Теория утилитаризма

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ МЕНЕДЖЕР-ЦЕНТР Реферат по курсу «Этика бизнеса»: «Теория утилитаризма» Выполнила: студентка 4-его курса в/о гр.491 Меньшикова Ю.Г. Проверила: доктор культурологии, профессор Перминова С.В. Санкт-Петербург 2007 Содержание: 1. Введение ….3-4 2.

Этические проблемы деловой жизни …4-3. Этика бизнеса как научная дисциплина ….6-4. Структура этики бизнеса … 8-5. Концепция теории утилитаризма … … 10-6. Развитие идей утилитаризма … 12-7. Актуальность теории утилитаризма …16-8. Заключение ….9. Источники ….1. Введение Исследователи сходятся в одном мнении: современная Россия представляет собой систему, в которой одновременно происходит становление важнейших общественных

подсистем: социльно-экономической, политической, социокультурной, и все они вместе образуют особую переходную модель. Соответственно, этические нормы, принятые в сегодняшней предпринимательской среде, тоже находятся в процессе становления. Стереотипы и нормы экономического поведения периода советской экономики за последние десять лет практически разрушены. Но государство, призванное создавать целостную систему законов и нормативных актов, которые регулировали бы деятельность предпринимателей и чиновников, не внимательно относится

к этическим вопросам становления российского предпринимательства. Если Россия ставит перед собой задачу реформировать общество, то она должна понимать, что экономическая реформа – это еще и реформа морали. Перед Россией стоит задача изменить менталитет людей, соединить этику с бизнесом и сформировать поколение, которое несет ответственность за принятие решений, сознательно рискует, соблюдает договоренности, а затем пользуется благами своей деятельности вместе.
Деловая этика базируется на уважении интересов не только своей фирмы, но и партнеров, клиентов и общества в целом. Данное правило распространяется также на конкурентов – запрещается наносить им ущерб приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним. Уровень организации во многом зависит от степени ориентации руководителей и её рядовых сотрудников в своем поведении и принятии решений на нравственные нормы деловых

отношений. Руководители организаций должны всегда стремиться к повышению уровня этичности деятельности своей организации. А, также повышая свой уровень поведения, руководители подают положительный пример для подражания рядовым сотрудникам. Заботиться надо не только о получении прибыли любой ценой, но и о том, что дает общественности деятельность этой организации или фирмы. Руководителям необходимо стремиться к тому, чтобы каждый сотрудник знал и руководствовался правилами

этики и этическими нормами поведения в организации. Но, несмотря на это многие руководители считают, что попытки этической коррекции делового поведения сотрудников, имеющих значительный жизненный опыт, равно как и опыт работы в других организациях, далеко не всегда успешны. Взрослого человека со сформировавшейся системой ценностей и взглядов трудно переучить. Поэтому многие руководители считают, что более продуктивным является привлечение на работу выпускников

учебных заведений, где была обширная программа обучения основам этики деловых отношений. К сожалению, в нашей стране далеко не все организации придерживаются правил этики и этичного поведения в деятельности. В основном это организации и корпорации, которые уже завоевали признание на рынке. 2. Этические проблемы деловой жизни. Благие намерения у руководителей и участников бизнеса совершенно не являются достаточным фактором для разрешения сложных этических проблем, которые возникают на рабочем
месте. Некоторые замечательные руководители придерживаются строгих моральных принципов в своей частной жизни, но динамика деловой жизни предписывает им иметь дополнительные крепкие моральные принципы, помимо их собственного морального кодекса. «Если человек является владельцем компании, которая не производит никакой продукции и не нанимает никаких работников, то даже в этом случае у такого человека нет возможности забыть об основных моральных стандартах. Любой руководитель часто сталкивается с необходимостью принимать

решения, которые ставят перед ним сложные этические проблемы и в таких ситуациях руководитель не властен изменить что-либо: он вынужден принимать решения, в результате выполнения которых неизбежно пострадают люди; ему приходится идти на сделки, в которых приходится выбирать между равно необходимыми материальными ценностями и следованием устоявшимся моральным принципам; он оказывается в таком положении, что интересы его организации и цели работы входят в противоречие с личными нуждами конкретных служащих или потребителей»

Существует 30 главных этических проблем, с которыми чаще всего сталкиваются менеджеры в процессе своей работы. Вот некоторые из них:  Жадность  Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и проведении проверок.  Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания.  Неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров. 

