МИНИСТЕРСТВОСПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЗИЧЕСКОЙКУЛЬТУРЫ»
Кафедра теории иметодики физического воспитания и спорта
КУРСОВАЯ РАБОТА
Теория иметодика физического воспитания как наука и учебная дисциплина
Исполнитель: студент4 курса,
Прокопов Андрей Сергеевич
Минск 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теория и методика физическоговоспитания как учебная дисциплина
1.1 Исходные понятия теории иметодики физического воспитания
1.2 Структура учебной дисциплины«Теория и методика физического воспитания”
Глава 2. Теория и методика физическоговоспитания как наука
2.1 Источники и этапы развития теории иметодики физического воспитания
2.2 Методы исследования в теории и методикефизического воспитания
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Теория и методикафизического воспитания является одной из фундаментальных наук, которая имеетсвои чёткие границы изучения, также тесно связана с такими науками как анатомия,физиология, педагогика, биомеханика и др. Теория и методика физическоговоспитания — это научная и учебная дисциплина, представляющая собой системузнаний о роли и месте физического воспитания в жизни человека и общества,особенностях и общих закономерностях его функционирования и развития. Теория иметодика физического воспитания как наука продолжает развиваться в направлениифизического воспитания и охватывает всё новые и новые границы современныхтечений в физкультуре и спорте, как массовом так и профессиональном. Какучебная дисциплина теория и методика физического воспитания способствуетподготовке квалифицированных специалистов в области физической культуры испорта.
Актуальность темыкурсовой работы: данная курсовая работа раскрывает намосновные понятия, методы, принципы и задачи теории и методики физическоговоспитания как учебной дисциплины и показывает фундаментальность теории иметодики физического воспитания как науки, которая формировалась и развиваласьдостаточно длительно, прежде чем стать наукой.
Цель исследования: систематизациязнаний по теме теории и методики физического воспитания как науки и учебнойдисциплины.
Задачи исследования:
1. Раскрытьпериоды развития теории и методики физического воспитания как науки.
2. Датьопределение основным понятиям теории и методики физического воспитания.
3. Проанализироватьструктуру теории и методики физического воспитания как учебной дисциплины.
Методы исследования: анализи обобщение научно-методической литературы.
Структура и объёмработы: курсовая работа представлена на 29 страницахкомпьютерного текста и состоит из введения, 2-х глав, заключения и спискаиспользованных источников, состоящего из 17 источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ИМЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
1.1 Исходные понятиятеории и методики физического воспитания
Изучение любой учебнойдисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата.
Понятие -это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначноетолкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенныестороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).
В теории и методикефизического воспитания используются такие понятия, как „физическаякультура“, „физическое воспитание“, „физическоездоровье“, „физическое развитие“, „физическаяподготовленность“, „физическое состояние“, „физическиекачества“, „физическая рекреация“, „физическаяреабилитация“, „двигательная активность“, „норма“ идр.
Понятия выступают вкачестве категорий, в которых закрепляются достижения в различных областяхнауки и практики, их понимание, свободное владение и реализация в практическойдеятельности — основа успеха в работе специалиста в области физическойкультуры.
Относительноопределения категории „физическая культура“ существует несколькодесятков определений: „Социальная деятельность“ и ее результаты посозданию физической готовности людей к жизни; „Сознательноецеленаправленное формирование и поддержание физических, телесно-двигательныхкачеств, необходимых для здоровой полнокровной жизнедеятельностичеловека“; „Творческая деятельность по освоению и созданию ценностейв сфере физического совершенствования народа, а также ее социально значимыерезультаты“ и др.
Физическая культура— часть общей культуры, совокупность специальных духовных и материальныхценностей, способов их производства и использования в целях оздоровления людейи развития их физических способностей[4].
Физическая культурачеловека (индивидуума) рассматривается как процесс овладения знаниями, умениямии навыками воспитательной, учебной, оздоровительной, рекреационной деятельностидля последующего использования в процессе самосовершенствования, и какрезультат — уровень физического здоровья, который человек смог сохранить илиулучшить благодаря своему желанию, знаниям, здоровому образу жизни идвигательной активности [5].
Физическое воспитание. Это видвоспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям,воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями иформирование осознанной потребности в физкультурных занятиях[11].
Обучение движениям имеет своимсодержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональныхспособов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого вжизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая движениями, имеющимисмысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями,занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять своифизические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движенийсвоего тела.
По степени освоенности техникадвигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательногоумения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям»в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательныхумений и навыков». Воспитание физических качеств является не менее существеннойстороной физического воспитания.
Все физические качества являютсяврожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходиморазвивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретаетспециально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говоритьне «развитие», а «воспитание физических качеств».
В процессе физического воспитанияприобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знанийсоциологического, гигиенического, медико-биологического и методическогосодержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленными в силу этого более результативным.
Таким образом, физическое воспитаниепредставляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательныхзадач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной жеособенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системноеформирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физическихкачеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет егофизическую дееспособность.
Физическое образование— процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а такжепередачи специальных знаний в области физической культуры[4].
Физическое развитие. Это процессстановления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуумаморфофункциональных свойств его организма и основанных на них физическихкачеств и способностей[4].
Физическое развитие характеризуетсяизменениями трех групп показателей.
1. Показатели телосложения (длинатела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величинажироотложения и др.), которые характеризуют, прежде всего, биологические формы,или морфологию, человека.
Показатели (критерии) здоровья,отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических системорганизма человека. Решающее значение на здоровье человека оказываетфункционирование сердечнососудистой, дыхательной и центральной нервной систем,органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
Показатели развития физическихкачеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста(период становления и роста) большинство морфологических показателейувеличивается в размерах, и совершенствуются функции организма. Затем до 45-50лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. Вдальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенноослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса ит.п[15].
Характер физического развития какпроцесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многихпричин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическимразвитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и ониучитываются при построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мереопределяется законами наследственности, которыедолжны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот,препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, вчастности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей иуспехов человека в спорте.
Процесс физического развитияподчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться впроцесс физического развития человека с целью управления им можно только наоснове учета особенностей и возможностей человеческого организма в различныевозрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развитияего форм и функций, в период старения.
Процесс физического развитияподчиняется закону единства организма и среды и,следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. Кусловиям жизни, прежде всего, относятся социальные условия. Условия быта,труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют нафизическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функцийорганизма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическаясреда.
Большое значение для управленияфизическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологическийзакон упражняемости и законединства форм и функций организма в его деятельности. Этизаконы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитанияв каждом конкретном случае[10].
