Теоретико-правовые аспекты ценообразования
§1. Теоретические аспектыценообразования
1.1 Роль и значение цены врыночной экономике
В директивно управляемой(планово-административной) экономике цены использовались как внешний регулятор,инструмент воздействия на экономические процессы со стороны государства: они являлисьобъектом планирования и устанавливались централизованно государственными органами;были едины в масштабах страны, постоянны и менялись только по решению правительства;уровень цен был оторван от реальной стоимости товаров и от мировых цен. Таким образом,цена занимала второе место после плана и выполняла чисто расчетные функции, служилаинструментом учета, так как само государство определяло уровень цен и контролировалодинамику их изменения.
Цена – элемент,присущий экономике любого типа, основанной на товарно-денежных отношениях, так какопосредствует их, но формируются и действуют цены в различных системах по-разному.Так как цена является одним из рычагов управления процессами, протекающими в экономике,то она тесным образом связана с типом хозяйствования – методология ценообразования,свойства, функции и виды цен соответствуют механизму функционирования системы управления.
В рыночной системе хозяйствованиякаждое предприятие и его собственники самостоятельно принимают все производственныеи экономические решения: что, где, когда и сколько производить, кому, по какой ценеи на каких условиях продавать. Связи между предприятиями свободные, поэтому трудовые,материальные и финансовые ресурсы (являясь частью совокупных ресурсов общества)включаются в производственный процесс собственниками предприятий, соответственноони сами несут ответственность за все принимаемые решения и действия. Механизм регулированиядеятельности предприятий базируется на использовании экономических методов, таких,как финансово-кредитная система, налоговая, таможенная, инвестиционная и бюджетнаяполитика, поэтому рыночная экономика требует совершенно иного ценообразования: принципыи модели цен здесь качественно другие – цена играет главную структуроопределяющуюроль, является основным звеном системы рыночного саморегулирования и характеризуетсяследующими моментами.
Категория ценыявляется одним из наиболее сложных экономических понятий, вызывающих споры средиэкономистов, и до настоящего времени среди них нет единства по этому вопросу. Вэкономической теории выделяются два основных направления познания экономическойприроды цены: марксистское, признающее, что в основе цены лежит стоимость, и австрийское(маржинальное), считающее, что базой цены является полезность товара.
В основе первойлежит теория стоимости, основоположниками которой являются У. Петти, А. Смитт иД. Рикардо. Теория стоимости была развита и получила наиболее полное воплощениев трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. В соответствии с ней в основе цены лежит стоимостьтовара, определяемая трудовыми затратами на его производство. Так как невозможноколичественно измерить стоимость в ее трудовом восприятии, то вводятся такие понятия,как абстрактный и конкретный труд, общественно необходимые затраты труда. По Марксунеобходимо различать две стороны труда – стоимость как выражение заложенного в товареабстрактного труда и потребительная стоимость, как вещное выражение результатовтруда. Здесь возникает противоречие: с одной стороны, товар – это выражение труда,а с другой – полезная вещь, «ценность». Но на рынке покупатель платит одну цену,а не две – по затратам и по результатам. Рыночная цена как бы объединяет эти двафактора, несмотря на их противоречия. Как именно оно разрешается, К. Маркс и Ф.Энгельс не объяснили. Советская политэкономия безоговорочно приняла закон стоимостикак закон затрат и использовала его как основу практики ценообразования в СоветскомСоюзе. Исходя из этой концепции во всей экономической литературе давалось следующееопределение: цена есть денежное выражение стоимости товара. Практическая связь междуценой и стоимостью осуществлялась на основе затратного принципа, в рамках котороговеличина цены определялась путем суммирования затрат всех факторов производствав денежном выражении (издержек) на единицу товара, к которой прибавлялась определеннаявеличина прибыли. Стоимостной подход к определению цены имеет ряд недостатков:
все затраты признаютсянеобходимыми уже на стадии производства товаров;
не учитываетсяценность товара для потребителей;
невозможно определитьцену товаров, продукции, не являющихся предметами труда;
категории стоимостии труда носят абстрактный характер и неприменимы для оценки конкретного товара.
Маржинальная теорияцены противостоит марксистскому подходу, в рамках нее цена – это форма выраженияценности благ, проявляющаяся в процессе обмена на рынке. В маржинальной теории различаютдва направления: субъективное маржинальное и неоклассический синтез.
