МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ УКРАИНЫТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Территориальные особенности развитиямашиностроительной отрасли в г. Севастополь
Симферополь 2009
Реферат
В работерассматриваются территориальные особенности развития машиностроительной отраслив г. Севастополь. В частности приводятся основные статистическиепоказатели, характеризующие отрасль, изучаются структура и факторы размещениямашиностроения, устанавливается наличие трудовых ресурсов, как ведущего факторадля развития отрасли в г. Севастополь, выясняются основные особенностиспециализации машиностроения в г. Севастополь. В заключение приведены диаграммы,графики и таблицы, построенные на основе данных из статистических сборников,которые позволяют характеризовать развитие основных отраслей и предприятиймашиностроения в г. Севастополь.
Ключевыеслова: машиностроительная отрасль, трудовые ресурсы, кооперирование,специализация, индексы продукции промышленности, реализованная продукция,операционные расходы, конверсия.
Введение
Объектомизучения является машиностроительная отрасль производства, предметом –территориальные особенности ее развития в г. Севастополь.
Цель работы:выяснить территориальные особенности развития машиностроительной отраслипромышленности в г. Севастополь на основе обработки статистическогоматериала.
Длядостижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Собратьи систематизировать статистический материал по теме исследования.
2. Выяснитьособенности и проблемы современного этапа развития машиностроительной отрасли вг. Севастополе.
3. Составитьдиаграммы и графики динамики развития машиностроения в г. Севастополе.
Методологическойосновой для написания работы послужили труды М.В. Кузнецова, И.Н. Воронина,Н.В. Багрова.
Объем курсовойработы составляет 33 страницы. Она состоит из реферата, введения, трех глав,заключения и списка литературы, включающего 13 наименований. В курсовой работесодержится 7 рисунков и 5 таблиц.
1.Географические особенности изучения машиностроительной отрасли в г. Севастополь
1.1 Особенностигеографического положения Севастополя
ГородСевастополь расположен на юго-западе Крымского полуострова. Сегодня Севастополь– город республиканского (центрального) подчинения. Такой статус город приобрел29 октября 1948 года в силу своего стратегического положения – как главнаявоенно-морская база Черноморского флота. По этой причине город не может бытьрайонным центром, но ему необходима сельскохозяйственная зона для снабжениягорода продовольствием. Поэтому окружающие его земли объявлены частьютерритории Севастополя, т.е. существует 2 понятия «город Севастополь», чтоподразумевает собственно городскую часть, и «Севастопольский регион» – город сприлегающими территориями. Сейчас Севастопольский регион занимает очень большуютерриторию – около 107,96 тыс. га, что составляет – 0,143% территории Украины.Из них 21,6 тыс. га – акватория бухт и 86,36 тыс. га – суша, а собственно городСевастополь занимает 19 тыс. га. 29% территории региона занимаютсельскохозяйственные угодья, около 40% – леса, 25% – промышленная и жилая зона,6% – военно-морская база. Общая протяженность границ составляет 258 км, втом числе сухопутных – 152 км, морских – 106 км.
На территорииСевастопольского региона выделяют 4 административных района: Балаклавский,Гагаринский, Ленинский и Нахимовский. В пределах районов расположены 3 города(Севастополь, Балаклава, Инкерман), 1 поселок городского типа – Кача, 28 сел(Воронин, 1998).
На северо-востокерегион граничит с Бахчисарайским районом, а на юго-востоке – с Большой Ялтой;это территория Автономной Республики Крым. С запада и юга регион омываетсяводами Черного моря. По морю регион связан со странами ближнего зарубежья(Россия, Грузия) и дальнего зарубежья (Румыния, Турция, Болгария).
Крайние точки– мыс Тюбек на севере, мыс Сарыч – на юге, который одновременно являетсякрайней южной точкой Крымского полуострова, мыс Херсонес – на западе; крайняявосточная точка расположена на Ай-Петринской яйле. Это гора Тез-Баир (1012 мнад ур. м.). Она же высшая точка региона.
Географическиекоординаты города Севастополя – 44˚37´ с.ш. и 33˚31´ в.д.Протяженность Севастопольского региона с запада на восток – 43 км, ссевера на юг – 50 км.
В пределахрегиона выделяют более 30 бухт, самые крупные из них – Севастопольская,врезавшаяся в полуостров на 8 км с запада на восток; Южная, ответвляющаясяот нее на юг, а также Стрелецкая, Круглая (Омега), Двойная, образуемая из бухтыкамышовой и Казачьей, и Балаклавская. Самые большие из них – Севастопольская иЮжная – делят город на 3 части, или, как говорят севастопольцы, «стороны»: Северную,Корабельную и Южную. Севастопольская бухта занимает 3-е место в мире поудобству после Гонконговской и Сиднейской.
