ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Введение
Теориявоспитания — часть педагогической науки, которая рассматривает вопросысодержания, методики и организации воспитательного процесса.
Личностьчеловека формируется и развивается в результате воздействия многочисленныхфакторов: объективных и субъективных, внутренних и внешних, независимых изависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласноопределенным целям.
Целенаправленноеформирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание.
Уже давнопедагогической аксиомой является положение о том, что ребенок не только объектвоспитания, но и его субъект. Однако на практике педагоги редко создают условиядля полноценной реализации указанной закономерности воспитательного процесса.Ребенок, конечно, проявляет себя как субъект воспитательной деятельности, когдаон «относится» к тем или иным факторам, воздействиям на него. Мыимеем в виду, что внешне он может вести себя так, как от него ожидают педагоги,родители, но внутренне его отношение к тому, что и как он делает, может несовпадать с внешним поведенческим репертуаром: внешне он подчиняется, выполняетпоручения, а мотивом деятельности является желание благополучия (страх переднаказанием), тщеславие и т. д. При этом происходит становление совсем не техпсихических новообразований, для развития которых была организованадеятельность. В этом смысле ребенок действительно всегда не только объект, но исубъект воспитания.
1. Цель воспитания
Современнаяпедагогика исходит из понимания процесса воспитания как социальноговзаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений.
Такимобразом, воспитание — процесс целенаправленного формирования личности;специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействиепедагогов и учеников, конечная цель которого — развитие личности, нужной иполезной обществу.
Воспитание,как процесс и как система, имеет ряд особенностей:
– целенаправленность;
– многофакторность;
– сложность;
– длительность;
– непрерывность;
– комплексность;
– вариативностьи неопределенность;
– двустороннийхарактер.
Одним изважнейших принципов воспитания в педагогике является учет возрастныхособенностей. На нем построены все известные педагогические системы. Возрастнаяпериодизация в современной педагогической теории несколько отличается отпериодизации в психологии, поскольку связана с различными типами педагогическихсистем.
Эффективностьвоспитательных воздействий находится в непосредственной зависимости отвосприимчивости человека к воспитанию. Восприимчивость меняется с возрастом:чем младше ребенок, тем он восприимчивее. Но человек подвергается воздействиямвсю жизнь. В зависимости от характера чувствительности люди делятся на тритипа:
1) внушаемый,с высокой чувствительностью ко всяким воздействиям;
2) с высокойизбирательной чувствительностью;
3) с низкимуровнем восприимчивости к любым воздействиям.
Воспитаниекак целенаправленный процесс осложняется следующими обстоятельствами:
– наличиемразнообразнейших влияний на ребенка, часто противоречащих друг другу;
– наличием удетей определенных, уже сложившихся взглядов, стремлений, привычек, вкусов;
— трудностьюизучения внутреннего состояния учащегося;
— вариативностьюрезультатов одного и того же педагогического действия.
Цельвоспитания — результат, будущее, на достижение которого направлены усилияразличных людей и организаций.
Целиподчиняются содержание, организация, формы и методы воспитания.
Выделяютсяцели общие и индивидуальные. При практическом осуществлении цель выступает каксистема конкретных, решаемых воспитанием задач. Задач может быть много: общих ичастных, перспективных и ближайших.
В рамкаходной воспитательной системы цель воспитания одна. Именно цель и средства еедостижения отделяют одну систему воспитания от другой.
Цельвоспитания зависит от ряда объективных причин: закономерностей физиологическогоразвития организма, психического развития, достижений философской ипедагогической мысли, уровня общей культуры, идеологии и политики государства.В любом государстве цели воспитания в школе направлены на укреплениесуществующих общественных отношений.
В настоящеевремя делается попытка реализовать идею независимости воспитания от идеологии,выведения целей воспитания из общечеловеческих
ценностей инорм жизни. Практически воспитание исключается из образовательных учреждений иперекладывается полностью на семью.
Историяпедагогики — это история зарождения, осуществления и отмирания целей воспитанияи педагогических систем. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеютконкретно-исторический характер.
Такимобразом, цель воспитания определяется потребностями развития общества и зависитот способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса,достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностейобщества, учебно-воспитательных учреждений, самих учителей и учащихся.
