Теориягосударства и права — фундаментальная наука правоведения, которая изучает сущность,содержание и формы государственно-правовой системы общества, основныезакономерности ее функционирования и развития. Теория государства и права какюридическая наука, входящая в состав правоведения, изучаетгосударственно-правовые явления общества. В отличие от других юридических наук,она изучает их как системное целое, имеющее особую структуру и существенныезакономерности.
Власть — одна из форм управлениясоциальными процессами, при которой согласованность совместной деятельностимногих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путемопределяющего, доминирующего значения воли одних людей (субъектов власти) дляволи других людей (объектов власти).
Государственнаявласть — разновидность социальной власти, которая обеспечивает управляемостьвсем обществом в условиях его социальной дифференциации посредством специальносозданной организации — государства.
Государственнаявласть отличается от других форм социальной власти тем, что концентрирует ивыражает интересы общества в целом, а не отдельных индивидов или социальныхгрупп.
Гражданскоеобщество — совокупность субъектов общественной жизни (индивидов, их общностей,организаций), реализующих свои частные интересы и взаимосвязанных друг с другомв процессе экономической, социальной, политической и духовной деятельности.
Государство — особая властнаяорганизация, управляющая социально разнородным обществом с целью сохранения егоединства, обеспечения функционирования наиболее важных сфер социальной жизни,поддержания внутренней и внешней безопасности.
Признакигосударства -его качественные черты, выражающие особенности государства по сравнению сдругими организациями, осуществляющими властно-управленческие функции вобществе. К основным признакам государства относятся: суверенитет,территориальный принцип осуществления власти, особая публичная власть,неразрывная связь с правом.
Функциигосударства — основные направления деятельности государства по управлению главными сферамисоциальной жизни и достижению стоящих перед государственной властью задач.Функции различаются по направленности деятельности государства на внешние ивнутренние. Они, в свою очередь, подразделяются в зависимости от сфер общественнойжизни на экономические, социально-политические и идеологические.
Методыосуществления функций государства — способы воздействия государства насубъектов гражданского общества в процессе решения стоящих перед ним задач.
Выделяют2 основных метода государства:
1. убеждения
2. принуждения
Государственныйаппарат — система органов, состоящих из государственных служащих (чиновников),выполняющих задачи по реализации функций государства и принимающихсоответствующие обязательные решения.
Структурагосударственного аппарата определяется задачами и функциями, которыегосударство осуществляет на том или ином этапе развития общества.
Органгосударства — часть государственного аппарата, организационно обособленная от других,наделенная властными полномочиями (компетенцией) по управлению конкретнойсферой общественной жизни (предметом ведения) и взаимосвязанная с другими егочастями в единый государственный механизм.
Взависимости от своего назначения органы современного государства подразделяютсяна законодательные (представительные), исполнительные и судебные. По сфередействия они делятся на верховные (центральные) и местные; по объему полномочий- на органы общей и специальной компетенции; по порядку формирования — навыборные и назначаемые.
Формагосударства — внешняя структура (способ организации) государственной власти, выражающаяся впостроении верховных органов государства, распределении власти между различнымиуровнями государственных органов, общем режиме управления страной.
Формалюбого государства складывается их трех элементов: формы правления, формыгосударственного устройства и политического (государственного) режима.
Формаправления — способ организации верховных органов государственной власти, характер ихсоотношения между собой и с населением страны. Различают два основных вида формправления:
– монархию
1. абсолютная
2. ограниченная (конституционная)
– республику
1. парламентарная
2. президентская
Монархическаяформа правления характеризуется следующими чертами:
– верховная государственная власть принадлежит одному человеку (царю,королю, султану и т.п.), который олицетворяет государство в целом;
– эта власть переходит к нему в порядке наследования, как правило, в силупринадлежности к правящей в государстве семье;
– верховная власть монарха несменяема и осуществляется им пожизненно.
Республиканскаяформа правления характеризуется следующими чертами:
– верховная государственная власть принадлежит единоличному иликоллегиальному органу, производному от народа;
– этот орган избирается всеми гражданами страны;
– полномочия органа рассчитаны на строго определенный срок, по истечениикоторого орган переизбирается населением.
Формагосударственного устройства — способ распределения единой государственной власти по территориистраны, соотношения властных полномочий центральных и региональныхгосударственных органов. Различают два вида государств в зависимости от формыгосударственного устройства:
– унитарные
– федеративные
Отунитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличатьконфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формоймежгосударственного союза.