ССевастопольского региона начинаются все три гряды Крымских гор. Через негопроходит граница 2 географических поясов – умеренного и субтропического. Поприродным ресурсам Севастополь является одним из богатейших регионов Крыма иУкраины.
Севастополь –крупнейший незамерзающий морской торговый, рыбный порт, промышленный,научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр юга Украины,имеющий развитую промышленность, мощный агропромышленный икурортно-туристический комплексы.
1.2 Промышленныезоны города
На территорииСевастопольского региона идут интенсивные процессы урбанизации иагломерирования поселений. Городские поселения – Севастополь, Балаклава иИнкерман, – расползаясь вдоль побережья Севастопольской бухты и Ялтинскогошоссе, формируют Севастопольскую агломерацию – Большой Севастополь, поглощая всебя близлежащие села.
Можновыделить 3 промышленных зоны. Первая, и она же самая мощная и старейшая,расположена вдоль Севастопольской бухты, начиная от мыса Константиновский наСеверной стороне, через Инкерман до Южной бухты. Здесь расположены промышленныепредприятия: Севастопольский морской завод, приборостроительный завод «Парус»,Инкерманский завод ЖБИ, база «Втормет» и др. Новое промышленное строительствоздесь больше не ведется.
Втораяпромышленная зона расположена вдоль Камышовой бухты и Фиолентовского шоссе. Этосамая молодая промышленная зона, по уровню развития она уже достигла первую.Здесь находятся рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия города, атакже концерн «Муссон», термический завод, железнодорожная станция «Севастополь– грузовой» и др.
Третьяпромышленная зона расположена на перешейке, соединяющем Гераклейский полуостровс Крымским по линии Балаклава-Инкерман. Эта зона не так велика по территории имощности, как первые две. Здесь размещаются локомотивное депо «Инкерман-1»,производственные базы некоторых строительных организаций и ряд других предприятийи складских объектов. Здесь расположены Балаклавское рудоуправление,судоремонтный завод «Металлист» и др.
Некоторыепромышленные предприятия разместились в пределах городской черты Севастополя:завод «Ремез», предприятие «Эра» и др (Воронин, 1998).
1.3 Значениемашиностроения в хозяйстве региона
Машиностроениеи металлообработка – главные составные части производительных сил, определяющиеуровень, структуру, темпы и научно-технический прогресс всех остальныхотраслей. Машиностроение – одна из ведущих отраслей в хозяйстве г. Севастополя.На машиностроение и металлообработку приходится около 1/5 общего объемапромышленного производства города (Рис. 1).
/>
Рис. 1. Распределениеобъема реализованной продукции промышленности по видам деятельности в 2007году, в процентах к общему объему
В последниегоды наблюдается значительное уменьшение доли машиностроительной отрасли в общемобъеме реализованной продукции промышленности, о чем свидетельствует график,приведенный на рис. 2.
Машиностроительныйкомплекс был одним из наиболее быстро и стабильно развивавшихся, а егопродукция составляла наибольшую долю продукции всей промышленности Крыма(Багров, 1997).
/>
Рис. 2.График распределения реализованной продукции машиностроительной отрасли, впроцентах к общему объему
Значениемашиностроения чрезвычайно велико для хозяйства любой страны, так как оно определяеттемпы и направления развития научно-технического прогресса (НТП) во всехотраслях хозяйства. НТП обеспечивает механизацию и автоматизациюпроизводственных процессов. Развитие машиностроения способствует разработкетаких технологий и техники для всех отраслей хозяйства, которые отличаютсямалыми индексами расхода сырья, топлива и энергии; обеспечивают решениевопросов сохранения окружающей среды.
Исключительноезначение машиностроительного комплекса, прежде всего, в том, что он производиторудия труда для материального и духовного производства, радикально увеличиваяего производительную силу и интеллектуальные возможности человека (Кузнецов,Побирченко, 2004). Без машиностроения немыслимо решение проблемы обеспечениянаселения современными товарами народного потребления – автомобилями, бытовымиприборами, видеотехникой и другой разнообразной продукцией.
1.4 Основныестатистические показатели, характеризующие предприятия машиностроительнойотрасли
Статистикаучитывает продукцию в натуральном и денежном выражении, подразделяя наследующие группы:
А) средствапроизводства;
Б) предметыпотребления.
Всяпродукция, выработанная в производственной сфере за определенный период (1год), выраженная в деньгах, называется валовым общественным продуктом (ВОП).Размер ВОП определяется в оптовых ценах отрасли и отдельно предприятии, позакупочным ценам в сельском хозяйстве, по сметным ценам в строительстве, потарифным расценкам в грузовом транспорте и производственной связи.
Продукцияпромышленности – это прямой, полезный результат деятельности основныхпроизводственных цехов. Продукцию промышленности можно рассматривать и каксовокупность потребительных стоимостей, созданных основными производственнымицехами за определенный период (квартал, год).
