МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
Курсоваяработа
Подисциплине
ТеорияГосударства и права
«Теоретико-правовойанализ правоприменительной деятельности»
Москва2010г.
Содержание
Введение
1. Понятие,признаки и принципы правоприменительной деятельности
2. Основныестадии процесса применения норм права
3. Актыприменения норм права: понятие, особенности, виды
4. Правопримениев России: обзор проблем и пути их преодоления
Заключение
Список литературы
Введение
Осуществляя управлениеобществом, государство использует для этого правотворчество. Однако этого недостаточно. После издания норм права возникает необходимость в их реализации.Одной из форм реализации права является правоприменение.
В условиях строгойзаконности применение норм права является единственным каналом осуществлениягосударственного принуждения, что само по себе говорит о его важности. Вусловиях же процесса построения правового государства в нашей стране этадеятельность приобретает еще большую значимость.
Перед современнойроссийской юридической наукой и практикой возникает много новых вопросов, составляющихособенности непосредственного применения конституционных норм, Федеральныхзаконов и законов субъектов Российской Федерации и т.д. Это обусловливаетважность и актуальность изучения проблем применения российского права.
В этой связи особуюактуальность приобретает глубокое и всестороннее изучение собственно процессаприменения права, раскрытие его стадий. Анализ мнений различных ученых по данномувопросу, показал, что применение права рассматривается в юридическойлитературе, как с логической, так и функциональной позиции.
Исходя извышесказанного, целью предстоящей курсовой работы является теоретический анализправоприменительной деятельности.
Для достижения даннойцели в работе поставлены следующие задачи:
1. Датьопределение, установить признаки и определить принципы правоприменительнойдеятельности.
2. Рассмотретьосновные стадии правоприменительной деятельности.
3. Изучитьакты применения права и их соотношение с нормативно правовыми актами.
4. Выявитьпричины возникающих проблем правоприменения и найти пути их преодоления в правоприменительнойдеятельности России.
Объектом исследованияявляется правоприменительная сфера теории государства и права.
Предметом исследованияявляется применение права.
Теоретической базойисследования послужили работы отечественных ученых правоприменительнойтематики.
Методологической базойисследования послужили: конкретный анализ научной и учебно-методическойлитературы, теоретический анализ достижений науки и практики в областиприменения права.
Работа состоит извведения, четырех глав, заключения и списка литературы.
правоприменительныйправо нормативный
1. Понятие, признаки ипринципы правоприменительной деятельности
В юридическойлитературе сложилось множество в той или иной мере различающихся между собойопределений понятия «применение права». Нередкоприменение права понимается как деятельность компетентных органовпо реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретныхпредписаний. Применение права представляет собой особую форму реализации права.Особую, потому что она дополняет три основных формы реализации права, протекаято в одной, то в другой, то в третьей форме (рис.1)[1].
/>/>
Рис. 1
Правоприменительнаядеятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормыне возможна при использовании непосредственных норм реализации права, то естьне срабатывает механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи можносгруппировать в несколько больших групп:
1). Когдаправоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть уконкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лицекомпетентных органов (например, назначение пенсии или призыв на военнуюслужбу).
2). Когда нужноустановить наличие или отсутствие конкретных юридических фактов или официальнозарегистрировать определенные юридические действия (например, признаниечеловека умершим или нотариальное удостоверение какой-либо сделки).
3). Когда правовой спорне может быть разрешен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликтаинтересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имуществапри разводе).
4). Когда совершеноправонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меруюридической ответственности (например, наложить штраф или определить мерууголовного наказания).[2]
Применение праваобладает рядом существенных признаков.
Во-первых, применениеправа – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специальноуполномоченные на это государством (остальными формами реализации права могутзаниматься все субъекты права). К числу таких органов относятсязаконодательные, исполнительные, судебные, надзорно-контрольные,негосударственные организации.
Во-вторых, применениеправа носит государственно-властный характер. Решение принимается поодностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от именигосударства. Вне зависимости от того, какой орган, государственный илинегосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеетгосударственный характер, только во втором случае правоприменительныеполномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменениепозволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные мерыгосударственного принуждения.
