Теория цены А. Маршала и социально-психологический институционализм Т. Веблена

Содержание
I. Теорияцены А.Маршала
1. Введение
2. Связь стоимости с ценой в нормальный период по А. Маршалу
3. Связь спроса и предложения с ценой по А. Маршалу
4. Значение «Теории цены» А. Маршала в экономике
5. Заключение
II. Социально-психологическийинституционализм Т. Веблена
1. Введение
2. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
3. Заключение
Список используемой литературы
 

I. Теория цены А. Маршала
 
1. Введение
АльфредМаршалл (1842-1924), англичанин, основатель кембриджской школы в политическойэкономии, с его именем связывают становление неоклассического направления вэкономической теории.
В 1890 годуон опубликовал работу «Принципы политической экономии», которая легла в основуэкономического образования вплоть до 40-х годов двадцатого столетия. Следуетотметить, что в «Принципах политической экономии» анализируется стихийноерегулирование цен в условиях свободной конкуренции. В целом работа Маршаллавнесла значительный вклад не только в разработку теории цены равновесия, нотакже в исследование теории процента, прибыли и ренты.
Длительноеи мощное воздействие работы А.Маршалла отчасти связывают с компромисснымобъединением в своей теории взглядов как представителей классическойполитической экономии в лице Смита и Рикардо, так и представителей маржиналисткогонаправления, в частности, «австрийской школы». Таким образом, у Маршалла мывидим переход от исследования макроэкономических проблем к микроэкономике, кисследованию побудительных мотивов поведения человека, что составляет один изсущественных моментов «маржиналисткой революции».
АдьфредМаршал был первым, кто дал теоретический анализ «Цены спроса», и «Ценыпредложения», благодаря чему он доказал свою теорию «Теорию цены».
 
2. Связьстоимости с ценой в нормальный период по А. Маршаллу
Маршалл пришелк выводу, что стоимость (реальные издержки) определяет цены только в такназываемый нормальный период. Под «нормальным» он понимал период,характеризующийся достижением равновесия во всех частях рыночной экономики. А.Маршалл, по существу, отбрасывает связь реальных издержек с ценами. Тем самымМаршалл, формально, выступая, как сторонник и продолжатель теории стоимости,резко ограничил значение категории стоимости, сведя ее к чисто логическомупонятию, имеющему силу только для условий, весьма далеких от реальнойэкономики. В связи с последним и цена нормального периода приобретает уМаршалла в основном логическое значение. Фактический отрыв стоимости отценообразования, проделанный Маршаллом, явился предпосылкой его разработок попроблемам складывания цены на отдельных рынках. Раз стоимость не связана сценой, то возникает проблема нахождения других факторов, которые на нее влияют.Маршалл указал, что в конкретной действительности складывание рыночных ценопределяется взаимодействием спроса и предложения.
 
3. Связь спроса и предложения с ценой по А. Маршаллу
А. Маршаллустановил что спрос и предложение имеют следующую связь с ценой: спрос, какправило, при падении цены растет и при ее росте снижается; предложение вбольшинстве случаев с ростом цены растет и при снижении цены падает. Цена,превышающая цену равновесия, ведет к превышению предложения над спросом, чтонеминуемо действует в сторону снижения цены. Цена, оказавшаяся ниже ценыравновесия, ведет к превышению спроса над предложением, что действует в сторонуповышения цены.
Тем самымАльфред Маршалл сумел построить теорию цены, по существу, без обращения кстоимости (реальным издержкам) ограничив анализ только вопросами соотношенияспроса и предложения. Цена товаров складывается под воздействием спроса ипредложения. Издержки производства, к которым тяготеет указанная цена приравенстве спроса и предложения на рынках товаров, складывается под воздействиемспроса и предложения на факторы производства, которые формируют соответствующиеиздержки. Более глубокий анализ Маршалл считал излишним.
Эта теорияобъясняет цены ценами. На первое место выдвигаются связи функциональногохарактера, т.е. связи, по отношению к которым решающим становится определениевсестороннего взаимодействия различных элементов ценообразования и условий ихравновесия.
Изменениеспроса Альфред Маршалл полностью связал с категорией предельной полезности. ПоМаршаллу, предельные полезности, измеримые в денежных единицах, выступают нарынке как максимальные цены (так называемые цены спроса), которые потребительготов уплатить за то или иное благо. С ростом предложения того или иного благацены спроса снижаются, с падением предложения – увеличиваются.
Необходимоотметить выдвинутое А. Маршаллом конкретное понятие эластичности спроса, котороезатем прочно вошло в теорию потребления. Спрос на товар считается эластичным,если при снижении (или росте) цены на 1% спрос на указанный товар повысится(или упадет) более чем на 1%. Спрос на товар считается неэластичным, если приснижении (или росте) цены на 1% спрос повысится (или упадет) менее чем на 1%.
Маршалл висследовании эластичности спроса отметил два важных момента: во-первых,неэластичный характер спроса на товары, которые больше всего удовлетворяютпотребности населения, и спроса на отдельные предметы роскоши, покупаемые болеебогатыми слоями населения на незначительную часть своего дохода; во-вторых,исторический характер категории эластичности спроса.

