Теории муниципального управления (права) – таблица

1 Теория свободной общины Гербер, Аренс, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер право населения (общины) на заведование местными делами (самоуправление) является неотъемлемым, присущим ей изначально и независимым от воли государственной власти. выделяли не три, а четыре ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную и муниципальную, которая признавалась равной остальным. Эти принципы оказали определенное влияние на развитие законодательства 30—40-х гг.
ХIХ в. В частности, многие идеи нашли отражение в положениях бельгийской Конституции 1831 признавшей муниципальную ветвь 2 Общественная теория О. Ресслер, В.Н. Лешков, Н.М. Коркунов противопоставление местного общества государству. В следствие этого ставился вопрос о полной обособленности общинных органов власти от государственных. Пытались разграничить дела собственно общинные (местные) и дела государственные, порученные для исполнения
общинам в «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» Земские учреждения признавались учреждениями не государственными, а общественными, существующими для реализации своих особых хозяйственных задач. хозяйственная теория Р. Моль и А.И. Васильчиков упор на признание самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права и реализацию ею коммунальной деятельности. Местное самоуправление чуждо политике, но имеет свою
особую сферу хозяйственной деятельности. Попытки реализации на практике «общественной» и «хозяйственной» теории в России длились несколько десятилетий. Разработчики земской и городской реформ находились под сильным влиянием (в германском варианте) общественной или (в российском варианте) хозяйственной теорий самоуправления. 3 государственной теории Р. Гнейстом, Л. Штейном, Н.И. Лазаревского, А.Д. Градовского, В.П. Безобразова признание местного самоуправления частью государственного управления. местное самоуправление — это лишь одна из форм организации местного государственного управления, которое обладает определенной автономией в решении местных вопросов. местное самоуправление должно осуществляться не правительственными чиновниками, а непосредственно местным населением или его представителями. получила широкое распространение в России в трудах известных дореволюционных государствоведов
Создатели государственной теории стояли на противоположных позициях по поводу определяющих признаков местного самоуправления. В результате: 4 Юридическая Л. Штейн органы местного самоуправления, хотя и входят в систему органов государственной власти и тем самым подчинены им, являются особыми юридическими лицами, обладающими правами и обязанностями, наделены собственностью, имеют право самостоятельно вступать в имущественные отношения.
5 Политическая Р. Гнейст основу самоуправления составляет совокупность юридических гарантий, обеспечивающих самостоятельность самоуправляющимся единицам. акцент делался на выборность в местном самоуправлении, которая в основном и обеспечивала самостоятельность этих органов. 6 Теория дуализма муниципальные органы сохраняют автономию в местных делах. Однако осуществляя государственно-властные полномочия, они выходят за рамки местных интересов и должны
действовать как инструмент правительственной администрации обосновывается вмешательство государственных органов в дела местного самоуправления в тех случаях, когда этого требуют общенациональные интересы