Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Педагогический колледж №2
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тесты как средство контроля развития грамматических навыков учащихся6 класса на уроках английского языка
Допущена к защите
“____”____________ г.
Зам. директора по УПР
Выполнила: студентка5 2 группы
Специальность 050303
Иностранный язык
Павлова Екатерина Алексеевна
Руководитель:
Виролайнен Елена Валентиновна
Рецензент:
Федорова Мария Владимировна
г. Санкт-Петербург 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Формирование грамматических навыков при обучениианглийскому языку
1.1 Сущность понятия «грамматический навык»
1.2 Виды грамматических навыков
1.3 Трудности овладения грамматической стороной речи ушкольников на среднем этапе обучения английскомуязыку
Глава 2. Контроль в обучении
2.1 Понятие «контроль». Функции контроля
2.2 Виды и формы контроля
2.3 Методы контроля
Глава 3. Использование тестов на уроках английского языка
3.1 Сущность понятия «тест»
3.2 Требования к тестам
3.3 Достоинства и недостатки тестов
3.4 Требования, предъявляемые к преподавателю при составлении тестовых заданий
3.5 Роль тестов в формировании грамматических навыков
Глава 4. Изучение влияния тестов на формированиеграмматических навыков учащихся 6 класса
4.1 Характеристика УМК
4.2 Характеристика класса
4.3 Выявление уровня сформированности грамматических навыков учащихся 6 класса
4.4 Применение тестов с целью формирования грамматическихнавыков
4.5 Выявление уровня сформированности грамматическихнавыков учащихся по итогам учебно-исследовательской деятельности
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Тема «Тесты как средство контроля процессаформирования грамматических навыков учащихся 6 класса на уроках английскогоязыка» выбрана нами в связи с тем, что проблема контроля иконтрольно-оценочной деятельности является актуальной, так как все знания,переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащегося илиподлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.
Особенно важным в процессе обучения является контрольграмматических навыков, так как он выступает одной из важных составляющих учебногопроцесса. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, поскольку с еепомощью обеспечивается формирование умение устного и письменного общения. Невладея грамматическими навыками, невозможно адекватное восприятие и пониманиеиноязычных высказываний, и, таким образом, затрудняется общение с носителемдругой культуры. На современном этапе в методике преподавания существуетширокое разнообразие форм и методов контроля.
Контроль грамматических навыков может быть традиционным(контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, сочинение, изложение,реферат, зачет, экзамен), а может быть тестовым. Тестовая форма контроляотличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку ониориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективныеэмпирические критерии. Также очень важным является то, что итоговая школьнаяаттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен проводится в форме тестов,к которым, безусловно учащихся необходимо готовить. Этим и обуславливаетсяактуальность выбранной темы.
Целью данной работы является выявить педагогическиеусловия для успешного использования тестов как средства контроля формированияграмматических навыков учащихся 6 класса на уроках английского языка. Постановкаданной цели обуславливает следующие задачи:
Уточнить понятия «навык»,«грамматический навык», «контроль», «тест».
Проанализировать особенности использования тестов каксредства контроля формирования грамматических навыков учащихся, выявить особенностииспользования тестового контроля при формировании грамматических навыковучащихся 6 класса на уроках английского языка.
Спроектировать и реализовать серию тестов,обеспечивающих контроль формирования грамматических навыков учащихся среднегоэтапа обучения английскому языку.
В процессе учебно-исследовательской работы выявитьэффективность использования тестов как средства контроля грамматических навыковучащихся среднего этапа обучения английскому языку.
Глава 1. Формирование грамматических навыков приобучении английскому языку1.1 Сущность понятия «грамматическийнавык»
Контроль грамматических навыков является одним изважнейших этапов обучения иностранному языку. Под грамматикой мы понимаемструктуру языка, систему правил, которые диктуют допустимые последовательностиэлементов языка, образующих предложение на этом языке.
Существует большое количество определений«навыка», приведем некоторые из них: навык — это действие,автоматизированное в результате упражнении и проходящее через ряд этаповформирования. [21]
Наиболее полным и отражающим суть мы нашлиопределение, данное А. Ребером, который под навыком подразумевает доведенное доавтоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения навыкаслужат временные показания выполнения, а также тот факт, что выполнение нетребует постоянного и интенсивного внимания (контроля). [25]
Навык может быть не только двигательным, но иперцептивным, мыслительным, речевым. Разнообразие навыков связано сосуществлением учетной и профессиональной деятельности.
Под грамматическим навыком подразумеваетсясистематизированное действие по выбору модели адекватной речевой задачи вданной ситуации, правильно оформленным речевым единицам грамматического уровня,совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполненияречевой деятельности. [28]
Роль грамматического навыка в обучении английскомуязыку крайне важна, так как, научив школьников читать, говорить, слушать,писать на иностранном языке, школа одновременно обеспечивает им непосредственныйдоступ к иным национальным культурам и тем самым к мировой культуре. Всевышеперечисленные умения не могут быть сформированы без грамматического навыка.1.2 Виды грамматических навыков
Методисты выделяют два вида грамматических навыков:рецептивные и продуктивные, исходя из видов речевой деятельности. Под продуктивнымиграмматическими навыками понимается способность говорящего выбрать модель,адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка.Под рецептивными навыками следует понимать способность читающего или слушающегоузнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением.[26] Те грамматические навыки, которыми учащиеся пользуются активно называютсяактивными грамматическими навыками, а те, которые учащиеся узнают в ходеовладения иностранным языком называются пассивными. Они наиболее употребительныв письменной речи, заданиях, которые учащиеся должны победить на слух и при чтении.(Пассивных грамматических навыков больше, чем активных). [31]
В период изучения английского языка в школе учащиесяовладевают специальными грамматическими навыками:
рецептивными грамматическими навыками при аудированиии чтении:
Узнавать/выявлять из речевого потока грамматическиеконструкции и соотносить их с определенным смысловым значением (способностьвыделять из основного потока речи слова и словосочетания, несущие определеннуюграмматическую нагрузку, и сопоставить со смыслом данного слова или словосочетания);
Дифференцировать и идентифицировать грамматическиеявления по формальным признакам и строевым словам (умение опознавать грамматическиеявления по определенным признакам и разделят их на группы между собой);
Соотносить значение грамматических форм/конструкций сосмыслом контекста (умение сопоставлять грамматические формы и смысл контекста,что дает возможность догадаться о семантическом значении самой грамматическойформы);
Различать сходные по форме грамматические явления(способность отличить одно грамматическое явление от другого, несмотря на ихсхожесть);
Прогнозировать грамматические формы слова/конструкции(способность предугадать использование той или иной грамматической формы);
Устанавливать группы членов предложения (умениеопределять члены предложения);
Определять структуру простого предложения по строевымэлементам, порядку слов и др. (способность установить структуру простогопредложения по определенным признакам);
Определять структуру сложного предложения, границупридаточных предложений и оборотов — инфинитивных, причастных герундиальных,определительных, обстоятельственных и т.д. (умение установить правильнуюструктуру сложного предложения, учитывая наличие различных оборотов);
Устанавливать связи между предложениями внутри абзацаили сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка (умениепонять суть текста и соотнести предложения между собой по смысловому значению);
Продуктивными грамматическими навыками грамматическогооформления порождаемого текста при говорении и письме:
Образовывать грамматические формы (умение создаватьновые формы, несущие определенную грамматическую нагрузку);
Выбирать и употреблять грамматические конструкции взависимости от ситуации общения (способность выбрать нужную и подходящую грамматическуюконструкцию для данной ситуации);
Уметь варьировать грамматическое оформлениевысказывания при изменении коммуникативного намерения (способность изменятьграмматическое оформление при изменении коммуникативной цели);
Владеть способами интерпретации значений и переводаосновных грамматических категорий на родной язык (знание и умение использованияразличных переводных способов);
Формулировать грамматическое оформление устных иписьменных текстов (способность создать грамматически оформленные тексты, какдля устного употребления, так и для письменного).
