Теория переходной экономики: особенности и тенденции развития

Реферат
по курсу«Экономическая теория»
по теме: «Теорияпереходной экономики: особенности и тенденции развития»

1. Причины краха командно-административнойэкономики
В XX в. на протяжениинескольких десятилетий в России и других странах бывшего СССР, а также в рядестран Восточной Европы и Азии существовала командно-административная системахозяйствования. Эта экономическая система была основана на социалистическойдоктрине, предполагающей, во-первых, искоренение неравенства, во-вторых, —сознательное регулирование жизни общества и каждого человека в отдельности состороны неких верховных органов общества.
Командно-административнаясистема — это такая форма организации экономической деятельности, при которойматериальные ресурсы находятся в государственной собственности, а координацияхозяйственной жизни происходит путем централизованного директивного планирования.Управление обществом осуществляется в основном административными методами. Допредприятий из единого центра доводят планы работ, выполнение их жесткоконтролируется. Господствует уравнительное, внеэкономическое распределениематериальных благ.
Командно-административнойсистеме присущи следующие характерные черты:
тотальноеогосударствление народного хозяйства, означающее, что только государствоявляется собственником материальных ресурсов, и только оно может приниматьэкономические решения. Огосударствление хозяйственной жизни ведет ксверхмонополизации и деформированности структуры экономики, затратному еехарактеру, к «ничейной» собственности, отделению работника от условийи результатов производства;
отсутствие реальнойсистемы товарных отношений: развитой системы банков, рынка труда, формальноедействие основных категорий рынка, отсутствие ценовых индикаторов и т. д.;
социальное иждивенчество— когда многие предприятия и члены общества, по сути дела, существуютпосредством перераспределения прибыли от высокоэффективных к плохо работающим;
всеобщий дефицит товарови услуг, их повсеместное рационирование;
подавленная инфляция искрытая безработица;
закрытость экономики поотношению к западным странам.
Указанные черты привели ктому, что в странах с командной экономикой со временем стали все большепроявляться и нарастать отрицательные ее последствия: снижение эффективностипроизводства; преобладание экстенсивного типа развития; невосприимчивостьэкономики к достижениям научно-технического прогресса; диспропорциональностьразвития народного хозяйства; уравнительное распределение благ в сочетании спривилегиями для отдельных групп; подрыв трудовой мотивации работников и др. Вчастности, советская экономика к середине 80-х гг. столкнулась с полным исчерпаниемвозможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлеченияприродных, трудовых и иных ресурсов. На рубеже 80-х-90-х гг. наступаетсистемный кризис и, по сути дела, происходит крах советской экономики.
Нельзя не признать такжеи тот факт, что крах советской модели социализма явился во многом следствиемборьбы социалистической и капиталистической систем на политической арене. Вконечном итоге назрела необходимость глубоких реформ, перехода к современнойрыночной системе.
Переходная экономика —особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в периодперехода от одной экономической системы к другой. Здесь происходят изменения невнутри устоявшейся системы, а переход от одной системы организации хозяйства кдругой.
Особенности переходнойэкономики проявляются прежде всего в глобальности происходящих изменений.Изменениям подвержено все: отношения собственности, способ распределенияресурсов, мотивация, цели и средства экономического развития, ценностныеориентации населении, экономические и социальные институты. Экономическаяструктура переходной экономики характеризуется сегментарностью, то естьвзаимным переплетением и взаимным влиянием разных сегментов. В одних доминируютэлементы исходного уровня — плановой системы, в других — конечной стадии —рыночной системы, в-третьих — некий симбиоз элементов двух систем.Экономические процессы изменяются в направлении усиления рыночных и ослабленияадминистративно-командных элементов системы. Поэтому характерной чертойпереходного периода, во-первых, являются изменчивость и неустойчивость. Онинастолько нарушают устойчивость системы, ослабляют ее, что в конечном итоге онауступает место другой экономической системе.
