Теория высших психических функций Л.С. Выготского

Федеральноеагенство Российской Федерации по образованию
Донскогогосударственного технического университета
Кафедра«Философии»
Реферат на тему:
«Теория высшихпсихических функции Л.С. Выготского»
Ст-ка гр. ГПС-21
Хачатурян Кристина
Науч. рук.
доц.
Мозговая Н.Н.
г.Ростов-на-Дону 2010г.

Оглавление
Введение
§1 Теория высших психическихфункций
§2 Становлениепонятия деятельности в истории научной школы Л.С. Выготского
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Лев Семенович Выготский– один из выдающихся русских психологов и философов. Считая первоначально, чтоновая психология призвана интегрироваться с рефлексологией в единую науку,Выготский осуждал рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, онавыносила его за пределы телесного механизма поведения. В статье «Сознаниекак проблема поведения» он намечает план исследования психических функций,исходя из их роли в качестве непременных регуляторов поведения, которое учеловека включает речевые компоненты. Опираясь на положение Маркса о различиимежду инстинктом и сознанием, Выготский доказывает, что благодаря трудупроисходит «удвоение опыта» и человек приобретает способность«строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле».
Марксизм утверждал, чточеловек – природное существо, но природа его социальна, и поэтому рассматривалтелесные, земные основы человеческого бытия как продуктобщественно-исторического развития. Разрыв между природным и культурным привелв учениях о человеке к концепции двух психологий, каждая из которых имеет свойпредмет и оперирует собственными методами.
Для естественнонаучнойпсихологии сознание и его функции причастны тому же порядку вещей, что ителесные действия организма. Поэтому они открыты для строго объективногоисследования и столь же строго причинного (детерминистского) объяснения.
Для другой психологиипредметом является духовная жизнь человека в виде особых переживаний, которыевозникают у него благодаря приобщенности к ценностям культуры, а методом –понимание, истолкование этих переживаний.

§1 Теория высшихпсихических функций
Все помыслы Выготскогобыли сосредоточены на том, чтобы покончить с версией о «двухпсихологиях», которая расщепляла человека. Понимая слово как действие(сперва речевой комплекс, затем-речевую реакцию), Выготский усматривает в немособого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придает особоезначение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структурадушевной жизни человека и его психические функции (восприятие, память,внимание, мышление) из элементарных становятся высшими. Трактуя знаки языка какпсихические орудия, которые в отличие от орудий труда изменяют не физическиймир, а сознание оперирующего ими субъекта, Выготский предложилэкспериментальную программу изучения того, как благодаря этим структурамразвивается система высших психических функций. Эта программа успешновыполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школуВыготского.
В центре интересов этойшколы было культурное развитие ребенка. Наряду с нормальными детьми Выготскийбольшое внимание уделял аномальным (страдающим от дефектов зрения, слуха,умственной отсталости), став основоположником особой науки дефектологии, вразработке которой отстаивал гуманистические ценности.
Первый вариант своихтеоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики вонтогенезе, Выготский изложил в работе «Развитие высших психическихфункций», написанной в 1931 году.
Принципиальноенововведение, сразу же отграничившее его теоретический поиск от традиционнойфункциональной психологии, заключалось в том, что в структуру функции вводилисьособые регуляторы, а именно- знаки, которые создаются культурой.
Знак (слово) –«психологическое орудие», посредством которого строится сознание. Этопонятие было своего рода метафорой. Оно привносило в психологию восходящее кМарксу объяснение специфики человеческого общения с миром. Спецификазаключается в том, что общение опосредовано орудиями труда. Они изменяютвнешнюю природу и в силу этого – самого человека. Речевой знак, согласноВыготскому, это также своего рода орудие. Но особое орудие. Оно направлено нена внешний мир, а на внутренний мир человека и преобразует его. Ведь прежде чемчеловек начинает оперировать словами, у него уже имеется доречевое психическоесодержание. Этому «материалу», полученному от более ранних уровнейпсихического развития (элементарных функций), психологическое орудие придаеткачественно новое строение. И тогда возникают высшие психические функции, а сними вступают в действие законы культурного развития сознания, качественноиного, чем «натуральное», природное развитие психики (какоенаблюдается, например, у животных).
Понятие о функции,выработанное функциональным направлением, радикально изменялось. Ведь этонаправление, усвоив биологический стиль мышления, представляло функцию сознанияпо типу функций организма. Выготский сделал решающий шаг из мира биологии в миркультуры. Следуя этой стратегии, он приступил к экспериментальной работе поизучению изменений, которые производит знак в традиционных психологическихобъектах: внимании, памяти, мышлении. Опыты, которые проводились на детях – какнормальных, так и аномальных, побудили под новым углом зрения интерпретироватьпроблему развития психики.