Таким образом, грамматический навык можетподразделяться на несколько разновидностей в зависимости от вида речевойдеятельности, которыми школьники овладевают в процессе обучения английскомуязыку.1.3 Трудности овладения грамматической сторонойречи у школьников на среднем этапе обучения английскому языку
Грамматический навык, как и любой другой, формируетсяпоэтапно. Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова выделяют следующие стадииформирования грамматического навыка:
Восприятие (происходит презентация грамматическогоявления в речи учителя)
Имитация (тренировка грамматических явлений вупражнениях, основанных на повторении за учителем, на выполнении упражнений идентичныхранее выполняемым)
Подстановка (подстановка правильных по смыслу слов впропуски)
Трансформация (изменение форм глагола)
Репродукция (воспроизведение полученных знаний самостоятельно)[26]
Таким образом, в настоящее время существуют разныеточки зрения в отношении определения понятия «навык», это связано стем, что формирование умений и навыков является одной из задач обученияиностранному языку на временном этапе, и каждый ученик рассматривает егоразличных позиций.
Формирование грамматических навыков играет важную рольпри обучении английскому языку. Овладение грамматическими навыками необходимоучащимся, так как грамматика является основой для остальных разделовлингвистики и изучение английского языка невозможно без формированияграмматических навыков. Так как грамматический навык формируется поэтапно, томогут возникнуть индивидуальные трудности при овладении данным навыком, которыерешаются индивидуально.
Глава 2. Контроль в обучении2.1 Понятие «контроль». Функции контроля
Контроль является неотъемлемой частью процессаобучения. М.В. Гамезо дает следующее определение контроля: контроль — проверка,а также постоянное нахождение в целях проверки или надзора. [5]
По мнению П.И. Пидкасистого, контроль имеет место навсех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучениякакого-нибудь раздела программы и завершения ступени обучения. П.И. Пидкасистыйговорит о том, что суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровняосвоения знаний учащихся, который должен соответствовать государственномуобразовательному стандарту по данной программе, предмету. [23]
Методист Шатилов С.Ф. выделил следующие функцииконтроля:
Контрольно-корректирующая (выявление степени овладенияновым материалом отдельными группами учащихся с целью улучшения этого владения)
Контрольно-предупредительная (обращает вниманиеучащихся на то, какие умения и навыки подлежат контролю)
Контрольно-обобщающая (выявление степени владенияречевыми навыками и речевыми умениями по определенной части курса в обучении)
Контрольно-стимулирующая (отметка в баллах являетсястимулом в обучении)
Контрольно-обучающая (содержание, приемы и методикадолжны носить обучающий характер)
Контрольно-диагностическая (позволяет своевременнообнаружить успешность или безуспешность усвоения материала и в зависимости отэтого строится дальнейший процесс обучения)
Контрольно-воспитательная и развивающая. [31]
Таким образом, можно сделать вывод о том, что есликонтролирующие задания содержат в себе и выполняют все вышеперечисленныефункции, то контроль может стать высокоэффективным средством проверки знаний учащихся.2.2 Виды и формы контроля
Выделяется несколько видов контроля. По мнению Г.В. Роговой,Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой контроль может быть текущим, тематическим (П.И. Пидкасистыйдает название «периодический») и итоговым. П.И. Пидкасистый объясняетвиды контроля следующим образом:
Текущий контроль — систематическая проверка усвоениязнаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке.
Периодический контроль осуществляется после полныхразделов программы, периода обучения.
Итоговый контроль проводится накануне перевода вследующий класс или смены обучения. Его задача — зафиксировать минимумподготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. [26]
Помимо видов контроля, методисты также рассматриваютразличные формы контроля.
Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова выделяюттакие формы контроля как:
Индивидуальная (ученика спрашивают в индивидуальномпорядке)
Фронтальная (опрос всего класса)
Устная (опрос в устной форме)
Письменная (опрос в письменной форме)
Скрытая (учащийся не знает, что его контролируют)
Открытая (учащийся знает, что его контролируют). [26]
Широкое разнообразие форм контроля позволяет учителюпроверить именно те, знания и умения, которые его интересуют в моментпроведения контроля, а также выявить эффективность методов и приемов обучения.Виды контроля помогают провести своевременный контроль, в зависимости от цели имомента поведения контроля.2.3 Методы контроля
При проведении контроля очень важным аспектом являетсявыбор метода контроля, так как от этого зависит эффективность проводимого контроля.
По словам П.И. Пидкасистого современная дидактикавыделяет следующие методы контроля:
Методы устного контроля
Методы письменного контроля
Наблюдение (методы училищного контроля)
Дидактические тесты
Рассмотрим подробнее характеристику основных методовконтроля, которую дает П.И. Пидкасистый:
Методы устного контроля — беседы, рассказ ученика,объяснение, чтение текста и т.д. Основу устного контроля составляет, восновном, монологический ответ учащегося.
Письменный контроль (контрольная работа, изложение,сочинение) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требуеткомплекса знаний и умений ученика.
Выполнение практических работ (лабораторных опытов, воснове которых лежит наблюдение за процессом и результатом) можно считать эффективным,но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Указанный методбольше подходит к профессиональной школе. [23]
Дидактические тесты являются методом проверкирезультатов обучения. Обычно они довольно объемны и эффективны. Тесты, по своейсути, отличаются от других методов педагогического контроля. Вот как Н.В. Рыбаковаи Т.В. Григорьева объясняют устройство тестов: «В школьной практике чащевсего используют тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этомответ может представлять собой в одних случаях заполнение промежутка в тексте,в других — выбор одного из предложенных ответов. В современных тестахпреобладают последние задания. Ответами на вопрос являются утверждения, которыеобразуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ являетсядополнением ядра, то есть отличного ответа, рассеянность дает неправильныйответ, составленный так, что от учащегося требуется хорошо знать суть дела,чтобы отличить его от ядра и правильного ответа». [27]
Таким образом, можно сделать вывод о широкомразнообразии методов и форм контроля, о том, что множество ученых и педагоговрассматривают вышеуказанные методы и формы контроля и о том, что тест являетсяодним из наиболее объемных и эффективных методов педагогического контроля, очем нам говорят доказательства, приведенные педагогами и учеными, рассматривающимиэтот вопрос.
Процесс обучения не может существовать без контроляобучения. Каждому процессу передачи знаний необходима проверка полученных учащимисязнаний в целях надзора за эффективностью усвоения знаний. Множество различныхметодов и форм контроля дает учителю возможность выбора, в зависимости отиндивидуальных особенностей класса. Контроль имеет семь разносторонних функций,при выполнении которых можно добиться высокоэффективного результата.