Выбирая физические упражнения иопределяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемое можно рассчитыватьна необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этомучитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбираяупражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимоотчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Физические качества— свойства, характеризующие отдельные качественные стороны двигательныхвозможностей человека; сила, быстрота, выносливость, гибкость и другие[4].
Физическое здоровье— динамическое состояние, характеризуемое резервом функций органов и систем иявляющееся основой выполнения индивидом своих биологических и социальныхфункций. Интегральным показателем резервов функций органов и систем являетсяэнергопотенциал биосистем (резерв энергообразования)[4].
Физическое состояние— согласно определению международного комитета по стандартизации тестов,характеризует личность человека, состояние здоровья, телосложение иконституцию, функциональные возможности организма, физическую работоспособностьи подготовленность[4].
Показателямифизического состояния являются: уровень максимального потребления кислорода,уровень максимальной физической работоспособности, параметры деятельностифункциональных систем организма, морфологического и психического статуса,физической подготовленности, состояния здоровья. У здоровых и практическиздоровых людей выделяются 4—5 уровней физического состояния (низкий уровень,ниже среднего, средний, выше среднего, высокий).
Физическая работоспособность—потенциальные возможности человека выполнять физическое усилие без снижениязаданного уровня функционирования организма, в первую очередь егосердечнососудистой и дыхательной систем. Обозначают физическуюработоспособность как РWСи определяют по показаниям мощности (Вт) и объема (Дж) работы[5].
Физическаяработоспособность — комплексное понятие. Оно определяетсязначительным числом факторов: морфофункциональным состоянием различных органови систем, психическим статусом, мотивацией и др. факторами. Поэтому заключениео ее величине возможно составить только на основе комплексной оценки.
Физическаяподготовленность — уровень достигнутого развитияфизические качеств, формирования двигательных навыков в результатеспециализированного процесса физического воспитания, направленного на решениеконкретных задач (физическая подготовленность учащихся, спортсменов, летчиков ит.п.)[5].
Физическая подготовка. Это процессвоспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин«физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физическоговоспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общуюфизическую подготовку и специальную[7].
Общая физическая подготовканаправлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательнойподготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка —специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (видпрофессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования кдвигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическаяподготовленность, отражающая достигнутую работоспособность всформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективностицелевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).
Физическая рекреация(восстановление) — комплекс мероприятий, направленный насовершенствование процессов восстановления работоспособности после физической иумственной работы.
Физическая рекреация —осуществление активного отдыха людей с использованием физических упражнений,получение удовольствия от этого процесса.
Физическая реабилитация(восстановление способности) — комплекс мероприятий, направленный навосстановление утраченной или ослабленной функции после заболевания или травмы.
В последние годы взарубежной и отечественной практике физического воспитания распространеннымявляется термин „фитнесс“, который пока еще не имеет строго научногообоснования (Левицкий, 2001).
Это понятиеиспользуется достаточно широко в различных случаях:
1) общий фитнесс(Total fitness,General fitness)как оптимальное качество жизни, включающее социальные, умственные, духовные ифизические компоненты. В этом случае общий фитнесс более всего ассоциируется снашими представлениями о здоровье и здоровом образе жизни. Так, в одной изфундаментальных книг по фитнессу — „Комплексное руководство по фитнессу ихорошему самочувствию“, вышедшей в издательстве „Reader’sDigest“ в 1988 г., всодержание понятия фитнесс входят: планирование жизненной карьеры, гигиенатела, физическая подготовленность, рациональное питание, профилактиказаболеваний, сексуальная активность, психоэмоциональная регуляция, в том числеи борьба со стрессами и другие факторы здорового образа жизни;
2) физический фитнесс(Physical fitness)как оптимальное состояние показателей здоровья, дающих возможность иметьвысокое качество жизни. Совершенствование физического фитнесса связано спозитивным здоровьем, в то время как снижение уровня компонентов физическогофитнесса увеличивает риск развития основных проблем здоровья. В общем планефизический фитнесс ассоциируется с уровнем физической подготовленности. В этомслучае приводятся следующие производные этого понятия:
•оздоровительныйфитнесс (Healthrelated fitness)направлен на достижение и поддержание физического благополучия и снижение рискаразвития заболевании (сердечнососудистой системы, обмена веществ и др.);
•спортивно-ориентированныйили двигательный фитнесс (Performancerelated fitness,skill fitness,motor fitness),направленный на развитие способностей к решению двигательных и спортивных задачна достаточно высоком уровне;
•атлетическийфитнесс (athleticfitness), направленный надостижение специальной физической подготовленности для успешного выступления насоревнованиях;
3) фитнесс как двигательнаяактивность, специально организованная в рамках фитнесс-программ: занятиябегом, аэробикой, танцами, аквааэробикой, занятия по коррекции массы тела идр.;
4) фитнесс какоптимальное физическое состояние, включающее достижение определенногоуровня результатов выполнения двигательных тестов и низкий уровень рискаразвития заболеваний. В этом плане фитнесс выступает в качестве критерияэффективности занятий двигательной активностью. К примерам использования этогоопределения фитнесса следует отнести систему EUROFIT(Европейская физическая готовность) и другие[7].
Двигательная активностьвключает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессежизнедеятельности. Различают привычную и специально организованную двигательнуюактивность.
К привычнойдвигательной активности, согласно определению Всемирной организацииздравоохранения, относят виды движений, направленные на удовлетворениеестественных потребностей человека (сон, личная гигиена, прием пиши, усилия,затраченные на приготовление пищи, приобретение продуктов), а также учебную ипроизводственную деятельность.
Специальноорганизованная мышечная деятельность (физкультурная активность) включаетразличные формы занятий физическими упражнениями, активные передвижения в школуи из школы (на работу).
Физическое совершенство. Этоисторически обусловленный идеал физического развития и физическойподготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Важнейшими конкретными показателямифизически совершенного человека современности являются:
-крепкое здоровье, обеспечивающеечеловеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в томчисле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;
-высокая общая физическаяработоспособность, позволяющая добиться значительной специальнойработоспособности;
-пропорционально развитоетелосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий идиспропорций;
-всесторонне и гармонически развитыефизические качества, исключающие однобокое развитие человека;
-владение рациональной техникойосновных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новыедвигательные действия;
-физкультурная образованность, т.е.владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом ифизическими способностями в жизни, труде, спорте.
На современном этапе развитияобщества основными критериями физического совершенства служат нормы итребования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивнойклассификации.
Спорт. Представляетсобой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, атакже межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие.
Характерной особенностью спортаявляется соревновательная деятельность, специфической формой которой являютсясоревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческиевозможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся,унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условийих выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.
Специальная подготовка ксоревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивнойтренировки.
Теория и методика физическоговоспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональнойподготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Она призвана черезсвое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических иметодических знаний о рациональных путях, методах и приемах.
