ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙВ ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «УГЛЕВОДОРОДЫ» С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА ВСОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
1.1 Анализ изложения темы«Углеводороды» в школьных учебниках по химии
1.2 Тестирование – как метод педагогическогоконтроля
1.3 Введение тестового контроля
1.4 Алгоритм составления тестов
1.5 Формирование оценочной шкалы тестовогоконтроля
1.6 Требования, предъявляемые к преподавателю присоставлении тестовых заданий
1.7 Требования к тестам
1.8 Тестовый контроль знаний на уроках химии
Глава 2 НЕКОТОРЫЕ КОНКРЕТНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫ НА УРОКАХ ХИМИИ И ПО ТЕМЕ «УГЛЕВОДОРОДЫ»
2.1 Глобальный климат и парниковый эффект:причинно – следственные связи и технические решения
2.2 Природный газ – топливо и сырье
2.3 Метанол как источник энергии. Проблемыбезопасности использования
2.4 Проблема загрязнения окружающей средысернистыми соединениями, содержащимися в углеводородном сырье
Глава 3 О МЕТОДИКЕ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХАСПЕКТОВ РАЗДЕЛОВ ТЕМЫ НА УРОКАХ ХИМИИ
3.1 Урок. Ароматические углеводороды
3.2 Урок-упражнение. Генетическая связь междууглеводородами
3.3 Урок-игра. «Влияние углеводородов наокружающую среду и организм человека»
3.4Урок-семинар по теме: «Природныеисточники углеводородов»
3.5 Решение расчетных задач по теме«Углеводороды»
3.6 Тестовые задания с экологическим содержанием
3.7 Обобщение полученных результатов и выводы
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Тест (от английского словаtest — проверка, задание) — это система заданий, позволяющая измерить уровень усвоениязнаний, степень развития определенных психологических качеств, способностей,особенностей личности.
Тестыиспользуются в образовательном процессе уже около ста лет. Они представляютсобой краткие стандартизированные задания по результатом выполнения которыхможно судить об определенных знаниях, умениях и навыках испытуемого. В школьномучебном процессе тесты создаются применительно к заданным уровням обучения иучебным предметам, время их выполнения ограничено. Обычно тесты рассчитаны нагрупповое проведение, но они могут использоваться и индивидуально.
В последниегоды в связи с проведением в стране эксперимента по внедрению ЕГЭ тестовыезадания все чаще применяются учителем для контроля знаний, умении и навыковучеников. В химическом образовании могут быть использованы тестовые заданияразного типа: тесты выборки, дополнения, группирования, ранжирования, сличения,напоминания, и альтернативные тестовые задания.
Актуальностьвыбраннойтемы состоит в широком использовании в настоящее время тестов и тестовыхзаданий для выявления результатов обучения на всех уровнях управленияобразованием, что объясняется объективными причинами, связанными смодернизацией и изменением целей российского образования, появлением такогопонятия как мониторинг качества образования.
Объектом моей дипломной работы является тестовый контроль знаний – как средство оценки знаний, как метод контроля за профессиональным становлением специалиста, как способ диагностики психического развития и личного роста.
Предметисследования: методические особенности изучения темы: «Углеводороды» в школьномкурсе химии с использованием тестового контроля знаний с экологическимсодержанием.
Цельработы:изложить основные свойства углеводородов, которые позволяют использовать этивещества в различных отраслях производства, также доказать, что тестовыйконтроль знаний является более приемлемым по сравнению с другими методамиконтроля, в случае правильного подбора и составления тестов.
Задачи:
· ознакомиться слитературой по исследуемой теме;
· составить тесты ипоказать целесообразность их использования для контроля знаний и навыковучащихся;
· улучшить качество знанийучащихся по органической химии и повысить уровень экологического сознания.
Гипотеза заключается в том, чтовведение в учебный процесс тестового контроля знаний позволит более объективнооценить умения и навыки учащихся в частности по теме «Углеводороды», а такжетесты с экологическим содержанием повысят интерес учащихся к экологии.
Дипломнаяработа изложена на … страницах, включает в себя введение, 3 главы, выводы,заключение, список использованной литературы и приложение.
