Теоретический анализ взаимосвязи между отцом и ребенком младшего школьного возраста

–PAGE_BREAK–

Глава 2. Детско–отцовские отношения как фактор развития ребенка
2.1 Отцовство как психологический феномен
Исследования, проводимые в области исследования воспитания детей в семье, уделяют огромное значение отношениям ребенка и матери, роли матери, влияние материнства на развитие личности женщины, влияние матери на развитие ребенка. Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности до исследования принятия матерью ребенка [2]. Особенности же отцовства, эмоционально-волевой сферы и ценностно-смысловые аспекты мало изучены, хотя данные вопросы являются актуальными и практически значимыми. Формирование отцовского чувства и роли отца занимает в основном теоретический аспект.

Традиционно отцовство определяют, как врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (или своих детей) с сопереживающей ответственностью [56]. Одной из сфер, ярко обнаруживающих различия мужского и женского, является сфера реализации родительских функций и ролей. Отцовская и материнская роли не тождественны по своей сути и содержанию. Считалось, что связано это как с биологическим, так и социальным полом (гендером) каждого из родителей. Феномен отцовства изучается психологами в зависимости от теоретического подхода к половой роли отца [13,11]. Культ мужчины был всегда культом силы и суровости, а «невостребованные», подавленные чувства сплошь и рядом атрофируются.

Как влияют исторические и социокультурные вариации на реальную функцию отцовского вклада в воспитание детей? Ответить на этот вопрос нелегко. С середины 20в. в связи с изменением положения женщины в обществе наметился поворот к «новому отцовству». Женщину перестала удовлетворять замкнутая жизнь, ограниченная определённым кругом семейных интересов, и экономический интерес заставил её заняться производственной деятельностью. В свою очередь, оплачиваемая работа предоставила женщине некоторую автономию. Эта ситуация явилась причиной осознания мужчинами своей новой роли, усиления их ответственности за семью и детей [32,136].

Мысль о слабости и неадекватности «современных отцов» — один из самых распространенных стереотипов общественного сознания второй половины XX в., причем этот стереотип является в известной степени транскультурным, «перекидываясь» с Запада на Восток и игнорируя различия социальных систем [13,11].

Верно, что отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Но мужчины никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их тем, что особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими [23,37].

Почему же людям кажется, что отцовский вклад в воспитание снижается? Помимо других причин сказывается ломка традиционной системы долевой стратификации. Если пренебречь частными межкультурными различиями, в традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонофикация власти и пример для подражания, наставник. По мнению И.С. Кона ломка традиционной системы половой стратификации приводит к изменению, гендерных ролей, вклада отца в воспитание [22,48]. Психоаналитический подход говорит о том, что мать дает любовь и принятие, отец – любовь условную, за выполнение каких-либо предписаний и одновременно защиту. Но фактически мы имеем дело с двумя разными социальными институтами — отцовством и материнством [24,117]. Биосоциальный подход кажется в данном случае более плодотворным, нежели чисто социологический. Биосоциальный подход, по словам России, не утверждает генетического предопределения полового разделения труда, он указывает лишь, что биологические предпосылки формируют то, чему мужчины и женщины учатся и насколько легко они овладевают той или иной деятельностью. Иными словами, врожденные свойства формируют рамки, в которых происходит социальное научение, и влияют на легкость, с какой мужчины и женщины обучаются (или разучиваются) поведению, которое общество считает нормативным для их пола [22,51].

Существует формула М. Мид: «отцы — это биологическая необходимость, но социальная случайность» — не просто юмористическое высказывание [24,117].

Если материнство, как правило, предполагает не только зачатие и рождение, но и выкармливание, выращивание потомства, то отцовский вклад у многих видов сводится практически к акту оплодотворения. Как уже говорилось выше, участие самцов в выращивании потомства и дифференциация отцовских и материнских функций тесно связаны с видовыми особенностями, в частности с длительностью периода роста: и созревания и экологическими условиями.

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала, выступают барьером в развитии индивидуальности [25,67]. Следование гендерным ролям часто связано с механизмами долженствования. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, самореализация и самовыражение невозможно, если деятельность выполняется на основании чувства долга [13,13]. В подобной ситуации не учитываются личностные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зависимость. Подобные самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям самореализации и свободного выбора.