4. Значение«Теории цены» А. Маршала в экономике
Давтеоретический анализ «цены спроса» и «цены предложения» Маршалл подходит копределению цены равновесия, которая представляет собой точку пересечениякривых спроса и предложения. B рамках его анализа снимается вопрос о том, что является конечнымоснованием цен – полезность или издержки. Оба фактора одинаково значимы. Тем неменее, если вводить в анализ цены равновесия фактор времени (а Маршалл былпервый, кто это сделал) и анализировать ситуацию мгновенного, то воздействиеспроса и предложения на цену равновесия не будет одинаковым. Mapшалл подробнопроанализировал эти ситуации, придя к выводу, что в условиях мгновенногоравновесия на цену оказывает исключительное влияние спрос, в условиях жедолгосрочного равновесия – цена регулируется издержками. Иными словами, чемкороче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияниеспроса на цену, а чем этот период продолжительнее, тем большее влияние на ценуоказывают издержки.
Анализируяситуацию мгновенного и краткосрочного равновесия, Маршалл делает вывод, что вэтих условиях приоритет получает спрос, потому что предложение в большейстепени инерционно и не успевает за колебаниями первого. Это понятно, посколькудля изменения предложения требуется время для создания дополнительныхпроизводственных мощностей. На данном этапе повышение спроса ведет к росту цен.Предприниматель в этих условиях получает временный дополнительный доход(квазиренту – по определению Маршалла) которая представляет собой разницу междуновой, более высокой ценой товара и издержками производства. Однако она носитвременный характер, поскольку высокий дополнительный доход привлекает новыхтоваропроизводителей, в силу чего предложение увеличивается, цена падает и вдолгосрочном периоде квазирента исчезает.
Следуетотметить, что в «Принципах политической экономии» анализируется стихийноерегулирование цен в условиях свободной конкуренции. В то же время в периоднаписания работы Маршалла происходило быстрое развитие производственныхмонополий, и он, естественно, не мог обойти вниманием проблему монополии и ее влиянияна процессы ценообразования. В данном вопросе Маршалл опирался на теоретическоенаследие французского экономиста А. Курно (1801-1877), который еще в 1838 г. В работе «Исследование математических принципов богатства» исследовал проблему установленияцен в условиях монополий. Курно с помощью математической модели рассмотрелценообразование для случая, когда одна фирма концентрирует производство ипредложение какого-либо товара и показал, что подобная фирма устанавливает ценузначительно выше той, которая, при тех же условиях производства, установиласьбы при наличии конкурентов. Превышение монопольной цены над конкурентной Курнообъяснил тем, что повышение первой цены встречает только единственноеограничение в виде спроса, в то время как повышение второй цены имеет и другоеограничение в виде политики цен конкурентов. Маршалл также допускает, чтомонополия будет ограничивать объем производства товара, ища такой объем притаком уровне цены, который обеспечит ей максимальное расхождение между валовойвыручкой и валовыми издержками. Монополист потеряет весь свой монопольныйдоход, если будет производить такое большое количество, при котором его ценапредложения будет равняться цене спроса; количество, которое обеспечит максимальныймонопольный доход, всегда значительно менее этого.
ОднакоМаршалл рассматривает монополию как частный случай на общем фоне неограниченнойконкуренции, закономерности ценообразования в условиях которой остаютсягосподствующими. Другими словами, теория Маршалла – это теория цен вконкурентных условиях.
В целомработа Маршалла внесла значительный вклад не только в разработку теории ценыравновесия, но также в исследование теории процента, прибыли и ренты. Вчастности, прибыль Маршалл приписывает четвертому фактору производства –организации, и включает ее в нормальную цену предложения, в отличие отквазиренты. В теории процента он рассматривает его со стороны спроса ипредложения капитала, где ставка процента со стороны предложения капиталазависит от предпочтения настоящих благ будущим, а со стороны спроса на капитал– от его производительности.
 
