Меркушева В.Г. Теоретическое предложение синтеза европейского и российского подходов к предпринимательству в рамках российского рынка. В данной статье приводится разработка теоретической модели синтеза ключевых моментов европейской и российской модели предпринимательской деятельности для эффективного функционирования в рамках российской предпринимательской среды и инфраструктуры, а так же рынка и экономики России в целом. Так же, приводится обоснование для возможности ее практического применения.
Предпринимательство, модель предпринимательства, инновации в предпринимательстве, российский подход к предпринимательству, предпринимательские решения. Vera Merkusheva In the present article the theoretical basis for the elaboration of the new model of entrepreneurship (synthesis of the Russian and European ones) for the efficient functioning within the frameworks of the Russian entrepreneurial infrastructure and environment; Russian market and economy on the
whole, is represented. Also, there is the justification for the rational functionality of the suggested model, comprising its possibility to be practically applied. Entrepreneurship, entrepreneurial model, entrepreneurial innovations, Russian approach to entrepreneurship, entrepreneurial solutions. Теоретическое предложение синтеза европейского и российского подходов к предпринимательству в рамках российского рынка. В ряде научных публикаций уже поднимался вопрос, в том числе и автором данной статьи,
о различиях в подходах к предпринимательству в России и странах Европы, в частности, западной. Были выявлены ключевые моменты различий (исторически сложившиеся различия, такие как уровень демократии, коррупции, политика индивидуализма и коллективизма, открытость рынка; роль государства в процессе, касательно субсидий, грантов, инициатив, прозрачности и упрощения регистрационных процедур и т.д.; финансовые моменты, особенно кредитования; внутренние подходы к организации деятельности, в частности марк
етинг и рекрутинг, а так же, инновационная политика и социальная ответственность). По мнению автора данной статьи трудно взять и применить все лучшие стороны европейкого предпринимательства на российском рынке – многие решения не будут работать, например, очевидно, что на данном этапе, да и в обозримом будущем, ставки по кредатам бизнеса в России не уменьшатся с 15% и более до 1-5% как в Европейских странах. Аналогично будет и с уровнем коррупции. Именно поэтому
, атвор статьи предлагает рассмотреть те моменты, которые реально могут увеличить КПД предпринимательской активности с реалистичной точки зрения на российский рынок и его особенности, а так же на экономику страны в целом. Итак, будут рассмотрены вопросы синтеза европейского подхода к маркетингу, рекрутингу, инновациям и социальной ответственности с российскими решениями. Маркетинг Бытует мнение, что все маркетинговые инновации идут с запада ил из Америки (Северной). В целом, это правда.
Зачастую, принято ориентироваться на политику компаний-лидеров, глобальных ТНК. При этом, абсолютно не учитывается тот факт, что в рамках маркетинговой деятельности эти гиганты полностью подвластны своему головному офису (например, Siemens, Gucci, маркетинговые департаменты которых очень ограничены в плане креативности, «копируя» с небольшой долей адаптации к локальному рынку все маркетинговые кампании). Это приводит к тому, что маленькие и средние предприятия, желая быть на уровне начинают копировать то, что по сути мо
жет быть и чуждо самому рынку, так как и ТНК допускают зачастую ошибки в связи с удаленностью центра принятия маркетинговых решений непосредственно от места их реализации. Именно поэтому, маленьким предприятиям важно перенимать новые методы, технологии, идеи маркетинга, но не слепо копировать политику компаний-лидеров. Так же в России, по сравнению с европейскими коллегами наблюдается ряд ошибок в сфере маркетинга (использование только одного элемента маркетинга, упускают важность баланса всех элементов, копирование конкур
ентов, отсутствие системы контроля и оценки) [1, стр. 25-27]. Рекрутинг В России больше смотрят на компетентность, в то время как в Европе – на соответствие системы мировоззрения и ценностей человека, а так же его амбиций в связи с занимаемой им должностью. Можно понять, что, если внедрить аналогичную рекрутинговую политику в Российских условиях, то это может положительно сказаться на уровне и качестве предпринимательской деятельности [3, стр.
