Федеральное агентство по образованию
Филиал Санкт-Петербургского государственногоинженерно-экономического университета в г. Череповце
Кафедра «Экономика и управление»
Контрольная работа
По дисциплине «Экономика региональногоприродопользования»
Тема №21 «Типы экономических механизмовприродопользования. Формирование экономического механизма природопользования вусловиях перехода к рынку»
Студентки 5 курса
Группы 4ЭУП-05
Валигура Т.В.
Череповец, 2010
Содержание
Введение
1. Типы экономических механизмов природопользования
1.1 Принципы экономического механизма природопользования
1.2 Три типа экономических механизмовприродопользования
1.3 Влияния выбора цели развития секторов/комплексовна формирование экономического механизма природопользования
1.4 Комбинирования типов экономического механизмаприродопользования.
2. Формирование экономического механизмаприродопользования в условиях перехода к рынку
З. Хозяйственный механизм природопользования вусловиях становления рыночных отношений
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом интерес к проблемамэкологической безопасности окружающей среды возрастает и это не случайно, ведьна данный момент возникает вопрос не об эволюции, росте, процветании, а овыживании людей в окружающей природной среде – которую они сами и загрязняютбездумно на мой взгляд, преследуя экономические выгоды. Но ведь надо задуматьсячто жизнь и здоровье человека — показатель, характеризующий среду его обитания.
В работе рассматривается тема «Типыэкономических механизмов природопользования. Формирование экономическогомеханизма природопользования в условиях перехода к рынку ».
Опасность современного экологическогокризиса состоит в том, что он ставит под угрозу возможность устойчивогоразвития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведетк утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды,необходимые для жизни. Устойчивое развитие требует расширенного воспроизводствавозобновляемых природных ресурсов для сохранения равенства условий ииспользования минерального сырья ныне живущих и будущих поколений. Преодолениекризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношенийчеловека и природы, исключающих разрушение и деградацию окружающей среды.
В первой главе рассматриваютсяпринципы и типы экономических механизмов природопользования, а также влияниявыбора цели развития секторов/комплексов на формирование экономическогомеханизма природопользования.
Для пресечения, исправления иконтроля сложившейся ситуации и существует экономический механизмприродопользования, который призван создать условия для развития, как упроизводителей, так и граждан бережного отношения к природе. Необходимовыработать у субъектов права отношение, при котором вред окружающей средеравносилен вреду самому себе. Всё это включает в себя комплекс мер по экономическомустимулированию охраны окружающей среды, нормированию хозяйственного воздействияна окружающую среду, экологическую экспертизу, экологические требования приразмещении, проектировании, эксплуатации производственно-хозяйственныхобъектов, экологический контроль, ответственность и возмещение убытков.
Во второй главе исследуетсяформирование экономического механизма природопользования в условиях перехода крынку. В третьей главе обращается внимание на хозяйственный механизмприродопользования.
Формирование нового экономическогомеханизма природопользования и финансирования, природоохранных мер при переходек рыночным отношениям должно стать органической составной системой управления ирегулирования экономики.
Основной материал взят в учебниках по«Экономике природопользования», а также в статьях из Интернета.
Цель работы исследовать типыэкономических механизмов природопользования и выделить основные элементыформирования экономического механизма природопользования в условиях перехода крынку.
Задача работы выделить основные типыэкономических механизмов природопользования. А также выяснить степеньприменяемости основных направлений формирования экономического механизмаприродопользования в условиях перехода к рынку.
1. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
Важнейшим вопросом для экологизации экономики, перехода к устойчивомутипу развития является вопрос о механизмах реализации экологоориентированногоразвития. Здесь приоритетное значение имеет формирование эффективногоэкономического механизма природопользования. Сначала рассмотрим место этогомеханизма в общей системе экономического механизма всей экономики смакроэкономических позиций, а затем выделим перспективные направленияформирования собственно механизма природопользования.
В рамках такого подхода можно выделить два типа экономических механизмови инструментов в зависимости от степени секторального и отраслевого охвата.Во-первых, механизмы и инструменты, действующие в рамках всей экономики, еесекторов и отраслей — это макроуровень. И, во-вторых, более специальные механизмы,и инструменты, непосредственно связанные с охраной окружающей среды иэксплуатацией природных ресурсов, т.е. собственно экономический механизмприродопользования.