5. Заключение
 
В XIX векепроблемы теории стоимости – нахождение конечного основания цен и конечногоисточника доходов – занимали центральное место в работах большинства буржуазныхэкономистов, в то время как проблемы зависимости цены от изменений спроса ипредложения – второстепенное место. Другое положение сложилось в XX веке. УМаршала теория стоимости была сведена к теории, относящейся либо кгипотетическим, либо к редко проявляющимся условиям развития. На центральноеместо выдвинулась теория цены, изучающая через изменение предложения и спросакомплексное взаимодействие различных ценообразующих факторов, как на рыноктоваров, так и на рынок факторов производства. Начиная с работ Маршалла,подобный подход быстро завоевал в буржуазной политэкономии господствующееположение. Высокой популярности Альфред Маршалл добился созданием теории цены.
Преждевсего, необходимо отметить новую взаимосвязь, которую установил Маршалл междустоимостью (реальными издержками) и ценами товаров. У предшествующих буржуазныхтеоретиков, будь то сторонники теории факторов производства или предельнойполезности, стоимость без каких-либо оговорок рассматривалась как конечнаяпричина цен. Поэтому основная задача указанных теорий состояла в показе тойбольшей или меньшей цепи взаимозависимостей, через которую стоимость определяетцены. Альфред Маршалл поставил проблему иначе. Основное внимание он обратил нате ограничения, которые препятствуют пропорциональности цен реальным издержкам.
 

II. Социально-психологическийинституционализм Т. Веблена
 
1.  Введение
Вначале XX в. В США возник институционализм, виднейшими представителями котороговыступили Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл.
Вебленявляется основоположником институционализма. Он связал основу экономики сдействием психологического фактора. Коммонс основной упор делал на правовыекатегории, юридические учреждения, определяющие, по его мнению, развитиеэкономики. Разработка методов борьбы с экономическими кризисами проводиласьГарвардской школой конъюнктуроведения. Её ведущий теоретик Митчелл ставилзадачу создания методов ослабления экономических кризисов. В его теорииотсутствовала цикличность, а кризис был заменён рецессией – плавнымснижением темпов роста. Митчелл создал теорию регулируемого капитализма. Трудыназванных американских ученых и их последователей объединяет антимонопольнаянаправленность, идея учета влияния на экономический рост всей совокупностиобщественных отношений и необходимости государственного вмешательства вэкономику.
Самтермин «институционализм» (institutio) в переводе с латинского означает обычай,наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силойобщественного развития институты. В качестве институтов рассматриваютсяотдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим,культурным, идеологическим и другим структурам общества. Большое значение винституционализме придается проблеме оформления институтов.
Характернымичертами институционализма являются отрицание способности капиталистическогомира к саморегулированию, поддержка идеи о необходимости государственногорегулирования экономики, критика многих, хотя далеко не всех, принциповмаржинализма, рекомендации широко использовать математические методы прианализе психологических и экономических явлений и процессов.
1. Социально-психологический институционализм Т. Веблена
 
