Теория шрифта

Курсоваяработа
натему:
Теорияшрифта

1. Происхождение и развитие шрифта
 
1.1 Рождение алфавита
Письменность – этосистема закрепления на материале звуков речи и слов языка при помощи условныхзнаков. Письменность возникла в глубокой древности: графические знаки,обнаруженные при раскопках, относятся к очень далекому времени – около 15 тысячлет тому назад.
Потребность в письмебыла вызвана необходимостью вести учет, закреплять в памяти какие-либо события,передавать важные известия, указывать дорогу, по которой следует идти,предупреждать о грозящей опасности и т.д. Самым ранним письмом у всех народовбыла пиктография — рисуночное, образно-картинное письмо, в котором определенныесобытия изображались в виде примитивного и условного рисунка. Пиктография допоследнего времени употреблялась у североамериканских индейцев. С таким письмоминдейцы обратились к президенту США, прося разрешения им переселиться с одногоместа на другое. В дальнейшем с известным рисунком стало связыватьсяопределенное слово. Рисунки постепенно упрощались, делались схематическими: вписьмо вводились знаки, обозначающие отвлеченные понятия. В начале ХХ в. были открытытак называемые синайские надписи, относящиеся к ХII– ХIVвв. до н. э. Знак этих надписей вомногом напоминают египетские иероглифы, но их система представляет собойзаконченный алфавит, т.е. группу знаков, принятых для обозначения звуков речи ирасположенных в определенном порядке. Создателями этого наиболее древнегоалфавита были гиксосы – полукочевой прасемитический народ. Они завоевали Египети господствовали там несколько столетий, пока не были изгнаны египтянами. Гиксосывосприняли высокую египетскую культуру и на основе египетских иероглифовсоздали свою письменность, основой которой явился алфавит. Финикийцы, ведшиеширокую торговлю со многими странами, значительно улучшили древнесеметическуюписьменность, сделав ее исключительно фонетической. В фонетическом письмекаждый отдельный графический знак соответствует звуку речи. Это такой видписьма, каким пользуются в большинстве стран мира в настоящее время. Нашсовременный алфавит является результатом сложного и длительного развитияписьменности. Начертание каждой буквы алфавита алфавита не являетсяпроизвольным, а получилось путем упрощения определенного иероглифа, прообразомкоторого явилась форма какого-либо конкретного предмета. Например, упрощеннаяфигура льва (по-египетски «лабу») стала обозначать букву-звук Л; фигура орла(по-египетски «ахом») – букву-звук А и т.д. Знак А послужил прототипом букве«альфа» в греческом алфавите, «аз» — в древнеславянском. В этом кроетсянеобычайная стойкость рисунка букв. Мы можем изменить пропорции иконтрастность, можем модернизировать и стилизовать буквы, усложнить илиупростить их, но мы не можем изменить их конструкцию, заменить их составныечасти другими, выдуманными нами. Рисунок букв находится в прямой зависимости оттого, на каком материале и какими инструментами эти буквы, написаны, какойхудожник их писал, в какое историческое время. Шрифт, высеченный на камне,отличается от такого же шрифта, написанного кистью на бумаге, шрифты рукописныхкниг отличаются от печатных шрифтов. Шрифт, как и архитектура, являетсязеркалом своего времени. Исторические изменения также находят в нем своевыражение. Однако изменения, которым подвергается шрифт в своем развитии,касаются не существа буквы, а ее чисто внешних особенностей.Интересно в этой связи проследить, какразвивалось и совершенствовалось наше письмо, как на протяжении многих веков изегипетских иероглифов вырабатывался шрифт, как современные буквы приобрелипривычные нам устойчивые формы.
Палочное письмо
Для передачи информациии для запоминания первобытные народы использовали “палочное” письмо. Самымпримитивным его примером является наклонно воткнутая в землю на обочине палка,информирующая о длине пути и возможных на нем препятствиях и опасностях. Нестали источником письменности, например, палочки с зарубками. Предметнымписьмом считаются и такие древние способы передачи информации как вампумы икипу.
Вампумы
Вампумы – это шнуры снанизанными на них раковинами разного цвета или поясА, сплетенные из такихшнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы и некоторые другие) использоваливампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположениераковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый – войну),так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения.Ракушечное письмо отнюдь не было монополией индейцев. В качестве мнемоническогосредства пользовались и пользуются им многие народности в Африке (письмо“инивари”).
 
Узелковое письмо
Кипу (узелковое письмо)– ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу, была ли письменность уинков. Ни одно настоящее государство не может существовать без письменности:необходимо вести постоянный учет, передавать сообщения о событиях в стране,распоряжения. Создатели громадного государства – крупнейшего в доколумбовойАмерике – должны были иметь письмо. Однако его так и не обнаружили. Похоже, чтописьмо инков (а, точнее, предписьменность) просто имело слишком необычный вид.Кипу (на языке индейцев кечуа – ‘узел ‘) – оригинальное порождение инкской культуры;это шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков.Число шнурков на одной веревке доходило до сотни, а на них навязывали узлыразличной формы. Количество и форма узлов обозначала числа. Наиболее удаленныеот веревок узлы соответствовали единицам, чуть ближе располагались десятки, ещеближе – сотни, затем тысячи. С помощью этих узелков, напоминающих костяшкисчет, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.
Бурый цветсимволизировал картофель, желтый – золото, красный – войнов и т.д. Кипупозволяло чиновников передавать различную информацию о налогах, числе войнов втой или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количествопогибших, родившихся или умерших и многое иное. Расшифровывали информациюспециальные толкователи кипу – кипу-камайокуна. Главным среди них был личныйсекретарь Верховного правителя инков – Великого Инки, подающий ему своднуюинформацию. Испанцы, столкнувшиеся с кипу, были потрясены той быстротой иточностью, с которой им выдавались нужные сведения. Взяв в руки кипу,кипу-камайокуна сразу начинал читать по шнурам и узлам. Голос чтеца едвауспевал за движениями глаз и рук.
1.2 Шрифты средневековья
 
В эпоху средневековьявыбор шрифта часто был весьма серьезным шагом, который делался отнюдь не толькоиз эстетических соображений или по соображениям удобства письма и чтения. Шрифтв средневековье, как и многое другое, имел большое символическое значение, иего выбор уже сам по себе мог быть своего рода программным заявлением. Крометого, набор средневековых шрифтов не ограничивался исключительно готическимшрифтом, который, к слову, тоже был достаточно разнообразен.
