Введение
Процессформирования муниципальных образований охватил за последние два-три года в тойили иной мере все регионы России, в результате чего на различнойадминистративно-территориальной базе (от столиц субъектов Федерации до сельскихволостей) сформированы разного вида муниципальные образования.
Значениетипологических и классификационных разработок применительно к поселениям,городам, системам расселения для разработки типологии муниципальных образованийтрудно переоценить. Они позволяют выявить принципиальные различия в «стартовыхусловиях» муниципальных образований: учесть разные социокультурные основания,разную хозяйственную базу местного самоуправления, в том числе и разныересурсные основания.
Такимобразом, муниципальное образование как одно из ключевых понятий местногосамоуправления представляет собой новый объект для типологических иклассификационных разработок. С одной стороны, отечественная школа последнихдостаточно обеспечена в методическом плане, но с другой стороны, требуетсядополнительная методологическая проработка рассмотрения муниципальныхобразований не только как статичных объектов.
Исходя извышесказанного, исследование данной темы представляется актуальным.
Объектомисследования является типология муниципальных образований.
Предметом – типологиямуниципальных образований в Чувашской Республике (ЧР).
Итак, целью работыявляется изучить типологию муниципальных образований в Чувашской Республике. Всоответствии с поставленной целью, мы ставим перед собой следующие задачи:
· проанализироватьнормативную базу;
· датьпонятие типологии муниципальных образований;
· изучитьосновные модели классификации муниципальных образований;
· изучитьтипологию муниципальных образований в РФ;
· раскрытьсущность органов местного самоуправления как основу функционированиямуниципального образования;
· изучитьтипологию муниципальных образований в ЧР;
· взаключении подвести итоги по проделанной работе.
В работеиспользованы нормативно-правовые акты, материалы официального портала органовгосударственной власти ЧР, а также учебная литература таких авторов как В.Б. Зотов,А.Г. Воронин, О.Е. Кутафин, В.И. Фадеева, Н.Г. Можаева идр.
1. Типология муниципальных образованийвРоссии
В большинствезарубежных стран, особенно крупных, используются двух- или даже трехуровневыемодели территориальной организации местного самоуправления с четкимзаконодательным разграничением функций, полномочий и источников доходов каждогоуровня. Так, в Англии и Индии крупные поселения и населенные территории(муниципальные корпорации) и более мелкие (муниципалитеты) разнятся объемамиполномочий и структурой органов местного управления.
В США города(муниципалитеты) располагаются на территориях округов (графств), причем четкоизвестно, какие услуги жителям оказывает город и какие – округ. Соответственно,житель города платит определенные законом местные налоги и в бюджет города, и вбюджет округа.
1.1 Типология муниципальных образований
По своимсистемным качествам муниципальные образования можно классифицировать поразличным основаниям: численности населения, нормативно – правовому статусу,характеру застройки, степени урбанизации, выполняемым функциям и др.
Рассмотримклассификацию по нормативно-правовому статусу.
С 1 января2006 года вступил в силу новый закон «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» (№131-ФЗ от 6 октября 2003 г.), т.е.была проведена муниципальная реформа. Основной целью этого Федерального законаявляется устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения иполномочий между органами государственной власти и органами местногосамоуправления. Именно с этой целью вводится единая структура территориальнойорганизации местного самоуправления. Полномочия Российской Федерации исубъектов Федерации в сфере регулирования местного самоуправленияустанавливаются на основе иных принципов, чем это осуществлено в предыдущейредакции Федерального закона, а также более подробно регулируется деятельностьорганов местного самоуправления.
Федеральныйзакон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации», подписанный президентом 6 октября 2003 года, обязал органы властивсех субъектов РФ до 1 января 2005 года установить границы муниципальныхобразований в соответствии с новыми требованиями и наделить соответствующиемуниципальные образования одним из следующих статусов:
· городскоепоселение;
· сельскоепоселение;
· муниципальныйрайон;
· городскойокруг.
По даннымМинфина России по состоянию на 15 октября 2005 года, в России образованы 24508муниципальных образования, из них 1817 муниципальных районов, 526 городскихокругов, 1823 городских поселения, 20106 сельских поселений, 236внутригородских муниципальных образований.
Поселение(городское или сельское) – это сельский, городской населенный пункт илинесколько населенных пунктов, объединенных общей территорией. В границахгородского поселения может находиться один город или один поселок городскоготипа с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, неявляющиеся муниципальными образованиями. В границах сельского поселения можетнаходиться один сельский населенный пункт с численностью населения, какправило, более 1000 чел. (более 3000 чел. для густонаселенных территорий)или объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов ссуммарной численностью населения свыше 1000 чел. Сельские населенныепункты с численностью населения менее 1000 чел., как правило, не являютсямуниципальными образованиями и входят в состав городских или сельскихпоселений. В труднодоступных и удаленных районах законами субъектов РФ могутсоздаваться поселения с численностью населения менее 1000 чел., а в особыхслучаях – даже менее 100 чел.
Границыпоселения, состоящего из нескольких населенных пунктов, устанавливаются сучетом пешей доступности до административного центра поселения и обратно втечение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в составпоселения (кроме малонаселенных и труднодоступных территорий).
Муниципальныйрайон – это несколько поселений, объединенных общей территорией. В числе такихпоселений могут быть и городские, и сельские. Главное предназначениемуниципального района – решение вопросов межпоселенческого характера, требующихразвитой инфраструктуры, а также выполнение отдельных государственныхполномочий. Границы муниципального района определяются с учетом транспортнойдоступности до административного центра района и обратно в течение рабочего днядля жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района (кроме малонаселенныхи труднодоступных территорий).