ТорстейнВеблен (1857-1929) – автор значительного числа крупных трудов в областиэкономики и социологии, в которых он исходил из теории эволюции природы Ч.Дарвина, принципа взаимосвязи и взаимообусловленности всех общественныхотношений, в том числе экономических и социально-психологических. Еготеоретическое наследие получило наибольшую популярность и применение для рядапоследующих творческих изысканий в русле социально-институциональногонаправления экономической мысли во всех трех его течениях.
Поопределению Т. Веблена, «институты – это результаты процессов,происходивших в прошлом, они приспособлены к обстоятельствам прошлого и,следовательно, не находятся в полном согласии с требованиями настоящеговремени». Отсюда, по его мысли, необходимость их обновления в соответствии сзаконами эволюции к «требованиям настоящего времени», т.е. привычными способамимышления и общепринятым поведением. Эволюция общественной структуры поВеблену – это процесс естественного отбора институтов в борьбе засуществование.
Воснову своего анализа Т. Веблен положил психологическую трактовку экономическихпроцессов. Австрийской школе, которая рассматривала психологию индивида, Вебленпротивопоставил психологию коллектива. Именно она, по Веблену, является основойразвития общества. Изучать нужно не поведение отдельных экономическихсубъектов, а коллективные действия профсоюзов, объединений предпринимателей,политических партий. Важно соотносить экономические теории с основными типамиэкономических субъектов: землевладельцев, рабочих, капиталистов иинженерно-технических работников. Их роль неодинакова на разных этапахсуществования экономики. Методологической основой исследований Веблена являетсянеэкономическая трактовка экономических явлений. Он анализировал их систорических и социологических позиций. На первый план выдвинул социологическиевопросы. Т. Веблен поставил в центр исследований не «рационального», а «живого»человека и попытался определить, чем диктуется его поведение на рынке.
Экономическиетеории девятнадцатого века, особенно это касается маржиналисткого направления внауке, в своих построениях явно или неявно исходили из предпосылкисуществования «экономического человека», появление которого в экономическоманализе связывают с именем А. Смита. Это человек с независимыми предпочтениями,стремящийся к максимизации собственной выгоды и очень точно знающий в чем этавыгода состоит. Другими словами, человек экономический – это рациональныйэгоист. Веблен поставил под сомнение два основополагающих положенияклассической школы:
– положениео суверенитете потребителя,
— положение о рациональности его поведения.
Заобраз своих мыслей многими идеологами того времени он воспринимался какамериканский Маркс. И причиной тому было не только то, что Т. Веблен – впрошлом студент Дж. Б. Кларка – стал противником экономической теориисвоего учителя, придерживавшегося «чистой экономической науки», сколько остраякритическая оценка последствий того, к чему привели национальные экономикиразличных стран проповедники абсолютизации смитианских идей экономическоголиберализма. Вот почему в своих рассуждениях о «теологии» и «апологии» онрешительно возражал против центрального тезиса неоклассической теорииблагосостояния, согласно которому совершенная конкуренция при некоторыхограничениях ведет к оптимальным результатам, Т.к. Веблен находился под сильнымвлиянием идей К. Маркса, то он исходил из того, что основой социальной жизнилюбого общества является материальное производство, при этом ограничивая еголишь технологией. Он полагал, что чувства, традиции и взгляды людей отстают отизменений в области технологии производства, а поступательное развитие обществав основном сводится к процессу умственного приспособления людей к этимизменениям. Все общество Веблен предлагал рассматривать как промышленнуюмашину, чьими составными частями являются экономические институты.
Особоевидение проблем социально-экономического развития общества Т. Вебленподчеркивал даже в названиях изданных им работ: «Теория праздного класса»(1899), «Инстинкт мастерства» (1914), «Инженеры и система цен» (1921),«Собственность отсутствующего» (1923) также его перу принадлежат «Место науки всовременной цивилизации» (1919), «Очерки современной меняющейся системы»(1934), «Теория бизнеса и предпринимательства» (1965) и др.