Условия работы вынуждают людей врать о выполнении ими их работы.  Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может нанести ущерб интересам компании, когда для нее наступают тяжелые времена.  Низкое качество работ и товаров.  Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось.  Противоречия между личными интересами и интересами корпораций. 
Наличие фаворитов.  Принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы.  Невозможность высказать свое возмущение и несогласие при возникновении атмосферы постоянных неэтичных поступков.  Уделение малого внимания семье или личным делам из-за обилия работы.  Перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев. 

Обман служащих с целью получения выгоды для компании.  Оказание негативного влияния на общественный политический процесс путем внесения за взятки изменений в законодательство. Сталкивающиеся с подобными проблемами руководители, часто принимают наиболее безнравственные решения и совершают нелицеприятные поступки, будучи в жизни честными и имеющими самые благие намерения. Современная деловая этика должна основываться на трех важных положениях:

1) Создание материальных ценностей рассматривается как важный процесс; 2) Прибыль и доход рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей; 3) Приоритет при решении проблем, которые могут возникнуть в бизнесе, должен отдаваться интересам межчеловеческих отношений, а не производству продукции. 3. Этика бизнеса как научная дисциплина Деловая этика, или этика бизнеса, сравнительно недавно получила место в системе российского бизнес-образования.

Но отечественных разработок и учебников по данной дисциплине недостаточно, и они слабо отвечают требованиям практического характера. Преобладает декларативность и назидательность, деловая этика преподносится в форме поучений и моральных норм, необходимых в бизнесе (доверие, честность, взаимное уважение), что составляет только часть ее предмета — нормативную этику. Много внимания уделяется этикету (как говорить по телефону, вести себя на переговорах, писать деловые
письма, правильно одеваться и т.п.). В исследованиях же прикладного характера, например, по управлению персоналом, специфика моральных проблем и решений часто не отражена. В итоге получается, что деловая этика — не инструмент для менеджера, а набор заповедей. И вопрос состоит в том, как их использовать в конкретных ситуациях. “Деловая этика в широком смысле – это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться

деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета – ритуализированные внешние нормы поведения”. Само понятие “этичного ведения дел” возникло еще в древности в купеческой

среде. Репутация купца прежде всего отражала общественную моральную оценку его деятельности. Кроме того, параллельно складывался институт меценатства, как форма социальной ответственности собственников-предпринимателей. Однако широкое распространение движение за этичность бизнеса получило лишь в конце XIX – начале XX веков. Все чаще и чаще начинали звучать утверждения о том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше – так называемая “доктрина капиталистической

благотворительности”. Крупнейшие бизнесмены своего времени, такие как “стальной король” Эндрю Карнеги или Джон Д. Рокфеллер тратили колоссальные суммы на социальные программы, строительство публичных библиотек и школ. Безусловно, далеко не все предприниматели придерживались подобных взглядов. В целом, восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за XX столетие прошло (в развитых западных странах) через три этапа:  управление, направленное
на максимизацию доходов (до второй четверти XX века): этичность второстепенна по отношению к прибыльности (период “дикого” капитализма);  попечительское управление (начиная с 1930-х годов): организация заботиться о своих сотрудниках и их семьях постольку, поскольку это в конечном итоге ведет к более высокой производительности и доходности;  социальное управление (начиная с 1960х-70х годов): организация несет ответственность перед обществом в целом и, в частности, перед стейкхолдерами

(группами заинтересованных лиц). В нашей стране можно выделить пять этапов становления этических воззрений в XX веке:  традиционный капиталистический (до 1917г.): меценатство и попечительство считались “хорошим тоном” в традиционных предпринимательских кругах, однако большинство было ориентировано на максимизацию прибыли;  прямое государственное регулирование (1920е годы): извлекаемые в виде налогов (в принудительном порядке) средства направлялись на финансирование социальных программ;

