерий создают серьезные проблемы для его экономического развития. К тому же, в результате целенаправленной политики советского периода его транспортная и коммуникационная системы скорее соединяли Казахстан с Россией, чем различные по уровню развития и удаленные друг от друга на тысячи километров регионы самого Казахстана.
Инфраструктура Казахстана до сих пор, в основном, ориентирована на обслуживание экономики СНГ: здесь все еще отсутствует нефтепровод, соединяющий основные месторождения на западе Казахстана с крупными нефтеперерабатывающими заводами на северо-востоке и юге республики; передаточные и распределительные электросети на севере и юге Казахстана не соединены, хотя его мотаная северная система подключена к российской сети (куда уходит значительная доля электроэнергии), а южная — к сетям Кыргызстана и Узбекистана (оттуда Казахстан получает также значительную долю потребляемой электроэнергии). Казахстан используется как промежуточная зона для большого потока природного газа из республик Средней Азии в Россию, а свой природный газ без какой-либо переработки переправляет также в Россию, но не своим потребителям даже в том же западном регионе, где газ добывается. И поэтому сейчас главной задачей для Казахстана стала необходимость совершенствования внутриреспубликанских связей, а также модернизация большей части существующей инфраструктуры.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы: во-первых, независимое государство в Казахстане создано прежде экономической трансформации. Во-вторых, поэтому стандартные модели, объясняющие переход, неэффективны. В-третьих, концепция государственного национализма и политический лидер тесно связаны и, в конечном счете, взаимодействие этого элемента с процессом экономического перехода не может игнорироваться. Данный факт уместен, поскольку производство продукции в Центрально-Азиатских республиках упало ниже уровня Советского периода.
За период независимости Казахстана несырьевые секторы экономики находились на периферии интересов каждого из правительств республики. Как следствие, теперь аграрная, пищевая и другие отрасли остаются неразвитыми. Но есть и сферы деятельности, где наличествуют примеры успешного развития.
Но все же факт остается фактом: Казахстан не обладает конкурентоспособной несырьевой экономикой. Конечно, такой результат является следствием вполне объективных причин. Сейчас ситуация начинает меняться. В этом году руководство страны разработало программу развития сельского хозяйства. Оно же с некоторых пор стало уделять больше внимания проблемам малого и среднего бизнеса. Но внимания эти отрасли удостоились довольно поздно. И это выглядит уже как попытка наверстать упущенное.
Можно заключить из этого, что быстрота, с которой Казахстан вошел в состояние независимости, обусловила недостаток времени и внимания, предназначенного для создания условий, в которых рынок мог бы процветать.
продолжение
–PAGE_BREAK–