Глава 1 СОСТОЯНИЕИЗУЧАЕМОГО ВОПРОСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ
Углеводороды– основной класс органической химии. При их изучении рассматриваются почти всетеоретические вопросы курса. Знания учащихся этого раздела создает условия дляуспешного усвоения остального материала органической химии. Задачей изучения УВявляется закрепление и развитие знаний теории химического строения,многообразия соединения углерода, углубления понятий о химической связи наоснове электронной теории, формирование знаний о пространственном строенииорганических соединений и механизмах химического взаимодействия, ознакомление свеществами хозяйственного значения. Органическая химия дает представление овеществах, составляющих организмы растений, животных, человека, об изменениях,которые происходят с веществами в организмах и лежат в основе ихжизнедеятельности [1].
По сравнениюс неорганической химией органическая химия воспринимается учащимися какдостаточно сложная. Это связано прежде всего с многообразием изучаемых классовсоединений, большим числом новых терминов, особенностью химического строениявеществ, разнообразием их химических свойств и т.д.
Изучениеразличных классов органической соединений будет неполным, незавершенным безвыявления их связи друг с другом, представления изучаемого материала в видецелостной картины [2].
Важнейшие классыорганических соединений
Название класса
Общая формула
Формулы отдельных представителей и их названия
Виды изомерии
Важнейшие химические свойства Алканы
СnH2n+2
CH3-СН2 — СН2 -CH3 Изомерия углеродного скелета Горение, замещение, крекинг, изомеризация, дегидрирование Алкены
СnH2n
СН2=С(СН3)- СН2- СН3 Изомерия углеродного скелета, положение двойной связи, межклассовая, пространственная Окисление, полимеризация, присоединение Циклоалканы
СnH2n
Изомерия углеродного скелета, межклассовая, пространственная
Горение, замещение,
присоединение Алкины
СnH2n-2
СН3-С≡С(СН3)- СН2- СН3 Изомерия углеродного скелета, положение тройной связи межклассовая
Присоединение,
полимеризация,
окисление,
замещение Алкадиены
СnH2n-2
СН2=С(СН3)- СН= СН2 Изомерия углеродного скелета, положения двойной связи межклассовая
Присоединение,
полимеризация Арены
СnH2n-6
С6Н6 Изомерия углеродного скелета,
Окисление, замещение,
присоединение Предельные одноатомные спирты
СnH2n+1OH
СН3ОН Изомерия углеродного скелета, положение функциональной группы, межклассовая Взаимодействие со щелочными металлами, галогеноводородными кислотами, окисление, дегидрирование, дегидратация, этерификация Фенолы
Ar-(OH),
Ar-(OH)n
С6Н5ОН Замещение, взаимодействие со щелочными металлами и со щелочами, поликонденсация Альдегиды R-СOH
СН3 СОН Изомерия углеродного скелета, межклассовая Присоединение, замещение, окисление, полимеризация, поликонденсация Простые эфиры
R1-O-R2
СН3ОС2Н5 Изомерия углеродного скелета, межклассовая
Сложные эфиры
R1-COO-R2
СН3ООС2Н5 Изомерия углеродного скелета, межклассовая Гидролиз Одноосновные предельные карбоновые кислоты R-COOH
СН3 СООН Изомерия углеродного скелета, межклассовая Диссоциация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, гидроксидами, солями более летучих и слабых кислот, со спиртами, замещение, присоединение водорода Амины
R-NH2
СН3 NН2 Изомерия углеродного скелета, положение функциональной группы, межклассовая Горение, основные свойства Аминок-ты
R- CH(NH2)-COOH
NН2-СН2СООН Изомерия углеродного скелета, положение функциональной группы, межклассовая Амфотерные свойства, взаимодействие с металлами, солями, основными оксидами, спиртами, поликонденсация, образование биполярного иона
1.1 Анализ изложения темы«Углеводороды» в школьных учебниках по химии
Преподаваниетемы «Углеводороды» начинается с 10 класса, первого полугодия, с главы«Предельные углеводороды».
