Теоретические подходы к объяснению различий в психике, связанные с половой принадлежностью

Министерство образования и науки Украины
Севастопольскийгородской гуманитарный университетКафедра психологии
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ
РАЗЛИЧИЙ В ПСИХИКЕ, СВЯЗАННЫХ С ПОЛОВОЙ
 ПРИНАДЛЕЖНОСТЬЮ
Курсовая работа студентки
Группы  П-21
Специальности «Психология»
Юрхановой Катерины Юрьевны
Научный руководитель:Кондрашихина Оксана Александровна
Севастополь – 2005
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕРАЗЛИЧИЯ В ПСИХИКЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ…………………………………………..5
ГЛАВА II. ПОДХОДЫ К ОБЪЯСНЕНИЮ РАЗЛИЧИЙ В  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
         2.1.Психометрические исследования половых различий в познавательных     способностях………………………………………………………………………..22
         2.2. Значение биологических факторов вдифференциации познавательных способностей мужчин иженщин……………………………………….…………29
         2.3. Социально-психологические факторыв развитии познавательных способностей…………………………………………………………….………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..…….39
ВВЕДЕНИЕ
«мужчины»   и  «женщины»    с    безнадежным   постоянством противопоставляются  друг другу, подобно белым  и  красным шарам,  которые лишены всяких различий  между собою в пределах одного цвета!
                                       ОттоВайнингер
           В повседневной жизни мы постоянносталкиваемся с различиями между полами, которые представлены стереотипамимужественности и женственности. Проблеме половой стереотипизации посвящено рядисследований и публикаций. Первые исследования гендерных стереотипов былисвязаны с попытками вычленить типичные различия, относящиеся к представлениямженщин и мужчин друг о друге и о себе. С 60-х гг. большую популярностьприобретают исследования стереотипных представлений о способностях мужчин иженщин, их компетентности в различных сферах деятельности и причинах ихпрофессиональных успехов.
          Традиционно социальная значимостьженщин сводится к семейным ролям, а ориентация женщины на профессиональнуюдеятельность оценивается многими как неженственная или антисемейная. Работаможет быть для женщины только «занятостью», но не профессией, а темболее карьерой. В то же время мужская и профессиональные роли представлены кактождественные. Типично мужской образ — это образ активного, независимого,ориентированного на достижения человека.
        Влиятельными остаются итрадиционные взгляды на отношения мужчин и женщин как иерархические, гдевыделяются преимущества мужчин, тогда как женская роль выглядит второстепенной.
         Треть опрошенных россиян (33%) считают, чторазделение профессий на «женские» и «мужские»предопределено природой – иначе говоря, и у мужчин, и у женщин есть своеестественное предназначение, анатомией и биологией заданные склонности испособности. Половина опрошенных (51%) склонны думать, что такая дифференциацияпрофессий предопределена устройством общества[13].
        Известно,   что  гендерное   неравенство   выражается,  помимо    прочего,  в разделении  профессий   на   «женские»   и  «мужские»,   причем   профессии, связанные   с   более   высоким  социальным   статусом   и  более   высокими доходами, какправило, «закреплены» за мужчинами.
      Изучением различий в психике у мужчини женщин занимались Фрейд, Вайнингер, Йорсард, Гамильтон, Сандра Бэм, Цукерман,Айзенк, Геодокян, Элис Игли, Фейнгольдом, Ненси Ходоров и др.
      Существует множество теорий, объясняющихразличия в психике, связанные с половой принадлежностью, но многие теориипротиворечат друг другу.
      Итак, целью данной работы  является исследование теоретическихподходов  и концепций, объясняющих  различия в психике и способностях мужчин иженщин.
ГЛАВА I. ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕРАЗЛИЧИЯ В ПСИХИКЕ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ
     Теории и концепции гендерной психологии можно разделить на 6 категорий вза­висимости от того, в каком ее разделе они появились икакую проблему объясня­ют. Это теории и концепции[2]:
1)         гендерных различий;         
2)   гендерной социализации;  
3)   психологии женщины; 
4)   психологии мужчины;
5) психологии гендерныхотношений;     
6)гендерной психологии лидерства.
  Правда, иногда ту или иную концепцию трудноотнести к какому-либо опреде­ленному разделу. К примеру, некоторыеконцепции объясняют и гендерную со­циализацию, и гендерные различия.