Состав (виды)продукции:
Ø готовая– потребительные стоимости, способные удовлетворять потребности без какой-либодополнительной доработки;
Ø полуфабрикат– продукция, предназначенная для последующей доработки. Часть видовполуфабрикатов выступает в роли бытовой продукции;
Ø незавершенная– часть продукции, которая по каким-либо причинам не доведена до готовности;
Ø продукцияпромышленно-производственного характера – работы производственного характера,произведенные для других промышленных предприятий.
Всеперечисленные виды продукции учитываются по совокупности в деньгах, а отдельнов натуральных физических величинах.
К основнымпоказателям статистики, характеризующим производственную деятельностьпредприятия относят валовый оборот, внутризаводской оборот, валовую продукциюпредприятия, товарную продукцию, чистую продукцию, реализованную продукцию.
Валовыйоборотхарактеризует всю совокупность производственной деятельности предприятия (сюдавходит даже часть продукции, произведенная и потребленная на самомпредприятии):
ВО=V,
где V – общийобъем производственной деятельности предприятия.
Этотпоказатель самостоятельного значения не имеет, но используется для определенияобщих масштабов работы предприятия и подсчетов других видов продукции.
Внутризаводскойоборот –это та часть произведенной предприятием продукции, которая потреблена насобственные нужды предприятия:
ВЗО=ВО-ВП=П,
где П –продукция, потребленная на месте производства.
Валоваяпродукция предприятия – совокупность потребительных стоимостей, созданных на данномпредприятии для отпуска на сторону, включая материальные затраты (отраслевойметод подсчета).
Заводскойметод:
ВП=ВО-ВЗО
Товарнаяпродукция– это продукция, произведенная предприятием для реализации на рынке или отпускана сторону.
Чистаяпродукция– это совокупность вновь созданных материальных ценностей за определенныйпериод:
ЧП=ВП-МИ,
где МИ –материальные издержки на производство продукции (Кузнецов, 2004).
Объемреализованной продукции промышленности определяется по цене продажи отгруженной запределы предприятия готовой продукции (работ, услуг), которая указана воформленных как основание для расчета с покупателями (заказчиками) документах(включая продукцию (работы, услуги) по бартерному контракту), за исключениемнепрямых налогов (НДС, акцизный сбор и др.). Продукция считается реализованнойна момент оформления документов независимо от поступления платежей за нее.
Встатистических сборниках г. Севастополя приводится информация по следующимпоказателям:
общий объем продукции промышленности определяется как сумма данных об объеме продукции отдельныхпромышленных предприятий, рассчитанном заводским методом;
индексыобъема промышленной продукции к предыдущему году рассчитываются, исходя изобъемов продукции в сопоставимых ценах. Оценка стоимости продукции производитсянепосредственно на предприятиях. До 1990 года включительно за сопоставимые ценыпринимались прейскурантные цены, которые действовали продолжительное время ибыли едиными на соответствующие виды продукции для всех предприятий. С 1991года применялись сопоставимые цены соответствующего года. Для сравнения спредыдущим годом объемы последнего пересчитывались в цены отчетного года.Начиная с 1996 года, индекс определяется через ежемесячные индексыпроизводства. Индексы объема продукции за продолжительные периоды рассчитываютсяцепным методом, то есть путем перемножения между собой индексов к предыдущемугоду за необходимый период. Статистические данные, начиная с 2000 года,сформированы согласно Классификации видов экономической деятельности (КВЭД).Данные по промышленности определяются по сумме видов экономическойдеятельности, которые по КВЭД относятся к добывающей, перерабатывающейпромышленности и производству и распределению электроэнергии, газа и воды(секции C, D, E). Производство промышленной продукции в натуральном выражениипоказывается, как правило, по валовому выпуску, т.е. вместе с продукцией,предназначенной для дальнейшей переработки в пределах одного предприятия;
рентабельность отдельных видовпродукции определена как отношение прибыли (или убытка) к себестоимости ихпроизводства;
операционныерасходы на производство – затраты и платежи, связанные с проведением за определенныйпериод времени финансовых, производственных, хозяйственных операций.Операционные расходы включают затраты на производство и реализацию продукции,административные и финансовые расходы.
2. Факторыразвития и размещения машиностроения в г. Севастополь
2.1 Структураи факторы размещения машиностроения
Машиностроительныепроизводства традиционно делятся адекватно затратам металла и труда. В первомприближении машиностроение можно разделить на тяжелое, или металлоемкое,среднее и точное, или неметаллоемкое. По степени трудоемкости в машиностроениивыделяют трудоемкие и нетрудоемкие производства: среди первых особо выделяетсягруппа наукоемких производств или пионерное машиностроение (Шумский, 2003).
Отраслевая структурамашиностроения чрезвычайно сложна и в обобщенном виде представляет собойследующую иерархию: станкостроение; сельскохозяйственное машиностроение; тяжелоемашиностроение; электротехническое машиностроение; электроника; транспортноемашиностроение, которое включает производство автомобилей, судо-, локомотиво-,авиастроение; производство вооружений и военной техники.