В-третьих,правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативнымиактами процедурах. Необходимость соблюдения процессуальной формы приправоприменении вытекает, прежде всего, из соблюдения требования законности приосуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданскомпроцессах).
В-четвертых,результатом деятельности по применению права является вынесениеиндивидуально-конкретных предписаний, в которых определены права и обязанностиучастников какого-либо правоотношения. Оформляются онииндивидуально-конкретными актами применения права.
В-пятыхправоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм.Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения взаконодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческимиорганами не только федерального, но и местного уровней.[3]
Правоприменительнаядеятельность очень разнообразна, поскольку осуществляется на основе самыхразличных норм права и правоприменением занимаются самые разные органы. Поэтомуправоприменение можно классифицировать по самым различным основаниям:
По субъектуосуществления правоприменения выделяют:
а) правоприменительнуюдеятельность высших органов государства,
б) правоприменительнуюдеятельность местных органов.
По отраслям права,нормы которых реализуются, выделяют:
а) правоприменение нормгражданского права,
б) правоприменение нормуголовного права,
в) правоприменение нормсемейного права и так далее.
По правовым формамдеятельности государственного аппарата:
а) применение права вправотворческой деятельности,
б) применение права вправоприменительной деятельности,
в) применение права вправоохранительной деятельности.
По направленностидеятельности правоохранительных органов выделяют:
а) применениерегулятивных норм права,
б) применениеправоохранительных норм права.[4]
Правоприменительнаядеятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется всоответствии с определенными общепризнанными во всех странах принципами. Срединих важнейшее значение имеют принципы обоснованности принимаемых в порядкеправоприменения тех или иных решений, целесообразности, законности и социальнойсправедливости.
Принципобоснованности правоприменительной деятельности означаетполное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делуматериалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных,не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов.Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служитвеским основанием для его отмены.[5]
Принцип целесообразностивправоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применениятого или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание спецификисложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимальноговарианта реализации правовых требований в тех или иных конкретныхобстоятельствах.
Проблемацелесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной сторонызакон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования,которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными в решениивопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, естьв то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение тойцели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимоприкрывать нарушение законности ссылками на целесообразность.
Второй аспектцелесообразности в праве — это соответствие деятельности лиц в рамках законаконкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормыв конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера неможет учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно даетвозможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительныйакт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно иправильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чембольше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тембольше значение приобретает это требование.
Орган, применяющийакты, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должен в то жевремя действовать инициативно, с максимальным учетом особенностей места ивремени исполнения.
Принципзаконности означает строгое и неуклонное следование государственныхорганов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности.Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности — этоследование букве и духу закона, который применяется; действиеправоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных имполномочий; строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры; принятие врезультате правоприменительной деятельности юридических актов установленнойформы (указ, приказ, решение, постановление и т.п.).[6]
Принципсоциальной справедливости означает деятельностьправоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либограждан или групп, а всего общества. В правовом государстве это должно бытьнепременным условием их деятельности.
Справедливость актаприменения права — это соответствие общественного мнения о принятом решениисамому решению, тесная согласованность содержания решения с моральнымиубеждениями общества. От того насколько убедительно и морально оправданорешение компетентного органа во многом зависит его авторитет, воспитательноедействие. Работа государственного аппарата не может замкнуться лишь пределамиюридической значимости фактов. Нравственная сторона, моральная оценка случая,надлежащего разрешению, должны обязательно учитываться при применении права. Вопроспересечения интересов таких требований к правоприменению, как законность,целесообразность и справедливость, очень интересен. Например, целесообразностьв ряде случаев, может выходить за пределы справедливости. Так, привлечение лицак административной или уголовной ответственности может быть законным исправедливым, но нецелесообразным. Уголовное дело может быть прекращено в связис передачей материалов в комиссию по делам несовершеннолетних или спривлечением лица к административной ответственности.[7]Таким образом «конфликт между нормами права и морали вполне возможен и ондолжен разрешаться в пользу норм права», так как справедливость всегда должнанаходиться в рамках закона. А частные случаи моральной несправедливости приформальной юридической справедливости должны, если они приобретают все болеемассовый характер вызывать необходимость применения правотворчества поотношению к данному правоотношению. Если же такие случаи в рамках данногоправоотношения носят единичный характер, то они должны решаться возникновениемновых правоотношений.
