План
Исторические предпосылки возникновения акмеологии.
Основные понятия и категории.
Профессионализм в сфере социальной работы.
Литература.
Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Наука начинается с определения ее предмета, закономерностей, выработки системы описывающих их понятий и системы методов, обеспечивающих процесс проникновения в исследуемые закономерности. Предмет науки акмеологии имеет долгую историю, как и само общество. Человеческая культура — результат творчества зрелых людей. Современная же акмеология находится на стадии становления. Существуют три основные методологические ориентации современного знания: гуманитарная, естественнонаучная и технологическая.
Естественнонаучная ориентация выражается в стремлении оформиться в качестве самостоятельной области. Методологически она во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде описания экспериментальных фактов, изучения механизмов и закономерностей, обеспечения их математической достоверности и т. п.), сложившимся еще в классическом естествознании. При анализе ряда акмеологических феноменов (природы одаренности, генетических и физиологических особенностей, психофизиологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. д.) идет апелляция к естественнонаучным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда и т. д.
Гуманитарная ориентация проявляется в онтологической определенности, базирующейся на генетическом взаимодействии с науками о человеке и на предметном обособлении от них в качестве самостоятельной дисциплины. До возникновения акмеологии исследовались профессионализм, творчество, образование взрослых, но специфика в изучении мастерства, его вершинных форм «акме» привела к возникновению специфической проблематики и последующей разработке акмеологических технологий.
Технологическая ориентация проявляется во взаимодействии с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, теорией информации и т. п.) и использовании четких стандартов практически ориентированного знания. Следует учитывать, что акмеология связана с техническими дисциплинами опосредованно. Например, через эргономику, обеспечивающую оптимизацию человеческого фактора в технике. Необходимо учитывать также влияние на акмелогию современной праксеологии, проявляющейся в технологизации гуманитарного знания (в форме психотехники и игротехники, инноватики и рефлексики, по И. Семенову) и гуманитаризации технических наук (в возникновении бионики, соционики, эвристики, синергетики и др.).
Современная праксеология стремится выделить позитивные принципы рациональной организации деятельности в различных сферах социальной практики с позиций общей теории систем и с учетом данных человекознания и обществознания.
Связь акмеологии с науками современного обществознания, с прикладными социальными и с фундаментальными философскими осуществляется по направлениям: мировоззренческому и методологическому.
Согласно общественно-гуманитарной природе и аксиологически-гно-сеологическому статусу акмеология тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология, социология и экономика, менеджмент и маркетинг, политология и конфликтология, педагогика и экология, определяя различные социальные аспекты трактовки акмеологией важных для нее понятий — деятельность, профессионализм, организованность и регуляция.
С позиций человекознания взаимодействие акмеологии с науками о человеке характеризует категория «творчество». Оно определяет такие ключевые для акмеологии понятия, как мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, рефлексика, эвристика, сознание, личность, индивидуальность и другие категории, раскрывающиеся во взаимодействии акмеологии со смежными науками о человеке.
Современный сдвиг в моделях обучения вносит перемены в ценности, формы, методы и технологии образования. Ведущими ценностями становятся не усвоение норм поведения и формальных знаний и умений, а гуманность взаимоотношений, свобода самопроявления, культивирование индивидуальности, творческое самовыражение и т. п. Традиционные урочные методы, методы лекционно-семинарской формы усвоения знаний и рационально-дидактические методы обучения дополняются развивающими технологиями, рефлексивными способамиинтенсивно-игрового тренинга.
В развитии акмеологии выделяют четыре основных этапа:
латентний — незаметного и постепенного складывания исторических, культурологических, социальных, философских, научных, педагогических, практических предпосылок выделения в научном познании акмеологической сферы человековедения;
номинационный — осознания социальной потребности в такого рода знании;
инкубационный — возникновения концептуальной идеи о необходимости оформления исследований акмеологической проблематики и выдвижения программы развертывания акмеологии в качестве особой дисциплины;
институциональный — создание социальных структур: акмеологических кафедр и факультетов, лабораторий в вузах и Международной академии акмеологических наук.
Акмеология — интегративная дисциплина, исследования которой носят комплексный характер. Факты и закономерности, вскрываемые в результате таких исследований, трактуются с системных позиций. Во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки кадров. В акмеологическом подходе к подготовке кадров доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов и совершенствования их квалификации. Проблемы решаются в следующих направлениях:
•возрастном — диагностика задатков и способностей с позиций педологии (изучающей детей и юношей), андрологии взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (изучающей ветеранов труда);
образовательном — диагностика и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования;
профессиональном — определение возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к виду труда и ответственности за его результаты;
креативном — определение затрачиваемых усилий в их реализации (выяснение уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала мастерства и оценка социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества). Причем рефлексивный аспект (связанный с самосознанием и особенностями самоопределения и мотивации личности как развивающегося «Я» и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором профессионализации человека.
Акмеологический понятийный аппарат имеет специфическое содержание и характеризуется междисциплинарной направленностью. Базовым понятием для акмеологических исследований, изучающих трудовую деятельность специалистов и ее эффективность, является профессионализм.
