Теории международной торговли

Теории сравнительного преимущества
Международнаяторговля — это обмен товарами и услугами, с помощью которого страныудовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественногоразделения труда.
Основныетеории международной торговли были заложены в конце XVIII — начале XIX в.выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге«Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировалтеорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, чтостраны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, посколькумогут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами илиимпортерами. Д. Рикардо в работе «Начала политической экономии и налоговогообложения» (1817 г.) доказал, что принцип преимущества является лишь частнымслучаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества.
Прианализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства.Во-первых, экономические ресурсы — материальные, природные, трудовые и др. —распределены между странами неравномерно. Во-вторых, эффективное производстворазличных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Приэтом важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страныспособны производить различные товары, может изменяться и действительноизменяется со временем. Другими словами, преимущества, как абсолютные, так исравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными.
Теория абсолютного преимущества.
Сутьтеории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо странаможет производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, тоона обладает абсолютным преимуществом.
Рассмотримусловный пример: две страны производят два товара (зерно и сахар).
Предположим,что одна страна обладает абсолютным преимуществом по зерну, а другая по сахару.Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественнымифакторами — особыми климатическими условиями или наличием огромных природныхресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и вотраслях добывающей промышленности. С другой стороны, преимущества впроизводстве различной продукции (прежде всего, в отраслях обрабатывающейпромышленности) зависят от сложившихся производственных условий: технологии,квалификации работников, организации производства и т. д.
Вусловиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблятьтолько те товары и такое их количество, которое она производит, а относительныецены этих товаров на рынке определяются национальными издержками ихпроизводства.
Внутренниецены на одни и те же товары в разных странах всегда различны в результатеособенностей в обеспеченности факторами производства, используемых технологий,квалификации рабочей силы и т. д.
Чтобыторговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должнабыть выше, чем внутренняя цена на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чемв стране-импортере.
Выгода,получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приростепотребления, которая может быть обусловлена специализацией производства.
Итак,согласно теории абсолютного преимущества каждая страна должнаспециализироваться на производстве того товара, по которому она обладаетисключительным (абсолютным) преимуществом.
Законсравнительного преимущества. В 1817 г. Д. Рикардо доказал, что международнаяспециализация выгодна для нации. Это была теория сравнительного преимущества,или, как ее иногда называют, «теория сравнительных издержек производства».Рассмотрим эту теорию более подробно.
Рикардодля простоты взял только две страны. Назовем их Америкой и Европой. Также дляупрощения дела он принял в расчет только два товара. Назовем их продовольствиеми одеждой. Для простоты все издержки производства измеряются рабочим временем.
Вероятно,следует согласится с тем, что торговля между Америкой и Европой должна бытьвзаимовыгодной. Для производства единицы продовольствия в Америке требуетсяменьше рабочих дней, чем в Европе, тогда как на производство единицы одежды вЕвропе уходит меньше рабочих дней по сравнению с Америкой. Понятно, что в такомслучае Америка, видимо, будет специализироваться на производстве продовольствияи, экспортируя некоторое его количество, получит взамен экспортируемое Европойготовое платье.
ОднакоРикардо на ограничился этим. Он показал, что сравнительное преимущество зависитот соотношений производительности труда.
Исходяиз теории абсолютного преимущества внешняя торговля всегда остается выгоднойдля обеих сторон. До тех пор пока в соотношениях внутренних цен между странамисохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительнымпреимуществом, т. е. у нее всегда найдется такой товар, производство которогоболее выгодно при существующем соотношении издержек, чем производствоостальных. Выигрыш от продажи продукции будет наибольшим тогда, когда каждыйтовар будет производиться той страной, в которой альтернативные издержки ниже.
Сравнениеситуаций абсолютного и сравнительного преимущества позволяет сделать важныйвывод: в обоих случаях выигрыш от торговли проистекает из того, что соотношенияиздержек в разных странах различны, т.е. направления торговли определяютсяотносительными издержками независимо от того, имеет страна абсолютноепреимущество в производстве какого-либо продукта или нет. Из этого выводаследует, что страна максимизирует свой выигрыш от внешней торговли, еслиполностью специализируется на производстве продукта, по которому она обладаетсравнительным преимуществом. В действительности такой полной специализации непроисходит, что объясняется, в частности, тем, что издержки замещения, какправило, возрастают по мере роста объемов производства. В условиях возрастающихиздержек замещения факторы, определяющие направление торговли, те же, что и принеизменных (постоянных) издержках. Обе страны могут получить выигрыш от внешнейторговли, если будут специализироваться на производстве тех товаров, где онирасполагают сравнительным преимуществом. Но при возрастающих издержках,во-первых, невыгодна полная специализация и, во-вторых, в результатеконкуренции между странами предельные издержки замещения выравниваются.