2. Основные стадиипроцесса применения норм права
Процесс правоприменения осуществляется в определенной последовательности.Как отмечается в юридической литературе, применение права — сложная,многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья — стадии, характеризующие саму логику и последовательность действий прирассмотрении и решении юридического дела.
Ученые неодинаково подходят к определению стадий процесса применения нормправа. В одних случаях выделяют три стадии этого процесса, в других — девять,говоря о наличии подстадий и др. Это связано с тем, что одни авторы объединяютряд последовательных действий по осуществлению правоприменения в одну стадию(подразумевая под ней достижение определенного промежуточного результата), в товремя как другие выделяют эти действия в качестве самостоятельных стадий(исходя из того, что стадия — это и есть одно из логически последовательныхдействий правоприменения).[8]
С учетом выше сказанного можно выделить, на мой взгляд, следующиеосновные стадии процесса реализации юридических норм:
1. Установление,анализ и оценка фактических обстоятельств дела;
2. Выбор (отыскание)правовой нормы, подлежащей применению;
3. Проверкаподлинности текста правовой нормы;
4. Толкованиеправовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами;
5. Принятие решенияпо делу и издание акта применения правовой нормы, доведение его содержания досведения исполнителей;
6. Реализацияпринятого акта.
Рассмотрим каждую из названных стадий.
Установление, анализ и оценка фактических обстоятельств дела. Юридическиенормы применяются с учетом конкретных жизненных обстоятельств, фактов. Этифакты и являются той основой, в соответствии с которой принимаетсяправоприменительное решение. Поэтому применение правовых норм предполагаеттщательное исследование, анализ всех обстоятельств, относящихся к данному делуи имеющих юридическое значение. Такой анализ позволяет дать объективную,всестороннюю и полную оценку конкретному случаю и в итоге правильно применитьнорму права.
Эта стадия заключается, прежде всего, в обнаружении, сборе, анализе,оформлении и оценке доказательств по делу с точки зрения их достоверности идостаточности для принятия решения. Так, для того, чтобы принять решение оназначении пенсии по возрасту, следует установить наличие необходимоготрудового стажа, соответствующего возраста у лица, обратившегося за назначениемпенсии, размер заработка, из которого она будет исчисляться и т.д.[9]
Если совершено преступление, например убийство, то прежде чем применитьнорму, определить меру наказания лицу, ее совершившему, необходимо установитьличность потерпевшего, определить время, орудия и мотивы убийства, все другиеобстоятельства дела, в том числе характеризующие личность преступника,отягчающие и смягчающие ответственность и др. То есть целью этой стадииявляется установление объективной истины по делу. Только после того, как будетустановлена достоверность фактов и дана их правильная юридическая оценка, можноговорить об установлении такой истины.
Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению.
Эта стадия заключается в правовой квалификации жизненного факта, т.е. врешении вопроса о том, на основании какой нормы должно решаться данное дело.Это осуществляется на основе оценки фактических обстоятельств дела и ихсопоставления с содержанием определенной юридической нормы. В результатесопоставления решается вопрос, подпадает ли данный случай под ее действие. Приэтом уточняется отраслевая принадлежность нормы, ее системные связи с другиминормами, поскольку нередко правовую основу для решения дела могут создать лишьнесколько норм в комплексе.
В процессе отыскания правовой нормы, регулирующей данные отношения,правоприменитель может столкнуться с пробелом в праве, то есть с отсутствиемнеобходимой нормы. В этом случае в рамках, допускаемых законодательством, ониспользует приемы аналогии, т.е. способы преодоления пробелов.