В настоящеевремя существует достаточное количество учебников по химии. При написанииданной работы было рассмотрено два учебника по химии для 10-х классов, покоторым занимается основная часть учеников школ нашей республики — это учебникхимии под редакцией Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (учебник которым пользуютсяв основном сельские школы), также учебником за 10 класс под редакциейКузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гары Н.Н.(учебник, по которому занимаются школыг. Нальчика). В настоящей работе используются поурочные разработки по химии для10-х классов под руководством М.Ю. Горковенко, а также тесты и ЕГЭ по основнымразделам школьного курса под руководством С.В. Горбунцова. В 10 классе наизучение темы «Углеводороды» отводится 20 ч.
Анализ этихучебников показывает, что углеводороды в школьных программах отражены полно, втом, что касается их химических и физических свойств, нахождение в природе иприменения. Но в учебнике химии под редакцией Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана,отсутствуют проблемы связанные с негативным влиянием углеводородов наокружающую природную среду [2].
Анализируяметодические пособия я пришла к выводу, что новый выпуск учебника химии для10-го класса под редакцией Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., Гары Н.Н являетсянаиболее подходящим в учебно-воспитательном процессе, так как здесь кромесобственно химического содержания, направленного на усвоение основ органическойхимии, включены и мировоззренческие вопросы, обеспечивающие понимание научнойкартины мира, а также исторические сведения, отражающие этапы становления иразвития органической химии как науки. Помимо этого в данном курсерассматриваются: экологические вопросы, связанные с производством и применениеморганических веществ, с проблемами окружающей среды; вопросы производства,связанные с синтезом важнейших органических соединений, а также сведения,отражающие участие органической химии в сохранении и преобразовании окружающейсреды, жизни и здоровья человека.
В отличие отучебника по химии для 10 класса под редакцией Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдманарассматриваемый учебник является двухуровневым. Первый уровень, ориентированныйна государственный стандарт образования, является базовым. Второй уровеньпредназначен для учащихся профильных классов естественно – научногонаправления, а также для учеников обычных классов, которые хотят более глубокоизучить отдельные вопросы школьного курса химии. После каждой главы учебникаприводится дополнительный материал теоретического, прикладного, биохимического,медицинского и исторического характера, предназначенный ученикам профильныхклассов, а также всем любознательным ученикам [4]. Для активизации ранееполученных знаний в начале каждого параграфа предложены вопросы и задания. Обобщающиевыводы в конце каждой главы, выделение в конце параграфов основных понятий,которые должны быть обязательно усвоены, классификационные схемы, сравнительныеи обобщающие таблицы способствуют систематизации полученных знаний.
1.2 Тестирование – какметод педагогического контроля
В настоящеевремя для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы,которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестамиуспешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могуттакже подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональныхкачеств педагогов).
В литературевстречается следующее определение тестов достижений.
Тесты — это достаточно краткие, стандартизированные или нестандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткиепромежутки времени оценить преподавателями результативность познавательнойдеятельности учащихся, т.е. оценить степень и качество достижения каждымучащимся целей обучения (целей изучения).
Тестыдостижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладенияконкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являютсяболее объективным показателем обученности, чем оценка. Тесты достиженийотличаются от собственно психологических тестов (способностей, интеллекта). Ихотличие от тестов способностей состоит, во-первых, в том, что с их помощьюизучают успешность овладения конкретным ограниченным определенными рамками,учебным материалом, например, разделом химии или курсом естествознания. Наформирование способностей (например, пространственных) влияние обучения такжесказывается, но оно не является единственным фактором, определяющим уровень ихразвития. Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения.
Тестыдостижений применяются для оценки успешности овладения конкретными знаниями сцелью определения эффективности программ, учебников и методов обучения,особенностей работы отдельных учителей, педагогических коллективов и т.д., т.е.с помощью этих тестов диагностируют прошлый опыт, результат усвоения тех илииных дисциплин или их разделов.
Вместе с темнельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определенной степенипредсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной дисциплине, посколькуимеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень овладениязнаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения.
Для тогочтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимызнания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошейпамятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений.
Наряду стестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретнымдисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированныетесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широкоориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодитьсяпри овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, химическимитаблицами, энциклопедиями и словарями [5].
Существуюттакже тесты, направленные на оценку влияния обучения на формированиелогического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализаопределенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаютсяпо своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с последними.Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения поконкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельныхзаданий должен стать преподаватель.