Существует много различных определений понятия «профессионализм». Профессионализм деятельности — это качественная характеристика субъекта деятельности — представителя определенной профессии, определяемая мерой владения им современным содержанием и средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами ее осуществления. Мера этого овладения у разных людей различна, поэтому можно говорить о высоком, среднем и низком уровнях профессионализма деятельности представителя той или иной профессии. На основании приведенного определения можно сделать вывод о том, что профессионализм деятельности характеризуется прежде всего ее высокой продуктивностью.
Продуктивной следует считать деятельность, отличающуюся высокими показателями качества (по основным критериям), производительностью и позитивными социально-личностными характеристиками (преследующую положительные социально значимые цели, развивающую специалиста как личность, сохраняющую его здоровье).
Малопродуктивной является деятельность специалиста, не отли-чающаяся высокими показателями качества и производительностью, а также не преследующая положительных социально значимых целей.
Непродуктивной признается деятельность, характеризуемая низкими показателями качества и производительностью и не преследующая положительных социально значимых целей.
Таким образом, относительно акмеологии профессионализм деятельности характеризуется высокой продуктивностью (эффективностью), оптимальной интенсивностью и напряженностью, высокой точностью и надежностью, высокой организованностью, высокой квалификацией, низкой опосредованностью (зависимостью специалиста от внешних факторов), владение современным содержанием и средствами решения профессиональных задач, высокой стабильностью продуктивности, точности, надежности и организованности.
Мастером в акмеологии называют специалиста, обладающего мастерством, которое рассматривается как свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, основанных на гибких навыках и творческом подходе. Для того чтобы достичь мастерства в профессиональной деятельности, необходимо обладать значительными «стартовыми возможностями»: способностями, специальными знаниями, умениями, квалификацией, мотивацией. Это базовый этап движения к «акме».
В настоящее время понятие «мастерство» отождествляется с понятием «профессионализм». При этом профессионализм рассматривается как высший стандарт профессиональной деятельности.
Профессионализм имеет общее с категорией психологии труда — индивидуальным стилем деятельности, рассматривается как присущая индивиду система навыков, методов и приемов достижения поставленной цели. Относительно акмеологии индивидуальный стиль деятельности является проявлением индивидуального в мастерстве и профессионализме. Мастерство и профессионализм связаны с самореализацией в профессиональной деятельности, наличием высокого уровня мотивации достижения высоких результатов.
Акмеологические факторы— это основные причины (имеющие характер движущих сил), обусловливающие достижение высокого профессионализма деятельности и главные детерминанты профессионализма.
Акмеологические условия — это значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма деятельности. Акмеологические факторы и условия близки по содержанию, но не тождественны. На разных этапах развития личности они имеют разную значимость и по-разному влияют на достижение профессионализма. В акмеологических исследованиях в качестве значимых условий выделялись задатки, общие и специальные (в том числе и профессиональные) способности, условия семейного воспитания, воспитание в начальных, средних и старших классах, образование в профессиональном учебном заведений, то, что относится к так называемому предстартовому периоду профессионализма.
В процессе анализа проблем развития одаренности молодежи были определены наиболее значимые условия, по содержанию являющиеся акмеологическими. К ним относятся общественно-исторический запрос, свобода, отсутствие угнетения, атмосферы беспрекословного подчинения, высокий престиж мастерства, достойный жизненный уровень, открытость общества,равный для всех доступ к образованию и культурным ценностям, наличие действенной системы наград и поощрений.
Различают два вида акмеологических факторов:
обьективные, проявляющиеся в реальной деятельности, направленной на достижение результата;
субъективные, связанные с субъективными предпосылками меры успешности профессиональной деятельности (мотивы, направленность, способности, компетентность, умелость, удовлетворенность, творчество).
Акмеологические факторы можно классифицировать также с системных позиций. В системном подходе они могут быть общими, особенными и единичными. К общим факторам относятся высокий уровень мотивации, потребность в достижении неординарных результатов, профессионально-личностные стандарты, самодвижение к вершинам профессионализма.
Важной категорией является акмеологический анализ — процесс определения акмеологических условий и факторов в исследованиях профессионализма. Предметом акмеологического анализа предстает изучение становления и исчезновения высших форм существования всех психических механизмов в условиях осуществления деятельности, максимально ответственной перед обществом и личностью. Акмеологический анализ и исследования результативны, если опи-раются на научно обоснованные принципы.
Основополагающими методологическими принципами в акмеологии являются следующие: 1) системности, рассматривающий сложные разноуровневые системы; 2) изучения человека в процессе его развития как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности и универсума; 3) одновременного изучения двух равноценных с позиций акмеологии объектов — человека и деятельности; 4) изучения общего в отдельном и через отдельное; 5) развития и психологического детерминизма; 6) активности; 7) инвариантности.
