Теоретические подходы к социальной работе с пожилыми людьми

–PAGE_BREAK–Д) Данная статья заинтересовала меня тем, что в ней рассматриваются адаптационные, социально-психологические, физиологические, материальные и культурные проблемы пенсионеров различного возраста. Также в статье приведены конкретные данные различных социологических опросов. С помощью них можно отследить, как изменяется жизнь человека, его социальный статус, интересы, настроение с момента наступления пенсионного возраста и до глубокой старости. Статья раскрывает многие проблемы пожилых людей в различных возрастных группах и указывает на причины их возникновения.

Е) Основная идея данной статьи – показать, что процесс старения в сегодняшней России протекает в условиях размывания жестких возрастных оппозиций: востребованной молодежью и «остальных». Беспомощность, беспокойство, тревога связаны главным образом не с ощущением приближения смерти, а с вопросами о том, как прожить на маленькую пенсию, с плохим здоровьем, с некачественным или недоступным медицинским обслуживанием и т.п.Информация из данной статьи может использоваться в тех исследованиях, где можно отследить возникновение возрастных проблем пожилых людей и для предупреждения этих проблем в будущем.
Раздел 3. (Задание 3) Наблюдение по предмету: взаимоотношения между супругами-пенсионерами, отношения с друзьями, родственниками, соседями; факторы, влияющие на их взаимоотношения и на наличие определенного статуса в семье каждого из них
Цель наблюдения – собрать эмпирические данные, которые смогут показать, чем отличается социальный статус и психологическое самочувствие мужчины-пенсионера от женщины-пенсионерки.

Объект наблюдения– семейная пара пенсионного возраста, проживающая совместно либо отдельно от детей и внуков (40 — 50 семей).

Предмет наблюдения– взаимоотношения между супругами- пенсионерами, отношения с друзьями, родственниками, соседями.

Вид наблюдения– выборочное, непосредственное, невключенное.

Ситуации наблюдения– посещение супругов-пенсионеров на дому и наблюдение за их взаимоотношениями, обращая внимание на наличие определенного статуса в семье каждого из них.

Контрольный список фактов:

а.                 наличие общего семейного бюджета;

б.                участие в совместном времяпрепровождении;

в.                 наличие предметов первой необходимости;

г.                 уровень общения между супругами;

д.                распределение домашних обязанностей;

е.                 наличие интересов и увлечений.

Продолжительность и периодичность наблюдения: 2 раза в неделю по 3 часа.

Способ фиксации результатов наблюдения: Считаю, самым оптимальным способом фиксации результатов «Дневник наблюдения».

Раздел 4. (Задание 4) Опрос в форме анкетирования на тему: исследование уровня самооценки пожилого мужчины – супруга в семье
Цель опроса– исследование уровня самооценки пожилого мужчины – супруга в семье.

Предмет опроса– самооценка личности, наличие социальных потребностей.

Предполагаемые респонденты – супруг-пенсионер.

Искомые единицы информации:

1.                 Уровень самооценки.

2.                 Уровень социальной адаптированности к новому положению в обществе.

3.                 Степень и особенности социальных потребностей.

Вопросы, направленные на получение искомой информации:

1.                 Ваш возраст?

2.                 Какое у Вас образование?

3.                 Кем Вы работали до выхода на пенсию?

4.                 Какой у Вас трудовой стаж?

5.                 Есть у Вас дети (сколько)?

6.                 Вы живете отдельно от детей или других родственников?

7.                 Какие у Вас отношения с родственниками?

8.                 До выхода на пенсию Вы смогли приобрести автомобиль, дачу и др.?

9.                 Как Вы оцениваете Ваше здоровье (хорошее, плохое, среднее)?

10.            Как изменилась Ваша жизнь после выхода на пенсию?

11.            Изменилось ли Ваше материальное положение после ухода на пенсию?

12.            У Вас появилось свободное время? Чем Вы предпочитаете заниматься?