 Существуют также частные концепции, которые объясняют эксперименталь­ные факты в узком диапазоне (к примеру, половыеразличия по болевым ощуще­ниям или отсутствие мотивации достижений уженщин).Большинство из них касает­ся различий между полами, что не удивительно —именно этот раздел гендерной психологии наиболее развит.       Теории гендерной социализации
        Разработкапредставления о гендерной идентичности женщин и о нарциссизме принадлежит 3.Фрейду. В своей работе «Женственность» (название; которое можно считать символичным) он изобразил женщинзавидующими мужской ана­томии(имеющими так называемый комплекс кастрации). Они также должны бы­либыть пассивными, зависимыми, подчиненными, склонными к мазохизму — именно этот набор, по мнению Фрейда, являлся«фемининным». Мужчины изо­бражались иначе: активными, стремящимися квласти и к контролю над миром, склонными ксадизму. Всякое отклонение от этих эталонов считалось проявлени­ем нездоровой гендерной идентичности. В частности,стремление женщин к вла­сти (характеристика, которая должна быть у мужчины)называлось фаллическим [9].
   Вообще считается, что здоровая гендернаяидентичность может сформировать­ся лишьпод влиянием мужчин: а) отцов — для обоих полов; б) мужей — для жен­щин.
Идеи Фрейда получили своедальнейшее развитие в современной психоаналитической теории и практике(X. Когут, О.Кернберг).
С позиций психоанализарассматривает проявление феномена нарциссизма у мужчин и женщин —лидеров норвежский психотерапевт Я. Йорстад. Он разделяетявления нормального нарциссизма, отражающего универсальную потребность человекав любви и поддержке, и патологического. Признаками последнего являются явновыраженные эгоцентризм, тревога (малейшая фрустрационная си­туация вызываетгнев), проективная тенденция (неспособность признавать свои слабостии ошибки — всегда виноваты другие), а также недостаток эмпатии и на­личие фантазииграндиозности (что проявляется в форме высокомерия, доминантности и в обесценивании других людей).
Патологический нарциссизмформируется из-за нарушения условий развития. У мальчиков это происходит, если ониявляются предметом поклонения своих матерей;воспитываются в семье, где нет мужчины (отца или отчима), или, если он есть, тоотвергает ребенка. У девочек — если отец не любит дочь, не предоставляет ей свободы, а мать не заботится о ней и незащищает ее.
По данным Йорстада, многие лидерыорганизаций демонстрируют признаки нарциссической тревоги. При этом мужчины болеесклонны к нарциссической грандиозности(причины этого автор видит как в их анатомии, более «заметной» по сравнению сженщинами, так и в стремлении чрезмерно преувеличивать свой достиженческий имидж, поощряемый западнойкультурой), у женщин же проявляются пассивные формы нарциссической тревоги:неуверенность в себе, сомне­ния припринятии решений, отсутствие толерантности к критике сверху и снизу, поэтомуони предпочитают быть в тени и часто отказываются от роли лидера — еще до назначения или спустя некоторое времяпосле него, даже если обладают лидерскимикачествами, либо стремятся приуменьшить свою женственность, подражая мужчинам-лидерам (роль Эхо). При наличиипатологического нарциссизма мужчины и женщины прибегают к различным формамзащиты. У мужчин это вы­работканечувствительности к реальным и потенциальным источникам травм — каменное лицо и твердый голос, у женщин —окружение себя похожими сотруд­никами,которые помогают выполнять лидерскую роль.