1.1 Принципы экономического механизма природопользования.
В современных условиях разработка эффективной концепции экономическогомеханизма природопользования возможна при выполнении следующих принципов:
1.Эффективная концепция рационализации природопользования и охраныокружающей среды и соответствующий экономический механизм природопользования всекторах/комплексах могут быть разработаны и реализованы только послеразработки концепции развития самих секторов/комплексов и всей экономики вцелом.
2. Экономический механизм природопользования должен бытьорганической частью «глобального» экономического механизма, он не может быть локальным иохватывать только природоэксплуатирующие комплексы и отрасли. Данный механизмдолжен быть согласован с другими экономическими механизмами, действующими напоследующих (после «природных») этапах природно-продуктовой вертикали,соединяющей первичные природные ресурсы с конечной продукцией. Тем самымэкономический механизм природопользования (в узком смысле) должен стать частьюобщего механизма, регулирующего функционирование отдельных производств вприродно-продуктовой вертикали, и быть ориентированным на конечные результаты.
3. Экономический механизм природопользования в секторах/комплексах долженформироваться на межсекторальной, межотраслевой и межрегиональной основе.Этот принцип можно проиллюстрировать на примере взаимозависимого характераразвития агропромышленного и топливно-энергетического комплексов приальтернативных вариантах решения экологических проблем. В этих случаяхэффективный экономический механизм природопользования может быть создан толькона основе комплексного подхода.
Для разработки экономического механизма природопользования всекторах/комплексах принципиальной является постановка вопроса о целях развитияэтих секторов и всей экономики. В зависимости от того или иного ответа на этотвопрос и необходимо разрабатывать концепцию экономического механизмаприродопользования. Нельзя формировать данный механизм сам по себе, в отрыве отидущих основных экономических процессов.
Большое значение имеет и экологический характер целейсекторов/комплексов. Они могут быть экологически сбалансированными(устойчивыми), приемлемыми с позиций адаптации цели к природным механизмам, амогут быть и экологически дестабилизирующими, природоемкими (техногенными).Простым примером здесь может служить выбор экстенсивного или интенсивного типаразвития сектора. В первом случае экономический механизм природопользованиявынужден иметь слабо ограничивающий характер, вводящий траекторию развития вдовольно широкие экологические рамки. В случае экологически приемлемых целейсекторов экономический механизм природопользования может иметь стимулирующийхарактер, адаптирующий развитие комплексов к природным закономерностям,минимизирующим экологические издержки.
1.2 Три типа экономических механизмов природопользования.
В самом общем виде можно выделить три типа экономических механизмовприродопользования.
Первый тип — компенсирующий (мягкий, пассивный) механизм,либеральный в экологическом отношении. Он ставит самые общие ограничительныеэкологические рамки для экономического развития отраслей и секторов,практически не тормозя его. Данный тип экономического механизма направлен,главным образом, на компенсацию негативных экологических последствий, и слабовлияет на темпы и масштабы развития. Именно такой тип механизмаприродопользования свойствен техногенному типу развития экономики. Он направленглавным образом на борьбу с негативными экологическими последствиямиэкономического развития, а не с причинами возникновения экологических деформаций.Такой мягкий механизм сейчас формируется в России.
Второй тип — стимулирующий развитие экологосбалансированных иприродоохранных производств и видов деятельности. Ведущее место вфункционировании такого механизма природопользования играют рыночные инструменты.Он способствует увеличению производства на базе новых технологий, позволяетулучшить использование и охрану природных ресурсов. Примером такого механизмаможет стать создание благоприятной экономической среды для развитиябиологического (органического) сельского хозяйства. В теоретическом планеданный тип свойствен слабой устойчивости.
Третий тип экономического механизма природопользования можноохарактеризовать как жесткий, «подавляющий». Этот механизм используетадминистративные и рыночные инструменты и посредством жесткой правовой,налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингуетразвитие определенных отраслей и комплексов в области расширения их природногобазиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов. Этот типмеханизма характерен для сильной устойчивости.