История средневековыхшрифтов, разумеется, уходит своими корнями в историю латинской письменности вРимской Империи. Не затрагивая совсем ранние периоды, мы можем начать с первоговека новой эры. К этому времени окончательно оформилось так называемое римскоекапитальное (то есть состоящее из капиталов – прописных букв) письмо.Пожалуй, самый знаменитый классический образец этого письма – надпись наколонне Траяна (II век н.э.).
/>
текст на колоннеимператора Траяна
По-видимому, текст накамне сперва был выведен плоской кистью, а потом вырублен. Интересно, чтопрактически точные копии этого шрифта встречаются и на других памятниках техвремен, что дало возможность предположить наличие в Риме эпохи Траяна некоегообщегосударственного эталона для официальных надписей. Удобочитаемость,графическое совершенство и органическое соответствие архитектурному стилюобеспечили этому шрифту популярность в веках и породили множество подражаний.
В римских надписях накамне существовало два основных вида капитального письма: квадрат и рустика.Название «квадрат» отражает то, что многие буквы этого письма по своимпропорциям близки к квадрату. Надписи квадратом создают ощущение размереннойторжественности.
/>
римское квадратноеписьмо
В отличие от квадрата, рустикеприсуща своего рода сжатость, а также тонкие длинные вертикальные штрихи ижирные горизонтальные. Этот шрифт выглядит гораздо менее торжественно.Возможно, отсюда и его название, происходящее от латинского rusticus – простой,деревенский.
/>
римская рустика
В повседневной жизниримляне, конечно, писали более простым шрифтом – курсивом. Более раннимвариантом является так называемый маюскульный (от латинского majusculus– большеватый, довольно большой) курсив, состоявший из прописных знаков.
/>
римский маюскульныйкурсив
В быту, разумеется,эстетика уступала потребности писать быстро. Надписи становились болееразмашистыми, буквы становились написанными слитно. Как правило, основныеэлементы букв писали сверху вниз, и при быстром письме далеко не всегда удавалосьостановиться на нижней линии строки – так родились нижние выносные элементыбукв. Верхние придумали позже, возможно, чтобы уравновесить нижние. Этиэлементы характерны для сформировавшегося к III веку минускульного (отлатинского minusculus – очень маленький, крохотный) курсива, состоявшегоуже из строчных знаков.
/>
римский минускульныйкурсив
Еще одним шрифтом,появившимся в Римской Империи является унциал (вероятно, от латинского uncus– крюк, изогнутый) – первый латинский шрифт римской церкви. В первые векахристианства письменным языком церкви в Европе был греческий. Однако в СевернойАфрике религиозные тексты писались уже на латыни. Североафриканские писцыизобрели свой шрифт, который сочетал с одной стороны достаточнуюторжественность, а с другой – круговые мазки и легкость письма, характерные длягреческой письменности. Это произошло в конце II — начале III веков. Когдалатынь стала официальным языком римской церкви, то отчасти из-за легкости письма,а отчасти и чтобы отмежеваться от языческой литературы, унциал становитсясвоего рода официальным церковным шрифтом.
/>
греческое унициальноеписьмо
/>
латинское унициальноеписьмо
Для ранних вариантовунциала (III – VI века) характерны скругленные углы и отсутствие засечек.Позднее, в VI – VIII веках, появился унциал с тонкими засечками.
Шрифт обыденнойписьменности той эпохи, требовавшей более быстрого письма, получил название полуунциала.В нем значительно сильнее выражены выносные элементы.
/>
полуунициальное письмо
После падения РимскойИмперии на основе этих шрифтов развиваются областные типы письма:ирландское, вестготское, меровингское, староиталийское и т. д.
/>
вестготское письмо
/>
староиталийское письмо
/>
меровингское письмо
В 800 году н.э. КарлВеликий был коронован императорской короной. Хотя сам он был почти безграмотным,однако в качестве одного из важных шагов по формированию и укреплению своейимперии он решил ввести новый имперский шрифт. Как и в случае унциала, принятиенового шрифта мыслилось важным политическим решением. Совместно сбенедиктинским монахом Алкуином они выбирают на роль имперского шрифтаразновидность галльского письма, использовавшуюся в знаменитом тогда монастыреКорбье. Этот шрифт получил название каролингского минускула.
/>
каролингский минускул
Первоначально вкачестве заглавных букв использовались те же минускулы, но увеличенные вразмерах. Также в этой роли использовали буквы из полуунциала и даже из римскойрустики. Но в XI веке их сменили буквы ломбардского шрифта (ломбардскиеверсалы), развившиеся из римского капитального и унциального письма.
Наконец, в латинской ЕвропеXII столетия распространяется готическое письмо, характеризующееся общейтемной картиной письма, сжатостью букв и изломами. Скорее всего, возникло онона севере Франции приблизительно в середине XI века, то есть за столетие досоответствующего архитектурного стиля. Так что первоосновой готическойэстетики, возможно, следует считать не готический собор, а готический манускрипт.И если о символизме готического собора написано достаточно много, а то и более,то готический шрифт еще ждет своего певца. Как и в случае унциала, как и вслучае каролингского минускула, появление и распространение готического шрифтаознаменовало новый исторический этап.
Готический шрифт внеснекоторое новшество и в эстетику письма. Можно сказать, что фокус сместился собраза отдельной буквы на образ целого слова. Буквы выступали сжатымипоследовательностями, буквально сплетаясь друг с другом. Такой вариантготического письма распространился в XIII столетии и получил название текстура(от латинского textura – ткань). Плотно и равномерно покрывающий страницу текстдействительно напоминал сотканную ткань.
/>
готическая текстура
Поскольку потребность вскорописи никуда не исчезла, в конце XII века появляется и готический курсив.
/>
готический курсив
А в XIV веке врезультате скрещивания книжного письма и канцелярского курсива возникает новаяразновидность готического шрифта – бастарда (от французского bâtard— смешанный).
/>
бастарда
Готическое письмо напротяжении своей истории имело множество вариантов. Перечислить их все нетникакой возможности. Но, пожалуй, обязательно стоит отметить появившуюся в XIIIвеке в Италии ротунду, выделявшуюся на фоне других разновидностей готикинеобычной округлостью и отсутствием изломов.