Глава 3. Использование тестов на уроках английскогоязыка3.1 Сущность понятия «тест»
В настоящее время в связи с растущей популярностьютеста как формы контроля, существует множество определений этого понятия.Приведем некоторые из них:
М.В. Гамезо дает следующее определение: тест — стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенноедля установления количественных и качественных индивидуально-психологическихразличий в определенном психологическом свойстве. [5]
А. Ребер в своем Большом психологическом толковомсловаре дает иное определение: тест — это совокупность вопросов и заданий,предъявляемых испытуемому с целью выявления социальных, психологических илипсихофизических характеристик. [25]
Все эти определения рассматривают тест с одной-двухпозиций. Наиболее полным нам кажется определение Н.С. Выготского, так как ононаиболее точно отображает это понятие: тест — краткоеэкспериментально-психологическое испытание для определения высоты развитиякакой-либо функции. [28]
При помощи традиционных тестов, по мнению Торндайка,никогда точно не известен предмет исследования. Также неизвестно даже то,какими единицами при этом оперировать и что означают количественные выводы.Тестовый метод опирается на целый ряд условных допущений, более или менееодинаковых в известной культурно-бытовой среде, но он теряет свою силу изначения, установленные чисто эмпирическим путем, как только он переносится вдругую культурную среду, где прежние условия допущения должны быть замененыдругими.
Среди тестов, которые используются для выясненияуспеваемости учащихся выделяют различные классификации тестов:
По цели применения существуют констатирующие(констатируют знания учащихся), диагностирующие (диагностируют знания учащихся)и прогностические (задания на будущие знания учащихся).
По виду контроля рассматривают тесты текущего контроля(знания учащихся систематически проверяются), тесты рубежного контроля(проверка знаний после изучения определенных разделов обучения).
По статусу контролирующей программы различаютстандартизированные (носят комплексный характер) и нестандартизированные (носятлокальный характер).
По структуре и способу оформления тесты бываютизбирательные (с выбором ответа из вышепредложенных) и тесты со свободноконструируемым ответом (ответ полностью формируется учащимся).
По характеру выборочных ответов существуютальтернативные тесты (выбор одного ответ из двух предложенных), тесты множественноговыбора (возможно несколько верных ответов, предложенных ответов больше, чемдва) и тесты перекрестного вида (следует подобрать один правильный ответ ккаждому вопросу, которые расположены в неправильном порядке).
По объекту контроля различают тесты, измеряющиеусвоение языкового материала (контроль проводится на стадии изучения материала)и тесты, измеряющие сформированность языковых умений (контроль проводится настадии закрепления).
Популярность тестового контроля в настоящее времярастет в связи с тем, что тест является формой контроля, которая не затрачиваетмассу времени, экономит время при проверке, а также абсолютно проста впроверке. Тестов различают огромное множество, поэтому можно с легкостью подобратьнужную форму теста. Из этого следует, что тест можно назвать универсальнойформой контроля.
3.2 Требования к тестам
К тестам наука предъявляет высокие требования,рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения, разработкатестов — дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующимтребованиям: надежность, валидность и объективность.
Надежность теста означает, что он показывает те жерезультаты неоднократно, в сходных условиях.
Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряетуровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик.
Объективность теста означает независимость проверки иоценки знаний от учителя.
Основным методическим требованием, предъявляемым ктестам, является требование, чтобы они исследовали задатки, независимо отспециальных форм упражнения в наиболее общей и распространенной в данной средеформе и степени упрощенности. [21]
Таким образом, из вышесказанного следует, что чтобытест дал преподавателю ожидаемый результат, тест должен быть подобран исходя изиндивидуальных особенностей испытуемых, должен быть правильно и корректносоставленным.3.3 Достоинства и недостатки тестов
Тесты, как и другие методы педагогического контроля,имеют свои достоинства и недостатки. Приведем некоторые из них, которыевыделяют А.В. Конышева и Е.А. Маслыко: «Преимущества тестов заключаются вих объективности, то есть независимости проверки и оценки знаний. Также преимуществомгрупповых тестов является возможность охвата больших групп испытуемыходновременно, упрощение функций экспериментатора (чтение инструкций, точноесоблюдение времени), более единообразные условия проведения, возможностьобработки данных на ЭВМ. Индивидуальные тесты позволяют педагогу или психологуполучить в результате не только баллы, но и условное представление о многихличностных особенностях тестируемого». [15, 19]
В отечественной дидактике тестирование считалось донедавнего времени вредным, так как на его основе, полагали ученые, происходитселекция учащихся и ограничение возможностей их развития. В наше время у тестовтакже существуют недостатки. Основным недостатком является снижениевозможностей экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемыми,заинтересовать их, кроме того, при групповом тестировании затруднен контроль засостоянием испытуемых, таким как тревожность и др.
Таким образом, учитывая достоинства и недостаткитестов как метода педагогического контроля, при проведении тестов следуетуделять внимание специфике данного метода контроля, также нельзя упускать извиду особенности испытуемых, учитывать неполный объем результатов, полученных входе проведения тестов.3.4 Требования, предъявляемые к преподавателю присоставлении тестовых заданий
Учитель играет важную роль при контроле грамматическихнавыков, так как учитель должен следить за дисциплиной, правильным оформлениеми выполнением, а для этого он должен обладать следующими умениями дляосуществления контроля:
умение определять актуальность контроля и его характер(выбрать правильные формы и методы контроля, подходящие для данного класса иданной темы);
умение наблюдать, фокусируя свое внимание наконкретных моментах обучения, на объектах контроля (выделять главные, основные,самые важные моменты зрения и акцентировать на них как свое внимание, так ивнимание учеников);
умение концентрировать внимание учащихся насущественных моментах, значимых для владения школьной культурой, то естьвыбрать правильную форму и метод контроля, подходящие для данного класса иданной темы (объяснить правила и основные моменты школьной культуры);
умение осуществлять контроль за состоянием учащихся иза их действиями с учетом собственного влияния на них (следить за собственнымповедением и речью);
умение соотнести конкретное задание с личностьюконкретного ученика, а также регулировать объем заданий (требовать от учащихсятакого поведения, какой пример им показывает учитель);
умение внести в обучение дух соревновательности,невозможный без творческой активности каждого обучаемого (индивидуальный подходк учащимся);
Умение провести тест (подготовить детей к тесту,соблюдая все правила проведения теста, проверить его и оценить);
Умение соотнести оценку с конкретно выставляемойотметкой (выставить отметку, соответствующую оценке теста, не затрагивая межличностныхотношений). [8]
Таким образом, если преподаватель обладает всеми этимикачествами, то тест сможет стать отличным методом контроля, адекватнооценивающим знания учащихся, может стать главным помощником преподавателя в контролезнаний учащихся.
Тесты действительно являются эффективной формойконтроля, но чтобы провести тест, необходимо множество сложившихся условий:учитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему для эффективностирезультата, тест должен быть тщательно подготовлен и продуман, должны бытьучтены недостатки данной формы контроля. При правильности использования тестов,учитель получит объективные правдивые результаты.