Новшества Выготского неограничились идеей о том, что высшая функция организуется посредствомпсихологического орудия. Не без влияния гештальтизма он вводит понятие опсихической системе. Ее компонентами являются взаимосвязанные функции.Развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), но целостнаясистема функций. При этом в различные возрастные периоды соотношение функцийменяется. (Например, у дошкольника ведущей функцией среди других является память,у школьника – мышление.)
Развитие высших функцийсовершается в общении. Учтя уроки Жане, Выготский трактует процесс развитиясознания как интериоризацию. Всякая функция возникает сначала между людьми, азатем становится «частной собственностью» ребенка. В связи в этимВыготский вступил в дискуссию с Пиаже по поводу так называемой эгоцентрическойречи. Выготский экспериментально показал, что эта речь, вопреки Пиаже, несводится к оторванным от реальности влечениям и фантазиям ребенка. Онаисполняет роль не аккомпаниатора, а организатора реального практическогодействия. Размышляя с самим собой, ребенок планирует его. Эти «мысливслух» в дальнейшем интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь,сопряженную с мышлением в понятиях.
«Мышление и речь»(1934) – главная, обобщающая книга Выготского. В ней он, опираясь на обширныйэкспериментальный материал, проследил развитие понятий у детей. Теперь напередний плац выступило значение слова. История языка свидетельствует, какизменяется значение слова от эпохи к эпохе. Выготским же было открыто развитиезначений слов в онтогенезе, изменение их структуры при переходе от одной стадииумственного развития ребенка к другой. Когда взрослые общаются с детьми, онимогут не подозревать, что слова, ими употребляемые, имеют для них совершеннодругое значение, чем для ребенка, поскольку детская мысль находится на другойстадии развития и потому строит содержание слов по особым психологическимзаконам.
Важность открытия этихзаконов для обучения и развития маленького мыслителя очевидна. Выготскийобосновал идею, согласно которой «только то обучение является хорошим,которое забегает вперед развитию». В связи с этим он ввел понятие о«зоне ближайшего развития». Под ней имелось в виду расхождение междууровнем задач, которые ребенок может решить самостоятельно или под руководствомвзрослого. Обучение, создавая подобную «зону», и ведет за собойразвитие.
В данном процессевнутренне сомкнуты не только мысль и слово, но и мысль и движущий ею мотив (потерминологии Выготского – аффект). Их интегралом является переживание какособая целостность, которую Выготский в конце своего рано оборвавшегосятворческого пути назвал важнейшей «единицей» развития личности. Онтрактовал это развитие как драму, в которой имеется несколько «актов»– возрастных эпох.
Важное значение вразвитии ребенка Выготский придавал кризисам, которые тот испытывает припереходе от одной возрастной ступени к другой.
Умственное развитиетрактовалось Выготским как нераздельно сопряженное с мотивационным (по еготерминологии – аффективным), поэтому в своих исследованиях он утверждал принципединства «аффекта и интеллекта». Однако реализовать программуисследований, анализирующих этот принцип развития, ему помешала ранняя смерть.Сохранились лишь подготовительные материалы в виде большой рукописи«Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование». Основноесодержание исследования составляет анализ «Страстей души» Декарта –работы, которая согласно Выготскому определяет идейный облик современнойпсихологии чувств с ее дуализмом низших и высших эмоций. Выготский полагал, чтоперспектива преодоления дуализма заложена в «Этике» Спинозы, однакокаким образом удастся перестроить психологию, опираясь на философию Спинозы, онне показал.
Труды Выготскогоотличала высокая методологическая культура. Изложение конкретныхэкспериментально-теоретических проблем неизменно сопровождалось философскойрефлексией. Наиболее ярко это сказалось как в работах о мышлении, речи,эмоциях, так и при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса вначале XX века. Выготский полагал, что кризис имеет исторический смысл. Егорукопись, которая была впервые опубликована только в 1982 году (хотя написана в1927 году), так и называлась – «Исторический смысл психологического кризиса».Этот смысл, как считал Выготский, заключался в том, что распад психологии наотдельные направления, каждое из которых предполагает собственное,несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, закономерен.Преодоление этой тенденции к распаду науки на множество отдельных наук требуетсоздания особой дисциплины «общей психологии» как учения об основныхобщих понятиях и объяснительных принципах, позволяющих этой науке сохранитьсвое единство. В таких целях философские принципы психологии должны бытьперестроены и эта наука должна быть избавлена от спиритуалистических влияний,от версии, согласно которой главным методом в ней должно стать интуитивноепонимание духовных ценностей, а не объективный анализ природы личности и еепереживаний.