Конфедерация — устойчивый союз отдельныхсуверенных государств, созданный для совместного осуществления экономических,политических, культурных и иных задач, не обладающий признаками единогогосударства.
Политический(государственный) режим — способ взаимосвязи государства с населением страны, выражающийся вобщем характере применяемых им методов управления обществом. Политическиережимы подразделяются на:
– демократические
Разновидности:
1. консервативный
2. либеральный
– авторитарные
Разновидности:
1. националистические
2. военные
3. фашистские
4. тоталитарный (всеобъемлющий контроль государства за жизнью субъектовгражданского общества)
Демократическиеполитические режимы характеризуются следующими общими признаками:
– государственный аппарат подконтролен населению;
– здесь признаются и гарантируются основные права и свободы человека игражданина;
– осуществление функций в основном базируется на авторитетегосударственной власти и методах убеждения.
Авторитарныеполитические режимы характеризуются следующими общими признаками:
– государственный аппарат фактически независим от населения;
– здесь игнорируются основные права и свободы человека;
– управление осуществляется в основном методами подавления и насилия.
Политическаяорганизация общества — совокупность организаций, участвующих в политической жизни страны, врегулировании отношений между основными социальными группами общества(классами, нациями, профессиональными стратами). Политическая организацияобщества состоит их двух основных компонентов:
– государства как основного, центрального звена политической организацииобщества;
– общественных политических объединений (партий, профсоюзов, национальныхи профессиональных организаций).
Происхождениегосударства — это закономерный процесс возникновения властно-политической системыуправления в ходе качественных изменений первобытной организации человеческогообщества.
Историческоеразвитие государства — процесс качественных изменений (смены исторических типов)государственной власти с момента ее возникновения до настоящего времени.
Формационныйподход — исследование состояния и развития общества, закономерностей смены историческихтипов государств с точки зрения качественных изменений в экономическом базисеобщества, его производственных отношениях и классовой структуре.
Включает два основных и неравнозначных по характеру компонента:
1. экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и,прежде всего, отношений собственности
2. надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право,государство, религия и наука
Цивилизационныйподход — исследование состояния иразвития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точкизрения качественных изменений в социокультурной средеобщества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.ПРАВО
Право — система особых правилповедения (юридических норм), выражающих официально признанную волюгражданского общества, направленную на создание в общественных отношениях порядка,позволяющего согласованно реализовать основные интересы субъектов социальнойжизни.
Юридическаянорма(нормаправа, правовая норма) — элемент права, выраженный в виде отдельногообщеобязательного и формально определенного правила поведения, обеспеченноговозможностью государственного принуждения в случае его невыполнения.
В отличие от других социальных норм (обычаи, нравственные нормы, нормыобщественных объединений), юридические нормы имеют ряд особых признаков:
– общеобязательность юридических норм;
– формальная определенность юридических норм;
– системность юридических норм;
– государственная гарантированность юридических норм — юридическиминормами являются только такие правила поведения, которые санкционированы илиустановлены государственной властью,
Структураюридической нормы — состав и связь основных элементов содержания юридической нормы.Выделяется три основных элемента:
– гипотеза — часть нормы, определяющая условия, жизненную ситуацию, прикоторой норма действует и ее правилом должны руководствоваться субъектыобщественных отношений;
– диспозиция — часть нормы, устанавливающая права и обязанности, которыевозникают у участников общественного отношения при наступлении условий,предусмотренных гипотезой;
– санкция — часть нормы, определяющая вид и меру ответственности(неблагоприятные для субъекта юридические последствия) в случае нарушенияправила, предусмотренного диспозицией.
если (гипотеза) — то (диспозиция) — иначе (санкция)
Нормативноерегулирование — особая форма деятельности общества, направленная на создание, реализацию иобеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей, с цельюупорядочения их отношений и достижения стабильности в обществе. Обществоподдерживает стабильность своей жизни двумя основными средствами:
– властным управлением
– нормативным регулированием
Взависимости от характера создаваемых общих правил поведения (норм), механизмаих реализации и средств обеспечения выделяются несколько видов нормативногорегулирования:
– традиционное нормативное регулирование, которое осуществляется путемформирования и реализации в обществе обычаев и традиций — правил,складывающихся в результате многократного повторения, отбора и исполнения всилу привычки наиболее рациональных форм поведения людей в обыденной жизни;
– моральное нормативное регулирование, которое осуществляется путемвыработки и реализации главным образом в сфере личностных отношений системынравственных принципов, обеспечиваемых силой общественного мнения;
– корпоративное нормативное регулирование, которое осуществляется путемсоздания и реализации внутриорганизационных норм различного рода общественныхобъединений, обеспечиваемых их авторитетом;
– правовое нормативное регулирование, которое осуществляется путемсоздания и реализации права
Отрасль права- совокупность юридических норм, объединенных по признаку регулирования имикачественно однородной и относительно обособленной сферы общественных отношений(имущественной, управленческой, финансовой, трудовой, семейной и др.).