Норма— это зона оптимального функционирования системы. Под оптимальнымфункционированием понимается работа системы с максимально возможнойслаженностью, надежностью, экономичностью. Оптимальный режим работы организма иявляется его нормальным режимом.
Нормой в спортивнойметрологии называется граничная величина результата теста, на основе которойпроизводится классификация спортсменов.
Существуют три виданорм: сопоставительные, индивидуальные и должные. Сопоставительные нормыустанавливаются после сравнения достижений людей, принадлежащих к однойсовокупности. Определение таких норм заключается в нахождении средних величин истандартных (среднеквадратических) отклонений определенной группы людей.
Индивидуальные нормыоснованы на сравнении показателей одного и того же лица в различных состояниях.
Должные нормыустанавливаются на основании требований, которые предъявляются человекуусловиями жизни, профессией, бытовыми условиями и т.д.
К разновидностямдолжных норм относят „минимальные“ (определяют границу нормы ипатологии в функционировании организма, в двигательной активности), нормы»идеальные” (характеризуют оптимальные уровни физического состоянияорганизма), «специальные» нормы (применяются при необходимостирешения специальных задач)[16].
1.2 Структура учебнойдисциплины «Теория и методика физического воспитания»
Система знаний вобласти теории и методики физического воспитания постоянно развивается,дополняется, дифференцируется и интегрирует. Рассматривая дифференциацию наукис выделением самостоятельных дисциплин теории спорта, лечебной физкультуры,физической реабилитации, можно говорить также об интеграции знаний из смежныхдисциплин того же порядка: физической реабилитации, валеологии, теории спорта идругих общенаучных дисциплин, которые функционально дополняют теорию и методикуфизического воспитания и, преломляясь в ней, стимулируют дальнейшее развитиесоответствующих смежных наук.
Содержание современнойтеории и методики физического воспитания как учебной дисциплины можнопредставить в виде трех разделов: «Общие основы», «Методикафизического воспитания в различные периоды жизни» и «Частные методикииспользования средств физического воспитания». Каждый разделдифференцирован на подразделы, которые в дальнейшем конкретизируются темами, атемы, в свою очередь, элементами знаний.
Логическаяпоследовательность разделов и подразделов основывается на преемственностизнаний, их органической взаимосвязи и создании фундамента для освоенияпоследующего.
Первый разделпредставляет общие положения теории и методики физического воспитания, которыераспространяются на широкую область применения (спорт, базовая физическаякультура, оздоровительная физическая культура для лиц различных возрастныхгрупп). Это определение предмета и содержание теории и методики физическоговоспитания, научные направления которой обусловливают использование общихзакономерностей развития организма в онтогенезе, адаптации организма человека кизменяющимся условиям окружающей среды, развитие оздоровительного эффекта привыполнении физических упражнений, формирование потребности человека в здоровьеи возможность се удовлетворения в процессе физического воспитания; различныеформы средств и методов физического воспитания для решения широкого круга задачс разными возрастными контингентами; общие закономерности обучения двигательнымдействиям, развитие физических качеств и построение, и управление процессомфизического воспитания; основные направления использования средств физическоговоспитания в рекреационных, профилактико-оздоровительных целях; основыпрофессиональной деятельности педагога в сфере физического воспитания.
Второй разделконкретизирует использование основных положений теории и методики в различныевозрастные периоды с учетом посещения образовательных учреждений, военной ипрофессиональной деятельности.
В третьем разделепредставлен материал, который способствует решению конкретных задач: коррекциимассы тела, фигуры, осанки, профилактики риска развития сердечнососудистыхзаболеваний, а также адаптирует методику физического воспитания к лицам сограниченной дееспособностью в связи с нарушением слуховых и зрительныханализаторов, опорно-двигательного аппарата, умственными нарушениями. Новымиподразделами являются нетрадиционные виды физической рекреации иоздоровительной физической культуры (боулинг, роуп-скиппинг и др.), а такжесовременные технологии использования уже известных видов, напримероздоровительной гимнастики — степ-аэробика, калонетика, фитбол и др[1].
Структура дисциплинытеории и методики физического воспитания может изменяться, дополняться, однакопринципиально важным является наличие полного объема органически связанныхмежду собой и систематизированных знаний, которые необходимы преподавателюфизического воспитания, тренеру, инструктору-методисту. Отсутствие какого-либоэлемента знаний может отрицательно сказаться на практической деятельностиспециалиста.
ГЛАВА 2. ТЕОРИЯ ИМЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ КАК НАУКА
2.1 Источники и этапыразвития теории и методики физического воспитания
Каждая вновь возникшаяобласть науки начинала свое развитие с накопления фактического материала,описания и классификации явлений, например химия — с открытия химическихэлементов и описания их свойств, биология — с изучения отдельных организмов иих видов, их классификации и систематизации. На более высоком уровне развитиязнаний, когда был накоплен достаточный материал, наука получила возможностьоткрывать законы и формулировать обобщающие теории.
Ярким примеромподобного пути, пройденного наукой в процессе ее развития, является теория иметодика физического воспитания (ТиМФВ).
Анализ историивозникновения ТиМФВ как науки позволяет выделить несколько этапов.
Первый этап —эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм, полученныечеловеком в результате повседневной деятельности. Накопление эмпирическихзнаний привело к осознанию «эффекта упражняемости» и к познаниюспособов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновенияфизических упражнений и вместе с тем всей системы физического воспитания.
Второй этап —создание первых методик по физическому воспитанию — охватывает периодырабовладельческих государств Древней Греции и средние века. Создание техметодик происходило на основании опыта, накопленного педагогами, врачами,философами, «эффекта упражняемости», но без учета физиологическоговоздействия физических упражнений на организм человека.
Примером этому могутслужить системы воспитания молодежи в древнегреческих городах Спарте и Афинах,древней Персии, Египте. Первоначально развивались частные методики —оптимальные способы обучения конкретным действиям; владению орудиями труда,охоты, войны, выполнению отдельных упражнений — плаванию, фехтованию, метаниюкопья, борьбы и т.п. Появились первые пособия по гимнастике, верховой езде,фехтованию и т.п. По мере накопления опыта и осознания значения воспитания длядуховного и физического формирования человека возникла наука педагогика,которая на первых порах своего развития занималась вопросами умственного ифизического (телесного) воспитания. Развитие знаний и выяснение специфики процессафизического воспитания определило существенное отличие его целей, принципов,средств, методов от умственного воспитания, что послужило выделению его всамостоятельную область знаний — науку о собственно физическом (телесном)воспитании.