/>
готическая ротунда
Интересноотметить, что хотя готический шрифт, как и готическая архитектура в своемсформировавшемся виде появились во Франции, в народном сознании и то, и другое скорееассоциируется с Германией. Возможно потому, что многие виды поздней готикисформировались именно в Германии. Например, напоминавшее своей просторностьюротунду швабское письмо.
/>
швабское письмо
В немецкоязычныхстранах разновидности готического шрифта активно использовались и после эпохисредневековья. Например, шедевр канцелярской эстетики XVII–XVIII веков канцлей(от немецкого Kanzlei — канцелярия), утвердивший красоту бумаги, как высшуюбюрократическую добродетель.
/>
канцлей
Или популярная в тех жеXVII–XVIII веках фрактура, чье название происходит от немецкого Fraktur— излом, перелом, и иногда употребляется в качестве названия готического шрифтакак такового.
/>
фрактура
Эпохе Возрождения так ине удалось поставить точку в истории «варварской» средневековой эстетики. Болеетого, по иронии судьбы стремясь отмежеваться от мрачного средневековья ипостроить новую культуру на основе чистых античных образцов, каллиграфыРенессанса на самом деле лишь возродили доготический, но все же средневековыйстиль письма. Они самозабвенно копировали исполненные каролингским минускуломманускрипты, ошибочно принимая их за подлинники греко-римской античности. Изэтого копирования родился новый шрифт, названный гуманистической антиквой(от латинского antiquus —древний).
/>
гуманистическая антиква
А в деловых кругахренессансной Италии стало употребляться так называемое «торговое» письмо –гуманистический курсив, большинство букв которого исполнялось одним движениемпера. В его основе также лежит каролингский минускул.
1.3 Эпоха возрождения
В конце средневековья,в ХIV в., под влиянием изменившихсяобщественно-экономических отношений феодальный строй начинает распадаться; внедрах его зарождаются капиталистические отношения. Этот перелом влечет засобой рост городов, развитие товарного производства, ремесел и торговли.Усиливается значение нового общественного класса – буржуазии. Буржуазиявыдвинула свою идеологию, враждебную средневековой феодально-церковнойидеологии; в противовес средневековой культуре создала свою культуру. Возникгуманизм – движение образованных людей, выступивших в защиту человека, заразвитие творческих сил и возможностей. Гуманизм проявил повышенный интерес кдревней греческой и римской литературе, философии, юриспруденции. Гуманистысобирали, списывали и сохраняли уцелевшие сочинения античных писателей,возрождали античное искусство.
Этот период,характеризующийся общественно-порлитическим и культурным движением, начавшимсяв Италии в ХIV в., изучениемпамятников античной литературы и искусства, получил название Возрождения. Ростгородского населения, развитие торговли и ремесел вызвали расширение кругаобразованных людей. Расширение образования влекло за собой увеличениепроизводства книг. Поэтому первая половина ХVв. Считается временем наивысшего расцвета производства рукописных книг.
В эпоху возрожденияпроизошло частичное возвращение к каролингскому письму. Это объясняется тем,что большинство классических текстов (манускриптов), привлекавших вниманиегуманистов, было написано каролингским шрифтом. Писцы при копированииманускриптов старательно копировали и характер шрифта.
Так выработалсяновокаролингский, или гуманистический шрифт, появившийся впервые во Флоренции вначале XV в. Этот шрифт имеетокруглые формы и является более совершенной разновидностью шрифта XIв.
Переход от готическогошрифта к гуманистическому объясняется еще и тем, что вся культура Возрождения сее ориентацией на античность прямо противоположна готике.
Вскоре новокаролингскийшрифт, или, как его принято называть, антиква, сделался общепризнанным шрифтомдля манускриптов светского содержания. Существовало два рода антиквы: прямая инаклонная (для быстрого письма). Эти шрифты – прообразы всех шрифтов типаантиквы: прямого (романского) и курсивного («италик»).
В качестве прописныхприменялись буквы римского капитального шрифта, сохранившиеся позже втипографских шрифтах антиква.
Ко времени изобретениякнигопечатания в Европе употребляли около пяти основных рукописных шрифтов,делившихся на две группы: готические и гуманистические шрифты.
Все возрастающаяпотребность в книге заставляла искать более дешевые и скорые способы ееизготовления. Начинаются усиленные искания в этой области. Все техническиепредпосылки для изобретения нового вида производства книги – бумага, уровеньтехнической мысли – к XVв. Были налицо.
1.4 Книгопечатание
Изобретение книгопечатания сыграло огромную рольв социально-политической и историко-культурной жизни человечества.Возникновение книгопечатаниясодействовало становлению и дальнейшему развитию литератур на национальныхязыках, унификации орфографии и графических форм письма, что, в свою очередь,способствовало развитию образования. С появлением книгопечатания печать стала мощнейшимсредством распространения и сохранения идей и знаний, безгранично сильныморужием социальной и идеологической борьбы, научного исследования и развитиякультуры. Материально-техническую основу книгопечатаниюсоставляет полиграфический процесс, который состоит в формированиикрасочного изображения, аналогичного оригиналу, и в передаче этого изображенияна воспринимающую поверхность (например, на бумагу). Книгопечатаниепредполагаетпечатание текста с наборной формы, составленной из отдельных элементов — литер.
Обычно термин «Книгопечатание» применяют, говоря обистории изготовления печатной книги, для современного книгопечатногопроизводства чаще используют термин полиграфия
Первые опыты книгопечатания были предприняты в1041—48 китайцем Би Шэном. Возникновение книгопечатанияв Европе относят к 40-м гг. 15 в. и связывают с именем И. Гутенберга.Металлические наборные литеры изготовлялись путём выдавливания пуансоном вмягком металле углублённого изображения буквы — матрицы и последующей отливки внеё типографского сплава. Литеры располагались в систематическом порядке вячейках кассы наборной. Для собственно печатания был создан ручной печатныйстанок. Гутенберг воспроизводил полиграфическим способом лишь текст.Типографское воспроизведение орнаментики в книге, отпечатанной с набора, былопредпринято немецким печатником П. Шёффером в 1457 на страницах так называемойМайнцской псалтыри. В 1461 в Бамберге типограф А. Пфистер выпускает книги сгравированными на дереве иллюстрациями. Книгопечатаниебыстро распространилось в Европе. Первая так называемая анонимная типография вМоскве возникла около 1553. В 1564 И. Федоров и П. Мстиславец в Москвенапечатали первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол». Напротяжении всего 15 в. параллельно с ксилографией развивается углублённаягравюра на металле. Первый опыт применения таких гравюр в книге сделан в 1475англичанином У. Кэкстоном в Брюгге. Гравированные на металле иллюстрации итекст с наборной формы впервые отпечатал на одном листе флорентийский типографН. ди Лоренцо в 1477. В 16—18 вв. возникают различные способы изготовленияиллюстрационных форм глубокой печати: офорт, мягкий лак, меццо-тинто, акватинтаи др. Реконструкция печатного станка сводилась к механизации отдельныхпроцессов, первоначально выполнявшихся вручную, а также к последовательнойзамене деревянных частей металлическими.