13.            Участвуете ли Вы в хозяйственных делах?

14.            Есть в Вашем близком окружении другие пенсионеры?

15.            После выхода на пенсию Вы стали меньше общаться с другими людьми?
Раздел 5. (Задание 5)Тестирование как метод исследования в социальной работе
В практике социальных работников используются различные методы, приемы психотехнологий, психологических средств, которые помогают диагностировать и разрешать психологические проблемы клиентов. Психодиагностика является основным способом сбора, обработки и анализа данных и реализуется в конкретных диагностических методиках – тестах. Психодиагностические тесты подразделяются по различным основаниям. Например, по предмету диагностики личности выделяются тесты способностей (в частности, тесты для исследования интеллекта), тесты личности (в т.ч. социально-психологические).

Целью применения тестирования является получение максимально полного представления о личности человека и его проблемах. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Однако тесты несут в себе возможность потерять индивидуальный подход к клиенту, т.к. это шаблон, под который подгоняют всех людей. Поэтому высока вероятность упустить индивидуальность человека. Вовремя заметить это – задача, которая под силу квалифицированному и добросовестному исполнителю. Диалогические методы (беседа, игра и т. п.) в этом плане имеют преимущества, т.к. непосредственное общение с испытуемым может установить доверительный контакт, проявить персональное участие, создать атмосферу, снимающую напряжение и защиту.

Результаты тестирования могут быть представлены в виде таблиц, графиков, текстовых заключений, статичных и анимированных изображений.
Тестирование как методика диагностики

Термин «тест» (по-английски – задача, или проба) был введен в 1890 г. в Англии. Тесты получили широкое распространение в детской психологии после 1905 г., когда во Франции были разработаны серии тестов для определения одаренности детей, и в практике психодиагностики после 1910 г., когда в Германии была разработана серия тестов для профессионального отбора [3].

В тестах используется унифицированный материал, предъявляемый испытуемым, и унифицированная система интерпретации результатов. Материалом обычно служит серия вопросов или заданий практического характера. Часто возникает потребность повторного тестирования [4; 305].Применяя тесты, можно получить относительно точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки [3].

Тесты применяются как для индивидуальной, так и для групповой диагностики. Некоторые тесты проводятся индивидуально, а другие разрабатываются с расчетом на то, чтобы можно было тестировать одновременно целую группу испытуемых. Но и при групповом тестировании результаты обрабатываются индивидуально, и каждый испытуемый получает свою оценку. Другое дело, что затем, как и при индивидуальном тестировании, можно получать обобщенные результаты для целой группы испытуемых и сравнивать по ним группы между собой [4; 305].
Исследовательская сущность тестирования

Постановка правильного диагноза и установление причин психологических проблем, возникших у клиентов, имеет исключительное значение для последующего процесса коррекции установленных неадекватных состояний клиентов. Поэтому разработке и практическому использованию психодиагностического инструментария в истории развития психологии обращалось огромное внимание. Крупнейшими исследователями в области психодиагностики считаются ее основатели Ф. Гальтон и Дж. Кеттел, а также А. Анастази, А. Бине, Ч. Спирмен, Э. Торндайк, Г. Айзенк, Р. Кеттел, Д. Роттер, Л.Ф. Бурлачук, А.Г. Шмелев и др. [2; 66].

Разработано большое количество тестов как общей, так и более узкой направленности. Среди первого класса выделяются так называемые интеллектуальные тесты, предназначенные для оценки общей умственной одаренности человека. Такие тесты направлены на выявление универсальных способностей. Их цель – предсказание успешности овладения новым видом деятельности, поэтому задания подбираются таким образом, чтобы для их решения достаточно было просто смекалки [4; 305].