Далее нужно отметитьследующее. В культурно-исторической теории психического развития человека,созданной Л.С. Выготским в конце 20-х — начале 30-х гг., им широкоиспользовалось понятие коллективной деятельности, наличие которой вполнеестественно подразумевало и понятие коллективного субъекта (ему соответствовалколлектив детей, соответствовала группа, состоящая из детей и взрослых).Согласно Л.С. Выготскому, индивидуальная деятельность производна отколлективной деятельности. Переход от одного типа деятельности к другомуявляется процессом интериоризации. Так, он писал о том, что психические функциисперва складываются в коллективе в виде отношений детей, затем становятся психическимифункциями личности. Свой общий генетический закон психического развития онформулировал следующим образом: «Всякая высшая психическая функция вразвитии ребенка появляется на сцене дважды сперва как деятельностьколлективная, социальная… второй раз как деятельностьиндивидуальная…». Понятие зоны ближайшего развития, введенное в психологиюЛ.С. Выготским, в определенной мере объясняет содержание процесса происхожденияиндивидуальной деятельности из коллективной.

§2 Становлениепонятия деятельности в истории научной школы Л.С. Выготского
1. Прежде всего следуетиметь в виду, что Л.С. Выготского отличало четкое марксистскоеисторико-социологическое понимание деятельности и ее роли вобщественно-историческом развитии человека. Это понимание сложилось у него ещедо разработки культурно-исторической теории и выразилось, в частности, в егоподходе к социогенезу психических функций.
2. Для Л.С. Выготскогокак психолога возникновение в истории человеческого общества трудовой,орудийной (т.е. практической) деятельности и общения людей означало вместе стем и возникновение у них особой структуры психических процессов. Существенныекомпоненты этой структуры это орудия-средства в форме внешних знаков исловесных значений, опосредствующих и определяющих протекание этих процессов,которые тем самым стали человеческим сознанием. Это было первым шагом Л.С.Выготского и его сотрудников в использовании историко-социологического понятиядеятельности в целях разработки соответствующего психологического понятия.
3. Далее Л.С. Выготскийприступил к решению сложной проблемы связи знаков и словесных значений (т.е.связи сознания) с практическими действиями, он раскрыл генетические корниоречевления этих действий и корни возникновения у речи, включаемой впрактические действия, предметной отнесенности. Это был второй важный шаг Л.С.Выготского в конкретизации и развитии уже психологического понятия деятельностиименно понятия, поскольку соответствующий термин им и его сотрудниками еще неприменялся (этот шаг был сделан в начальный период созданиякультурно-исторической теории).
4. Л.С. Выготский,используя понятия «орудия-средства» и опосредствование, ввел впсихологию, опираясь на социологическую концепцию деятельности, понятиечеловеческого сознания и выявил его исходную психологическую единицу в видевнешних знаков и знаков, имеющих форму словесных значений. Иными словами, ониспользовал важные компоненты реальной деятельности для обнаружения исходнойединицы сознания и тем самым теоретически обосновал его необходимость и функциив человеческой деятельности.
5. Л.С. Выготский какпсихолог не забывал о том, что сознание человека связано с его реальной (т.е.практической) деятельностью, которую он из-за отсутствия адекватного терминаназывал «жизнью» («За сознанием лежит жизнь»).
6. Л.С. Выготскийотрицательно относился к возможности истолкования процесса формирования учеловека словесных значений (или единиц сознания) в качестве ведущей силы егопсихического развития. Такой силой для него выступала лежащая за сознанием«жизнь», или реальная деятельность человека.
Тем самым опровергаетсяверсия о том, что в решении принципиальных вопросов культурно-историческойтеории Л.С. Выготский следовал в фарватере французской социологической школы, аего понимание социальности человека опиралось лишь на «взаимодействиесознания людей» без должного учета исходной практической основы этоговзаимодействия.
7. Однако Л.С.Выготский, сконцентрировав внимание на изучении структуры сознания, оставил втени для него же самого исходную и капитальную проблему порождения сознания впрактической деятельности людей, а тем самым и изучения строения ипсихологических особенностей этой деятельности.
8. Столь же драматичновыглядит и теоретическая попытка (именно незавершенная попытка) Л.С. Выготскогоискать движущую силу психического (познавательного) развития человека в егоэмоциональной сфере, а не в развитии его деятельности. Наличие еесвидетельствует о противоречивости подхода позднего Л.С. Выготского кпроблеме оснований психического развития человека: с одной стороны, такимоснованием выступает деятельность, с другой аффект.