7, 12-24, 56-57]. Необходимо менять политику найма наработу сотрудников, включая управление талантом. Важно внедрить должную систему мотивации и поощрения и создавать целые «бассейн талантов», внимание к которым уделяется в Европе. Это поможет эффективнее разрабатывать стратегию предприятия и достигать результатов, а так же создаст чувство «принадлежности» к предприятию, которое очень важно. Рациональная система поощрения, совместно с «бассейнами талантов» поможет малым предприятиям привлечь
и удержать, а так же воспитать и развить ценные кадры с высоким уровнем лояльности. Инновационная политика Российской модели предпринимательства необходимо внедрить «открытый» подход к инновационной деятельности. Например, х5 Retail Group уже успешно использует рекомендуемые в рамках данной теории инициативы и решения. Как результат – стабильно растущая аудитория и прибыль. Это очень важно, так как открытые инновации развивают внешние связи компании, что важно для всей модели предпринимательства в целом [6]. При этом, п
одобный подход так же развивает НИОКР компании (возможность получить внешние разработки), способствует управлению персоналом (в процессе взаимодействия в начной-исследовательской инновационной среде люди развивают свои навыки, а так же находятся и лучшие специалисты), способствует конкурентоспособности (не обязательно самим что-то разрабатывать, можно взять готовую идею и не вкладывать средства в разработку), генерирует интеллектуальную прибыль (есть идеи, которые компании не нужны или для нее неэффективны, но
кому-то они нужны, следовательно, их можно продать во внешнюю среду) [7]. Подобная модель дает шансы старт-апам, так как если у них есть идея, есть шанс ее коммерциализировать. Так же, рационально было бы говорить о создании инновационных кластеров, где малые и средние предприятия объединятся и будут получать большую прибыль, давая при этом больший эффект и результат. Социальная ответственность В рамках европейской предпринимательской деятельности уместно говорить о высоком уровне
ответственности предпринимателя перед обществом, причем эта ответственность включает в себя все аспекты деятельности. Модель устойчивого развития бизнеса все больше популяризируется. В России аналогичная модель вызывает огромное количество споров и дискуссий, с точки зрения рационального соответствия затрат на повышение уровня социальнйо ответственности бизнеса и отдачи от подобных издержек. Важно понимать, что подобные вложения – это долгосрочная перспектива, что логично на устойчивом р
ынке. Однако, по своим требованиям российский потребитель уже очень высок, иногда даже «привередливее» европейского. Все больше людей задумываются о проблемах влияния предприятий и любой деятельности на окружающую среду. Социальная ответственность сегодня – это важная имиджевая вещь для каждого предпринимателя (любого уровня)[5]. Модель устойчивого безнес-развития становится все более популярной. В Россию ее несут BMW, Starbucks, Dunken Donnuts и др. Идея в том, что тот, кто не соблюдает правила социальной
ответственности платит больше – акцизы на “вредные товары” все выше (топливо низких стандартов, автомобили с большим выбросом углекислого газа, сигареты). Это все активно набирает обороты и в России, где все чаще можно видеть эко-автомобили, топливо высоких и общепринятых европейских стандартов. В рамках данной статьи автор доказал, что некоторые моменты просто необходимо перенимать российской модели предпринимательства. Подобная синергия поможет выиграть российским предпринимателям в долгосрочном периоде, пусть
и при возросших краткосрочных издержках. Что важнее – решать, однако, самим предпринимателям. Предложенная теоретическая модель синтеза европейской и российской моделей предлагает сделать акцент на вопросах инноваций, внутренней организации (маркетинг и рекрутинг), социальной ответственности. Список литературы: 1. Фарановская Г.Н. Мировые тенденции развития малого предпринимательства. 2. Г. Чесбро. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. Пер. с англ. М.: Поколение, 2007. 3.
Латухина М.О «Управление персоналом», Вестник Санкт-Петербургского университета 2003 г. 4. Northouse P.G. Leadership: Theory and Practice. 2011. 5. Laszlo. Sustainable Development. 2008. 6. Друкер П. Бизнес и инновации. –М.: «Вильямс», 2007. 7. Chesbrough, H. (2003) Open Innovation. The
New Imperative for Creating and Profiting from Technology, стр. 26.