Во-вторых, для переходнойэкономики характерно появление особых переходных экономических форм, вчастности, многоукладности. Наряду с государственным в переходный периодполучают развитие мелкотоварный и частнокапиталистический уклады. Примеромнесовершенства переходных экономических форм в этот период может служитьакционерная форма собственности. На первых порах она лишь внешне напоминаетакционерные общества в рыночно-развитых системах. Преобладающие здесь закрытыеакционерные общества по сути являются разновидностью номенклатурно-корпоративнойсобственности.
По мере повышения степениразвитости переходной экономики переходные формы постепенно начинают все большесоответствовать экономике рыночного типа.
В-третьих, переходнойэкономике присущ особый характер противоречий. Это противоречия нового истарого, элементов зарождающейся и отмирающей экономики, различных слоевобщества. Разрешение этих противоречий в конечном итоге ведет к сменеэкономической системы.
Наконец, в-четвертых, —историчность переходной экономики, то есть ее преходящий характер, которая сменяетсяпериодом зрелого развития экономической системы. Длительность переходногопериода зависит как от условий переходной экономики, так и от особенностей регионаили отдельной страны.
Ряд изменений переходногопериода для всех стран носит неизбежный характер и выступает какзакономерности. Назовем основные из них.
Либерализацияэкономических отношений — отмена государственной монополии на хозяйственнуюдеятельность, переход к конкурентным рыночным отношениям, формирование цен восновном в соответствии со спросом и предложением, образование рынков факторовпроизводства, раскрепощение предпринимательства, создание равных возможностейдля деловой активности экономических субъектов.
Институциональныепреобразования — принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства,изменяющего отношения собственности путем приватизация и формальные инеформальные условия хозяйственной деятельности, возникновение новых субъектовхозяйственной деятельности (коммерческие банки, товарные и фондовые биржи,инвестиционные фонды и т. д.).
Структурныепреобразования — устранение диспропорций в отраслевой структуре народногохозяйства, развитие производства продукции, пользующейся спросом на внутреннеми внешнем рынках.
Макроэкономическаястабилизация — сдерживание инфляции; поддержание высокого уровня занятости;сохранение высоких темпов роста (не менее 5—7 % в год); гарантированиесправедливого распределения доходов и собственности; создание необходимойинфраструктуры; формирование уравновешенного платежного баланса при соответствующембалансе текущих платежей; достижение сбалансированности государственногобюджета и т. д.
Формированиесоответствующей рыночному хозяйству системы социального обеспечения населения —переход от уравнительного распределения к адресной социальной поддержкенуждающихся членов общества; одновременно освобождение предприятий отвыполнения широких социальных функций.
Общие для Переходнойэкономики закономерности по-разному проявляются в различных условиях. Этонеобходимо учитывать при разработке программ реформирования экономическойсистемы в переходный период. Например, либерализация экономических отношенийпозволяет избавиться от дефицита и неэффективного огосударствления экономики.Вместе с тем становление либеральных рыночных институтов представляет собойтолько средство для утверждения новых механизмов присвоения и распределения.
В конечном итоге впереходной экономике должны быть созданы такие экономические отношения имеханизмы, которые ориентировали бы все хозяйственные субъекты не столько нанаращивание объемов производства, сколько на повышения уровня качества жизнинаселения.
За период с началареформирования, с 90-х гг. прошлого века, наша экономическая система фактическиобрела рыночную атрибутику и в этом смысле уже не является переходной. Подавляющаячасть валового внутреннего продукта производится в негосударственном сектореэкономики. Россия получила официальный статус страны с рыночной экономикой.Следует признать необратимость коренных экономических и политических перемен иневозможность возврата к социалистическому прошлому, во всяком случае, в егопрежнем виде.