Большую роль в развитиикнигопечатания сыгралатак называемая типометрия — типографская система мер, предложенная французом П.С.Фурнье в 1737 и впоследствии усовершенствованная Ф. Дидо. В конце 18 в.появляются новые способы изготовления печатных форм — торцовая гравюра надереве, изобретённая англичанином Т. Бьюиком, и литография, изобретённая немцемА. Зенефельдером.
Промышленная революцияв Книгопечатаниесвязана с созданием печатной машины (Ф. Кёниг). 29 ноября 1814 на машиневпервые был отпечатан номер газеты «Таймс» (Лондон). Совершенствованиеиллюстрационных процессов в 19 в. шло по линии создания фотомеханическихспособов репродуцирования — фототипии, цинкографии, автотипии, растровой глубокойпечати. В конце 19 в. начинается внедрение в производство наборных иброшюровочно-переплётных машин. Первый патент на наборную машину выданангличанину У. Черчу в 1822. В 1867 русский изобретатель П.П. Княгининскийпостроил первую автоматическую наборную машину. В 1886 немецкий изобретатель О.Мергенталер запатентовал машину линотип. Идея фотографического набора выдвинутав 1894 венгерским изобретателем Е. Порцельтом. Первую фотонаборную машинупостроил в 1895 В.А. Гассиев. В области печатных процессов рубеж 19 и 20 вв.ознаменован появлением машин глубокой и офсетной печати. 20 в. стал в Книгопечатаниепериодомперехода от машин, механизирующих отдельные производственные операции, кавтоматизированным поточным линиям. В начале века полиграфические машиныпереводятся на электропривод. В 30—40-х гг. появляются электрическиеконтрольно-блокирующие и измерительные устройства. В 50—60-х гг. в книгопечатании начинает применятьсяэлектроника. Электронные счетно-решающие устройства произвели подлиннуюреволюцию в наборной технике. Фотоэлектроника рационализировала процессыизготовления иллюстрационных форм, цветокорректуру и цветоделение. Появилисьэлектрические способы формирования изображения (см. Электрофотография).Развиваются бесконтактные электрические способы переноса красочногоизображения. Широкое применение находят синтетические материалы — отфотополимерных печатных форм до пластмассовых переплётных крышек.

2. Письменность и книгопечатание в России
 
2.1 Славянские азбуки
Достоверныесвидетельства о начальных этапах возникновения и распространения славянскойписьменности почти полностью отсутствуют, поэтому представления о ее историиполны разнообразных предположений и даже мифов. Связано это с тем, что самыеранние известные нам славянские памятники письменности были созданы не ранее Хвека нашей эры. Странность заключается в том, что славяне в это времяиспользовали не одну азбуку, а две – кириллицу или глаголицу (1). Кириллицей,например, сделана надпись, высеченная в 993 году на каменной могильнойплите по распоряжению болгарского царя Самуила. Глаголицей написаны Киевскиелистки (Х век), представляющие собой отрывок католической мессы. То, чтообе азбуки славянские, ни у кого не вызывает сомнения, но вместе с темвозникает несколь-ко вопросов, ответить на которые пытается уже несколькопоколений исследователей. Вот они:
· длячего славянам понадобились две азбуки;
· какаяиз азбук является более древней;
· неявляется ли одна из азбук докирилловской;
· каковопроисхождение знаков кириллицы и глаголицы;
· существовалали вообще письменность у славян до миссионерской поездки Кирилла и Мефодия вВеликую Моравию;
· какойбыла эта письменность;
· каковароль солунских братьев в истории славянской письменности;
· кудаделись докирилловские памятники письменности, если они существовали.
За то время, покаразвивается славистика (более двухсот лет), возникло несколько концепций,отвечающих на эти вопросы. Долгое время считалось, что славяне до IX – X веков,то есть до миссионерской поездки Константина (Кирилла) и Мефодия, былибесписьменным народом. Согласно «Житиям» Кирилла и Мефодия, именно они,распространяя среди славян христианство, научили их и письменности, создав дляэтого принципиально новую азбучную систему. В отечественной и зарубежнойславистике такой точка зрения была господствующей до 40-х годов XX века.Наличие двух азбук объяснялось гонениями на учеников солунских миссионеров изапретом употребления распространяемой ими азбуки, в результате чего былаизобретена еще одна азбука, активно использовавшаяся при написании книг. Но ввопросе о том, автором какой из азбук является Кирилл (2), единого мнения ненаблюдалось. И.В. Ягич, В.Н. Щепкин, А.М. Селищев, П.Й. Шафарик полагали, чтоКирилл создал глаголицу, а изобретателем кириллицы является один из учениковМефодия – Климент Охридский; Г.А. Ильинский приписывал авторство кириллицыКонстантину Болгарскому. Й. Добровский, И.И. Срезневский, А.И. Соболевский,Е.Ф. Карский полагали, что Кирилл создал кириллицу, а глаголицу изобрелипозднее в качестве славянской тайнописи, когда славянская письменностьподверглась гонению со стороны католического духовенства. Сторонники обеихконцепций выдвигали веские аргументы в поддержку своих гипотез. Так, чешскийученый Й. Добровский, заложивший основы научной славистики, считал, чтоглаголица возникла в Хорватии не ранее XIV века нашей эры (3). Хорваты, по егомнению, таким образом стремились противостоять Риму и сохранить богослужебныекниги на родном языке. Словацкий ученый П.Й Шафарик утверждал, что первойславянской азбукой была глаголица, которая первоначально носила имя своегосоздателя Кирилла. Позднее название кириллица было связано с болеераспространенной среди славян новой азбукой, поскольку имя Кирилл славянамивоспринималось как имя создателя славянской азбуки вообще. По замыслуКонстантина и Мефодия, азбука должна была стать оригинальной алфавитнойсистемой, так как только это могло обеспечить славянами политическуюнезависимость славянской церкви и от Рима, и от Византии. Кроме того, новаяазбука должна была отличаться от греческого алфавита, так как религия в Моравиии Паннонии исповедалась не по православному (византийскому), а по католическому(римскому) образцу.