В отличие от интеллектуальных тестов, представляющих собой серии задач, личностные тесты обычно имеют форму опросников. Здесь оценивается не объективное поведение человека в ситуации тестирования (количество правильных ответов), а содержание его ответов. Фактически, в этом случае пользуются данными самонаблюдения. Однако используемый формат позволяет дать этим субъективным по своей природе данным объективную оценку путем соотнесения индивидуальных ответов со статистически выведенными нормами. Например, в больших личностных тестах, измеряющих несколько разных свойств, вопросы, относящиеся к разным шкалам, чередуются случайным образом. Испытуемому тогда труднее понять, на что направлен каждый конкретный вопрос. Кроме того, вопросы формулируются таким образом, что учитываться может как положительный, так и отрицательный ответ. Это еще больше усложняет всю картину. Имеется принципиальная возможность выявить сознательное или неосознанное стремление испытуемого представить себя в розовом свете [4; 306].

Цель личностных тестов – получение максимально полного представления о личности человека и его проблемах. Как правило, эти тесты используются в комплексе с другими качественными (неструктурированными) методами: наблюдением, беседой, анализом документов. Поскольку тесты этого рода предусматривают индивидуальное выполнение, появляется возможность не только анализировать результаты, но и наблюдать за испытуемым в процессе работы. Тестирование включается в общую процедуру исследования в качестве одного из его компонентов [4; 313].

Интеллектуальные и личностные тесты применимы к людям разного возраста и пола, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт – в этом их положительная сторона. Но вместе с тем имеется и существенный недостаток, состоящий в том, что при использовании тестов испытуемый по собственному желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по результатам будут оценивать его психологию и поведение.

В этих случаях обычно применяются проективные тесты. Такие тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют достаточно большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации самого специалиста [3].

В практике социальной работы важнейшей формой психодиагностических тестов являются опросники. Опросники представляют собой психодиагностические методики в виде вопросов (или утверждений) для опроса клиентов с целью получения информации об их личности в целом или о тех или иных ее сторонах (чертах, свойствах и т.д.) [2; 67].
Тестирование в практике социальной работы

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых [3]. Эти тесты применимы к людям разного возраста и пола, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, любые профессии и жизненный опыт – в этом их положительная сторона.

Среди опросников важнейшее значение имеют такие, которые разработаны на основе освещавшихся персонологических концепций, в том числе З. Фрейда, К. Юнга, Э. Кречмера, И.П. Павлова, Б.П. Ганнушкина, Г. Айзенка, Р. Кеттела, К. Леонгарда, Д. Роттера [2; 67].

Так, на основе типологии К. Юнга разработан индикатор типа – личностный опросник. Опросник состоит из 160 вопросов. Ответы диагностируемых подразделяются на 4 шкалы в соответствии с типологией К. Юнга: экстраверт – интроверт, сенсорный – интуитивный, мыслительный – эмоциональный, рациональный – иррациональный. По итогам опроса проводится подсчет балов по шкалам. Наибольшая сумма балов выражает доминирование соответствующей черты типа личности. Типологические личностные опросники Г. Айзенка разработаны на основе концепции личности самого автора и опираются, в свою очередь, на персонологические идеи К. Юнга, И.П. Павлова, Э. Кречмера и др. [2; 67]

Личностный опросник Айзенка является реализацией типологического подхода к изучению личности и опирается на оригинальную авторскую разработку модели личности. Опросник направлен на измерение таких свойств личности как «интроверсия-экстроверсия» и «нейротизм-эмоциональная стабильность», рассматриваемых Г. Айзенком как два основных базисных параметра индивидуальности [1].

Одним из распространенных и признанных в практике социально-психологической работы является опросник Р. Кеттела «16 личностных факторов» (16PF), впервые предложенный автором в 1950 г. [2; 67].