Межселеннаятерритория – это территория, не входящая в границы поселений. Здесь могутрасполагаться удаленные один от другого населенные пункты с числом жителей вкаждом менее 1000 чел. Все функции органов местного самоуправления намежселенной территории исполняются муниципальным районом. Таким образом, всостав территории одного муниципального района в малонаселенном субъекте РФ(или части субъекта РФ) могут входить несколько поселений и межселенныетерритории.
Городскойокруг – это не входящее в состав муниципального района городское поселение. Всостав городского округа входит один город; могут также входить прилегающие кнему сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями. Кгородским округам, как правило, относятся так называемые города областногозначения. Наделение городского поселения статусом городского округаосуществляется законом субъекта РФ.
С 2006введена следующая классификация муниципальных образований:
· СубъектыРФ (республики, края, области, автономные округа, автономная область) – всего83;
· Городскойокруг – городское поселение, которое не входит в состав муниципальногорайона;
· Муниципальныйрайон – соответствует прежнему району;
· Городскоепоселение или Сельское поселение – входит в муниципальный район;
· города,поселки, деревни, сёла;
· межселенныетерритории;
· Городафедерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург) − всего 2;
· Внутригородскиетерритории городов федерального значения (в Москве территория 125внутригородских муниципальных образований совпадает с территорией районовгорода Москва), в Санкт-Петербурге – муниципальные округа, города ипосёлки).
Первостепенныезадачи при переходе на поселенческий уровень – это определение границмуниципалитетов и наделение их статусом (муниципальный район, городскоепоселение, сельское поселение) до 1 марта 2005 года. Если органыгосударственной власти субъекта не выполнят их к данному сроку, этим займутсяфедеральные органы исполнительной власти. Так, в Московской области определенытерритории 36 городских округов, 36 муниципальных районов. Некоторые изадминистративно-территориальных районов стали городскими округами (Балашиха,Домодедово).
В некоторыхсубъектах федерации областными законами устанавливаются новые наименованияпредставительных органов муниципального образования, главы муниципальногообразования, местной администрации. Так, в городских муниципальных округахпредставительные органы предлагается называть Думами, в муниципальныхрайонах – Собраниями депутатов, в городских и сельских поселениях – Советамидепутатов. Руководители исполнительной власти муниципальных образований вслучае принятия закона станут называться главами городского округа,муниципального района, городского и сельского поселений. В некоторых – Собраниемуниципального района; Собрание городского округа; Собрание городского(сельского) поселения.
Субъектыфедерации делятся на городские округа и муниципальные районы (состоящие изгородских и сельских поселений) и внутригородские территории городовфедерального значения. Территориальные единицы входят в состав городскогоокруга, городского или сельского поселения. Категорииадминистративно-территориальных единиц:
· муниципальныйрайон;
· городскойокруг; (может иметь внутригородские районы)
· городскоепоселение;
· сельскоепоселение.
Категориитерриториальных единиц:
· городскиенаселённые пункты:
o город;
o посёлок;
· сельскиенаселённые пункты:
o село;
o деревня;
o хутор;
o станция;
o разъезд;
· иныесельские населённые пункты.
В некоторыхсубъектах РФ территория муниципального района состоит из поселений имежселенных территорий (Чукотский автономный округ)
Каждый типмуниципального образования, согласно Федеральному закону 2003 г.,наделяется определенным перечнем вопросов местного значения, что являетсяглавным преимуществом данной редакции Закона. При этом городской округ решаетвопросы местного значения как поселения, так и муниципального района.
Также предусматриваетсяпереход с трехзвенной на четырехзвенную бюджетную систему РФ, чтобы ипоселения, и муниципальные районы имели собственные, закрепленные за нимиисточники доходов. За городским округом закрепляются совокупные источникидоходов поселения и муниципального района.
А. Воронинклассифицирует муниципальные образования на следующие три группы:
· поселенческие(города, поселки, сельские населенные пункты), имеющие собственную минимальнонеобходимую инженерную и социальную инфраструктуру.
· территориально-поселенческие,состоящие из нескольких населенных пунктов, связанных общностью инфраструктурыи хозяйственного интереса. Это могут быть сельский район или округ, город спригородными поселками и сельскими населенными пунктами, город и окружающий егорайон.
· территориальные,характеризующиеся самостоятельным ведением хозяйства на малочисленныхтерриториях, например на хуторах или при кочевом образе жизни в условияхКрайнего Севера.
С точкизрения решения вопросов территориальной организации местного самоуправления, муниципальныеобразования подразделяется в зависимости от использования одного из следующихподходов:
1. Поселенческийподход основан на приоритете приближения органов местного самоуправления кнаселению. Муниципальными образованиями при этом являются все города, поселки,крупные сельские поселения и сельсоветы (волости, сельские округа),объединяющие малые поселения.
2. Экономическийисходит из того, что критерием для создания муниципального образования служитуровень экономического развития, наличие развитой инженерной и социальнойинфраструктуры, что позволяет оказывать услуги населению. В этом случаемуниципальными образованиями являются только крупные города и сельские районы.
3. Третийподход предполагает создание двухуровневой системы муниципальных образований всоответствии с административно-территориальным делением субъектов РФ.Муниципальные образования верхнего уровня создаются в крупных городах исельских районах, из которых состоит территория данного субъекта РФ.Муниципальные образования нижнего уровня создаются в поселениях или компактныхгруппах поселений (малые города, поселки, волости, сельсоветы), находящихся вграницах муниципальных образований верхнего уровня. Функционированиюдвухуровневой модели территориальной организации местного самоуправленияпрепятствует бюджетная система РФ, в которой существует только один уровеньместных бюджетов.