Каждая отрасль права характеризуется:
1. Предметомправового регулирования, т.е. качественно однородной и относительнообособленной сферой регулируемых общественных отношений.
2. Методомправового регулирования — особый режим, создаваемый отраслью права дляучастников регулируемых ею отношений.
Институт права- структурно обособленная часть норм, входящих в отрасль права, регулирующаягруппу сходных по содержанию общественных отношений в рамках предмета отрасли.
Институт права более «мелкое» подразделение норм права по сравнению сотраслью права. Отрасль права состоит из норм, группирующихся в институты, т.е.включает в себя институты права.
Нормы права объединяются в институты права, институты права — в отрасли права.В свою очередь, упорядоченная взаимосвязь отраслей права образует системуправа.
Система права- внутренне согласованное соединение всех действующих в стране юридическихнорм, структурно разделенных на институты и отрасли права. Главным структурнымподразделением системы права являются отрасли права, которые находятся междусобой в определенных отношениях соподчинения или координации. Выделяются:
– базовые (профилирующие) отраслиматериального права — конституционное, гражданское, административное иуголовное право,
– производные (специальные) отраслиматериального права — трудовое право, семейное право, жилищное право,финансовое, земельное, экологическое право, уголовно-исполнительное право идругие,
– процессуальные отрасли права — административный процесс, гражданский процесс, уголовный процесс,
– также входят общепризнанные нормыотрасли международного права.
Внешними формами выражения всехэлементов системы права являются источники права.
Источникиправа — официальные письменные документы, изданные от имени государства, в которыхфиксируется содержание отдельных норм, институтов и отраслей права.
В правовых системах разных стран наиболее распространенными являются:
1. Правовой обычай — санкционированные и поставленные под защитугосударства уже сложившиеся в обществе обычные нормы.
2. Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, которомупридается характер общего правила (т. е. нормы) путем его обязательногоприменения при решении аналогичных дел.
3. Нормативный акт — особый документ (закон, указ, постановление, приказ),принятый специально уполномоченным правотворческим органом государства, которымустанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы.
4. Религиозные тексты — в мусульманских странах основными источникамиправа являются Коран, акты его толкования учеными знатоками ислама — иджмы, акты применения Корана по аналогии норм к сходнымслучаям — киясы.
Нормативные акты- официальные письменные документы, принятые специально уполномоченнымиправотворческими органами государства, в которых устанавливаются, изменяютсяили отменяются юридические нормы.
Признаки:
1. принимаются государственнымиорганами, которые наделены правотворческой компетенцией
2. содержат общеобязательные правилаповедения — юридические нормы, распространяющиеся на неопределенный круг лиц
3. имеют вид официальногописьменного документа особой формы
По уровню юридической силы различают дваглавных вида нормативных актов: законы и подзаконные нормативные акты.
Законы — нормативные акты, принимаемые высшими представительными органамигосударственной власти страны по строго определенной процедуре, имеющие высшуююридическую силу и содержащие первичные нормы для регулирования различных группобщественных отношений.
Признаки:
1. законы принимаются только высшимипредставительными органами государства (парламентами), образующимизаконодательную ветвь власти.
2. Конституцией страны, регламентамизаконодательных органов четко определяется порядок принятия законов.
3. Закон содержит исходныеюридические нормы, закрепляющие наиболее важные, основные элементы регулируемыхправом отношений.
4. Закон в системе нормативных актовобладает наибольшей (высшей) юридической силой.
Законы подразделяются:
– конституцию (основной закон),закрепляющий основы общественного и государственного устройства страны,
– конституционные законы,непосредственно дополняющие нормы конституции,
– остальные текущие (обыкновенные)законы.
В федеративном государстве законы такжеподразделяются на федеральные законы и законы субъектов федерации.
Подзаконные нормативные акты- официальные акты, принимаемые различными органами государства во исполнениезаконов и в соответствии с ними; содержащие общие правила, конкретизирующиепервичные нормы законов.