Между работами Й.Добровского и П.Й. Шафарика было сделано несколько открытий, которые позволилис большей точностью судить о времени создания кириллицы и глаголицы. В первуюочередь это памятники, найденные и исследованные В.И. Григоровичем во времяпутешествия на Афон. Он обнаружил глаголические памятники XI века – Зографскоеи Мариинское евангелия; греческое житие святого Климента, в которомутверждается, что Климент создал новую азбуку и др. В настоящее время болееранний характер глаголического письма подтверждается целым рядом неоспоримыхфактов.
1. В западных областях,где проповедовали Константин и Мефодий – Великоморавское княжество, Паннония, –кириллица не известна. Все памятники письменности, найденные на этойтерритории, написаны глаголицей. В литературных памятниках, восходящих кВосточной Болгарии, а именно составленных в Преславской книжной школе царяСимеона (X в.), использовалась кириллица, следов глаголицы почти нет.
2. Основным писчимматериалом в средние времена служил пергамен – специально обработанная кожамолодого животного (теленка, ягненка, козленка). Это был очень дорогойматериал, поэтому для его экономии нередко прибегали к использованию старойкниги для записи нового текста, для чего старый, ненужный текст соскабливалиили смывали, а поверх него наносили новый. Такие памятники называются палимпсестами.Первый документ такого рода – Боянский палимпсест (XIII век) – был обнаружен В.И.Григоровичем. В дальнейшем были найдены и другие палимпсесты, среди которыхпреобладают кириллические рукописи, написанные по смытой глаголице.
3. Памятники,написанные глаголицей, как правило, более архаичны по языку, чем те, которыенаписаны кириллицей.
4. В кириллицеиспользуются буквы, обозначавшие звуковые сочетания, которые не былисвойственны славянской речи и могли появиться у славян вместе с заимствованиямине ранее конца IX – начала Х в.:/> ǯ«кси», />Ψ «пси».
5. У славян, как и у греков, не былоарабских цифр. Для передачи числового значения использовали буквы, но подтитлами (надстрочные знаки). В глаголице числовое значение имели все буквы впорядке их следования, а в кириллице – только буквы, взятые из греческогоалфавита, причем числовое значение славянских и греческих букв совпадало.Глаголица
/>[а] = 1
/>[б] =2
/>[в] =3
/>[г] =4 Кириллица
/> = 1 Б не имеет числового значения
/> = 2
/> = 3
Таким образом, еслипорядок букв в глаголице соответствует их цифровому значению, то в кириллицебуква «Б» стоит на втором месте, не обозначая числа «2». Это можно объяснитьтем, что порядок букв кириллицы повторял порядок букв более ранней глаголицы.Однако можно ли себе представить, что довольно сильные государственныеобъединения славян VII – IX веков могли обходиться без письменности, ведь в этовремя они активно взаимодействовали с соседями, имевшими давние письменныетрадиции: вели с ними торговлю, заключали разного рода договоры, воевали сними; да и внутригосударственная административная система к тому времени умногих славян была уже развита значительно? Исследователи полагали, что длясоставления документов в докириллическую эпоху славяне использовали греческийили латинский алфавиты то есть без приспособления знаков этих алфавитов кпередаче собственно славянских звуков. Об этом пишет в своем трактате «Описьменах» и македонский писатель конца IX – начала Х века черноризец Храбр.Тем не менее целый ряд косвенных доказательств свидетельствовал о существованииу славян собственной докириллической письменности. И если упоминаемым в «ЖитииКонстантина Философа» евангелиям и псалтири, написанным руськы письмены, нашлиобъяснение (4), то другие факты подобным образом объяснить трудно. ЧерноризецХрабр утверждает, что славяне использовали особые знаки для счета и гадания:(«ведь прежде славяне не имели книг, но чертами и резами считали и гадали,потому что были язычниками»; по списку 1348 года). Помимо этого свидетельства,ученые обнаружили ссылки на докириллическое письмо у славян в сообщенияхиностранных путешественников и писателей. Так, арабский путешественник Ахметибн-Фадлан во время своего пребывания у волжских болгар в 921 – 922 годах виделобряд погребения русского купца, скончавшегося в Булгарии. Вот как описываетэтот обряд путешественник: «Сначала они развели костер и сожгли на нем тело, азатем они построили нечто подобное круглому холму и водрузили на нем имя этогомужа и царя русов и удалились». Арабский писатель эль-Массуди (умер в 956 г.) всочинении «Золотые луга» утверждает, что он обнаружил в одном из «русских храмов»пророчество, начертанное на камне. Арабский писатель Абуль-Фарадж Мухаммедибн-аби-Якуб (Надин) в своем сочинении «Книга росписи известий об ученых иименах сочиненных ими книг» (987-988) рассказывает о русских буквах, которыевырезались на деревянных дощечках. Наконец, епископ Мерзебургский Дитмар(976-1018) указывает, что в языческом храме города Ретры на славянских идолахбыли начертаны особыми знаками их имена.Таким образом, к середине ХХ века (5)накопилось достаточное количество свидетельств, позволяющих ученым говорить отом, что в докириллическую эпоху у славян существовала своя письменность. В40-50-е годы древним письмом пытались объявить глаголицу (В.И. Григорович, П.Я.Черных) или кириллицу (Е. Георгиев, Е.Э. Гранстрем), в то время как вторуюазбуку предлагали считать изобретением Кирилла. Трудно сказать, каким былодокириллическое письмо и имело ли оно книжную традицию, ведь, насаждаяхристианство, римляне и византийцы стремились уничтожить любые свидетельствабылой культуры. Кроме того, в результате последовательного уничтоженияматериальных свидетельств языческой культуры через целое тысячелетиесохраниться могло немногое, да и к тому, что сохранилось, исследователи всегдаотносились с большой опаской, подозревая в находках обычную подделку.