Приразработке двухуровневой модели было неясно, как разделить налоговыепоступления между уровнями, в результате чего оказалось, что муниципальныеобразования нижнего уровня остались без местных бюджетов и функционировали посметам расходов, утверждаемым районной властью. При этом, ни о каком реальномсамоуправлении речи идти не могло.
На основеизложенных подходов в субъектах РФ сложились различные основные моделитерриториальной организации местного самоуправления.
1. Территориальная,или районная, модель. Административный район с расположенными на его территориигородами районного значения, поселками, волостями, сельсоветами и сельскимипоселениями является единым муниципальным образованием. В городах районногозначения, поселках, волостях и сельсоветах на территории района создаются территориальныеадминистрации, подчиненные администрации района. Число муниципальныхобразований в одном субъекте РФ при данной модели измеряется десятками. Этамодель проще других в управлении и принята в большинстве субъектов РФ. Однакоона лишает низовые территориальные единицы, в том числе города районногозначения и крупные поселки, муниципальной собственности, своего бюджета ивыборных органов местного самоуправления.
2. Поселенческая,или волостная, модель. Муниципальными образованиями являются все города,волости (сельсоветы) и рабочие поселки. В сельских административных районахсоздаются местные органы государственной власти, а органы местного самоуправленияна данном уровне отсутствуют. Главной особенностью этой модели является наличиев субъекте РФ не одного, а двух уровней государственной власти – центральной ирайонной. Число муниципальных образований в одном субъекте РФ при данной моделиизмеряется сотнями.
3. Двухуровневаямодель. Муниципальными образованиями являются и административные районы, ипоселения внутри районов с разграничением между ними полномочий, собственностии источников доходов.
В рядесубъектов РФ сосуществуют несколько моделей.
1.2 Классификация городов
В настоящеевремя в РФ насчитывается 1097 городов. Большинство их сконцентрировано вЦентральном федеральном округе – 304 города.
Меньше всего –в Дальневосточном – 70 городов. Градостроительный кодекс РФ классифицируетгорода по численности населения на следующие категории:
• малые (до50 тыс. чел.);
• средние (50–100тыс. чел.);
• большие(100–250 тыс. чел.);
• крупные(250–1000 тыс. чел.);
• крупнейшие(свыше 1 млн. чел.).
Особо важнойявляется граница, отделяющая малые и средние города от больших. Как правило,город, переходя рубеж в 100 тыс. жителей, начинает приобретать новые качества,иной вид, обрастать городами и поселками-спутниками.
85% всехгородов России – малые и средние города, в которых проживает порядка 40 млн.чел.
Еще однимоснованием классификации городов является их специализация, определяющаяструктуру занятости в городах, а также профиль производственной деятельностиградообразующих предприятий. Положенный в основу классификации критерийзанятости впервые был использован в 1943 г. американским ученым Ч. Гаррисом,разработавшим классификацию для 377 американских городов.
На базе еебыло выделено 9 категорий городов: промышленные города, города со сравнительномало выраженными промышленными функциями, города горнодобывающейпромышленности, города розничной торговли, города оптовой торговли,коммуникационные города, университетские города, курортные города имногофункциональные города. Однако большинство городов, в том числе все крупныеи крупнейшие города, имеют многофункциональное назначение:
· административныецентры территорий;
· транспортныеузлы и порты;
· курортныегорода;
· промышленныегорода;
· многофункциональныегорода (две и более функции);
· наукограды;
· ресурсодобывающиегорода;
· агропромышленныегорода;
· ЗАТО.
Административныецентры районного (уездного) либо регионального (областного, краевого,республиканского) уровня исторически сформировались как центры управления,политического и финансового контроля. Значение административной функции городовоказалось очень высоким: многие поселения, не имеющие развитой промышленности,но сконцентрировавшие на своей территории административные рычаги, сохранили иукрепили с течением времени свой городской статус, усилив его созданиемпромышленной и торговой инфраструктуры. Как административные центры приосвоении новых территорий создавались такие города, как Тобольск, Томск,Иркутск, Якутск, Хабаровск и др.
Промышленныегорода, созданные на базе одного или нескольких крупных промышленныхпредприятий, выросли, как правило, из рабочих поселков, крупные города вырослииз малых. Типичные примеры таких городов – Тольятти, Набережные Челны,Череповец, Новокузнецк.
Ресурсодобывающиегорода (нефтяные, газовые, угольные, рудные, алмазные и т.д.) возникают вместах добычи соответствующих природных ресурсов. Чаще всего преобладаниедобывающей отрасли означает малый возраст города и низкую степеньдиверсификации экономики, ограничивая ее начальными звеньями технологическогоцикла. Многие из ресурсодобывающих городов расположены в районах сэкстремальными природно-климатическими условиями.
Моноструктурныйхарактер экономики ставит жизнедеятельность таких городов в жесткую зависимостьот градообразующего предприятия. Однако некоторые ресурсодобывающие городавпоследствии «обросли» перерабатывающими отраслями и превратились вмногофункциональные. Некоторые города в СССР сразу создавались как центры идобычи, и переработки того или иного ресурса (например, Магнитогорск,Норильск).
Длятранспортных центров и портовых городов транспортные предприятия являютсяградообразующими (Туапсе, Игарка, Находка и др.). Многие из них выросли напересечении железных дорог с крупными водными артериями или как железнодорожныеузлы. Ряд транспортных центров превратился в многофункциональные города иадминистративные центры (Новосибирск, Владивосток и т.д.).