В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и пространственная разобщенность труда и быта. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности [32,137].

В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживал за детьми, но они, особенно мальчики, проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение изменилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.

По мере того как «невидимый родитель», как часто называют отца, становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, заметно снижается [24,118].

Это подводит нас к самому сложному и спорному вопросу теории родительства, — насколько вообще заменяемы и обратимы отцовские и материнские роли и каково соотношение их биологических и социокультурных детерминант?

Наблюдение за поведением родителей по отношению к новорожденным вестественной среде показывают, что, хотя психофизиологические реакциимужчин и женщин на младенцев весьма сходны, их поведенческие реакцииразличны: женщина тянется к ребенку, стремится приласкать его, тогда как мужчина отстраняется и часто испытывает при тесном контакте с младенцем эмоциональный дискомфорт. Чрезвычайно интересные результаты получены в ходе наблюдений за взаимодействиемматерей и отцов с грудными детьми. Мать, даже играя с ребенком, старается, прежде всего, успокоить, унять его; материнская игра — своего рода продолжение и форма уходаза ребенком. Напротив, отец и вообще мужчина предпочитает силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка [26,471].

Небезразличны для понимания специфики материнского и отцовского стиля отношений и такие, предположительно врожденные черты, как повышенная эмоциональная чувствительность женщин, их предрасположенность быстрее реагировать на звуки и лица, тогда как мужчины отличаются лучшим пространственным восприятием, хорошим двигательным контролем, остротой зрения и более строгим разделением эмоциональной и когнитивной реактивности [22,52].

Традиционный подход, ограничиваясь рассмотрением биологической роли отца, отмечает обособленность его от ребёнка, поскольку контакты с ребёнком были временными и отстранёнными по сравнению с материнскими. Желание мужчины быть отцом, создать семью, исследователи объясняли тем, что мужчина, вступая в брак, обеспечивает себе многие права и определённый статус в обществе, которых лишены неженатые мужчины [13,12]. Эти права подразумевали и наличие детей, поскольку только женатым людям предоставлялось законное право иметь их. Дети рассматривались как имеющие ценность сами по себе, поскольку приносили эмоциональное удовлетворение и создавали чувство внутреннего равновесия; к бездетности относились отрицательно.

Отец заботился о семье как об экономической единице, определял семейную политику, брачную стратегию, решал вопросы наследования, и отношением отца к этим обязательствам определялся его престиж (при этом он стоял в стороне от отношений «мать — ребёнок»). Желание человека быть отцом идентифицировалось с образом и поведением собственного отца, но отцовство не предусматривало ежедневный уход за ребёнком и последующее его воспитание [24,122].

Для большинства мужчин желание иметь детей является чем-то само собой разумеющимся. Они могут относиться к детям как источнику радости, удовольствия, видеть в них будущих товарищей. Дети для мужчин — последующая после женитьбы естественная ступень в браке. Однако «стать отцом» и «быть отцом» — не одно и то же, так как переход к активной воспитательной деятельности у мужчин не связан автоматически с рождением ребёнка, многие мужчины не допускают мысли, что они будут вовлечены в кропотливую ежедневную работу по уходу за детьми. На пробуждение отцовских чувств наряду с индивидуальными чертами характера мужчины и межличностными отношениями в семье влияет также и память о собственном отце, в зависимости от того, уделял ли он своему сыну внимание или был в семье сторонним наблюдателем [53,24].

Многие современные отцы, исправляя ошибки своих отцов, хотят быть эмоционально ближе к своим детям, однако беда в том, что они часто не находят моделей для своего поведения в той среде, в которой они выросли. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, а поддерживаться и формироваться всю жизнь. В воспитании отношения к женщине самую большую роль играет пример родителя – отца. Все слова отца об уважении к женщине моментально теряют смысл, если он сам проявляет грубость по отношению к жене [32,134].