/>
Рис. 132. Ритуальноекопье из храма Ретры.
В 1768 году врач Д.Гемпель опубликовал заметку (6) о том, что в германской деревеньке Прильвиц (7)на берегу озера Толлензее были обнаружены предметы славянского языческогоритуала: блюда, ножи, копья для жертвоприношений, фигурки богов. Предметысодержали надписи, выполненные руническим письмом. Видимо, именно об этихславянских идолах с начертанными на них именами писал епископ МерзебургскийДитмар в начале XI века. Позднее фигурки были тщательно исследованы и описаны А.Г.Машем, который заказал придворному художнику Д. Вогену сделать точные гравюры,послужившие иллюстрацией к монографии «Богослужебные древности ободритов изхрама Ретры на Толенцском озере. Точнейшим образом скопированные с оригинала ввиде гравюр Даниелем Вогеном, придворным живописцем Стрелица герцогстваМекленбургского вместе с разъяснениями господина Андреаса Готтлиба Маша, придворногосвященника, консистория, советника суперинтенданта Мекленбургского Стрелица».Описывали фигурки из храма Ретры и другие исследователи. В результате былсделан вывод об использовании западными славянами нордических рун, шестнадцатьзнаков которых были не вполне пригодны для точной передачи славянской речи.Позднее были обнаружены и дешифрованы другие Рунические надписи: на камнях,найденных в окрестностях Нойстрелица (начало XIX века), на двух могильныхплитах в польском селе Микожине (1835-36 годы, так называемые микоржинскиекамни).
/>
Рис. 133. Руническиенадписи на микоржинских камнях. Предположительное чтение на камне с изображениемлошади: «воин (кмет) Богдан инавой с» (Я. Потоцкий) или «с мир(ом) бог данвоин(ам) с Литвой» (К. Рогавский). Предположительное чтение на камне сизображением человека: «Прове, Сбир, Кбел» (Я. Потоцкий) или «С мир Провечест», то есть «С миром в честь Прове» (К. Рогавский).
Рунические надписи невызывали сомнений у одних ученых и вызывали бурную критику у других. В «Историигосударства Российского» Н.М. Карамзин, упоминая о рунах на фигурках из храмаРетры, пишет: «Как бы то ни было, но Венеды, или Славяне языческие, обитавшие встранах Балтийских, знали употребление букв надписи состоят в Рунах,заимствованных Венедами от Готфских народов Славяне же Богемские,Иллирические и Российские не имели никакой азбуки до 863 года» (8). ВильгельмГримм обнаруживает в надписях на фигурках из храма Ретры две руны, невстречавшиеся ранее в нордических, и предполагает, что, помимо известного,существовал и другой вариант рунического письма. Сомнения в подлинностидокументов высказывают Й. Добровский, Я. Гримм, К. Левецов, И.И. Срезневский,полагая, что все они являются искусной фальсификацией, изготовленной в XVIIвеке. И.И. Срезневский же пишет о том, что на большинстве обнаруженных фигуроквообще нет славянских надписей.Современные исследователи в основном сохраняютскептическое отношение к существованию рунического письма у славян, хотя и неотрицают наличие у них докириллической письменности. Так, Н.К. Фролов, С.М.Белякова и Л.А. Новикова очень осторожно замечают: «… судя по наличию во всехславянских языках созвучной терминологии письма и счета, можно предполагатьсуществование славянской письменности в эпоху создания племенных союзов славян.Самих памятников дохристианской письменности, к сожалению, до сих пор необнаружено». (9) Напротив, такие исследователи как Г.С. Гриневич, А.И. Асов, В.А.Чудинов отстаивают подлинность рун. В.А. Чудинов, в частности, обосновываетналичие двух вариантов рунического письма на фигурках из храма Ретры,микоржинских надгробных камнях и других находках: германских рун и славянских.Первые должны были стать понятны германцам-завоевателям («… славяне входили всостав скандинавских дружин, основой которых являлись германцы, и,следовательно, писать необходимо было германским способом» (10)), вторые,преследовавшие сакральные цели, должны были понимать только славяне. Помиморунического письма, в докирилловскую эпоху существовали и другие способы записиславянской речи. Один из них – использование латиницы. Примером могут служить «Фрейзингенскиеотрывки» – памятник Х века, представляющий собой перевод с немецкого насловенский молитв «Ave Maria», «Верую» и «Отче наш».
/>
Рис.134. Отрывок из«Фрейзингенских отрывков»
Болгары настоятельнопытаются отыскать так называемую праболгарскую руническую азбуку, которая, поих мнению, легла в основу кириллического письма. Особенно известными в этойобласти являются изыскания Пенчо Новакова и Петра Добрева (11).Безусловно,славяне владели и простейшим способом письма – упоминаемыми черноризцем Храбром«чертами и резами», которые предназначались для ведения подсчетов, календарныхнаблюдений, использовались в качестве знаков принадлежности. «Черты и резы»,нанесенные на ритуальные сосуды и сосуды-календари, были дешифрованы Б.А. Рыбаковым;многочисленные знаки принадлежности находят при археологических раскопках наразличных бытовых изделиях, посуде, печатях; так называемые рабоши – палочки сзарубками в виде специальных знаков, предназначенные для счета, в большихколичествах обнаруживаются в Боснии.Таким образом, сейчас мы можем суверенностью сказать, что в докириллическую эпоху славяне имели письменностьнескольких типов; вероятнее всего, она была не вполне приспособлена для точнойпередачи славянской речи и носила слоговой или рунический характер, сразличными целями использовали славяне и простейшее письмо типа «черты и резы».Распространение у славян христианства явилось политическим шагом как со стороныславян, стремившимися упрочить свое положение в Европе, так и со стороныримско-византийского мира, стремившегося установить свое господство надполучавшими всё большее политическое влияние славянскими народами. Частичноэтим обусловлено практически полное уничтожение древнейшего славянского письмаи быстрое распространение новых азбук среди людей, привычных к письменности.