 плановая социалистическая ответственность (1930е-1980е годы): за каждым предприятием закреплялись социальные объекты и программы, а также предписывался план по открытию новых – невыполнение плана каралось государством;  “дикий российский капитализм” (1990е): приоритет отдан получению краткосрочной экономической выгоды любыми средствами, программы социальной ответственности часто принимали характер “прикрытия” незаконных операций;  локальное попечительство (с 2000 года):

крупные предприятия считают своим долгом заботу о местных сообществах, финансируя локальные социальные программы.3 Профессионалы бизнеса и широкие слои общественности разделяют глубокое убеждение в том, что существование высоких этических стандартов в бизнесе приведет к получению всеобщей выгоды. 4. Структура этики бизнеса. В этике бизнеса разрабатывают следующие вопросы:  взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой;  проблема социальной ответственности бизнеса;
 способы повышения этического уровня организации;  влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и т.д. Взаимоотношение между этикой бизнеса и другими областями знаний:1 Этику бизнеса принято разделять на две части: макроэтику и микроэтику. К макроэтике относится та часть этики, которая рассматривает специфику моральных отношений между макросубъектами структуры общества: корпорациями, государством и обществом.

По микроэтикой понимают исследование специфики моральных отношений внутри корпорации, между корпорацией как моральным субъектом и ее работниками, а также учредителями. Между макросубъектами существуют два уровня моральных отношений: 1. горизонтальный (присутствуют моральные отношения между субъектами, имеющими одинаковые характеристики); 2. вертикальный (присутствуют моральные отношения меджу субъектами, которые обладают разными характеристиками

и свойствами). Сюда относят отношения между корпорациями и государством, между корпорациями и окружающей средой. Этические решения на микроуровне принимаются большинством людей. Например: ответственность за свое собственное поведение; принятие решений, касающихся других людей, близких, коллег, небольшого коллектива. Некоторым со временем приходится принимать решения на макроуровне, например участвовать в политической деятельности.

На макроуровне иногда бывает трудно сказать, где кончается этика бизнеса и начинается экономическая теория. Трудно провести анализ взаимодействия этих двух областей знаний, но и не учитывать это взаимодействие нельзя. С одной стороны, этике бизнеса нужно знание экономической теории, если она хочет дать полезные указания тем, кто определяет политику. С другой стороны, экономический анализ не может быть целостным без привлечения социальных и моральных ценностей. Если этик будет иногда рассуждать как экономист, а
экономист – как этик, это и будет проявлением взаимодействия этих двух дисциплин при решении проблем, которые стоят перед деловым сообществом. 5. Концепции теории утилитаризма Одной из самых влиятельных в этике бизнеса является концепция утилитаризма. Основателем этой теории считают Иеремию Бентама (1748-1832). В своих трудах Бентам разрабатывал методику поиска объективных критериев измерения ценностей, которая

должна была обеспечить возможность простого и удовлетворительного с экономической точки зрения определения адекватности социальной политики и общественного законодательства. Морально оправданным считается такое действие, которое в итоге приводит к максимально полезному эффекту. В обобщенной форме принцип утилитаризма формулируется следующим образом: какое-либо действие правомерно с этической точки зрения в том и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия

превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло 6ы быть совершено вместо действия первого. Это вовсе не означает, что правомерно такое действие, которое приносит максимум пользы лицу, его совершающему. Речь идет о том, что максимум пользы получают все лица, оказывающиеся в сфере действия результатов акции (в том числе человек, совершающий данную акцию). Принцип утилитаризма нельзя толковать и в том смысле, что он предполагает необходимость преобладания

положительного эффекта над отрицательным (прибыли над расходами). Согласно этому принципу, в конечном итоге правомерной является такая акция, которая дает наибольшую чистую прибыль по сравнению с другими вариантами. Ошибочно думать, что принцип утилитаризма предполагает необходимость учета только непосредственных и мгновенных результатов наших действий. Напротив, при анализе всех возможных вариантов действий следует учитывать как текущие положительные
и негативные эффекты в виде прибыли и расходов, так и прогнозировать последствия, в том числе любые косвенные результаты. Теория утилитаризма привлекательна во многих отношениях. Ее положения согласуются с критериями, используемыми для интуитивной оценки моральности поведения. Так, когда человек пытается объяснить, почему он “морально обязан” совершить ту или иную акцию, он часто руководствуется соображениями о пользе или вреде, которые его действия могут принести

другим людям. Соображения морали требуют учета интересов всех окружающих наравне с собственными интересами. Используя принципы утилитаризма, можно объяснить, почему некоторые виды деяний считаются аморальными (ложь, супружеская измена, убийство), а другие, напротив – морально оправданными (правдивые высказывания, верность, соблюдение обязательств). Сторонник теории утилитаризма может доказать, что лгать нехорошо потому, что ложь приведет к снижению общественного благосостояния.