Однако существует опыт «одиноких отцов». В Англии, по подсчетам Т. Хипгрейва, отцы составляют 12% всех одиноких родителей [13,13]. Одиноких отцов и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, несколько более демократический стиль семейкой жизни и наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Наряду с этим у них есть свои специфические социально-психологические трудности. Одинокие отцы получают больше помощи со стороны друзей и родственников, зато у них сильнее, чем у одиноких матерей, сужается круг социального общения. Если одинокие матери испытывают трудности с дисциплинированней детей, то отцы озабочены недостаточной эмоциональной близостью с ними, особенно с дочерьми.

 Но хотя в обоих случаях неполная семья создает трудности (разного порядка), отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния.

Феномен отцовства. Первые психологические и социологические исследования, убедительно показавшие значение отца как воспитательного фактора, были посвящены не столько отцовству, сколько эффекту безотцовщины. Сравнивая детей, выросших с отцами и без оных, исследователи обнаружили, что «невидимый», «некомпетентный» и частоневнимательный родитель на самом деле очень важен [24,120]. Во всяком случае, его отсутствие весьма отрицательно сказывается на детях. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний. У них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Мальчики из неполных семей труднее налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебной успеваемости и самоуважении детей, особенно мальчиков [47,106]. Таким мальчикам труднее дается усвоение мужских половых ролей и соответствующего стиля поведения, поэтому они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, проявляя агрессивность, грубость, драчливость и т. д. Наличие статистической связи между отсутствием или слабостью отцовского начала и гипермаскулинным или агрессивным поведением (насилие, убийства и т. п.) демонстрируют и кросскультурные исследования [23,52].

Но как ни серьезны подобные данные, это — лишь косвенные свидетельства. У неполных семей помимо отсутствия отца имеются и другие проблемы: материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения, от которого немало зависят воспитательные возможности. Женщин — мать, лишенная мужской поддержки, часто психологически травмирована, что отражается и на ее отношении к детям. Имитируя отцовскую строгость и требуя от детей дисциплины, некоторые одинокие матери больше заботятся о формальном послушании, успеваемости, вежливости и т. п., нежели об эмоциональном благополучии ребенка. Другие, напротив, прямо признают свое бессилие. Третьи чрезмерно опекают детей, особенно единственных, пытаясь оградить их от всех действительных и воображаемых опасностей. Хотя такое невротическое чувство кажется бескорыстным и даже жертвенным, оно крайне эгоистично и отрицательно сказывается на ребенке. Чрезмерно опекаемый, заласканный ребенок сплошь и рядом вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать. Как показывают психологические исследования, сильная зависимость от матери часто сочетается с чувством враждебности к ней. Иногда дети просто идеализируют отсутствующего отца [13,11].

Отец также подвержен психологическим кризисам, и в том случае, если у самого отца не решены проблемы детской привязанности к собственному отцу и матери, у него возрастает риск психопатологических нарушений [23,71].

Поэтому проблемы связанные с феноменом отцовства являются очень актуальными и требуют более глубокого анализа, с целью разработки профилактических мероприятий.

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели филогенетические предпосылки отцовства, исторические изменения института отцовства, влияние культуры на особенности отцовства.

Таким образом, социальные стереотипы отцовства представляют собой достаточно разнообразную систему представлений и нормативных требований общества в том, что именно должен делать отец. Можно сказать, что отцовство является одной из важнейших задач развития, приходящихся на период взрослости, и, в то же время, одним из сложных феноменов, охватывающих все стороны психической жизни человека, что обуславливает трудности в его изучении.

Резюмируя все сказанное выше можно сделать вывод о том, что отцовство является комплексным феноменом, связанным со всеми аспектами жизнедеятельности человека, в том числе и с личностным развитием.

2.2 Детско-отцовские отношения и развитие личности ребенка
Психологические и социологические исследования показывают большое значение роли отца в развитии и воспитании ребенка (И.М. Марковская, И.С. Кон, Т.Н. Мартынова, Н.А. Коркина) [32;43;24]. Они подтверждают тот факт, что роль отца в социализации личности ребенка чрезвычайно велика.

