Содержание Введение 3 I Характеристика раздела Теория индивидуального подхода в воспитании детей 1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям 2. Возрастные и индивидуальные особенности детей 13 Глава II Осуществление индивидуального подхода и его особенности 1.
Учет индивидуальных особенностей 2. Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье 27 Глава III Специфика организации индивидуального подхода 1.В процессе трудового воспитания 2. В процессе игровой деятельности. 33 Глава IV Практическая часть индивидуального подхода 1. Анализ результатов практического исследования 2. Рекомендации для исследования индивидуального подхода. Заключение 37Литература 38 Приложения 39 Введение
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества. Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка
преломляется через его индивидуальные особенности, через внутренние условия , без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия выявление творческих потенций личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, выполнить себя. В этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.
Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об индивидуальной работе как важной форме воспитания . Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного является проявлением и утверждением общественной жизни . Научные исследования конкретно подтвердили это положение. Я возможно только потому, что есть мы . Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере. Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков.
При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной
работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни. Целью воспитания является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую
систему воспитания и обучения. В недавнем прошлом программы воспитания и обучения в детском саду были направлены на воспитание и обучение ребенка со средним развитием, т.е. не учитывались индивидуальные особенности детей. Дети поражают нас своеобразием поведения, интересов, способностей, склонностей, нет совершенно одинаковых детей. Задачи воспитания остаются неизменными для всех. Как же быть в таком случае? С помощью индивидуального подхода мы найдем ключ к каждому ребенку. Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям – знание и понимание детей любовь к детям Основательный теоретический баланс Способность педагога размышлять и умение анализировать. Педагог не должен забывать, что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен.
Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога. Объект Целенаправленный процесс воспитания детей разного возраста. Предмет Методы и приемы индивидуального подхода к детям в процессе воспитания в условии дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи. Цель исследования Теоретически обосновать и практически подтвердить влияние индивидуального воздействия на воспитание
и развитие ребенка. Задачи 1. Теоретически обосновать значение и роль индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного и школьного возраста. 2. Раскрыть роль педагога в осуществлении индивидуального подхода. 3. Доказать необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального подхода в детском саду и семье. 4. Выявить индивидуально-психологические особенности ребенка.
5. Предложить методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом темперамента. Глава I Характеристика раздела Теория индивидуального подхода в воспитании детей 1. Теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе
Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений. Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы. Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н.Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать
его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные. Критически используя наследие дореволюционной педагогики Н.К.Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое
условие его всестороннего воспитания. Советское воспитание писала она направлено на то, чтобы в каждом ребенке развивать все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность 8.с.5 . Воспитание личности, указывала Н.К.Крупская развивала принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться
его индивидуальность, способности Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание 8.с.6 . Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н.К.Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков, лепки, построек из строительного материала. Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего, говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. Есть целый ряд способностей писала она которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения 8.с.6 . При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном,
а главным образом, в дошкольном возрасте. В работах Н.К.Крупская раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление
понять его сложный духовный мир. А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации, и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее коррективы в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые запутанные узлы
. Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу. Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства,
исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания. Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям. Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом,
с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера 11.с.19 . Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К.Крупская и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального
подхода к детям. Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков. Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех 8.с.9 .
При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств. Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как
гражданин чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом. Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения. Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера. Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности. Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка как в детском саду
и школе, так и в семье. Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного поведения уделяли большое внимание советские психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.
Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность. В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.
Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов. Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива. Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка. Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.
В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде Человек как предмет воспитания писал Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях 8.с.13 . 2. Возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские
и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж .Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась
ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно
нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания. Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и
нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека. Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка – все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания. Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании. Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе. В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам
на свежем воздухе, занятиям физкультурой. Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий. Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет – прорезываются все молочные зубы и происходит первое округление , т.е. увеличение массы
тела опереживает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности. Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.
В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности. В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка. Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями.
Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность. Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности. Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра – лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства , смелость, решительность, уверенность в себе. К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того,
чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность. Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий в жизни связь биологического и социального существенно отличается друг от друга.
Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе воспитания и обучения. В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни . Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношении с другими людьми. Ведущей деятельностью становиться учение, изменяется уклад жизни, появляются новые
обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий голоного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45 , суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50 , зрительные на 80
А.Н.Леонтьев . Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Внимание младших школьников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности. Мышление у детей начальной школы от эмоционально- образного к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов .
Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но прежде всего в приобретение умения устно и письменно излагать свои мысли. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности и общения, включения в целую систему коллективов. Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованной, носильный для них производительный труд, значение которого формирования и социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Средний школьный возраст от 11-12 до 15 лет – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени V-IX классы и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма.
Наблюдается усиленный рост тела в длину. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц. Развитие внутренних органов неравномерно, рост кровеносных сосудов отстает от роста сердца, что приводит к нарушению ритма его деятельности и учащению сердцебиения. Легочный аппарат подростка развивается недостаточно быстро.
Дыхание подростка учащенное. Неравномерность физического развития детей среднего школьного возраста оказывает влияние на их поведение. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма . Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает роль сознания. Улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями.
Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организовано, чем восприятие младшего школьника. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста – это специфическая избирательность. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Развитие мышления происходит в неразрывной связи с изменением речи подростка. В ней заметна тенденция к правильным определениям, логическим обоснованиям, доказательным рассуждением. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность. Педагогам нужно нравственно осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь
поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давление, ритмичнее работают железы внутренней секреции. В старшем школьном возрасте заканчивается первый период полового созревания.
Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повышенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма. Юношеский возраст – это период выработки мировоззрения. Убеждений, жизненного самоопределения и самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего. У старшеклассников ярко выражено избирательное отношение к предметам.
Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание – произвольностью и устойчивостью, память – логическим характером. Мышление старшеклассников отмечается более высокий уровень обобщения и абстрагирования. Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Этому способствует не только синзетивный период нравственной зрелости, но и новая обстановка изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но заставляет практически решать многие непростые вопросы. У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы поведения. Важное значение имеет статус личности в коллективе, характер общения и отношений между членами коллектива.
Жизненные планы, ценностные ориентации старших школьников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном – каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счастливую семью. Таким образом, развитие и формирование человека проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями и закономерностями. Педагог успешно выполняет задачи воспитания, образования, обучения,
если его деятельность основана на глубоком понимании возрастных этапов развития человека на видении его внутреннего мира. Критериями возрастного развития являются анатомические, физиологические, психологические, педагогические и физические показатели состояния организма. Педагогический критерий возрастного развития характеризуют возможности воспитания и образования, обучения в разные периоды жизни ребенка. Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени
и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения. Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным. И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов 1. Силу возбуждения и неуравновешенность 2. Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов 3. Их подвижность. На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа высшей нервной деятельности 1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца.
Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность. Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы. 2. Сильный уравновешенный процесс возбуждения уравновешивается
процессом торможения , подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх. 3.
Сильный ,уравновешенный, инертный, соответствует флегматическому темпераменту . Дети – флегматики спокойны , терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот. Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка. 4. Слабый, характеризующийся слабостью как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, соответствует меланхолическому темпераменту .
Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше
положительных эмоций. Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один чистый тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом . При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии.
Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников. Глава II Осуществление индивидуального подхода и его особенности 1. Учет индивидуальных особенностей. При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных
предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует
на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств. Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.
Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств. Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания. 2. Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой.
Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности. Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер родителей полностью
передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание. В исследовании Т.А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного
воспитания 1. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. Проводником семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства привязанность, доверие, нежность детей к родителям. 2. Воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день. 3. Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого . Выражение дети – это зеркало семьи точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.
Подражая близким, любимым людям, следуя их урокам жизненной философии , ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.
Причины разные одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога. Да, работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но не обходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании
положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона детский сад или семья , и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении значительно выше, чем возможности детского сада . Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др. Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо прежде всего для детей. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада В.К.Котырко, С.А.Ладыви наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.
Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Формы работы могут быть самые разные это посещения семьи и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конффенции. Но приоритет остается за индивидуальной формой. Таким образом, можно сделать следующие выводы 1. Работу как со всем коллективом родителей, так и индивидуально
с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье. 2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления. 3. Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты только в том случае, если между
родителями и воспитателями достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа проводится по плану и систематично. 4. Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях хорошее, и плохое анализировать их поступки. 5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания детей. 6. Изучение особенностей семейного воспитания, так же как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах деятельности. Глава III Специфика организации индивидуального подхода. 1 В процессе трудового воспитания. Совершенствование процесса трудового воспитания, начиная с дошкольной
ступени – одна из важнейших задач. В Программе воспитания в детском саду подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определенно содержание трудового воспитания ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества. В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение,
потому что пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям. Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью.
И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае – с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают , теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу. Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании. Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества. Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.
Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда. Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт к семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома.
Индивидуальные проявления в трудовой деятельности – очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его общественное лицо – готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко
организованный процесс. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. 2. В процессе игровой деятельности Игра составляет главное содержание жизни ребенка дошкольного возраста, является основной его деятельностью. Однако в практике школ в результате введения обучения, можно довольно часто наблюдать значительное отклонение от этой истины. Наши педагоги и психологи много думали над проблемами игры ребенка в дошкольном возрасте. Они познакомились со всеми существующими теориями детских игр, от
Платона и Аристотеля до самых современных. Эти различные теории, например теория неиспользованной энергии , теория активного отдыха , и т.д имели у нас своих сторонников и противников. Дадим краткий обзор точек зрения нескольких авторов на эту проблему. Ян Амос Каменский рассматривал игру как естественную потребность ребенка двигаться, играть, ибо каждому здоровому ребенку просто необходимо двигаться. Он считал, что детям нужно помогать в игре и следить
за ними. Он настаивал на руководстве детскими играми, так как они имеют большое воспитательное значение. На мой взгляд для него игра представляла собой наиболее удобный вид занятий для детей, потому что в дошкольный период ребенок еще не может работать. Игра, которая является естественным занятием ребенка, удовлетворяет его стремления двигаться, действовать чем больше ребенок делает, бегает, работает, тем лучше он потом спит, тем лучше усваивает пищу, тем лучше растет, тем лучше здоровье и свежесть тела
и мысли приобретает, но только всегда беречь его надо, чтобы увечий не было . Он отдает предпочтение подвижным играм перед спокойными, так как подвижные игры равномерно включают в действие все мышцы, все тело, а не отдельные его части. Еще один автор такой как Ян Чаяк приучал своих учеников к тому, чтобы они сами изготавливали игрушки из дерева из свинца. Он собирал их, изучал, делал коллекцию, которую хотел подарить Словацкому музею для учебных целей. Чаяк следил за интересами своих учеников, за их ловкостью и наблюдательной способностью, особенного за самостоятельным наблюдением и способностью комбинировать. Способным ученикам он уделял особое внимание. Существуют многие авторы, у которых свой подход к игре, но все они требуют, чтобы детские игры направлялись и организовывались взрослыми. Это руководство должно быть тактичным, чтобы, с одной стороны, оно способствовало развитию таких черт
характера, свойств, как упорство, настойчивость, активность, изобретательность, а с другой – готовило детей к их будущей деятельности. Психологи делят все игры на четыре группы, в зависимости от того, какой психологический процесс занимает в данной игре данное место 1 функциональные игры в них находят применение разные функции развивающихся органов, движений тела и конечностей, головы и т.д. Такие игры заключаются в том, что ребенок лежит, хватает предметы, ударяет ими и т.д.