Отдельныетесты достижений можно объединять в тестовые батареи, что позволяет получатьпрофили показателей успешности обучения по разным дисциплинам. Обычно тестовыебатареи предназначаются для разных образовательно-возрастных уровней и невсегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для полученияцелостной картины успешности обучения от курса к курсу. Однако в последнеевремя созданы батареи, позволяющие получать и такие данные.
По формепроведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными иписьменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными,вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составныхчастей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, еслинеобходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковыхметодик), шаблоны для обработки данных.
В руководствеприводятся данные о целях тестирования, выборке, для которой тест предназначен,результатах проверки на надежность, способах обработки и оценки результатов.Задания теста, сгруппированные в субтесты
(группы заданий, объединенные одной инструкцией), помешены в специальнойтестовой тетради (тестовые тетради могут быть использованы многократно,поскольку правильные ответы отмечаются на отдельных бланках). Если тестированиепроводится с одним испытуемым, то такие тесты носят название индивидуальных,если с несколькими — групповых. Каждый тип тестов имеет свои достоинства инедостатки. Преимуществом групповых тестов является возможность охвата большихгрупп испытуемых одновременно (до нескольких сот человек), упрощение функцийэкспериментатора (чтение инструкций, точное соблюдение времени), болееединообразные условия проведения, возможность обработки данных на ЭВМ и др.
Основнымнедостатком групповых тестов является снижения возможностей у экспериментаторадобиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать их. Кроме того, пригрупповом тестировании затруднен контроль за функциональным состояниемиспытуемых таким, как тревожность, утомление и др. Иногда для того, чтобыпонять причины низких результатов по тесту какого-либо учащегося, следуетпровести дополнительное индивидуальное собеседование. Индивидуальные тестылишены этих недостатков [6].
Тестированиешироко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного иитогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся. Какуже указывалось, результаты тестирования могут выступать и как оценка качествапреподавания, а также как оценка самих испытательных материалов.
Не меньшийинтерес представляет изучение результатов тестирования для определения качестваурока. Например, учитель работает с учащимися, разделенными на группы поуспеваемости. В тесте имеется определенное количество теоретических вопросов ипрактических задач. Каждый вопрос соответствует какой-либо теме. По этой жетеме в тесте прилагается практическая задача. Если учащиеся во всех группахплохо справились с каким-либо теоретическим заданием и практической задачей кэтому вопросу, следовательно, на уроках не уделено достаточного внимания этойтеме, хотя необходимо учитывать, что группы неравномерны по контингенту.
Послепроведения статистических исследований по изучению тестирования как методапедагогического контроля, было выявлено, что в тесте должно быть 15-20 заданий.Они помогают определить, владеет ли ученик основными понятиями,закономерностями, умеет ли правильно записать термины, а также как полученныезнания помогают ему при решении практических задач.Задания предлагаются, какправило, с ответами в «закрытой форме», когда нужно вставить пропущенное слово.В этом случае, когда ответ однозначен, он оценивается по двухбальной системе –1 или 0. Введение в тест заданий с многовариантными ответами развивает уучащихся потребность в поиске разных путей решения задачи, что необходимо длядостижения основной цели обучения в школе – умения самостоятельно выбиратьспособ выполнения поставленной задачи.
Анализполученных результатов показал, что в течение четверти у учащихся, способных кобучению от теста к тесту увеличивается число полных ответов на задания смноговариантными ответами. Можно, конечно, вместо одного задания смноговариантным ответом дать несколько с альтернативным, но это значительноувеличит число заданий в тесте и позволит проверить только уровень знаний, ноне будет способствовать использованию тестов для развития навыков. По мнениюисследователей такой методики раздел курса считается проработанным, есливыполнено 70% заданий.
В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:
· диагностическую;
· обучающую;
· организующую;
· развивающую и воспитывающую.
1.3 Введение тестового контроля
Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.
Внедрение тестовой формы контроля по предмету должно осуществляться поэтапно.