Вместе с тем, нельзя незаметить, что функционирование рыночных институтов в российской экономике ещене отвечает современным требованиям к организации национального хозяйства.Институционально несовершенная рыночная экономика требует своего дальнейшегореформирования. Кризис 1998 года завершил период становления классического «дикогорынка», поставив как наиболее актуальную проблему задачу перевода рыночныхотношений в цивилизованное русло.
В наиболее обобщенномвиде этот процесс нацелен: а) на достижение экономического роста, высокойконкурентоспособности на основе формирования конкурентной среды и структурнойперестройки экономики; б) на создание эффективной правовой системы (прежде всегов сфере обеспечения экономической свободы и защиты предпринимательскойдеятельности); в) на формирование открытой экономики.
Создание конкурентнойсреды требует необходимых предпосылок. Среди них выделим: рассредоточениерыночной власти; многообразие предпринимательских образований; государственнаяподдержка предпринимательства; эффективное информационное обеспечение идоступность технологий; подготовка и переподготовка кадров, изменение у них мотивационныхориентиров в сторону психологии рыночного типа.
Конкурентная средаспособствует укреплению конкурентоспособности. Конкурентоспособность —относительно новое понятие для российской действительности, означающееспособность хозяйствующих субъектов противостоять на рынке конкурентам своимиболее качественными и дешевыми товарами и услугами внутри национальнойэкономики и за ее пределами. В рейтинге конкурентоспособности 59 стран мираРоссия занимает пока 55-е место. Среди российских предприятий 34% считают себяконкурентоспособными на внутреннем рынке страны и только 7 % — на международномрынке.
Формирование эффективнойрыночной экономики предполагает ее структурную перестройку. Она представляетсобой совокупность мер, направленных на перераспределение ресурсного потенциаладля развития и качественного обновления экономического роста.Преобразовательные процессы призваны воздействовать одновременно на несколькоуровней экономики: отраслевую, региональную, технологическую,организационно-управленческую, социальную. Конечная цель структурнойперестройки экономики — достижение оптимальной структуры, соответствующейобщественным потребностям.
Мировой опыт успешныхструктурных изменений в экономике доказывает, что ключевым аспектом структурнойперестройки является поддержка тех областей национальной экономики, которыемогут быть носителями экономического роста в масштабе мирового рынка. Ведущиестраны мира изменяют структуру производства и мирового товарооборота,увеличивая в ней долю более техноемких и наукоемких изделий. Отсюданеобходимость не просто структурной перестройки под влиянием рыночныхпроцессов, а структурной адаптации к мировому хозяйству и выработки действенныхмер по повышению конкурентоспособности отечественных предприятий.
Структурная перестройкаособенно необходима России. Пока что в стране преобладают сырьевые, добывающиеотрасли. В ближайшей перспективе возможности роста будут ограничиваться в силу,прежде всего, устаревшей материально-технической базы промышленности и низкогоуровня инвестиций. Не случайно в настоящее время в России в среднем по отраслямсовокупная производительность составляет 25 % по сравнению с западнымикомпаниями, Энергоемкость производства в 4 раза выше. Срок службы оборудованияв 2,5 раза превышает нормативы, более двух третей основных фондов устарело.
Структурные преобразованияв современной экономике России требуют создания правовой основы,ориентированной на эффективную деятельность хозяйствующих субъектов. Вроссийском законодательстве имеются многочисленные пробелы в нормативномрегулировании. Юридически недостаточно проработано множество законодательныхактов, поэтому они часто противоречат друг другу. Среди основных направленийсовершенствования правового обеспечения хозяйствующих субъектов на современномэтапе следует выделить: обеспечение единого правового поля; развитие системыправовых норм; создание надежных механизмов реализации законов.
Формирование открытойэкономики, вхождение ее в мировое хозяйство требует как от отказа от крайнегопротекционизма, так и эффективной поддержки отечественных отраслей и производствна всех уровнях хозяйствования. Открытость экономики постоянно должнасоизмеряться и с интересами отечественных товаропроизводителей.
Это становится одной изважнейших функций современного российского государства.