Воспитаниеосуществляется в определенных условиях, которые должны учитываться прикомплексном подходе к формированию личности. Среди способствующих илипротиводействующих воспитанию факторов можно выделить сложившийся образ жизни,средства массовой информации, особенности коллектива, нормы взаимоотношений,индивидуальные особенности.
Воспитаниекак одна из подсистем целостного педагогического процесса подчиняется его общимзакономерностям:
— зависимостьвоспитания от объективных и субъективных факторов общественной среды;
— единство ивзаимосвязь воспитания с общим развитием личности:
– признаниедеятельности и общения основой и главным источником формирования общественноценных качеств личности;
– связь междувоспитательным воздействием, взаимодействием и активной деятельностью учащихся.
Итак,воспитание — длительный и противоречивый процесс, результаты которого имеютотдаленный характер. Оно начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Сопределенного возраста воспитание сочетается с самовоспитанием.
2. Понятие о содержании воспитания
Содержаниевоспитания — составляют научные факты, понятия, теории о природе, обществе,человеке, то есть знания, на которых базируется общественный опыт, ценности,нормы, идеалы, а также способности, навыки, умения, привычки поведения. Иначеговоря, предметом формирования являются чувства, сознание, отношения, оценки,поведение школьника. В настоящее время смена концепции воспитания вызываетизменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию вРоссии, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития.Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненногосамоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда,политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения,экологическую, художественную, физическую культуру. (Газман О. Вестникобразования, 1991/8).
Под культуройжизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъектасобственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность задействия, умения по самовоспитанию.
Программаформирования базовой культуры школьника во многом совпадает с содержаниемвоспитания в бывшей советской школе. Это естественно, поскольку процессвоспитания не может быть резко перестроен по причинам теоретическим иорганизационным. Неверно было бы также отбросить ценное в опыте классическойсоветской педагогики. Описываемое содержание воспитания в целом, хотя и не вовсем, совпадает с мировой практикой отбора содержания воспитания, то есть стем, как разные общества определяют моральные, гражданские, эстетические идругие нормы, знания, требования к новым поколениям людей.
Например,Тезаурус ЮНЕСКО по образованию содержит термины, говорящие о содержанииэлективных курсов для учеников, которые носят
прежде всегоформирующий, воспитывающий характер. Вот некоторые термины и курсы:нравственное, трудовое, религиозное, эстетическое, музыкальное воспитание,воспитание в духе мира. Санитарное просвещение, куда входит антинаркоманное иантиалкогольное воспитание, физическое, половое воспитание, обучениедомоводству и оказанию первой помощи, обучение домоводству и техникебезопасности.
В Российскихшколах в настоящее время имеются курсы «Основы безопасности жизни»,«Граждановедение», ориентированные на выработку знаний и нормповедения, необходимых в обществе, в семье, на улице, в быту.
3. Результаты воспитательного процесса
Результатывоспитательного процесса — достигнутый личностью или коллективом уровеньвоспитанности. Выявить соответствие воспитанности и планируемых результатовпомогает диагностика.
Критериивоспитанности — это теоретически разработанные показатели уровнясформированное™ различных качеств личности. Данная проблема в педагогикеразработана слабо и является дискуссионной.
Понаправленности, способу и месту применения критерии воспитанности условноделятся на две группы:
1) связанные спроявлением результатов воспитанности во внешней форме: суждениях, оценках,поступках, действиях личности;
2) связанные сявлениями, скрытыми от глаз воспитателя: мотивами, убеждениями, планами,ориентациями.
Содержаниевоспитания — система знаний, убеждений, умений и навыков, устойчивых привычекповедения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленнымицелями и задачами.
В основесовременной теории воспитания, которая должна привести к новому качествуличности, лежат следующие идеи:
– реализм целейвоспитания;
– совместнаядеятельность детей и взрослых;
– самоопределение;
– личностнаянаправленность;
– коллективизм.
Содержаниевоспитания отражает в единстве его общую цель, задачи и направления.
Каждоенаправление воспитания, как имеющее собственную цель, методы, организацию,реализуется в его результатах.
Основныминаправлениями в содержании воспитания являются: умственное, нравственное,трудовое, экономическое, экологическое, правовое, политическое, эстетическое,физическое и пр. воспитание.
