ЗАПАДНЫЙМАКРОРЕГИОН (ЕВРОПЕЙСКАЯ РОССИЯ)
Европейская Россия отличается высоким уровнемхоз-го освоения территории, составляющей 25% от площади страны. При снижениидоли в населении России (1926г — 86,3%, 93г — 81,1%) ее произ-ный и научныйпотенциал остается постоянно преобладающим. Здесь производится более 85%пром-ной и с/х продукции, 90% научных исследований. Доля городского населениясоставляет 75%. Сосредоточение науки и наукоемких пром-ных произ-ств в крупныхгородах макрорегиона приобретает особое значение после перехода от кризисногоэтапа к коренной структурной перестройке экономики. В Европейской Россиинаходятся крупнейшие городские агломерации и 12 городов-«миллионеров».
Здесь благоприятные природные условия как дляжизни людей, так и для развития основных отраслей хоз-ва. При структурнойперестройке экономики резко повысится роль наукоемких произ-ств (верхнихэтажей), которые приобретут также и экспортную направленность, при сокращенииудельного потребления и экспорта энергии и сырья.
Развитие экономики в европейских р-нах будетпроисходить преимущественно за счет технического перевооружения действующихпредприятий, закрытия произ-ств с устаревшими технологиями, конверсии военнойпром-ти при сокращении численности занятых в сфере материального произ-ва.Резко возрастет соц. сфера, особенно сфера услуг, где особую роль приобретутмалые предприятия, частные или совместные.
В Западном макрорегионе сформировалиськрупные межрайонные комплексы, объединяющие группы р-нов. Это связано с ихгеогр. особенностями, своеобразием ЭГП, историческими особенностямиформирования хоз-ва и расселения, современными проблемами.
Территория и населениерайонов и их групп в Европейской РоссииРайоны и их группы
Площадь, тыс. км2 Население, млн. чел. (1993г) Доля городского населения, %
Плотность населения, чел./км2 Центральна Россия 918 46,6 76,6 51,0 Северо-запад России 212 9,1 86,0 43,0 Европейский Север 1467 6,1 77,0 4,2 Урало-Поволжье 1360 37,2 74,5 27,0 Европейский Юг 355 17,4 57,0 47,5 Итого 4310 116,4 75,0 26,7
ЦентральнаяРоссия (ЦР)
Центральный, Волго-Вятский,Центрально-Черноземный экон. р-ны.
ЦР— экон. и полит. ядро страны.
Здесь сконцентрирован огромныйнаучно-технический потенциал. В Москве занято 45% всех научных работниковстраны. ЦР готовит кадры высшей квалификации, т.к. здесь сосредоточеныинституты Российской Академии наук и отраслевых академий,проектно-конструкторские организации, концентрируются наукоемкие (в том числеоборонные) и трудоемкие произ-ва. В ее главных центрах после выхода России изкризиса будут решаться задачи отработки новейших технологий.
ЦР — р-н древне- и старорусского заселения(Ростово-Суздальская земля и т.п.), центр формирования Московского, а затемРусского государства, получивший столичные функции (Москва — столица России).
Среди всех р-нов ведущая роль в экономике,науке, культуре, полит. жизни на протяжении всей истории нашей страныпринадлежала р-нам ЦР, особенно Центральному.
ЭГП, природные условия и ресурсы. Наформирование ЦР оказали воздействие прежде всего ЭГП и особенностиисторического развития. Выгодное положение ЦР на водоразделах Волги, Днепра,Западной Двины и Дона в период становления Русского государства и относительнойбезопасности от внешних врагов способствовало быстрому заселению и освоению еетерритории и повлияло на роль Москвы как «собирательницы земли русской». Вдальнейшем экон. подъему и пром-ному развитию способствовало улучшениетранспортных связей с др. частями страны, особенно после создания ж/д(транспортное положение). Преимущества ЭГП, наличие пром-ти и квалифицированныхкадров, столичное положение определили ее роль — организатора индустриализациистраны, а в настоящее время — решающую роль в проведении коренных экон. реформ.
Поверхность ЦР не создала препятствий дляосвоения и заселения территории, для с/х и транспорта. Невысокие возвышенностина западе (Валдайская, Среднерусская, Смоленско-Московская) переходят навостоке в низменности — Верхневолжскую, Мещерскую.
ЦР относительно небогата природнымиресурсами. Бурый уголь, торф, строительные материалы (известняки, глина, песок)и фосфориты, соль начали активно использовать лишь в XX в. Но они толькочастично удовлетворяют потребности р-нов. На севере — лес и водные ресурсы.
Богатство ЦР — железно-рудные ресурсы Курскоймагнитной аномалии. Умеренно континентальный климат с достаточным увлажнениемпозволяет при больших земельных ресурсов, при правильной мелиорации иагротехники получать хорошие урожаи зерновых, льна и картофеля, а на юге — сахарнойсвеклы.
Население. ЦР — территория, где сформировалсярусский народ. Лишь на востоке живут марийцы, чуваши, мордва. Резко преобладаетгородское население. В ЦР в настоящее время около 1040 городских поселений, втом числе 364 города. Важнейшее место среди городов занимаютгорода-«миллионеры»: Москва (8,8млн. чел.), Нижний Новгород (1,4млн.). Вокругних сформировались городские агломерации.
В ЦР более 40 древних городов (Смоленск,Ростов, Муром, Ярославль, Суздаль, Рязань, Курск, Владимир, Москва — 1147г.).Позднее возникли города-крепости на юге ЦР (Воронеж, Белгород). В XVIII в. было основаномного городов; среди них Липецк, Рыбинск, Кинешма. В XIX в. созданы города избывших фабричных сел (Иваново и др.).
Много больших и малых городов создано в советскоевремя.
Сложны проблемы дальнейшего развития наиболеекрупных городов. Они могут решаться лишь совместно с системой городскихпоселений, образующих агломерации, с окружающими их р-нами. В наши дни особоезначение приобретает возрождение малых городов как центров культуры,образования, рекреации, туризма, а также перерабатывающих предприятий АПК, чтопозволит улучшить жизнь российской «глубинки».
Сельское расселение имеет свои геогр.особенности. В северных частях ЦР селения небольшие, на юге крупные села. Ранеепреобладала миграция сельского населения из ЦР, теперь ощущается резкийнедостаток трудовых ресурсов в сельской местности. Начались процессыпереселения части жителей зоны Севера в нечерноземные области ЦР, формированиефермерских хоз-тв, создание поселков и городков для служащих российской армии ичленов их семей в связи с выводом войск из стран Европы и новых независимыхгосударств.