3.5 Роль тестов в формировании грамматическихнавыков
Современная методика обучения иностранным языкамрассматривает процесс формирования грамматических навыков как управляемуюсистему, в которую в качестве необходимого звена включается контроль,объективно обусловленный логикой процесса управления учебной деятельностью учащихся.Формирование навыков рассматривается современными психологической иметодической науками как формирование пошаговых действий с единицами языка.Процессуальный контроль невозможен, если в системе обучающих упражненийотсутствуют промежуточные проверочные задания, использующиеся в определеннойпоследовательности и помогающие проверить ход обучения частным действиям,составляющим навык. Анализ различных исследований показывает, что таких тестовкрайне мало, особенно направленных на овладение ориентировочной основойдействий. В таких условиях овладение грамматическим явлением превращается встихийный процесс со всеми вытекающими негативными последствиями. Именнопоэтому важно организовать обучающую деятельность таким образом, чтобы оперативноучитывать сведения о качестве протекания каждого шага процесса становлениянавыка. Для этого и необходимы контролирующие задания (тесты). Среди методистови практиков бытует мнение, что упражнения, направленные на усвоение грамматики,в принципе могут совмещать разные функции, в том числе и контролирующую.Проблема заключается только в том, чтобы определить условия выбораконтролирующего упражнения из ряда обучающих, направленных на один и тот жеобъект усвоения. [1] С нашей точки зрения, необходимо соблюдать следующие дваусловия: во-первых, выдвинуть контроль определенного объекта в качестве ведущейучебной задачи конкретного отрезка урока и, во-вторых, выбрать такое упражнениедля контроля, которое особенно наглядно даст возможность представить во внешневыраженных действиях учащихся степень освоения той или иной проверяемойоперации. В этот момент внимание учителя, его действия по анализу поступающейинформации должны быть сосредоточены именно на усвоении проверяемой операции,то есть тест может, как нельзя лучше подойти для выполнения всех функций, атакже именно тестирование как метод контроля может соответствовать выдвинутымнами двум требованиям.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что дляконтроля формирования грамматических навыков необходимо подобрать такой метод,который сможет за короткий период времени проконтролировать именно тот объемзнаний, который нужен учителю, метод, который обеспечит легкость проверки инаписания, но в то же время окажется эффективным и покажет объективныерезультаты. Мы пришли к выводу, что этим методом является тест, из чегоследует, что именно тест занимает главную роль в контроле формированияграмматических навыков.
Глава 4. Изучение влияния тестов на формированиеграмматических навыков учащихся 6 классаВведение
Педагогическую преддипломную практику мы проходили вшколе №255 Адмиралтейского района у учителя Зеленковой Ольги Алексеевны. Мыработали с учащимися 6, 1, 3 классами.
Цель нашей дипломной работы — изучить эффективностьтестов как средства контроля на уроках английского языка в 6 классе.
Для достижения этой цели были разработана и проведенасерия уроков в 6 классе. Мы выбрали именно этот возраст, так как:
Государственный образовательный стандарт подразумеваетопределённый уровень развития грамматических навыков в 6 классе;
Грамматические составляющие темы обучения являются непосредственнымисоставляющими грамматики, то есть объекта изучения.
Согласно Государственному образовательному стандарту,главной целью нашей преддипломной педагогической практики являлось проконтролироватьразвитие грамматических навыков учащихся 6 класса с помощью тестов.
Задачи, которые мы поставили при прохождениипреддипломной практики в рамках темы диплома:
пронаблюдать за уровнем развития грамматическихнавыков;
найти результативные подходы для контроля грамматическихнавыков с помощью тестов в условиях школы;
отследить результативность выбранных способов контроляграмматических навыков с помощью тестов;
проанализировать эффективность выбранных способовконтроля грамматических навыков с помощью тестов.
4.1 Характеристика УМК
В процессе изучения английского языка учащимися 6класса использовался УМК Opportunities Elementary. В УМК входит учебник,рабочая тетрадь, грамматический справочник, моноязычный словарь, набор кассет икнига для учителя. Учебник состоит из 16 модулей и 26 разделов. Во времяпреддипломной практики обучение проходило по следующим разделам:
Going places
History
Telling stories
Healthy living
В учебнике имеются следующие разделы:
In this module you…(в этом модуле ты узнаешь…)
Warm up (разминка)
Key words (ключевые слова)
Grammar focus (грамматический раздел)
Skills focus (задания практического характера)
Communication workshops (задания, направленные на развитие навыков говорения)
Кроме того, учащиеся используют Workbook (рабочую тетрадь), в которой представлены различные задания на отработкуи закрепление изученного материала (поставь глагол в нужную временную форму,вставь подходящее слово, исправь ошибки). В процессе обучения в классе и внеаудитории учащиеся использовали 2 кассеты для прослушивания, аудиозаписи позволяетулучшить фонематический слух благодаря упражнениям для аудирования и текстамдля прослушивания. Аудиозапись для учащихся является эталоном для подражания.
В УМК также входят грамматический справочник (Grammar Summary) для пользования учащимися как дополнительныйисточник знаний, моноязычный словарь (Mini Dictionary) и книга для учителя (Teacher’s Book).
В ходе анализа учебника выяснилось, что он содержитразличные задания для контроля усвоения знаний, такие как:
задания для аудирования, обыгрывание и составлениесобственных диалогов, направленные на контроль усвоения лексики и речевыхклише;
задания, требующие от учащихся порождения собственныхвысказываний в рамках определенных речевых ситуаций, например, скажи…, предположи…;
задания на отработку и закрепление грамматическихнавыков, основное ядро которых составляют языковые упражнения, например,поставить глагол в нужную форму, перевести на английский язык, составитьпредложения, используя определенную временную форму и т.д.
Творческие задания, например, отобрать информацию потеме, оформить задание в виде презентации, буклета и т.д.
В конце каждой темы — комплексные задания, в которыхподобраны задания, на контроль всего, что должны были усвоить учащиеся в рамкахпройденного раздела. Также имеются тестовые задания, которых очень мало, чтоопределяет недостаток использования тестовых заданий на уроках английскогоязыка в рамках УМК, и как следствие этого, мы предлагаем свои тестовые задания.
Программой школы предусмотрено, что учебник рассчитанна изучение в течение 2 лет.4.2 Характеристика класса
Эксперимент проводился в 6 «Б» классе.6класс разделен на 2 группы в соответствии с уровнем знания языка. Учащиесяизучают язык с 1 класса.
Группа английского языка состоит из 12 человек (7девочек и 5 мальчиков).
Как показали уроки наблюдения и беседа с учителемграмматически е навыки всегда контролировались с помощью традиционных методовконтроля. Познавательную активность больше проявляют девочки, тем не менее,мальчики также всегда задействованы в уроке. Дети успевают на всех уроках,материал по предмету английский язык усваивают довольно быстро, очевидныхтрудностей не возникает, возникающие вопросы чаще касаются деталей оформленияили вещей, не касающихся предметного материала напрямую.
Грамматические знания были на должном для их этапаобучения уровне, но с контролем возникала масса проблем. Тестовые работы в ходеучебно-воспитательного процесса ранее не проводились.
Лексический запас учащихся включает в себя достаточноеколичество слов для устного общения на их уровне.
Фонетический навык был сформирован на достаточномуровне — учащиеся обладали апроксемированным произношением.
Навык аудирования у учащихся был сформирован. Ученикиадекватно реагировали на речь на иностранном языке и способны поддержать диалогкак с учителем, так и между собой. Как показали урок аудирования, аудированиеаутентичных текстов не вызывало у учащихся затруднения.
Страноведческой информацией учащиеся владели не вполной мере. Как показала ознакомительная беседа, учащиеся владели информациейоб Америке, в меньшей степени — об Англии, однако знания о других англоговорящихстранах были поверхностны.