Развитие частых методикобнаружило, что в основе их осуществления лежат общие фундаментальныезакономерности. Так, методика обучения гимнастике, легкоатлетическим и другимупражнениям имеет в своей основе общие закономерности формирования двигательныхнавыков, развития двигательных качеств и общие закономерности управления этимипроцессами. Таким образом, осуществилась интеграция научных знаний в единуютеорию и методику физического воспитания, что можно обозначить как третийэтап развития, который охватывает период от эпохи Возрождения до конца XIXст.
Теория и методикафизического воспитания могла появиться только тогда, когда человечеством былнакоплен достаточный опыт в этой области. Первоначальные сведения уже появилисьв Древней Греции и в других государствах, когда врачи, педагоги, философыделали обобщающие выводы о средствах и методах физического воспитания[2].
В XVI—XVII ст. ихстремление познать природу человека, его социальную роль в обществе, проблемывоспитания личности приводят к осознанию важности физического воспитания.Создаются различные системы взглядов (теории), касающиеся педагогических исоциологических аспектов физического воспитания.
Теория Яна АмосаКоменского (1592—1670) базировалась на убеждении, что занятия физическимиупражнениями должны проводиться на основе трудовых умений ребенка испособствовать подготовке его к жизни, обеспечивая его физическое инравственное воспитание.
Взгляды Джона Локка(1632—1704), изложенные в книге «Мысли о воспитании детей» (1693),сводились к воспитанию здорового джентльмена, способного достичь личногоблагополучия.
Система физическоговоспитания Жана Жака Руссо (1712—1778) отличалась уже дифференцированнымвоспитанием мальчиков и девочек. Он считал, что мальчиков с малых лет следуетзакалять, купать в холодной воде, приучать к физическим упражнениям дляразвития силы и воспитания воли. Физическое воспитание девочек должноограничиться развитием легкости, изящества, грации движений.
Генрих Песталоцци(1746—1827) стремился посредством гармонического развития физических,умственных и нравственных способностей улучшить положение трудящихся, особеннокрестьян.
Немецкие ученые К.Маркс и Ф. Энгельс обращают внимание на физическое воспитание как частьвсестороннего гармоничного воспитания личности и определяют его место в коммунистическомвоспитании. Это на долгие годы, вплоть до 90-х годов XX ст. определилометодологические изыскания множества ученых в разных странах.
Четвертый этап— создание теории и методики физического воспитания как самостоятельной научнойи учебной дисциплины в России охватывает период с конца XIX ст. до 1917 г.
Большой вклад вразвитие ТФВ внесли ученые П.Ф. Лесгафт (1837-1909), Г. Демени (1850-1917) идр. В трудах П.Ф. Лесгафта теория физического воспитания базировалась напроцессе обучения физическим упражнениям, что позволило разработать«Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». Онстремился обосновать систему физического воспитания согласно физиологическимзакономерностям и возрастным особенностям занимающихся, что послужилооснованием для формирования педагогических принципов последовательности,постепенности. Гармоничности физического развития. Г. Демени, разрабатываясистему обучения движениям, обращал внимание на последовательность перехода отпростых упражнений к сложным, от более легких к более трудным, от известных кнеизвестным. Им была предложена классификация физических упражнений покоординационной структуре и т.п. Естественно, что эти теории, как впедагогическом, так и в социологическом аспекте отражали экономические,политические, культурные условия жизни общества и определенные философские инаучные концепции.
Пятый этапинтенсивного развития науки о физическом воспитании начался после 1917 г. вРоссии, в направлении биологического обоснования двигательной активности,педагогических принципов их использования и социальной обусловленностифизического воспитания как составной части воспитания строителей коммунизма.
Работы физиологов И.М.Сеченова (физиология нервной системы, дыхания, утомления, природа произвольныхдвижений и психических явлений), И.П. Павлова (физиология высшей нервнойдеятельности, жизнедеятельности целостного организма во взаимосвязи с внешнейсредой), Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского (процессы возбуждения и торможениянервной и мышечной ткани), Н.А. Бернштейна (физиология построения движений),Г.В. Фольборта, Д.В. Дилла (развитие процессов утомления и восстановления) идругих ученых легли в основу обоснования педагогических закономерностейфизического воспитания, обоснования теории обучения двигательным действиям,развития двигательных качеств уже не только для гармоничного их развития, но идля спортивного совершенствования. В 50—60-е годы XX ст. особенно интенсивностали развиваться специализированные разделы биологических дисциплин, обосновывающиесистему подготовки спортсменов (спортивная физиология, биомеханика, биохимия идр.). Возникла объективная необходимость интеграции знаний, относящихся кподготовке спортсменов, накопленных в различных областях науки. В результатедифференциации знаний в теории и методике физического воспитания выделиласьнаука о спорте. Катализатором ее ускоренного развития, особенно в последниедесятилетия, оказался спорт высших достижений, стремительно прогрессирующий врусле олимпийского и профессионального международного спортивного движения. Онстал своего рода естественной лабораторией, сосредоточившей крупныеисследовательские ресурсы на поиске новых путей выявления и максимальногоразвития способностей человека. Теория спорта оформилась в настоящее время во многихстранах мира как профилирующий предмет профессиональной подготовки специалистовпо спорту.
Одновременно шлоформирование и обобщающей дисциплины, осуществлялась попытка интеграции научныхзнаний в «Теорию физической культуры»[3].
Первым учебным пособиемпо «Теории физической культуры» было руководство, изданное Г.А.Дюпероном в 1926 г. В трактовку физической культуры автор включает не тольковыполнение физических упражнений в специально отведенное время, но и всеобласти жизни, которые могут отразиться на состоянии тела и входят в кругфизической культуры: сон, питание, одежда, способы работы, гигиена,закаливание, массаж и др.
Задачами физическойкультуры Г.А. Дюперон считал: «излечение больного организма; укрепление ипредохранение развивающегося и слабого организма; поддержание в здоровье исовершенствование нормального организма».
Первая задачафизической культуры является областью врача и «врачебной гимнастики».
Вторая задачаконкретизируется такими положениями:
а) охрана и усилениеестественного хода развития человека в детском и юношеском возрастах;
б) охрана и усилениеестественного хода жизни человека в зрелом возрасте;
в) исправлениенекоторых недостатков» организма, прирожденных или приобретенных.
Третья задачаконкретизируется:
а) развитием мышечнойсилы;
б) совершенствованиемнервной системы и органов чувств; воспитанием психических качеств — мужества,отваги, чувства красоты и т. д.;
в) приобретениемжизненно полезных и профессиональных навыков.
Еще в 1925 г.теоретиками физической культуры во главу угла физически культурного индивидапоставлено его физическое, психическое и социальное здоровье. Через 50 летВсемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояниеполного физического, душевного и социального благополучия, а не толькоотсутствие физических дефектов».