Основное население ЦР — русские. Лишь насеверо-востоке компактно проживают чуваши, марийцы и мордва в нац. республиках.
Хозяйство. Главные черты современного хоз-ваЦР складывались под влиянием ряда факторов:
1. роли ее р-нов какглавных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны;
2. старопромышленногохарактера;
3. наличиявысококвалифицированных кадров;
4. выгодного ЭГП, в томчисле столичного;
5. благоприятныхтранспортных связей;
6. использованияпреимущественно привозного сырья и энергии;
7. формированиясобственной мощной металлургической базы на основе ресурсов КМА;
8. в Москве и городах ЦРбыла создана оборонная пром-ть, защищенная мощной противоракетной обороной.
ЦР специализируется на наукоемкомквалифицированном машиностроении, и в меньшей мере на отраслях,перерабатывающих природные ресурсы в конструкционные материалы (хим.,металлургической, лесной пром-ти), исторически сложившейся здесь легкой(текстильной) пром-ти. Особое место занимают наука и научно-техническоеобслуживание, а также управление, высшее образование, культура и искусство, а впоследние годы туристско-экскурсионная деятельность.
Для машиностроительного комплекса преждевсего характерны:
1. Тесная связь снаучными, конструкторскими и проектными институтами и организациями.
2. Формирование на базекрупнейших машиностроительных заводов и важнейших институтов мощных произ-ных инаучно-производственных объединений.
Машиностроительныйкомплекс ЦР выделяется как разнообразием выпускаемой продукции, так и тем, чтоосновная продукция комплекса предназначена для сей страны. Особое значение длякоренной технологической перестройки самого машиностроения приобретаютстанкостроение, электроника, радиоэлектроника, приборостроение, вычислительнаятехника (Москва, Н. Новгород, Воронеж, Иваново, Рязань). Доля этих наукоемкихпроиз-ств точного машиностроения ЦР в произ-ве страны составляет 1/2.
ЦР специализируется на произ-веэнергетического и электротехнического оборудования (Москва). Здесь производитсяболее 1/4 продукции транспортного машиностроения: автомобили, самолеты (Москва,Смоленск, Н. Новгород, Воронеж), суда (Н. Новгород), оборудование для ж/дтранспорта (Коломна, Мытищи, Тверь). Аэрокосмический комплекс Москвы и еепригородов (Калининград) и предприятия оборонного комплекса Н. Новгорода, Тулы,Владимира и др. городов в настоящее время проходят стадию конверсии, т.е.переходят в значительной мере на выпуск гражданской продукции.
В ЦР производят машины и оборудование длямногих отраслей пром-ти, машины для населения (автомобили, фотоаппараты,пылесосы, часы).
Дополняют машиностроительный комплекспредприятия, производящие конструкционные материалы. Это прежде всего чернаяметаллургия. Основное значение имело формирование металлургии Центра на базекрупнейших в мире ресурсов КМА. Главные металлургические центры — Липецк,Старый Оскол и Тула. В центрах машиностроения — передельная и «малая»металлургия. В ЦР выделяется хим. пром-ть, производящая каучук и шины(Ярославль), волокна (Центральный р-н), пластмассы, удобрения (Подмосковье).
На севере и северо-востоке ЦР получиларазвитие лесная, деревоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная пром-ть,использующая в основном привозное сырье, а также хим. волокна. ЦР сталаосновным в стране производителем всех видов тканей. Главные центры — Москва,Иваново, города Московской (Орехово-Зуево, Ногинск), Ивановской и др. областей.
Топливно-энергетический комплекс использует восновном топливо и энергию др. р-нов. Из местных ресурсов — бурый уголь, торф,гидроресурсы верхней Волги, Свири, Волхова. С востока поступает нефть на НПЗ.
Электроэнергетика включает ТЭС, ГЭС и АЭС(Нововоронежская, Тверская, Курская, Смоленская) и ГАЭС.
Для ЦР, где много р-нов значительнойконцентрации пром-ных предприятий, сосредоточения городских поселений, важнорациональное использование территорий и природных ресурсов, выделение крупныхучастков для рекреации, внедрения новых технологий с безотходными системамипроиз-ств.
АПК ЦР можно географически подразделить натри р-на. Первый р-н связан с черноземными почвами на юге, где производится 10%зерна и картофеля, 20% подсолнечника, половина сахарной свеклы, 8-9%животноводческой продукции (мяса, молока, яиц). На базе с/х создана мощнаяпищевая пром-ть: мукомольная, маслобойная, свеклосахарная, табачная, мясная.
Второй р-н АПК — в междуречье Оки и Волги,где много городов, преобладает пригородное с/х и мощная пищевая пром-ть.
Третий р-н занимает север и запад ЦР, гдезанимаются льноводством и молочным животноводством.
Для обеспечения экономики ЦР и ее городовсырьем и топливом создан мощный транспортный комплекс. Радиально-кольцевойхарактер имеет ж/д сеть, отходящая от Москвы. Автомобильная сеть ЦР взначительной степени напоминает конфигурацию ж/д. Начинается созданиескоростной ж/д Москва—Санкт-Петербург. Намечены реконструкция и развитие новыхавтомагистралей и аэропортов.
Главные водные перевозки Западной зоныосуществляются по Волго-балтийской системе и каналу им. Москвы. Крупнейшая встране система авиалиний расходится от Москвы.
В ЦР, где в старинных городах многопамятников истории и культуры, начинает активно формироваться новая отрасль —туристско-экскурсионная. Близ крупнейших городов создаются санитарно-рекреационныер-ны. Во всех городах все большее место занимает непроиз-ная сфера, а вкрупнейших — управление, наука и высшее образование.
Терр-ная структура расселения и хоз-ва ЦРимеет радиально-кольцевой характер. Вдоль транспортных путей в местахпересечения их кольцевыми трассами сформировались пром-ные узлы.
Столица России — Москва — крупнейшийпром.-транспортный узел, центр науки и культуры, управления нашей страны.Преобладает машиностроение (станкостроение, электротехническое, электронное,транспортное). Из др. отраслей значительна роль текстильной пром-ти,размещенной вдоль реки Москвы, хим., полиграфической.
Радиально-кольцевая структура городадополняется новыми кольцами и радиусами. В перспективе развитие столицыпредусматривает полную реконструкцию пром-ти, научных институтов, городскогохоз-ва. Это позволит ликвидировать непроизводительный труд, ограничитэкстенсивный рост города. В Москве, находящейся на постиндустриальной стадииразвития, не предполагается создание новых пром-ных гигантов. Москва должнастать прежде всего центром науки, культуры, образования, финансовойдеятельности. В городе резко возрастет роль предприятий сферы услуг присокращении числа работающих в пром-ти и строительстве. Особое внимание будетуделено реконструкции центра города, сохранению и восстановлению ценнейшихпамятников архитектуры, истории.