На первом этапе в тестовой форме проводился только входной контроль и заключительной целью проведения входного теста является получение ведений об исходном уровне знаний ученика. Успех изучения любого курса зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений, которые изучались на предшествующих этапах обучения. Поэтому входной тест, включать задания, проверяющие уровень усвоения основных учебных элементов данного курса. При проверке определяются, прежде всего пробелы в знаниях, что очень важно для продуктивного самообразования.
Итоговый тест (экзаменационный) систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.
Результаты первых проверок показали, что учащихся необходимо готовить к экзаменационному тесту, используя тестовые задания при проведении текущего и рубежного контроля.
Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем обязательных требований и овладению знаниями курса, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной, индивидуальной работы. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты с успехом можно использовать наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащегося.
Работа по созданию тестов и оценка их эффективности достаточно сложная и долгая.
Во-первых, необходимо оценивать качество каждого теста – соответствие программе и реальным возможностям учащихся, учитывая при этом сильно действующие временные ограничения на выполнение ими тестовых заданий. Если соответствие программе можно проверить, анализируя только литературу, то проверка «посильности» каждого теста и даже каждого задания в одном отдельно взятом тесте возможна только после проверки в реальном эксперименте.
Во-вторых, желательна оценка «представительности» всей батареи тестов — насколько она захватывает весь программный материал или хотя бы наиболее существенную его часть (из конъюнктурных соображений).
И, наконец, главное – составленные тесты необходимо «прокрутить» несколько раз, чтобы отобрать из них наиболее представительные, наиболее информативные с точки зрения диагностики «готовности». Системное внедрение тестов затрудняется в связи с относительной сложностью создания качественного теста[7].
1.4 Алгоритм составлениятестов
Я считаю, чтоконтроль знаний играет ключевую роль в процессе обучения и тесты, как один изметодов контроля, требуют очень внимательного и точного подхода. При составлениитестов можно придерживаться определенного алгоритма. И один из таких алгоритмовпредлагается ниже.
I)Определение целей тестирования:
· оценка знанийспецифических фактов, терминов, понятий;
· проверка умения даватьопределения, понятия, определять их содержание и объем;
· проверка знания формул, законов,теорий, принципов, методов, умение применить их;
· умение находить сходстваи различия;
· умение представлятьматериал на графиках, схемах, таблицах;
· знание правил методик;
· понимание концепций,теорий и т.д.
II)Определение вида контроля;
· входной (установочный);
· промежуточный;
· тематический;
· рубежный итоговый.
III. Выборформы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания.
Выделяетсядва типа тестов:
а) Закрытые,где есть готовые ответы: выбрать правильный ответ из 2,3,4,5 предоставленных альтернативныхответов, установление истинности, ложности, соответствия, установлениепоследовательности.
б) Открытые:которые не имеют готовых ответов, их надо конструировать, самостоятельнодополнить, закончить, составить.
IV) Основнымэлементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ (ответкоторый находиться у преподавателя).
V) Инструкцияопределяет характер интеллектуальной деятельности учащегося студентов:
· Должнабыть чёткой, понятной для выполнения;
· Выбратьправильный ответ из нескольких предложенных (если правильных ответов несколько,то отметить что ответ может быть не один);
· дополнить,вписать, заполнить, закончить…;
· упорядочитьпо величине;
· установитьсоответствия;
· установитьправильную их последовательность;
· определитьистинность (ложность) утверждений.
VI. При формулировкетеста задания необходимо придерживаться следующих методических советов:
· основнойтекст задания содержит не более 8-10 слов;
· каждыйтест должен выражать одну идею, одну мысль;
· заданиядолжны быть краткими, четкими, легко читаемыми, суждения выражены на доступномязыке, лучше иметь утвердительную, а не вопросительную форму;
· формулировказаданий не должна содержать двусмысленностей, а тем более ловушек;
· избегатьтаких слов как «иногда», «часто», «обычно» в правильных утверждениях и слов«всегда», «иногда», «невозможно» в неправильных;
· располагатьтесты по возрастанию трудности;
· каждоезадание и ответ формулировать так, чтобы верный ответ могли дать только те, ктохорошо усвоил материал;
· заданиясформулировать так чтобы ответы могли быть получены путем рассуждения, а числоневерных ответов в первую очередь включать такие, которые являлись результатомтипичных ошибок, допускаемых (учениками) студентами;
· правильныеответы должны распределяться в случайном порядке;
· ответына один вопрос не должны зависеть от ответов на другие вопросы;
· ответыне должны содержать подсказки, быть нелепыми.