Проверка подлинности текста правовой нормы. После выбора необходимойправовой нормы (комплекса норм) правоприменитель обязан убедиться в подлинностиее текста, нет ли в тексте ошибок, в случаях, если норма содержится в акте,помещенном в неофициальном источнике, выяснить, не внесены ли в нее изменения.Чтобы избежать применения неподлинных норм и тем самым нарушения законности,следует пользоваться официальными текстами нормативных правовых актов.[10]
Необходимо проверить норму с точки зрения ее действия во времени, впространстве и по кругу лиц, то есть уточнить, действует ли она на моментприменения, действовала ли во время происшедшего случая, распространяется ли еесила на ту территорию, где рассматривается дело, и на лиц, в отношении которыхосуществляется правоприменение.
Толкование норм права — сложный и специфическийпроцесс. В ходе выбора, отыскания правовых норм, подлежащих применению, иуяснения их смысла нередко обнаруживается, что в отношении конкретного случаямогут применяться две или более норм, противоречащих друг другу, т.е.обнаруживается их коллизия. Для преодоления коллизий и пробелов вправоприменении, наука и практика выработали следующие правила:
а) если противоречат друг другу акты одного и тогоже органа, но изданные в разное время, то применяется последний по принципу,предложенному еще римскими юристами: «Позже изданный закон отменяетпредыдущий во всем том, в чем он с ним расходится»;
б) если коллизионные акты изданы одновременно, норазными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридическойсилой (например, закон и указ, указ и правительственное постановление), т.е.принимается во внимание иерархия нормативных актов и отдельных норм;
в) если расходятся общефедеральный акт и актсубъекта Федерации, то применяется первый (в пределах предметов ведения РоссийскойФедерации и совместного ведения — ст. 76 Конституции Российской Федерации);
г) в случае противоречия между федеральным актом иактом субъекта Федерации, изданным в пределах его компетенции, приоритет имеетпоследний (ч. 6 ст. 76 Конституции Российской Федерации);
д) если обнаружен пробел в праве (отсутствие нужнойнормы), то решается вопрос о применении правовой аналогии в ее двух видах — аналогии закона и аналогии права.[11]
Принятие решения по делу и издание акта применения, доведение егосодержания до сведения исполнителей.
Вынесение решения по делу и издание акта, закрепляющего это решение,является, по существу, ключевой стадией применения норм права. Именно в этойдеятельности и проявляется вовне применение как форма реализации права. Всепредшествующие стадии нацелены на обеспечение принятия всестороннеобоснованного решения.
Вынесение решения представляет собой связующее звено между применяемойнормой права и конкретным жизненным случаем. При его помощи действие нормыраспространяется на конкретные отношения субъектов права.
Закрепление принятого по делу решения осуществляется в форме специальныхюридических актов. Они называются актами применения права. Акт применения права- это официальное властное предписание (решение) по юридическому делу, принятоекомпетентном органом на основе действующих правовых норм с учетом конкретныхжизненных обстоятельств в отношении персонально определенных лиц.
Завершающей частью этой стадии правоприменения является доведениесодержания принятого решения до сведения заинтересованных лиц, без чего оно неможет считаться правомерным.[12]
Реализация принятого акта.
Бывают случаи, когда принятое и доведенное до сведения исполнителейрешение по делу не исполняется, то есть сам факт издания акта применения невсегда гарантирует его претворение в жизнь. Поэтому принципиально важноосуществить необходимые меры для того, чтобы предписания правоприменительногоакта были своевременно исполнены, реализованы в фактической деятельностисубъектов права. Лишь после этого процесс реализации норм права путем ихприменения можно считать завершенным.[13] Итак,что касается основных стадий процесса реализации юридических норм в форме ихприменения, то к ним относятся: установление, анализ и оценка фактическихобстоятельств дела; выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению;проверка подлинности текста правовой нормы; толкование правовой нормы,разрешение возможных коллизий между нормами; принятие решения по делу и изданиеакта применения правовой нормы, доведение его содержания до сведенияисполнителей; реализация принятого акта.
