–PAGE_BREAK–Глава 2.Современное законодательство в области свободы совести и религиозных организаций 2.1 Законодательство капиталистических стран и стран СНГ в области свободы совести и религиозных организаций
Анализ взаимоотношений государства и религии в мире свидетельствует, что существуют две модели-страны, в которых имеется государственная религия, и страны, в которых религия отделена от государства.
Институт государственной религии означает, что определенная религия юридически признается составной частью официальной организации государства. Это проявляется в том, что государство финансирует церковь, исповедующую официальную религию; утверждает акты, регулирующие внутреннюю жизнь религиозных организаций; участвует в назначении священников; признает за религиозными организациями право осуществлять некоторые государственные функции (например, регистрацию брака, рождения, смерти).
Модель, при которой религия отделена от государства, означает, что последнее не оказывает финансовой и иной поддержки какой-либо религиозной конфессии, занимает по отношению к ней нейтральную позицию, а религию рассматривает как частное право граждан. При этом религиозные объединения не вмешиваются в дела друг друга. [18, с. 58-59]
Конституции всех стран провозглашают свободу мысли и совести. Человек сам решает, каких духовных ценностей ему придерживаться. Обязательная идеология предписана только в тоталитарных странах (марксизм-ленинизм-маоцзэдунизм в Китае, мобутизм (от имени президента Мобуту) в бывшем Заире и т.д.).
Гражданин, если его религиозные убеждения противоречат несению военной службы, имеет право на замену её альтернативной гражданской службой (на тяжелых или непрестижных работах и с более длительным сроком). Верующие вправе совершать религиозные культы, которые не должны нарушать общественный порядок, мораль, использоваться в политических целях, хотя в некоторых странах, например в Польше, церковь активно участвует в политике. Церковные объединения могут обучать детей в рамках обязательной программы или факультативно, но изуверские (тоталитарные) акты, наносящие вред здоровью и калечащие людей психически, законом запрещены. Для подтверждения вышесказанного приведу выдержки из Конституций некоторых капиталистических стран:
Конституция Японии:
Статья 20. Свобода религии гарантируется для всех. Ни одна из религиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий и не может пользоваться политической властью.[Конституция. с. 420]
Конституция Германии от 2 августа 1919 г.:
Статья 137. (1) Государственной церкви не существует.
(2) Гарантируется свобода объединения в религиозные общества.
Статья 141. Поскольку в армии, в госпиталях, в карательных заведениях и прочих публичных учреждениях существует потребность в богослужении и попечении о душе, религиозные общества должны допускаться к совершению религиозных действий, причем всякое принуждение должно быть устранено. [15, с. 159-160]
Конституция Королевства Испании:
Статья 16. 1. Гарантируется свобода идеологии, вероисповедания и отправления культа, осуществляемых индивидами и их сообществами без каких-либо ограничений, кроме тех, которые необходимы для поддержания общественного порядка, охраняемого законом.
3. Никакое верование не может иметь характера государственной религии. религиозные верования испанского общества и поддерживать [15, с. 230)
Хартия Европейского союза об основных правах:
Статья 10. Свобода мысли, совести и вероисповедании. 1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Это право включает свободу выбора вероисповедания или убеждений, а также свободу открыто исповедовать свою религию или выражать свои убеждения индивидуального или коллективно, публично или в частном порядке, посредством богослужения, обучения, совершения религиозных обрядов и ритуалов.2. Право на отказ от военной службы по религиозным мотивам признается в соответствии национальными законами, которые регулируют его осуществление.
Статья 22. Культурно, религиозное и лингвистическое разнообразие. Европейский союз уважает культурное, религиозное и лингвистическое разнообразие. [15, с. 354, 356)
Конституция Итальянской Республики:
Статья 7. Государство и Католическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере.
Статья 8. Все религиозные исповедания в равной мере свободны перед законом.
На основании статьи 7 Италия признает Латеранские соглашения 1929 г., заключенные между Италией и Ватиканом и положившие конец так называемому римскому вопросу, возникшему в 1870 г. в связи с объединением Италии и ликвидацией Папской области. Папа Пий IXотказался признать объединение Италии и добивался восстановления папского государства и своей светской власти.
Латеранские соглашения включают договор, предусматривающий образование государства-города Ватикан, и Конкордат, установивший права и привилегии Католической церкви в Италии. После многолетних переговоров в феврале 1984 г. между Италией и Ватиканом был заключен новый Конкордат, по которому, в частности, католическая религия более не является единственной религией Итальянского государства; все священники, по их просьбе, будут освобождаться от военной службы; Католическая церковь получила право свободно создавать учебные заведения. [15, с. 180-183)
Свобода совести компактно и исчерпывающе урегулирована в Конституции Азербайджанской Республики:
I.Каждый обладает свободой совести. II.Каждый обладает правом свободно определять свое отношение к религии, самостоятельно или совместно с другими исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакую религию, выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением к религии. III.Выполнение религиозных обрядов свободно, если не нарушает общественный порядок и не противоречит общественной нравственности. IV.Вероисповедание и религиозные убеждения не оправдывают правонарушения (ст. 48).
В Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28). При этом не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч. 2 ст. 29).
По мнению профессора В.Г. Вишнякова, слишком широкие формулировки Конституции РФ сделали возможным процветание в стране большого количества антиобщественных сект. Пример с распространением в России чужеродных сект показывает, что подлинная демократия требует четкого механизма сдержек и противовесов, эффективного правоприменительного аппарата. [8]
В капиталистическом мире невозможно назвать страну, где бы полностью осуществлялась свобода совести. В США, например, официально церковь отделена от государства. Этот принцип провозглашен в 1791 г. Однако до сих пор там сохраняется тесный союз религии с государством. Сессии обеих палат конгресса США открываются молебном. Имеются штатные священники, так называемые капелланы, в армии и на флоте. В ряде штатов Америки (Теннеси, Миссисипи, Техасе и др.) сохраняется обязательная религиозная присяга перед вступлением на должность в государственных учреждениях. Отказ от нее лишает вступающего на должность права занять эту должность. Приступая после избрания к исполнению своих обязанностей, даже президент США приносит присягу на Библии.
С 1956 г. национальным девизом в США по решению конгресса стали слова: «Мы надеемся на Бога», что своеобразно зафиксировано на монетах: «В Бога наша вера». В ряде штатов этой страны показания свидетелей-атеистов не признаются судом, а в 16 штатах — за атеистические выступления человек штрафуется до тысячи долларов или заключается в тюрьму до 3-х лет.
В Конституциях 22 стран капиталистического мира записано, что главой их государства может быть только последователь господствующей церкви (Англия, Греция, Дания, Италия, Норвегия, Швеция и др.). Отсюда на почве религиозного неравенства нередко возникают серьёзные социальные конфликты. [12, с. 179-184]
Практика Европейского суда по правам человека, касающаяся свободы вероисповедания, представляет несомненный интерес.
Она позволяет составить более полное представление о содержании термина «свобода совести и свобода вероисповедания», помогает разобраться, для чего законом вводятся ограничения этой свободы.
Дело Мануссакиса и других против Греции. Это дело является одним из характерных, рассмотренных в Европейском суде. Конституция Греции провозглашает религию восточно-православной Церкви Христовой господствующей в этой стране религией. Хотя п. 2 ст. 13 Конституции Греции предусматривает свободу любой известной религии и возможность беспрепятственно отправлять культовые обряды.
Мануссакис и другие граждане, являющиеся членами религиозной общины «Свидетели Иеговы», арендовали здание для осуществления религиозной деятельности. Поскольку они не получили разрешения национальных властей на открытие молитвенного дома, то были привлечены к уголовной ответственности с наложением на них штрафа.
Основной акцент в жалобе заявителей был сделан, в частности, на то, что ограничения, налагаемые греческим правительством на общину «Свидетели Иеговы», фактически препятствовали реализации права на свободу религии. С точки зрения законодательства и административной практики, их религия, как утверждали заявители, не пользуется в Греции защитой, которая гарантируется ей во всех других государствах – участниках Совета Европы. Заявители также утверждали, что государство вынудило их совершить правонарушение и отвечать за последствия исключительно по причине их религиозных убеждений.
В итоге Европейский суд признал нарушение Грецией положений ст. 9 Конвенции (право на свободу религии) и обязал государство выплатить заявителям в течение 3 месяцев 4 030 100 драхм.
Дело Галины Петкевич против России. По этому делу Европейским судом было установлено, что она, работая судьей районного суда г. Ноябрьска Ямало -Ненецкого автономного округа, являлась членом церкви «Живая Вера», входящей в состав организации пятидесятников России. Во время судебных слушаний Петкевич публично молилась, пыталась приобщить граждан, участвующих в процессе, к деятельности церкви. В результате она была отстранена от должности судьи квалификационной коллегией судей.
Рассматривая жалобу Петкевич о нарушении ее права на свободу религии и свободное выражение своего мнения, Европейский суд отметил, что заявительница осуществляла деятельность, не совместимую со статусом судьи. Факты ее принадлежности к указанной церкви и наличие религиозных взглядов не послужили основанием для лишения Петкевич полномочий судьи. В части особой процедуры освобождения Петкевич от должности судьи Европейский суд также отметил, что служба в армии, правоохранительных органах и в других организациях, ответственных за защиту государственных интересов, не рассматриваются как «гражданские отношения» и к ним не может быть применен п. 1 ст. 6 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство).
Таким образом, для указанной категории граждан Европейский суд признает возможность применения особого порядка освобождения от занимаемой должности.
Европейский суд также отмечает, что свобода вероисповедания предполагает возможность воздействия только убеждением, а не предложением определенных выгод или оказания недопустимого давления с целью привлечения в церковь новых членов. [18, с. 58-59]
продолжение
–PAGE_BREAK–