Родоначальникисубъективной маржинальной теории (У. Джевонс, К. Менчер, Л. Вальрас) выделили вкачестве основы цены категорию «полезность», определяемую как меру предпочтения,отдаваемого потребителем конкретному товару из предлагаемого ассортимента на рынке.Базой цены здесь выступает предельная полезность, означающая прирост единицы продукциии определяемая по формуле (1.1):
/>(1.1)
где Пп– предельная полезность;
ΔП– прирост величины полезности;
В– прирост объема производства.
1.2 Основные принципымаржинальной теории цен:
1. Рассмотрениеспроса и предложения как равнозначных ценообразующих факторов. При этом для объяснениязакономерностей формирования предложения были взяты категории из трудовой теориифакторов производства, а идеи теории предельной полезности использованы для поясненияформирования потребительского спроса.
2. Достижениеравновесия на рынке, в результате чего рыночная цена является ценой равновесия.
3. Учет и анализсоотношения спроса и предложения, их взаимосвязь с ценой в условиях чистой конкуренции:рост спроса и падение предложения при уменьшении цены и снижение спроса и рост предложенияпри ее увеличении.
В этой конструкциицена тяготеет к денежным издержкам, но эти издержки не связаны со стоимостью в марксистскомпонимании, а сами определяются соотношением спроса и предложения на те факторы производства,которые образуют издержки.
1.3 Неоклассическая теория
Неоклассическая теория в лице ее основателя Альфреда Маршалла предложила свойвзгляд на цену и ценообразование. Подход Маршалла является синтезом классическогои маржиналист-ского подхода к цене. Маршалл исходил из того, что Рикардо и Бем-Баверксосредоточили свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса — формированияценности.
Согласно выработанному неоклассической теорией подходу цена товара определяетсядвумя принципами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которуюпокупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью полезности товара.Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства товара.Цены формируются не посредством их «усреднения», а в ходе своеобразного компромиссамежду покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и состороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены. Маршаллписал: «Принцип «издержек производства» и принцип «конечной полезности», без сомнения,являются составными частями одного всеобщего закона спроса и предложения, каждыйиз них можно сравнить с одним из лезвий ножниц».
Спрос — этоколичество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный периодвремени при всех возможных ценах на этот товар.
В условиях рынка действуеттак называемый закон спроса, суть которогоможно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса натовар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем нижевеличина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффектадохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении ценытовара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара.Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремитсязаместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.
Понятие «спрос» отражает желаниеи возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствуети спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15тыс. долл., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание,но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует.Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:
• при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышенияцен;
• для некоторых редких и дорогих товаров, покупкакоторых является средством накоплен ия (золото, серебро, драгоценные камни, антикварныеизделия и т.п.);
• при переключении спроса на более новые и качественныетовары (например, с пишущих машинок — на домашние компьютеры; снижение цен на пишущиемашинки не приведет к повышению спроса на них).
Изменение количества товара,которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товараназывают изменением величины спроса. На рисунке графически изображена зависимостьмежду ценой костюма и величиной спроса на него в магазине. Изменение величины спроса— это движение по кривой спроса.
/>
Рис.1 График спроса: Р— цена; Q — величинаспроса
Если цена костюма снизитсяс 2 тыс. до 1 тыс. руб., то величина спроса на него возрастет с 200 до 400 шт. ежедневно.И наоборот.
Однако цена является не единственнымфактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар.Изменения, которые вызваны воздействием всех других факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы (так называемые неценовые)воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса.
К неценовым факторам относятся:
• изменения в доходах населения. Если доходы населениярастут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимостиот цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товарыдлительного пользования, недвижимость и т.п.;
• изменения в структуре населения. Например, увеличениерождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечетза собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми;
• изменение цен на другие товары. К примеру, повышениецен на говядину может привести к росту спроса на продукт — заменитель — свининуи т. п.;
• изменение вкусов потребителей, изменения моды,привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.
/>
Рис.2
На графике влияние неценовых факторов на спрос; может быть изображено каксдвиг кривой спроса вправо (рост опроса) или влево (снижение спроса)
Предложение — этоколичество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенныйпромежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.
Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условияхколичество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем нижецена, тем ниже величина его предложения.
На рис. графически изображеназависимость между ценой товара и его количеством, которое продавцы готовы предложитьна продажу. Движение вдоль кривой предложения называют изменением величины предложения.
/>
Рис.3 График предложения:P—цена; О—величина предложения
Как видно из приведенногографика, если цена костюма повысится с 1 тыс. до 2 тыс. руб., то количество предлагаемыхкостюмов увеличится с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.