3. Акты применения нормправа: понятие, особенности, виды
Правоприменительный акт — один из видов правовыхактов. Он определяется в юридической науке как известный официальный документ,изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу(вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основесоответствующей правовой нормы.
Назначение актов применения права вытекает из ихназвания — они призваны применять юридические нормы к соответствующим лицам, нони в коем случае не создавать новые нормы и не изменять или дополнять старые;это не их функция.[14]
Наиболее характерные признаки правоприменительныхактов заключаются в следующем:
1) они имеют индивидуально-определенный характер,т.е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно (например,приговор суда, приказ об увольнении работника с работы, указ о награждениигражданина орденом). Этим они отличаются от нормативных актов, имеющихбезличную (неперсонифицированную) природу;
2) являются властными и обязательными дляисполнения, поскольку исходят от государства либо с его согласия отобщественных объединений, органов местного самоуправления, других структур иобразований (делегированные полномочия); за неисполнение таких актов могутпоследовать санкции;
3) не содержат в себе правовой нормы (общего правилаповедения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение — несоздавать, а применять нормы права;
4) выступают в качестве юридических фактов,порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, ккому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовоерегулирование, конкретизируя общие предписания;
5) исчерпываются однократным применением и на иныеситуации и других субъектов не распространяются; после разового примененияпрекращают свое действие
/>
6) обеспечиваются государственным принуждением, таккак речь идет о претворении воли законодателя в жизнь, если даже для этого требуетсяиспользовать силу власти (схема 1).[15]
Схема 1
Следует иметь в виду, что далеко не все официальныедокументы представляют собой правоприменительные акты (например, разного родасправки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы,аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят подуказанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступаюттехнико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами иорганизациями, а также последних между собой.
/>
Акты применения норм права отличаются большимразнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям (схема 2).
Схема 2
Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа,подразделяются на отдельные структурные части. Наиболее сложные из них состоятиз четырех элементов: вводной, констатирующей, мотивировочной и резолютивнойчастей.
В вводной части указывается наименование правоприменительного акта(постановление, решение, распоряжение и др.) и органа, принявшего этот акт,дата рассмотрения дела и его основные участники. В констатирующей частиизлагается краткое описание (фабула) дела.
Важнейшую и наиболее сложную часть правоприменительного акта составляетего мотивировка. В нее входит описание добытых по делу доказательств, ихоценка, доводы, которыми руководствовался правоприменительный орган, отвергаяте или иные доказательства, а также ссылка на закон и его статьи, примененные вделе. Резолютивная часть акта содержит квалификацию дела и принятое по немурешение, а также сведения о порядке его обжалования.[16]
Итак, правоприменительные акты, как и нормативно-правые, принимаютсягосударственными органами, органами местного самоуправления, могут исходить отодних и тех же органов и должностных лиц. Общеобязательный характерправоприменительных актов выражается в их обеспеченности принудительной силойгосударства, его органов. Акт применения нормы права представляет собойправовой акт, изданный компетентным государственным органом или должностнымлицом и устанавливающий права, обязанности участников конкретных правоотношенийлибо меру ответственности конкретных лиц за совершенное ими правонарушение.
4.Правопримение в России: обзор проблем и пути их преодоления
Вроссийской правоприменительной практике в последнее время можно столкнуться ссамыми невероятными парадоксами. О проблемах создания, толкования и применениязаконов в России ученые говорят и пишут часто.
Исследователивыделяют следующие причины возникающих проблем в правоприменительном секторе.