В рамках когнитивизма известны 3концепции:
1)   «информационной обработки человека»Д. Гамильтона;
2)   «теория схемы» С. Тейлора и Дж. Крокера
     3) теориягендерной схемы С. Бэм. Все они перекликаются друг с другом.Человек стремится упорядочить свое знание об окружающем мире и прибегает приэтом к схемам. При обработке социальной информации используется три типа схем:личностные, ситуационные и ролевые.Последние могут быть связаны с полом (гендерная роль) или с должностью, позицией в группе (к примеру, лидерская роль).Схема позволяет быстро опознать социальныйстимул и предсказать его поведение. Так рождаются стерео­типы о том, как должнывести себя мужчины и женщины (гендерные стереотипы). Мальчики и девочки растут в мире, где очень важныкатегории «мужское» и «жен­ское». Извсей окружающей информации мальчики выбирают то, что относится к «мужскому»,а девочки — к «женскому», т. е. пользуются гендерными схемами. В итоге ониусваивают стереотипные формы поведения для мужчин и женщин. Встречаютсяситуации, когда индивид ведет себя «не по схеме» (т. е. отклоня­ется от гендерногостереотипа), но такие случаи неприятны, и человек стремится устранить рассогласование между прогнозируемым постереотипу и реальным по­ведениемдругого человека. Делает он это с помощью следующих приемов:
1) каузальная атрибуция (кпримеру, достижение успеха объясняется удачей, а не способностями);
2) игнорирование рассогласования (оно просто незамечается);
3)ролевоевыравнивание (поведение индивида подгоняют к ролевому стереоти­пу, кпримеру, интерпретируя его поступки по-своему);
4) навешивание девиантногоярлыка (к примеру, женщину, делающую карьеру, называют «синимчулком», мягкого женатого мужчину — «подкаблучником»);
5) вытеснение из группы(женщинам-менеджерам, к примеру, дают меньше информации, слишкомкороткие сроки для выполнения задания; мужчин не приглашаютвылить пива, на футбол).
Гендерная схема более яркопроявляется при встрече незнакомых людей — в лабораторных условиях.
Теория гендерной схемы Сандры Бэмпытается совместить когнитивизм с теорией социального научения.Ее основные положения заключаются в следующем. «Гендерная схема» —это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая организуетвосприятие индивида и руководит им. Дети кодируют и организуют информацию,в том числе и информацию о себе, по дихотомической схеме «маскулинность-фемининность».Сюда включаются данные об анатомии мужчин и жен­щин, их участии врождении детей, их профессиях и разделении занятий (в том числе и по дому), ихличностных характеристиках и поведении. Эта дихотомия «мужское-женское»— самая важная из всех классификаций людей, которые существуютв человеческом обществе. Усвоив, что означает эта дихотомия, ребенок сортируетвсю информацию по двум категориям. Следующий шаг — ребенокделает обобщение: какие атрибуты составляют «женское», акакие — «мужское». Формируется соответствующий гендерный стереотип— что могут делать и как себя вести мальчики и что и как — девочки.Тот, кто ведет себя согласно стереотипу, обладает гендерной типично­стью— типичный мальчик или типичная девочка.    Теории гендерных различий
       Все концепции, объясняющие различия между полами, можно разделить на двебольшие категории: биологические и социальные.
Биологический подход исходит из того, чторазличия между мужчинами и женщинамиобъясняются генетическими и гормональными факторами, строением мозга, врожденными особенностями конституции,темперамента и т. п. Были проведеныисследования:
1) близнецов — по изучениюнаследственных черт;        
2) связанные с гормонально-химическими ифизиологическими переменными (X. Айзенк, М. Цукерман идр.). В частности, Цукерман предположил, что гендерные различия подоминантности и агрессивности могут быть связаны с по­ловыми гормонами. Так жепытались объяснить и различия по зрительнопространственнымспособностям;
3) С. Нолей-Хоекзема связывала половые различия вхромосомах со склонностью женщин кдепрессии, тревожности и нейротизму.
     Эволюционную концепцию дифференциации полов В. А.Геодакянаможно отнести к этому же подходу.Мужской пол играет главную роль в измене­нии, а женский — всохранении популяции: мужской пол — это глина, из которой природалепит образцы, а то, что проверено, становится мрамором — женским по­лом. В онтогенезе такжеимеются различия. Здесь уже более изменчивым, пла­стичным является женский пол,мужской же более ригиден. Половые различия связаныс различной степенью генетической обусловленности признаков у мужчин и женщин. Эта концепция была подтвержденаэкспериментами на животных, проведеннымиВ. К. Федоровой, Ю. Г. Трошихиной и В. П. Багруновым (1981). Она может объяснить и многие половые различия всенсомоторных и интеллекту­альныхфункциях. Но реакция специалистов по гендерной психологии на эту кон­цепцию неоднозначна. И. С. Клецина, к примеру,считает, что неправомерно прямопереносить эволюционно-генетические закономерности полового димор­физма на человеческую психологию и поведение,поскольку психика человека не развиваетсяпо законам биологической эволюции, а человек сам создает себе сре­ду развития [6]. Однако, несмотря на критику,концепция В. А. Геодакяна по-прежне­муодна из самых популярных в отечественной психологии.