Помимо цены на предложениеоказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следующие:
• изменение издержек фирмы. Снижение издержекв результате, например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалыприводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырьеили введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;
• изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение(уменьшение) приводит к росту (сокращению) предложения;
• природные катастрофы, войны.
На графике влияние неценовыхфакторов на предложение может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо(рост предложения) или влево (сокращение предложения). В данном случае говорят об изменении предложения.
/>
Рис. 4. Влияние неценовых факторов на предложение: S — первоначальноепредложение: S1 — возросшее предложение; S2 — уменьшившееся предложение
Равновесная (рыночная) цена устанавливаетсяпод воздействием опроса и предложения. На рис. 5 представлен график равновесия.При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, атакже желание и готовность продавцов его продать совпадают.
/>
Рис.5 Равновесие на рынке: Р— равновесная цена; Q — равновесный объем продаж
Равновесие означает, что все покупатели, которыемогут и хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы,которые желают и готовы продать товар по цене Р, продадут его. При этом на рынкене будет ни дефицита, ни излишков данного товара.
Что произойдет, если ценаповысится и станет равна Р1?.. В этом случае желания продавцов и покупателейне совпадут. Покупатели при такой цене будут готовы приобрести товар в количестве Q1 а продавцы захотят предложить его в количестве Q2. Продукция в объеме Q2 — Q1 представит собой излишек на рынке, которыйне будет куплен. Как поступят продавцы? Для того чтобы продать излишки, они предоставятпокупателям скидки, цена начнет падать до тех пор, пока не установится на уровнеР.
Аналогичная картина создастся,если цена окажется ниже равновесной, т.е. будет равна Р2Несовпадениеинтересов продавцов и покупателей выразится в возникновении дефицита товара в объеме Q1 — Q2. Желающиекупить недоступный товар будут переплачивать до тех пор, пока цена не подниметсядо уровня цены равновесия Р.
На рынке действует закон рыночногоценообразования, который состоит в следующем:
1. Цена на рынке стремится к такому уровню, прикотором спрос равен предложению.
2. Если под воздействием неценовых факторов произойдетизменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующаяновому состоянию спроса и предложения.1.4 Рыночный механизм спроса и предложения
Как действует рыночный механизмспроса и предложения? Что произойдет, если спрос на какой-либо товар изменится врезультате влияния неценовых факторов? Предположим, что спрос на некий товар А повысился,так как этот товар стал более модным.
Повышение спроса на графике(рис. 6) отразится как сдвиг кривой спроса вправо (из положения D в положение D1). В результате установится новая равновесная цена P1, которая выше цены первоначального равновесияР, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечетновых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения.Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1).Результатомподобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно,поэтому понятие равновесной цены может быть применимо только к данному конкретномумоменту.
/>
Рис.6 Спрос, предложение, цена
ценообразованиерынок маржинальный правовой
§2. Правовые аспекты ценообразования
Под ценообразованием понимают процесс образования, формирования цен на товарыи услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом,относящимися ко всем товарам. Различают две основные системы ценообразования: рыночноеценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованноегосударственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Механизм ценообразования в экономической литературе раскрывается, например,через регулируемую цену (цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственномвоздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер). Инымисловами, в данном случае речь идет о правовом регулировании ценообразования, посколькукакое-либо воздействие на цену того или иного товара на рынке государство осуществляетчерез нормы права. При этом регулируемые государственные цены применяются всемиорганизациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Правовые основы современного, рыночного государственного регулирования ценбыли заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. «О мерах по либерализациицен». В настоящее время они определяются следующими актами: Указом ПрезидентаРФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулированияцен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «Омерах по упорядочению государственного регулирования цен». В эти акты неоднократновносились изменения и дополнения. Данными актами определена государственная ценоваяполитика. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранениигосударственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственныхзакупок и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые государственныецены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форми форм собственности.
Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ. Например,Постановлением Правительства Москвы от 27 октября 1995 г. № 893 принята «Концепцияценовой политики на территории г. Москвы».
Следует отметить, что в настоящее время государственная ценовая политика определяетсяследующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 «О мерахпо упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и ПостановлениемПравительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственногорегулирования цен» и др.