Эти игры характерны для годовалых детей, затем они постепенно прекращаются. 2 рецептивные игры основным в этом виде является восприятие внешних импульсов. Здесь в максимальной мере действуют органы чувств зрение, слух, осязание и т.д. Рассматривание картинок, книг, различение звуков – вот основное содержание этих игр. Наиболее подходящий возраст для них пять лет. 3 ролевые игры в этих играх берут на себя определенную
роль и вживаются в изображаемую ситуацию. Они требуют от детей более самостоятельных и зрелых действий, поэтому их можно проводить тогда, когда речь и мышление ребенка достаточно развиты, примерно с двух лет. 4 конструктивные игры в основе заложено стремление создать что-либо, причем основное внимание уделяется результату. Содержание конструктивных игр – строительство, вырезание и т.д. Эти игры являются основой трудовых навыков и начинают привлекать детей примерно в два года. Игры используются как одно из средств нравственного воспитания. Можно сказать, что игра является школой особого типа, в которой дети активно и творчески, на основе подражания усваивают разработанные обществом нормы поведения. Но речь идет не только о подражании. Игры, направленные взрослыми, учат детей правильно оценивать общественные явления, воспитывать определенное отношение к этим явлениям и положительные черты характера.
Игры дают возможность ребенку активно включаться в дела взрослых. Детям особенно нужна игра для физического развития, для укрепления здоровья ходьба, бег, прыжки и т.д Итак, все виды игр, если ими руководят педагоги, важны для развития личности ребенка. Они являются как бы школой, в которой дети учатся жизни. Они приучают детей к физической и умственной деятельности, необходимой в их дальнейшей трудовой жизни,
способствует правильному физическому развитию. В игре формируются коллективные отношения, воспитывается правильное отношение к труду, формируются положительные черты характера. В игре развиваются познавательные процессы воображение, память, внимание, мышление и речь дети начинают понимать зависимость явлений и вещей. И, наконец, игра вызывает сильные эмоциональные и эстетические переживания, поэтому является одним из средств эстетического воспитания.
Глава IV Практическая часть индивидуального подхода 1 Анализ результатов практического исследования Цель эксперимента 1. Выявить индивидуально – психологические особенности ребенка. 2. Предложить методические рекомендации по формированию волевых проявлений с учетом темперамента. Методы исследования наблюдение, беседа с воспитателями, изучение документации педагога календарные и перспективные планы . Практическая часть была выполнена на базе детского сада Золотая рыбка г. Стерлитамака, во второй младшей группе. Состав группы 16 человек, 7 мальчиков и 9 девочек. Воспитатель группы Анисимова Ольга Ивановна – стаж работы 12 лет, образование среднее. Исследование проводилось с подгруппой детей. 1. Алина
Г. 4г. 2. Иван К. 3,5 3. Екатерина П. 4г. 4. Аким С. 3г. В целом дети развиты как в психическом, так и физическом плане хорошо развиты зрительное, слуховое, осязательное восприятие, у детей большой запас слов, развито мышление, движения скоординированы на занятиях и в повседневной жизни дети активны, не скованы, чувствуют себя уверенно. Дети очень любознательны задают много вопросов. Очень любят наблюдать за природными явлениями общительны,
дружелюбны. В целом группа дисциплинированна, внимательна и доброжелательна по отношению друг к другу и к окружающим. В констатирующем эксперименте была проведена диагностическая методика Афонькиной Ю.А Урунтаевой Г.А. см. приложение 1-2 . Диагностика проводилась в две серии 1. Исследование типов темперамента дошкольников. 2. Изучение волевых проявлений. В результате исследования удалось выяснить, что у
Алины Г. преобладают сангвистические черты темперамента, т.к. для нее характерно быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи, общительность, эмоциональность и т.д. Екатерина П. и Иван К флегматики. Они отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо. Любую деятельность малыши выполняют медленно. Они предпочитают играть одни в спокойные игры.
Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. У Акима С. преобладают меланхолические черты темперамента, для которого характерны высокая чувствительность, глубина и устойчивость эмоции. Движение и мимика вялые. Нервная система быстро истощается, наступает переутомление, работоспособность снижается. Речь малыша очень тихая, невыразительная. Таким образом, можно сделать выводы о том, что индивидуальное своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Уже младенцы отличаются по уровню активности, преобладанию положительных и отрицательных эмоций. Индивидуальность составляет, прежде всего, темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуально – типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.