VII. Тестдолжен включать разнообразные тестовые задания по форме,
содержанию,степени сложности и количеству, и достаточно полно охватить материалпроверяемой темы.
VIII.Тестовые задания должны быть равноуровневыми по степени сложности:
Уровень А — задания, расчитанные на усвоение основных понятий, на просто отображениематериала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.
Уровень Б — задания,требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применятьзнания в стандартных ситуациях.
Уровень В — задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяютвыявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.
IX. Заданиетеста должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавания ивоспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации илитворческого применения. Такая дифференциация требований к учащимся на основе достижениявсеми обязательного уровня подготовки поможет создать основу для разгрузки слабыхучащихся, обеспечивая их посильной работой и формируя положительное отношение кучебе. За нижнюю границу успешности выполнения задания за оценку «3» может бытьпринято 70% правильных ответов на обязательные вопросы. Этот критерий основанна том, что до уровня усвоения примерно 30% общего объема знаний и уменийучебная деятельность учащегося находится в стадии формирования. Если учащиесяовладели более чем 70% объема знаний и умений, то в дальнейшем они могут успешнопополнять знания и развивать умения и со временем достигнут планируемого уровняобучения. Оценка «4» должна ставиться при успешном выполнении всей обязательнойчасти задания. Оценка «5» ставиться при успешном выполнении всей обязательнойчасти задания и правильных ответах хотя бы на часть вопросов, требующих проявлениясамостоятельности, способности применять знания в новой ситуации.
«5» – 100 –90%
«4» — до 80%
«3» – до 70%
«2» – меньше70%
Х. Время на выполнениекаждого задания определяется в зависимости от сложности:
Уровень А — 2- 3 минуты
Уровень Б — 4- 5 минут
Уровень В — 9- 10 минут
Присоставлении тестов желательно использовать вопросы и задачи, проверяющие всеосновные знания и умения в соответствии с программными требованиями. Основнаячасть задания должна быть ориентирована на проверку достижения учащимися планируемыхрезультатов обучения. В конце задания должны быть вопросы и упражнения, позволяющиепроверить способности учащихся применять полученные знания в новой или измененнойситуации [8].
Тестыобеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах поединым для всех учащихся критериям. Это позволяет определить, кто из учащихсяне овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто изучащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиямипрограммы, кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями,но может применить их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне,чем это предусмотрено программой.
1.5 Формированиеоценочной шкалы тестового контроля
При созданиитестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценокправильности выполнения заданий учащимися.
Оценка знаний– один из существенных показателей, определяющих степень усвоения учащимисяучебного материала, развития мышления, самостоятельности. Оценка должнапобуждать учащихся к повышению качества учебной деятельности. В существующихсистемах тестирования предлагается, что учитель заранее выбирает определеннуюшкалу оценок, т.е. устанавливает, например, что испытуемый набирает то 31 до 50баллов, то он получает оценку «отлично», от 25 до 30 баллов – «хорошо», от 20до 24 – «удовлетворительно», менее 20 – «неудовлетворительно». Очевидно, чтопри формировании такой шкалы оценок велика доля субъективизма, поскольку здесьмногое будет зависеть от опыта, интуиции, компетентности, профессионализмаучителя. Кроме того, требования, предъявляемые разными учителями уровню знанийучащихся, колеблются в очень широких пределах.
На сегодняеще часто встречается метод «проб и ошибок» при формировании шкалы оценок.Поэтому реальные знания учащегося не получают объективного отражения [9].
1.6 Требования,предъявляемые к преподавателю при составлении тестовых заданий
Присоставлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых длясоздания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладенияопределенными учебными дисциплинами или их разделами. Так, необходимопроанализировать содержание заданий с позиции равной представленности в тестеразных учебных тем, понятий, действий и т.д.
· Тестне должен быть нагружен второстепенными терминами, несущественными деталями сакцентом на механическую память, которая может быть задействована, если в тествключать точные формулировки из учебника или фрагменты из него.