Результатомвоспитательной и учебной работы является сформированное научное мировоззрение.Мировоззрение представляет собой целостную систему научных, философских,социально-политических, нравственных и пр. взглядов на мир.
Мировоззрениеопределяет социальную ориентацию, тип поведения и деятельности. С определенныхмировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение.
Субъективнымотражением объективной действительности, результатом усвоения коллективного ииндивидуального опыта людей являются убеждения. Убеждения — это знания,перешедшие во внутреннюю позицию личности. Убеждения выполняют регулятивнуюфункцию, то есть определяют направленность личности, ценностные ориентации,интересы, чувства, поступки.
Проблемавоспитания личности, способной решать на высоком научном уровне современныезадачи, тесно связана с развитием интеллектуальных способностей человека.Развитие творчески мыслящей личности — задача умственного воспитания. Ононаправлено на развитие интеллектуальной культуры, личности, познавательныхмотивов, навыков мыслительной деятельности и осуществляется в тесном единстве сформированием научного мировоззрения. Основные пути умственного воспитания — систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающегообучения, и внеучебная работа по развитию умственной культуры.
Вотечественной педагогике вопросами умственного воспитания много занимались Л.Выготский, Л. Занков, П. Гальперин, А. Матюшкин, Д. Эльконин и др.
Умственнуюдеятельность активизируют познавательные потребности или мотивы, формируемые уучащихся под влиянием педагогов, средств массовой информации, художественной инаучно-популярной литературы. Познавательные мотивы имеют свою градацию ихарактеризуют личностный
смысл учения,действенность мотива, самостоятельность возникновения и проявления, уровеньосознания, степень распространения.
Задачиидейно-нравственного, политического, правового воспитания взаимосвязаны ирешаются в комплексе. Идейно-нравственное сознание личности — формапсихического отражения человеком действительности, выражающаяся в егопредставлениях, убеждениях, которые перерастают в принципы. Данными принципамируководствуются люди, принимая решения и выбирая способы поведения.
Эмоциональнаясторона идейно-нравственной жизни человека проявляется через его чувства.Нравственные чувства характеризуют субъективное отношение человека к другимлюдям, самому себе, общественным явлениям.
Идейно-нравственноевоспитание в учебных заведениях охватывает весь процесс учебно-воспитательнойработы. Все формы обучения воспитывают учащихся нравственно.
Составнойчастью нравственного воспитания является экологическое воспитание. Отношениечеловека к природе имеет глубокий гуманистический смысл и перерастает внравственное отношение к самому себе.
Правовоевоспитание также связано с нравственным и обусловлено нарушениями внравственной и правовой областях. Причины, порождающие антиобщественныепоступки, во многом связаны с низким уровнем правового сознания, невернымипредставлениями о материальных и духовных ценностях общества.
Задачаправового воспитания заключается в том, чтобы довести до сознания учениковтребования правовых норм, добиться, чтобы эти требования приобрел для нихличностный смысл, стали руководством в повседневном поведении.
Более сложнымявляется перевоспитание, которое направлено на перестройку неправильносложившихся взглядов, суждений, оценок
учащихся, напреобразование отрицательных способов поведения, осложняющих развитие личности.Процесс перевоспитания предполагает установление существенных причин отклоненийв нравственном развитии, определение путей, средств, влияющих на перестройкусложившегося стереотипа поведения.
Подгражданским воспитанием понимается формирование комплекса качеств, необходимыхкаждому члену современного общества, а именно: политической культуры, правовойкультуры и культуры межнациональных отношений.
Содержаниеполитической культуры школьника, будущего полноправного гражданина странысоставляет следующее: знание политики, политической системы страны, органовуправления государством, лояльное отношение к политической организацииобщества, умение участвовать в политической жизни страны. Все это является длянекоторой общей системой задач формирования политической культуры учащихся иопределяет содержание и средства такой работы.
Правовуюкультуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательнаядисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основныхзаконов общества и государства, представление о праве, о гражданских правахчеловека и ребенка, в частности. Особенно важной можно считать задачуформирования законопослушности — уважения к закону и стремления его выполнять.Правовое воспитание крайне актуально в условиях роста детской и молодежнойпреступности. Нельзя, однако, думать, что возможно формировать правовуюкультуру, сознание отдельно от нравственности. Правовая культура — часть нравственнойкультуры человека.