В реальной действительности данные механизмы природопользования несуществуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретныхтехнологий, производств, видов деятельности. Например, в ближайшем будущем спозиций экологизации экономического развития целесообразно сочетаниестимулирующего и жесткого механизмов. Для аграрного сектора это будет ужеупоминавшееся стимулирование развития биологического сельского хозяйства в сочетаниис экономическими инструментами, свойственными жесткому механизмуприродопользования и направленными на «подавление» техногенного типа сельскогохозяйства (минимизация использования пестицидов, тяжелой техники, сокращениеобрабатываемых площадей и пр.)
1.3 Влияния выбора цели развития секторов/комплексов на формированиеэкономического механизма природопользования.
Рассмотрим проблему влияния выбора цели развития секторов/комплексов наформирование экономического механизма природопользования на примере топливно-энергетическогокомплекса. На современном этапе для него фундаментальным является вопрос опутях его дальнейшего развития. Здесь можно выделить две возможные концепцииразвития топливно-энергетического комплекса и всей экономики — на рост энергопроизводстваили на энергосбережение, от сделанного выбора и зависит экономический механизмприродопользования в этом комплексе. Переход к энергосбережению и глубокойструктурной перестройке экономики в этом направлении требует своего механизмареализации и соответственно механизма природопользования. Это налоговые,кредитные ограничения на разработку новых месторождений, созданиеблагоприятного климата для развития энергосберегающих производств, большиештрафы за загрязнение природной среды и несоблюдение стандартов разработкиместорождений, создание надежных систем противоаварийной защиты и пр.
В случае ориентации на экстенсивный рост топливно-энергетическогокомплекса экономический механизм должен формироваться с учетом низкой стоимостиземель, отчуждаемых при добыче полезных ископаемых, низкой платы заиспользование недр, льготного режима для создания новых электростанций и пр.
Очевидно, что аналогичная ситуация сложилась и в других секторах. Так, вагропромышленном комплексе принципиальным является вопрос об уровнепроизводства сельскохозяйственной продукции.
Если принять предположение, что объем этого производства достаточен, адефицит продовольствия обусловлен отсталостью инфраструктуры и перерабатывающейпромышленности, то концепция экономического механизма природопользования будетследующей: ограничение на вовлечение новых земель в аграрный оборот путемвысокой цены земли, больших налогов на дополнительное освоение земель,значительные штрафы за нерациональное использование земли, стимулирование выводадеградировавших угодий на консервацию, экономические и административныеограничения на применение антиэкологических средств производства (пестициды,тяжелая сельскохозяйственная техника и т.д.), т.е. речь идет о стабилизации исокращении природного базиса сельского хозяйства, улучшении его охраны. Этопредполагает создание благоприятного рыночного климата для развития объектовинфраструктуры и перерабатывающей промышленности.
Если концепция развития агропромышленного комплекса базируется напостулате о дефиците сельскохозяйственной продукции, то экономический механизмприродопользования должен быть достаточно «мягким» и не препятствоватьвовлечению новых земельных и водных ресурсов в сельскохозяйственный оборот. ВРоссии проводимые сейчас аграрная политика и земельная реформа направлены наприродоемкий вариант развития агропромышленного комплекса.
Проблемы определения концепции развития стоят и перед лесным комплексом.Если учесть, что затраты древесины в российской экономике на производствоконечного продукта в 4—6 раз выше по сравнению с развитыми странами, тоочевидно, что экономический механизм в природопользовании должен бытьориентирован на стабилизацию и сокращение заготовок древесины (высокая попеннаяплата, большие налоги на расширение лесосеки, ограничение территорийлесозаготовок и пр.).
Важны и региональные особенности формирования экономического механизмаприродопользования. Как уже отмечалось, в районах основной добычи природныхресурсов в Сибири и на Дальнем Востоке чрезвычайно слабо развита обрабатывающаяпромышленность, что приводит к огромным потерям ресурсов. Очевидно, чтоэкономический механизм в этих регионах должен быть направлен на ограничениемасштабов природопользования, лимитировать вовлечение новых природных ресурсовв хозяйственный оборот.