Вебленсчитал, что эволюция общественно-экономических структур общества представляетсобой процесс их естественного отбора, в котором выигрывают наиболееприспособляемые структуры. Свою убежденность в эволюционном преобразованииобщества Т. Веблен основывал на своеобразном преломлении теории эволюцииприроды Ч. Дарвина. Отталкиваясь от ее постулатов, он, в частности, пыталсяаргументировать положение об актуальности в человеческом обществе «борьбы засуществование». При этом им используется историческая оценка развития«институтов» общества, в которой отрицаются марксистские положения о «классовойэксплуатации» и «исторической миссии» рабочего класса. На его взгляд,экономическими мотивами людей движут прежде всего родительское чувство,инстинктивное стремление к знаниям и высокому качеству выполняемой работы.
Веблендоказал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видамобщественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумныерешения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие«престижное или показное потребление», получившее название «эффект Веблена».Престижное потребление имеет в своей основе существование так называемого«праздного класса», находящегося на вершине социальной пирамиды. Черта,указывающая на принадлежность этому классу – крупная собственность. Именноона приносит почет и уважение. Характеристиками класса крупных собственниковявляются демонстративная праздность и демонстративное потребление, тесносвязанное с денежной культурой, где предмет получает эстетическую оценку не посвоим качествам, а по своей цене. Другими словами, товары начинают цениться непо их полезным свойствам, а по тому, насколько владение ими отличает человекаот окружающих. Чем более расточительным становится данное лицо, тем вышеподнимается его престиж. Не случайно в настоящее время существуют такоепонятие, как «издержки представительства». Высшие почести воздаются тем, кто,благодаря контролю над собственностью, извлекает из производства большебогатства, не занимаясь полезным трудом. И если демонстративное потреблениеявляется подтверждением общественной значимости и успеха, то это вынуждаетпотребителей среднего класса и бедняков имитировать поведение богатых. ОтсюдаВеблен делает вывод, что рыночную экономику характеризует не эффективность ицелесообразность, а демонстративное расточительство, завистливое сравнение,преднамеренное снижение производительности. Поэтому «финансовые слои, -заключает Т. Веблен, – имеют известную заинтересованность в приспособлениифинансовых институтов… Отсюда более или менее последовательное стремление, праздногокласса направлять развитие институтов по тому пути, который бы отвечал денежнымцелям, формирующим экономическую жизнь праздного класса».
Категория«завистливое сравнение» играет в системе Веблена чрезвычайно важную роль. Припомощи этой категории Веблен не только объясняет склонность людей к престижномупотреблению, но также стремление к накоплению капитала: собственник меньшего поразмеру состояния испытывает зависть к более крупному капиталисту и стремитсядогнать его; при достижении желаемого уровня появляется стремление перегнатьдругих и т.д. Что касается престижного потребления, то оно, по мнению Веблена,ведет к неправильному применению производительной энергии и, в конечном счете,к потере реального дохода для общества. Не случайно мишенью вебленовскойкритики в его самой известной работе «Теория праздного класса» (1899) являетсяискусственная психология и ложная идея целесообразности. Веблен не можетпризнать и тезиса, который неявно присутствует в классической политическойэкономии с ее господством рационального поведения человека, об оправданностилюбого спроса. Веблен считает, что спрос есть проявление экономической системыи в качестве таковой является и результатом и причиной экономических действий.Все пороки экономической системы заключаются в характере спроса (детский труд,коррупция). Следовательно, этика не может не являться составной частьюэкономической теории.
Каквызов классической политической экономии можно рассматривать мысли Веблена поповоду движущих мотивов человеческого поведения. Не максимизация выгоды, аинстинкт мастерства (изначально заложенное в человеке стремление к творчеству),инстинкт праздного любопытства (продолжение инстинкта игры как формы познаниямира) и родительское чувство (забота о ближнем) формируют облик экономики вцелом. Очевидно неприятие положения классической школы, что человек стремится кполучению максимальной выгоды для себя, подчиняя свои действия «арифметикепользы». Веблен считает, что человек не машина для исчисления ощущенийнаслаждения и страдания и его поведение не может сводиться к экономическиммоделям, основанных на принципах утилитаризма и гедонизма. Веблен, а вслед заним и другие представители институционализма считали, что теория, дающаяудовлетворительную трактовку экономического поведения человека, должна включатьи внеэкономические факторы, объяснять поведение в его социальном аспекте.Отсюда вытекало важное для институционалистов требование применять кэкономической теории данные социальной психологии. Надо сказать, что Веблена сполным правом можно отнести к основателям такой науки, как экономическаясоциология.