Главнойособенностью агропромышленных городов является их ориентация на переработкусельскохозяйственной продукции, техническое и инфраструктурное обслуживаниесельскохозяйственного производства на окружающей территории. Как правило, этигорода небольшие, с незначительной плотностью населения, преимущественнымраспространением малоэтажных жилых строений. Располагаются они в благоприятныхдля сельского хозяйства климатических районах, например, вЦентрально-Черноземной зоне, на Северном Кавказе, Алтае.
В курортныхгородах практически нет промышленности. Они формируют градообразующую базу засчет обслуживания населения других регионов и стран. Расположение курортныхгородов в благоприятных географических условиях способствует привлечениюнаселения на эти территории. Благоприятный для города результат достигается вэтом смысле за счет высокой доли гостиничных и санаторных комплексов, широкогопредставительства туристических, медицинских и транспортных профессиональныхгрупп в структуре городской занятости. Курортные города относятся к уникальнымприродным комплексам с развитой системой обслуживания и организации досуга(Сочи, Анапа, Белокуриха и т.д.).
Статуснаукограда присваивается муниципальному образованию Президентом РФ попредставлению Правительства РФ на срок до 25 лет. При его присвоенииутверждаются приоритетные направления его научной, научно-технической,инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовкикадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники,а также программа развития, в которой определяются меры государственнойподдержки данного наукограда с учетом его специфики.
Порядокобразования и управления, закрытых административно-территориальных образований(ЗАТО) определен федеральным законом. Предложение о создании ЗАТО вноситсяПравительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектовРФ, а решение о создании принимает Президент РФ. В России около 40 ЗАТО,созданных в свое время в границах закрытых городов, специализирующихся навыполнении оборонных заказов. Земли, занимаемые предприятиями ЗАТО, находятся вфедеральной собственности и передаются этим предприятиям в бессрочное пользование.Предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ, должны перечислятьопределенную сумму в бюджет ЗАТО для финансирования социальных программместного значения.
Если натерритории ЗАТО по согласованию с Правительством РФ и местными властями зарегистрированыюридические лица из других регионов или государств, то и они должны направлятьчасть своих доходов в местный бюджет. Дефицит бюджета ЗАТО покрывается изфедерального бюджета. Кроме того, можно выделить отдельные категории городов попрофессиональному признаку: военные городки, гарнизоны, вахтовые поселки и т.д.
Принадлежностьмуниципального образования к одной из типологических групп позволяет определитьособенности управления в нем как с точки зрения внутренней организацииуправления, так и во взаимоотношениях с внешней средой.
1.3 Различие между городским и сельским поселениями
Муниципальныеобразования в России исключительно разнообразны по численности населения имногим другим параметрам и могут классифицироваться по различным признакам.
Разнообразиемуниципальных образований вызвано различием природных, исторических,социально-демографических и других факторов, обусловливающих обособленность иструктуру этих территорий. Наиболее существенным является различие междугородскими и сельскими муниципальными образованиями, которое вытекает изразличия видов хозяйственной деятельности, формы расселения и уклада жизни вгородской и в сельской местности.
Для сельскихпоселений больше характерна адаптация к природной среде, тогда как для городовпреобладающую роль играет их целевая функция. Основные различия междугородскими и сельскими поселениями представлены в табл. 1.
Таблица 1. Основныеразличия между городскими и сельскими поселениямиСельские поселения Городские поселения Правовой статус сельского поселения Правовой статус городского поселения или городского округа Инженерная инфраструктура децентрализована и поддерживается самими жителями Инженерная инфраструктура централизована и обслуживается специализированными службами Преобладание сельскохозяйственных видов занятости Преобладание несельскохозяйственных видов занятости Наличие личного подворья у жителей, определяющее стиль и образ их жизни Отсутствие личного подворья, ограничивающее трудовую деятельность жителей местом работы Характер застройки: низкоэтажная, малоквартирная Характер застройки: многоэтажная, многоквартирная Заключаемые сделки имеют, как правило, личностный характер и вызывают низкий уровень трансакционных издержек Заключаемые сделки осуществляются, как правило, между малознакомыми людьми и вызывают высокий уровень трансакционных издержек
Кпромежуточной форме между сельскими поселениями и городами относятся поселкигородского типа (рабочие поселки). Многие из них по мере расширения преобразовалисьв города. Однако наблюдается и обратная тенденция – преобразование поселковгородского типа и некоторых малых городов в сельские поселения, что позволяетих жителям получать ряд социальных льгот.
В настоящеевремя изменение социально-демографической ситуации в сельской местностихарактеризуется рядом негативных тенденций (приложение 1).
В Россииоколо 142 тыс. сельских поселений с численностью жителей каждого от менее 10 чел.(таких около 34 тыс.) до нескольких тысяч, а иногда и до десятков тысяч. Всегов сельских поселениях, по данным Всероссийской переписи 2002 г., проживает38,7 млн. чел. Кроме того, имеется более 3 тыс. населенных пунктов безнаселения. Расположены они крайне неравномерно, что определяется общейнеравномерностью заселения отдельных макрорегионов, субъектов РФ и территорийвнутри одного субъекта РФ.
Сельскиепоселения образуются, как правило, в непосредственной близости от сферытрудовой деятельности работников сельского хозяйства – продуктивных земельныхугодий и источников питьевой воды, необходимой для жизнеобеспечения и веденияхозяйственной деятельности. Существенное влияние на образование и развитиесельских населенных пунктов оказывает комплекс природно-климатических условий,наиболее благоприятных в южной части европейской территории страны.