Таким образом, принципиальный вопрос при разработке экономическогомеханизма природопользования можно сформулировать следующим образом: ориентацияна рационализацию природопользования и охрану окружающей среды при расширениимасштабов использования природных ресурсов в экономике (тип экономическогомеханизма с компенсирующими, мягкими ограничениями) или ориентация настабилизацию и сокращение масштабов природопользования (жесткий и стимулирующийтипы механизмов). Данная дилемма может быть и не сформулирована в столь явномвиде. Она может быть следствием выбора экономических или социальных целей внеэкологического контекста, т.е. стоять в неявном виде.
Из сказанного выше логично вытекает второй сформулированный принцип —невозможность создания локального экономического механизма природопользования,действующего только на первых этапах природно-продуктовой вертикали (цепочки) ив отрыве от механизмов, регулирующих процессы дальнейшей переработки природноговещества и получения готового продукта. Таким образом, нужна единая логика вформировании экономического механизма для всей природно-продуктовой вертикали,соединяющей первичные природные ресурсы с конечной продукцией или услугами,получаемыми на основе этих ресурсов.
1.4Комбинирования типов экономического механизма природопользования
Механизм природопользования (в узком смысле) должен стать частью общегомеханизма, регулирующего функционирование отдельных производств вприродно-продуктовой вертикали, и быть ориентированным на конечные результаты.
Принимая во внимание возможность сопряженности механизмовприродопользования для различных комплексов, можно использовать возможностикомбинирования этих типов. Например, формирующийся экономический механизмприродопользования в топливно-энергетическом комплексе сейчас можноохарактеризовать как компенсирующий. Между тем учет реалий развитияагропромышленного комплекса позволяет сделать этот механизм гораздо болеежестким, подавляющим.
В настоящее время возможно значительное уменьшение экологической нагрузкив регионах, где добываются энергетические ресурсы, за счет изменения экспортнойполитики. С позиций снижения экологической нагрузки и экономической выгодыгораздо эффективнее ликвидировать потери продовольствия, чем расширять добычутопливно-энергетических ресурсов для вынужденного экспорта в целях стабилизациивнутреннего рынка продовольствия. Такая добыча требует всевозрастающих затрат иприводит к тяжелым экологическим деформациям.
В этих целях необходимо предусмотреть существенное изменение общихэкономических механизмов как в отдельных комплексах, так и между ними. Вчастности, с помощью рыночных инструментов, государственного регулирования иподдержки возможна определенная стабилизация развития топливно-энергетическогокомплекса при одновременном стимулировании развития инфраструктуры иперерабатывающей промышленности в агропромышленном комплексе, что позволитрезко уменьшить потери продовольствия. Такое ресурсосберегающее изменениеструктуры экономики позволит уменьшить объемы экспорта топливно-энергетическихресурсов, их добычи и улучшит экологическую обстановку.
Таким образом, и экономический механизм природопользования втопливно-энергетическом комплексе может стать гораздо более жестким вэкологическом отношении. Одновременно развитие инфраструктуры иперерабатывающей промышленности позволяет сделать более жестким и экономическиймеханизм природопользования в агропромышленном комплексе, ориентировать его насокращение использования земельных и водных ресурсов.
На этом примере хорошо видно, как развитие инфраструктуры иперерабатывающей промышленности дает, с одной стороны, большой внутреннийэкономический и экологический эффект в агропромышленном комплексе, а с другой — значительный положительный внешний, экстернальный эффект с точки зренияуменьшения общественных издержек на охрану природы и издержек втопливно-энергетическом комплексе.
В данном случае хорошо видно значение учета регионального фактора вэкономическом механизме природопользования. Так, развитие в аграрном сектореевропейской части России инфраструктуры и переработки может позволить снизитьнагрузку на экосистемы и не увеличивать добычу энергоресурсов в Сибири и варктических районах. Все это требует комплексного подхода к разработкемеханизма природопользования с учетом развития различных регионов.
В этих условиях представляются малоэффективными попытки создания чисторегиональных программ по выходу из экологических кризисов для отдельныхтерриторий, распыление финансовых и материальных ресурсов. Преодолениеэкологических кризисов требует изменения развития как различныхкомплексов/секторов, так и регионов, а также согласованныхэколого-экономических программ, ориентированных на экологическую стабилизацию иустойчивое развитие, что соответственно требует и сопряженных, связанных междусобой экономических механизмов природопользования.