Когда люди лгут друг другу, они в меньшей мере способны доверять и сотрудничать. А чем меньше интенсивность доверия и сотрудничества, тем ниже общее благосостояние. Правдивость в общении -позитивный фактор, ибо укрепляет доверие и усиливает сотрудничество, тем самым способствуя укреплению благосостояния. В общем, можно утверждать, что лучшее правило – говорить правду и воздерживаться ото лжи. Сторонники традиционного утилитаризма отрицают тот факт, что действие может

оказаться, безусловно, некорректным. Так, они не согласились бы с тем, что нечестность или воровство безусловно плохи. Если в определенной ситуации нечестное деяние приведет к более благоприятным последствиям, чем какая-либо иная акция, которая может быть совершена этим же лицом в этой же ситуации, то в этом частном случае, согласно теории традиционного утилитаризма, нечестный поступок будет морально оправдан.4 Теория утилитаризма лежит в основе метода анализа расходов и прибыли.
Эту методику используют для определения эффективности инвестиций, путем оценки разности величин нынешней и будущей прибыли и величин нынешних и будущих расходов. Чтобы рассчитать эти показатели, используют значения в денежном выражении всех имеющих место и прогнозируемых эффектов, которые связаны с реализацией этих проектов, причем указанные эффекты рассматривают как в отношении окружающей среды, так и населения. Осуществить такие расчеты не легко, но известны некоторые

способы определения цены таких параметров, как красота леса. Если окажется, что прибыль от какого-либо общественного проекта превышает расходы на него, и если разность величин прибыли и расходов в этом случае выше, чем в альтернативном варианте, то необходимо реализовывать первый проект. В этом подходе использование концепции утилитаризма для определения общественной полезности сводится к расчету соотношения между денежными эквивалентами прибыли и расходов.

Положение теории утилитаризма хорошо согласуется с представлениями о категории эффективности, и хотя имеют различный смысл, тем не менее, их используют для описания возможности производить максимум при известном количестве ресурсов. Т.е эффективна такая операция, реализация которой позволяет обеспечить требуемый выход продукции при минимуме затрат ресурсов. Именно так принято понимать эффективность и с позиций утилитаризма, поскольку в рамках этой теории

правомерным считается такой образ действий, который дает возможность производить максимум прибыли при минимуме расходов. Если в этом определении заменить слова «требуемый выход продукции» на «прибыль», а «затраты ресурсов» на «расходы» – мы получим основную формулу утилитаризма. Таким образом, согласно теории утилитаризма корректный образ действий всегда одновременно является наиболее эффективным.1 6. Развитие идей утилитаризма
Практическое применение положений теории утилитаризма связано с целым рядом проблем, основная из которых состоит в необходимости количественно определить «общественную полезность». Как измерить полезный эффект различных действий по отношению к разным людям и сопоставить полученные результаты, опираясь на соображения утилитаризма? Предположим, что вы и я получили некую искомую должность. Как узнать, какую пользу будет иметь этот факт для вас и для меня?

Каждый из нас может быть уверен, что сумеет извлечь максимум пользы, выполняя свою работу, но так как мы не можем поменяться местами, такая уверенность объективно беспочвенна. Поскольку провести сравнительный количественный анализ ценности отдельных вещей для отдельных лиц невозможно, скажут оппоненты, нельзя определить, можно ли добиться максимальной пользы путем предоставления работы кому-либо из нас. А так как нельзя выяснить, какая акция в данном случае даст максимальный полезный

эффект, нельзя применить и принцип утилитаризма. Кроме того, в некоторых случаях прибыль и расходы измерению не поддаются. Как, например, измерить ценность здоровья и самой жизни? Предположим, что в результате установки дорогостоящей системы вентиляции в цехе удается полностью ликвидировать канцерогенную пыль, в других условиях вызывающую легочные заболевания рабочих. Предположим также, что в результате такого мероприятия продолжительность жизни рабочих увеличится на

