Территориальное общественное самоуправление 3

–PAGE_BREAK–Основная часть 1. Понятие территориального общественного самоуправления

Под территориальным общественным самоуправлением (далее – ТОС) понимается «самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».[1]

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов (квартал, улица, и т.д.); жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением. Приведенный перечень территорий является открытым.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования.[2]

Итак, во-первых ТОС, это — деятельность, точнее, самодеятельность граждан.

Во-вторых, это состояние самоорганизации, готовности к самоуправлению, умение жителей, наличие условий для самоуправления.

В-третьих, это институт, то есть наличие дееспособной системы органов самоуправления и средств управления: органы плюс жители, способные к самоуправлению, подчеркиваю. Не просто жители, а способные к самоуправлению.

В-четвертых, — это и форма участия населения в решении вопросов местного значения.

Наконец, это общественные организации, общественные объединения, точнее, если сказать, это органы общественной самодеятельности.

С точки зрения конституционно-установленных прав человека и гражданина территориальное общественное самоуправление является механизмом (системой) реализации двух конституционных прав граждан: на объединение и проведение собрания по месту жительства с целью защиты общих интересов населения данной микротерритории.

2. Проблема определения статуса ТОС

Первый абзац ст.27 Закона четко и ясно определяет, что природа ТОСа – это природа общественной структуры. Второй же абзац этой статьи закрепляет: «Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется Уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления».

Здесь рождается первое противоречие, связанное с этой статьей Закона.

С одной стороны, народу дается свобода для самообразования, свобода создания общественной структуры, а с другой стороны: это свобода ограничивается законом, который создаст власть. И, как отмечают, специалисты, «эта власть будем вам диктовать, как вы будете создавать ТОСы и как они будут работать».

Такое законодательное положение влечет повсеместную зависимость органов территориального общественного самоуправления от органов местного самоуправления. Так, отдельные муниципалитеты «подминают» под себя органы территориального общественного самоуправления, формируя их как низовые структуры местного самоуправления, заорганизовывают требованиями, ущемляющими конституционные права и свободы граждан. Так, в законах Ставропольского края, Архангельской области, нормативных правовых актах городов Мурманска, Калининграда органы территориального общественного самоуправления признаются частью системы органов местного самоуправления.

Приведем пример из практики:

«Рязанцев — житель п.Луговского Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа обратился в суд с заявлением о признании недействительными п.5 ст.41 Устава муниципального образования «Ханты-Мансийский район» Ханты-Мансийского автономного округа и Положения о территориальном самоуправлении на Луговской территории Ханты-Мансийского района, а также о назначении даты выборов главы администрации Луговской территории Ханты-Мансийского района. По его мнению, в нарушение федерального законодательства и законов Ханты-Мансийского автономного округа о местном самоуправлении он лишен возможности реализовать свое право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления Луговской территории в связи с тем, что в соответствии с упомянутыми нормативными актами глава администрации Луговской территории не избирается жителями территории, а назначается главой местного самоуправления Ханты-Мансийского района.

Суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил заявление Рязанцева в части признания недействительными нормативных актов, ограничивающих право граждан Луговской территории избирать главу территориального самоуправления, а его требование о назначении даты выборов оставил без удовлетворения.

Проверив дело в кассационном порядке, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение суда в части отказа в удовлетворении требования заявителя о назначении даты выборов отменила, в остальном решение оставила без изменения по следующим основаниям.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч.1 ст.131 Конституции Российской Федерации).

Как правильно указал суд в решении, органы территориального самоуправления муниципального образования «Ханты-Мансийский район» — составная часть системы органов муниципального образования (ст.41 Устава) в соответствии со ст.130 Конституции Российской Федерации, ст.ст.14, 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.57 — 63 Закона Ханты-Мансийского автономного округа «Об общих принципах организации местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе» должны формироваться непосредственно населением территории путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления граждан.

Устав муниципального образования «Ханты-Мансийский район» Ханты-Мансийского автономного округа (п.5 ст.41) и Положение о территориальном самоуправлении на Луговской территории, предусматривающие назначение главы администрации территории главой муниципального образования, обоснованно признаны судом недействительными как нарушающие право населения самостоятельно избирать органы территориального самоуправления, в том числе и его главу».[3]

Напрашиваются вывод о том, что государство должно законодательно оградить территориальное общественное самоуправление населения от чрезмерной законодательной и исполнительно-распорядительной опеки, вмешательства властных структур и должностных лиц в деятельность, осуществляемую непосредственно населением.

Вторая проблема, вытекающая из определения ТОС, заключается в том, что вообще не понятен статус ТОС. Что такое органы территориально-общественного самоуправления? Просто общественные объединения или же наделенные властными полномочиями?