1.Первая группа таких факторов представлена внутренними потребностями социальнойсистемы по урегулированию юридическими нормами вновь возникающих илиизменившихся, модифицированных общественных отношений. Неадекватностьпроводимой политики (правовой базы и правоприменительной практики) существующимв России политическим и экономическим реалиям, рост сферы не правовыхотношений, в том числе теневого сектора экономики, коррупции, и, как следствие,- рост социальной напряженности.[17]
2.Вторая группа факторов связана с процессами интеграции России в международнуюэкономическую и правовую систему. Усиление взаимодействия международного ивнутригосударственного права порождает много проблем, которые пока еще неразрешены. Это, в частности, соотношение Конституции Российской Федерации имеждународного договора, четкое и исчерпывающее определение перечня«общепризнанных принципов и норм международного права», которые в соответствиисо статьей 15 Конституции Российской Федерации являются частью российскойправовой системы. Не определены также порядок определения коллизий междунормами международного договора и внутригосударственного законодательства,юридические процедуры их преодоления.[18]
3.Третья группа факторов обусловлена несовершенством и дефектностью нормпозитивного права, содержащихся в традиционных юридических источниках.Нормативные акты нередко противоречат не только друг другу, но и самим себе.При создании новых актов не отменяются или не изменяются акты, ранее принятыепо тому же вопросу, либо отменяются ранее принятые акты без точного иисчерпывающего их перечня. Вновь принимаемые акты не полностью регулируютвопросы, содержащиеся в ранее принятых актах, поэтому прежние акты утрачиваютсилу лишь в части. Существует практика принятия «временных» нормативно-правовыхактов. В результате в законодательстве появляется избыточное количествонормативных актов с нарушенной логической структурой. Во многих федеральныхзаконах предлагается Президенту и Правительству привести свои акты всоответствие с принятым федеральным законом даже тогда, когда таких актов простоне существует.[19]
4.Недостаточная координация взаимодействия между ветвями власти инеправительственными организациями. Не учитываются все сложные связи ивзаимодействия в этой области, не согласованы интересы людей и учреждений,вовлекаемых в этот процесс.[20]
В целяхнаиболее результативного устранения проблем в реализации права можно предложитьследующие приоритетные направления деятельности.
1. Предусмотретьответственность законодателя. Потому что если «незнание закона не освобождаетот ответственности», то, необходимо чтобы законодатель был ответственен перед рядовымиправоприменителями. Закон должен быть таким, чтобы его можно было знать. Дляадекватного правоприменения закон должен быть стабильным. Должна бытьстабильность определенная – тогда будет стабильность в целом в государстве,тогда мы сможем говорить о прогрессе. При наличии неразрешаемых противоречий взаконе, прогресса быть не может.
2.Другой необходимой составляющей является выработка четких критериев качества нормативныхправовых актов, которые должны быть обязательными для реализации. Также своюроль может сыграть практика включения в законы механизма определения егоэффективности. В частности, положения закона могут предусматривать, чтоправительство обязано представлять ежегодные доклады о ходе применения закона.[21]
3. Повышениеграмотности правоприменителя. В настоящее время, уровень качества, к примеру,предварительного следствия ужасно низкий. А законодатель на этом фонепрактически упраздняет прокурорский надзор. Существует необходимость вюридически грамотных кадрах (грамотные чиновники и следовали, грамотные судьи),особенно в тех областях правоприменения, которые напрямую затрагивают основныеправа человека, гарантируемые Конституцией Российской Федерации.[22]
4. Устранениепробелов законодательства и юридических коллизий. Сегодня на всех уровняхвласти и в обществе сложилось восприятие принимаемого законодательства какчрезвычайно сложного, неполного, противоречивого, бессистемного массиваправовых норм, не отвечающего в полной мере замыслам законодателей,правоприменителей и, главное, ожиданиям граждан. В связи с этим объективновозникает необходимость создания в стране комплексного механизма оценки системыдействующего законодательства, ее соответствия задачам общества и государства.В настоящее время в стране нет целостной системы, которая осуществляла быполноценный мониторинг правового пространства и всей правоприменительной практики.Равно как нет и единой государственной структуры, которая бы могла планомерноосуществлять эту жизненно необходимую для страны функцию. Особому мониторингудолжны подвергнуться международные договоры Российской Федерации, а такжеобщепризнанные принципы и нормы международного права, являющиеся согласностатьи 15 Конституции Российской Федерации, составной частью Российскойправовой системы. Отдельная проблема, с которой придется столкнуться приосуществлении мониторинга — это нормативные правовые акты, принятые, как нафедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, затрагивающие предметысовместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, закрепленные статьей72 Конституции Российской Федерации. Сюда же примыкают и проблемы, связанные сподписанием, на основании статьи 11 Конституции Российской Федерации, договорови иных соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственной властисубъектов Российской Федерации.[23]
5. Гармонизациязаконодательства в соответствии международными требованиями.
