–PAGE_BREAK–
Защитники свободы рынка и рационального выбора, начиная от Адама Смита и кончая Фридрихом Хайеком, всегда отмечали достоинства индивидуального выбора и возникающего на его основе порядка. Вопреки непреложным фактам они заявляли, что оптимальный выбор индивидов в конечном итоге всегда приводит к росту общественного богатства и благосостояния граждан. Поэтому они настойчиво выступали против какого-либо вмешательства государства в регулирование рынка.
Самый же главный недостаток прежней теории состоял в том, что она игнорировала факторы неопределенности, нестабильности и случайности, возникающие в реальных ситуациях выбора. Поэтому в новой теории было пересмотрено прежнее представление о рациональности выбора. Одни защитники этой теории ограничивают индивидуальный выбор максимизацией его полезности при определенных условиях. Примером может служить поведение домашних хозяйств в рыночной экономике, когда согласно принципу максимизации они выбирают продукты таким образом, чтобы обеспечить одинаковую предельную их полезность. Однако такой выбор предполагает стабильный и последовательный характер предпочтений.
1.3Рациональный выбор при принятии политических решений
Применение методов рационального выбора в политических исследованиях началось в 60-е годы ХХ в., хотя попытки рассматривать политиков и избирателей как субъектов, стремящихся максимально использовать свои выгоды и интересы, предпринимались неоднократно и в прошлом. Но такие попытки не были систематическими и — главное — они не опирались на четко выраженные теоретические представления и методы. Пожалуй, единственным исключением была теория, выдвинутая известным шведским экономистом Кнутом Викселем в конце ХIX в., направленная на установление справедливого налогообложения. Начало же применения современных методов рационального выбора в политических науках на Западе связывают с появлением в 1951 г. книги Кеннета Эрроу «Социальный выбор и индивидуальные ценности». Однако до 60-х годов ХХ в. новые методы разрабатывалась лишь отдельными политологами-энтузиастами. В дальнейшем появились работы многих других авторов возникли особые школы политических исследований, ориентирующихся на методы ТРВ. В связи со спецификой политических процессов эти школы вместо ТРВ стали называть свои теории теориями общественного выбора (ТОВ).
Наибольшим влиянием среди политологов пользуются чикагская школа, которая ориентируется на применение новых методов к общесоциологическим процессам, и вирджинская школа, использующая эти методы для анализа политических процессов.
Значительный интерес для нас представляют исследования представителей вирджинской школы во главе с ее основателем, лауреатом Нобелевской премии по экономике Джеймсом Бьюкененом. Сам он считает основоположником современной концепции общественного выбора К. Викселя. По мнению Д. Бьюкенена, в его диссертации, опубликованной еще в 1896 г., содержатся три важнейших принципа, на которых основывается ТОВ, а именно методологический индивидуализм, концепция экономического человека и подход к политике как к обмену 1.
1 Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики//Вопросы экономики. 1994. Э 6. С. 105.
Но подлинные идеалы должны возникнуть из взаимодействия людей в обществе, их свободного согласия, единодушия, а не «из трансцендентных идей, которые даровал им Бог или Карл Маркс» 1.
Чтобы политический выбор способствовал достижению благосостояния всего общества, он предлагает реформировать общество на началах конституционного и контрактного подходов. Если конституция определяет основные общие правила поведения всех граждан, рассчитанные на длительный период существования, то контрактный подход устанавливает правила игры для участников контракта по частным вопросам и на небольшой срок. Типичным примером могут служить различные рыночные контракты.
Основная идея, лежащая в основе нового подхода к политике, состоит в том, что если индивидуальный выбор и его результаты не подвластны контролю со стороны общества, то правила, которыми руководствуются при выборе, доступны для него, и поэтому они могут быть изменены благодаря коллективным усилиям индивидов, составляющих гражданское общество.
Чтобы предотвратить корыстные и другие нежелательные действия со стороны групп, которые могут проникнуть в правящие государственные структуры, необходимо установить конституционные законы, обеспечивающие безопасность общества от таких посягательств. Следует отметить, что такой подход к политическим процессам согласуется с общими принципами исследования сложноорганизованных систем, которые разработаны в рамках синергетики. К ним, несомненно, относятся и политические системы.