Отсюдаследует, что по мере специализации и увеличения производства продовольствия иготового платья будет достигнута точка, в которой соотношение издержек в двухстранах выравнивается.
Вэтой ситуации основания для углубления специализации и расширения торговли — различия в соотношении издержек — исчерпывают себя, и дальнейшая специализациябудет экономически нецелесообразной.
Такимобразом, максимизация выигрыша от внешней торговли происходит при частичнойспециализации.
Сущностьтеории сравнительного преимущества состоит в следующем: если каждая странаспециализируется на тех продуктах, в производстве которых она обладаетнаибольшей относительной эффективностью, или относительно меньшими издержками,то торговля будет взаимовыгодна для обеих стран от использованияпроизводительных факторов повысится в обоих случаях.
Принципсравнительного преимущества, будучи распространен на любое число стран и любоечисло товаров, может иметь всеобщее значение.
Серьезнымнедостатком принципа сравнительного преимущества является его статичность. Этатеория игнорирует какие бы то ни было колебания цен и заработной платы, онаабстрагируется от любых инфляционных и дефляционных разрывов на промежуточныхстадиях, от всевозможных проблем платежных балансов. Она исходит из того, чтоесли рабочие покидают одну отрасль, то они не превращаются в хроническибезработных, а непременно переходят в другую отрасль, более производительную.Не удивительно, что эта абстрактная теория сильно скомпрометировала себя вовремя «Великой депрессии». Некоторое время назад ее престиж вновь началвосстанавливаться. В смешанной экономике, базирующейся на теориинеоклассического синтеза, мобилизующего современные теории хронических спадов иинфляции, классическая теория сравнительного преимущества вновь приобретаетобщественное значение.
Теориясравнительного преимущества является стройной и логичной теорией. При всейсвоей чрезмерной упрощенности она имеет весьма важное значение. Нация,игнорирующая принцип сравнительного преимущества, может поплатиться за этодорогой ценой — снижением жизненного уровня и замедлением потенциальных темповэкономического роста.
Теория международной торговли Хекшера —Олина
Теориясравнительного преимущества оставляет в стороне ключевой вопрос: в силу чеговозникают различия в издержках между странами? Шведский экономист Э. Хекшер иего ученик Б. Олин попытались ответить на этот вопрос. По их мнению, различия виздержках между странами объясняются главным образом тем, что относительнаяобеспеченность стран факторами производства разная.
Согласнотеории Хекшера — Олина страны будут стремиться экспортировать избыточныефакторы и импортировать дефицитные факторы производства, этим самым компенсируяотносительно низкую обеспеченность стран факторами производства в масштабах мировогохозяйства.
Необходимоподчеркнуть, что речь здесь идет не о количестве имеющихся у стран факторовпроизводства, а об относительной обеспеченности ими (например, о количествепригодной для обработки земли, приходящейся на одного работающего). Если вданной стране какого-либо фактора произведства относительно больше, чем вдругих странах, то цена на него будет относительно ниже. Следовательно, иотносительная цена того продукта, в производстве которого этот дешевый факториспользуется в большей степени, чем другие, будет ниже», чем в других странах.Таким образом и возникают сравнительные преимущества, которые определяютнаправления внешней торговли.
ТеорияХекшера — Олина успешно объясняет многие закономерности, наблюдаемые вмеждународной торговле. Действительно страны вывозят преимущественно продукцию,в затратах которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Однакоструктура производственных ресурсов, которыми располагают промышленно развитыестраны, постепенно выравнивается. На мировом рынке все больше возрастает доляторговли «подобными» товарами между «подобными» странами.