Крупнейшие города — пром-ные центры ЦР:Нижний Новгород расположен в месте слияния Оки с Волгой — центр Волго-Вятскогор-на, Воронеж — главный город Центрально-Черноземного р-на, древний Ярославль,Тула, Смоленск, Рязань. На юго-востоке ЦР крупными пром-ми центрами сталистолицы нац. республик: Чувашии — Чебоксары, Марийской — Йошкар-Ола, Мордовии —Саранск.
Северо-ЗападнаяРоссия (С-З)
С-З Россия — самый небольшой по территориир-н РФ (212тыс.км2) — включает помимо компактной территории вокругСанкт-Петербурга и к югу от него (Ленинградская, Псковская, Новгородская обл.)своеобразный российский остров на западе — Калининградскую обл.
Население р-на — 9,2млн. человек (больше огромногоДальнего Востока) — составляет 6,2% от числа жителей России.
Выгодное на протяжении многих веков ЭГП — наБалтийском море и водных путях (путь «из варяг в греки») — определило ранеезаселение р-на, формирование Новгородской Руси, а затем основание новой столицыРоссии — Санкт-Петербурга (1703г.). Выгоды ЭГП — р-на одного города, каким былранее С-З, росли и в связи с созданием водных соединений на месте волоков, апозднее системы ж/д.
В настоящее время ЭГП С-З определяетсяналичием в р-не крупнейшего российского порта на Балтике (С-Петербург),дополненного на западе Калининградским, его пограничным положением и усилениемсвязей с Центральной Россией (особенно с Москвой) и европейским Севером. С-Зпомимо границы с Эстонией, Латвией и Литвой.
Территория р-на с морским ледниковым рельефомнебогата природными ресурсами (сланцы, фосфориты, строительные материалы,торф). Р-н обеспечен водными ресурсами (многоводные реки, 7тыс. озер, в томчисле Ладожское и Онежское).
Население. С-З р-н преимущественно городскогонаселения (его доля самая высокая в России — 86%). В С-Петербурге проживает 65%городского населения р-на. Среди городов много древних (Новгород, Псков,Великие Луки, Старая Русса), имеющих ценнейшие историко-архитектурныепамятники. Их дополняют архитектурно-исторические ансамбли С-Петербурга и егопригородов, представляющих важную базу для развития туризма, а также памятникикультуры (Пушкинские горы). Сельское население р-на интенсивно выбывало в др.части страны и города.
Хозяйство. С-З р-н специализируется намногоотраслевом машиностроении. Здесь производилось 2/3 турбин и генераторовРоссии (С-Петербург), значительная доля оборудования для АЭС. Морские суда,оптическое и электронное оборудование, значительная доля произ-ва были связаныоборонным комплексом, где в настоящее время осуществляется конверсия. Смашиностроением тесно связаны цв. металлургия (Волхов) и передельные заводычерной металлургии.
На С-З развита хим., лесная, легкая и пищеваяпром-ть. Крупнейшие энергетические мощности близ С-Петербурга: АЭС на Финскомзаливе и тепловые небольшие гидростанции. Р-н снабжается нефтью и газом севропейского Севера, Поволжья и Западной Сибири.
Многоотраслевой экономике р-на соответствуетмногоотраслевая наука (20% научных работников России). Здесь 400научно-исследовательских институтов (360 в С-Петербурге), занятых работами вобласти техники, энергетики, обороны, геологии, проблем Арктики и Антарктики,охраны природы, а также культуры и искусства. С/х р-на специализируется намолочно-мясном животноводстве и льноводстве, а в пригородных р-нах — напроиз-ве овощей, картофеля и птицеводстве.
Санкт-Петербург (Ленинград) — самый северныйиз крупнейших городов мира — второй после Москвы пром-ный и транспортный узел,центр науки и культуры. Пром-ть концентрируется на юге и востоке города.Выделяется машиностроение (энергетическое, оборонное судостроение истанкостроение).
Город раскинулся на островах и берегах Невы.Его памятники истории, культуры и архитектуры, а также бывшие дворцовыепригороды привлекают тысячи экскурсантов.
С-Петербургский порт расширяется. Дляпотребностей России предполагается создание новых крупных портов к западу (наберегу Финского залива). Но их создание требует экол. оценки (экспертизы). ДляС-Петербурга одна из самых сложных проблем экологическая, связанная сзагрязнением вод реки Невы, Невской губы Финского залива и созданием здесьсооружений (дамбы) для предохранения города от наводнений.
Областные центры — Псков, Новгород, пром-ныегорода с ценными историческими памятниками. Калининград (в прошлом Кёнигсберг)— порт, центр рыболовства и пром-ный узел.
ЕвропейскийСевер (ЕС)
ЕС включает крупнейший по территории (1467км2)р-н Европейской России с населением 6,1млн. человек. Плотность населения низкая(особенно в Ненецком а.о. — 0,3 чел. на 1км2). Северные территориир-на интенсивно заселялись, повышена доля молодых возрастов, резко преобладаетдоля городского населения (76%), в Мурманской обл. и Коми республики,интенсивно выбывает население. Это характерно для большинства северных р-новРоссии с преимущественно сырьевой специализацией.
Природные ресурсы. ЕС — важнаятопливно-энергетическая база европейской России: она концентрирует более 1/2 еезапасов топливных ресурсов (нефти, газа, угля в Печорском бассейне, торфа,сланцев), 1/2 лесных и 40% водных ресурсов зоны. Крупные запасы горно-хим.сырья (апатитов на Кольском полуострове и солей в Коми). Значительны ресурсыдля цв. металлургии (нефелины, кианиты, бокситы, медно-никелевые руды), пром-тистроительных материалов и черной металлургии (Карелия, Кольский п-ов).
Хозяйство. ЕС специализируется прежде всегона произ-ве продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажнойпром-ти. Здесь заготовляется 1/4 древесины России, производится более половинывсей газетной бумаги страны и 1/5 часть пиломатериалов.
Развитию лесозаготовок способствует удобноеЭГП р-на по отношению к внутренним потребителям леса и внешнему рынку. Главныецентры лесопиления и целлюлозно-бумажной пром-ти — Архангельск, Сыктывкар,Кондопога. Северо-запад экспортирует пиломатериалы, бумагу. Заготовка древесиныидет в бассейне Северной Двины, вдоль Беломорско-Балтийского канала, ж/дВологда — Архангельск, Котлас-Ухта.