Но не исключено, что вэтом противоречии был и пока еще не установленный нами смысл, связанный с тем,что эмоциональную сферу человека нельзя оторвать от нужд и потребностей егодеятельности (можно предположить, что развитие человека существенно зависит отизменения его потребностно-эмоциональной сферы и, следовательно, от развитиядеятельности).
9. А.Н. Леонтьев сгруппой харьковских сотрудников не пошел в свое время за Л.С. Выготским визучении структуры сознания, не признал развивающей функции эмоций, а вернулсяк идее исследования процессов порождения и развития сознания в практическойдеятельности, к исследованию строения самой деятельности.
Иными словами,подлинным источником культурно-исторической теории можно считать не понятие опредставлениях (даже коллективных, социальных), а понятие о реальной, внешней,или социальной, деятельности.
Таким образом, сложнаяи противоречивая (порой драматичная) история фундаментальных идей научной школыЛ.С. Выготского свидетельствует о внутренней связи культурно-исторической теориии теории деятельности. К сожалению, эта история в развернутом виде пока еще ненаписана, но она очень нужна именно сейчас, когда в гуманитарных дисциплинахсохраняется интерес к этим идеям и проводится их серьезный критический анализ,иногда, к сожалению, с отступлениями от подлинного их содержания.

Заключение
Таким образом, уже всередине 20-х гг. Л.С. Выготский как «очень образованный марксист»имел историко-социологическое понятие о практической, чувственной деятельностилюдей. Более того, он отчетливо понимал роль в ней такого существенногокомпонента, как «орудийность» и «опосредствованность»,положив его изучение в основу исследований своей научной психологической школы.
Роль опосредствования впсихическом развитии человека в той или иной мере изучалась и до сих поризучается почти всеми учениками и последователями Л.С. Выготского (глубоко правбыл А.Н. Леонтьев, который с большим чувством выразился так: «Сказать»опосредствование” — это очень многое сказать”). Подходы кпроблеме опосредствования были и остаются различными, степень интенсивности ееизучения менялась в разные периоды. В настоящее время этой психологическойпроблемой углубленно занимаются, например, Б.Д. Эльконин, М. Коул www.situation.ru/app/j_art_1069.htm - _8._%D0%9A%D0%BE%D1%83%D0%BB_%D0%9C. и другие ученые.
Л.С. Выготский принял всвое время весьма перспективное и фундаментальное решение, которое привело кразвертыванию исследований его коллектива, направленных на изучениефункционирования орудий-средств в процессах мышления, внимания и памяти (вчастности, А.Н. Леонтьев именно в те годы выполнял работу, продемонстрировавшуюроль внешних средств и интериоризации в развитии памяти детей). Этиисследования выявили такую форму психологических орудий-средств, как словесныезнаки, а главное — подвели к сложной проблеме связи этих знаков (или значенийслов) с практическими действиями, с внешней (или внутренней) деятельностью, вкоторых данные средства функционируют. В одной из своих статей того времени Л.С.Выготский, согласно высказываниям А.Н. Леонтьева, сделал «очень важный шагв решении этой трудной проблемы», что имело «фундаментальное…значение для развития понятия деятельности». Здесь, конечно, речь идет ужео психологическом понятии деятельности, которое конкретизирует соответствующееисторико социологическое понятие.
Подлинным источникомкультурно-исторической теории можно считать не понятие о представлениях (дажеколлективных, социальных), а понятие о реальной, внешней, или социальной, деятельности.
Таким образом, сложнаяи противоречивая (порой драматичная) история фундаментальных идей научной школыЛ.С. Выготского свидетельствует о внутренней связи культурно-историческойтеории и теории деятельности. К сожалению, эта история в развернутом виде покаеще не написана, но она очень нужна именно сейчас, когда в гуманитарныхдисциплинах сохраняется интерес к этим идеям и проводится их серьезныйкритический анализ, иногда, к сожалению, с отступлениями от подлинного ихсодержания.
Хотя ранняя смерть непозволила Выготскому реализовать многие перспективные программы, его идеи,раскрывшие механизмы и законы культурного развития личности, развития еепсихических функций (внимания, речи, мышления, аффектов), наметилипринципиально новый подход к коренным вопросам формирования личности. Этосущественно обогатило практику обучения и воспитания детей. Идеи Выготскогополучили широкий резонанс во всех науках, исследующих человека, в том числе влингвистике, психиатрии, этнографии, социологии. Они определили целый этап вразвитии гуманитарного знания в России и поныне сохраняют свой эвристическийпотенциал.

Список использованнойлитературы
1.  МаклаковА. Г. Общая психология СПб, 2001г.
2.  ВыготскийЛ.С. Психология, Москва, 2000г.
3.  ЯрошевскийМ.Г. История психологии от античности до середины XXвека, Москва, 1996г.