Неполнота исходныхфактических материалов и некоторые другие причины помешали тогда сформироватьтеорию физической культуры как целостную научную дисциплину. Развитие получилатолько ее часть, теория и методика физического воспитания, которая по схемеГ.А. Дюперона имела такую структуру:
а) как устроен человеки как живет и работает его организм;
б) точная цельприменения всякого упражнения;
в) сущность каждогоупражнения и его действие на организм;
г) как надлежит практическиприменять каждое физическое упражнение;
д) в каких условиях егонадлежит применять.
Следующий этапинтеграции знаний в общую теорию физической культуры относится к 1970-м годам XXст. Формирование обобщающей теории физической культуры происходит в условияхактивной разработки теории культуры в целом рядом ученых — таких, как В.М.Выдрин, Б.В. Евстафьев, Ю.М. Николаев, Н.А. Пономарев, Н.И. Пономарев, В.И.Столяров и др. Существенное влияние на формирование теории физической культурыоказывает развитие социологии, антропологии, социальной психологии, общейтеории воспитания и других наук. Ведущим теоретиком и интегратором научныхзнаний в области физической культуры является профессор Л.П. Матвеев.
По своему основномусодержанию общая теория физической культуры относится к общественнымгуманитарным наукам, поскольку ее интересует человек и социальные факторы егонаправленного развития и воспитания. Вместе с тем в ней широко представленоестественнонаучное содержание, так как она ориентирована на познаниеособенностей физической культуры как специфического фактора совершенствованияестественных (природных) качеств и способностей человека, оптимизации егофизического состояния и физического развития[6].
По определениюЛ.П.Матвеева, теория физической культуры (ее общие основы) есть интегративнаясистема научных знаний о сущности физической культуры, взятой в целом, об общихзакономерностях ее функционирования, направленного использования и дальнейшегоразвития, прежде всего в системе факторов воспитания, социального формированияличности и оптимального развития жизненных сил человека”.
Влияние социальных,политических и идеологических условий 70—80-х годов XXст. привело к развитию и трактованию теории физической культуры как одного издейственных способов воспитания «строителя коммунизма» — гармоничноразвитой и социально активной личности, готовой к труду и обороне обществакоммунистического типа. На первом месте рассматривались задачи тоталитарногогосударства: человек должен подготовить себя для труда на благо государства и кзащите государства и ради этого поддерживать свою готовность как можно дольше.Отсюда и название нормативных комплексов «Готов к труду и обороне».Первоначальная идея теории физической культуры Дюперона как культуры тела издоровья человека растворилась в идеологизации и политизации науки.Пренебрежение приоритетами интересов личности при всей доступности средств иформ физической культуры не привело ко всеобщему здоровью нации. Нельзянасильно сделать человека здоровым и счастливым.
Состояние здоровьячеловека формируется его наследственностью и условиями жизни. Поскольку дети нетолько наследуют болезни родителей, но и приобретают еще свои, то на протяжениижизни двух—трех поколений при неблагоприятных социально-экономических условияхгосударства и жизненных условиях населения происходит снижение уровняфизического и психического здоровья общества в целом[14].
Прогрессивные ученые вобласти медицины начинают обращать внимание на здоровье человека не со стороныналичия или отсутствия у него болезни, а меры здоровья, жизненных сил,позволяющих ему обеспечивать свою жизнедеятельность и противостоятьнеблагоприятным условиям окружающей среды и возникновению заболеваний. Основнымсредством повышения адаптационных возможностей организма выступает двигательнаяактивность человека, которая позволяет повысить энергопотенциал биосистемы доуровня, выше которого у индивидов практически не регистрируются ни эндогенныефакторы риска, ни хронические соматические заболевания (Апанасенко, 1992).
Вопросами здоровогообраза жизни, здоровья и двигательной активности начинают заниматься медики,что обусловило появление новой науки — валеологии (valeo— здравствовать, быть здоровым) фактически.
По мере того каквозрастали потребности в физическом воспитании определенных возрастных групплюдей, поднималось его общественное значение, выделился ряд социально важныхкомпонентов и форм использования физической культуры. Это — повседневно бытовыеформы самостоятельного приобщения людей к физической культуре, производственнаяфизическая культура, рекреационная, реабилитационная и другие формы физическойкультуры, все больше заполняющие бюджет свободного времени, режим отдыха икультурной деятельности населения.
Шестой этапразвития ТМФВ можно отнести к 90-м годам XXст.Приоритеты личностных потребностей в области государственной политики далиновый виток в развитии физического воспитания. На протяжении столетий средствафизического воспитания в основном носили прикладной характер (трудовой,военный), что обусловило выделение классических видов спорта: легкой атлетики,гимнастики, плавания, фехтования, стрельбы, борьбы и т.п.
Необходимостьпроведения активного развлекательного досуга привела к развитию игровых видов,привлекающих людей постоянно меняющейся ситуацией, игровой интригой — игры смячом: волейбол, баскетбол, футбол, теннис и др. До 1990-х годов этитрадиционные виды широко внедрялись в физическом воспитании всех возрастныхгрупп населения в обязательные и добровольные формы занятий.
В начале 1990-х годовна базе традиционных видов спорта начали интенсивно развиваться новые видыдвигательной активности. Спрос населения на рекреационные развлечения иоздоровление с использованием двигательной активности развивает предложение.Открытие физкультурно-оздоровительных групп на коммерческой основе вызываетестественную конкуренцию и желание предложить что-то новое, отличное от того,что уже есть. Занятия физическими упражнениями в определенных слоях обществапереходят из разряда скучных и обязательных в разряд модных, элитарных. Такимобразом, интенсивно развивается методика использования традиционных видовгимнастики, акробатики, плавания, тяжелой атлетики врекреационно-оздоровительных целях, что приводит к привлечению из-за рубежановых технологий в виде современных тренажерных устройств, новых видовдвигательной активности — аэробики, шейпинга, степ-аэробики, слайд-аэробики идр. На основе интеграции различных видов упражнений возникают новые их виды:сочетание аэробики и плавания — аквааэробика, велосипеда и гимнастики —велокинетика, акробатики и упражнений со скакалкой — роуп-скиппинг и т.п.
Интенсивное развитиеметодики физического воспитания опережает теорию, которая должна подвестинаучную базу, выявить общие и специфические закономерности влияния новых видовдвигательной активности на организм человека, определить возможность ихприменения в различные возрастные периоды, способы дозирования нагрузок, нормы.Данное состояние науки теории и методики физического воспитания характеризуетсяинтенсивным путем развития[17].