В качестве примера включения экономического механизма природопользованияв общий механизм, охватывающий всю природно-продуктовую вертикаль, егосогласования с «послеприродными» механизмами и ориентацией на конечныерезультаты можно привести возможное построение системы налогов дляприродно-продуктовой вертикали для жесткого механизма природопользования.
Налоговая система должна быть устроена таким образом, чтобы на первыхэтапах природно-продуктовой вертикали налоги были максимальными (для«подавления» природоэксплуатирующей деятельности), и они должны убывать по мереприближения к стадии конечной продукции (для стимулированиявысокотехнологичных, инфраструктурных, перерабатывающих и обрабатывающихотраслей).
2.ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА КРЫНКУ.[1]
Атеперь рассмотрим несколько подробнее специальные механизмы и инструменты,непосредственно связанные с охраной окружающей среды и охраной природныхресурсов.
Вусловиях российского формирующегося рынка можно выделить следующие элементыэкономического механизма природопользования:
1. платностьприродопользования;
2. системаэкономического стимулирования природоохранной деятельности;
3. платаза загрязнение окружающей природной среды;
4. созданиерынка природных ресурсов;
5. совершенствованиеценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукциюприродоэксплуатирующих отраслей;
6. экологическиефонды;
7. экологическиепрограммы;
8. продажаправа на загрязнение;
9. система«залог — возврат»;
10. экологическоестрахование
Дадимкраткое пояснение каждому элементу. Платность природопользования должнавключать плату: 1) за право пользования природными ресурсами; 2) завоспроизводство и охрану окружающей среды.
Существенноезначение в системе платного землепользования должны иметь штрафы за нарушениеэкосистемы.
Платноеприродопользование во многом определяет характер системы экономическогостимулирования природоохранной деятельности, мероприятий по снижениюзагрязнения окружающей среды. В систему экономического стимулированияпредлагают включить: налогообложение («зеленые» налоги),субсидирование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию природныхфондов и другие мероприятия.
Чтокасается налогообложения, то должны применяться пониженные налоги дляресурсосберегающих и малоотходных технологий, а техногенные природоемкиепроизводства и технологии должны облагаться повышенными налогами. Повышенныеналоги должны применяться при обложении экологически опасной продукцииозоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкойтехники и прочего.
Например,в США «зеленые» налоги на производство фреонов дифференцированы вовремени. С начала введения налогов фреоны облагались налогом в размере 3,02долл. за 1 кг, с 1995 года — 6,83 долл., а с 1999 года — 10,80 долл./кг
Многиестраны собираются в ближайшее время ввести «углеродный» налог — налогна выбросы углерода в результате сжигания ископаемого топлива. (Это уже сделалиФинляндия и Нидерланды).
Платаза природопользование, которая сейчас в ряде государств составляет несколькопроцентов доходной части бюджета, должна возрасти до 30-50%. Это позволит болееадекватно учесть воздействие на окружающую среду, деградацию природных ресурсови создаст стимул для снижения природоемкости экономики. В свою очередь, этопозволит снизить налоги с населения, прибыли, добавленной стоимости и другое.
Должнапретерпеть изменение система государственного субсидирования экономики. Допоследнего времени государственные субсидии фактически способствовалиразрушению природной среды, стимулируя разработку новых месторождений,использование энергоемких технологий в ТЭК, ЖКХ (в сельском хозяйствеприменение пестицидов, минеральных удобрений, тяжелой техники, орошение,осушение земель и так далее). К примеру, дотации на энергоносители в России дляпромышленности и коммунального хозяйства привели к колоссальной энергоемкостиэкономики.
Ускореннаяамортизация основных фондов является хорошо опробированной вмире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельностинаучно-технического прогресса. Предприятия, завышая амортизационные отчисления,тем самым сокращают размер прибыли, подлежащей налогообложению, в результатечего возрастает чистая прибыль.
Важнымэлементом в системе экономического механизма природопользования являются платежиза загрязнение природной среды.