Подзаконные нормативные акты принимаются главой государства — президентом, атакже органами, входящими в исполнительную ветвь власти — правительством,министерствами и др.
Порядок действия нормативных актов- определенные в нормативных актах общие правила их вступления в силу,распространения на территорию и находящихся на ней лиц, прекращения действия.Если такой срок не указан, то российские законы начинают действовать поистечении 10 дней после их первой официальной публикации (в «Российскойгазете» или в специальном журнале — «Собрание законодательстваРоссийской федерации»), подзаконные нормативные акты — с момента ихопубликования или принятия.
Систематизация нормативных актов(законодательства) — деятельность официальныхгосударственных органов, а также юристов ученых и практиков по упорядочениюдействующих нормативных актов с целью их согласования, устранения противоречийи более эффективного использования. Существуют два основных способасистематизации нормативных актов:
1. Кодификация всегда носитофициальный характер и проводится органами государства, имеющими право напринятие нормативных актов того или иного уровня. При кодификации проводитсякачественная переработка содержания действующих нормативных актов и создаетсяпо существу новый акт более высокого уровня: Основ законодательства, кодекса,устава, положения.
2. Инкорпорация может носитьофициальный характер, т. е. проводиться уполномоченными государственными органами,но может быть и неофициальной и проводиться юристами учеными и практиками. Онасостоит в составлении из разрозненных нормативных актов тематических(отраслевых) или хронологических сборников (собраний актов). При инкорпорации,в отличие от кодификации, содержание действующих нормативных актов не меняется.
Механизм правового регулирования(механизм действия юридических норм) — процесс поэтапного осуществленияюридических норм, содержащихся в нормативных актах, в правомерном поведениисубъектов через систему специальных юридических средств.
Стадии:
– стадия общей регламентацииправового положения субъектов права, на которой индивидуальные и коллективныеучастники иных процессов наделяются специальными юридическими свойствами-правоспособностью и дееспособностью;
– стадия индивидуализацииюридических норм, на которой при возникновении юридических фактов субъектыправа вступают в правоотношения, приобретают взаимные субъективные права исубъективные юридические обязанности;
– стадия реализации правоотношений,на которой вступившие в правоотношения субъекты путем собственных действий илипосредством применения права осуществляют субъективные права и обязанности,реализуя их в правомерном поведении.
Субъектыправа — лица, субъекты общественной жизни, которые в соответствии с юридическиминормами и при наличии определенных обстоятельств могут иметь предусмотренныеими права и нести соответствующие обязанности.
Правовойстатус коллективных субъектов различается в зависимости от того, какой по формеявляется данная организация: государственной, муниципальной, общественной иличастной.
Правоспособность субъектов права — закрепленный в юридических нормахразличных отраслей права объем прав и обязанностей, который может иметь субъектданного вида
Дееспособность субъектов права — закрепленные юридическими нормамиразличных отраслей права необходимые для субъекта качества, при наличии которыхон может собственными действиями осуществлять правоспособность, реализоватьпринадлежащие ему права и обязанности.
Юридические факты — фактические жизненные обстоятельства, закрепленные вгипотезах юридических норм, с которыми отрасли права связывают наличиеконкретных правовых последствий и виде возникновения, изменения или прекращениявзаимных прав и обязанностей субъектов права.
Правоотношения — разнообразные общественные отношения (связи междулюдьми, в которые они вступают ради удовлетворения своих потребностей),урегулированные юридическими нормами.
Признаки:
1. правоотношения возникают вследствие предусмотренных нормами праваюридических фактов
2. содержание правоотношения в общей форме закреплено в норме права. Еедиспозиция содержит указание на права и обязанности, которыми могут обладатьсубъекты права
3. правоотношение — это юридически защищенное отношение. В случае неисполненияюридических обязанностей субъектами правоотношений, к ним могут быть примененымеры принуждения, предусмотренные санкциями юридических норм
Взависимости от количества субъектов различают простые правоотношения (гдекаждая сторона представлена одним субъектом) и сложные (где каждая сторонапредставлена несколькими субъектами).
Взависимости от определенности сторон различают относительные правоотношения(где точно определены обе стороны) и абсолютные (где точно определены однасторона правоотношения, а второй являются все взаимодействующие с нейсубъекты).
Субъективная обязанность — это вид и мера необходимого поведения другойстороны данного правоотношения.