В г. Севастопольполучили развитие следующие отрасли машиностроения:
Ø станкостроение;
Ø электротехническоемашиностроение;
Ø электроника;
Ø судостроениеи судоремонт.
Эти отрасли,выпускающие сложные и точные машины, приборы и оборудование, являются весьматрудоемкими и требуют на единицу стоимости продукции много квалифицированноготруда. Основными факторами размещения машиностроения в г. Севастопольявляются трудовой и потребительский, так как чем ниже металлоемкостьмашиностроения, тем больше его трудоемкость.
2.2 Наличиетрудовых ресурсов для развития машиностроения в г. Севастополь
Трудовыересурсы– это часть населения трудоспособного возраста, а также подростки и лицапенсионного возраста, которые заняты или могут быть заняты в общественномпроизводстве и сфере обслуживания (Голиков и др., 2003).
Экономически активное население – часть населения, занятая общественнополезной деятельностью, приносящей доход. Статистика ООН включает вэкономически активное население также и безработных.
На территорииСевастопольского региона проживает около 380 тыс. чел. (0.8% населенияУкраины). Из них на долю городского населения приходится 95% (361 тыс. чел.).Севастопольский регион является самым урбанизированным районом Крыма. Средняяплотность населения – 450.1 чел. на 1 км2.
Распределениенаселения (постоянного) города по основным возрастным группам: возраст младшетрудоспособного – 75.9 тыс. чел. (19.9%), трудоспособный возраст – 232.6 тыс.чел. (61.2%), возраст старше трудоспособного – 72.1 тыс. чел. (18.9%).
На каждые1000 человек города приходится 250 пенсионеров – значительно ниже среднегопоказателя (284) по областям Украины.
Количествонаселения занятого в экономике – 139.1 тыс. чел. (56.2% населениятрудоспособного возраста).
Спрос нарабочую силу – 3100 чел., в т.ч. служащих 500 чел. (16.1%).
Насегодняшний день в Севастополе отмечается стойкая позитивная динамика врациональном использовании трудовых ресурсов, повышении уровня жизни,увеличении численности и улучшении структуры занятого населения, сниженииуровня безработицы.
На фонеувеличения общего числа занятого населения с 61,7% до 62,9% отмечаетсяпозитивная тенденция движения рабочей силы: коэффициент замещения уволенныхработников принятыми вырос до 104,5%. Сегодня по уровню занятости населенияСевастополь занимает второе место в Украине, уступая лишь Киеву.
Практическиотсутствует проблема работников, которые трудятся в режиме неполной занятости –они составляют всего 1,55% от средней численности работающих граждан.Стабилизировались процессы сокращения, количество уволенных по экономическимпоказателям в 2008 году уменьшилось до 59,6% того же показателя 2007 года.
Увеличениеобщего числа занятого населения сопровождается адекватным уменьшениемчисленности безработных и экономически неактивных граждан. Уровень безработицысоставил 3,1%. Это один из самых низких показателей по Украине, в среднем постране этот показатель составляет более 7%. При этом по состоянию на 1 июля2008 года в информационном банке городского Центра занятости имеется 3,1 тыс.вакансий, среди которых доминируют рабочие профессии – 61,25%.
Самая большаяпроблема рынка труда на сегодня не безработица, а, скорее, количественный икачественный дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Каждый пятыйгражданин экономически активного возраста в Севастополе сегодня старше 50 лет,каждый десятый в составе занятого населения – старше трудоспособного возраста.В общей численности штатных работников предприятий и организаций города каждыйчетвертый – пенсионер.
В то же времяу города есть резерв – молодежь, которая сегодня составляет более третинаселения Севастополя. Около 40 тысяч человек обучается по той или иной форме,составляя трудовой резерв. В этих условиях развитие гибкой, ориентированной надальнейшее трудоустройство, системы профессиональной ориентации молодежи,возвращение престижа рабочих профессий, является важнейшей составляющейактивной политики занятости в регионе.
На протяжениипоследних лет наблюдается перетекание занятого населения из сфер материальногопроизводства в нематериальные. Сегодня практически каждый четвертый работает вторговле, гостиничном или ресторанном бизнесе, каждый пятый в сферепредоставления услуг юридическим и физическим лицам, 14% – работникиобразования и здравоохранения, 7,4% – сферы транспортных услуг и связи, 6% – строительства.Всего лишь 9,4% работающих сегодня заняты в промышленности.
Таким образом, на сегодняшний день экономически активное населениеСевастополя составляет около 155, 48 тыс. чел. Из них в промышленности занятотолько 14,615 тыс. (в т.ч. в машиностроительной отрасли – 4,117 тыс. чел., чтосоставляет примерно 2,65% от общего числа занятых в производственной инепроизводственной сферах).
Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в Севастополепо итогам 2007 года составила 1413, 27 грн. Эта величина в 3 раза превышаетминимальную зарплату и в 2,5 раза – прожиточный минимум.
2.3 Особенностиспециализации машиностроения г. Севастополь
Развитиемашиностроения определяется двумя главными взаимосвязанными формами организациипроизводства – кооперированием и специализацией.
Кооперирование – тесныепроизводственные связи между отдельными предприятиями или отраслямипромышленности, совместно участвующими в изготовлении определенного готовогопродукта (Плоткин, 1977).
Специализацияпромышленности – процесс общественного разделения труда, при котором происходитвыделение и обособление отраслей, сосредоточенных на производстве определенногоготового продукта или его части, а также на выполнении отдельнойтехнологической операции (Плоткин, 1977).
Один из важнейшихэкономико-географических аспектов специализации промышленности –территориальное расчленение единого производственного процесса на отдельныестадии, которые осуществляются разными предприятиями. При этом предприятия попервичной обработке сырья и производству полуфабрикатов тяготеют к источникамсырья, а предприятия, завершающие производственный процесс, размещаютсядовольно свободно, хотя и связаны чаще всего с районами потребления готовойпродукции (Хрущев, 1990).
Длямашиностроения Севастополя характерны четыре формы специализации производства:
1. предметная(производство судов, станков, оборудования для пищевой промышленности, бытовогооборудования, средств связи, радиоаппаратуры, посуды);
2. технологическаяспециализация (производство чугунного и стального литья, штамповок);
3. подетальная(выпуск запасных частей для сельскохозяйственных машин и автомобилей,пневмооборудования);
4. ремонтныепроизводства для судов, сельхозтехники, тепловозов, моторов, автомобилей.Ремонтные производства наиболее многочисленны, с высокой долей ручного труда, сочень низкой производительностью.
Одной изведущих отраслей севастопольского машиностроения является судостроение исудоремонт. Одно из крупнейших предприятий – Общество с ограниченнойответственностью «Севморверфь». С 23 июня 1783 г. по настоящее время наСевастопольском морском заводе было построено и переоборудовано 526 военныхкораблей и судов, таких как: бриг «Меркурий» (1820 г.), корвет «Оливуца»,броненосцы «Чесма», «Потемкин», линкор «Императрица Мария», крейсер «Очаков»,подводный минный заградитель «Краб», морской самоходный плавкранагрузоподьемностью 1600 тонн «Витязь». Севастопольским морским заводом построено79 плавкранов грузоподьемностью от 50 до 500 т.
ООО «Севморверфь»располагает:
– наклоннымстапелем, позволяющим осуществлять постройку судов с главными размерениями100×26 м и максимальным спусковым весом до 3000 тонн;
– корпусообрабатывающими сборочно-сварочным производством;
– стапельно-монтажными достроечным производством;
– глубокимипричалами с инженерными коммуникациями, портальными кранами грузоподъемностьюдо 100 т.
«Севморверфь»сотрудничает с ГП ЦКБ «Черноморец», ЦКБ «Коралл», проектирующим суда сприменением автоматизированных систем проектирования CAD и TRIBON.
Строительствосудов на «Севморверфь» осуществляется по требованиям Российского и УкраинскогоМорских Регистров Судоходства. Система качества верфи сертифицирована помеждународным стандартам ИСО 9002:94.
Основные типысудов, на которых специализируется предприятие:
– плавучиекраны грузоподъемностью от 50 до 500 т (Рис. 3);
– судатехнического и специального назначения, такие как буксиры, пожарные,бонопостановщики, паромы, исследовательские;
– сударыбодобывающей отрасли;
– сооружениядля освоения шельфа и металлоконструкции различной степени сложности.
Продукция ООО «Севморверфь»конкурентоспособна на мировом рынке.
/>
Рис. 3. Морскойсамоходный полноповоротный плавучий кран грузоподъемностью 150 тонн. Проект16491 «Нептун»
В 2001 годууспешно реализован проект строительства автономной погружающейся несамоходнойплатформы проекта ТП-400 с размерениями 71,0×32,0 м по заказу ГП «Укрспецэкспорт»для Греции, выигранный на конкурсной основе.
В 2002 годуосуществляется строительство пожарного судна и судна-бонопостановщика,строящегося для нефтетерминала порта «Южный» (г. Одесса). У причалов ООО «Семворверфь»строятся плавучие краны грузоподъемностью 150, 350 т для Феодосийского морскогопорта и РАО «Газпром».