Платежиза загрязнение являются средством наказания предприятий-загрязнителей исредством реализации принципа «загрязнитель платит».
Россияоказалась одной из первых стран в мире, где введены платежи за загрязнение(январь 1991 года). Введено три вида платы:
1. завыброс в атмосферу загрязняющих веществ;
2. засброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ;
3. заразмещение отходов.
Взависимости от степени воздействия на окружающую среду устанавливаются два виданормативов оплаты: за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов)загрязняющих веществ в природную среду (в рамках установленных нормативов) и запревышение этих показателей. В последнем случае платежи возрастают в несколькораз. При этом платежи в пределах нормативов включаются в себестоимость, асверхнормативные — в прибыль предприятия. Современные нормативы хотя у нас инизкие, но они играют важную роль для рождения новой ситуации.
ДляРоссии актуально сегодня и создание рынка природных ресурсов (бирж, проведениеаукционов, создание ипотечной системы).
Проблемасовершенствования ценообразования на природные ресурсы может быть рассмотрена вдвух аспектах:
1. разумноеповышение цен на природные ресурсы. Более полный учет экологического фактора вцене на продукты природоэксплуатирующих отраслей стимулировал бы переходпроизводителей на режим ресурсосбережения;
2. ценадолжна более полно учитывать уровень экологической безопасности продукции.
Экологическичистая продукция должна иметь более низкую цену дляпотребителя, чем экологически грязная. Для этого следует вводить систему налоговна экологически грязную продукцию и систему наценок, субсидий, и льгот дляпроизводителей и потребителей чистой продукции. Например, в сельском хозяйственужно сделать так, чтобы производителям было выгоднее использоватьбиологические средства защиты, чем пестициды, органические удобрения, чемминеральные.
Важноезначение для финансирования охраны природы имеют внебюджетные экологическиефонды. Экофонды должны быть дополняющими государственные затраты наэкологические нужды. Они должны дополнять финансирование и кредитованиепрограмм экологической направленности, содействовать развитию экологическогообразования и воспитания.
Источникиформирования фондов: платежи предприятий за выбросы, сбросы загрязняющихвеществ и размещение отходов, штрафные платежи, средства за возмещениеэкологического ущерба при нарушении природоохранного законодательствапредприятиями, добровольные взносы и другое.
Большоезначение для общества имеет формирование экологических программ (намеждународном уровне, внутри страны, региона). Можно привести примерыграндиозных по затратам экологических программ в США по возрождению ВеликихОзер, японские экологические программы и так далее.
ДляРоссии — это программы охраны озера Байкал, «чистые речные системы»,Чернобыльская зона и другие.
Использованиерыночного инструмента продажи прав на загрязнение широко распространено преждевсего в США. Но возможна такая сделка и в межстрановом аспекте.
Пожалуй,самым старым и проверенным экономическим инструментом в охране окружающей средыявляется залоговая система, или система «залог — возврат». Это хорошознакомая всем система. Когда мы покупаем какой-нибудь товар, то оплачиваемтакже дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам (возвратпустых бутылок, израсходованных электрических батареек, пластиковых контейнерови так далее). Данный механизм позволяет снизить поступления отходов вокружающую среду, в том числе и токсичных, сберечь значительные средства иресурсы за счет утилизации.
Экологическоестрахование — страхование ответственности предприятий — источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией,технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнениюокружающей среды — это инструмент, смягчающий последствия аварий.
Такимобразом, экономический механизм природопользования в рыночной экономике долженбыть нацелен на решение природоохранных задач.
3.ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНЫХОТНОШЕНИЙ
Опытмногих развитых стран мира свидетельствует о том, что как в формированиирыночной экономики, так и в обеспечении её эффективного функционирования важнаяроль принадлежит государству. Даже в тех странах, где официальнопровозглашается принцип невмешательства государства в хозяйственные процессы(например, в США), на деле оно активно влияет на развитие экономики.