Степень мотивации учащихся не могла быть оценена однозначно.Некоторые учащиеся были очень активны на уроке. Так же была группа учащихся,которая не проявляли инициативы на уроке и была пассивна в выполнении каких-либозаданий, особенно устного характера. Стоит отметить, что степень мотивации былапрямо пропорциональна качеству знаний учащихся.
Подводя итог, контроль грамматических навыков былизвестен и успешен у учащихся не в полной мере. Отчасти причиной тому былиневысокий уровень мотивация к обучению английского языка и преобладание традиционныхформ и методов контроля над тестовым.4.3 Выявление уровня сформированностиграмматических навыков учащихся 6 класса
Данный эксперимент был направлен на выявление уровняимеющихся знаний у учащихся на момент начала нашей преддипломной практики. Пословам учителя, уровень знаний учащихся довольно высокий. Именно на базе этихзнаний мы планируем заменить традиционные методы контроля проверкой знаний спомощью тестов.
В 6 «Б» классе бала проведена проверказнаний на примере ряда грамматических упражнений, таких как:
Only where possible, use ’ or ’s to show posession in these sentences (только где необходимо, используй ’ или ’s, чтобыпоказать принадлежность кому-то)
The book of this author. — The author’sbook.
I can’t see the bottom of the box.
The crew of the ship was small.
It’s the fault of no one.
Do you like the poetry of Eliot?
That’s the leg of the table.
Where is the key of the car?
The sound of carriage was heard.
Это упражнение хорошо показало знание данной темы,понимание данного задания и умение перестроить предложения грамматически верно.Не все учащиеся показали хорошие результаты, предположительно потому что могутстроить только односложные фразы и не умеют перестраивать предложения подзаданную ситуацию. Результаты оказались следующими: «5» — 1,«4» — 6, «3» — 3, «2» — 2.
Следующее задание, предложенное учащимся, заметноотличалось от предыдущего:
Translate the words in brackets, payingattention to the grammar (переведи слова в скобках, обращая внимание на грамматику)
Justly punished
There were (слишком много людей)on the bus for comfort and passengers were standing on the isle. A young womancarrying the baby was (очень благодарна) when an old man offered her his seat. Thebaby was (крепко спал). She thanked the old man. Everyone was (смущены) and the young mother was pleased. It was a (хороший поступок).
В этом задании учащиеся столкнулись с множествомтрудностей: во-первых, сомнение в той или иной грамматически правильнооформленной фразе, а во-вторых, в недостатке имеющейся лексики. Целью этогоупражнения было выявить уровень умения подобрать и правильно использовать английскиеэквиваленты в предложенной ситуации, которая была полностью реализована науровне сформированности у учащихся грамматических навыков. Мы получилиследующие результаты: «5» — 0, «4» — 5, «3» — 4,«3» — 2, «2» — 1.
Третьим заданием, данным учащимся было:
Match questions with suitable answers (соедини вопросы с подходящими ответами)
Например:
Where do they go? — Their favorite place is Scotland.
Who’s Josh? — He is my daughter’s boyfriend.
Whose dog is it? — It’s Mary’s.
Who are you? — I’m my mother’s daughter.
What are you? — I’m a pupil.
В итоге проверка дала следующие результаты:
«5» — 2
«4» — 5
«3» — 3
«2» — 2
С этим заданием учащиеся справились не так хорошо, какожидалось, ведь задание было в рамках проходимой темы, что говорило нам либо онизкой эффективности выбора методов преподавания, либо о низкой эффективностиметодов контроля, что и предстояло нам выяснить в ходе преддипломной практики.Также многих учащихся запутали похожие по структуре вопросы «Who are you? » и «What are you? », хотя этих сомненийвозникнуть даже не должно было. Целью данного задания было выявить уровень ориентированияучащихся в полностью иностранном тексте, их языковую догадку и работу поконтексту, также данное задание проводилось с учетом того, что в вопросах иответах должны были совпасть временные формы, на что учащиеся должны былиобратить свое внимание.
Не совсем высокий уровень выполнения заданий, скореевсего, был вызван тем, что учащиеся только начали заниматься по зарубежномуучебнику, где все излагается на английском языке.
Также в ходе проводимого эксперимента была проведенаустная работа. Она заключалась в составлении диалога в парах на тему «In the countryside» («Загородом») с использованием нового лексического материала. Это позволилоустановить, что все дети хорошо ориентируются в Past Simple Tense, а некоторые составляли диалоги даже с использованиемFuture Simple Tense. Данный вид работы былпроведен с целью выявить уровень сформированности грамматических навыковучащихся в устной речи. Также проектирование жизненных ситуаций хорошоразвивает фантазию, логику ответа, реакцию на быстрый ответ, в устной речи нетвремени на обдумывание, поэтому учащиеся хорошо показывают все те знания,которые у них имеются на самом деле. Устная работа дала нам понять, у какихучащихся какие проблемы и какую индивидуальную работу по формированиюграмматических навыков возможно провести. Все диалоги были заранее подготовленыучащимися, продуманы, устная речь оказалась сформирована гораздо лучшеписьменной, поэтому мы получили следующие результаты: «5» — 8,«4» — 4, «3» — 3, «2» — 0.
В целом, результаты всех заданий были удовлетворительными.Так как отрицательные и удовлетворительные оценки все же были, мы решили, чтодля достижения большей эффективности контроля развития грамматических навыковнеобходимо заменить традиционные методы контроля на тестовый контроль.Необходимо было проверить выдвинутое предположение об увеличении эффективности.4.4 Применение тестов с целью формированияграмматических навыков
Опираясь на результаты проведенного нами экспериментаи на отзывы учителя об уровне знаний, мы решили проводить контроль знанийучащихся несколько раз за модуль для подкрепления старых знаний и лучшего контроляполученных новых знаний. Проанализировав результаты проведенного экспериментамы решили, что контроль должен проводиться с использованием тестирования.Тестирования были предложены на разнообразный грамматический материал, с учетомимеющихся у учащихся знаний.
Фрагмент урока, проведенного в 6 «Б» классепо теме «Going places»:
Первое тестовое задание (см. приложение 1),предложенное учащимся было на проверку ориентированности учащихся во временахгруппы «Past». Учащимся были розданы листы с уже готовымизаданиями, на которых были написаны предложения с пропущенными словами. Этимисловами являлись глаголы, поставленные в разные времена группы «Past».Также, для точности проверки среди вариантов ответа содержались времена ещенеизвестные учащимся.
Например,
While the kids… in the garden, their mother was hurriedly cooking dinner.
/> were playing
/> played
/> had been playing
/> had played
Учащимся необходимо лишь было выбрать правильный ответи отметить его.
Вывод: задание такого рода позволяет выявить,насколько учащиеся могут оперировать лексикой в контексте, также развиваетлогическое мышление, тренирует навыки самостоятельной работы. Результаты даннойработы показали, что такой вид контроля вполне приемлем и к данному классу и киспользованию вообще. Из 12 учащихся отметку «5» получили 7 человек,отметку «4» — 4 учащихся, отметку «3» — 1 человек и отметку«2» — 0.
Фрагмент урока, проведенного в 6 «Б» классепо теме «History»:
Тест (см. приложение 2) проводился на хорошо известныеучащимся местоимения «some» и «any», вконце урока после повторения употребления данных местоимений. Учащимся былодано задание на русском языке, чтобы задание было понято абсолютно верно.Учащимся были предложены предложения с двумя вариантами ответа для дополненияэтих предложений. Соответственно теме, этими вариантами являлись местоимения«some» и «any».