Индивидуальный выбор и принятие решений в них происходит на микроуровне, а установление общих правил выбора — на макроуровне.
__________________________________________________________________
1. Brennan G., Buchanan J. The Reason of rules. Cambridge, 1985. P. 147.
Благодаря этому становится возможным гражданскому обществу влиять на политические процессы. В этом состоит, на мой взгляд, значение нового подхода Д. Бьюкенена к разработке провозглашенной еще идеологами Просвещения XVIII в. концепции общественного договора, и особенно к применению идеи рационального выбора в политике. Как и К. Виксель, Д. Бьюкенен начал пропагандировать свои идеи прежде всего с установления справедливого налогообложения, а затем стал разрабатывать общие правила или принципы взаимоотношения общества и государства. Такие общие принципы должны стать основой «конституции политики», которая могла бы способствовать успешной экономической деятельности индивидов, а тем самым и росту благосостояния всего общества.
Бьюкенен считает, что методы анализа рыночного поведения можно применить к любой деятельности, где человек делает выбор. Подробному историческому и теоретическому анализу таких правил посвящена книга Дж. Бьюкенена и Г. Бреннана «Обоснование правил». В ней они показывают, что правила, по которым работает рынок, отражают позитивный аспект взаимодействия людей.
1Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики. С. 208.
Действительно, если предельный налог на один вид деятельности ниже, чем на другой, тогда индивид предпочтет заняться первым видом.
Из этого следует, что политика основывается на принятии коллективных решений относительно общественных благ, которые оказываются выгодными для многих. В самом деле, избиратель решает голосовать за того или иного кандидата или партию, программа которой соответствуют его интересам. Политические партии максимизируют свой интерес, стремясь завоевать наибольшее число голосов избирателей. В парламенте сколачиваются коалиции и блоки разных партий, чтобы обеспечить максимум успеха для принятия определенного законопроекта. Таким образом, рациональный выбор в политике во многом аналогичен рыночному выбору, при котором также стремятся к достижению максимальной выгоды, хотя в политике для этого приходится объединяться в партии, коалиции и блоки. Поскольку политическая борьба очень похожа на игру двух или нескольких партнеров, постольку для ее описания может быть успешно использована теория игр, которая была разработана применительно к экономическому поведению. Впоследствии эта же теория стала использоваться для анализа процессов голосования, переговоров и заключения сделок, формирования коалиций и т. п.
Достоинство теории игр состоит в том, что она допускает свободный выбор участников альтернативных подходов, основанный на их предпочтениях и учете возможных случайностей.
1Рациональный выбор в политике и управлении. СПб., 1998. С. 17-29.
Однако критически настроенные исследователи обращают внимание на то, что многие политические теории выбора слишком упрощают весьма сложные политические ситуации, где значительную роль играют неопределенность и случайность. Поэтому следствия таких теорий слабо подтверждаются эмпирическими данными, а прогнозы оказываются очень шаткими. Главный недостаток подобных моделей и политических теорий состоит в том, что они опираются на слишком универсальные допущения и гипотезы, которые трудно проверить эмпирически
1.4Рациональный выбор и принятие решений в социальном управлении
Прежние теории рациональности, как мы видели, основывались на предположении, что действия «экономического человека» являются полностью детерминированными, поскольку в любой ситуации он выбирает оптимальный или наилучший курс действий. Однако, как показали дальнейшие исследования в теории социального управления, такое предположение оказалось явно несостоятельным, ибо оно игнорирует тот несомненный факт, что в поведении людей присутствуют не только рациональные, но и нерациональные и даже иррациональные компоненты.
Необходимо было, поэтому, в модели принятия решений учесть эти моменты и внести соответствующие ограничения в коррективы в интерпретацию самого понятия рациональности.