Судостроениеи судоремонт представлено крупнейшими в городе предприятиями: Балаклавскийсудоремонтный завод «Металлист» (ремонт кораблей и судов с дизельнымиэнергетическими установками; малое судостроение; ремонт дизелей и дизель –генераторов), Общество с ограниченной ответственностью «Судоремонтная компания «Севморсудоремонт»(обмыв водой высокого давления, киркование, обмыв воздушными турбинами,пескоструйная обработка; выполнение всех типов окраски; ремонт донно-забортнойарматуры; все виды ремонта корпуса, обшивки, двойного дна, шпангоутов,переборок, цистерн, пустот, ящиков, и.т.д.; ремонт якорей, якорных цепей иприводов; ремонт винто-рулевого комплекса; ремонт креплений и валов винта,уплотнений винто-рулевого комплекса, Cederval, Simplex, несущих и валопровода;ремонт валопровода и осевых несущих, промежуточных и осевых валов, регулировкавалопровода; ремонт всех типов главных и вспомогательных двигателей,вспомогательных механизмов и приводов; ремонт главного и вспомогательногопаровых котлов, котлы на отработанном газе, теплообменная аппаратура, средстватушения пожаров; ремонт и производство всех видов трубопровода; ремонт палубныхмеханизмов и грузовых приводных лебедок, шпилей, брашпилей, палубных рельс;доковые работы; постройка корпусов; пескоструйная обработка поверхности достепени SA 2,5, окраска; предварительное дефектование; очистка и дегазациятопливных цистерн; все виды приводов и устройств; системы и трубопроводы;электроприборы и оборудование; замена стали; ремонт крышек MacGREGOR;винто-рулевой комплекс; ремонт котлов, главных и вспомогательных механизмов;модернизация и реконструкция судов согласно требованиям Регистра Морскогосудоходства; доставка запчастей и оборудования), Открытое акционерное общество «Севастопольскийморской завод» (все виды ремонта, докования и переоборудования судов любыхклассов и назначений; строительство плавучих кранов, корпусов судов и судовдедвейтом до 6 тыс. тонн; судовое оборудование: брашпили, фильтры, вьюшки,палубные и траловые лебедки, теплообменники и др.; машины для переработкисельскохозяйственной продукции; поковки, штамповки; поставки ремонтныхкомплектов ЗиП для судов, построенных в СССР и СНГ), Открытое акционерноеобщество «Севастопольское предприятие «Эра» (судостроение, судоремонт и электрооборудование;вводные учетно-распределительные щитки; отопительные системы, сантехника;металлоизделия, алюминиевые конструкции).
Судоремонтныепредприятия города в силу низкой стоимости рабочей силы могут в существенноймере составить конкуренцию европейской судоремонтной промышленности (Воронин, 1998).
Вмашиностроительном комплексе региона наиболее молодой отраслью является точноемашиностроение. В нее входят заводы электротехнического, электронного иприборостроительного профиля. Одно из ведущих предприятий – концерн «Муссон»,который специализируется на выпуске следующей продукции:
– аварийныерадиобуйные системы КОСПАС – САРСАТ (E.P.I.R.B.)
– радиолокационныеответчики 9 ГГц (S.A.R.T.)
– системаГМССБ, район плавания А1-А3 (G.M.D.S.S.AREA A1-A3).
Не менеезначимыми являются предприятия: Открытое акционерное общество «Электрон» (измерительугловых ускорений; конденсаторные микрофоны; преобразователи сейсмические),Открытое акционерное общество «Севастопольский завод «Парус» (специализируетсяна производстве электронной аппаратуры, в том числе блоков для атомныхэлектростанций), Научно-производственная фирма «VD MAIS» (поставка электронныхкомпонентов и систем, шкафов, корпусов и конструктивов, электромеханическихустройств, кабелей и электросоединителей, систем промавтоматики, измерительныхприборов, технологического оборудования и материалов для поверхностногомонтажа), Крымский электротехнический завод «Сатурн» (статорные катушки длянизковольтных электродвигателей переменного тока; якорные катушки дляэлектродвигателей постоянного тока; сварочное оборудование бытового назначения;гелиосистемы для экологически чистого нагревания воды за счет солнечнойэнергии; ремонт электротехнических машин всех типов и назначений безограничения мощности, в том числе и электрического оборудования для морских иречных плавсредств).
3.Развитие основных отраслей машиностроения в г. Севастополе
3.1 Основныепоказатели машиностроительной отрасли Севастополя
Основнымипоказателями развития промышленности по видам экономической деятельностиявляются среднестатистическое количество штатных работников и объемреализованной продукции.
Вмашиностроительной отрасли Севастополя, по данным за 2007 год, занято в среднем4117 человек, что составляет примерно 28,2% от общего числа занятых впромышленном производстве. Для сравнения в 2000 году доля занятых вмашиностроительной отрасли составляла 51,7%. Т.е., несмотря на общий ростзанятых в промышленности с 11442 чел. (2000) до 14615 чел. (2007), ихдоля в машиностроительной отрасли снизилась с 51,7% до 28,2%, т.е. на 23,5% (Таб.1).