2. Зарубежный опытперехода к рынку
В процесспостсоциалистической трансформации вовлечены более 20 государств бывшего СССР,Восточной Европы и Азии. В странах Содружества независимых государств (СНГ)переход к рынку осуществлялся с использованием различных моделей — от «шоковойтерапии» до активного вмешательства государства в управлениеэкономическими процессами. Например, в Армении в начале 90-х гг. всемернопоощрялся рост частного сектора. Со второй половины 90-х гг. упор делается наструктурные преобразования в экономике, демонополизацию, развитие фондовогорынка и формирование современного банковского сектора. Создаются условия дляпритока иностранного капитала. В Белоруссии особое внимание уделяетсярегулируемому переходу крынку, сохранению государственного контроля надэкономикой. В Украине процесс перехода к рынку затрудняется высоким удельнымвесом тяжелой промышленности.
После распада СССР всравнительно благополучном положении оказались некоторые республики СреднейАзии. В структуре их экономик преобладали сельское хозяйство и легкаяпромышленность, которые по сравнению с тяжелой промышленностью легче подверженырыночному реформированию.
Существенных успехов врыночных преобразованиях добились страны Восточной Европы, вступившие на путьрыночных реформ намного раньше, чем Россия. В начале 90-х гг. большинство изних успешно осуществили либерализацию экономики и платную приватизацию. Условиядля реформ здесь были в целом благоприятнее, чем в нашей стране. В периодадминистративно-командной системы в восточноевропейских странах сохранялисьэлементы рыночной экономики в виде частного сектора и частногопредпринимательства. Структура народного хозяйства была более сбалансированной:имелась развитая легкая, пищевая промышленность, а доля тяжелой промышленностибыла ниже, чем в России. Предприятия военно-промышленного комплекса не игралитакой большой роли в экономике. Кроме того, сравнительно быстрому формированиюоснов рыночной системы, повышению «управляемости» способствовалинебольшие размеры восточноевропейских экономик и приток иностранных капиталов.Все это существенно облегчило переход к рыночной системе, в частностипроведение финансовой стабилизации. В Польше, Чехии, Словакии в начале 90-х гг.была эффективно проведена «шоковая терапия». Так, в Чехии через 2—3года после начала реформ уровень инфляции снизился до 10% в год.
Важное место в процессетрансформации в Восточной Европе занимала приватизация, которая вместе сдругими социально-экономическими преобразованиями способствовала преодолениюэкономического кризиса. В середине 90-х гг. почти все восточноевропейскиестраны, пережившие трансформационный спад, вошли в стадию экономического роста.
Переходу от спада кэкономическому росту в этих странах способствовали:
а) быстрое расширение «новогочастного сектора», то есть частных фирм, созданных в последние годы с «нуля»,в легкой и пищевой промышленности. Они не требуют больших капиталовложений, ориентированыглавным образом, на потребительский спрос;
б) большой притокиностранного капитала. На новых предприятиях, построенных иностраннымикомпаниями с высокой технической оснащенностью, быстро увеличиваетсяпроизводство;
в) санация банков иреструктуризация предприятий. В результате банки избавились от «безнадежной»задолженности со стороны предприятий-должников. Одновременно происходилообъединение банков, вводились более строгие нормы регулирования банковскойдеятельности. Реструктуризация предприятий была направлена на широкий комплексмер по улучшению работы предприятий: выделение из состава предприятийжизнеспособных и нежизнеспособных структурных единиц, приватизацию, увольнениечасти работающих, подбор управляющих, поиск инвесторов, модернизацию и освоениеновой продукции, организацию маркетинга и т. д.;
г) селективнаяструктурная политика: государственная поддержка потенциально конкурентоспособныхпредприятий.