Государственное регулирование цен, как элемент государственного регулированияэкономики, осуществляется в сфере естественных монополий и в отношении социальнозначимых товаров и услуг. Кроме того, к мерам экономического (косвенного) регулированияценообразования принято относить льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетныедотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет (должнапозволить) снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровеньцен.
Политика ценообразования является частью экономической и социальной политикилюбого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используютследующие рычаги:
— налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогови налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкцийи лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;
— научно-технические, экономические и социальные государственные и региональныепрограммы;
— государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услугдля государственных нужд.
При этом государство может влиять на процесс ценообразования тремя способами:
— назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены,например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги,проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;
— определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначаютрегулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видовтоваров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенныеналоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретныхтоваров);
— устанавливать рыночные правила игры, т.е. вводить ряд запретов на недобросовестнуюконкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксированиецен; запрет на демпинг).[1]
Таким образом, ценообразование подвержено как прямому, так и косвенному регулированиюсо стороны государства, из чего следует, что ценообразование есть определенная деятельность,опосредующая механизм функционирования цены. При этом ценообразование есть процесс,подлежащий регламентированию, организации и в какой-то степени планированию. Данноеположение позволяет определить ценообразование как специфический вид отношений сособым объектом — ценой.
В рассматриваемом аспекте достаточно убедительным аргументом, подтверждающимфункционирование цены и ценообразования в правовом поле, является действующее законодательство.
Статья 424 Гражданского кодекса РФ[2] «Цена»не дает определения данному понятию, а указывает на то, что исполнение договораоплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных закономслучаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые илирегулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местногосамоуправления. Обратим внимание, что указанная статья определяет прежде всего особенностисовременной практики ценообразования, отражающие рыночные отношения, а также рольгосударства в указанной сфере. Следовательно, можно говорить о соответствующих функцияхгосударства в рыночной экономике. Если данный вопрос рассмотреть с позиции общейтеории права, то ценообразование есть элемент внутренней функции государства (экономической),наравне с такими, как экологическая, функция развития культуры, науки и образования.При этом, как известно, функции осуществляются в определенных формах и при помощиспециальных методов.
Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» (в ред. от 26.06.2007)определяет нормативную цену земли. В ст. 25 названного Закона нормативная цена земли- показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения,исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Порядок определениянормативной цены земли устанавливается Правительством Российской Федерации.О ценеупоминается и в ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,где указано, что цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств, исходя из взыскиваемой суммы;
2) по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иногодокумента, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке,исходя из оспариваемой денежной суммы;
3) по искам об истребовании имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;
4) по искам об истребовании земельного участка, исходя из стоимости земельногоучастка.
В ст. 52 «Цены и ценообразование в области культуры» в Основах законодательстваРоссийской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 23.07.2008)указано на то, что цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены набилеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.
Статья 40 Налогового кодекса РФ «Принципы определения цены товаров, работили услуг для целей налогообложения» также не содержит определения цены. Вданной статье указано, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работили услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается,что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Следует заметить, что к разновидностям цен законодатель относит тарифы, расценки,ставки. Этим обстоятельством подтверждается распространение категории «цена»и на различные сферы деятельности хозяйствующих субъектов.
Цена, по мнению цивилистов, как правовая категория представляет собой окончательноопределенное сторонами условие договора, характеризующее в денежном выражении ценностьи стоимость объекта гражданских прав. Цена обладает сложной объективно-субъективнойприродой и формируется в результате взаимодействия ценности и стоимости. Ценность,участвуя в ценообразовании, воплощает в себе потребительскую сторону цены, в товремя как стоимость — производственную. Таким образом, раскрытие содержания ценообразованияи цены в определенном смысле необходимо связать в том числе с их субъективной природой,а именно с психологией конкретного субъекта, в частности, потребителя. Однако врамках государственного регулирования ценообразования не всегда учитываются интересыпотребителя, о чем свидетельствуют, например, изменения ставки транспортного налога,тарифов ЖКХ и др.
Цена — объект правоотношения. В одних случаях это элемент договора, условиереализации соглашения сторон договора. В других — объект публичных правоотношений(правоотношений типа «власть и подчинение»). Следовательно, акцентироватьвнимание исключительно на гражданско-правовом аспекте функционирования цены являетсянедостаточным.