Многовнимания в своих работах Веблен уделял критике монополий. Эта критика внесласмуту в ряды экономистов. В результате экономисты раскололись на два отряда:
1)наидеологов либерально-критического направления (к ним относятся иинституционалисты);
2)насторонников монополистического капитала.
Интересенвзгляд Веблена на главное противоречие капитализма, которое он рассматривал какпротиворечие между «бизнесом» и «индустрией». Под индустрией Веблен понималсферу материального производства, основанную на машинной технике, подбизнесом – сферу обращения (биржевых спекуляций, торговли, кредита).Индустрия, согласно взглядам Веблена, представлена функционирующимипредпринимателями, менеджерами и другим инженерно-техническим персоналом,рабочими. Все они заинтересованы в развитии и совершенствовании производства ипотому являются носителями прогресса. Производительным классом являютсярабочие, а также организаторы производства и технические специалисты, неимеющие своего капитала и использующие предоставленные в кредит средствапраздного класса. Основными параметрами, характеризующими мир индустрии,предстают уровень развития технической базы, уровень квалификации занятых в немспециалистов и их знаний. Представители же бизнеса ориентированы исключительнона прибыль и производство как таковое их не волнует. Бизнес, по мнению Веблена,порождает национализм, религиозное невежество, частную собственность, неся всебе негативный заряд.
Втеории Веблена, капитализм (в его терминологии – «денежное хозяйство»)проходит две ступени развития: стадию господства предпринимателя, в течениекоторой власть и собственность принадлежат предпринимателю, и стадию господствафинансиста, который не принимает непосредственного участия в производстве.Господство последних основано на абсентеистской (неосязаемой) собственности,представленной акциями, облигациями и другими ценными бумагами (фиктивнымкапиталом), которые приносят огромные спекулятивные доходы. В итоге непомернорасширяется рынок ценных бумаг, и рост размеров «абсентеистской собственности»,которая является основой существования «праздного класса» (финансовойолигархии), во много раз превосходит увеличение стоимости материальных активовкорпораций. В результате противоречие между «бизнесом» и «индустрией»обостряется, так как финансовая олигархия получает все большую часть своихдоходов за счет операций с фиктивным капиталом, а не за счет ростапроизводства, повышения его эффективности. Разрыв между бизнесом ипроизводством служат основанием и главной причиной разрыва между движениемпроизводства и движением цен.
Господствопраздного класса ведет к чрезмерной роли кредита в функционировании всейэкономики. Значительная часть капитала используется в спекулятивных целях и неидет на развитие производства. Возникает кредитная инфляция, за которойнеизбежно следует требования немедленного погашения ссуд. Итог – массовыебанкротства и депрессии, которые по своей продолжительности на много превышаютпериоды подъема экономики.
Немарксистскаяпозиция Т. Веблена наиболее очевидна в его концепции реформ. Так, критикуяпаразитический образ жизни занятых только финансовой деятельностьюрантье – владельцев особой (абсентеистской) формы частной собственности, атакже осуждая подчинение сферы индустрии миром бизнеса, стремящегося в лицефинансистов и крупных предпринимателей лишь к возможно большей прибыли, онратовал не за революционное устранение классового антагонизма и победудиктатуры пролетариата, а за дальнейшую эволюцию общества, сопровождаемуюреформированием.