В Кольско-Карельской части р-на хоз-вопредставлено начальными и основными стадиями циклов цв. металлов. Этоалюминиевые заводы (Кандалакша, Надвоицы), Мончегорский медно-никелевый,горно-хим. комбинат «Апатит» на Кольском п-ове и рыбоперерабатывающий в Мурманске.
В северо-восточной части р-на важная проблема— формирование Тимано-Печорского ТПК на базе нефти, газа, угля, леса.
На северо-востоке созданы нефтяные, газовыепромыслы, открыты крупнейшие ресурсы на шельфе Баренцева моря. Ведутсяпроектные работы по освоению крупнейшего на европейском Севере Штокманскогоместорождения газа и др. нефтяных и газовых месторождений. Газ по газопроводу«Сияние Севера» подают к С-Петербургу, Череповцу и в центральные р-ны. Нефтьперерабатывают близ Ухты, часть ее по нефтепроводу направляют в Ярославль иС-Петербург.
В южной части европейского Севера важную рольприобрел центр металлургии и химии — Череповец. Это один из главных фокусовзагрязнения окружающей среды. Поэтому намечаются меры для улучшения охраныприроды и условий жизни жителей города. Центры машиностроения — Вологда иПетрозаводск дают оборудование для лесной, целлюлозно-бумажной и др. отраслейпром-ти.
АПК развит слабо, хотя исторически это былважнейший р-н российского молочного животноводства и маслоделия. Эти отраслихарактерны для бассейнов Северной Двины и Сухоны. Льноводство характерно на юге,а оленеводство — в тундровой зоне.
Крупнейшие города европейского Севера —порты: город-герой Мурманск — центр рыбной пром-ти и арктического судоходства иАрхангельск — центр лесоперерабатывающей пром-ти.
Близ Архангельска создан крупнейший оборонныйцентр, производящий атомные подводные лодки, — Северодвинск. В настоящее времяздесь производится конверсия военного произ-ва: предполагается наладить выпускплатформ, с которых будут добываться нефть и газ на шельфовых участкахБаренцева моря.
На Кольском п-ове и вблизи Мурмансканаходятся базы Северного военно-морского флота России. Роль северных портовбудет возрастать для внешней торговли России в связи с уменьшением числароссийских портов на Балтийском и Черном морях. Намечается постройка новой ж/диз Карелии к портам Финляндии. На европейском Севере близ г. Плесецка действуетроссийский космодром.
ЕвропейскийЮг (Северный Кавказ)
В общегосударственном разделении труда р-нвыделяется отраслями АПК, ТЭК, машиностроительного комплекса. Он широкоизвестен в нашей стране и за рубежом как р-н курортов и туризма.
Хозяйство. Более 50% продукции европейскогоЮга дает АПК. Территория неравномерно обеспечена водными ресурсами лучшеобеспечены влагой западные части, северо-восток и восток р-на засушливы.
Главные с/х культуры — озимая пшеница,кукуруза и рис. Пшеницу выращивают в Сальских степях, на кубано-приазовскихравнинах и в Ставрополье, кукурузу — в предгорных и горных р-нах, рис — внизовьях рек. Среди технических культур главные — подсолнечник (Краснодарский край)и табак (Черноморское побережье). Европейский Юг — р-н виноградарства (НижнийДон, Дагестан, Черноморское побережье).
Животноводство многоотраслевое. Особоезначение имеет тонкорунное овцеводство (Ростовская обл., Ставропольский край иравнины Дагестана).
В р-не есть почти все отрасли,перерабатывающие с/х сырье: овощефруктовые, масложировые заводы, произ-во муки,круп, мясной продукции.
Близость металлургической базы и удобныетранспортные связи определили развитие металлоемких произ-ств машиностроительногокомплекса. Центр атомного машиностроения — Волгодонск (завод «Атоммаш»).Большая часть электровозов России выпускается в Новочеркасске. Развито приборо-и станкостроение. Важнейшая отрасль хоз-ва — с/х машиностроение. Здесьпроизводится 80% зерноуборочных комбайнов страны (Ростов-на-Дону, Таганрог),машины для возделывания винограда, табака, оборудование для пищевой пром-ти.
Топливно-энергетический комплекс хорошообеспечен собственными ресурсами. Предгорная полоса имеет запасы природногогаза и нефти. В р-не находится восточное крыло Донецкого угольного бассейна.Значительны гидроресурсы горных рек. Имеются геотермальные ресурсы.
Добываемый природный газ поставляется в др.р-ны европейской части страны. Часть его идет на собственные ТЭС. На рекахработают ГЭС. Построена Ростовская АЭС.
Общегосударственное значение приобрелокурортное хоз-во (Пятигорск, Сочи, Анапа и др.).
В связи с большим расходом пресной водыКубани и Дона (для орошения) изменилось качество воды в Азовском море иухудшился породный состав рыбы. В связи с этим в р-не необходима система работпо улучшению экол. ситуации.
Урало-Поволжье(У-П)
У-П расположено вдоль восточной оконечностиевропейской части России. Площадь 1360тыс.км2 (8% российскойтерритории), население 37млн. человек (25% населения России).
Отличительная черта У-П — положение на«стыке» природных и экон. зон. Она определяет многие особенности хоз-ва даннойтерритории.
Оба р-на имеют исключительно выгодное ЭГП.Соединяя экон. зоны страны, они обеспечивают бесперебойность ее внутреннихсвязей и экон. единство.
Пять природных зон, сменяющих друг друга ссевера на юг, обусловливают огромное разнообразие природных условий.
Природные ресурсы У-П разнообразны, т.к.приурочены к различным тектоническим структурам.
Запасы некоторых полезных ископаемых (рудчерных и цв. металлов, нефти) в настоящее время истощаются. Поэтому большоеколичество сырья и топлива ввозится. В некоторых р-нах ведутсягеологоразведочные работы. Так, обнаружены новые залежи руд на Северном Урале,оренбургский и астраханский газ.
Важная проблема — водная. Она связана снеравномерным распределением водных ресурсов и обилием водоемких и загрязняющихводу произ-ств (металлургии, химии и др.). Для решения водной проблемы,сохранения чистоты рек У-П создаются очистные сооружения и системы оборонноговодоснабжения предприятий. Строятся крупные водохранилища и пруды. Их сейчасболее 300.
Население. У-П расположено в пределахосновной зоны расселения и хоз-го освоения, поэтому его развитию способствуетхорошая обжитость территории. Плотность населения в три раза выше средней вРоссии.