Теория и методикафизического воспитания тесно связана с рядом научных дисциплин. Любая наука неможет полноценно развиваться, ограничившись результатами только собственногопредмета исследования. Теория и методика физического воспитания решает специальныепедагогические проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Онатесно связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Философиядает для нее методологическую основу познания, опираясь на которую ученыеполучают возможность объективно оценивать действие социальных законов в областиобщей физической культуры, проникать в сущность проблемы, обобщать,анализировать и открывать новые закономерности ее функционирования иперспективы развития в обществе.
Связь с биологическими наукамипродиктована необходимостью изучения реакций организма занимающихся навоздействие средств физического воспитания, что определяет развитие адаптации.Только учитывая анатомические, физиологические и биохимические закономерности,протекающие в организме человека, можно эффективно управлять процессомфизического воспитания.
Особенно тесныеконтакты теории и методики физического воспитания со всемиспортивно-педагогическими дисциплинами. Частные дисциплины опираются на общиеположения, разрабатываемые теорией и методикой физического воспитания, аполучаемые ими конкретные данные являются материалом для новых обобщений. Впроцессе своего развития из общей теории исключились частные закономерности,которые становились предметом специальных наук — науки о гимнастике, легкойатлетике, плавании и др. Однако наиболее общие закономерности, которыедействуют не только в этих видах упражнений, а касаются любых видовдвигательной активности человека, не стали и не могут стать предметомкакой-либо частной дисциплины. Разработка этих общих закономерностей исоставляет основу современной теории и методики физического воспитания.
2.2 Методы исследованияв теории и методике физического воспитания
Широкое развитиемассовых форм физической культуры требует привлечения все большего количестваспециалистов в этой области. В своей работе преподаватели, тренеры, учителяшкол уже не ограничиваются только теми знаниями, которые они получают в учебномзаведении. Их работа — это творчество, поиск новых путей решения насущных проблем,изыскание новых средств и методов повышения эффективности процесса физическоговоспитания.
Исследование, какправило, начинается с поиска и обнаружения проблемной ситуации — объективносуществующего противоречия между потребностями (запросами) общества илиличности и существующими в данное конкретное время способами их удовлетворения.
Проблемная ситуацияможет быть использована как затруднение, возникающее из-за необходимостиобъяснить или предсказать то или иное явление при остром дефиците информации,или возможность достичь цели при помощи известных, традиционных средств иметодов. Другими словами, проблемная ситуация — это противоречие междупотребностями и способами их удовлетворения (например,
современное состояниефизического воспитания в школе), противоречие между знанием о потребностяхлюдей и незнанием путей, средств, методов, способов их удовлетворения.
Проблема (буквально —задача) — это сложная познавательная задача, решение которой представляетсущественный теоретический или практический интерес, ситуация, требующаярешения. Она представляет собой необходимость поиска новой информации, наиболееполно и объективно отражающей конкретное явление и способы егосовершенствования.
Проблемахарактеризуется недостаточностью имеющейся информации для решения конкретныхзадач[13].
В процессепредварительного осмысления и анализа проблемы определяется тема исследования,которая отражает конкретную его направленность (например, формированиемотивации к занятиям различными видами двигательной активности). Она должнаотвечать требованиям актуальности, новизны, иметь теоретическое и практическоезначение. Работа над темой, в конечном счете, ведет к углублению научныхзнаний. В этом заключается теоретическое значение исследования. Актуальностьозначает важность, необходимость решения проблемы для настоящего времени;новизна — это отсутствие в настоящее время в литературе полностью аналогичныхработ, оригинальность обобщений, выводов исследования.
В процессе разработкитемы необходимо определить объект и предмет исследования и выработать рабочуюгипотезу. Под объектом исследования понимается то, на что направленапознавательная деятельность ученого. Это могут быть люди (группы людей),явления, события, процессы. Например, новые технологии использования средств физическоговоспитания, двигательная активность школьников, физическое состояние и т.п.Другими словами — это все то, что явно или неявно содержит противоречие,порождает проблемную ситуацию и создает проблему.
Предмет исследования— это отношения объекта, одно из его свойств, сторона, которые подлежатнепосредственному изучению. Например, оздоровительный эффект при занятияхплаванием; специфика развития выносливости у детей младшего школьного возраста.
Объект и предмет — сквозные категории. Они могут меняться местами в зависимости от уровня подходовк ним и их рассмотрения.
Рабочая гипотеза(обоснованное предположение) — это «знание о незнании». Научноепредположение о возможных причинных связях явлений, которые пока еще недоказаны и их следует доказать, опираясь на добытую в процессе исследованияобъективную информацию, аргументы и факты. Гипотеза — «научно обоснованныевысказывания вероятностного характера относительно сущности, взаимосвязей ипричин явлений объективной реальности» (Курамшин, 1999), другими словами —это научно обоснованная догадка. Переход от проблемы к гипотезе — это переходот вопросов к объяснению и последующей рекомендации к практике. К основнымвидам рабочих (исследовательских) гипотез можно отнести следующие:описательная, в основе которой лежит предположительное описание причин, которыеявляются основой какого-либо явления, процесса (объекта исследования);объяснительная, которая предполагает объяснение причин и следствий,характеризующая объект исследования, его связи, отношения.[12]
Одним из важнейшихэтапов начала исследования является анализ литературы. Прежде чем исследоватьто или иное явление, процесс, деятельность, необходимо узнать, что же об этомуже известно, кто и в каких аспектах проблему исследовал и какие выводы сделал.Для этого необходимо изучить литературу. При этом исследователь исходит из тойпредварительной информации, которую он имеет на основе знаний, полученных изучебников, учебно-методической литературы и собственного практического опыта.Как правило, почти по любому вопросу, который интересует исследователя,существует большое количество литературных источников. В поиске и отборенеобходимых в первую очередь источников помогают каталоги в библиотеках,книжные летописи и летописи журнальных статей, реферативные журналы ибюллетени, книжные и журнальные обозрения, в которых даются обширные сведения онаучной литературе по различным проблемам.
В процессе изучениялитературы необходимо ее сгруппировать по степени важности и по направлениям.Например, при исследовании физической культуры как вида культуры личности иобщества, необходимо познакомиться с работами по теории культуры, выявитьгруппы авторов, придерживающихся одной и той же концепции, следует уяснить и тообщее, что объединяет эти группы. После выявления существующих в настоящеевремя основных концепций теории культуры следует ознакомиться с современнымиконцепциями теории физической культуры как вида культуры. И здесь такженеобходимо определить группы авторов-единомышленников и группы авторов, укоторых подходы к определению данного феномена не совпадают. Наконец,необходимо выяснить, обнаружить «белое пятно», т.е. проблемнуюситуацию и приступить к ее решению. Итогом всей этой работы будет та частьисследования, которая носит одно из таких названий: «Историографияпроблемы», «Литературный обзор», «Состояние проблемы политературным источникам и на практике». В этой части своего исследованияавтор демонстрирует знание литературы по проблеме, умение сгруппироватьисточники по совпадающим концепциям их авторов (или по другим признакам),способность обнаружить проблему и готовность ее решить.