Инициатором нового подхода не только к трактовке рациональности, но и основ социального управления стал Герберт Саймон. Вместо модели «экономического человека» он выдвинул модель «административного человека». В ней управленец или администратор на основе известной информации ставит своей целью найти не оптимальное, а лишь удовлетворительное решение проблемы. Такой подход более адекватен действительности, чем строго рациональный, так как лицо, принимающее решение (ЛПР), вынуждено считаться со случайными и непредвиденными обстоятельствами, которые не дают ему возможности принять оптимальное решение. В такой ситуации он стремится выявить лишь наиболее существенные особенности складывающейся ситуации выбора. Поэтому он вынужден ограничивать рациональность за счет неопределенных, случайных и других непредвиденных обстоятельств. Вот почему ЛПР довольствуется принятием не оптимальных, а только удовлетворительных решений. Такие ограничения обусловлены также познавательными возможностями самого человека: его восприятием, вниманием и интеллектуальными способностями. Поэтому он не в состоянии охватить весь процесс принятия решения целиком и даже отдельные его этапы с одинаковой тщательностью и глубиной. Именно поэтому ЛПР привлекает для этого группу компетентных консультантов и экспертов. Кроме того, на решения как самого руководителя, так и его консультантов оказывают влияние их убеждения и предпочтения, окружающая среда, традиции и т. п. Ограничения рациональности зависят также от политических и организационных факторов. Какое решение примет конкретная группа или организация, определяется обычно не отдельным человеком, а некоторыми группами, коллективами или объединениями, которые ставят перед собой неодинаковые цели и преследуют разные интересы. Поэтому выбор целей и принятие рациональных решений по ним в рамках организации или коллектива имеют не строго определенный и однозначный характер, а представляют собой результат компромисса разных индивидов и отдельных групп. Конфликты и расхождения, неизбежно возникающие при этом, часто не удается преодолеть полностью, и поэтому их пытаются смягчить путем принятия взаимоприемлемого компромиссного решения.
Наконец, нельзя не учитывать также того, что люди приобретают знания, опыт и умения в выборе и решении проблем в самом процессе их осуществления. Это касается в особенности проблем и задач нестандартных. Трудно поэтому надеяться, что они будут осуществлять наилучший выбор с самого начала своей деятельности. Обширный и разносторонний опыт, накопленный в практике управления, как подчеркивает Г. Саймон, свидетельствует о том, что наилучших успехов в принятии решений достигают те специалисты, которые руководствуются в первую очередь содержанием своих моделей, гипотез и теорий, их адекватностью реальности, а не изяществом их математической формы .
При исследовании других социальных процессов, отличных от управления, сторонники рационального выбора стремятся использовать индивидуалистический подход экономистов для интерпретации и объяснения социальных феноменов. Однако здесь они встретились с трудностями, связанными с необходимостью анализа мотиваций индивидов и учета совокупного результата их взаимодействия в социальном процессе. Такие результаты в немалой степени зависит также от тех законов, норм, правил поведения, традиций и т.п. обстоятельств, которые существуют в обществе и устанавливаются в рамках различных общественных институтов и структур. С такими нормами права, государственными установками, правилами поведения и морали вынужден считаться всякий разумный индивид, стремящийся максимизировать свой интерес и выгоду. В этом отношении современные сторонники ТРВ в социологии в своей трактовке рациональности смыкаются с идеями теоретиков социального действия, начиная от М. Вебера и кончая Ю. Хабермасом. Многие из них, видимо, согласятся с широкой трактовкой типов рациональности, данной М. Вебером и учитывающих разнообразные сферы их применения. Однако вряд ли они будут целиком поддерживать нормативную концепцию Т. Парсонса, который хотя и считал целеполагание необходимым компонентом рационального действия, но резко возражал против его интерпретации в терминах экономической выгоды и расчета.
Глава2.Исследование социально политических и экономических процессов.
1. Понятие экономических и политических процессов.
Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу:
Политический и экономический процесс- это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов.
Термин «процесс» призван здесь раскрыть динамику. Эволюцию политических и экономических явлений, конкретное изменение их состояния как во времени, так и в пространстве. Для интерпретации понятия экономического и политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые – не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые -соответственно затрагивают такие характеристики.
В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины:
1 группа авторов считает, что основные причины политических изменений
лежат в экономике, и экономические процессы непосредственно влияют на сам характер и темпы эволюции политической системы;
2 группа авторов в качестве источников политических процессов называет
циркуляцию элит;
3 группа – связывает политические изменения с деятельностью харизматических лидеров.
Однако в последнее время на 1 план выдвигается концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и экономических изменений конфликт, под которым они понимают один из вариантов взаимодействия политических и экономических субъектов между собой по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия, который также стремится достичь тех же целей.