Вебленпостоянно подчеркивал, что развитие индустрии подводит к необходимостипреобразований, неуклонному ускорению научно-технического прогресса ипредсказывал возрастание роли инженерно-технической интеллигенции -«технократии» (лиц, идущих к власти на основании глубокого знания современнойтехники), установление в будущем их власти. В трактовке Веблена основной целью«технократии» является наилучшая работа промышленности, а не прибыль, как длябизнесмена, который к тому же не осуществляют производственных функций и занятлишь финансовой деятельностью, становясь тем самым лишним звеном экономическойорганизации. Сценарий реформ Т. Веблена состоит в неуклонном ускорениинаучно-технического прогресса и возрастании роли инженерно-техническойинтеллигенции. По его убеждению, интеллигенция, рабочие, техники и другиеучастники производства представляют сферу «индустрии» и преследуют цельоптимизации и повышения эффективности процесса производства. Они предопределяютрастущую зависимость «бизнеса» от «индустриальной системы», неотвратимость«паралича старого порядка» и перехода власти к представителяминженерно-технической интеллигенции..
Врезультате реформ Т. Веблен предвидел установление «нового порядка», при которомруководство промышленным производством страны будет передана специальному«совету техников», и «индустриальная система» перестанет служить интересам«абсентеистских собственников» (монополистов), поскольку мотивом технократии ииндустриалов явится не «денежная выгода», а служение интересам всего общества.Собственность на капитал примет акционерную форму и, тем самым, перестанет бытьчастной собственностью. В обществе же, которым руководит технократия,производство будет функционировать для удовлетворения потребностей, будетосуществляться эффективное распределение природных ресурсов, справедливоераспределение. Технократические идеи Веблена получили развитие в работах егопоследователей.
Однакопри всем этом, Веблен не является действительным противником капитализма. Онстоял по сути дела на позициях защиты капитализма и предлагал лишь егорадикальное реформирование. Главное острие вебленской критики было направленопротив интересов крупнейшей буржуазии. Это объясняется тем, что Веблен стоял налевом фланге западной экономической мысли и был идеологом радикальнонастроенной интеллигенции.3.Заключение
теория цена маршалинституционализм веблен
Отличительныеособенности институционализма состоят в следующем:
1.Институционалисты весьма расширительно трактуют предмет экономики. По ихмнению, эта наука не должна заниматься чисто экономическими отношениями. Важноучитывать весь комплекс условий и (факторов, влияющих на хозяйственнуюжизнь, – правовых, социальных, психологических, политических. Правила государственногоуправления представляют не меньший, а возможно и больший, интерес, нежелимеханизм рыночных цен.
2.Следует изучать не столько функционирование, сколько развитие, трансформациюкапиталистического общества. Они выступают с критикой капитализма, зарасширение социальных программ. Вопрос о социальных гарантиях занятости можетстать важнее вопроса об уровне заработной платы. Так проблема безработицыстановится прежде всего проблемой структурной несбалансированности.
Рынок,считают институционалисты, отнюдь не нейтральный и не универсальный механизмраспределения ресурсов. Саморегулирующийся рынок становится своеобразноймашиной для поддержания и обогащения крупных предприятий. Основа власти крупныхкорпораций –техника, а не законы рынка. Определяющую роль играет теперь непотребитель, а производитель, техноструктура.
3.Надоотказаться от анализа экономических отношений с позиции так называемого«экономического» человека. Нужны не разрозненные действия отдельных членовобщества, а совместные, скоординированные действия организаций (профсоюзы,органы государства и др.) против диктата предпринимателей.
Воснову анализа институционалистами положен описательный метод. Формируя своёпонимание общественной структуры, факторов общественного развития, институционалистыисходят в основном из внешнего относительно поверхностного подхода к этимявлениям, не проникают в сущность. Они игнорируют важную роль производства, непризнают определяющей роли отношений собственности на средства производства,обусловленного ими классового состава общества. Отвергая идею опроизводственных отношениях как основы социально-экономической структуры,институционалисты сформировали свой специфический подход к изучениюобщественных явлений, экономического процесса.

Списокиспользуемой литературы
 
1.  История экономическихучений/учебное пособие – Р.М. Гусейнов, Москва 2009г.-784с.
2.  История экономическихучений – В.С. Автомонов, Москва 2008г.
3.  История экономическихучений/учебник для вузов – С.А. Бартенев, Москва 2007г.
4.  История экономических учений: учебник для вузов / Я.С.Ядгаров. – 4-е изд. – Москва, 2006. – 288 с.
5.  История экономических учений/учеб. пособие для вузов-Г.А. Шмар-ловская – 2-е изд., испр. – Минск 2001. – 340 с.