С одной стороны, территориально-общественное самоуправление представляет собой механизм приближения власти к населению в условиях крупных населенных пунктов. Получается, что территориально-общественное самоуправление должно быть властью.

В поисках определения и анализа что это такое ТОС, эксперты отмечают: ТОС – «это группа энтузиастов. Вот в любом ТОСе, какой вы не возьмите в стране ТОС, — это группа энтузиастов, которая занимается общественной работой. …многие ТОСы начинались с общественных организаций».

Общественный характер данных органов вытекает из того, что действуют они не от имени государства, а от определенного территориального микроколлектива.

В этом смысле значение органов ТОС для формирования гражданского общества в России является довольно важным, поскольку именно в них реально происходит процесс размывания традиционного для России отчуждения общества от управленческой деятельности. Главным здесь является, как это не парадоксально, необязательность таких организаций. Значит, можно предположить, что большинство их них станет возникать не по велению сверху, а действительно лишь только в случае необходимости, когда жители сами осознают свои нужды и интересы и объединятся для их реализации и защиты.[4]

Возникает логичный вопрос: в чем отличие территориального общественного самоуправления от общественной самодеятельности и вообще от всех общественных организаций? Территориальное общественное самоуправление имеет объединения в форме органов в этом институте, оно имеет представительский характер. Представительский, то есть такой же характер, как выбранные гражданами органы местного самоуправления.

Однако на определенном этапе ТОС становится органом власти. Как это объяснить? В политологии есть очень простое определение, «власти». Когда какой-то орган выступает от имени жителей всей территории, значит, это орган власти.

Таким образом, появляется четвертый, независимый ни от кого, самостоятельный уровень власти.

Таким образом, с одной стороны ТОС выступает как посредник между населением и органами местной власти, во-вторых, как общественное объединение, в-третьих как наделенный определенной властью орган.[5]

    продолжение
–PAGE_BREAK–3. Формы участия населения в осуществлении территориального общественного самоуправления

Система территориального общественного самоуправления населения включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного самоуправления населения (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов), а также иные органы самоуправления населения по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и тому подобное).[6]

Опросы жителей. Опрос граждан проводится согласно ст. 31 Закона от 6 октября 2003 г. на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Следовательно, этот факт организаторами опроса должен проверяться. Опрос проводится по инициативе: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения; 2) органов государственной власти субъектов РФ — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Собрания, конференции жителей. Собрания, конференции жителей — формы совместного публичного обсуждения и решения жителями муниципального образования, его определенной территории (дом, улица, квартал, микрорайон, населенный пункт) вопросов местного значения, других общественно значимых вопросов. Собрание — публичное мероприятие, в котором вправе участвовать все обладающие избирательным правом жители соответствующей территории. Правомочность собраний определяется исходя из общей численности названных жителей. При значительном числе жителей или удаленности отдельных поселений (населенных пунктов и т.п.) муниципального образования друг от друга проведение собраний затруднительно. В таких случаях вместо них проводятся конференции. Жители муниципального образования, входящего в него поселения (населенного пункта, его части), по установленным нормам делегируют на конференцию муниципального образования, поселения (населенного пункта, его части) своих представителей (делегатов). Конференции осуществляют те же полномочия, что и собрания.

Собрание (конференция) проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Собрание (конференция), проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Собрание (конференция), проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания, конференции, а также их полномочия определяются Законом от 6 октября 2003 г., уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Порядок назначения и проведения собрания (конференции) в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется также уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания, конференции подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Собрания правомочны, если в них принимают участие более половины жителей соответствующей территории. Конференции правомочны при участии в их работе не менее 2/3 представителей от жителей. На собраниях, сходах, конференциях жителей могут быть рассмотрены любые вопросы, затрагивающие жителей и отнесенные при этом уставами муниципальных образований к компетенции данных форм прямого гражданского волеизъявления. Среди полномочий собраний, конференций законодатель называет: принятие уставов территориального общественного самоуправления; избрание органов ТОС; досрочное прекращение полномочий органов ТОС; утверждение программ деятельности ТОС; оценка деятельности органов ТОС по их отчетам; избрание ревизионной комиссии ТОС; организация выпаса скота, борьбы с нарушениями правопорядка, проведения спортивных, культурных мероприятий; обсуждение вопросов медицинского, торгового, коммунально-бытового обслуживания населения, природоохранных мероприятий, содержание клубов, детских садов, библиотек, медпунктов, спортивных сооружений, санитарного состояния населенных пунктов, их благоустройства.

Решения собрания, конференции принимаются, по общему правилу, открытым голосованием, большинством от числа присутствующих. Однако, например, органы территориального общественного самоуправления избираются тайным голосованием. Решения, принятые собранием, конференцией в пределах полномочий последних обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории муниципального образования. Принятые решения могут быть отменены или изменены только собранием, конференцией граждан.