Но на севере и юге региона она ниже, чем вцентральной части. Подавляющая часть жителей (74%) — горожане. Крупные города игородские агломерации как бы нанизаны на природные рубежи: Волгу с притоками,Уральский хребет. Это делает У-П непохожим на др. р-ны страны.
Квалификация трудовых ресурсов У-П высока.Поволжье обеспечено трудовыми ресурсами. На Урале их недостаток.
Хозяйство. Урал и Поволжье как бы роднит рольв нар. хоз-ве России. По величине производимой продукции они занимаютсоответственно второе и третье место среди р-нов страны. Здесь расположеныкрупнейшие центры научно-технического прогресса и пром-ные узлы (Уфа, Пермь,Екатеринбург, Челябинск, Казань, Самара и др.).
В У-П сформировались и достигли высокогоуровня развития все основные межотраслевые комплексы. Пром-ть р-нов, имеяопределенные общие черты, довольно существенно различается.
АПК Поволжья играет общероссийскую роль, аУрал ввозит продукты питания. Специализация с/х меняется как с севера на юг,так и с запада на восток.
В северных и горных р-нах Урала встречаютсятолько очаги земледелия и животноводства. В Поволжье и Предуралье, к северу отКазани, развиты льноводство и молочно-мясное животноводство. К югу, до широтыКуйбышева, расположен зерновой р-н (рожь, озимая пшеница) с мясомолочнымживотноводством. От Куйбышева до Волгограда — посевы яровой пшеницы, кукурузы,подсолнечника, горчицы и многоотраслевое животноводство (молочно-мясное,свиноводство, птицеводство). К югу от Волгограда расположены овцеводческиехоз-ва. В Волго-Ахтубинской пойме — овощебахчевой (арбузы, кабачки, помидоры)р-н.
На юге Уральского р-на и в Зауральевсероссийское значение имеет произ-во зерна. Основное население Урала занято впром-ти, а зерновые культуры менее трудоемкие, чем технические или огородные.
В У-П расположены крупные заводы по произ-вупродукции для АПК. Тракторы выпускаются в Волгограде и Челябинске, орудия дляобработки и поливки почвы — в Кургане и Ульяновске, животноводческая техника —в Перми. Значителен выпуск минеральных удобрений: калийных (Соликамск,Березники), азотных (Салават, Тольятти), фосфорных (Пермь).
Из отраслей, перерабатывающих с/х сырье,выделяются мукомольно-крупяная пром-ть, размещенная в приволжских городах и набольших ж/д станциях, а также маслобойная из семян подсолнечника и горчицы.Основа транспортного комплекса У-П — Волжская речная система и пересекающие ееж/д. Волга — центральное звено Единой глубоководной системы европейской частиРоссии. Но этот путь сезонный. Из-за огромного потока транзитных грузовширотные ж/д сложно использовать для внутренних связей. Поэтому для собственныхнужд У-П важны меридиональные транспортные пути. Однако их недостает. Важныйэлемент транспортной системы — трубопроводный и электронный транспорт.
Уральскийрайон
Это типичный пром-ный р-н. Насыщенностьпром-тью в три раза больше общероссийской. Основа уральского хоз-ва — двавзаимосвязанных комплекса: конструкционных материалов и машиностроительный.
Черная металлургия — старейшая отрасль р-на.Она развивается преимущественно на привозном сырье. Ввозится коксующийся уголь(Кузбасс, Караганда) и 50% используемой руды (КМА, Кустанай). Крупнейшеесобственное месторождение — Качканарское — обладает бедными, нолегкообогатимыми рудами. Основные металлургические комбинаты — Нижнетагильский,Магнитогорский, Челябинский, Орско-Халиловский.
Проблемы цв. металлургии схожи с проблемамичерной. Главная — недостаток сырья, ввозимого из др. р-нов страны. Урал —второй по значимости р-н медной пром-ти (Красноуральск, Медногорск). На Уралевыплавляются алюминий, никель, магний, цинк. Перспективы развития отраслисвязаны с комплексным использованием руд цв. металлов.
Урал — один из ведущих р-нов хим. пром-ти.Это крупный поставщик минеральных удобрений, прежде всего калийных (Березники,Соликамск). В Уральском р-не есть также предприятия содовой пром-ти (Березники,Стерлитамак), коксо- (Березники, Губаха), нефте- (Уфа, Салават, Стерлитамак,Туймазы, Пермь), газо- (Оренбург), лесохимии.
В лесной пром-ти р-на ведущая рольпринадлежит целлюлозно-бумажному произ-ву.
По уровню развития машиностроительногокомплекса Уральский р-н занимает второе место в России после Центрального. Вразмещении машиностроения выделяется горнозаводская полоса с традиционнымиуральскими отраслями: тяжелое, транспортное, энергетическое машиностроение(Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск). Подобная география объясняетсятяготением предприятий к металлу и мощным ж/д магистралям. Машиностроение Пред-и Зауралья менее металлоемкое.
АПК базируется на произ-ве зерна и развитомживотноводстве.
Основные элементы терр-ной структуры хоз-ва —две меридиальные полосы: Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург.
Поволжскийрайон
Ядро хоз-ва р-на составляют несколько тесновзаимосвязанных межотраслевых комплексов: машиностроительный, конструкционныхматериалов, топливно-энергетический.
Центральное место принадлежитмашиностроительному комплексу. Поволжье — автомобильный «цех» страны. Автозавод«ВАЗ» (Тольятти) производит легковые автомобили, Камский комплекс автозавода —большегрузные автомобили, Ульяновский автозавод — вездеходы «УАЗ», в Энгельсеизготавливаются троллейбусы. Машиностроение Поволжья сосредоточено в пром-ныхузлах (Самара, Саратов, Волгоград и др.).
Среди отраслей, производящих конструкционныематериалы, ведущая — хим. пром-ть. Она представлена горно-хим., добывающейсеру, поваренную соль, химией органического синтеза, которая развивается набазе нефтегазовой пром-ти вблизи нефтеперерабатывающих предприятий и источниковэлектроэнергии, а также произ-вом и переработкой полимерных материалов.Выпускаются каучук и полиэтилен, удобрения и кинофотопленка, резиновые изделияи бытовая химия. Крупнейший в России производитель каучука и изделий из него —Нижнекамский нефтехим. комбинат. Др. крупные центры — Тольятти, Волжский,Самара.
Разнообразен топливно-энергетическийкомплекс. Ведущее звено — добыча нефти. Она в Поволжье обходится дешевле, чем вдр. местах России, за исключением Западной Сибири. Поволжье — важнейший р-ннефтеперерабатывающей пром-ти России. Здесь перерабатывают не только свою, но итюменскую и мангышлакскую нефть. Предприятия расположены главным образом вКуйбышевской обл.