Таблица 1. Численностизанятых в машиностроительной отраслиГод Среднестатистическое число штатных работников в промышленности, чел. Среднестатистическое количество штатных работников в машиностроительной отрасли, чел Доля занятых в машиностроении, % 2000 11442 5917 51,7 2005 14915 4095 27,5 2006 14884 4359 29,3 2007 14615 4117 28,2
Среднестатистическоеколичество штатных работников в машиностроении по видам деятельности показанона рис 4.
/>
Рис. 4.Среднестатистическое количество штатных работников в машиностроении по видамдеятельности в 2007 году, чел.
В 2007 годузначительно уменьшились индексы продуктивности труда по сравнению саналогичными показателями 2006 года (Таб. 2.)
Таблица 2. Индексыпродуктивности труда по основным видам деятельности машиностроительной отрасли,в % к предыдущему году 2006 г. к 2005 г. 2007 г. к 2006 г. Машиностроение 136,4 84,4 Производство машин и оборудования 119,8 145,6 Производство электрического, электронного и оптического оборудования 350,0 149,6 Производство транспортных средств и оборудования 105,2 55,9
Снизилсятакже и объем реализованной продукции машиностроения. В 2007 году он составил 426049,1тыс. грн., т.е. примерно 23,4% от общего объема реализованной продукциипромышленности (Таб. 3).
Таблица 3. Изменениедоли машиностроительной отрасли в общем объеме реализованной продукции промышленностиГод Общий объем реализованной продукции промышленности, тыс. грн. Объем реализованной продукции машиностроения, тыс. грн. Доля машиностроения в общем объеме реализованной продукции промышленности, % 2000 334628,4 126074,8 37,7 2005 1133876,1 372960,4 32,9 2006 1491231,2 430268,0 28,9 2007 1819764,6 426049,1 23,4
Распределениеобъема реализованной продукции машиностроительной отраслью по видам деятельностипредставлено на рис. 5.
/>
Рис. 5. Распределениеобъема реализованной продукции машиностроения по видам деятельности в 2007году, тыс. грн.
В 2007 годурезко снизился индекс объема продукции машиностроения по сравнению спредыдущими годами (Рис. 6).
/>
Рис. 6. Графикдинамики индексов объема продукции машиностроительной отрасли, в % кпредыдущему году
В целом характеризменения индексов объема продукции машиностроения по видам деятельностипредставлен на рис. 7.
Существенноизменилась и структура операционных расходов. По сравнению с 2006 годом в 2007году на 1,4% снизились материальные затраты на производство (с 56,3% до 54,9%от общих расходов) и затраты на амортизацию (с 2,3% до 2,1% от общих расходов).Увеличились затраты на оплату труда, отчисления на социальные мероприятия (Таб.4).
Структураоперационных расходов на производство в машиностроительной отрасли
Таблица 4.Год % от общих расходов Материальные затраты Амортизация Затраты на оплату труда Отчисления на социальные мероприятия Другие операционные затраты 2005 51,6 3,0 13,9 5,4 25,4 2006 56,3 2,3 13,0 5,0 23,4 2007 54,9 2,1 14,0 5,2 23,8
/>
Рис. 7.Индексы объема продукции машиностроения по видам деятельности
Операционныерасходы на единицу произведенной продукции в 2007 году выросли по сравнению спредыдущим годом на 3,3 коп/грн. (с 95,3 коп/грн. до 98,6 коп/грн.)
Благоприятнона развитии машиностроения сказываются инвестиции в основной капитал отрасли,которые в 2007 году существенно возросли по сравнению с показателями 2006 года(Таб. 5).
Таблица 5. Инвестициив основной капитал машиностроительной отрасли по видам деятельности (вфактических ценах) 2005 2006 2007 тыс. грн. % к предыдущему году тыс. грн. % к предыдущему году тыс. грн. % к предыдущему году Машиностроение 33997 63,7 14439 43,2 16688 88,9 Производство машин и оборудования 374 67,0 151 37,1 1610 966,3 Производство электрического, электронного и оптического оборудования 28933 873,8 1682 5,8 2303 125,7 Производство транспортных средств и оборудования 4690 10,0 12606 261,4 12775 74,7
3.2Основные проблемы, стоящие на пути развития машиностроительной отрасли вСевастополе
На путиразвития машиностроительной отрасли Севастополя стоит много проблем. Одной изсамых серьезных остается конверсия.
Конверсия – процесс переводапредприятий оборонных отраслей на выпуск гражданской продукции.
