Общ. Объединения
5 признаков :
1 общ организации
индивидуальное членство,членские взносы, прием по заявлению (профсоюзы, спорт организации)
2 об движения
для решения какой либо цели.Во главе группа активистов. Члены- те кто оказывает фин. помощь ( Мир безнасилия Всемирное православное мол. Движение)
3 общ фонды
цель- сбор средств,благотворительная деят. Правление, Устав фонда. (Фонд человека Джунафонд)
4 общ учреждения
объединения образованные дляоказания услуг членам общ. орган. без цели коммерческой деят.( спорт базы клубы стадионы)
5 органы общ самодеят.
Для задач местного значения.Нет вышестоящих организаций, не регистрируются. (домкомы, советы при школах)
Гос-во
1 Регистрируют
2 Пресекают деят должн лиц припятств деят общ. обьедин
3 Порядок образования,ликвидации, приделы.
4 Надзор
1 Предупреждение
2 Приостановление
3 Ликвидация
Ликвидация
1 Нарушение прав и свобод
2 Нарушение закона
3Нарушение устава
Политические партии
— общественныеобъединения Задачи: активное участие в гос жизни и завоевание большинства мест в парламенте.Особенности- ориентация на полит.деятельность.
Программа партии: путиприхода партии к власти и создание нужной гос.власти.
2 вида:
1 Массовые-индивидуальное членство (членские взносы, работа в организациях партии) «Компартия»
+ формирование политич. и правового сознания соихчленов.
большой аппарат управления,который может подчинить себе интересы всей партии.
2 Парламентского типа- состоит из проф. политиков- действ в период выборов. Задача: привлеч. на свою сторону. Членом явл — если голосует за кандидатов данной партии.
Все они регистрируются
Местное сам. Управление
— деятпо вопросам местного значения (Либо через населениелибо через органы м.с.у.)
1 Собрание представителей
органы городов и сел-избираемые населением для осуществления правотворчества.
2 Глава администрации (возглавл местную администрацию)
3 Органы територ.общего с.у.
-создаются населением длявопросов на уровне улицы квартала, предприятия. (собрания сходы стачкомы)
Вопросы м.с.у.
1Соц и экономич. развитиетерритории населен. пункта.(поддержка частного предпринимательства, комерчиских организаций, создание муниципальных органов)
2 Контроль за использованиемземли, воды и охраны природы.
3 обеспечение соц-культ, бытовых комунальныхпотребностей (столовые, рестораны, больницы)
4 общественный порядок
КРФ запрещает вмешиваться вдеятельность органов м.с.у
принимают н.п.а
Религиозные организации
объединение граждан с целью удовлетвор. Религиозных потребностей и распространениесвоей веры.
Свобода совести включ. 3 правомочия: 1 исповедовать свою веру 2распространять свою веру 3 образовывать новые веры. По КРФ церковь отделена отгосударства:
1 гос-воне финансирует религ. Объединения
2 гос-воне возлагает на религ. Организации исполнение гос. функций. (регистрация брака, ведение духовной деят в армии и школах)
3 гос-воне использует церковной атрибутики (клятва)
4 гос-воне вмешивается в деят. р.о. (разрешкультовые обряды)
5 гос-воне ведет религ пропаганды но и не пропагандир.атеизм.
6 гос-ворегистрир уставы хтих организац.
Религиозные организации обязуются:
1 не финансировать полит.партии и не участвовать в предвыборных компаниях.
2 церковь не может приниматьучастие в образовании учереждений без согласия самихобучающихся.
3 р. о осуществляют своюдеятельность в спец отведенных местах.
Преступные сообщества
необходимо 3 признака:
1 наличие органа управления
2 сплоченность
3 постановка цели совершениясовокупности преступлений
П.С по сфере деятельности дел:
1 в сфере политики и ставящ. Целью насильственное свержение власти (диверсииит.п.)
2 в экономической сфере(подрыв эконом, незак изьятиемат благ, создание в обществе напряжения)
3 пропаганда национальнойрозни (пропаганда фашизма)
Пути совершенствования полит. системы
Гос-возаинтересованно в том чтобыв обществе работали все об-ные орган. полит партии и.т.д
под средством этих орган. гос-во вовлекает граждан в активную общ. деят. Гос-во имеет возможностьполучать квалифицированные кадры.
Общ .организацпо ряду вопросов являются единственно возможным субьектомпроведения конкретных мер гос-ва.(Всесоюзное обществослепых. Эта организация является органом осуществляющим работу и гос-ва и самих слепых)
Взаимодействие гос-ва и обществ. орган. должно идти по следующимнаправлениям:
1 создание правовой основыдеятельности общ. объединений, принятие законов о полит партиях, порядка регистраци общ. объединен
2 укрепление законности вдеятельности общ. обьединен. и организаций (надзор)
3 проблема реальногоравноправия политических партий (для пропаганды)
4 необходимо активизироватьо.о и политические партии к работе среди населения (обеспечить активное участиенаселения)
Понятие исторического типа государства
Тип гос-ва — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономич формации.