Например, Could I have… coffee, please?
/> some
/> any
Вывод: на уроке был проведен тест на грамматическийматериал с целью контроля эффективности усвоения пройденного материала. Тестпозволил совершить проверку знаний всех присутствующих на уроке. Письменнаятестовая работа позволяет учителю объективно оценить знания детей без переходана его личность и личностное отношение к нему, что может привести завышеннойили заниженной отметке. Результаты проведенной работы оказались следующими:«5» — 8 человек, «4» — 3 учащихся, «3» — 0человек и «2» — 0 человек. На уроке отсутствовал 1 учащийся.
Фрагмент урока, проведенного в 6 «Б» классепо теме «History»:
У многих учащихся возникали в ходе использованияанглийского языка проблемы со сравнительными степенями прилагательных. Учащиесяабсолютно не понимали, когда нужно прилагательное изменять как односложное, акогда как многосложное, когда в коротких прилагательных необходимо удваиватьпоследнюю согласную, а когда нет. После проведенной объяснительной работы стеорией и отработкой полученных знаний в ряде упражнений, учащимся былопредложено применить свои знания на практике. Учащимся был дан тест (см.приложение 3), содержащий 15 вопросов. В каждом вопросе было пропущено слово, аименно, прилагательное в сравнительной степени. У каждого вопроса имелось 3варианта ответа, из которых учащимся предлагалось выбрать, по их мнению,правильный и отметить его. The… said the soonest mended.
/> least
/> less
/> last
Вывод: грамматическое тестирование прошло довольноуспешно, наши упорные усилия и усилия учеников дали весьма положительныйрезультат. Из 12 учащихся отметку «5» получили 9 учащихся,«4» — 3 учащихся, «3» — 0, «2» — 0.
Фрагмент урока, проведенного в 6 «Б» классепо теме «Telling stories»:
С началом новой темы появилось огромное количествозаданий на чтение. Во многих дотекстовых и послетекстовых заданиях учащимсяприходилось формулировать свои мысли самостоятельно, что порой вызывало у учащихсянекоторые трудности. Ошибки учащихся заключались в неправильном порядке словпри использовании устной речи. Поэтому новым грамматическим материалом сталапостановка грамотной, правильно грамматически оформленной устной речи. Наряду стем, мы развивали навыки говорения, но все-таки, формирование грамматическихнавыков для нас было важнее. Учащимся были предложены схемы и таблицы, вкоторых были разъяснены все возможные варианты правильного порядка слов вутвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях. После этого этапаработы мы решили проконтролировать усвоение данной темы учащимися. Для этого имбыл предложен тест (см. приложение 4) на правильность расставления слов впредложениях.
Например,…… a strange light coming from the sky. I have just seen just I have seen I have seen just
Учащимся было предложено лишь выбрать правильныйвариант ответа из приведенных ниже.
Вывод: для учащихся это задание показалось оченьлегким, однако, некоторые все же совершили ошибки. Ошибки были неповторяющимися, поэтому вполне возможно, что они возникли из-заневнимательности. Итак, 8 человек получили «5», 2 учащихся неполучили отметку «4», двое учащихся отсутствовали. Это заданиеучащимся далось действительно довольно-таки легко, с учетом того, что до началаизучения данной темы учащиеся испытывали трудности и неудобства во времянеопределенного выбора порядка слов в предложениях.
Фрагмент урока, проведенного в 6 «Б» классепо теме «Healthy living»:
Это тестирование (см. приложение 5) проводилось всередине урока, после введения новой темы. Этот тест дал возможность проверитьзнание учащихся в области применения местоимений места и времени. Этот тест былнеобходим для того, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей в выполнениизаданий по данной теме. Учащимся был предложен тест с разнообразными вариантамиответов.
Например,The banks close… .5 pm.
/> in
/> at
/> on
Учащимся было необходимо по контексту подобратьправильный предлог.
Вывод: после обсуждения и повторения всем классомслучаи употребления тех или иных предлогов, учащимся были даны почти все верныеответы. Оценивалась работа также и по устным ответам при повторении этой темы.Учащимся понравилось это нововведение, что хорошо повлияло на эмоциональнуюобстановку в классе и мотивацию к ответу. Все получили отметку «5».
Фрагмент урока, проведенного в 6 «Б» классепо теме «Healthy living»:
В применении навыков устной и письменной речи учащиесячасто использовали неправильные артикли, ставили их не на то место, а иногдадаже применяли не с существительными. Именно поэтому мы разобрали, что же такоеартикль, какой он бывает и зачем его нужно применять. Разобрав множествопримеров и упражнений, необходимо было проконтролировать полученные знания.Чтобы эффективно проконтролировать новые грамматические навыки учащихся былпредложен тест (см. приложение 6), который состоял из вопросов с вариантамиответов.
Например, In… end we decided not to go to the cinema but to watch television.
/> the
/> this
/> an
В данном задании учащимся необходимо было подобратьправильный артикль для данной ситуации.
Вывод: тестовый контроль без труда позволил учащимсясправиться с этим заданием. Результаты были следующими: «5» получили9 учащихся, «4» — 3 учащихся, удовлетворительных инеудовлетворительных отметок не было. Отметки являются показателями нашейработы и работы учащихся, оценки стали постепенно улучшаться, что связано свосприятием учащимися грамматического материала, а также их отношением к методуконтроля. Данный метод контроля позволяет меньше бояться, так как у учащихся невозникает страха не выполнить задание, поэтому отношение к тестам, как быловидно уже по результатам работ, было лучше, чем к традиционным контрольнымработам.4.5 Выявление уровня сформированностиграмматических навыков учащихся по итогам учебно-исследовательской деятельности
Итак, для выявления уровня сформированностиграмматических навыков учащихся была произведена работа, которая включала всебя два структурных этапа: методика анализа имеющихся у учащихся знаний.
Всю работу можно разделить на два функциональныхэтапа: повторение известного материала и контроль повторенного материала.Первый этап заключался в повторении уже известного учащимся грамматического материалаи проработке нескольких упражнений, которые содержали в себе задания наповторенную тему. Второй же этап был представлен контролем данногограмматического материала, который был представлен в виде теста. Теперь мыхотели бы поочерёдно проанализировать структурные этапы.
Первый этап служил для грамматической информации, чтонеобходимо было для реализации второго этапа. В целом выполнение этого заданияможно считать успешным, так как впоследствии мы убедились, что необходимыйобъём знаний был усвоен учащимися.
Второй этап — написание контрольного теста. На этомэтапе мы реализовывали контроль усвоенных грамматических навыков. В целом можносказать, что этот этап прошел успешно, несмотря на то, что были небольшиетрудности, связанные непосредственно с тем, что до этого учащиеся не писалитестов по английскому языку.
Естественно, решение проблемы не сводится киспользованию в учебном процессе нескольких новых приемов. Решение этойпроблемы заключается в более целенаправленной и последовательной разработке методическихуказаний для учителя с подробным разъяснением приемов работы с тестами, а также серий тестов с учетом специфики данного материала.