2.2 Русские почерки
Старшие русские рукописи,написанные вполне выдержанным, типичным полууставом южно-славянского типа, —Киевское Евангелие 1411 г., Слова Исаака Сирина 1416 г. (“Палеографическ.снимки”, изд. Археологическ. Института, 1901 г., табл. XII) и Лествица 1423 —1424 гг. (“Новый Сборник палеографич. снимков” изд. Археолог. Института, 1906г., табл. 22 — 23). Русские рукописи с таким полууставом, относящиесяприблизительно к концу первой половины XV в., — уже обычное явление; врукописях второй половины XV в. такой полуустав уже господствует; рукописипоследующего времени никакого другого полуустава, кроме подобного, уже незнают. Первая и третья строки — из Киевск. Ев. 1411 г. — Вторая — из Апостола1445 г. — Четвертая — из Лествицы 1424 г.
Таким образом полууставюжно-славянского типа, принесенный в Россию вместе с болгарскими книгами,вытеснил существовавшие до него устав и связанный с последним русскийполуустав. Само собою разумеется, рукописи второй половины XIV в. и первой XVв. (очень редко второй XV) представляют большее или меньшее смешение то уставаXIV в., то русского полуустава с полууставом южно-славянского типа. В одних изних преобладают русские формы букв, в других южно-славянские, смотря попривычкам и вкусам писцов. Так, в Полоцком Евангелии конца XIV в. (“Палеографич.снимки”, изд. Археологич. Инст., 1901 г., табл. X), рядом с русскими уставнымиформами букв мы видим южно-славянские полууставные формы букв />(иногда), большого, встречаемсяс буквою; а в Словах Исаака Сирина 1428 г. (те же снимки, табл. XIV), вполууставном письме южно-славянского типа, находим русскую форму буквы />.
В Сборнике СинодальногоАрхива начала XV в. № 1301 стоят рядом русские уставные, />и южно-славянскиеполууставныею Если мы будем сравнивать полуустав южно-славянских и молдавскихрукописей XIV — XV вв. с полууставом южно-славянского типа русских рукописей ХVв., то (если нет примеси из русского устава или русского полуустава) не заметимв последнем ничего нового сравнительно с первым (кроме, конечно, особенностейязыка и орфографии). Лишь в конце XV в. из употреблявшихся раньше в Россииразнообразных полууставных почерков южно-славянского типа начинают получатьзаметное преобладание несколько близких друг к другу, более или менее красивых,с высокими и узкими буквами (в роде почерка Апостола 1495 г. “Палеограф,снимки”, табл. XIX), те, которые потом, в половине XVI в., послужили образцомдля московского печатного шрифта; некоторые же почерки, с низкими и широкимибуквами, в конце XV в. уже выходят в России из употребления.
Со второй четверти XVIв., в течение всего этого столетия, полууставные почерки русских книг довольнооднообразны. Можно в них отметить постепенное уменьшение употребления буквы />(всеверно-русском полууставе XVII в. эта буква уже редкость; вюго-западно-русском полууставе того же века около половины XVII в. она такжепочти уже не встречается). Можно обратить внимание на все более и болеерасширяющееся употребление в них буквы />в форме четыреугольника (известноеоднако и в полууставе XV в.). Можно наконец указать на также все расширяющеесяв них употребление в начале слов букв большей величины, чем соседние, сискривленными концами главных их черт.
Таких букв много вТоржественнике 1554 г. Публ. Библ., написанном в Иосифовом монастыре. Сверхтого, в полууставных почерках второй половины XVI в. не редкость некотораябеглость письма, с примесью к полууставным формам букв скорописных, или изсеверно-русской скорописи, или из юго-западно-русской, смотря по местунаписания рукописи. Полууставные почерки северно-русских книг начала XVII в.ничем не отличаются от почерков тех же книг конца XVI в. Но почерки остальнойчасти XVII века обыкновенно представляются нам или мало красивыми (нам кажется,что перед нами письмо неопытных писцов), или приближающимися к скорописи; впоследних (даже если они очень крупные) большее или меньшее число букв имеетскорописные формы, отчего получается впечатление скорее крупной тщательнойскорописи, чем полуустава. Впрочем есть некоторое число книг даже второйполовины XVII в., писанных прекрасным полууставом (например, Житие АндреяПервозванного 1663 г. и Синодик около 1695 г.; см. “Палеографич. снимки”, 1901г., табл. XXXIX и LVII). Некоторые полууставные почерки XVII в. представляютпрдражание печатному шрифту московских изданий; они переходят в XVIII в, и вэто время у старообрядцев севера России представляют обычное явление (такназываемый поморский полуустав).
Полууставные почеркиюго-западно-русских книг XVI в. и едва ли не всех XVII в. несомненно отличны отпочерков северно-русских книг того же времени.
Мы можем указать наследующее.
Опытный глаз легкоопределяет, какой почерк принадлежит писцу из юго-западной Руси и какой писцуиз Руси московской. Одни из юго-западно-русских почерков XVI и ХVII вв.,принадлежащее, кажется, только южной Руси, очень близки к полууставным почеркаммолдавских книг того же времени (разница между южнорусскими и молдавскимикнигами часто замечается только в орфографии). Другие, XVI в., принадлежащее какюжной, так и западной Руси, более близки к почеркам книг московской Руси, иотличаются от последних главным образом своеобразными утолщениями черт вомногих буквах, как видно из следующих снимков
1) из виленскогоЕвангелия около 1594 г. (“Новый Сборник палеограф. снимков”, 1906 г., табл. 40)и
2) из южно-русскогоПересопницкого Евангелия 1561 г.
Некоторые мелкиеюго-западно-русские почерки XV и ХVI вв. имеют несколько наклоненное (к концустроки) письмо и близки к скорописи; между их буквами встречаются />и />с удлиненными вниз, застроку, передними чертами.
Полоцкая грамота XV в.
Из мелочей не лишнееотметить несколько. Полуустав южно-славянского типа XV в. и начала XVI в.иногда употребляет греческие формы букв, особенно часто греческие. Полууставюго-западно-русских книг конца XVI и всего XVII века любит употреблять крупное />в формелатинского N и крупное />в форме греческого/>. Эти формы переходят вполуустав северно-русских книг в конце XVII в.