Большинствопроизводств данного комплекса в регионе имеет оборонную направленность.Снижение объемов производств военной продукции в связи с началом политикиразоружения позволяет уже сегодня перестроить производство на выпусквысококачественной гражданской продукции, обеспечить рост оказания услугнаселению, что принесет дополнительный доход, обеспечит постепенный переход кконверсии. Именно в машиностроении можно достигнуть наибольшего экономическогоэффекта, а продукция севастопольских машиностроителей может бытьконкурентоспособна на внешнем рынке. Ярким примером тому является судоремонтныйзавод «Металлист». Его демилитаризация закончилась в сентябре 2008 года. Несмотряна то, что завод будет строить и ремонтировать яхты мирового класса, послеконверсии здесь продолжат обслуживать корабли украинского военного флота, ведь,по словам Р. Царькова – директора ССЗ «Металлист» – на сегодняшний деньпотребность только военного судоремонта в Украине составляет более 11 миллионовгривен в год». В ремонтных доках завода может находиться до двенадцати кораблейодновременно. На сегодняшний день это единственное в Украине место, гдеремонтируют корабельные двигатели мощностью свыше 500 лошадиных сил. Черезнесколько месяцев завод планирует строить малые суда и яхты VIP-класса за своиденьги.
Актуальнымина сегодняшний день остаются также проблема высокой доли ручного труда вмашиностроении и снижение доли обслуживающих производств.
Заключение
В ходенаписания работы были сделаны следующие выводы:
1. Производственнаясфера Севастополя сформировалась под влиянием ряда факторов: определеннаявыгодность экономико-географического положения региона, особенности и богатствоприроды, а также специфика города, как военно-морской базы двух флотов:Черноморского флота Российской Федерации и военно-морских сил Украины. Особыйстатус Севастополя, определяемый двухвековым формированием его каквоенно-морской базы, неизбежно повлек односторонность развития инфраструктурыгорода, около 90% объема производства которого приходилось на предприятия ВПК.Большинство производств машиностроительной отрасли относятся квоенно-промышленному комплексу. Призванная на службу флоту городскаяпромышленность прошла все стадии формирования ВПК на севастопольском берегу. ВСевастополе создавались не только судоремонтные и судостроительные заводы,арсеналы, но и самые современные производства, поставляющие начинку длякораблей и подводных лодок, самолетов и космических аппаратов. В создание НПОсудостроения и электроники вкладывались колоссальные средства. Детищами ВПКстали НПО и заводы «Парус», «Муссон», «Маяк» и многие др.
Однако сначалом политики разоружения и сокращения вооруженных сил потребности в военнойпромышленности Севастополя снизились, что привело к сокращению объемовпроизводства. Эту нишу в производстве постепенно заполнила конверсия. Этоособенно важно, поскольку оборонные предприятия отличаются наиболее высокойнаукоемкостью, техническим уровнем производства и сосредоточенностьюквалифицированных кадров.
2. Несмотряна снижение темпов производства машиностроение занимает одно из ведущих мест вхозяйстве г. Севастополь.
3. Важнейшимиотраслями специализации машиностроения в регионе являются станкостроение, электротехническоемашиностроение, электроника, судостроение и судоремонт.
4. В силунизкой стоимости рабочей силы судоремонтные предприятия города могут всущественной мере составить конкуренцию европейской судоремонтнойпромышленности.
5. Несмотряна существенный рост инвестиций в машиностроительную отрасль в последние годырезко снизились значения основных показателей, характеризующих развитиемашиностроительной отрасли.
6.Перспективным в развитии машиностроительной отрасли в Севастополе являетсясоздание комплексов, обеспечивающих весь цикл производства и переработкисельхозпродукции, внедрение технологий для развития экологически чистыхпроизводств сельскохозяйственной продукции по мировым стандартам, развитиесудоремонтных и судостроительных предприятий, которые в существенной мере могутсоставить конкуренцию европейской судоремонтной промышленности при условиимощной рекламной кампании и содействии в повышении маркетинговой деятельностисамих предприятий.
Списоклитературы
1. Багров Н.В. Какимбыть Крыму в XXI веке? – С.: Таврида, 1997. – 196 с.
2. Воронин И.Н. Севастополь:природа, экономика, экология. Учебное пособие. С.: Крымскоеучебно-педагогическое государственное издательство, 1998. – 96 с.
3. Кузнецов М.В. Основысоциально-экономической статистики. Учебное пособие. – С.: МСП «Ната», 2004. –148 с.
4. Кузнецов М.В, Побирченко В.В. Размещениепроизводительных сил Украины: Учебно-методическое пособие для самостоятельногоизучения дисциплины. – С.: МСП «Ната», 2004 – 224 с.
5. Мировое хозяйство имеждународные экономические отношения: Учебное пособие. – Под ред. А.П. Голиковаи др. – С.: СОНАТ, 2003. – 432 с.
6. Плоткин М.Р. Основыпромышленного производства. Учеб. пособие для университетов и педагогическихинститутов. М.: Высш. шк. – 1977. – 304 с.
7. Статистические данныеУправления статистики г. Севастополь за 2000, 2005, 2006, 2007 годы.
8. Хрущев А.Т. Географияпромышленности СССР: Учеб. для геогр. спец. Вузов. – М.: Высш. шк. – 1990. – 223 с.
9. Шумский В.М. Экономическаяи социальная география мира. – С.: МСП «Ната», 2003. – 186 с.