Таким образом, мы пришли к выводу, что решениепроблемы контроля грамматических навыков связано с решением целого рядапромежуточных задач. В частности, представляют интерес вопросы соотношенияупражнений на этапе введения грамматического материала и контрольных тестов, контроляпонимания страноведческих сведений на разных этапах обучения, определениеготовности учеников к перемене формы контроля.
Заключение
Применение тестов как средства контроля в практикепреподавания в средней школе связано с большим кругом вопросов, требующихсерьезного научного подхода и обоснования. Необходимость использования тестов вцелях достижения эффективного контроля неоспорима. Изначально тест какспециальное средство контроля знаний, умений и навыков рассматривалосьразличными школами и направлениями. Это понятие, в свою очередь, появилосьсравнительно недавно, но уже довольно прочно закрепилось как формапедагогического контроля. Некоторые результаты теоретических исследований вобласти тестового контроля грамматических навыков нашли свое отражение в УМК поанглийскому языку. Отдельные компоненты этих комплектов предоставляют враспоряжение учителя достаточно содержательный грамматический материал.
Значительный объем грамматического материаласосредоточен в грамматическом справочнике, а грамматические упражнениясодержатся в рабочих тетрадях.
Наблюдения за работой школьников над тестами позволиливыявить ряд отрицательных моментов в практике их использования: необходима соответствующаяподготовка для использования тестов. В результате легкое на первый взглядзадание может вызвать трудности даже у хорошо ориентирующегося в материалеребенка.
Целью нашей работы являлось выявление эффективноститестов как средства контроля грамматических навыков на уроках английскогоязыка. Для достижения этой цели мы провели серию уроков с использованиемграмматического материала.
Задачами являлось:
введение грамматического материала;
актуализация изученного материала;
закрепление полученных знаний;
контроль полученных знаний с использованием тестов.
На первом этапе мы повторили имеющиеся знания. Затеммы проделали ряд упражнений, способствующих отработке повторенных знаний. Затеммы закрепляли пройденный материал при помощи проектной методики.
Стоит отметить, что в течение всех проведённых уроковмы стремились сформировать у учащихся грамматические навыки, а затем их проконтролировать.Если говорить в частности, то теоретический материал служил опорой дляупражнений, а упражнения — для написания контрольных тестов. Тестыспособствовали развитию ответственного подхода учащихся к подготовке к уроку,письменные тесты давали больше уверенности тем, кто по каким-либо причинамзатруднялся отвечать в устной форме.
Проанализировав эти явления, мы пришли к выводу, чтотестовый контроль является эффективной формой контроля при условии, если тестподобран к специфике данного класса, и учащиеся подготовлены к написанию нетрадиционной контрольной работы, а теста.
Список литературы
1. Барменкова О.И. Грамматика в системе обучения иностранной речи // Иностранныеязыки в школе -2004. — №7 — 12 с.
2. Бим И.П. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. — М.: «Просвещение», 1985
3. Воронина Г.М. Организация работы с тестами. — М.: Просвещение, 1999
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теории обучения иностранным языкам. — М.:«Академия», 2007
5. Гамезо М.В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии.- М.: «Педагогическое общество России», 2001
6. Государственный стандарт // Иностранные языки в школе/ — М.:, 1993
7. Горлова Н.А. Научно-методический журнал. Иностранные языки в школе. — 2005. — №3. — С. 19-27
8. Гришанова Н.А. Тестовый контроль знаний и умений студентов: методическиерекомендации. — М.: «Просвещение», 1991
9. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Большой энциклопедический словарь. М.:«Ома-Пресс», 2003
10. Зимняя Н.А. Психологические аспекты обучения грамматике на иностранномязыке. — М.: Просвещение, 1999
11. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентовпедагогических институтов. М.: Просвещение, 1995
12. Клементьева Т.Б. Методика обучения иностранным языкам. — М.: Каро, 2003
13. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалистаобразовательного учреждения. — М.: Каро, 2002
14. Кон И.С. Открытие «Я». — М.: «Педагогика», 1987
15. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. — Минск:«Каро», 2004
16. Корндорф Б.Ф. Методика обучения иностранному языку. — М.: Просвещение,1999
17. Кравцова Л.И. Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Астрель, 2003
18. Липкина А.И. Психологический анализ труда, вложенного в учение // Вопросыпсихологии. — 1983 — №6
19. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книгапреподавателя иностранного языка. Справочное пособие, 4-е издание. — Минск:«Начальная школа», 1998
20. Общая методика обучения иностранным языкам/Под ред.А. А. Миролюбова, И.В.Рахманова. — М.; Просвещение, 2000
21. Пассов Е.И., Кузовлев Н.Е. Мастерство и личность учителя. — М.:«Флишка», 2005
22. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. — М.: Просвещение,2000
23. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие,3-е издание. — М.:«Педагогическое общество России», 2000
24. Психолого-педагогический словарь-справочник/Под ред.Е.С. Рапацевич.М., 2004
25. Ребер А. Большой психологический толковый словарь. — М.: «Вече-Аст»,2000
26. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методики обучения иностраннымязыкам в средней школе. — М.: «Просвещение», 1991
27. Рыбакова Н.В., Григорьева Т.В. Тесты, как эффективная форма контроля // Обучениеиностранным языкам в школе и ВУЗе / Под ред. М.И. Колкова. — СПб.:«Каро», 2001
28. Словарь Н.С. Выготского под ред. А. А. Леонтьева. — М.:«Смысл», 2004
29. Старков А.П. Обучение иностранному языку в средней школе. Методическоепособие к серии учебно-методических комплексов для 5-11 классов. — М.:Просвещение, 1999
30. Филатова В.М. Методика обучения иностранному языку. — Ростов-на-Дону, 2004
31. Шатилов С.Ф. Обучение иностранному языку в средней школе. — СПб.:«Каро», 1999
Приложения
Приложение 1
Тест по английскому языку «Past Tenses»
К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа.Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом,просто пропустите вопрос. 1. While the kids…. in the garden, their mother was hurriedly cooking dinner.
/> were playing
/> played
/> had been playing
/> had played 2. Sam says he didn’t enjoy the program because the TV set…. properly.
/> didn’t work
/> hadn’t worked
/> wasn’t working
/> hadn’t been working 3. It wasn’t raining when I looked out of the window; the sun was shining. But it…. earlier. That’s why the ground was wet.
/> rained
/> was raining
/> had rained
/> had been raining 4. Everybody was laughing merrily while Harris…. them a funny story.
/> told
/> had told
/> was telling
/> had been telling 5. Scarcely…. out of the window when I saw a flash of light.
/> had I looked
/> I was looking
/> had I been looking
/> was I looking 6. While I…. the dishes last night, I dropped a plate and broke it.
/> washed
/> was washing
/> had washed
/> had been washing 7. He was taken to the police station because he…. into a car in front of him.
/> crashed
/> had crashed
/> didn’t crash
/> wasn’t crashing 8. Who…. in this house before they pulled it down?
/> was living
/> had lived
/> lived
/> had been living 9. The Browns…. in a large house when their children were at home, but they moved to a small three-room apartment after the children grew up and left home.
/> lived
/> had lived
/> used to live
/> were living 10. Before I went to bed I decided to check the front door. I was sure my sister…. it. And I was right!
/> didn’t lock
/> hadn’t locked
/> locked
/> had locked 11. Mrs. Smith was busy last weekend because her grandchildren…. with her.
/> had been staying
/> were staying
/> stayed
/> had stayed 12. She was not interested in the book because she…. it.