Поволжье специализируется на произ-веэлектроэнергии. Создание энергосистемы европейской части России стало возможнотолько благодаря строительству Волжских гидроэлектростанций. ПостроенаБалаковская АЭС.
АПК Поволжья имеет большое значение для всейРоссии. Дельта Волги и Каспийское море — важные р-ны рыболовства.
Основной элемент терр-ной структуры хоз-ва —крупнейшие пром-ные узлы, расположенные вдоль Волги.
ВОСТОЧНЫЙМАКРОРЕГИОН РОССИИ
Восточный макрорегион занимает площадь12,8млн.км2. Это более половины (75%) страны и в то же времязначительно больше территории любой страны мира. Здесь проживает 32млн. человек(всего 22% населения России).
Огромная территория Восточного регионаконцентрирует основные топливно-энергетические и сырьевые ресурсы страны, сталаосваиваться последовательно с запада на восток.
Разнообразие ЭГП, природных условий и ресурсовотдельных частей Восточного макрорегиона в значительной мере определяет егоэкон.-геогр. своеобразие, проблемы и перспективы развития. ЭГП частейВосточного макрорегиона существенно различается. Разнообразные ресурсы ЗападнойСибири (газ, нефть, уголь) активно используются в западных р-нах. ДальнийВосток в силу его чрезвычайной удаленности (от Москвы до Владивостока9,5тыс.км) может отправлять на межрайонный обмен лишь наиболее ценные илиостродефицитные для страны ресурсы (цв. и редкие металлы, рыбопродукты). В тоже время массовая продукция лесной, угольной и др. отраслей пром-ти ДальнегоВостока имеет большое значение для внешней торговли страны.
Резко различаются северные и южные р-ны.Обширные территории Севера с суровыми условиями природы слабо заселены иосвоены. Зона Севера занимает более 1/2 территории Западной Сибири, 2/3Восточной Сибири и более 3/4 Дальнего Востока. Зона Севера нормативна. Этозначит, что все затраты (нормативы) оцениваются здесь в зависимости отсуровости природы и удаленности территории от освоенных р-нов. Удорожание всехработ на Севере в 2-5 раз. В последние годы наблюдается отток населения сазиатского Севера, т.к. общий кризис в стране особенно сказался на ухудшенииусловий жизни людей в северных р-нах с сырьевой специализацией.
Строительство ведется в условиях многолетнеймерзлоты, обширных болот, сильнейших зимних морозов.
Северные территории макрорегиона чрезвычайнобогаты природными ресурсами, но здесь легкоранима природа. На азиатском Севереконцентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны, запасов спелойдревесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов, преобладающая доля цв. иредких металлов, запасы хим. сырья.
Население. За последнее столетие населениеВосточной зоны быстро росло как абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнениис населением страны): в 1897г. — менее 6млн. человек, в 1926г. — 12,3млн.человек, в 1990г. — 32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка.Население концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали.В то же время темпы заселения были высоки, особенно в зоне Севера. Например,если в 1925г. в Ханты-Мансийском а.о. проживало около 40тыс. человек, то в1990г. — более 1,3млн. человек.
В Восточном макрорегионе резко преобладаетгородское население, составляя в целом 74%; при этом на Дальнем Востоке онодостигает наивысшего уровня — 76%.
В настоящее время здесь расположено около 230городов и более 600 поселков городского типа — одно-функциональных поселений,связанных в основном с добычей природных ресурсов. Это также отражает егоспецифику.
На Востоке есть города-«миллионеры»(Новосибирск — более 1,4 млн. человек и Омск — более 1,2млн. человек).
Роль Восточного макрорегиона в экономикеРоссии постоянно возрастает.
Хозяйство. Восточный макрорегион — главнаятопливно-энергетическая база страны, основной производитель алюминия, поставщикруд цв. металлов, рыбы и лесопродуктов. В перспективе добыча ресурсов не будетвозрастать. Она должна сопровождаться их глубокой комплексной переработкой.Здесь в перспективе должны динамично развиваться энергоемкие и малотрудоемкиеотрасли машиностроения при глубокой конверсии оборонных предприятий.
Восточный макрорегион при его громаднойтерритории слабо обеспечен транспортом. Поэтому именно здесь осуществлялоськрупное транспортное строительство (БАМ, дороги на западносибирский Север,Амуро-Якутская магистраль — АЯМ и др.).
Современное геополитическое и экон.-геогр.положение России, усложнение связей через порты Балтийского и Черного морей,ставшие портами независимых государств, увеличивают значение портов ДальнегоВостока. Возрастание роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона длявнешнеэкономических связей России еще более усиливает их значение.
При дальнейшем развитии экономики,учитывающем интересы охраны природы, формировании новых ТПК в Восточной зонетребуется опережающее развитие транспорта, соц. сферы, а также научных баз вСибири и на Дальнем Востоке на основе крупных академических центров —Новосибирска, Томска, Красноярска, Иркутска, Владивостока, Хабаровска, а такжеконверсии научных центров оборонного профиля.
В Восточной зоне три р-на: Западно-Сибирский,Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Все они различаются масштабами и степеньюзаселенности, а также освоенности территории.
Территория и населениерайонов Восточного макрорегионаКрупные районы
Территория, млн. км2 Население, млн. чел (1993г) Доля городского населения, %
Плотность населения, чел./км2 Западно-Сибирский 2,4 15,2 73 6,2 Восточно-Сибирский 4,1 9,2 72 2,2 Дальневосточный 6,2 7,9 76 1,3 Восточная зона 12,7 32,3 73,2 2,5
Западно-Сибирскийрайон
Западно-Сибирский р-н сосредоточивает почтиполовину населения (46%) Восточного макрорегиона зоны, занимая 1/5 еетерритории.
ЭГП р-на, расположенного на границахЗападного и Восточного регионов и Казахстана, достаточно благоприятно. Онообеспечивается системой транспортных магистралей, по которым осуществляютсяинтенсивные связи: ж/д — широтных и меридиональных (Транссибирской,Южно-Сибирской, Туркестано-Сибирской), трубопроводных. Более 90% территориир-на занимает Западно-Сибирская низменность и лишь 8% — горы. В недрах ЗападнойСибири концентрируется нефть, газ — в р-нах Ближнего и Дальнего Севера (восновном в Тюменской обл.), в Кемеровской обл. — Кузнецкий угольный бассейн.Железные руды добывают в Горной Шории. В р-не имеются цв. металлы, запасы соли(Кулундинские озера), крупные запасы леса и водные ресурсы.