В основе делен. госуд. на типы лежат экономич.отношения:
1 отн.по производству мат. благ
2 способы распред.мат. благ
3 способы потреб. матер. Благ
Сущ. 2 класса:
эксплуататоры иэксплуатируемый (основано на частной собственности)
Гос-вопредставляет собой орудие спомощью которого господств. класс укрепляет свое господство.Поэтому каждой формеэксплуатации соответствует определенный тип гос-ва иправа: рабовладельческий, фео-ный, бурж-ное.
1 Эксплуататорское гос-во.
Внутрен. функции
1 Организация эксплуатац. зависимого населения (рабов, крепостных,)
2 Удержание в повиновении зависимого населения(воспрепятствование открытым выступлениям)
3 Сбор налогов в бюджет.
4 Обеспечение политич. и экономич. интересовгосподствующего класса
5Хозяйственно-организаторские функции
Внешние функции
1 ведение захват. Войн
2 эксплуатация народов иприрод. богатств зависимых терит.
3 защита гос.границ, отпор вооруж. агресиисо стороны других гос-в.
4 торгово-экономические
5 культурный и информационныйобмен с другими гос-ми.
2 Буржуазное гос-во.
Класс промышлен. буржуазии-обладание частной собственности (результат совместного труда наемных рабочихприобретающих часть прибавочного продукта. На смену карательных функцийприходит хоз-организаторская функция. Был достигнуткомпромисс между властью монарха молодой буржуазии и рабочим классом (принятие конституции)Государство постепенно утрачивает черты эксплуататорского. Появляются защитныефункции и черты.
Рабовлад. Гос-во — монархия,республика (аристократич, демократич)
Феодальное — монархии, городскиереспублики
Буржуазного типа — демократические республики, конституцион монархии,
1. Форма государства
Типология государств тесно связана спонятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государстваустанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методовосуществления государственной власти.
Четкого соотношения между типом и формойгосударства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типамогут встречаться различные формы организации и деятельности госу-дарственной власти, а с другой государства различноготипа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периодаопределяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни,задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами,категория формы государства непосредственно зависит от его содержания иопределяется им.
Серьезное влияние на форму государстваоказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характеррелигиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условияпроживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет такжехарактер взаимоотношений государства иего органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами,общественными движениями, церковью и другими организациями).
ФОРМА ГОСУДАРСТВА – сложное общественное явление, которое
включает в себя три взаимосвязанных
элемента: форму правления, форму госу-
дарственного устройства и форму госу-
дарственного режима.
В различных странах государственные формыимеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественногоразвития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи ивзаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств, особенносовременных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждомуэлементу формы государства.
2. Форма правления
Форма правления представляет собойструктуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределениекомпетенции между ними.
Форма государственного правления даетвозможность уяснить:
– как создаются высшие органы государства икакого их
строение;
– как строятся взаимоотношения между высшимии другими
государственнымиорганами;
– как строятся взаимоотношения междуверховной государ-
ственнойвластью и населением страны;
– в какой мере организация высших органовгосударства
позволяет обеспечиватьправа и свободы гражданина.
По указанным признакамформы государственного правления подразделяются на:
– монархические ( единоличные, наследственные)
– республиканские ( коллегиальные, выборные)
2.1 Монархия
Монархия – это такая форма правления, прикоторой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, понаследству.
Основными признаками классическоймонархической формы управления являются:
– существование единоличного главыгосударства, пользую-
щегосясвоей властью пожизненно (царь, король, импера-
тор, шах);
– наследственный порядок преемственности верховной
власти;
– представительство государства монарха посвоему усмо-
трению;
– юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условияхрабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формойгосударственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишьтрадиционные, а в основном формальные черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится на :
– абсолютную
– ограниченную(парламентарную)
– дуалистическую
– теократическую
– парламентарную
Абсолютная монархия – такая форма правления, при которой верховная государственная власть позакону всецело принадлежит одному лицу.
По формуле Петровского Воинскогоустава — “ самовластный монарх, которыйникому на свете о своих делах ответу дать не должен”. Основным признаком абсолютноймонархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающихкомпетенцию монарха.
Возникновение абсолютизма связано спроцессом зарождения бур-жуазных отношений иначинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. Кнаиболее существенным чертам абсолютной монархии относятся ликвидация илиполный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченнаявласть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжениипостоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.
Власть в центре и на местах принадлежитне крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольнятьсямонархом.
Государственное вмешательство в частнуюжизнь в эпоху абсолю-тизма приобретает болеецивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя попрежнему имеет принудительную направленность. В историитакими странами были Россия XVII — XVII и Франция до революции 1789 года.
Конституционная монархия представляетсобой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограниченапредставительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией,утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию.
Как форма правления, конституционнаямонархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она неутратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени(Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Конституционная монархия бывает парлапментарной и дуалисти-ческой.
Парламентская монархия характеризуетсяследующими основными признаками :
– правительство формируется из предствителей опреде-
ленной партии (илипартий) получивших большинство
голосов на выборахв парламент;
– лидер партии, обладающий наибольшим числом депу-
татских мест,становится главой государства;
– в законодательной, исполнительной и судебной сферах
власть монархафактически отсутствует, она является
символической;
– законодательные акты принимаются парламентоми
формальноподписываются монархом;
– правительство согласно конституции несетответствен-
ность не перед монархом, а перед парламентом.