В процессе работы надисточниками целесообразно вести картотеку. Каждый источник аккуратно, грамотно,в соответствии с требованиями библиографии заносится в каталожную карточку стем, чтобы при составлении списка литературы можно было просто переписать этикарточки по алфавиту. Целесообразно также на каждой карточке писать краткуюаннотацию источника и свое собственное отношение к нему или свою оценку,характер его использования (выписки, цитирование, обзор и т.п.). Еслиисследование предстоит длительное (например, работа над диссертацией иликнигой), тогда можно составлять две собственные картотеки — одну алфавитную,другую предметную. Это облегчит поиск материала и работу с ним.
Если исследователь ужеимеет план (структуру) своей работы, то целесообразно приготовить папки почислу глав или разделов работы. Внутри каждой папки можно сделатьдополнительные деления папки по числу параграфов в каждой главе. По меренакопления материал (выписки, заготовки, мнения и т.п.) складывается всоответствующие папки. Это позволяет сократить время на его систематизацию иобработку.
Анализ— это расчленение предмета исследования на части, свойства, признаки.Исследователь, как правило, ставит перед собой задачу проникнуть в сущностьпроцесса или явления. Для этого он мысленно (или практически) расчленяетпредмет на составные части, выделяет свойства, признаки, связи, отношения.
Синтез(соединение) — обобщение, интеграция полученной информации, предпосылки, первыйэтап обобщения и выводов. Обобщение — прием мыслительной деятельности, которыйпозволяет устанавливать общие качества, стороны, свойства предметов. Обобщениеполученной в процессе изучения литературы по проблеме дает возможность уточнитьцель и задачи исследования.
Цель — предполагаемый конечный результат, осознанный образ предстоящего результата.В ней должна найти отражение проблема, объект и предмет исследования, рабочаягипотеза. Цель распадается па конкретные задачи, организованнаяпоследовательность которых составляет программу исследований[8].
Дли решения задачнеобходимо определить методы (пути, способы) исследования. Они должныбыть полностью адекватными задачам. Это означает, что они дают возможностьполучить объективную информацию именно сданном предмете. Иначе может получитьсятак, что методы, пригодные для изучения одних объектов исследования, могутдавать ложную информацию при изучении других объектов. Например, методыопределения биологического возраста детей дошкольного возраста невозможноиспользовать для детей подросткового, т.к. признаки, характеризующиеформирование функций организма в возрастном аспекте различны.
Внаучно-исследовательской работе в сфере физического воспитания используетсябольшое количество различных методов и методик (групп методов). Среди них можновыделить такие: общенаучные, собственно педагогические, психологические,биологические, социологические. Все они тесно связаны между собой, порой междуними нет четкой грани, но своя специфика. Наиболее общим методом, которыйиспользуется как в теоретических, так и в экспериментальных работах, является теоретическийанализ и обобщение. Он касается литературных данных, документов,материалов, эмпирических данных и другой информации. К собственно педагогическимможно отнести педагогическое наблюдение (включенное и невключенное), педагогическийэксперимент, составной частью которого являются контрольные испытания (тесты).В процессе исследования используются также методы непосредственного сбора ирегистрации информации и методы ее обработки. Методом сбора ретроспективной(прошлой) информации является изучение источников — литературных,статистических, программно-методических, инструктивных, и обобщение этихматериалов. Может также использоватьсяопрос в различных его формах(анкеты, беседы, интервью). Текущая информация может собираться методомнаблюдения, который представляет собой анализ и оценку предмета исследованиябез вмешательства в его функционирование наблюдателя.
Педагогическоецеленаправленное наблюдение предполагает четкую постановку его цели и задач,определение конкретного объекта, использование способов регистрации наблюдаемыхпроцессов и явлений, планомерность, а также позволяет видеть процесс (явление)«сиюминутно» и в динамике, фиксировать его фазы, этапынепосредственно «с натуры»; что дает возможность получить довольнообъективную информацию об объекте наблюдения. Этот метод целесообразноиспользовать в комплексе с другими, поскольку он не обеспечивает всестороннейхарактеристики объекта. Объектами наблюдения могут быть содержаниеучебно-тренировочного процесса, методы обучения, тренировки, соотношение объемаи интенсивности нагрузки в процессе занятий, техника выполнения упражнений,тактические действия и другие процессы и явления. Наблюдение может бытьоткрытым. Когда объект знает, что за ним наблюдают, и скрытым, когданаблюдаемые не подозревают, что они находятся в зоне внимания исследователя.Материалы наблюдения должны быть зафиксированы в записи (протоколы наблюдений,фото-, кино- и звукозаписи)[9].
Научное наблюдение — это способ получения информации без вмешательства исследователя в природуизучаемого процесса или явления и условия его существования.
Одним из основныхметодов научного исследования является эксперимент — научно поставленныйопыт. Это наблюдение исследуемого процесса, явления в точно организованных иучитываемых условиях, позволяющих следить за процессом и воссоздавать егокаждый раз в аналогичных условиях. Он отличается от педагогического наблюденияактивным вмешательством исследователя в процесс или явление, В экспериментах, вкоторых исследуются учебно-воспитательный или тренировочный процессы, какправило, создаются экспериментальные и контрольные группы. Для первыхобеспечиваются специальные, созданные исследователем условия, вторые занимаютсяв обычных, общепринятых, традиционных условиях. Разница в результатах,полученных в конце эксперимента, свидетельствует о степени решения проблемы.Эксперимент может быть естественным, когда в ходе его допускаютсянезначительные отступления от традиционных, общепринятых условий и способовдеятельности (например, тренировочный); модельным, в котором эти условияи способы резко меняются, исходя из интересов исследователя, и лабораторным,проводимом в специально созданных условиях[8].
Эксперимент — этоспособ получения научной информации с активным вмешательством исследователя впроцесс или явление.
Оценка полученногоэмпирического и теоретического материала может быть проведена по качественным(т.е. не имеющим определенных единиц измерения) и количественным показателям впроцессе контрольных испытаний (тестов). В последнем случае используютсяметоды, основанные на идеях квалиметрии — части метрологии, которая изучает иразрабатывает количественные методы оценки качественных показателей. Степеньсовпадения результатов тестирования при повторном его проведении на одних и техже объектах и в одинаковых условиях называется надежностью теста.
Возможность полностьювоспроизвести результаты теста при его повторении через какое-то время и в одинаковыхусловиях называется стабильностью (или воспроизводимостью) теста.Степень точности, с которой измеряется объект (или сторона, свойства, качествоего) будет характеризовать информативность теста.