Первые две буквы изРиторики нач. XVIII в., а третья из Синодика около 1695 г. В полууставеюго-западно-русских книг с конца XV в. и в полууставе северно-русских книг сконца XVI в. изредка встречается буква э, почти всегда в начале иностранныхслов (в значении нашего э). В XVII в. она — уже сравнительно обычное явление имы ее видим даже в печатной московской грамматике 1648 г. (стр. 45; словоэтимологiа). Полуустав в северо-восточной Руси XVII в. считался по преимуществу“книжным письмом”, т. е. наиболее приличным письмом для книг. Писец Хронографаконца XVII в. (Погодин. № 1444), написавши эту книгу скорописью, извиняетсяпред читателями в том, что он воспользовался не подходящим для книги письмом:“да не вознегодуете на мя о сем и не зазрите мне в сицевых, яко скорописьюнаписах книгу сию”, оправдываясь тем, что “егда растворенный мед от единогососуда пием златою чашею, от того же и сребряною, тако же и древяною илискудельною, не едина ли сладость бывает и веселие”. В виду большего значенияполуустава сравнительно с скорописью, высшие духовные особы в конце XVI и впервой половине XVII в. подписывались на документах полууставом, в то время какмиряне всех чинов (в их числе царь Борис Годунов) и низшее духовенствопользовались скорописью. Так, патриархи Иов и Филарет подписывалисьполууставом; так, на грамоте земского собора кн. Дм. Трубецкому 1613 г.архиепископ Феодорит и другие важные духовные лица подписались полууставом, амиряне скорописью. Названиe “книжное письмо” мы встречаем в московскихдокументах XVII в. не раз. Между прочим, из описи книг царевича АлексеяМихайловича мы знаем, что в 1637 г. ему была поднесена псалтырь, писанная“книжным письмом”; из документа об “построении” книг для царской библиотеки в1672 году (Дополн. к Акт. Ист; VI, № 43, VI) нам известно, что некоторые книгиписались не просто “книжным письмом”, а “книжным большим письмом”, вероятно,тем очень крупным полууставом, который дошел до нас в книге о Сивиллах.
2.3 Русские печатные шрифты
Типографские шрифтыславянских языков развились в результате подражания рукописным шрифтам такназываемой «кириллице». Рисунок кириллицы произошел от смешения греческих буквс буквами северных рун и других алфавитов, например еврейского, буквы которыхбыли нужны для передачи славянских шипящих звуков.
Кириллица существовалав рукописях в виде так называемого устава (рис.;337) и полуустава. Первыерусские печатники шли от полуустава, как это видно из «Апостола», изданного в1564 г. Кириллицей до XVIII в. печаталась в России; все книги — как церковные,так и светские.
Типографские шрифты«гражданской» печати (типа антиквы) появились в России при Петре I в 1707 г.
Пунсоны для первогорусского гражданского шрифта были привезены из Голландии. Некоторые буквы этогошрифта имеют общие черты с эльзевировскими (например, гласные). Некоторые изспецифических букв русского алфавита, для которых не оказалось близких образцовсреди латинского алфавита, получили своеобразный вид: они выделяются своейвысотой — этот признак придает петровским шрифтам характерную особенность.Строчная буква «т» изображалась латинским «т» и имела три штриха; для буквы «з»взято было латинское «s», буква «и» изображалась через «i». В литературныхисточниках обычно указывалось, что гражданский шрифт петровской эпохи являетсяточной копией голландских образцов. Это совершенно не соответствуетдействительности. Как убедительно доказывает в своей работе «Созданиегражданского шрифта в России» А.Г. Шицгал, петровский шрифт является взначительной степени оригинальным русским шрифтом, закономерно развившим наоснове западной антиквы, характерные черты гражданского рукописного шрифта игражданской скорописи конца XVII — начала XVIII вв.
Русские рукописныешрифты славянского типа в процессе общения России с Западом испытывали влияниелатинского алфавита и приобретали новые черты. Следует отметить, чтогражданский шрифт появился еще в 1701 г. — не в виде типографских литер, а вгравированном виде, так что «изобретен» он был отнюдь не в Голландии. Награвированной в Москве Адрианом Шхонебеком карте реки Двины имеется надпись,выполненная гражданским шрифтом, который схож со шрифтом, утвержденным Петром Iв 1710 г. В конце XVIII в. и в первой половине XIX в. в России постепеннопоявляются и начинают господствовать прекрасные шрифты, отлитые Дидо по егорисункам. Затем в Москве и Петербурге изготовляют шрифты словолитни А. Семена иРевильона (по типу шрифтов Баскервиля, Бодони и Дидо).
Во второй половине XIXв. художественное качество шрифтов ухудшается. Появляются те безвкусные шрифты,которые просуществовали вплоть до революции. В конце XIX и начале XX в. русскиетипографии пользовались главным образом шрифтами, созданными немецкимисловолитнями для экспорта в царскую Россию и представлявшими испорченные копиишрифтов Западной Европы.
Попытки создания новогошрифта в 1926 г. не увенчались успехом.
Научно-исследовательскийинститут НКМП РСФСР разработал рассчитанный в основном для газетного наборашрифт египетского типа «эксцельсиор», по типу соответствующего американскогошрифта. Шрифт отличается резким утолщением дополнительных штрихов, а такжеотсечек. В качестве выделительного шрифта к эксцельсиору разработан шрифтегипетского же типа (полужирный «мемфис»). Интересной особенностью шрифта«эксцельсиор» является увеличение (примерно на 1/20) очка овальных букв «о»,«е», «с», которые оптически всегда кажутся меньше прямоугольных (например «п»,«н»). Овальные буквы в этом шрифте чуть выходят за линию шрифта кверху и книзу.Для графической конструкции такой характер овальных букв чрезвычайно ценен. Вгоды Великой Отечественной войны Научно-исследовательский институтполиграфического машиностроения разработал два шрифта: новую газетную гарнитуруи новый шрифт для художественной литературы (не кассового характера). Присоздании второго шрифта художником были использованы положительные качествашрифтов эпохи Петра I. Новая газетная гарнитура значительно превосходит поудобочитаемости обычно употребляемые в настоящее время для набора газет шрифтытипа обыкновенного (1, 2 и 6 гарнитуры). При создании новых гарнитур долженбыть изучен огромный опыт Западной Европы и особенно Америки, накопившийся запоследние 30-35 лет. Художнику-шрифтовику, задумавшему создание новойтипографской гарнитуры, обязательно придется приобрести серьезную теоретическуюподготовку, познакомиться со многими опытами и исследованиями, чтобы установитьнаилучшее начертание каждой буквы.