Изучив волевые проявления детей можно сделать следующие выводы, что дети только начинают осваивать целеполагание – умение ставить цель деятельности. Поставленную взрослым цель, все дети способны удерживать ее и достигать какого-либо результата. Дети самостоятельно ставять цель и руководствоваться ею в деятельности могут только Алина Г Катя П Иван К Аким С. самостоятельно цель ставит плохо, а если поставит, то не может руководствоваться ею в деятельности, т.к. под влиянием какого-либо яркого эмоционального побуждения
Аким С. забывает о поставленной цели. Свои эмоции и непосредственные желания могут сдерживать только Катя П Иван К, т.к. для этих детей характерны уравновешенность, сдержанность. Алина Г. и Аким С. свои эмоции и непосредственные желания не всегда сдерживают, т.к. для этих детей характерны быстрота и живость движений, высокая чувствительность эмоций. Говоря о сформированности волевых качеств можно сказать, что дисциплинированность и настойчивость сформированы
Алина Г Катя П Иван К Дети подчиняются общественным правилам поведения и деятельности, все требования предъявляемые взрослым дети выполняют сразу и охотно. Для них характерна высокая работоспособность, стараются доводить начатое дело до конца, препятствия возникающее в деятельности стараются преодолеть любым способом. Такое волевое качество как организованность сформировано у всех детей. Дети рационально могут организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять. Таким образом, к высокому уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Катю П Ивана К т.к. уровень сформированности волевых проявлений этих детей соответствует поставленным критериям см. приложение 2 К среднему уровню сформированности волевых проявлений можно отнести Алину Г. и Акима С. С низким уровнем сформированности волевых проявлений детей нет, т.к. систематически
проводится индивидуальная работа с детьми с целью повышения уровня сформированности волевых проявлений. Изучив документацию перспективные и календарные планы, можно сделать вывод, что индивидуальная работа в данной группе проводится регулярно, причем в плане указывается с кем именно проводится и с какой целью. В наблюдениях за воспитателем во время его работы выяснилось, что индивидуальная работа проводится со всеми детьми. Исходя из проделанной работы можно сделать вывод, что работа по осуществлению индивидуального
подхода к детям в процессе воспитания и обучения проводится систематически. Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Учитываются все особенности ребенка и темперамент, и склонности, и способности, и умственные, и физические особенности. Таким образом можно сказать, что индивидуальная работа реализуется во всем объеме учебно-воспитательной работы. На основе проделанной работы, исходя их полученных результатов рекомендуем провести
следующую работу Рекомендации для воспитателя 1. Провести исследование по диагностике Урунтаевой Г.А Афонькиной Ю.А. с целью изучения индивидуально-психологических особенностей ребенка 17.с.235 2. Организовать консультации по темам Знать ребенка, чтобы воспитывать , Правильно ли воспитываем малыша У каждого ребенка свой темперамент , Развитие волевого поведения у дошкольников . 3. В организации занятий следует учитывать склонности детей. 4. Рекомендую развивающие игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности ребенка 5. Предлагаю и рекомендую книги для прочтения 1. Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф.Виноградовой. М. Просвещение , 1989г. 2. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. М 1972г. 3.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры .
М 1990г. Рекомендации для родителей 1. Необходимо уделять больше внимание самообразованию. 2. Выполнять все требования предъявляемые педагогом. 3. Предлагаю книги для прочтения – Богуславская З.М Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста . М 1991 г Диалоги о воспитании Книга для родителей
Под ред. В.Н.Столетова М 1982г Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям . М 1983г. Заключение Итак, индивидуальный подход к воспитанию детей подразумевает под собой не только эстетическое образование, под которым надо понимать не только преподавание какого-то упрощенного детского искусства, но и систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможности наслаждаться красотой и создавать ее. Трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было
бы безуспешным, ибо радость жизни, любование и творчество есть конечная цель и труда, и науки – А.В. Луначарский. Умственное воспитание необходимо человеку не только для того, чтобы он применял знания в труде, но и для полноты духовной жизни – для того, чтобы уметь оценить богатство культуры и искусства. Самое основное в дошкольном деле – это воспитание умения дружно жить, играть, работать. Наш важнейший педагогический инструмент – умение глубоко уважать человеческую личность в своем воспитаннике. Мы этим инструментом призваны творить очень нежную, тонкую вещь желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера. Это желание не возникает само по себе, его можно только воспитать, как сказал В.А. Сухомлинский. Формирование детей происходит в процессе воспитания, которое неотделимо от его практического участия в созидательном труде, в общественной жизни, в решении задач . Литература 1. История дошкольной педагогики в России под редакцией
М.Ф. Шабаевой – М. Просвещение, 1976 год. С. 432 2. Воспитание и развитие детей раннего возраста под редакцией Г.М. Ляминой – М. Просвещение, 1990 год. С. 223 3. М.В. Бениаминова Воспитание детей М. Просвещение, 1985 год. С. 270 4. И.В. Савин. Методика преподавания педагогики
М. Просвещение, 1990 год. С. 206 5. Л.А. Венгер, В.С. Мухина. Психология – М. Просвещение, 1998 год. С. 335 6. Подготовка детей к школе под редакцией Л.А. Парамоновой М. Просвещение – Братислава Словацкое педагогическое издательство , 1990 год. С. 175 7. Дошкольная педагогика . Часть 1 под редакцией
В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой М. Просвещение, 1995 год. С. 255 8. Дошкольная педагогика . Часть 2 под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой М. Просвещение, 1995 год. С. 269 9. Дошкольная педагогика . под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина М. Просвещение, 1999 год. С.
415 10. А.Г. Пашков. Педагогика и психология М. Просвещение, 1989 год. С. 76 11. О. Голенцова, Л. Влиндова, Я. Бердихова. Игры в школах – М. Просвещение, 1996 год. С. 251 12. Дидактика средней школы под редакцией М.И. Скаткина М. Просвещение, 1982 год. С. 317 13. Амонашвили
Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников Экспериментально-педагогическое исследование М. Педагогика, 1984 год. С. 250 14. Астахов А. И. Воспитание творчества. М. Просвещение, 1986 год. С 186 15. Болдырев Н. И. Методика работы классного руководителя М. Просвещение, 1984 год. С. 305 16 Гребенников И. В. Школа и семья М. Просвещение, 1985 год. С. 420 17 Кондаков М. И. Телретические основы школоведения М. Педагогика, 1982 год. С. 315 18 Леонтьев А. А. Педагогическое общение М. Знание, 1979 год. С. 250 19 Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности
М. Знание, 1980 год. С. 150 20 Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе М. Просвещение, 1977 год. С. 200 21 Мудрик А. В. Учитель мастерство и вдохновение М. Просвещение, 1986 год. С. 254 22 Онищук В. А. Урок в современной школе М. Просвещение, 1986 год. С. 105 23 Поламарчук В. Ф. Школа учит мыслить М. Просвещение, 1979 год. С. 354 24
Скаткин М. Н. Школа и всестороннее развитие детей М. Просвещение, 1980 год. С. 84 25 Яковлев Н. М Сахор А. М. Методика и техника урока в школе М. Просвещение, 1985 год. С. 120 26 Макаренко А. С. Проблема школьного воспитания М. Просвещение, 1984 год. С. 248 27 Справочник по дошкольному воспитанию
Под ред. А. И. Шустова М. Просвещение, 1980 год. С. 230 28 Леонтьев А. А. Педагогическое общение М. Просвещение, 1979 год. С. 350 29 Макаренко А. С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта Пед. соч М. Просвещение, 1984 год. С. 248 30 Ильин Е. Н. Рождение урока М. Педагогика, 1986 год. С. 520
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Исследование типов темперамента дошкольников. Проведение исследования Типы темперамента детей определяются в процессе наблюдения за их поведением и деятельностью в течении дня. Наблюдения дополняются с результатами с воспитателями и родителями. Обобщенные данные заносятся в таблицу и соотносятся с характеристикой типов темперамента. Сангвиник . Быстрота и живость движений, разнообразие и богатство мимики, быстрый темп речи. Высокая психическая активность проявляется в живости ума, находчивости и стремлению к частой смене впечатлений, отзывчивости на окружающие события. Эмоции быстро возникают и легко сменяются. Легко переходит от слез к радости и наоборот, хотя обычно преобладает хорошее настроение, поскольку ребенок сравнительно безболезненно и быстро переживает неудачи, не может находиться в унынии. Ребенок активный, шустрый, достаточно выносливый и неутомимый в том занятии, которое его увлекает.