Основныезадачи муниципального управления в сельской местности:
· поддержкасельскохозяйственного производства и агропереработки;
· развитиеэкономической и финансовой базы сельских поселений;
· регулированиеземлепользования, планировки и застройки поселений;
· улучшениеусловий расселения, жилищных условий, комфортности поселений;
· содержаниеи развитие инженерной инфраструктуры поселений и сферы обслуживания;
· улучшениеобеспечения населения соответствующими услугами;
· организациясамоуправления, вовлечение активной части сельских жителей в процессмуниципального управления;
· содержаниеи развитие социальной сферы поселений;
· улучшениевозможностей получения образования, медицинской помощи, пользованияучреждениями культуры, занятиями физкультурой и спортом, социальной поддержкиотдельных граждан.
Определяющимобстоятельством в развитии сельских населенных пунктов является конъюнктурарынка сельскохозяйственной продукции. От успеха экономической деятельностиосновных отраслей сельского хозяйства зависят все другие стороны сельскойжизни, В крупных сельских поселениях развиваются отрасли агропромышленногокомплекса. Их предприятия по своей роли могут быть отнесены к разрядуградообразующих, т.е. решающим образом определяющих жизненную способностькрупных сельских населенных пунктов.
В результатерезкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансовогоположения отрасли в 1990-е гг. инженерная инфраструктура и социальная сфера населе находятся в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города поуровню и условиям жизни. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.Продолжается тенденция снижения кадрового потенциала сельского хозяйства.
Численностьработников сельскохозяйственных предприятий уменьшилась. Существенно ухудшаетсякачественный состав кадров сельского хозяйства. Распространение алкоголизма каксоциального стандарта образа сельской жизни пагубно отражается на качественныххарактеристиках человеческого потенциала. Многие сельские жители деквалифицируютсякак работники и сокращают свое участие в производстве сельскохозяйственнойпродукции.
Городомпринято называть крупное поселение, население которого занято преимущественнонесельскохозяйственным трудом. Границы размеров города весьма условны и зависятот многих факторов. В России статус городов обычно получают населенные пункты счислом жителей более 10–12 тыс. чел. В то же время 135 городов России, или 15,8%от всего их числа, имеют численность населения менее 5 тыс. чел. В то же времяесть много поселков городского типа и даже сельских населенных пунктов с числомжителей более 10 тыс. чел. В США, например, нет понятия, аналогичного нашемупонятию «поселок городского типа» или «рабочий поселок», и все они считаютсягородами. Поэтому там можно встретить множество городов с числом жителей дажеменее тысячи.
В Россиипервыми крупными городами были Киев, Новгород, Псков. Позднее приоритет перешелк Москве. В эпоху Петра I возник и стал быстро расти Санкт-Петербург,обогнавший по численности населения Москву. Однако со временем Москва,сделавшись столицей, снова стала самым крупным городом СССР и России.
Причиныбыстрого роста одних городов и упадка других были самыми разными. Например,город Новониколаевск (нынешний Новосибирск) когда-то был небольшим уезднымгородом Томской губернии. Однако когда строящаяся Транссибирскаяжелезнодорожная магистраль прошла через Новосибирск, миновав Томск (такоерешение пролоббировали томские купцы, не желавшие терять доходы от конскогоизвоза), ситуация изменилась. Новосибирск быстро вырос, а развитие Томсказамедлилось.
В первые годыпосле Октябрьской революции 1917 г. с упадком промышленности многие городастали угасать и были преобразованы в сельские поселения.
Однако сначалом эпохи индустриализации количество и численность населения городовначали быстро расти.
2. Типология муниципальных образованийвЧР
2.1 Портрет Чувашской Республики (ЧР)
ЧувашскаяРеспублика располагается в центре европейской части России – Волго-Вятскомрегионе Чувашия и входит в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации.
Чувашияокружена индустриально-развитыми центрами России: на западе она граничит сНижегородской областью, на севере – с Республикой Марий Эл, на востоке – сРеспубликой Татарстан, на юге ее соседями являются Мордовская Республика иУльяновская область. Расстояние от Чебоксар до Москвы около 630 км. Связьс другими регионами осуществляется железнодорожным, автомобильным, водным ивоздушным транспортом.
Численностьнаселения Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2007 г. составляла1286,2 тыс. человек. Средняя плотность населения – 70,1 чел./кв. км.
Этническийсостав населения: чуваши – 67,7%, русские – 26,5%, татары – 2,8%.
Чуваши– одна из многочисленных народностей России (по численности занимают третьеместо – после русских и татар). Предками чувашей являются полукочевые племенадревних болгар и сувар, жившие в V–VIII вв. на Северном Кавказе. В VII–VIII вв.одна часть болгар уходит на Балканы и растворяется среди славян, другаяпереселяется в Среднее Поволжье и составляет этническую основу чувашей иказанских татар. Формирование чувашей в единую народность происходило на основесельского болгарского населения, не принявшего ислам, и завершилось на рубежеXV–XVI вв. В 1551 году чуваши вошли в состав России. Язык чувашейотносится к болгарской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков. Первыйбукварь с русской графикой опубликован в 1871 году. В древности использоваласьруническая письменность. В период с середины XVIII до середины XIX вв. чувашинасильственно были обращены в православие.
Республикаявляется крупным транспортным узлом, в котором пересекаются железнодорожные,водные, основные российские автомобильные магистрали. Через республику проходяттри федеральные автодороги, пролегают основные автотрассы, которые дают выходтранспорту в северные, восточные, южные и центральные районы страны и за еепределы. Через Чебоксары проходят автотрассы: Иран – Азербайджан – Поволжье – СеверЕвропейской части России, в том числе по мосту через Волгу; западная границаРоссии – Москва – Урал.