Обращения граждан в органы местного самоуправления. Наиболее общим основанием обращения граждан в органы местного самоуправления являются предписания ст. ст. 33, 45, 46 Конституции РФ, ст. 29 Закона от 6 октября 2003 г.

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Обычной формой как индивидуальных, так и коллективных обращений граждан в органы местного самоуправления являются предложения, заявления, жалобы. Предложение — обращение по совершенствованию законодательства, улучшению деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций. Заявление — сообщение о правонарушении, обращение в целях реализации прав и законных интересов граждан, иных субъектов. Жалоба — обращение с просьбой устранить принятое решение, а также обращение на отказ или уклонение от принятия конкретного решения по заявлению или предложению. Форма обращений может быть как письменной, так и устной. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.

Правотворческая инициатива граждан. Природа такой инициативы схожа с законодательной (нормотворческой) инициативой. Она представляет собой право граждан в установленном порядке возбуждать перед органом, должностным лицом местного самоуправления вопрос о рассмотрении и возможном принятии ими в рамках их компетенции нормативного (индивидуального) акта.

Публичные слушания. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Общественные объединения. В рамках корпоративного самоуправления на местах значительна роль общественных объединений. Общественные объединения — не просто одна из форм заявления потребностей, интересов граждан, но и средство, выявляющее степень значимости, важности подобных запросов. Деятельность общественных объединений позволяет определять уровень волевого подкрепления заявленных потребностей, интересов, ценностных ориентиров, что дает возможность государственным и местным органам судить о степени притязаний жителей, следовательно, более объективно видеть картину наличных социальных устремлений, правильнее соотносить последние между собой при принятии управленческих решений. В то же время общественные объединения могут использоваться органами местного самоуправления как средство доведения важной информации до населения.[7]

    продолжение
–PAGE_BREAK–4. Порядок регистрации и деятельности органов ТОС

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Такая регистрация осуществляется налоговыми органами.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.[8]

Органы местного самоуправления в рамках своих полномочий могут издавать рекомендательные документы для органов ТОС. Так, постановлением и.о. Главы администрации города Твери от 25 апреля  2007 г. № 1154 утвержден Примерный устав территориального общественного самоуправления, «в целях оказания методической помощи территориальному общественному самоуправлению».

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) иными муниципальными нормативными правовыми актами, принимаемыми представительным органом муниципального образования. Из положений Закона следует возможность многообразия форм территориального общественного самоуправления, причем вопрос о пределах этого многообразия исчерпывающе может быть решен лишь на муниципальном уровне.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением путем проведения собраний, конференций граждан, создания органов территориального общественного самоуправления.[9]

5. Полномочия органов ТОС

Особый интерес представляет вопрос о статусе органов территориального общественного самоуправления (далее — ОТОС). ОТОС — это органы, сформированные жителями исходя из определенной, заранее установленной, процедуры волеизъявления. Такие органы, как правило, именуются комитетами или советами самоуправления.

Наиболее типичный вариант формирования комитетов самоуправления: комитет формируется (избирается) на конференции жителей соответствующей части муниципального образования, при этом делегаты конференции получают полномочия на кустовых (уличных, дворовых, домовых, подъездных и т.д.) собраниях граждан, либо их полномочия подтверждаются петиционными листами граждан. В случае малочисленности населения территории, на которой действует комитет самоуправления, он обычно избирается непосредственно на собрании жителей.[10]

Порядок формирования комитетов самоуправления исключает их квалификацию в качестве выборных органов местного самоуправления.

Органы территориального общественного самоуправления работают не автономно. В пределах различных административно-территориальных единиц могут создаваться советы, коллегии и т.п. (например, в Тверской области действует Ассоциация субъектов территориального общественного самоуправления Тверской области).

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен ряд норм об организации территориального общественного самоуправления, являющихся федеральными гарантиями реализации прав граждан на проявление собственных инициатив по осуществлению территориального общественного самоуправления и одновременно минимальными требованиями к организации территориального общественного самоуправления.

В частности, названным Законом определено, что:

собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста, а конференция граждан — если в ней принимают участие не менее 2/3 избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста;

к исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;

к полномочиям органов территориального общественного самоуправления относятся:

1) представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории (следует подчеркнуть, что ОТОС обязан представлять интересы всего населения, в том числе и лиц, выступавших против учреждения территориального общественного самоуправления, а также против включения в состав ОТОС тех или иных лиц);

2) обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) осуществление хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории;

4) реализация права нормотворческой инициативы в отношении муниципальных правовых актов;

Хозяйственная деятельность органов территориального общественного самоуправления может осуществляться как за счет средств граждан, так и за счет средств местного бюджета на основании договора с органами местного самоуправления.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.[11]

    продолжение
–PAGE_BREAK–