Теория международной торговли Леонтьева
Известныйамериканский экономист Василий Леонтьев в середине 50-х гг. предпринял попыткуэмпирической проверки основных выводов теории Хекшера — Олина и пришел кпарадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты —выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьевдоказал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкиетовары, а в импорте — капиталоемкие. Этот эмпирически полученный результатпротиворечил тому, что предлагала теория Хекшера — Олина, и потому получилназвание «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличиеэтого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран(Японии, Индии и др.).
Многочисленныепопытки объяснить этот парадокс позволили развить и обогатить теорию Хекшера —Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международнуюспециализацию, среди которых можно отметить следующие:
неоднородностьфакторов производства, прежде всего рабочей силы, которая может существенноразличаться по уровню квалификации. С этой точки зрения в экспорте промышленноразвитых стран может отражаться относительная избыточностьвысококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время какразвивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую больших затратнеквалифицированного труда;
государственнаявнешнеторговая политика, которая может ограничивать импорт и стимулироватьпроизводство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивноиспользуются относительно дефицитные факторы производства.
Альтернативные теории международнойторговли
Впоследние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли происходятсущественные сдвиги, которые не всегда поддаются исчерпывающему объяснению врамках классических теорий торговли. Это побуждает как к дальнейшему развитиюуже существующих теорий, так и к разработке альтернативных теоретическихконцепций. Причины следующие: 1) превращение технического прогресса вдоминирующий фактор в мировой торговле, 2) всевозрастающий удельный вес вторговле встречных поставок сходных промышленных товаров, производимых встранах с примерно одинаковой обеспеченностью факторами производства, и 3)резкое увеличение доли мирового товарооборота, приходящейся на внутрифирменнуюторговлю. Рассмотрим альтернативные теории.
Сутьтеории жизненного цикла продукта такова: развитие мировой торговли готовымиизделиями зависит от этапов их жизни, т. е. периода времени, в течение которогопродукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целейпродавца.
Циклжизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок.На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ на возникшуюпотребность внутри страны. Поэтому производство нового продукта носитмелкосерийный характер, требует высокой квалификации рабочих и концентрируетсяв стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производительзанимает почти монопольное положение и лишь небольшая часть продукта поступаетна внешний рынок.
Настадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется ипостепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится болеестандартизированным, увеличивается конкуренция между производителями ирасширяется экспорт.
Длястадии зрелости характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбепреобладающим становится ценовой фактор, и по мере расширения рынков ираспространения технологий страна нововведения уже не имеет конкурентныепреимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, гдедешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованныхпроизводственных процессах.
Помере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос,особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбытаконцентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведениястановится частым импортером.
Теорияжизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многихотраслей, однако не является универсальным объяснением тенденций развитиямеждународной торговли. Если научные исследования и разработки, передоваятехнология перестают быть основным фактором, определяющим конкурентныепреимущества, то производство продукта действительно будет перемещаться встраны, располагающие сравнительным преимуществом по другим факторампроизводства, например по дешевой рабочей силе. Однако существует много товаров(с коротким жизненным циклом, высокими затратами на транспортировку, имеющихзначительные возможности для дифференциации по качеству, узкий кругпотенциальных потребителей и т. п.), которые не вписываются в теорию жизненногоцикла.
Теорияэффекта масштаба. В начале 80-х гг. П. Крюгман, К. Ланкастер и некоторые другиеэкономисты предложили альтернативное классическому объяснение международнойторговли, основанное на так называемом эффекте масштаба.
Сутьтеории эффекта заключается в том, что при определенной технологии и организациипроизводства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличенияобъема выпускаемой продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовымпроизводством.
Согласноэтой теории многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспеченыосновными факторами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях имбудет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которыехарактеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случаеспециализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт сменьшими затратами и, следовательно, по более низкой цене. Для того чтобы этотэффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок.Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяетрасширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет сформировать единыйинтегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. Врезультате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.
Вместес тем реализация эффекта масштаба, как правило, ведет к нарушению совершеннойконкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм,которые превращаются в монополистов. Соответственно меняется структура рынков.Они становятся либо олигополистическими с преобладанием межотраслевой торговлиоднородными продуктами, либо рынками монополистической конкуренции с развитойвнутриотраслевой торговлей дифференцированными продуктами. В этом случаемеждународная торговля все больше концентрируется в руках гигантскихмеждународных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит квозрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой частоопределяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями вобеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта matfak.ru/