/> hadn’t understood
/> didn’t understand
/> wasn’t understanding
/> hadn’t been understanding 13. Yesterday I came up to a stranger who looked like Jane Faster and started talking to her. But she wasn’t Jane. It was clear I…. a mistake.
/> made
/> was making
/> had made
/> had been making 14. When Alice was small, she…. of darkness and always slept with the light on.
/> used to be afraid
/> was afraid
/> had been afraid
/> afraided 15. Lucy…. her seatbelt before the accident happened that’s why she was badly hurt.
/> didn’t wear
/> wasn’t wearing
/> hadn’t worn
/> hadn’t been wearing /> /> />
Приложение 2
Тест по английскому языку «Some or any»
К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа.Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом,просто пропустите вопрос. 1. Could I have…. coffee, please?
/> some
/> any 2. I haven’t eaten…. chocolate today.
/> some
/> any 3. The apples didn’t look nice, so I didn’t buy… …
/> some
/> any 4. Mary doesn’t have…. money.
/> some
/> any 5. I’m going to buy…. clothes.
/> some
/> any 6. I went to a cafe with…. friends last night.
/> some
/> any 7. Do you speak…. foreign languages.
/> some
/> any 8. Would you like…. tea?
/> some
/> any 9. I have…. money.
/> some
/> any 10. Would you like…. wine?
/> some
/> any /> /> />
Приложение 3
Тест по английскому языку«Degrees of Comparison»
К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа.Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом,просто пропустите вопрос. 1. The…. said the soonest mended.
/> least
/> less
/> last 2. Jim is not very tall. His brother Alec is… …
/> as tall
/> taller
/> the tallest 3. The more you know…. you forget. So why study?
/> more
/> the most
/> the more 4. Can you tell me the shortest way to…. bookstore?
/> the nest
/> the nearest
/> the nearer 5. I didn’t like the book; it rather dull. The film is… …
/> as interesting
/> more interesting
/> the most interesting 6. I have known Liz for years. She is…. than her sister Jane.
/> far more serious
/> a bit serious
/> not so serious 7. I like skiing…. as skating.
/> more
/> as much
/> as more 8. I like decent people…. serious ones.
/> as much as
/> as more as
/> more 9. There are not so many hot days this July. In fact there are…. of them this summer.
/> the least
/> less
/> fewer 10. Richard got…. good marks than Fred in the examinations.
/> less
/> fewer
/> few 11. Let’s not go by train. Going by bus is… …
/> cheap
/> the most cheap
/> a lot cheaper 12. Leo drives a car well, but Collin does it… …
/> the best
/> better
/> as well 13. I can’t walk very fast. You are younger; you can walk… …
/> much faster
/> fast
/> the fastest 14. The boys felt…. than the girls about losing the game.
/> bad
/> the worst
/> worse 15. I am sure a trolleybus is…. a metro.
/> as convenient as
/> not as convenient as
/> more convenient as
Приложение 4
Тест по английскому языку «Word Order»
К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа.Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом,просто пропустите вопрос. 1…… a strange light coming from the sky.
/> I have just seen
/> just I have seen
/> I have seen just 2. Collin didn’t like the climate in the north of Canada;…. in winter.
/> it was too cold there
/> too cold was it there
/> it was cold there too 3…… when I come home from work.
/> I am usually very tired
/> Usually I am very tired
/> I am very tired usually 4. The food at that restaurant was very tasty; I have…. before.
/> never eaten such good food
/> never eaten so good food
/> never such good food eaten 5. Do you remember… .?
/> when does out train leave
/> when our train leaves
/> when our train leave 6. They would like to buy…. chalet house.
/> not very old, wooden, nice, four-bedroom Swiss
/> a wooden, Swiss, not very old, nice, four-bedroom
-/> a nice, four-bedroom, not very old, wooden Swiss 7. There…. on TV. In fact there are less of them nowadays.
/> are not enough good films
/> good films are not enough
/> not enough are good films 8. Does Wanda… .?
/> write a letter to her parents every week
/> a letter to her parents write every week
/> every week write a letter to her parents 9. The picture was very beautiful;… …
/> I very much liked it
/> I it liked very much
/> I liked it very much 10. Nancy…. when she learnt about her mother’s illness.
/> was awfully upset
/> awfully was upset
/> was upset awfully 11. I was glad that…. after his recent illness.
/> John looked so well
/> John looked such well
/> John so well looked 12…… to take the children to the circus.
/> Ask William if would he like
/> Ask if William he would like
/> Ask William if he would like 13. I don’t want to invite Nora to my birthday party;… …
/> I don’t well enough know her
/> I don’t know her well enough
/> I don’t enough well know her 14…… riding Anna’s bicycle in the forest?
/> Who did Nick see
/> Who Nick saw
/> Who saw Nick 15.I…. a very long vacation, I can’t afford it.
/> usually don’t take
/> don’t usually take
/> don’t take usually
Приложение 5
Тест по английскому языку«Prepositions of time and place»
К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа.Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом,просто пропустите вопрос. 1. The banks close… .5pm.
/> in
/> at
/> on 2. Paul works…. a school.
/> in
/> at
/> on 3. Mary isn’t available…. the moment.
/> in
/> at
/> on 4. My train leaves… .18.40 from Platform 1.
/> in
/> at
/> on 5. Please visit me…. Sunday.
/> in
/> at
/> on 6. I saw Mrs Jones waiting…. the bus stop.
/> in
/> at
/> on 7. There are a few shops…. the end of the street.
/> in
/> at
/> on 8. Ernest works…. an office.
/> in
/> at
/> on 9. My children are…. home.
/> in
/> at
/> on 10. Write your name…. the top of the page.
/> in
/> at
/> on 11. Trude usually works better…. the morning.
/> in
/> at
/> on 12. What have you got…. your bag.
/> in
/> at
/> on 13. I had a meal…. the train.
/> in
/> at
/> on 14. I often visit my parents…. Christmas.
/> in
/> at
/> on 15. I’m going to a party…. New Year’s Eve.
/> in
/> at
/> on 16. When the weather is nice Mrs Bruckner sits…. her balcony.
/> in
/> at
/> on 17. Mary went on holiday…. Monday.
/> in
/> at
/> on 18. I work…. the city centre.
/> in
/> at
/> on 19. Put the rubbish…. the bin.
/> in
/> at
/> on 20. My flight is…. Monday.
/> in
/> at
/> on
Приложение 6
Тест по английскому языку «Articles»
К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа.Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом,просто пропустите вопрос. 1. In…. end we decided not to go to the cinema but to watch television.
/> the
/> this
/> an 2. Russian people like… …
/> tea
/> a tea
/> the tea 3. Is there…. for me?
/> letter
/> a letter
/> the letter 4. Pushkin, the great Russian poet, was born in… …
/> 1799
/> a 1799
/> the 1799 5. I want to go to the cinema to see a film about…. and the French.
/> France
/> a France
/> the France 6. It is washed by the waters of… …
/> Atlantic Ocean
/> a Atlantic Ocean
/> the Atlantic Ocean 7. Can anyone give me…. please because I have just fallen over?
/> hand
/> a hand
/> the hand 8…… have left London.
/> Browns
/> a Browns
/> the Browns 9. The interesting thing about…. is all the roads that they built in Britain.
/> Romans
/> a Romans
/> the Romans 10…… drive on the left-hand side in their country.
/> British
/> A British
/> The British