Многие исследователи изучали влияние отцовского примера на развитие ребенка. Так, например, А Адлер подчеркивал роль отца в формировании у ребенка социального интереса [26,349]. Данные исследований Г. Крайг говорят о том, что отцы, державшие ребенка на руках сразу после рождения, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Значительная роль в развитии личности ребенка принадлежит любви отца [26,211]. Д.С. Акивис в своей работе “Отцовская любовь” отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет ребенку больше самостоятельности, воспитывая в нем самодисциплину [10,33]. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами детей эмоциональная уравновешенность, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды.

Отечественные педагоги и психологи постоянно подчеркивают роль отца в половой социализации ребенка. И.С. Кон обращает внимание на то, что отцы даже в большей степени, чем матери, приучают детей к половым ролям, а в воспитании сына отцу принадлежит особая роль [20,71]. Островская Л.Ф. пишет, что образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика [44,52]. Р. Кемпбел отмечает, что у добрых отцов вырастают мужественные сыновья, в то время как у сверхмаскулинных, женоподобные. Схожие результаты были получены в исследованиях Р. Бернса [4,37]. Д. Виткин указывает, что маленький мальчик пользуется отцовской моделью поведения. Если отец выражает свое недовольство агрессивно, то и его сын будет пытаться поступать подобным же образом. Если отец скрывает свое раздражение под маской молчания, то и сын будет считать это нормой мужского поведения.

По поводу становления мальчиков и девочек пишет Н.С. Каган, что требования к маскулинности мальчиков в целом жестче, чем к феминности девочек, и мальчики в процессе средовой социализации испытывают большее средовое давление [32,137]. В последние десятилетия наметились довольно тревожные сдвиги в этой области. Жесткость требований к маскулинности обрела преимущественно декларативный характер. Ведь если проследить, кто является основными социализаторами в главных институтах социализации (семья, детский сад, школа, ВУЗ и т.д.), то мы заметим, что на протяжении почти всей жизни основным примером для подражания является женщина. Мальчик в ходе феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать — воспитательница – учительница – женщина-начальник), и какими бы ни были призывы воспитания, сколько бы мальчик не слышал от женщины, каким должен быть мужчина, он воспитывается, прежде всего, как “удобный в обращении” для женщин. Именно поэтому роль отца в половой социализации особенно мальчиков действительно значительна [22,53].

Социально принято, что мать учит ребенка жить в доме, отец помогает ему выйти в мир, другими словами, мать ответственна за эмоциональные привязанности, а отец за эмоциональную независимость. На наш взгляд, подобная задача отцов ничуть не проще задачи матерей, а наверно даже сложнее и ответственнее. Но, как мы определили раньше, отношение к институту отцовства в современном обществе и, особенно в нашей стране очень неоднозначное. Современные мужчины, в большинстве случаев, не представляют стабилизирующего фактора в семье. И в связи с тем, что отцы являются очень важными социализаторами в жизни ребенка, и в то же время отцовский инстинкт не является столь сильным и безусловным как у матери, необходимо готовить современных мужчин к принятию роли отца.

Оценивая потенциальный уровень и реальную степень родительского влияния, нужно учитывать множество автономных факторов.

1.  Возраст ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой,

2.  как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда

3.  перевешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации [21,162].

4.  Пол ребенка. Как уже было показано, родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.

5.  Наличие других агентов социализации, как внутри семьи,

6.  так и вне нее [21,162].

По мнению И. Лангмейера, З. Матейчека, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы» [13,11].

Личные качества отца, в число которых входит любовь к своим детям, оказывают значительное влияние, на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально – психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина – мать [24,122].

Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям, по сравнению с материальными и индивидуалистическими. [24,122]. Существует несколько подходов к рассмотрению роли отца. Представителями психоаналитического направления [4, 98] выполнено большое количество работ по исследованию роли отца. В основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребенка, отец, таким образом, является важнейшей фигурой в жизни ребенка четырех лет. З. Фрейд выделял следующие важнейшие аспекты взаимоотношений отца и ребенка: 1) отец – воплощение силы, как объект восхищения и любви; 2) отец как объект реализации потребности в безопасности и защите; 3) отец как авторитет, который наказывает за проступки и, таким образом, регулирует поведение, а в дальнейшем и моральные установки человека [12,95]. Любовь матери – безусловная любовь, принятие и теплота — обеспечивает чувство безопасности, удовлетворяет потребность в принятии (Маслоу), создает базу для развития [34,37]. Ребенок может исследовать мир только тогда, когда уверен, что в любой момент может вернуться к матери. Об этом говорят исследования и теоретические посылки Э. Эриксона, К.Хорни, Д. Винникотта, М. Кляйн, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и др. Отец же несет социализирующую функцию, кроме удовлетворения потребности в безопасности, стабильности и надежности существования. Его любовь условна и, таким образом, дает ребенку возможность социализироваться, отец передает социально-культурные нормы, традиции и следит за их соблюдением. Быть отцом – это быть носителем истины, нормы в семье [13,13]. Так как мать безоценочна, за социализацию отвечает отец. Когда отец – носитель нормы, с ним связано чувство опоры, надежности и уверенности у других членов семьи.

Представители бихевиорального направления рассматривают отцовство с точки зрения выполнения предписаний данной социальной роли. Причем классический бихевиоризм видел в отце только важнейший элемент среды, который усиливал или пресекал определенные реакции ребенка, таким образом, воспитывая правильные реакции. Представители необихевиоризма говорят о том, что отец является еще и моделью, наблюдая за которой, ребенок учится [4,183].

Исследователи семейной психологии рассматривают семью как систему, в которой каждый элемент взаимосвязан со всеми другими, и нормальное функционирование которой невозможно без какого-либо ее элемента. Все члены семьи находятся во взаимосвязи друг с другом и взаимовлияют друг на друга. Зная вклад каждого члена семьи в систему, можно сказать, что семья как система будет нестабильна или неустойчива, при отсутствии любого из компонентов [53,27].

Непосредственно участие отца в воспитании ребенка невозможно переоценить: оно необходимо для формирования полноценной гармоничной личности ребенка.

Таким образом, отношение отца к ребенку оказывает влияние на его личностное развитие. Отношения в диаде «отец – ребенок» влияет на стабильность семьи и самочувствие каждого из ее членов, при этом отношения отца и ребенка не изолированная сфера, их отношения важны для функционирования всей системы. Е. П. Ильин подтверждает, что дети, которые близки с отцом, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я, в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные [18,45]. Дети, отцы которых принимают активное участие в их воспитании, вырастают более отзывчивыми в социальном плане. Исследования привязанности родителей и младенцев показало, что отцы, проводившие с детьми много времени и позитивно настроенные по отношению к ним, имели младенцев, более прочно привязанных к родителям [26,372]. Изучение годовалых детей показало, что дети “вовлеченных ” отцов, оставаясь с незнакомцем, плакали и страдали меньше, чем дети “менее вовлеченных” отцов [26]. Помимо этого, взаимодействие отцов с детьми способно улучшить физическое самочувствие малышей, их восприятие, отношение с окружающими уже с очень раннего возраста[26,374].

Личные качества отца оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Присутствие отца дает ребенку ощущение особого эмоционально – психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить женщина. Игры с отцом, в отличие от игр матери, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, помогает развитию моторики ребенка [26,372]. Кроме того, родители, особенно отец, дисциплинируют детей, ставя определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие. Это важно, так как именно родители удовлетворяют потребности ребенка, так как он взаимодействует с окружающей средой сначала только через родителей, которые в этом случае являются проводниками общественных ценностей.

Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-отцовских отношений и самооценки ребенка младшего школьного возраста

3.1 Организация и методы исследования
В соответствии с целью данной работы и поставленными задачами для проверки гипотез нами было проведено эмпирическое исследование на базе средней общеобразовательной школы №5 г. Гурьевска в период с января по март 2006 года.

В исследовании приняли участие 60 человек, 30 диад «ребенок – отец». Средний возраст мужчин составил 26,5 лет,в основном испытуемые являются служащими (90%), с высшим, среднетехническим и средне-специальным образованием. Средний возраст детей 7,3 года. Количество семей, имеющих девочек – 17, мальчиков – 13. Из них в 23% случаев в семье более чем один ребенок, и в 77% ребенок в семье единственный. Каждая семья является полной.