Данный опросник предназначен для измерения выраженности 16-ти личностных черт, предложенных Кеттеллом в качестве модели структуры личности. Опросник содержит перечень следующих биполярных показателей [1]:

A. сизотимия (сдержанный) – аффектотимия (общительный);

B. высокий интеллект – низкий интеллект;

C. сила «Я» (эмоционально устойчивый) – слабость «Я» (эмоционально неустойчивый);

E. доминантность (самостоятельность, настойчивость) – конформность (зависимый от группы);

F. сургенсия (беспечность) – десургенсия (серьезность);

G. сила «Сверх-Я» (высокаясовестливость) – слабость «Сверх-Я» (недоборосовестность);

H. пармия (смелость) – тректия (робость);

I. премсия (мягкость) – харрия (жесткость);

L. протенсия (подозрительность) – алаксия (доверчивость);

M. аутия (мечтательность) – пркасерния (практичность);

N. искусственность (гибкость, проницательность) – безыскусственность (прямолинейность, простота);

O. гипотимия (склонность к чувству вины) – гипертимия (самоуверенность);

Q1. радикализм (склонность к новаторству) – консерватизм (ригидность);

Q2. самодостаточность (напористость) – социабельность (уступчивость);

Q3. контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) – импульсивность (спонтанный);

Q4. фрустрированность (напряженность) – нефрустрированность (спокойность).

Состоит из 187 вопросов (формы А и В) или 105 вопросов (формы C и D).

При его использовании, да и при использовании любого личностного опросника, необходимо всегда помнить о том, что результаты, полученные с их помощью, содержат дополнительную, относительно условную психодиагностическую информацию.

На базе теории локуса контроля Д. Роттера Е.Ф. Бажиным с соавторами разработан опросник уровня субъективного контроля (УСК) (1984), содержащий 44 утверждения. УСК направлен на диагностику интернальности – эктернальности, в том числе в межличностных и семейных отношениях. Опросник включает утверждения, с которыми обследуемый должен согласиться или нет [2; 68].

Идеи Э. Кречмера, П.Б. Ганнушкина, К. Леонгарда и др. легли в основу патохарактерологического диагностического опросника (ПДО), разработанного А.Е. Личко (1970) и предназначенного для определения типов акцентуации характера и психопатий у молодежи. Опросник включает 25 наборов фраз-утверждений, выражающих отношение к различным жизненным проблемам (например, отношение к самочувствию). На основе концепции К. Леонгарда также разработан личностный опросник Г. Шмишека (1970), включающий 88 вопросов для выявления выделенных К. Леонгардом указанных выше 10 типов акцентуаций личности [2; 68].

При выборе тестов социальный работник должен исходить из четко осознанной и поставленной задачи по обследованию данного клиента.

Психодиагностические тесты должны правильно использоваться, что является залогом их эффективности. Неверное неквалифицированное применение и интерпретация тестов приведут к искаженным выводам о состоянии и особенностях личности клиента и к последующему неадекватному выбору методов и средств для его коррекции и реабилитации [2; 69].

Валидность и надежность теста

Эффективность использования тестов определяется рядом факторов. Так, тест должен опираться на определенную теоретическую концепцию. Тест может применяться только по его назначению. Тест должен применяться в соответствующей ему сфере практики (производство, семейная жизнь и т.д.) для изучения определенного контингента используемых, выделяемых по полу, возрасту, образованию, профессии и т.п. Тест должен обладать надежностью и валидностью [2; 69].

Надежность — это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия всевозможных случайных факторов. К числу таких факторов следует отнести [5]:

–                     разнообразие внешних материальных условий тестирования, меняющихся от одного испытуемого к другому (время суток, освещенность, наличие посторонних звуков, отвлекающих внимание и т. п.),

–                     динамичные внутренние факторы, по-разному действующие на разных испытуемых в ходе тестирования (время так называемой врабатываемости – выхода на стабильные показатели темпа и точности действий после начала тестирования, скорость утомления и т. п.),

–                     информационно-социальные обстоятельства (различная динамика в установлении контакта с психологом или лаборантом, проводящим тестирование; возможное наличие других людей в помещении; наличие предыдущего опыта знакомства с данным тестом; наличие какого-то знания и отношения к тестам вообще и т. п.).

    продолжение
–PAGE_BREAK–