Социокультурный подход предполагает,что различия между полами формируются обществом.
Одна из наиболее известных в этомподходе — теория социальных ролей Элис Игли. Чтобыбыть принятыми обществом, мужчины и женщины должны вести себя конгруэнтносвоей гендерной роли, т. е. совокупности стереотипных ожиданий, кото­рыеобщество предъявляет данному индивиду как представителю определенного пола.Одни личностные черты и характеристики поведения являются приемле­мымидля мужчин, другие — для женщин. Эта теория очень популярна.
Согласно модели артефакта,разрабатываемой А. Фейнгольдом, гендерные сте­реотипы заставляютиндивида рассматривать свои личностные характеристики какболее или менее социально желательные и стремиться в самоотчетах (на которыхпостроено большинство личностных шкал) отразить свою личность благоприятнымобразом. Поэтому результаты лишь подтверждают стереотипы. Мо­дельсчитает артефактом лишь данные, полученные по личностным шкалам, а не поведенческиепоказатели, хотя и последние не свободны от влияния гендерных стереотипов.
Американские психологиСюзанна Кросс и Лаура Мэдсон использовали идею Ш. Маркуса и С.Китаямы о «взаимозависимой» и «независимой»              я-концепциях у индивидоввосточной и западной культуры. На основе этой идеи они создали модель,объясняющую гендерные различия в социальном поведении. По мнению ав­торов,для американских женщин в целом характерна связь с другими людьми, т.е. «взаимозависимая», а для мужчин — «независимая» я-концепции. Формиро­ваниепервой происходит в тесной взаимосвязи с представлением о близких лю­дях,и их цели и потребности так же важны, как и собственные.
В независимой я-концепцииглавным принципом является автономия, отделение от других, авзаимоотношения с другими людьми служат лишь средством к достижениюиндивидуалистических целей. Чтобы достичь этой автономии и не­зависимости,мужчины стремятся получить власть над другими.
Р. Баумейстер и К. Соммер, в целомпринимая эту модель, уточняют ее; мужчины и женщины являются одинаково социальнымисуществами, но эта социаль­ность у нихразная. У женщин она диадическая (они вовлечены в небольшое число тесных, близких взаимоотношений), а у мужчин —родоплеменная (они ориенти­рованы ивовлечены в более многочисленные социальные связи). Данные авторы приводят следующие проявления указаннойориентации у мужчин: 1) недостаток интимности,которую успешно реализуют в своих отношениях женщины, мужчи­ны компенсируют стремлением подчеркивать свойстатус и власть; 2) получение властидля мужчин означает одновременно и расширение сексуальных контактов, а для женщин — нет: власть не увеличивает ихсексуальную привлекательность; 3) мужские сексуальные желания являютсяболее разнообразными, чем жен­ские, т. е. также ориентированы на более широкую,чем у женщин, социальную общность.
Концепция андрогинии Сандры Бэм иДжудит Спенс, речь о которой шла выше, объясняет как наличие,так и отсутствие различий между полами. Д. Спенс и коллеги рассматривали андрогинностьпо показателям высокой маскулинности и высокой фемининности, а С.Бэм представила ее как баланс между этими двумя категориями. Существованиеиндивидов с гендернотипичными чертами (маску­линных мужчин ифемининных женщин) не исключает возможности совмещения этихчерт в одном типе — андрогинном, который рассматривается как выход для обоихполов; можно выбирать лучшее, что есть в качествах другого пола, и интег­рировать мужские иженские характеристики. Мы уже останавливались на том, что идея андрогинии перестала быть популярной, и Бэм отказалась от нее,предло­жив теорию гендерной схемы.
    Концепция токенизма, предложенная Розабет Кентер, постулирует, чтона групповую динамику оказывает влияние пропорция представителей раз­личныхкультурных категорий в группе (в частности, по гендерной и расовой принадлежности).В асимметричной группе ее члены, составляющие большинство по какому-тоиз указанных признаков, были названы доминантами, а те, ктоколичественно лишь символически был представлен в группе, — токенами (символами).В качестве последних, например, выступают 2-3 негра в школе для белых. Токены из-засвоей малочисленности более заметны, более стереотипно воспринимаются, их характеристикипреувеличиваются по сравнению с доминантами. Женщины в мужском деловом миревыступают в роли токенов. Отсюда разноевосприятие мужчин иженщин в организациях [2].