пять лет. Как подсчитать стоимость этих лет жизни, как сопоставить ее со стоимостью вентиляционного оборудования и расходами на его установку? Во многих случаях отсутствует возможность прогнозирования размеров прибыли и расходов; иногда их также нельзя оценить количественно. Так, хорошо известно, что невозможно определить доходность или убыточность фундаментальных научных исследований. Положим, речь идет о необходимости определить размер инвестиции в некую научную программу,
реализация которой, возможно, даст какие-то чрезвычайно ценные теоретические результаты, которые тем не менее нельзя будет использовать на практике мгновенно. Какова истинная ценность подобной информации, как измерить эту ценность и сопоставить ее с ценностью таких дел, как возведение дополнительного корпуса в местной больнице или доме для бедных? По мнению критиков утилитаризма, именно “проблемы измерения” сводят на нет любые попытки

сторонников этой теории, придать ей всеобъемлющий характер. Однако сами сторонники утилитаризма считают, что в реальной жизни многие решения могут быть приняты на чисто количественной базе. Наиболее «гибкий» способ количественного измерения прибыли и расходов, сопутствующих принятию решения, базируется на использовании денежного эквивалента. Так, ценность, которую данный объект имеет для данного лица, можно определить по цене, которую оно

готово уплатить за указанную вещь. Если за какую-либо вещь платят вдвое больше, чем за другую, то это означает, что первая вещь вдвое ценнее для покупателя, чем вторая. Чтобы определить, какую ценность имеют те или иные объекты для группы людей, следует узнать среднее значение цены этих объектов при условии, что эти вещи доступны на рынке для любого покупателя. Короче говоря, рыночная цена может служить общим количественным показателем объема прибыли и расходов,

связанных с принятием решения. Получается, что ценность данного объекта можно определить по той цене, которая устанавливается для него при продаже на свободном рынке. Если объект не продается на свободном рынке, можно узнать цену аналогичных объектов, подлежащих продаже. Использование денежного эквивалента позволяет учесть влияние таких факторов, как время и неопределенность. Если денежное выражение ценности (прибыли и расходов) можно узнать только в будущем, то текущее значение
ценности определяют путем введения поправки, учитывающей уровень спроса в настоящий момент. Если объемы прибыли и расходов не являются определенными величинами и могут быть установлены только с известной степенью вероятности, то ценность можно определить путем вычисления произведения объема денежного эквивалента прибыли (расходов) и коэффициента вероятности. Стандартные возражения против возможности использовать денежный эквивалент для измерения прибыли и

расходов основаны на соображении о том, что некоторые блага, в частности жизнь и здоровье, нельзя оценить с помощью денег. Утилитарист, однако, возразит: жизнь и здоровье имеют свою цену в денежном выражении, причем мы сами назначаем эту цену чуть ли не ежедневно. Ведь в любой ситуации, когда мы устанавливаем предельную цену на некоторые объекты, обладающие свойством сокращать риск, которому подвергается наша жизнь, мы тем самым устанавливаем цену нашей жизни.

Предположим, например, что некто хочет уплатить 5 долл. за некий предмет, являющийся средством обеспечения безопасности и позволяющий снизить вероятность гибели от автодорожной травмы с 0,00005 до 0,00004, и считает эту цену предельной. Тогда получается, что данный покупатель фактически оценивает 0,00001 вероятности своего существования в 5 долл а жизнь в целом – в 500 000 долл. Такой акт ценообразования неизбежен и необходим, продолжит свои рассуждения утилитарист, и будет таковым

до тех пор, пока сохранится ряд факторов риска и пока безопасность не повысится по причине появления на рынке других подобных вещей, которые мы можем пожелать приобрести и на которые может быть установлена определенная цена. Утилитарист скажет вам, что в том случае, когда прибыль и расходы нельзя сопоставить на базе рыночных цен, остается возможность применения других количественных показателей: результаты социологических опросов, итоги политических выборов, оценки экспертов, на основании которых можно рассчитать
объемы расходов и прибыли в данном конкретном случае. Таким образом, утилитарист в своей практической деятельности сталкивается с целым рядом реальных количественных задач. Однако все они оказываются по крайней мере частично разрешимыми (при условии применения описанных выше методов). Тем не менее следует отметить, что утилитаризм подвергается критике. Как полагают некоторые критики теории утилитаризма, один из основных недостатков этого учения состоит