В любом правоотношении субъективномуправу одной стороны соответствует субъективная обязанность другой стороныправоотношения
Объектыправоотношений — это многообразные предметы материального мира (вещи, деньги, услуги),продукты духовного творчества (произведения науки, искусства, образовательныепрограммы) и личные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, репутация),которые обеспечивают жизнедеятельность людей, вступающих в общественную связь,удовлетворяют их потребности.
Реализация права (правоотношении) — фактические действия, поступкисторон правоотношения по взаимному выполнению их субъективных прав иобязанностей.
Формыреализации:
1. простая (использование, исполнение и соблюдение субъектичныхправ и обязанностей сторонами)
2. сложная (применение права)
Применение права — особая форма реализации правоотношении, котораяосуществляется путем использования, исполнения и соблюдения субъективных прав иобязанностей сторонами правоотношения с помощью и под контролем специальноуполномоченного властного государственного органа.
Оно выражается в создании на основе правовых норм особых правовых актов,индивидуального характера — актов применения права.
Стадии применения права — последовательные, взаимосвязанные этапырассмотрения и разрешения компетентным государственным органом конкретного делапо установлению содержания и порядка реализации субъективных прав иобязанностей сторон правоотношения.
Основные стадии:
1. исследования фактических обстоятельств дела,
2. выбора юридической нормы,
3. принятия решения
Толкование права — деятельность субъектов применения права поустановлению точного содержания (смысла) юридической нормы в соответствии свыраженной в ней волей правотворческого органа. К основным из них относятся:
– грамматическое толкование нормы, нацеленное на установление точногосмысла отдельных терминов и предложений на основе правил грамматики;
– логическое толкование нормы, состоящее в установлении содержания иобъема зафиксированных в норме понятий, их соотношения между собой с помощьюправил формальной логики;
– систематическое толкование нормы, определяющее место данной нормы винституте и отрасли права, ее структурно-смысловые связи с другими нормамиданной отрасли и других отраслей права;
– историческое (целевое) толкование нормы, состоящее в уточнении смысланормы, исходя из конкретно-исторических условий принятия содержащего нормузаконодательного акта.
Толкованиеправа в зависимости от источника толкования подразделяется:
1. официальное толкование,выраженное в специальных актах, является обязательным при определении смыслаюридической нормы в процессе применения права.
2. Неофициальное толкование,например, в виде Комментария к Уголовному кодексу Российской Федерации неявляется обязательным при применении права.
Результат толкования права — вывод сделанный субъектом применения правао соотношении текста статьи и смысла нормы права. В зависимости от соотношениятекста нормы и ее точного смысла результат толкования может быть:
– Буквальным — смысл нормы и зафиксированный в нормативном акте текстполностью совпадают
– ограничительным — точный смысл юридической нормы требуетраспространения ее на более узкий круг общественных отношений, чем это прямовытекает из текста нормативного акта
– расширительным — точный смысл юридической нормы требует распространенияее на более широкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает изтекста нормативного акта
Аналогия закона и права — допускаемые законодательством способывосполнения пробелов в нормативных актах в процессе применения права.
Акты применения права — официальные письменные документы компетентныхгосударственных органов, где в необходимой процессуальной форме обобщаетсяпроцесс применения права и объявляется обязательное к исполнению решение порассматриваемому делу. В отличие от нормативных актов, акты применения права несодержат юридических норм и всегда носят производный и индивидуальный характер,т. е. издаются на основе действующих юридических норм (или в допускаемыхслучаях по аналогии закона и права) и распространяются только на конкретнуюжизненную ситуацию и конкретных лиц.
Правомерное поведение — деятельность субъектов общественной жизни,реализующих свои социальные интересы через субъективные права и обязанностями всоответствии с предписаниями юридических норм.
Правонарушение – виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным субъектом, которое противоречит предписаниямюридических норм и нарушает нормальную реализацию субъективных прав иобязанностей.
Состав правонарушения — совокупность объективных и субъективныхпризнаков, необходимых и достаточных для признания данного деянияправонарушением. В состав любого правонарушения входят четыре элемента:
1. Объект правонарушения это урегулированные нормами права отношения, накоторые посягает правонарушитель, которые прерываются правонарушением.
2. Объективная сторона состава правонарушения характеризует внешниепризнаки правонарушения как противоправного деяния. Она включает в себяпротивоправное деяние (действие или бездействие) лица, причиненный объекту вреди непосредственная причинно-следственная связь между деянием и наступившимивредными после