В конечном итоге этопозволило в значительной степени решить задачи финансовой стабилизации,либерализации и институциональных преобразований:
Существенный интересвызывает опыт рыночных преобразований в Китае. Этот процесс там начался в конце70-х гг. При разработке программ проведения реформ были выработаны принципы ихреализации: е копировать опыт других стран, рассчитывать в основном на собственныересурсы, сохранить социалистический социально-экономический строй, проводитьизменения постепенно, комплексно, избежать социальных, политических,психологических потрясений в обществе.
Учитывая, что основнаямасса населения живет в деревне, реформы решено было начать с них. Крестьянеполучили право арендовать землю. По мере углубления реформ сроки контрактов напользование землей удлинялись. Это стимулировало долговременные инвестиции вземельные наделы. Сейчас право владения землей стало наследуемым. Земляформально находится в коллективной собственности, а фактически — приватизирована.Крестьяне получают обязательные стабильные задания по продаже государствунескольких видов продукции. Остальная продукция реализуется на свободном рынкепо рыночным ценам.
В промышленности задачаприватизации не ставилась. Реформы здесь проводились путем децентрализацииуправления. Существенную роль в экономике Китая играет государство.Ценообразование строится на сочетании рыночных и государственных цен.Государство устанавливает цены на важнейшие виды стратегической продукции иуслуги. Осуществляется жесткий контроль кредитно-денежной системы. В то жевремя большое значение придается развитию частного сектора, особенно врозничной торговле и сфере услуг. Производство и реализация примерно половинывсех товаров регулируется рыночными связями и ценами. Получили распространениетоварные биржи.
С 1992 г. взят курс на создание смешанных форм собственности. При этом общественная собственностьостается доминирующей. Допускается акционирование государственнойсобственности, привлечение иностранного капитала, слияние предприятий разныхформ собственности.
В результате проводимыхреформ в Китае сформировалась двух-секторная модель экономики. Рыночныемеханизмы стали главными регуляторами в производстве потребительских товаров ив значительной степени охватывают производство инвестиционных товаров. В то жевремя государство полностью не отказалось и от плановых методов управления. Досих пор существуют директивные планы и плановое обеспечение материальнымиресурсами.
Реформы привели кзначительному экономическому росту в Китае. Среднегодовой темп роста ВВПсоставляет примерно 10%. С начала 80-х гг. Китай уже вошел в десятку ведущихгосударств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада. Встране сравнительно низкий уровень безработицы. В обществе нет социальныхпотрясений. Повышение жизненного уровня особенно заметно в аграрных районах.Благодаря «открытости экономики» объемы внешней торговли увеличилисьв пять раз, вырос экспорт. Создан довольно крупный сектор экономики,принадлежащий иностранным владельцам.
Вместе с тем в Китаеимеется и немало острых проблем. «Узким» местом в экономике остаетсягосударственный сектор. Здесь примерно 40% предприятий убыточны, существуют засчет субсидий. Многие. специалисты видят выход в неизбежности приватизации, аэто вызовет социальные потрясения.
Зарубежный опытсвидетельствует о том, что ключ к решению задач следует писать не столько втемпах рыночных преобразований, сколько 13 самой концепции этих преобразований,в их качественной определенности и направленности.
В целом, подводя итог,подчеркнем, что в России использовать зарубежный опыт нужно, но развивать иреформировать экономику следует, опираясь на отечественную специфику, наисторические традиции и социально-политический менталитет, проявляющиеся встремлении с социальной справедливости, взаимопомощи, соборности российскогонарода.

Список использованнойлитературы
1. Акопова Е.С., Воронкова О.Н.,Гаврилко Н.Н. Экономика / Под общей редакцией проф. В.И. Самофалова. – Ростов-на-Дону,2008.
2. Ломакин В.К. Экономическая теория.Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2007.
3. Мировая экономика / Под редакциейпроф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007.
4. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М.,Эскиндаров М.А. Экономическая теория на рубеже 20-21 веков. – М.: Финансоваяакадемия, 2005.
5. Пузакова Е.П. Экономика. – Ростов- на- Дону: Феникс, 2006.