6.Снижение влияния ведомственности и лоббирования корпоративных структур, как взаконотворчестве, так и в правоприменении. Учет и исследования теневойэкономики и теневой политики. Возможно, какие-то «лазейки» всегда будутприсутствовать в законодательстве, но было бы ошибкой не стремиться к ихмаксимальному уменьшению.[24]
7. Успехправоприменения существенно зависит от системно осуществляемой координацииправотворческой работы, гармонизации законов и иных актов нормотворчества навсех уровнях власти. Закрепленный статьей 10 Конституции Российской Федерациипринцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветвине в полной степени учитывает реальную систему государственных органов власти.Под принцип разделения властей не подпадает целый ряд органов государственнойвласти, обладающих, тем не менее, властными полномочиями. Среди них: ПрезидентРоссийской Федерации, Прокуратура. Счетная палата, Центробанк, Уполномоченныйпо правам человека, Центризбирком. Согласованность в правотворчестве впоследующем найдет свое подтверждение и в правоприменении. Конечная цель – этообеспечение суверенитета России, ее реальной, национальной безопасности,которые невозможны без правовой культуры и без эффективно действующегозаконодательства и эффективной правоприменительной практики. Основным условиемдостижения необходимого позитивного результата правоприменения являетсяотслеживание состояния системы законодательства Российской Федерации, егополноты, актуальности, своевременности, оценка степени восприятия законов ииных нормативно-правовых актов исполнителями.[25]
Заключение
На основании проведенного в курсовой работе исследования правовых аспектови научных положений, касающихся применения права и правоприменительнойдеятельности, можно сделать следующие выводы.
Под правоприменительной деятельностью понимается особаядеятельностьгосударственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений вцелях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основедействующих норм права.
Согласно этому дляправоприменительной деятельности характерны следующие признаки:
1. Правоприменительная деятельностьосуществляется только органами, специально уполномоченными на это государством.К числу таких органов относятся законодательные, исполнительные, судебные,надзорно-контрольные, негосударственные организации.
2. Применение праваносит государственно-властный характер.
3. Правоприменительнаядеятельность протекает в особых, установленных нормативными актами, процедурах.
4. Результатомдеятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретныхпредписаний, в которых определены права и обязанности участников какого-либоправоотношения. Оформляются они индивидуально-конкретными актами примененияправа.
5. Правоприменительнаядеятельность осуществляется на основе правовых норм.
Правоприменительнаядеятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется всоответствии с определенными общепризнанными во всех странах принципами. Срединих важнейшее значение имеют принципы обоснованности принимаемых в порядкеправоприменения тех или иных решений, целесообразности, законности и социальнойсправедливости.
Процессправоприменения осуществляется в определенной последовательности. К основнымстадиям правоприменительного процесса относятся: установление,анализ и оценка фактических обстоятельств дела; выбор (отыскание) правовойнормы, подлежащей применению; проверка подлинности текста правовой нормы;толкование правовой нормы, разрешение возможных коллизий между нормами;принятие решения по делу и издание акта применения правовой нормы, доведениеего содержания до сведения исполнителей; реализация принятого акта.
Под актом применения права понимается правовой акт, изданный компетентнымгосударственным органом или должностным лицом и устанавливающий права,обязанности участников конкретных правоотношений либо меру ответственностиконкретных лиц за совершенное ими правонарушение. Акты применения права, илиправоприменительные акты, составляют особый и наиболее распространенный видправовых актов. Данные акты имеют двойственную природу: обладают свойствами,присущими нормативно-правовым актам, и одновременно принципиально отличаются отних, имеют свою специфику как самостоятельный элемент механизма правовогорегулирования.