· Заданиятеста должны быть сформулированы четко, кратко и недвусмысленно, чтобы всеучащиеся понимали смысл того, что у них спрашивается.
· Важнопроследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответана другое.
· Вариантыответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключалисьвозможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа.
· Важновыбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемыйвопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначноформулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когдаучащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений «да — нет»,«верно — неверно».
· Задачидля тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятийформулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишкомгромоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантовответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качественеверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.
1.7 Требования к тестам
Тесты должныудовлетворять определенным требованиям, так как случайно подобранный наборзаданий нельзя назвать тестом:
1)Надежность контрольного задания — это его способность с достаточной для практикиодинаковостью характеризовать, исследуемый в дидактических экспериментах,показатель, как заданий в целом, так и его частями, или по-другому, тот жепоказатель одним и тем же заданиям, но в разные моменты времени. Для поясненияпонятия надежности контрольного задания обратимся к таблице умножения, убрав в нейправые части всех равенств и рассматривая оставшиеся выражения, как перечень контрольныхзаданий. Если группе испытуемых выдать некоторое число этих заданий и оценить ихзнания дважды: по ответам на задания из четных строк, то очевидно, у каждого изиспытуемых получается приблизительно одни и те же оценки.
Также очевидно,что одинаковые оценки у каждого из испытуемых получатся и в том случае, есликонтроль знания таблицы умножения будет проведен по некоторой совокупностизаданий дважды, но в разные моменты времени. Приблизительное совпадение рядовоценок в обоих случаях как раз и говорит о надежности комплекта рассматриваемыхконтрольных заданий, то есть таблицы умножения.
2) Валидность(или адекватность целям проверки):
а) содержательнаявалидность теста, т.е. задание теста построено на основе только технических учебныхэлементах, которые изучались учениками или студентами и на той степениабстракции, на которой они излагались. По содержанию тест соответствуетобразовательному стандарту.
б)функциональная валидность теста, т.е. задания теста соответствуют выявленному уровнюусвоения – уровню заданному образовательным стандартом. При составлении заданиявыделяются существенные несущественные признаки элементов знаний. Существенные признакизакладываются в эталонный ответ. В другие ответы закладываются несущественные признакис учетом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяютсущественные признаки, а не формальные, то задание отвечает критерию валидности.Другими словами валидностью контрольного задания называется степеньюсоответствия своему назначению.
К критериям валидностиотносятся ответы на вопросы типа: «Соответствует ли задание программы курса илиего раздела?» «Охватывает ли задание достаточно полно весь курс или егораздел?»; «Достаточна ли вероятность того, что если испытуемый успешносправился рассматриваемым контрольным заданием, то он наверняка знаетсоответствующий материал в целом?» Другими словами, показатель валидностиотвечает на вопрос: «а то ли, что сформулировано в назначении контрольногозадания, измеряется с его помощью?» Очевидно задание может быть надежным, ноневалидным. Также очевидно, что имеется прямая связь между надежным и валидным:задание с низкой надежностью не может быть валидным. Например, если с целью проверкизнания таблицы умножения, воспользоваться заданиями, составленными из произведенийтолько одинаковых цифр (2*2, 3*3 ….), то оно, конечно, будет достаточнонадежным: при проведении с ним серии экспериментов, описанных выше, будут получатьсяодинаковые оценки у большинства испытуемых. Но, очевидно, зарегистрированныепри этом успехи не говорят о знании всей таблицы умножения. Следовательно, еслицелью контроля является проверка знаний всей таблицы умножения, то валидностьзадания, составленного из произведений только одинаковых цифр, явнонедостаточна.
Сиспользованием понятий надежности и валидности контрольных задания можно датьследующие определение:
Дидактическимтестомназывается совокупность задания, которые составлено в собирательной форме, предназначеныдля сравнительной оценки знаний, умений, навыков, способностей, умственного развитияи удовлетворяют заданным требованиям надежности и валидности.
3)Определенность.
После прочтениязаданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знанияпродемонстрировать. Если учащийся после прочтения задания правильно действует иотвечает менее 70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.
4)Простота.
Формулировказаданий и ответы должны быть четкими и краткими.
Показателемпростоты является скорость выполнения задания.