ВЧувашской Республике насчитывается 21 административный район, 9 городов, 8поселков городского типа, около 1700 сельских населенных пунктов. Столицареспублики – город Чебоксары (основан в 1469 году) с населением около 500 тысяччеловек.
Преобладающаячасть территории (97%) расположена на возвышенности правобережья лесостепнойзоны, меньшая часть (3%) – в лесном левобережье. Чувашская Республикахарактеризуется умеренно-континентальным климатом. Леса занимают более 30%территории (в основном в Присурье и Заволжье).
ЧувашскаяРеспублика обладает уникальной природной средой. Источниками водных ресурсовявляются красавицы реки Волга, Сура, Цивиль, а также четыре сотни озер,жемчужинами разбросанных по чувашскому краю. Фауна рыб водоемов характеризуетсяобилием карповых – леща, сазана, язя, плотвы. Одним из богатств республикиявляются леса, которые покрывают треть территории, главным образом, вдоль Сурыи в Заволжье. Леса Чувашии – это нагорные дубравы, смешанные леса, боровоекраснолесье. Типичные представители животного мира – лось, медведь, волк,кабан, заяц, лисица, куница и выдра. Климат республики – умеренно-континентальный,почвы – дерново-подзолистые. Минерально-сырьевые ресурсы представлены группойнеметаллических полезных ископаемых: торф, пески, глина, запасы гипса,доломиты, карбонаты и горючие сланцы. Данные геологических изысканий последнихлет свидетельствуют о наличии в недрах республики месторождений нефти и газа.
ЧувашскаяРеспублика – суверенная республика в составе Российской Федерации. В царскойРоссии территория современной Чувашии находилась в составе двух губерний – Казанскойи Симбирской. 24 июня 1920 года образована Чувашская автономная область, в 1925– преобразована в АССР, в 1990 – переименована в ЧССР, а в 1992 г. – вЧувашскую Республику. С 26 декабря 1993 года в республике президентская формаправления. На основе всеобщего тайного голосования, первым президентом былизбран Н.В. Федоров.
28 июля 2010 г.по представлению Президента Российской Федерации Д.А. МедведеваГосударственным Советом Чувашской Республики полномочиями Президента ЧувашскойРеспублики наделен Игнатьев Михаил Васильевич. 29 августа в Большом зале ДомаПравительства состоялась торжественная церемония вступления в должностьПрезидента Чувашской Республики Михаила Васильевича Игнатьева.
ВЧувашской Республике два государственных языка – чувашский и русский. ЧувашскаяРеспублика награждена орденами Ленина (1935), Октябрьской Революции (1970),Дружбы народов (1972).
2.2 История и типология муниципальных образований в ЧР
ПервоначальноЧувашская АО делилась на 3 уезда: Чебоксарский, Цивильский и Ядринский. Вскорев составе Цивильского уезда был образован Ибресинский район. В 1921 Ибресинскийрайон был выведен из состава Цивильского уезда и преобразован в Батыревский (вряде источников – Ибресинский) уезд.
21апреля 1925 Чувашская АО была преобразована в АССР. При этом в её состав изУльяновской губернии была передана территория, на которой образованНовоалатырский (с 1926 – Алатырский) уезд.
В1927 уезды были упразднены. Вместо них образованы 17 районов: Алатырский,Аликовский, Большебатырёвский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский,Красночетайский, Малояльчиковский, Мариинско-Посадский, Порецкий,Татаркасинский, Урмарский, Цивильский, Чебоксарский, Шемуршинский и Ядринский.
В1929 образован Шихирдановский татарский национальный район. В 1935Большебатырёвский район переименован в Батырёвский, а Малояльчиковский вЯльчикский. В том же году образованы новые районы: Ишлейский, Кувакинский,Тархановский, Траковский, Шихазановский, Шумерлинский и Янтиковский.Значительные изменения произошли в 1939 году: упразднены Батырёвский иШихирдановский татарский национальный районы, образованы Калининский,Комсомольский, Октябрьский, Советский и Чкаловский (с 1957 – Батырёвский)районы. Тархановский район переименован в Первомайский, а Татаркасинский вСундырский. Через год Траковский район был переименован в Красноармейский. В1944 были образованы Моргаушский и Чуракчинский районы.
Начинаяс 1956 число районов стало уменьшаться. Первыми были упразднены Калининский,Кувакинский, Советский и Шихазановский районы. В 1959 упразднили Ишлейский,Моргаушский, Октябрьский, Первомайский и Чуракчинский районы; в 1962 – Аликовский,Ибресинский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский,Мариинско-Посадский, Порецкий, Сундырский, Шемуршинский, Яльчикский и Янтиковский.
В1964 году вновь начался процесс увеличения числа районов: сначала восстановилиМоргаушский район, в 1965 появились Аликовский, Ибресинский, Козловский,Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Мариинско-Посадский, Порецкий,Шемуршинский, Яльчикский и Янтиковский районы. Шумерлинский район в 1965 былупразднён, но уже в 1966 восстановлен. С тех пор районное деление Чувашииостаётся без изменений. После реформы их стало: городских поселений – 7,сельских поселений – 284.
Всоответствии с Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года №37 «Обустановлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделенииих статусом городского, сельского поселения, муниципального района и городскогоокруга» и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вреспублике была проведена административная реформа, в результате которой былосокращено количество сельских поселений.