в его несовместимости с двумя моральными категориями: право и справедливость. Это означает, что иногда действия с точки зрения утилитаризма морально оправданны, хотя на самом деле они неправедны и результатом их становится нарушение прав человека. Критики утилитаризма доказывают, что данная теория не может быть применена в случаях, когда речь идет о соблюдении социальной справедливости. Предположим, что небольшая группа рабочих-мигрантов, получающих

нищенскую заработную плату, едва обеспечивают возможность существования, выполняя весьма тяжелую работу, которую больше никто не желает выполнять, но которая приносит удовлетворение огромному большинству членов общества, так как последние в результате получают, например, дешевые свежие овощи. Предположим, что чистая прибыль в этой ситуации оказывается больше, чем ущерб от несчастий и боли, которые испытывают люди, принадлежащие к маленькой группе сельскохозяйственных рабочих, и больше, чем

была бы чистая прибыль в случае, если бы тяготы работы на ферме распределялись поровну между всеми. Тогда, согласно теории утилитаризма, сохранение статуса нищих сельскохозяйственными рабочими можно считать справедливым с моральной точки зрения. С точки же зрения критиков теории утилитаризма, социальная система, предусматривающая неравномерность распределения тягот бытия, бесспорно, аморальна и противоречит законам справедливости. Большой объем прибыли, который такая система приносит множеству членов общества,
вовсе не оправдывает того бремени, которое взваливается на плечи представителей маленькой группы населения. Теория утилитаризма учитывает лишь полезность эффекта в отношении общества в целом, но не увязывает этот результат с результатом распределения полученных благ между отдельными индивидами. В ходе полемики с критиками утилитаризма сторонники последнего разработали убедительную и обоснованную теорию, получившую название «норм-утилитаризм». Согласно норм-утилитаристам, процесс этического истолкования

образа действий не должен быть связан с необходимостью определения эффекта максимальной полезности как исключительного ориентира. По их мнению, в этом случае должна решаться задача о соответствии результатов применения рассматриваемого образа действий набору корректных норм морали, которым обязаны следовать все. Если эти нормы требуют реализации какой-либо акции, эта акция должна быть реализована. Корректными нормами морали решено считать такие, которые при их использовании всеми дают возможность

получить максимальную прибыль. Положение теории норм-утилитаризма можно свести к следующим принципам: 1) Какая-либо акция правомерна с этической точки зрения в том и только в том случае, когда необходимость ее реализации продиктована корректными нормами морали; 2) Норма морали корректна в том и только в том случае, когда для всех, кто должен следовать ей, суммарная прибыль оказывается выше, чем суммарная прибыль в результате следования альтернативной норме.

Критики утилитаризма отыскали в положениях теории еще одно слабое место: они считают, что норм-утилитаризм -просто скрытая форма традиционного утилитаризма. По их мнению, законы (правила), допускающие некоторые позитивные отклонения, в итоге позволяют получить больше прибыли, чем законы вовсе без исключений. Но, утверждают они, коль скоро правило имеет исключение, это может привести к тем же несправедливостям и нарушениям прав человека, которые оказываются допустимыми в рамках теории традиционного утилитаризма.4 7.
Актуальность теории утилитаризма Используя принципы утилитаризма, можно объяснить, почему некоторые виды деяний считаются аморальными (ложь, супружеская измена, убийство), а другие, напротив – морально оправданными (правдивые высказывания, верность, соблюдение обязательств). Сторонник теории утилитаризма может доказать, что лгать нехорошо потому, что ложь приведет к снижению общественного благосостояния. Когда люди лгут друг другу, они в меньшей мере способны доверять и сотрудничать.