Принцип необходимости изучения человека, его развития в движении предполагает изучение развития профессионализма в многообразии человеческих проявлений. Сегодня профессионал представляется как личность и субъект труда. В акмеологических исследованиях изучаются два равноценных объекта — человек и его деятельность. В акмеологии нельзя изучать деятельность в отрыве от человека, который ее выполняет, и человека вне его деятельности. Рассмотрение профессионализма в диалектическом единстве профессионализма личности и деятельности является реализацией этого методологического принципа. Анализ результатов исследований дает основания полагать, что рассматриваемый принцип реализуется в определении общего, единичного и особенного. Он проявляется в изучении общих закономерностей формирования профессионализма, типичных для конкретной профессиональной деятельности, изучения индивидуального развития профессионального мастерства. Принцип детерминизма и развития указывает, что определение внутренних условий, побуждающих к саморазвитию, определение детерминантов развития должны стать составляющими акмеологических исследований. Акмеологическое исследование состоит как минимум из двух этапов. На первом этапе осуществляют поиск фундаментальных закономерностей, на втором — определяют акмеологические условия, факторы, детерминанты. Принцип активности предполагает определяющую роль субъекта труда в определении путей к профессионализму, индивидуальному развитию. Принцип инвариантности определяет, что в акмеологических исследованиях следует обращать внимание на устойчивость в развитии. Этот принцип особо учитывают при разработке акмеологических инвариантов профессионализма и деятельности специалистов в особых условиях.
В акмеологических условиях кроме общих методологических принципов используют также частные, отражающие специфику исследуемого объекта: научности, реалистичности, прагматичности и др.
Проблемы продуктивности деятельности специалистов ставят вопросы об акмеологических критериях и показателях. При этом главным является определение акмеологических критериев и показателей, их сходства и отличия от критериев и показателей, применяющихся в других науках о человеке.
Критерием принято називать некое мерило оценки, суждения, показателем — характеристики, позволяющие судить о происходящих изменениях. Содержание акмеологических критериев и показателей связано прежде всего с профессионализмом специалистов и продуктивностью их деятельности. Акмеологические критерии — это характеристики степени овладения современными средствами и содержанием профессиональных задач, характеристики продуктивности деятельности. Акмеологическими показателями могут быть также характеристики качеств субъекта труда как профессионала.
Эффективность является обобщающим критерием качества деятельности и содержит общие и особенные критерии (точность, надежность, быстродействие, стабильность), которые, в свою очередь, описываются конкретными, интегральными и детальными показателями.
Быстродействие обычно рассматривается с нескольких позиций, поэтому этот критерий имеет также специфические показатели: своевременность; время прохождения информации по контуру управления; время, в течение которого после подачи экстренного сигнала достигается требуемый уровень регулирования; время простой сенсомоторной реакции. Использование того или иного показателя зависит от конкретных задач.
Существует много определений точности и по сути они являются показателями соответствия действий специалиста заданному алгоритму. Определений надежности также несколько. Например, надежностью деятельности специалиста является его способность поддерживать требуемые рабочие параметры в условиях существенного усложнения деятельности.
Стабильность — это характеристика вариабельности основных показателей деятельности в течение определенного времени (например, в течение смены). Показателем стабильности является не выход за рамки заданного допуска качества деятельности в определенный период времени.
Акмеологические закономерности — это устойчивые связи и отношения. Примером могут быть связи и отношения между уровнем одаренности человека и его движением к профессиональному мастерству. Эти закономерности могут быть объективными и субъективными в силу общего объекта наук, изучающих человека и его деятельность. Объективность связана с действительно существующими акмеологическими условиями и факторами (относящимися к достартовому и стартовому периодам), субъективность — с индивидуально-личностными предпосылками и «преломлением» объективных факторов в личностный смысл.
Прикладной областью акмеологического знания является социальная акмеология, которая изучает развитие профессионализма в социальной сфере, характер и уровень проявления индивидуальных, личностных и субъективных особенностей в процессе достижения профессионалом высшей степени зрелости.
Социальная акмеология охватывает две области деятельности: «человек — человек» и «человек — общность». Эти области существуют в предмете социальной акмеологии в неразрывном единстве. Однако допустимо теоретическое рассмотрение каждой из областей в отдельности. Чтобы рассмотреть взаимодействие с личностью, необходимо выделить основные компоненты социальной среды, существенные для понимания личности как объекта социальной защиты. Условно можно выделить такие ее компоненты:
Материальная среда, включающая экономические, природные, бытовые аспекты, материальные условия жизнедеятельности индивида вообще.
Духовная среда, отражающая доминирующие политические, нравственные, религиозные и другие ценностные отношения, в которых личность взаимодействует.
Контактные группы, членом которых является личность и через нормы которых преломляются материальные и духовные условия ее жизнедеятельности.
Л І Т Е Р А Т У Р А
Дмитренко Г.А. Целевой подход к управлению процессом формирования развития и реализации человеческих ресурсов в условиях переходного общества. – К.: МАУП, 1996.
Колпаков В.М., Дмитренко Г.А. Стратегический кадровый менеджмент. Ч.І: Учеб.пособие. К.: МАУП, 2002. – 280с.
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1998. – 704с.