Розабет Кентер обнаружила 4 неформальныхроли женщин-токенов:
1) «мать» — от нее ждут эмоциональнойподдержки, а не деловой активности;
2) «соблазнительница» — здесьтокен выступает лишь сексуальным объектом мужчины с высоким должностнымстатусом в организации, вызывая негодование у коллег-мужчин;
3) «игрушка, талисман» —милая, но не деловая женщина, принося­щая удачу;
4) «железная леди» —этимтокенам приписывается неженская же­сткость, и они особенноизолированы от группы.
Все эти роли мешаютженщинам занять положение равных доминантой в груп­пе,снижают возможности их служебного роста, и изменить эту ситуацию может увеличение их числа в организациях.
Вомногих случаях различия между полами объясняются сочетанием биологи­ческихи социальных факторов, о чем не раз будет говориться в дальнейшем.      Теории психологии женщины
         Строгоговоря, концепции, которые пытаются объяснить женское поведение отдельноот мужского (точно также, как и наоборот), постоянно обращаются к сравнениюмужчин и женщин. Поэтому трудно провести грань между гипотезами из разделагендерных различий и психологии женщины и психологии мужчины. Так, частов книгах по гендерным различиям или по психологии женщины можно встретитьодни и те же имена и одни и те же концепции. И это естественно.Говоря об одном поле, трудно абстрагироваться от другого. Мы рассмот­римдве наиболее известные концепции — Нэнси Ходоров и Кэрол Гиллиган.
Концепция Нэнси Ходоров посвященаматеринству. Его назначение — подготовить мальчиков и девочек ких гендерным ролям в обществе и экономике. Мама по-разному ведет себяпо отношению к дочери и сыну. В итоге девочка готовится кмиру материнства и семьи (материнство репродуцирует самое себя), а мальчик становитсямужчиной, который обесценивает женщину и ориентирует себя на внешниймир. Ходоров отмечала, что, становясь матерями, женщины преимуще­ственноотвечают за воспитание детей и практически не делают какого-либо су­щественноговклада в общественные достижения (науку, искусство и пр.).
Отвергая биологическиеобъяснения материнства и отцовства (к примеру, А. Россипредполагала, что существуют биологические основания для большего вкладав ребенка со стороны матери, чем со стороны отца, по крайней мере, в пер­выемесяцы жизни), Ходоров доказывала, что процесс воспитания продуцирует дочерей,которые хотят быть матерью, и сыновей (у которых другие условия вос­питания),которые отвергают  женщин, стремясь кавтономии от них. Чтобы разорвать этот цикл у мальчиков, она призвала отцовпринять равное участие в воспи­тании детей.
      Критикаупрекала Ходоров в том, что свои доказательства она основывала на клиническихслучаях, а также в узости подхода (в частности, меньший вклад женщинв науку и искусство может объясняться и другими факторами — экономическими;препятствиями, которые создает им общество, и т. п.). Также ставился во­просо том, как отцы будут принимать равное участие в воспитании детей, если они,по мнению автора концепции, не готовы это делать в силу своего негативного опытаразвития?
Кэрол Гиллиган в своейстатье «Другим голосом»  утверждала, чтоженщины отличаются от мужчин по отношению к морали, принятой в общест­ве.Они подругому рассуждают, но их взгляды являются не менее зрелыми. Для женщинважны взаимоотношения с людьми, и нравственные нормы они рассмат­риваютв этом плане. Мужчины же рассматривают моральные суждения с пози­циипринятых законов и непредвзятости. Мужчины являются большими индивидуалистами, отражаяценности индивидуалистической культуры США, и такое половое различие поощряетсяобществом. Возражая Колбергу, который считал нормой мужское поведение, аженщину рассматривал лишь как дополнение к мужчине(она слушает, приносит удовольствие и помогает ему), Гиллиган, напро­тив, настаивает на большей ценности женщин. Нормазаботы о других не менее важна дляобщества, чем норма справедливости и законности, которой придержи­ваются мужчины.
Ее положения легли в основу и другихтеорий — в частности, о независимой и взаимозависимой я-концепциях Кросс иМэдсон, о которой говорилось выше.