Примерами такой монархии можносчитать – Великобританию, Бельгию, Данию и др.
При дуалистической монархии государственнаявласть носит двой-ственный характер. Юридически ифактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, ипарламентом.
Правительство вдуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава впарламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражаетпреимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другиеслои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии(1871-1918), сейчас в Морокко.
В некоторых государствах монархвозглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такиемонархи носят название теократические (Саудовская Аравия).
Такова краткая характеристика основныхразновидностей монархи-ческой формы государственногоправления.
2.2 Республика
Республика – этотакая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборнымиорганами, избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формыправления являются:
– существование единоличного и коллегиальногоглавы
государства;
– выборность на определенный срок главыгосударства и
других верховныхорганов государственной власти;
– осуществление государственной власти не посвоему
велению, а попоручению народа;
– юридическая ответственность главыгосударства в
случаях,предусмотренных законом;
– обязательность решений верховнойгосударственной
власти.
Республиканская форма правления вокончательном виде сформи-ровалась в Афинскомгосударстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась,приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Насчитывается несколько основныхразновидностей республи-канского правления. В своюочередь они делятся по форме государственного устройства на :
– парламентарные
– президентские
Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которойверховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительствоформируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к темпартиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительствонесет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оноостается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. Вслучае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит вотставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента иназначения досрочных парламентских выборов.
Как правило, глава государства вподобных республиках избира-ется парламентом либоспециально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главыгосударства является главным видом парламентского контроля над исполнительнойвластью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарныхреспубликах неодинакова. В Италии например президент республики избираетсячленами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуютпо три депутата из каждой области, избранных областным советом. В федеративныхгосударствах участие парламента в избрании главы государства, также разделяетсяс представителями членов федерации. Так в Германии президент избираетсяфедеральным собранием, состоящим из членом бундестага, и такого же числа лиц,выбираемых ландагами земель на началахпропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарнойреспублике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, чтохарактерно для Австрии, где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарнойреспублике обладает полно-мочиями: обнародуетзаконы, издает декреты, назначает главу правительства, является верховнымглавнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства (премьер-министр,председатель совета мини-стра, канцлер) назначается,как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, котороеосуществляет верховную
исполнительную власть иотвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертойпарламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогдаправомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется довериемпарламента.
Главной функцией парламента являетсязаконодательная деятель-ность и контроль заисполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями,поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяетперспективы развития социально-экономического развития страны, решает основныевопросы внешней, в том числе оборонной политики. Парламентарная формареспубликанского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти,которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности,создает справедливые условия человеческого общежития, основанное на началахправовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию (поконституции 1947 годка), Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.
Президентская республика- одна изразновидностей современной формы государственного правления, которая наряду спарламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства иглавы правительства.
Наиболее характерные черты президентскойреспублики :
– внепарламентский метод избрания президента ифор-
мирования правительства;
– ответственность правительства передпрезидентом, а не
перед парламентом;
– более широкие, чем в парламентарной республике,
полномочия главыгосударства.
Классической президентской республикойявляются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с конституцией США, в основекоторой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательнаявласть принадлежит парламенту, исполнительная — президенту, судебная — Верховному суду. Президент США избирается
населением страны путемкосвенного голосования (выборов) – через коллегию выборщиков. Количествовыборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата впарламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборахпрезидентом, из лиц принадлежащих к его партии.
Президентская форма правления в различныхстранах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщимголосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количествоголосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.
Характерным для всех президентскихреспублик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либосовмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует вформировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президентнаделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет правороспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляетчрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания,нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.
В цивилизованных странах президентскуюреспублику отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой попринципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебнаявласти. Эффективно действующий механизм издержек и противовесов, существующих всовременных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функци-онирования властей, позволяет избежать произвола состороны исполнительной власти.
В странах Латинской Америки частовстречаются “суперпрезиде-нтские республики”. Этаформа правления – практически независимая, слабо контролируемаязаконодательной и судебной властью. Это особый конгломерат традиционной формы сполудиктаторским управлением.
В современном цивилизованном обществепринципиальных разли-чий между формами не существует.Их сближают общие задачи и цели.
3. Форма государственного устройства
Форма государственного устройства – этонациональное и административно-территориальное строение государства, которое
раскрывает характер,взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местнымиорганами государственного управления, власти.
В отличии от форм правления организациягосударства рассма-тривается с точки зренияраспределения государтсвенной власти игосударственного суверенитета в центре и на местах, их разделение междусоставными частями государства.
Форма государственного устройствапоказывает :
– из каких частей состоит внутренняя структурагосударс-
тва;
– какого правовое положение этих частей икаковы вза-
имоотношенияэтих органов;
– как строятся отношения между центральными имест-
нымигосударственными органами;
– в какой государственной форме выражаютсяинтересы
каждой нации,проживающей на этой территории.
По форме государственного устройства всегосударства