А чем меньше интенсивность доверия и сотрудничества, тем ниже общее благосостояние. Правдивость в общении -позитивный фактор, ибо укрепляет доверие и усиливает сотрудничество, тем самым способствуя укреплению благосостояния. В общем, можно утверждать, что лучшее правило – говорить правду и воздерживаться ото лжи. Сторонники традиционного утилитаризма отрицают тот факт, что действие может оказаться безусловно некорректным. Так, они не согласились бы с тем, что нечестность или воровство безусловно

плохи. Если в определенной ситуации нечестное деяние приведет к более благоприятным последствиям, чем какая-либо иная акция, которая может быть совершена этим же лицом в этой же ситуации, то в этом частном случае, согласно теории традиционного утилитаризма, нечестный поступок будет морально оправдан. Практическое применение положений теории утилитаризма связано с целым рядом проблем, основная из которых состоит в необходимости количественно определить «общественную полезность».

Как измерить полезный эффект различных действий по отношению к разным людям и сопоставить полученные результаты, опираясь на соображения утилитаризма? Предположим, что вы и я получили некую искомую должность. Как узнать, какую пользу будет иметь этот факт для вас и для меня? Каждый из нас может быть уверен, что сумеет извлечь максимум пользы, выполняя свою работу, но так как мы не можем поменяться местами, такая уверенность объективно беспочвенна.
Поскольку провести сравнительный количественный анализ ценности отдельных вещей для отдельных лиц невозможно, скажут оппоненты, нельзя определить, можно ли добиться максимальной пользы путем предоставления работы кому-либо из нас. А так как нельзя выяснить, какая акция в данном случае даст максимальный полезный эффект, нельзя применить и принцип утилитаризма. Кроме того, в некоторых случаях прибыль и расходы измерению не поддаются. Как, например, измерить ценность здоровья и самой жизни?

Предположим, что в результате установки дорогостоящей системы вентиляции в цехе удается полностью ликвидировать канцерогенную пыль, в других условиях вызывающую легочные заболевания рабочих. Предположим также, что в результате такого мероприятия продолжительность жизни рабочих увеличится на пять лет. Как подсчитать стоимость этих лет жизни, как сопоставить ее со стоимостью вентиляционного оборудования и расходами на его установку? Во многих случаях отсутствует возможность прогнозирования

размеров прибыли и расходов; иногда их также нельзя оценить количественно. Так, хорошо известно, что » невозможно определить доходность или убыточность фундаментальных научных исследований. Положим, речь идет о необходимости определить размер инвестиции в некую научную программу, реализация которой, возможно, даст какие-то чрезвычайно ценные теоретические результаты, которые тем не менее нельзя будет использовать на практике мгновенно.

Какова истинная ценность подобной информации, как измерить эту ценность и сопоставить ее с ценностью таких дел, как возведение дополнительного корпуса в местной больнице или доме для бедных? По мнению критиков утилитаризма, именно “проблемы измерения” сводят на нет любые попытки сторонников этой теории придать ей всеобъемлющий характер. Однако сами сторонники утилитаризма считают, что в реальной жизни многие решения могут быть приняты
на чисто количественной базе. Наиболее “гибкий” способ количественного измерения прибыли и расходов, сопутствующих принятию решения, базируется на использовании денежного эквивалента. Так, ценность, которую данный объект имеет для данного лица, можно определить по цене, которую оно готово уплатить за указанную вещь. Если за какую-либо вещь платят вдвое больше, чем за другую, то это означает, что первая вещь вдвое ценнее для покупателя, чем вторая.

Чтобы определить, какую ценность имеют те или иные объекты для группы людей, следует узнать среднее значение цены этих объектов при условии, что эти вещи доступны на рынке для любого покупателя. Короче говоря, рыночная цена может служить общим количественным показателем объема прибыли и ” расходов, связанных с принятием решения. Получается, что ценность данного объекта » можно определить по той цене, которая устанавливается для него при продаже на свободном рынке.