Правоприменительные акты, воплощенные в форму письменного документа,подразделяются на отдельные структурные части. Наиболее сложные из них состоятиз четырех элементов: вводной, констатирующей, мотивировочной и резолютивнойчастей.
В практике применения норм права выявляются проблемы, эффективное решениекоторых служит целью общего укрепления законности и правопорядка. Вместе с темсамо правоприменение как по содержанию, так и по форме не должно выходить зарамки законности.
Вроссийской правоприменительной практике в последнее время можно столкнуться ссамыми невероятными парадоксами. Исследователи выделяют следующие причинывозникающих проблем:
— потребность социальной системы в урегулировании юридическими нормами вновьвозникающих общественных отношений;
— взаимодействиямеждународного и внутригосударственного права;
— противоречие между нормативными правовыми актами;
— недостаточная координация взаимодействий между ветвями власти.
В целяхнаиболее результативного устранения проблем в реализации права можно предложитьследующие приоритетные направления деятельности.
1. Предусмотретьответственность законодателя.
2.Выработать четкие критерии качества нормативных правовых актов.
3.Повысить грамотность правоприменителя.
4.Устранить пробелы в законодательстве и юридические коллизии.
5. Гармонизироватьзаконодательство в соответствии международными требованиями.
6. Снизитьвлияние ведомственности и лоббирования корпоративных структур как взаконотворчестве, так и в правоприменении.
Такимобразом, задачи, поставленные в курсовой работе, решены. Цель работы — теоретический анализправоприменительной деятельности – достигнута.
Список литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации (с изм. от 30.12.08)// «Российская газета» от 21января 2009 г. № 7.
2. Актуальныепроблемы совершенствования законодательства, правоприменения и правовых теорийв России и за рубежом: Материалы Международной научно-практической конференции(20 ноября 2008 г.): В 2 т. ТОМ 2: Государственно-правовая секция;Гражданско-правовая секция / Под общ. ред. канд. юрид. наук,доц. В.Л. Кудрявцева. Челябинск: филиал МПГУ г. Челябинске, ЮУПИ, 2008. — 492с.
3. АлексеевС.С. Государство и право: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.– 152 с.
4. ВенгеровА.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.:Юриспруденция, 2000. – .528 с.
5. ВопленкоН. Н., Рожнов А.П. Правоприменительная практика: понятие, основные черты ифункции: Монография. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 205 с.
6. ЛукьяноваЕ.Г.,Балытников В.В. «Процессы глобализации в сфере правоприменения в России»//«Журнал российского права», 2006, №6.
7. МарченкоМ. Н.Теория государства и права: учеб. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2006. — 640 с
8. МарченкоМ. Н.Проблемытеории государства и права: учеб. — М.: Проспект 2009. — 768 с.
9. МатузовН.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / М.: Юристъ, 2004. 512 c.
10. Общаятеория права и государства: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд.,перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.
11. ОсетроваЗ.Х. «Ороли актов судов в российской правоприменительной практике»//«Гражданини право», 2007, № 4.
12. СитниковаО.В.«Суд и нотариат: общие и специфические черты правоприменительной деятельностипо обеспечению прав и свобод человека и гражданина»// «Гражданин иправо», 2009, № 10.
13. СпиридоновЛ. И. Теория государства и права. – М.: «Фирма Гардарика», 1996.-304 с.
14. Теориягосударства и права в схемах: учеб. пособ. / О. М. Беляева. — М.: Эксмо, 2009.— 96 с. — (Право — наглядно и доступно)
15. Теориягосударства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: Издательская группа НОРМА М, 1999. – 570с.
16. ТихомировЮ.А. «Правоприменение:от стихийности к системе» Журнал российского права”, 2007, № 12.
17. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. Учебник. М.: « ДТД», 2002. — 420 с.
18. ЮсуповВ.А… Правоприменительная деятельность органов управления., Москва, 1999. — 261с.