Использовались следующие методики:

1.       «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми» И.М. Марковской [33,31];

2.       Проективная методика «Рисунок семьи» [36;8];

3.       Проективная методика «Рисунок Я и мой ребенок»;

4.       Методика Дембо – Рубинштейн в модификации В.Г.Щур «Лестница» [7, 251];

5.       Методика Рене Жиля «Фильм-тест» [7,102].

1.       Методика И.М. Марковской «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми» позволяет диагностировать детско-родительские отношения и взаимодействия методом шкалирования [33,31]. Методика ориентирована на то, чтобы вопросы были понятны не только родителям, но и детям, их содержание рассчитано на семьи с различным составом и жизненным опытом, а утверждения подходят и к отцу, и к матери. Взрослый вариант опросника содержит 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.

При заполнении опросника родителя и детям предлагается оценить степень согласия с каждым утверждением по пятибалльной системе: 1 балл – совершенно не согласен; 5 баллов – совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит.

Опросник имеет две формы: подростковый вариант и вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

В опроснике «Взаимодействие родитель – ребенок» (ВВР), вариант для родителей дошкольников и младших школьников представлены следующие 10 шкал.

1-я шкала: нетребовательность – требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.

2-я шкала: мягкость – строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о степени принуждения ребенка к чему–либо.

3-я шкала: автономность – контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку.

4-я шкала: эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю. Эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5-я шкала: отвержение – принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, его самооценки.

6-я шкала: отсутствие сотрудничества – сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношении родителей и детей.

7-я шкала: тревожность за ребенка

8-я шкала: непоследовательность – последовательность. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений.

9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье.

10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-отцовских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

В этом варианте заменены некоторые вопросы, которые оказались бы неадекватными для детей этого возраста, и И.М. Марковская заменяет две шкалы опросника. В подростковом варианте 7-я шкала – «несогласие – согласие между ребенком и родителем». Эта шкала описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними; 9-я шкала – «авторитетность родителя». Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать ценную информацию для психолога – консультанта, к которому родители обращаются за помощью и которому необходимо иметь более полную информацию о характере воспитания в семье. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность.

2.       Проективная методика «Рисунок семьи».

Данная методика входит в группу проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Она основана на анализе и интерпретации рисунков [8,116]. Методика, как правило, применяется для обследования детей. Рисуночные методики являются одними из наиболее распространенных среди проективных методик. Качественный анализ рисунка проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов.

Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у целого ряда исследователей. Подробная схема проведения обследования и интерпретации результатов впервые была разработана именно для используемого нами теста.

Согласно, В.Вульфу, в рисунках анализируются: последовательность рисования членов семьи, их пространственное положение, наличие попусков отдельных членов семьи, отличия в формах и пропорциях отдельных фигур [7,375]. Последовательность указывает на значимость данного члена семьи. Пропуск члена семьи часто выражает стремление избавиться от эмоционально неприемлемого лица. Если величина изображения фигур не соответствует реальной иерархии, то такое восприятие относят за счет степени субъективной доминантности и значимости. Также обращают внимание на интерпретацию различий в рисовании отдельных частей тела, исходя из возможности переживаний, связанных с их функциями.

В работах В.Хьюлса были предложены интерпретационные схемы «Рисунка семьи» методики, базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вычеркивания, сомнения, сопутствующие проявления, комментарии).

Л. Корман, анализирует: графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства); формальная структура (динамичность рисунка, расположение членов семьи); содержание (анализ смысла рисунка).

При анализе наших рисунков мы будем использовать все перечисленные параметры.

3.       Проективная методика «Рисунок Я и мой ребенок»

Данная методика относится к экспрессивной группе проективных методик – рисование на свободную или заданную тему. Методика предложена для выполнения отцам. Заданием данной методики нарисовать на альбомном листе себя и своего ребенка. Для интерпретации результатов будут использованы критерии оценки, методики «Рисунок семьи». По результатам методики мы будем судить об отношениях между родителем и ребенком.