Быстро схватывает информацию, работоспособен и инициативен, сфера интересов широка. Высокая общительность сочетается со стремлением к лидерству. Ярко проявляется эмоциональная устойчивость и уверенность в себе. Флегматик. Уравновешенный, осторожный и спокойный ребенок. Ему присущи ровное эмоциональное состояние, настойчивость и упорство в своих стремлениях, устойчивость
к стрессам, малая возбудимость и невысокая чувствительность. Медленные движения. Ребенку трудно приступить к занятию, но начав его, трудно переключиться. Предпочитает однообразные, монотонные игры и занятия. Аккуратен т педантичен. Часто играет один, игрушки потом аккуратно убирает. Консервативен в пристрастиях, в том числе к определенной еде, к своей чашке и ложке и пр.
Малыш всему учится с запозданием. Ест медленно, сосредоточенно. В деятельности соблюдает порядок и сложившиеся традиции, нарушение которых вызывает раздражение, а иногда ярость. Меланхолик. Отличается высокой чувствительностью, глубиной и устойчивостью эмоций при слабом их внешнем выражении. Склонен к мнительности и обидчивости. Нередко развиваются повышенная ранимость, замкнутость, отчужденность.
Кажется пугливым. Не сразу входит в общую игру, чаще наблюдает со стороны. В то же время всецело отдается игре, любит мечтать, фантазировать, очень хороший актер. В его действиях много непонятного, что обусловлено богатством внутреннего мира. Обычно ребенок грустит, слишком рассудителен и часто ведет себя как маленький взрослый. Очень привязчив и отзывчив на ласку, чисто сердечен и общителен, но лишь с теми, кого любит. С посторонними скрытен, раним и замкнут, обижается по любому поводу. Круг общения узок, связи не многочисленны, но глубоки и искренни. Кажется не уверенным, замкнутым и осторожным. Долго не может заснуть. Чувствителен к страданиям других. В игре одинок из-за мнительности и страха предложить свое общество другим, боится неожиданности. Холерик. Нестабилен, активен.
Не спокоен, импульсивен и изменчив. В деятельности и общении возбудим, нервозен, вспыльчив, порывист, склонен к резким сменам настроений, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивен. Движения быстрые и энергичные. Речь громкая, частая, быстрая. Энергичен и активен, но не всегда внимателен, особенно когда возбужден. Плохо переносит монотонную работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро
угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго. Решения самостоятельны, но часто не обдуманны. Рано встает, ест и спит немного. ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Изучение волевых проявлений. Проведение исследования Проводит наблюдение за ребенком в разных видах деятельности. Обработка данных Анализ проводят по схеме 1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные
взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается. 2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции не заплакать если больно и непосредственные желания помочь дежурным, когда хочется играть не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди 3. Какие волевые качества у ребенка сформулированы – дисциплинированность подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает каковы причины невыполнения требований взрослого как реагирует на эти требования насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности – самостоятельность умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи, не умеет – настойчивость умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять – инициативность умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе в каких видах деятельности это проявляется и каким образом
Делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления. Уровни сформированности волевых проявлений 1. Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность. 2.
Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества. 3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформулированы волевые качества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Перечень игр, на развитие нравственно-волевых качеств в личности ребенка. Мы предлагаем игры, направленные на развитие нравственно-волевых качеств личности. В младшем дошкольном возрасте к таким качествам можно отнести способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели умение соблюдать очередность, не мешая другим. Здесь перечислены в основном подвижные игры с правилами. Они создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий , необходимых для достижения личного успеха. 1. Салочки – догонялочки . 2. Лохматый лес 3. Воробушки и автомобили . 4. Смелые мышки . 5. Пустое место . 6. Лиса и гуси . 7. Ай, гугу . 8. Салочки – выручалочки 9. Кто раньше дойдет до флажка ? 10. Я принес тебе подарок