Основное население сосредоточено на юге р-на(лесостепные и степные пространства). Наибольшая плотность населения — вКемеровской обл. (более 32 человек на 1км2). Крупнейшие города —Новосибирск, Омск, Барнаул, Новокузнецк, Кемерово, Тюмень. Трудовые резервыр-на ограничены.
В экономике р-на главную роль играюттопливно-энергетический комплекс (добыча нефти, газа, угля), комплекс отраслей,перерабатывающих природные ресурсы в конструктивные материалы(металлургическая, хим., лесная пром-ть), и АПК (зерновое хоз-во).
Выделяются две крупные части: северная июжная. В северной (Тюменская обл., север Омской и Томской обл.) формируетсяогромный Западно-Сибирский ТПК. Основу хоз. специализации комплекса определяетнефтяная и газовая пром-ть, а также лесная.
В Западной Сибири (преимущественно вТюменской обл.) добыча нефти росла до 1988г, составив 400млн.т. В последниегоды происходит значительное падение добычи нефти (в 93г — до 244млн.т — 70%России, 60% СНГ), что связано с общим соц.-экон. кризисом в России, распадомсвязей с поставщиками оборудования для нефтяной пром-ти, ухудшением условийжизни нефтяников. Создан совет стран СНГ по топливному комплексу длямодернизации нефтяной пром-ти, улучшения снабжения промыслов и нефтяников.
Добыча газа медленно росла до 93г, особенноза счет месторождения Ямбург. В перспективе будут использованы новые нефтяные игазовые базы на Севере, в том числе на полуострове Ямал. От р-нов добычи нефти(Сургут, Нижневартовск) и газа (Уренгой, Ямбург) протянулись системытрубопроводов — преимущественно на запад России, в страны СНГ и Европы.Основные центры северной части расположены в освоенной полосе.
Города. Омск расположен на Иртыше припересечении с сибирской магистралью, бывший центр казачества, торговый иадминистративный город. Крупный научно-промышленный узел (нефтехимия,машиностроение, в том числе оборонное, в котором происходит конверсия). Томск —центр науки с развитым машиностроением и хим. пром-тью. Находятся старейшие вСибири вузы. Тюмень — первый русский город в Сибири (1586г) наряду сТобольском, центр разнообразной пром-ти, организационный центр нефтегазовойпром-ти р-на.
В южной части Западной Сибири сформировалсямощный Кузнецко-Алтайский комплекс на основе угольных и рудных ресурсов, с/хосвоения лесостепных пространств. Он в настоящее время находится в стадииглубокого кризиса. Центр металлургии Сибири — Новокузнецк и хим. центр Кемеровосо сложной экол. обстановкой (повышенное загрязнение атмосферы и р. Томь).
Крупнейший и в то же время молодой городСибири — Новосибирск (1,5млн. чел.) с выгодным ЭГП. Расположен близ Кузбасса наОби с ж/д (Транссибирской, Туркестано-Сибирской), центр многоотраслевогомашиностроения и науки (в пригороде Академгородок — системанаучно-исследовательских институтов). К западу от Кузбасса находится житницаСибири — Алтайский край (пшеница, сах. свекла, овощи, животноводство), к югу —Горно-алтайская республика (переработка леса, горное животноводство),транспортная ось которой — Чуйский тракт соединяет Россию с Монголией.
Восточно-Сибирскийрайон
Р-н занимает 1/3 территории Восточной зоны,на которой проживает 29% ее населения.
ЭГП. Восточная Сибирь удалена на огромное расстояниекак от Атлантического, так и от Тихого океана, что определяет континентальностьклимата. Более 3/4 ее поверхности занимают горы и плоскогорье. Реки Енисей иего притоки (Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуска), Лена и др. представляютсобой крупнейшие в стране источники дешевой гидроэнергии и воды.
Жемчужина Восточной Сибири — оз. Байкал,концентрирующее 1/5 часть мировых ресурсов сверхчистой пресной воды. ВосточнаяСибирь сосредоточивает 50% угольных ресурсов стран СНГ (Тунгусский,Канско-Ачинский, Таймырский, Иркутский бассейны). В Канско-Ачинском бассейнеуголь добывают открытым способом (здесь 80% углей России, которые можнодобывать этим способом).
Имеются крупные потенциальные запасы нефти игаза. Уникальные месторождения цв. металлов — в р-не Норильска (комплексныемедно- никелево-кобальтовые руды), на трассе БАМ — Удокан (медь), полиметаллов(низовья Ангары), а также олова, молибдена, бокситов, нефелинов. Обнаруженызалежи железных руд по долине Ангары (разрабатываются Ангаро-Илимские месторождения),в Забайкалье и на юге Красноярского края. В р-не много нерудных полезныхископаемых: графита (р. Курейка — в низовьях Енисея), слюды, асбеста,поваренных и калийных солей.
Преобладает городское население (72%).Русские составляют 80% жителей. Коренное население — буряты, тувинцы, хакасы —живут в южной части р-на в республиках (Хакасия, Тува, Бурятия) и бурятскиха.о.; эвенки, долганы — на севере в Таймырском и Эвенкийском а.о. Размещенонаселение крайне неравномерно. Основная его доля сосредоточена вдольТранссибирской магистрали, в лесостепных и степных котловинах, окруженныхгорами. Население растет в значительной степени за счет миграций. Проблематрудовых ресурсов остра. Требуется проведение трудосберегающей политики.
Экономика Восточной Сибири включаетдобывающие произ-ва и электроэнергетику в топливно-энергетическом комплексе, атакже формирующиеся на их базе энергоемкие произ-ва цв. металлургии и хим.пром-ти.
В р-не создано алюминиевое произ-во вБратске, Красноярске, Саяногорске, Шелехове, медно-никелевое произ-во — вНорильске. Крупнейшие центры хим. пром-ти — Красноярск, Ангарск, УсольеСибирское. Созданы центры по переработке древесины (Братск, Красноярск,Лесосибирск, Усть-Илимск, Байкальск). В р-не Красноярска были созданыкрупнейшие произ-ва оборонного комплекса, в которых в настоящее времяпроводится конверсия.