Особенноэто относится к такой ее неординарной сфере, как природопользование, гдедиапазон государственного воздействия может быть весьма широким — от прямогоадминистративного принуждения до формирования институциональных условийрыночного саморегулирования тех или иных областей природопользования.Государственное регулирование и управление экономикой и ее отдельнымиструктурными звеньями осуществляется с помощью хозяйственного механизма,который представляет собой систему форм и. методов организации и регулированияэкономической жизни общества. Такими формами и методами выступают экономическаяполитика, организация прогнозирования, планирования, финансированияхозяйственных процессов, экономическое стимулирование, деятельностьуправленческих структур, хозяйственное законодательство. Хозяйственный механизмвыполняет следующие основные функции: · обеспечивает взаимосвязанность,сбалансированность всех структурных элементов общественного производства как целостнойсистемы; · согласовывает экономические интересы общества, коллективов, каждогоработника, отдельных предпринимателей. (Способность хозмеханизма согласовыватьэкономические интересы может служить критерием его совершенства); претворяет вжизнь экономическую политику государства. его стратегические цели и тактическиезадачи. Каждая страна имеет свой общенациональный хозяйственный механизм,однако можно говорить и о хозмеханиаме отдельных сфер и отраслей экономики,имеющих свою специфику (например, хозмеханизм внешнеэкономической деятельности,АПК, строительства и др.). Хозяйственный механизм — категория историческая;разным этапам в развитии страны соответствует свой особый хозмеханизм. Так,хозяйственный механизм экономики, действовавший в период существования СССРсложился в общих чертах в 30 — 40-е годы. Его отличала высокая степеньцентрализации, которая в значительной степени диктовалась обстоятельствами техлет (курсом на ускоренную индустриализацию, затем войной, послевоеннымвосстановлением экономики и т.п.). Недостатки преимущественно административногоподхода к руководству экономикой ощущались и тогда, но с особой силой онипроявились в последние десятилетия. Хозяйственный механизм не имел в внутреннихстимулов саморазвития производства: его распределительный, затратный характер(все затраты покрывались государством, сбыт любой продукции был гарантирован)не побуждал производителей улучшать качество продукции, повышатьпроизводительность труда, совершенствовать технологию производства, не ставилпреград бесхозяйственности и безответственности. Административно-командныеметоды управления преобладали над экономическими, что сковывало инициативу исамостоятельность субъектов хозяйствования.
Недостаткиобщегосударственного хозмеханизма присущи и отдельным отраслям и сферамхозяйства, в том числе природопользованию. Хозяйственный механизмприродопользования (X М П) — молодой отрасли экономики — стал складываться нарубеже 60 — 70-х годов и до сих пор находится в стадии формирования. Онпредставляет собой систему форм и методов организации и регулирования процессовприродопользования, обеспечивающих: достижение конечных целей в этой сфере, —удовлетворение потребностей общества в сырье, и материалах, в чистоте иразнообразии окружающей среды,. ХМП включает в себя организацию управленияохраной окружающей среды и использованием природных ресурсов;эколого-экономическое прогнозирование и планирование; финансированиеприродоохранных мероприятий; экономическое стимулирование рациональногоприродопользования; контроль и учет в экологической сфере; экологическоенормирование, правовое регулирование и т.п. ХМП, сложившемуся в условияхцентрализованно-плановой экономики,” были” свойственныадминистративно-командная -направленность, почти абсолютная централизация идетальная регламентация всей природоохранной1 и ресурсосберегающейдеятельности. Однако детальная регламентация природопользователей со стороныцентральных плановых органов и служб государственного контроля (а числоплановых показателей только по охране земель, например, за десятую иодиннадцатую пятилетки возросло с 37 почти до 60), не принесла желаемыхрезультатов. Состояние и эффективность использования природноресурсногопотенциала были неудовлетворительными. В основе административного регулированияприродопользования лежат экологические стандарты (нормативы). Нормативыкачества окружающей среды в СССР по ряду причин были более строгими, чем встранах Западной Европы и США (например, средняя 24-часовая норма содержанияS02 в воздухе составляет в США 365 мг/мэ, в странах ЕС — 90, а в бывшем СССР —50 мг/м3), что, тем не менее, не стало гарантией лучшего состояния нашейприродной среды. Практически никогда такие жесткие нормативы не соблюдались.Чаще всего использовались так называемые временные нормативы (временносогласованные выбросы — ВСВ), отражающие реальные возможностипредприятий-загрязнителей. Предполагалось, что предприятие поэтапно будетсокращать свои выбросы до уровня ПДК, но, к сожалению, экологическая сфера неимела себе равных по масштабам несоблюдения нормативов: нередки были случаипревышения допустимых воздействий на окружающую среду в десятки и даже сотнираз. Экономические методы управления в природопользовании Беларуси в рамкахбывшего СССР получили значительно меньшее развитие, чем в других отрасляххозяйства, хотя их применение повсюду было весьма ограниченным. Но к концу 80-хгодов стало очевидно, что административная система управления не способнаобеспечить дальнейшее развитие рационального природопользования иприродоохранной деятельности. В 1989 г. была предпринята попытка расширениясферы использования.экономических методов в практике управленияприродопользованием, что проявилось в эксперименте по введению платы зазагрязнение окружающей среды. В разрабатывавшейся в то время Государственнойпрограмме охраны окружающей среды и рационального использования природныхресурсов СССР на перспективу до 2005 г. было предусмотрено проведение комплексамер по формированию экономического механизма природопользования, но глубокийэкономический кризис отодвинул решение экологических проблем на второй план.