В результате этого происходят изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается определенная динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам. Тем самым конфликт рассматривается не в качестве «разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает динамику политических и экономических систем.
С последней точки зрения политические и экономические процессы будут представлять собой совокупность конфликтных взаимодействий между различными субъектами (партиями, предприятиями). При этом не обязательно, что эти взаимодействия будут приводить к существенному ущербу для положения, статуса, ресурсов субъектов этих взаимодействий. Сторонники этого подхода считают, что подавляющее большинство такого рода конфликтов способствует поддержанию субъектов в тонусе, принятию ими необходимых изменений в своей структуре и действиях, и осуществлении нужной для развития систем в целом программы собственной деятельности.
2.2. Социальный процесс, его основные характеристики.
Понятие социального процесса. В научной литературе часто встречаются
различные определения слова «процесс». В данном случае под процессом
понимается относительно однородная серия явлений, взаимосвязанных причинными или структурно-функциональными зависимостями. При этом данные социальные явления возникают вследствие взаимодействия людей в социальном пространстве, непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к общностям, через социальные организации, социальные институты.
Серия социальных явлений может быть понята как процесс, если:
а) она сохраняет идентичность во времени, позволяющую выделить ее из
других серий;
б) предшествующие явления обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления;
в) предшествующие явления вызывают однородное положение вещей.
Например, социализация — это процесс освоения индивидом общественного опыта. Она представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком, его воспитателями и общественной средой; серия эта сохраняет свою идентичность благодаря идентичности формируемой личности; реакции ребенка на последующие воздействия в определенной степени обусловлены ранее возникшими явлениями результате складывается определенное состояние его личности, формируются более или менее устойчивые черты.
Воспитание — также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более, или менее последовательно нацеленных на формирование воспитуемого в желательном направлении. Развитие любой группы- социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, институтов, применения новых методов самовзаимодействия и т.д. Причем это развитие характеризуется идентичностью, непрерывностью и связано структурно-функциональными зависимостями. На логику развития социального процесса существенно влияет сознание. Во многих социальных процессах (целенаправленных) роль сознания исключительно велика. Однако часть процессов совершается как бы подсознательно.
Нередко социальные процессы застают нас врасплох, своей неожиданностью и результатом. Поэтому важен вопрос о границах социального процесса.
Поскольку человек — существо не только социальное, но и биологическое, то социальные процессы тесно переплетаются с биологическими. Полная картина социализации личности невозможна без учета возрастных периодов человека и их биологических особенностей (например, акселерации, т.е. ускоренного биологического созревания индивида). С другой стороны, биологические характеристики человека, такие, как, скажем, состояние его здоровья, нельзя понять без учета социальных, экономических, экологических факторов и переменных.
Социальный процесс совершается в трех возможных формах:
1) объектной, т.е. в форме последовательного изменения состояния социального объекта;
2) субъектной, или деятельностной, т.е. в форме последовательных действий субъекта;
3) технологической, т.е. в форме соблюдения, осуществления определенной технологии.
Технологическая форма социального процесса является ее высшей формой, так как она обеспечивает взаимную «подгонку» двух первых форм. Посредством ее достигается, с одной стороны, рационализация процесса деятельности, а с другой — оптимизация объектного процесса, что, в конечном счете, и является одной из важнейших задач социального менеджмента. Структура социального процесса. Все сказанное выше позволяет перейти к рассмотрению структуры социальных процессов. Выделим следующие моменты:
1. Структурная составляющая позволяет определить содержание, форму, участников, направление и масштаб социального процесса.
Если изменения, происходящие в социальной системе, приводят к исчезновению или обеднению ее составных элементов и существующих между ними отношений, то такая система теряет свой потенциал, идет к регрессу.
Если развитие, происходящее в социальной системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то это развитие является прогрессом.
Масштаб социального процесса — это социальное пространство, на которое он распространяется. В зависимости от масштаба выделяются локальные и глобальные процессы. Локальные (ограниченные определенным местом) процессы охватывают часть социального пространства, глобальные — охватывают все социальное пространство.
Процесс самовоспитания личности, к примеру, охватывает ее саму и ее ближайшее окружение, процесс социализации — все общество. Одни и те же продолжение
–PAGE_BREAK–