В процессе контрольныхиспытаний имеется возможность соотнести предварительные предположения, гипотезыс реальным положением вещей или получить совершенно новую, непредвиденнуюинформацию. В частности, в зависимости от цели и задач эксперимента можноопределить достоинства или недостатки методов, содержания обучения, форморганизации занятий, проверить критерии прогнозирования и отбора детей длязанятий данным видом спорта. Тесты позволяют определить объективные результатыэксперимента. Результаты тестирования могут быть получены в процессе заведомостандартных тестов, таких, как Гарвардский степ-тест и его варианты.
Результатыэкспериментальных работ могут проверяться антропометрическими замерами роста,окружности и экскурсии грудной клетки, регистрацией частоты сердечныхсокращений (ЧСС), максимального потребления кислорода (МПК), динамометрией,замерами свободы движений в суставах посредством гониометра и другимиметодиками. С учетом своих целей, задач, рабочей гипотезы исследователь можетразрабатывать специальные контрольные упражнения и их комплексы[10].
Незаменимым методомполучения информации в теоретических исследованиях является опрос,который проводится в виде анкетирования, интервью и бесед. Он позволяет судитьоб опыте человека, мотивах его деятельности и поведения, ценностныхориентационных, отношении к физическим упражнениям, эффективности ихиспользования и о многих других проблемах. Для анкетирования необходиморазработать содержание анкеты, в которую включить весь комплекс вопросов,позволяющий получить исчерпывающую информацию по интересующей исследователяпроблеме. Во вводной ее части содержится обращение к респондентам, названиеучреждения» от имени которого ведет работу исследователь, задачи исследования иего назначение, указание об анонимности анкеты и рекомендации к ее заполнению.В основной части даются вопросы или группы вопросов, ответы на которые позволятисследователю получить объективное представление по исследуемой проблеме. Вдемографической части анкеты содержатся вопросы, касающиеся паспортныххарактеристик респондента (пол, возраст, специальность, спортивнаяквалификация, педагогический стаж и т.п.).
Интервью— заранее спланированная по информативному направлению беседа, предполагающаяпрямой контакт исследователя с респондентами — опрашиваемыми. Оно можетпроводиться по жесткому плану, в определенной последовательности и границахинформации.
Беседа —вопросно-ответная форма общения исследователя с респондентом или их группой,которая хотя и проводится по плану, но допускает различные вариации по еенаправлениям и времени проведения. Материал опроса протоколируетсяисследователем.
Обработка результатов — очень ответственный этап исследования. Оценка может производиться как вкачественном (на основе теоретических, логических выводов и обобщений), так иколичественном аспектах. Количественная обработка материалов осуществляетсяметодами математической статистики, — науки, изучающей количественныепоказатели тех или иных явлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория и методикафизического воспитания — это научная и учебная дисциплина, представляющая собойсистему знаний о роли и месте физического воспитания в жизни человека иобщества, особенностях и общих закономерностях его функционирования и развития.
Объектом изучения этойдисциплины являются физические возможности и способности человека, которые изменяютсяпри целенаправленном воздействии средствами физического воспитания.
Предметом исследованиявыступают общие закономерности управления процессом физического воспитаниячеловека. В теории и методике физического воспитания можно выделить тринаправления: социологическое, педагогическое и биологическое. Социологическоенаправление включает вопросы о причинах возникновения физического воспитания,его роли и месте как социальной подсистемы в жизни человека и общества внастоящее время, соотношении физического воспитания с другими социальнымиявлениями (обучение, воспитание, трудовая деятельность), перспективах развитияв связи с изменяющимися материальными, духовными и социальными условиями жизничеловека и общества, оптимальными формами специальной организации населения всоответствии с целями физического воспитания.
В педагогическомнаправлении теории и методики физического воспитания изучаются общиезакономерности управления процессом физического воспитания и его разновидностей(профессионально-прикладная физическая культура, рекреация, реабилитация).
В биологическомнаправлении изучается влияние двигательной активности на процессжизнедеятельности организма человека; нормы двигательной активности длядостижения оптимального функционирования органов и систем; адаптацию организмак двигательной активности различной по объему и интенсивности; условия, вкоторых двигательная активность оказывает положительное воздействие на организмчеловека, повышает его жизнеспособность и уровень здоровья (факторы здорового образажизни).
Основными задачамитеории и методики физического воспитания как научной дисциплины являетсяобобщение практического опыта, осмысливание сущности физического воспитания,закономерностей развития и функционирования, формирования целей, задач, принципов,оптимальных способов управления процессом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. АшмаринБ.А. Теория и методика физического воспитания: Пособие для учителя.- М.:Академия, 2001
2. ХолодовЖ.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- М.: Академия, 2003.
3. Матвеев,Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высшихспециальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура испорт, 1991. – 543 с.
4. Матвеев,Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высшихспециальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. – 4-е изд., стер. –М.: Лань, 2004. – 160 с.
5. Теорияи методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П.Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – М.: Физкультура испорт; 1976. – Т.1. – 304 с.
6. Теорияи методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П.Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура испорт, 1976. – Т.2. – 256 с.
7. ГужаловскийА.А. Основы теории и методики физической культуры.
8. АртемьевВ.П., Шутов В.В. Теория и методика физического воспитания. Двигательныекачества: Учеб. пособ. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. — 284 с.: ил.
9. МаксименкоА.М. Теория и методика физической культуры: учебник.- М.: Физическая культура,2005. — 544с.
10. СелуяновВ.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно-методической деятельности вфизической культуре: Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры. — М.: Спорт Академ-Пресс, 2001. — 184с.
11. ХарабугиГ.Д. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, дополн. Учебник длятехникумов физической культуры. М., «Физкультура и спорт», 1974.
12. ШиянБ.М., Ашмарин Б.А., Минаев Б.Н.Теория и методика физического воспитания: Учеб.Пособие для студентов пед. ин-тов и пед. уч-щ по спец. «Нач. воен. подготовка ифиз. воспитание» и «Физ. культура»; Под ред. Б.М. Шияна. — М.: Просвещение,1988.-224 с.: ил.
13. ЖелезнякЮ.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуреи спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:Издательский центр «Академия», 2001. — 264 с.
14. Теорияфизической культуры: учеб. / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. –М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
15. ДеминскийА.Ц. Основы теории и методики физического воспитания: Донецк, АО Донеччина,1986 – 366 с.
16. ШпакВ.Т., Синютич А.А. Теория и методика физического воспитания краткий курс лекцийдля специальности 1-030201 «Физическая культура со специализациями» 2 изд.,доп. И перераб. – Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова» 2007 – 168 с.
17. Теорияфизического воспитания: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Г.И. Кукушкин[и др.]; под ред. Г.И. Кукушкина. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 458 с.