Какуже отмечалось, в Чувашской Республике насчитывается:
· 21муниципальный район,
· 9городов,
· 8поселков городского типа,
· около1700 сельских населенных пунктов.Перечислим муниципальныерайоны Чувашской Республики:
1. Алатырскийрайон. Административный центр – город Алатырь. Включает в себя следующиемуниципальные образования: Алтышевское сельское поселение, Атратское сельскоепоселение, Ахматовское сельское поселение, Восходское сельское поселение, Иваньково-Ленинскоесельское, Кирское сельское поселение и др.
2. Аликовскийрайон. Административный центр – село Аликово. Включает в себя следующиемуниципальные образования: Аликовское сельское поселение, Большевыльскоесельское поселение, Ефремкасинское сельское поселение, Илгышевское сельскоепоселение, Крымзарайкинское сельское поселение, Питишевское сельское поселение,Чувашско-Сорминское сельское поселение и др.
3. Батыревскийрайон. Административный центр – село Батырево. Включает в себя следующиемуниципальные образования: Алманчиковское сельское поселение, Балабаш-Баишевскоесельское поселение, Батыревское сельское поселение, Бахтигильдинское сельскоепоселение, Бикшикское сельское поселение, Большечеменевское сельское поселение,Долгоостровское сельское поселение и др.
4. Вурнарскийрайон. Административный центр – посёлок Вурнары. Включает в себя следующиемуниципальные образования: Вурнарское городское поселение, Азимсирминскоесельское поселение, Алгазинское сельское поселение, Апнерское сельскоепоселение, Большеторханское сельское поселение, Большеяушское сельскоепоселение, Буртасинское сельское поселение, Вурманкасинское сельское поселениеи пр.
5. Ибресинскийрайон. Административный центр – посёлок Ибреси. Включает в себя следующиемуниципальные образования: Ибресинское городское поселение, Айбечское сельскоепоселение, Андреевское сельское поселение, Березовское сельское поселение, Большеабакасинскоесельское поселение, Буинское сельское поселение, Кировское сельское поселение, Климовскоесельское поселение и др.
6. Канашскийрайон. Административный центр – город Канаш. Муниципальные образования: Асхвинскоесельское поселение, Атнашевское сельское поселение, Ачакасинское сельскоепоселение, Байгильдинское сельское поселение, Вутабосинское сельское поселение,Караклинское сельское поселение, Кошноруйское сельское поселение, Малобикшихскоесельское поселение и пр.
7. Козловскийрайон. Административный центр – город Козловка. Муниципальные образования: Козловскоегородское поселение, Андреево-Базарское сельское, Аттиковское сельскоепоселение, Байгуловское сельское поселение, Еметкинское сельское поселение, Карамышевскоесельское поселение, Карачевское сельское поселение, Солдыбаевское сельскоепоселение, Тюрлеминское сельское поселение, Янгильдинское сельское поселение.
8. Комсомольскийрайон. Административный центр – село Комсомольское. Муниципальные образования: Александровскоесельское поселение, Альбусь-Сюрбеевское сельское поселение, Асановское сельскоепоселение, Кайнлыкское сельское поселение, Комсомольское сельское поселение, Новочелны-Сюрбеевскоесельское поселение, Полевосундырское сельское поселение и др.
9. Красноармейскийрайон. Административный центр – село Красноармейское.
10. Красночетайскийрайон. Административный центр – село Красные Четаи
11. Мариинско-Посадскийрайон. Административный центр – город Мариинский Посад. Муниципальныеобразования: Мариинско-Посадское городское поселение, Аксаринское сельскоепоселение, Бичуринское сельское поселение, Большешигаевское сельское поселение,Карабашское сельское поселение, Кугеевское сельское поселение, Октябрьское сельскоепоселение и др.
12. Моргаушскийрайон. Административный центр – село Моргауши. Муниципальные образования: Александровскоесельское поселение, Большесундырское сельское поселение, Ильинское сельскоепоселение, Кадикасинское сельское поселение, Моргаушское сельское поселение, Москакасинскоесельское поселение, Орининское сельское поселение, Сятракасинское сельскоепоселение и пр.
13. Порецкийрайон. Административный центр – село Порецкое.
14. Урмарскийрайон. Административный центр – посёлок Урмары.
15. Цивильскийрайон. Административный центр – город Цивильск. Муниципальные образования: Цивильскоегородское поселение, Богатырёвское сельское поселение, Булдеевское сельскоепоселение, Второвурманкасинское сельское поселение, Игорварское сельскоепоселение, Опытное сельское поселение и пр.
16. Чебоксарскийрайон. Административный центр – посёлок Кугеси. Муниципальные образования: Абашевскоесельское поселение, Акулевское сельское поселение, Атлашевское сельскоепоселение, Большекатрасьское сельское поселение, Вурман-Сюктерское сельскоепоселение, Ишакское сельское поселение, Ишлейское сельское поселение, Кугесьскоесельское поселение, Кшаушское сельское поселение, Лапсарское сельское поселение,Сарабакасинское сельское поселение, Синьялское сельское поселение и др.
17. Шемуршинскийрайон. Административный центр – село Шемурша
18. Шумерлинскийрайон. Административный центр – город Шумерля
19. Ядринскийрайон. Административный центр – город Ядрин
20. Яльчикскийрайон. Административный центр – село Яльчики
21. Янтиковскийрайон. Административный центр – село Янтиково. Муниципальные образования: Алдиаровскоесельское поселение, Индырчское сельское поселение, Можарское сельское поселение,Новобуяновское сельское поселение, Турмышское сельское поселение, Тюмеревское сельскоепоселение, Чутеевское сельское поселение, Шимкусское сельское поселение, Янтиковскоесельское поселение, Яншихово-Норвашское сельское поселение.