Если объект не продается на свободном рынке, можно узнать цену аналогичных объектов, подлежащих продаже. Использование денежного эквивалента позволяет учесть влияние таких факторов, как время и неопределенность. Если денежное выражение ценности (прибыли и расходов) можно узнать только в будущем, то текущее значение ценности определяют путем введения поправки, учитывающей уровень спроса в настоящий момент. Если объемы прибыли и расходов не являются определенными величинами и могут быть установлены только

с известной степенью вероятности, то ценность можно определить путем вычисления произведения объема денежного эквивалента прибыли (расходов) и коэффициента вероятности. Стандартные возражения против возможности использовать денежный эквивалент для измерения прибыли и расходов основаны на соображении о том, что некоторые блага, в частности жизнь и здоровье, нельзя оценить с помощью денег. Утилитарист, однако, возразит: жизнь и здоровье имеют свою цену в денежном выражении,
причем мы сами назначаем эту цену чуть ли не ежедневно. Ведь в любой ситуации, когда мы устанавливаем предельную цену на некоторые объекты, обладающие свойством сокращать риск, которому подвергается наша жизнь, мы тем самым устанавливаем цену нашей жизни. Предположим, например, что некто хочет уплатить 5 долл. за некий предмет, являющийся средством обеспечения безопасности и позволяющий снизить вероятность гибели от автодорожной травмы с 0,00005 до 0,00004, и

считает эту цену предельной. Тогда получается, что данный покупатель фактически оценивает 0,00001 вероятности своего существования в 5 долл а жизнь в целом-в 500 тыс. долл. Такой акт ценообразования неизбежен и необходим, продолжит свои рассуждения утилитарист, и будет таковым до тех пор, пока сохранится ряд факторов риска и пока безопасность не повысится по причине появления на рынке других подобных вещей, которые мы можем пожелать приобрести и на которые может быть установлена

определенная цена. И наконец, утилитарист скажет вам, что в том случае, когда прибыль и расходы нельзя сопоставить на базе рыночных цен, остается возможность применения других количественных показателей: результаты социологических опросов, итоги политических выборов, оценки экспертов, на основании которых можно рассчитать объемы расходов и прибыли в данном конкретном случае. Таким образом, утилитарист в своей практической деятельности сталкивается с целым рядом реальных количественных

задач. Однако все они оказываются по крайней мере частично разрешимыми (при условии применения описанных выше методов). Тем не менее следует отметить, что утилитаризм подвергается критике. Как полагают некоторые критики теории утилитаризма, один из основных недостатков этого учения состоит в его несовместимости с двумя моральными категориями: право и справедливость. Это означает, что иногда действия с точки зрения утилитаризма морально оправданны, хотя на самом деле
они неправедны и результатом их становится нарушение прав человека. 8. Заключение Моральные проблемы деловой жизни многообразны и решить их, исходя из позиций только одного направления, вряд ли возможно. В отличие от традиционной культуры, когда господствовала одна этическая система, в современном обществе равноправно сосуществуют различные этические системы, что предполагает разную этическую оценку одних и тех же явлений в сфере бизнеса.

Это особенно важно для России с ее традиционно сложившимся многообразием этических систем (православие, ислам, коммунизм). Идеальных управленческих решений, абсолютно приемлемых для всех заинтересованных сторон, практически не существует. Овладение же стандартными приемами позволяет менеджеру объяснить свое решение заинтересованным сторонам, а последним – оценить качество моральных аргументов. Этичность должна стать неотъемлемой частью существования организации на всех её этапах – в начале проектирования,

в процессе создания, активного функционирования и даже в момент прекращения её существования. В российских компаниях еще несколько лет назад существовала возможность быстрого успеха только благодаря отсутствию конкуренции, отмыванию денег, получению льгот, обману вкладчиков, уклонению от уплаты налогов. Сегодня ситуация меняется, и важным условием быстрого развития бизнеса становятся усвоение и соблюдение принятых в мировой практике этических норм, а также приемов их использования.

В этих условиях большое значение будут иметь отечественные разработки, связанные с этическим обоснованием управленческих решений. В заключение хочется заметить, что глубокое понимание и принятие деловой этики как внутренней нормы сегодня является обязательным для менеджера любого уровня и в особенности – для предпринимателя. Управление будучи весьма специфической деятельностью обязывает руководителей заботиться о пределах и последствиях своих действий. 9. Источники 1.
Петрунин Ю.Ю Борисов В.К. Этика бизнеса: учеб. – 4-е изд перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 352с. 2. Баринов В.А Макаров Л.В. Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2002 3. http://www.dis.ru/manag/arhiv/2002/2/3.h tml 4. «ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ» №3, 1998г