Цена является также категорией финансового права. Так, например, актуальностьпроблемы определения цены, ее разновидности — ставки в системе регулирования ценообразованиягосударством наполняется новым содержанием в механизме установления налоговой ставкикак обязательного элемента налога. Особенности установления налоговой ставки отражаютсяв высказывании французского просветителя и философа Ш. Монтескье: «Ничто нетребует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают,и той, которую оставляют им»[3]. П.М. Годмесправедливо подчеркивал, что налоговая ставка должна позволить учитывать все, чтооказывает влияние на имущественное положение налогоплательщика: личное положениеналогоплательщика, характер объекта обложения, размер обложения, все это должноприниматься во внимание при установлении налоговой ставки.[4] Налоги исборы, а также иные фискальные платежи воздействуют на финансовую политику хозяйствующихсубъектов, тем самым отражаются в цене производимых товаров. Так, на уровень ценособенно сильно воздействуют налог на добавленную стоимость и акцизы.
Анализ экономической литературы указывает на то, что любая цена включает всебя определенные элементы. При этом в зависимости от вида цены состав элементовможет меняться, пишут авторы учебника «Цены и ценообразование».[5]
Одним из основных элементов цены является себестоимость. В целом определениесебестоимости сводится к тому, что себестоимость — это выраженные в денежной формезатраты на производство и реализацию продукции. Уровень цены, а также регламентациясостава затрат, включаемого в себестоимость, регулируется следующими нормативнымиактами: Приказом Минэкономики РФ от 01.10.1997 N 118 «Об утверждении Методическихрекомендаций по реформе предприятий (организаций)»[6]; нормативнымиактами, регулирующими механизм отраслевых затрат по производству и реализации работи услуг, например, Постановлением Правительства РФ от 29.06.1993 N 513 «Обизменении состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) акционерныхобществ энергетики и электрификации»[7], Отраслевымиособенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятияхлесопромышленного комплекса” (утв. Минэкономики РФ 19.10.1994), Приказом ГКФТРФ от 08.06.1998 N 210 «Об утверждении особенностей состава затрат, включаемыхв себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью»[8] и др.
Прибыль также является важнейшим элементом цены. Прибыль — это форма дохода,полученного после того, как товар будет реализован по установленной цене. Послеуплаты налогов в распоряжении хозяйствующего субъекта остается чистая прибыль. Прификсированных ценах размер реализуемой прибыли зависит от динамики себестоимости.Именно в этой связи с себестоимостью прибыль характеризует экономическую эффективностьпроизводства, рост ее увеличивает доходы предприятий и государственного бюджета.[9]
На уровень цены определенное влияние оказывают посредники (хозяйствующие субъекты,занимающиеся торгово-закупочными, посредническими, заготовительными и иными услугами),что обусловливает в структуре цены наличие наценок, надбавок, в некоторых случаяхскидок.
Особое место в составе цены занимают налоги. Как известно, налоги являютсяосновным источником формирования государственной казны. Указанным обстоятельствомопосредована связь цены-ценообразования с государством. Правовая форма данной связипозволяет в ценообразовании выделить еще один аспект: императивный, поскольку государствосамостоятельно организует, устанавливает и регулирует механизм налогообложения встране.
Содержание ценообразования проявляется в его функциях, которые, в свою очередь,тесно взаимосвязаны с функциями цены. В экономической литературе выделяют следующиефункции цены:1) измерительную. Как пишут экономисты, благодаря цене удается измерить,определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получитьза проданный товар;
2) соизмерительную функцию, которая позволяет сопоставить ценности разныхтоваров;
3) учетную функцию, с помощью которой исчисляются все стоимостные показатели;4)информационную функцию, которая позволяет реализовать процесс прогнозирования, планирования,анализа и принятия рациональных и эффективных решений;
5) стимулирующую функцию. С одной стороны, цена поощряет производителя тем,что от нее (цены) зависит прибыль. Сдерживающее воздействие цены сказывается навыпуске и потреблении отдельных товаров (услуг);
6) перераспределительную функцию. Данная функция означает, что с помощью ценосуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) доходамежду отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, различнымисоциальными группами населения.
Особое место, определяющее сущность ценообразования, должно отводиться контрольнойфункции ценообразования. Данная функция наиболее полно отражает влияние государственноговоздействия на цены, что особенно ярко демонстрирует правовую форму регулированияценообразования.
Таким образом, можно заключить, что на ценообразование воздействует большоеколичество различных факторов. Ценообразование, с одной стороны, является «зеркалом»,отражающим состояние экономики в стране, с другой стороны — наглядно показываетроль государства и степень его участия в регулировании ценообразования, что, несомненно,свидетельствует о большом значении права в системе функционирования цен.