Социально-экономическаятрансформация, происходящая в настоящее время в нашем обществе, требуетпринципиально новых подходов к процессам организации, управления ирегулирования природопользования. Наметившиеся уже сейчас изменения вгосударственном регулирований от преимущественного использованияадминистративных рычагов управления (правовых норм, стандартов, лимитов,разрешений, запретов, ограничений и т.п.) в сторону расширения сферы примененияэкономических методов, как свидетельствует мировая практика, будут нарастать помере усиления экономической стабилизации страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эффективнаяконцепция рационализации природопользования и соответствующих экономическихмеханизмов природопользования и соответствующий экономический механизмприродопользования в секторах/комплексах могут быть разработаны и реализованытолько после разработки концепции развития самих секторов/комплексах и всейэкономики в целом.
Вобщем, виде можно выделить три типа экономических механизмовприродопользования:
1) компенсирующий(либеральный в экологическом отношении);
2) стимулирующий(либеральный в экологическом отношении);
3) жесткий,подавляющий и тормозящий развитие природоёмких и загрязняющих видов деятельности.
Экономическиймеханизм природопользования должен быть встроен в экономическую систему, а непредставлять собой разрозненный набор мер и инструментов, направленных нарешение тех или иных экологических проблем. Рыночный характер этого механизмапредполагает регулирующую роль государства, в функции которого входитустановление основных направлений, параметров и порядка его применения. Средиосновных элементов формирующегося сегодня механизма природопользования можновыделить разработку системы экономических и организационных инструментовприродоохранной деятельности, введение платности природопользования и созданиерынка природных ресурсов, изменение финансирования природоохранных мероприятий,создание алгоритма реализации крупных государственных и региональныхэкологических программ.
Взаключении необходимо отметить, что все эти направления с различной степеньюразработанности применяются в настоящее время в экономике России. Однакоцелостного экономического механизма природопользования пока не существует.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобылев, С.Н. Экономика природопользования: Учебное пособие. /С.Н Бобылев, А.Ш Ходжаев. — М.: ТЕИС, 2004.- 472 с.
2. Васильцова В.М., Яковлева Е.Н. Экономикаприродопользования на предприятии: Учеб. пособие. – Череповец: ИМИТ СПбГПУ,2007. – 95 с. – ISBN 5-85341-100-4.
3. Глухов В. Экономические аспекты экологии. – СПб.: Изд-во «Питер»,1995.
4. Дубовик О.В., Экологическое право. – М.: изд. Юристъ, 2002.
5. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология и природопользование вРоссии. – М.: Финансы и статистика, 1995.
6. Рыночные методы управления окружающей средой: учебное пособие /Под. ред. А.А. Голуба. – М.: ГУВШЭ, 2002. – 287 с.
7. Экология и экономикаприродопользования: учебник для вузов / Под ред. проф. Э.В. Гирусова, проф.В.И.Лопатина. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, Единство, 2002. – 519 с.