В Восточно-Сибирском экон. р-не сложилисьвзаимосвязанные произ-ва мощных ТПК на основе гидроэнергетических ресурсовЕнисея и Ангары (построены Братская, Красноярска, Иркутская, Саяно-ШушенскаяГЭС), запасов угля, леса и различных руд. Сформировались Братско- Усть-ИлимскийТПК (2 НЭС, алюминиевая, деревоперерабатывающая пром-ть, добыча железной руды)и Иркутско-Черемховский ТПК (добыча угля, ГЭС, хим., лесная, машиностроительнаяпром-ть). Формируются Саянский ТПК (ГЭС, машиностроение, энергоемкие произ-ва,интенсивное с/х), Канско-Ачинский ТПК (энергетика на базе угля, ГЭС,лесоперерабатывающая, хим., машиностроительная, алюминиевая пром-ть),Нижнеангарский ТПК, где будут также использоваться гидроэнергетические и лесныересурсы, осваиваться месторождения цв. металлов. В Забайкалье ведетсяподготовка к освоению крупнейшего медного месторождения — Удокан.
АПК не удовлетворяет полностью потребностинаселения. С/х — мясомолочное и мясное скотоводство, овцеводство.
Произ-во зерна сосредоточено в Минусинскойкотловине, Канско-Ачинской и забайкальских степях. Оленеводство развито наЕнисейском Севере.
Крупнейшие научные и пром-ные центры —Красноярск и Иркутск.
Особенно сложные проблемы экономики р-насвязаны с чрезвычайной концентрацией хим., металлургических, оборонныхпроиз-ств в сверхмощных пром-ных узлах и ТПК, созданиемпредприятий-загрязнителей в Байкальском регионе.
В Восточной Сибири при слабом развитиитепловых электростанций создана система крупнейших ГЭС. В итоге в засушливыегоды ГЭС не обеспечивает потребности р-на в энергии, а при избытке воды в рекахсбрасывается огромное количество воды, минуя турбины. К тому же созданиеГЭС-гигантов привело к затоплению больших площадей с/х и лесных угодий и экол.проблемам в крупнейшем городе р-на — Красноярске.
В последние годы резко снизился уровень жизникак в северных р-нах, так и в крупных пром-ных центрах на юге Восточной Сибири.
Решение этих проблем определяют задачи иперспективы развития Восточной Сибири: это конверсия обороны предприятий; отказот ориентации на строительство крупнейших комплексов, в том числеэнергетических; создание верхних этажей произ-ств экологически чистых; переходот создания ТПК ресурсного типа к научно-производственным комплексам; улучшениеусловий жизни населения; решение экол. проблем; развитие сферы услуг, иособенно рекреационной и туристской сфер.
Дальневосточныйрайон
Крупнейший по территории в стране ДальнийВосток занимает почти 1/2 площади Восточной зоны, где проживает менее 1/4 еенаселения. Дальний Восток — богатейший р-н по разнообразию природных ресурсов.Здесь есть цв. и редкие металлы (олово, золото, вольфрам, полиметаллы), алмазы,уголь, нефть, газ, гидроэлектроресурсы, минеральные ресурсы, богатства океана,лес, пушнина. За исключением руд цв. металлов и редких металлов, ресурсы слабоизучены и требуют больших геологических работ для подготовки их пром-гоосвоения.
Р-н чрезвычайно контрастен по природным иэкон. условиям. На юге заселены плодородные равнины Амурской обл., Приморскогои Хабаровского края. Здесь муссонный климат, хорошие условия для с/х и жизнилюдей. Вдоль Транссибирской магистрали концентрируются пром-ть, население иглавные города.
В Магаданской обл. и Саха (Якутия) в суровых условияхСевера чрезвычайно затруднено освоение территории. На Тихоокеанском побережье,Камчатке, Сахалине, Курильских островах хоз-ное освоение сдерживается слабымразвитием соц. сферы и транспорта. В Дальневосточном р-не преобладаютдобывающие произ-ва цв. металлургии, лесная и рыбоперерабатывающая пром-ть. Р-ннаходится на стадии формирования. В перспективе намечается активное созданиеверхних основных этажей отраслей.
Если до последнего времени Дальний Восток, иособенно его северные территории, быстро заселялся, то в настоящее времяхарактерен отток населения с Севера. Поэтому в настоящее время на ДальнемВостоке, особенно в р-нах с экстремальными природными условиями,преимущественно сырьевой специализации, требуются большие средства, в том числедля улучшения условий жизни малочисленных р-нов.
На дальнем Востоке будет продолженоформирование ТПК, создание технополисов. В р-не формируется Южно-Якутский ТПК(уголь, электроэнергетика, в перспективе металлургия), ведутся работы поосвоению др. участков зоны Байкало-Амурской магистрали.
Основные транспортные оси зоны Севера — р.Лена и Северный морской путь. На юге намечено опережающее развитие топливнойпром-ти, электроэнергетики, а в перспективе машиностроения. Для закреплениякадров в этом труднодоступном р-не особое внимание уделяется развитию комплексапо произ-ву товаров для населения и сферы услуг. Особое значение получаетконверсия оборонной пром-ти пром-ных узлов на юге р-на.
Важная роль Дальнего Востока в нар. хоз-вестраны связана с развитием через его порты и границу внешней торговли России состранами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Крупнейший город — Владивосток, расположен наберегу удобной бухты Золотой Рог, при подходах Транссибирской ж/д магистрали кморю, до недавнего времени закрытый для гражданских судов и мировой торговли, —становится важным торговым портом. Крупные порты — Восточный, Находка, Ванино.
Сухопутная столица Дальнего Востока —Хабаровск — пром-ный и научный центр. Комсомольск-на-Амуре — центрмашиностроения, вокруг которого формируется новый ТПК.
Главные с/х житницы — Зейско-Бурейская иПриханкайская низменности (произ-во зерна, в том числе риса, а также сои,картофеля, овощей, мяса). Пригородное хоз-во развито в Приморье и близ крупныхгородов, оленеводство — на Севере.экономический р-н удел. вес, % состав субъектов РФ территория население республики края области города фед. знач авт. обл. авт. окр.
Европейская часть
22,5
78,5
16
2
38
2
–
1 центральный 2,8 20,5 – – 12 1 – – центрально-черноземный 1 5,2 – – 5 – – – поволжский 3,1 11,2 2 – 6 – – – волго-вятский 1,5 5,7 3 – 2 – – – северный 8,7 4,2 2 – 3 – – – северо-западный 1,2 6,2 – – 4 1 – 1 северокавказский 2,1 11,5 7 2 1 – – – уральский 4,8 13,7 2 – 5 – – –
Восточная часть
74,8
21,8
5
4
11
–
1
8 западносибирский 14,2 10,2 1 1 5 – – 2 восточносибирский 24,2 6,2 3 1 2 – – 4 дальневосточный 36,5 5,4 1 2 4 – 1 2
Итого:
100
100
21
6
49
2
2
10