Эту концепцию также критиковали за то,что она не учитывала многие данные об отсутствии половыхразличий по моральным суждениям. Помимо этого, взглядыГиллиган противоречат представлению об андрогинии.          Теории психологии мужчины
           То, что было сказано о концепциях вобласти психологии женщины, в равной мере относитсяи к психологии мужчины. Практически нет ни одной концепции, кото­рая бы несравнивала мальчиков и мужчин с девочками и женщинами. К тому же разработанность этого раздела гендерной психологии ещеменьше, чем раздела психологии женщины. Восновном существующие гипотезы рассматривают сущ­ностьмаскулинности (Кон, 2001).
Биологическиегипотезы объясняют преимущество мальчиков и мужчин, к примеру, мужскими гормонами (в частности, взрительно-пространственных способ­ностях, в особенностях строения ифункционирования мозга). Обычно привлека­ется и материал о поведении животных.Проявления доминантности у мальчиков имужчин, к примеру, находят аналогии в поведении самцов приматов.
Психоанализрассматривает формирование мужской идентичности как процесс отделения от матери, который сопровождаетсямизогинией, эмоциональным отчуждением отженщин и утверждением своего мужского превосходства, гордо­стью своейанатомией. Мальчик идентифицирует себя с отцом, усваивая и те ком­поненты его маскулинности, которые связаны со страхомкастрации и которые продуцируют мужскуютревогу [9].
Т. Парсонс и Р. Бейлз рассматривалимужскую роль как инструментальную.
     Э. Маккоби демонстрирует формированиеособой мужской субкульту­ры, отличной от женской.Этот процесс протекает в основном под влиянием сверстниковмужского пола и включает особые (физические) игры, использование особой лексики,норм поведения — в частности, подчеркнутое отделение от всего «женско­го».Это усиливается и влиянием отцов, которые иначе относятся к сыновьям, чем к дочерям,стараясь также удалить любые проявления «фемининности» в поведении мальчика. Объясняется этовлиянием более глобальной маскулинной культуры, которая распространена вомногих индустриальных странах.
     Теориипсихологии гендерных отношений
   Здесь наиболее известна концепция сегрегации-конвергенции полов, которую предложила Элеонор Маккоби в своей книге. По ее мне­нию, мальчики и девочки в детстве растут в условияхполовой сегрегации. Девоч­ки первыми начинают эту сепарацию (отделение) отмальчиков, чтобы защититься от их грубости. Позднее мальчишеские группировкисоздают особый, «маскулин­ный» дух внутриэтих группировок и регламентируют поведение мальчиков, за­прещая им общаться с девочками. В итоге создаются двегендерные субкультуры: отдельно у мальчиков и у девочек.
В дальнейшемпризнаки такой сегрегации полов сохраняются на протяжении всей жизни, и наиболее ярко это проявляется в деловойсфере. Однако наряду с сегрегацией появляетсядругая тенденция — конвергенции полов (их схожде­ния).Зарождение ее можно заметить в особых «предсексуальных» играх младших школьников. Конвергенция полов проявляется в разныхсферах: а) в сексуальной жизни; б) в деловом мире— в смешанных по полу группах; в) в супружеских иг) родительских отношениях.
От того, какая тенденция превалирует наопределенном возрастном этапе и уопределенной пары представителей обоих полов, зависит и характер отно­шений между полами (более или менееблагополучный).
Отношения междуиндивидами одного пола также меняются на протяжении всей жизни, будучи то более, то менее значимыми (посравнению с межполовыми отношениями) на каждомвозрастном этапе.
Родители по-разномувоспроизводят свои гендерные роли в семье. Матери одинаково относятся к мальчикам и девочкам, а отцы — болеестрого контролиру­ют мальчиков, стараясьуберечь их от «фемининных» проявлений.
Теория блестящеподтверждается массой экспериментальных фактов. Она объясняет весь спектр гендерных отношений: внутри одного пола, междуполами, между сверстниками в детствеи взрослости, между сексуальными партнерами, супругами, родителями и детьми. Также имеет она отношение и к гендернойсо­циализации.         Теории гендерной психологии лидерства
      Одни теории и концепции объясняютразличия между лидерами разного пола (или отсутствие этих различий), другие —отношения между менеджером и под­чиненным.