5)Однозначность.
Заданиедолжно иметь единственный правильный ответ – эталон.
6)Равнотрудность.
Присоставлении тестов в нескольких вариантах равнотрудностьопределяетсястабильностью результатов по вопросам во всех вариантаходного и того жезадания.
Общедидактическиетребования к контролю знаний включают:
· систематичность;
· углубленность;
· всесторонность;
· объективность;
· индивидуализацию;
· гласность;
· дифференцируемостьоценок.
С этой точки зрениятрадиционные средства контроля знаний имеют достаточно много недостатков. К нимотносятся, например, следующие:
1) Использование грубойчетырех бальной школы оценок;
2) Большие затраты труда ивремени на успешные опросы (на коллоквиумах, экзаменах), проверку письменныхконтрольных и расчетно-графических работ;
3) Низкая оперативность виспользовании результатов контроля для управления ходом учебного процесса;
4) Абсолютнонеудовлетворительная объективность оценки знаний обучающихся, невозможностьсопоставления оценок, полученных или разных обучающих или, тем более, в разныхучебных заведениях [10].
1.8 Тестовый контрользнаний на уроках химии
В последние годы всвязи с проведением в стране эксперимента по внедрению единого государственногоэкзамена (ЕГЭ) тестовые задания все чаще применяются учителями для контролязнаний, умений и навыков учеников. В химическом образовании могут бытьиспользованы тестовые задания разного типа.
Тест выборки представляет собойзадания, включающие готовый ответ, который учащиеся должны выбрать изнескольких (обычно четырех) предложенных вариантов. Задания этого типа являютсясодержанием первой части (часть А) ЕГЭ по химии.
Приведемпримеры заданий такого теста.
1. Самыйраспространенный химический элемент в земной коре:
а) кремний;б) водород;
в)кислород;г) алюминий.
Тестдополнения представляет собой задание с пропускомзнака, слова, цифрыили формулы, отмеченнымчертой или точками. Ответ на него должен бытьоднозначным и кратким. Рассмотрим примерынескольких заданий тестадополнения.
1. Молекулаозона состоит из… атомов кислорода. (Ответ укажите цифрой.) (Ответ. 3.)
2. Предельныйодноатомный спирт, образующий с метанолом простой эфир состава С3Н80,называется… (Запишите название спирта посистематической номенклатуре в соответствующем падеже.) (Ответ. Этанолом.)
Тестгруппирования включает в себя перечень химических терминов или формул, которыеследует распределить по заданным признакам. Например, такиезадания.
1. Из предложенного перечнявыпишите формулы кислот:
СаО, Н2СО3,Cu(OH)2, H3PО4, NaHSO3,
Н2О,HI, KNО3, C12О7,HNО3.
(Ответ. Н2СО3,H3PО4, HI, HNO3)
2. Выпишите вдве колонки названия чистых веществ и смесей: морская вода, крахмал, сахар,молоко, серебро, уксусная кислота, туман, кислород.
Ответ
Чистые
вещества
Смеси Крахмал, сахар, серебро, Морская вода, уксусная молоко, кислота, туман кислород
Тестранжирования представляет собой перечень (неболее десяти)однопорядковых химических формул, физических или химических величин, химическихявлений, которые требуется расположить в заданном порядке. Приведем примерызаданий теста ранжирования.
1.Расположите следующие химические элементы в порядке убывания радиусов ихатомов:
К, Fr, Cs, Li,Na, Rb.
(Ответ. Fr, Cs, Rb, K,Na, Li.)
2.Расположите перечисленные вещества в ряд по мере усиления их кислотных свойств:фенол, этанол, 2,4,6-тринитрофенол.
(Ответ. Этанол, фенол,2,4,6-тринитрофенол.)
Тестсличенияпревалируетв части В ЕГЭ по химии. Суть выполнения заданий такого теста сводится кнахождению соответствия между представленными в разных столбцах данными(словами, предложениями, формулами). Столбцы необходимо расположить на однойстранице. Для усложнения выбора правильного ответа в одном из них должно бытьна 2—3 пункта больше. Приведем примеры различных задании теста сличения.
1. Поназванию вещества установите, к какому классу неорганических веществ онопринадлежит.