4.       Методика Дембо – Рубинштеина в модификации В.Г.Щур «Лестница». Цель этой методики – исследование уровня самооценки младшего школьника и систему оценивания детей отцами. Принцип методики Дембо – Рубинштейна сопоставление себя с окружающими по заданному критерию (добрый, умный, красивый, сильный, здоровый, аккуратный). Однако вместо отрезка прямой В.Г Щур предлагает использовать лесенку с десятью ступеньками.

Процедура исследования для детей состоит в том, что каждый испытуемый на лесенке соответствующей определенной категории самооценки должен отметить значком «Я» ту ступеньку, на которой он находится.Далее он должен значком «В» взрослые) отметить ту ступеньку, на которой по его мнению находятся близкие ему взрослые люди. Методика состоит в том, что ребенок должен обозначить свои показатели на отрезках в параметрах «умный», «сильный», «красивый», «добрый». Далее для отцов была проведена такая же процедура, их заданием было отметить ступеньку, на которой, по их мнению, находится их ребенок. Таким образом, по результатам мы сможем определить не только самооценку, но и понять, соответствует ли она восприятию отцами своих детей.

7.  Методика Рене Жиля «Фильм – тест».

Методику «Фильм – тест» нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. Стимульный материал этой методики состоит из 42 картинок с изображением детей и детей и взрослых, направленных на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, актуальных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Рисунки схематичны, изображают, скорее, соотношение позиций людей, нежели их эмоциональный настрой, что, по мнению И.Н.Гильяшевой и Н.Д.Игнатьевой, “облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем, позволяет предположить у него любое эмоциональное выражение лиц.

Методика дает возможность описать систему личностных отношений ребенка, складывающуюся из двух групп переменных:

1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми. В нашем случае нас интересуют отношения ребенка с отцом.

2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка: любознательность; стремление к доминированию в группе; стремление к общению; социальная адекватность.

Ребенку показывают картинку и предлагают на ней найти для себя место среди изображаемых людей: он либо занимает свободное среди персонажей место, либо идентифицирует себя с одним из них. А в приводимых словесных описаниях ситуаций ребенку предлагают выбрать из перечня типичных форм поведения то, которое наиболее подходит ему самому. Традиционно с помощью этой методики пытаются получить информацию об отношении ребенка к окружающим его людям и способам их взаимодействия и выяснить наиболее характерные варианты поведения в типичных для ребенка ситуациях. На основе этой информации судят о достаточно широком круге личностных особенностей ребенка: степени любознательности, выраженности стремления к контактам с людьми, отгороженности от них, к доминированию или ведомости, активности или пассивности, степени социальной адаптированности, фрустрированности, агрессивности. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения. Последовательно переходя от одной картинки к другой, мы восстанавливаем определенный (не обязательно достоверный) ряд жизненно важных обстоятельств его жизни, ряд его отношений к взрослым, сверстникам и существенным для него событиям. Затем, заняв ребенка «рисунком семьи» предъявляем картинки отцу и просили показать, “на какой из стульев сел бы ваш ребенок”, “среди каких ребят он поставил бы себя” и т.д. Иными словами, мы просим родителя угадать те позиции, которые мог бы выбрать их ребенок. И тогда мы получаем новую содержательно развернутую картину понимания отцом отношений с ребенком. Иногда они отмечают возможность расхождений реальных позиций ребенка и позиций желательных: “На словах-то он вам скажет, что идет впереди идущих, а на самом деле всегда остается в числе последних”.

Чтобы облегчить задачу регистрации ответов ребенка и родителей, мы подготовили бланк с прямоугольными окошками, пронумерованными соответственно листам “Фильм-теста”. На этом бланке в каждом из окошек мы регистрировали в виде точки пространственную ориентацию той позиции, на которую указывал ребенок, а затем его родители. Таким образом, мы получали возможность наглядно оценить степень совпадения и несовпадения ответов ребенка и родителей.

3.2 Описание результатов исследования
При проведении методики Марковской И.М. «Взаимодействие родителя и ребенка» (ВВР), были получены результаты, по которым можно судить об особенностях взаимоотношений отца и ребенка.

Усредненные показатели по шкалам опросника ВВР, полученные при опросе 30 мужчин нашей выборки, позволили сделать выводы о том, что показатель требовательности родителя равен 18,9925. Что при переводе в процентили составляет – 95%. Мы можем говорить о том, что данной группе отцов характерна такая черта, как повышенная требовательность к своим детям. Они ожидают более высокого уровня ответственности от ребенка.