     Одной из наиболее распространенныхзарубежных теорий лидерства является бихевиористская динамическая модель обменав диаде «лидер—последователь»Г. Граена и коллег. В последнее время изучает­ся влияние гендера на LMX.
      Парадигмаподобия-аттракции Д. Берна, согласно которой сходство между дву­мя индивидами увеличивает их взаимную симпатию и,следовательно, влияет на их взаимодействие иповедение, предсказывает, что взаимоотношения высокого LMXбудут с большейлегкостью формироваться в однополых диадах и что жен­щинам-лидерам труднее формировать такие отношения,поскольку их начальни­ками по-прежнему остаются мужчины, 1994) [2].
Ситуационно-должностнойподход (Р. Хауз, Дж. Хант) на первое место ставит позицию человека в официальной структуре, должность,которую он занимает в организации, а непол. Мужчины и женщины, выполняющие одни и те же лидерскиероли, занимающие одни и те же менеджерские должности, не будут отли­чаться друг от друга ни по поведению, ни полидерской эффективности. Однако ситуативныепеременные могут способствовать тому, что гендер становится значимым фактором,и женщины-лидеры (с их меньшей властью, влиянием и ресур­сами) в этом плане проигрывают по сравнению смужчинами. В частности, речь женщин,с позиций этого подхода, является «речью безвластных», а женщины,занимающие должность, дающую им формальную власть,будут говорить подобно мужчинам, подражая их доминантности. Точно так жеи мужчины-подчиненные будут в своей речи похожими на женщин. Ре­зультаты, полученные Катрин Джонсон, частично подтвердилидействие формальной позиции навербальное, а гендерного эффекта — на невер­бальное поведение.
По мнению Игли иколлег, вышеописанный подход недооцениваетроль стереотипов в восприятии лидеров разного пола.
Концепциягендерного потока, выдвинутая Барбарой Гутек и коллегами считает фактор поладоминирующим: он является столь мощным, что распространяет свое влия­ние на другие роли, в том числе и на лидерскую, заливая,подобно потоку, все вокруг. Возникает такназываемый «гендерный эффект», когда пол становится бо­лее значимым, чем все остальные факторы. Согласно этойконцепции, восприятие лидера, в том числеи его эффективности, зависит прежде всего от его пола.
Теория гендерного отбора лидеров (Дж. Боумэн и коллеги, С.Саттон и колле­ги)исходит из допущения, что люди вообще и в организациях в частности предъ­являютразличные требования по отношению к лидерам разного пола; по отноше­нию к женщинам эти требования выше: чтобы получить ту жеменеджерскую должность, что и мужчина,женщина должна продемонстрировать гораздо более высокую по сравнению с ним компетентность, чтобы снять влияниепредубежде­ний против нее.
Концепция инграциации связанас концепцией токенизма (о которой говори­лось выше). Свое неблагоприятноеположение в группе токены (составляющие меньшинство)могут компенсировать, используя так называемый впечатляющий менеджмент  — способ повлиять на других людей, сфор­мировать у них впечатление о себе с помощью слов,действий и взглядов. Одним изпроявлений такого менеджмента является ингра­циация. Это понятиебыло введено Е. Джоунсом (а теоретическая модельразработана Р. Лайденом и Т. Митчеллом) и означает способность челове­кабыть привлекательным для других людей, добиваться их симпатии и любви.Человека, который вызывает такое отношение у окружающих, называют ингра-циатором, а объект инграциации — мишенью.Инграциаторами могут выступать и лидер,и последователь.
Джоунс и Т. Питтмен эмпирически установили 4 типаинграциационных стра­тегий[2]:
1) самопрезентацию(мишень убеждают в наличии позитивных качеств у ингра-циатора: к примеру, женщина-начальник сообщает подчиненному, что она яв­ляетсяопытным работником, что усиливает ее воспринимаемую компетент­ность);
2) усиление других (похвала и лесть: к примеру, подчиненныйпризнается своему начальнику, что ему оченьнравится работать с ним);
3) сходство мнений (согласие с суждениями партнера и демонстрация сходстваценностей);
4)выделение фаворитов.                                                           
В исследованиях было установлено, что менеджеры наиболеечасто применяли инграциациюпо отношению к своим подчиненным при выборе своего заместите­ля, а также вслучаях, когда им надо было убеди