Это относитсяи к культуре межнациональных отношений, основное содержание которой состоит вследующем: любовь к культуре своего народа и уважение, терпимость к другимнародам. К задачам формирования культуры межнациональных отношений следуетотнести знание истории,
культуры,искусства своей родины, страны; любовь к своему народу и активное участие всохранении и развитии национальной культуры; знание культур других народовсвоей страны и других государств, уважительное к ним отношение; наконец, умениестроить отношения с представителями других культур и народов на принципахвзаимоуважения и толерантности.
Формированиездорового образа жизни является очень важным в свете современного состояниянравственного индифферентизма и дезориентации подростков. Содержание его недолжно сводиться к «анти», то есть к тому, чего не надо делать. Онодолжно быть построено на утверждении идеала и норм здоровой гармонической исчастливой жизни каждого.
Средствамиформирования здорового образа жизни являются методы убеждения и организациидеятельности детей. На Западе имеются многочисленные программы поантиалкогольному, антиникотиновому, антинаркотическому воспитанию. В России былкурс «Этика и психология семейной жизни», который отчасти выполнял задачиформирования здорового образа жизни. Сейчас в школах России эти задачи частичнорешаются с помощью курса «Основы безопасности жизнедеятельности».Необходима разработка специальных программ, обеспечивающих это направлениевоспитания. Другим важным средством формирования здорового образа жизниявляется организация внеучебной разнообразной деятельности детей, в том числедосуговой, а также общение подростков и личное влияние, пример учителей,взрослых.
К показателямфизической воспитанности относятся развитые двигательные умения и физическоеразвитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическимиупражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнениенравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиямздорового образа жизни.
Эстетическоевоспитание — это развитие способности восприятия и правильного пониманияпрекрасного об искусстве и действительности. Оно
формирует уучащихся систему художественных представлений, взглядов и убеждений, помогающихвыработать критерии эстетических ценностей. Эстетическое воспитание учит умениювносить элементы прекрасного в свою жизнь.
Эстетическоеначало заложено в деятельности человека, направленной на преобразованиеокружающей жизни и самого себя.
Эстетическоевоспитание средствами искусства (художественное воспитание) осуществляетсяразличными путями, соответствующими природе, особенностям каждого из них.
Единаясистема физического воспитания в нашей стране была теоретически разработана,обоснована и апробирована П. Лесгафтом в начале XX в.
Физическоевоспитание направлено на морфологическое и функциональное совершенствованиеорганизма, на закрепление его устойчивости к неблагоприятным условиям внешнейсреды, на предупреждение заболеваний и охрану здоровья.
Способностьчеловека к разносторонней двигательной деятельности обеспечивается гармоничнымразвитием всех физических качеств. Задача же физического воспитания — научитьдетей преодолевать усталость, страх, неуверенность, неприятные болевыеощущения.
Физическоевоспитание осуществляется в учебное и внеучебное время. Основной и обязательнойдля всех учащихся организационной формой являются уроки физической культуры,они предусмотрены учебными программами и составляют основу общей физическойподготовки.
В основесуществования человеческого общества лежит труд. Трудовое воспитаниепредусматривает формирование взглядов, убеждений, норм и правил поведения вобласти трудовых отношений. Принцип соединения обучения с трудом развиваетпреемственность в системе непрерывного образования.
Разные видытрудовой деятельности развивают у учащихся трудовые умения и навыки, волевыекачества. Труд включает учащихся в сложную систему общественных отношений,формирует нравственно-ценностные ориентации.
Цельтрудового воспитания включает в себя: развитие осознанного, творческого,ответственного отношения к труду как первой жизненной потребности; формированиетрудовых навыков; культуры умственного и физического труда;общественно-трудовой активности; подготовку к выполнению необходимых идоступных видов профессиональной деятельности.
Заключение
Воспитательныйпроцесс является частью широкого процесса формирования личности, которыйобъединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, ивоздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания менееизучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смыслеболее сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитаниясостоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологиивоспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношениюк личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психическийплан личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию искладывается собственно психологическая структура личности.
Список использованной литературы
1. БабанскийЮ.К. Педагогика. М. 1990.
2. Ильина Т.А.Педагогика. М. 1994.
3. Лихачев В.Т.Педагогика. М. 1993.
4. Харламов И.Ф.Педагогика. М. 1997.