Показатель строгости родителя 19,5, что составляет 92%, говорит о том, что отцы в большей мере относятся к своему ребенку со строгостью, устанавливают правила и жесткость во взаимоотношениях.

В отношениях с детьми отцам выборки присущ контроль за ребенком (показатель равен 16,5 – 75%). Данная шкала характеризуется высоким показателем. Отцам данной выборки присущ повышенный контроль к своим детям. Подобный контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности. Автономность отца в отношении с ребенком проявляется в данном случае в авторитарном отношении к воспитанию. Взаимодействие основывается на позициях излишнего внимания, и даже деспотичности. Отец вникает в жизнь и проблемы ребенка: его интересуют увлечения ребенка, круг его знакомств,

Эмоциональная близость ребенка к родителю 19,43333 – 45%. По данным этой шкалы мы можем судить о представлении близости родителя к ребенку, о принятии родительской роли, стремлении к контакту с ребенком, предпочтение детских качеств в ребенке.

Принятие ребенка родителем 20,08333 – 91%. Показатель этой шкалы высокий, что говорит о том, что отцы принимают личностные качества ребенка, его поведенческие проявления. Отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание шкалы говорит о том, что родителю нравится ребенок таким, каков он есть. Отец уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Стремится проводить больше времени с ребенком, одобряет его интересы и планы.

В системе «сотрудничество с ребенком» ребенок включается во взаимодействие с отцом, он признает его права и достоинства (29,36667 – 65%). В нашем случае мы можем говорить о том, что в отношениях отца и ребенка присутствует равенство и партнерство. Отец заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь ему, Высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Отец поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных.

Показатель тревожности за ребенка равен 20,66667, что составляет 71%, родитель стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Отец постоянно ощущает тревогу за ребенка.

По показателю последовательности во взаимоотношениях с ребенком 19,5 – 65%, можно говорить о последовательности отца в своих требованиях и отношениях, в применении наказаний и поощрений. Их непоследовательность может проявляться лишь в случаях эмоциональной неуравновешенности (причины не связанные с взаимоотношениями с ребенком).

Воспитательная конфронтация в семье 18,93 – 94%. Усредненные результаты по этой шкале показывают, что отцы нашей выборки в большей степени берут на себя обязанности воспитателя ребенка, они проявляют повышенную тревожность, как за психическое здоровье детей, так и за их физическую безопасность.

Удовлетворенность отношениями отца с ребенком 21,06667 – 81%. Высокая степень удовлетворенности отношениями с детьми говорит о положительной сложившейся семейной ситуации, в структуре детско-отцовских отношений нет нарушений.

В результате обобщения данных, было получено четыре наиболее значимых показателя: принятие ребенка отцом, требовательность и строгость отца в отношениях с ребенком, воспитательная конфронтация в семье.

Исходя из полученных результатов, можно делать вывод о том, что отцы, принимавшие участие в нашем исследовании, наряду с повышенным контролем, требованием безоговорочного послушания и дисциплины ребенка, проявляют сотрудничество и кооперацию в отношениях со своими детьми. Они поощряют инициативу и самостоятельность ребенка, стараются встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Следующим этапом нашего эмпирического исследования стало проведение методики Дембо-Рубинштейн в модификации В.Г. Щур «Лестница». Принцип измерения самооценки традиционный: сопоставление себя со всем человечеством, которое мы разделили по заданным критериям (умный, красивый, добрый, авторитет у сверстников, дружный, сильный, а также добавили категорию – аккуратный; категория здоровья использовалась как тренировочная). Однако вместо отрезка прямой В.Г. Щур предлагает использовать лесенку с десятью ступеньками.

Проведя исследование, мы получили данные оценивания самих себя младших школьников и их отцов. Сопоставив их оценки, мы можем говорить о том, насколько адекватны оценки детей и насколько они совпадают с результатами отцов. Результаты количественных данных, отражающих уровни самооценки, представлены в таблице 1.
    продолжение
–PAGE_BREAK–