Заключение
Как уже былонами отмечено, муниципальное образование как одно из ключевых понятий местногосамоуправления представляет собой новый объект для типологических иклассификационных разработок. Принадлежность муниципального образования к тойили иной типологической группе позволяет определить особенности управления в немкак с точки зрения внутренней организации управления, так и во взаимоотношенияхс внешней средой.
По своимсистемным качествам муниципальные образования можно классифицировать поразличным основаниям: численности населения, нормативно – правовому статусу,характеру застройки, степени урбанизации, выполняемым функциям и др.
Всоответствии с вступившем в силу с 1 января 2006 года Федеральным законом «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»была введена единая структура территориальной организации местногосамоуправления.
Данный законобязал органы власти всех субъектов РФ до 1 января 2005 года установить границымуниципальных образований в соответствии с новыми требованиями и наделитьсоответствующие муниципальные образования одним из следующих статусов:
· городскоепоселение;
· сельскоепоселение;
· муниципальныйрайон;
· городскойокруг.
Также с 2006введена следующая классификация муниципальных образований:
· СубъектыРФ (республики, края, области, автономные округа, автономная область) – всего83;
· Городскойокруг – городское поселение, которое не входит в состав муниципальногорайона;
· Муниципальныйрайон – соответствует прежнему району;
· Городскоепоселение или Сельское поселение – входит в муниципальный район;
· города,поселки, деревни, сёла;
· межселенныетерритории;
· Городафедерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург) − всего 2;
· Внутригородскиетерритории городов федерального значения (в Москве территория 125внутригородских муниципальных образований совпадает с территорией районовгорода Москва), в Санкт-Петербурге – муниципальные округа, города ипосёлки).
В ЧувашскойРеспублике в соответствии с Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2004 года№37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики инаделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района игородского округа» и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Обобщих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»насчитывается 21 административный район, 9 городов, 8 поселков городскоготипа, около 1700 сельских населенных пунктов.
Однако,учитывая, что наша страна находится на переходном этапе своего развития, можнозаключить, что типология муниципальных образований в России еще будетсовершенствоваться, а значит, будет изменяться со временем и типологиямуниципальных образований в Чувашской Республике.
Списоклитературы
1. Европейская хартияместного самоуправления: от 15.10.1985 г. Ратифицирована ФедеральнымСобранием: Федеральный закон от 11.04.1998 г. №55-ФЗ // Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1998, №15, ст. 1695.
2. Конституция РоссийскойФедерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к КонституцииРФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) – СПб.: Виктория плюс, 2010. –64 с.
3. Бюджетныйкодекс Российской Федерации от 31.06.1998 г. №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998 года).
4. Земельный кодексРоссийской Федерации от 25.11.2001 г. №136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001года).
5. Градостроительный кодексот 29.12.2004 г. №190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004).
6. СНиП 2.07.01–89«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».СНиП 2.07.01–89* является переизданием СНиП 2.07.01–89 с изменениями идополнениями, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 13.07.1990 г. №61,приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйстваРоссийской Федерации от 23.12.1992 г. №269, постановлением Госстроя Россииот 25.08.1993 г. №18–32.
7. Федеральный Закон от06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местногосамоуправления РФ»
8. Конституция ЧувашскойРеспублики (с учетом изм., внесенных Законами ЧР о изм. к Конституции ЧР от18.04.2005 г. №19, от 28.05.2010 г. №27, от 5.10.2006 г. №47, от19.07.2004 г. №16) – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2010. – 23 с.
9. Закон ЧувашскойРеспублики от 18.10.2004 г. №19 «Об организации местного самоуправления вЧувашской Республике» // www.cap.ru
10. Закон Чувашской Республики от 24.11.2004 г.№37 «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики инаделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района игородского округа» // www.cap.ru
11. Грицюк, Т.В. Система государственногои муниципального управления: Учебник для вузов. / Т.В. Грицюк – М.: РДЛ,2006. – 321 с.
12. Ершов, В.А. Государственное и муниципальноеуправление: Учеб. пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. –495 с.
13. Воронин, А.Г. Муниципальноехозяйствование и управление: проблемы теории и практики / А.Г. Воронин. – М.:Финансы и статистика, 2006. – 176 с.
14. Зотов, В.Б. Система муниципальногоуправления: Учебник для вузов. -3-е изд. / В.Б. Зотов – Спб.: Питер, 2006.– 512 с.
15. Кутафин, О.Е., Фадеев, В.И. Муниципальноеправо Российской Федерации: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. / О.Е. Кутафин– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672 с.
16. Можаева, Н.Г., Богинская, Е.В. Муниципальноеуправление: учебник для студентов системы СПО, Под ред. А.А. Скамницкого.– М.: Гардарики, 2006. – 254 с.
17. Мухаев, Р.Т. Система государственногои муниципального управлениия: Учебник для вузов. / Р.Т. Мухаев – М.:Просвещение, 2007. – 234 с.
18. Холопов, В.А. Государственное имуниципальное управление: Учеб. пособие / В.А. Холопов – Ростов н /Д:Феникс, 2010. – 364 с.
19. Официальный сайт Министерства финансов РФ.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.minfin.ru
20. Официальный сайт органов государственнойвласти Чувашской Республики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.cap.ru
21. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – [Электронный ресурс]. –Режим доступа: www.consultant.ru
22. Официальный сайт информационно-правовогопортала «Гарант». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.garant.ru