–PAGE_BREAK–
Рис.1. Рост мирового валового продукта и мирового экспорта,2000-2007 гг.
Замедление темпов роста мирового экспорта с 8,5% в 2006 произошло вследствие уменьшения спроса на импорт, главным образом, со стороны Соединенных Штатов, но также Европы и Японии.
Темпы роста оставались высокими в большинстве развивающихся стран. Такие регионы как Африка, Ближний Восток, СНГ, развивающаяся Азию, Южная и Центральная Америка показали устойчивый рост своих экономик в 2007 г. В то время как более высокие товарные цены помогли улучшить финансовую ситуацию в некоторых странах, рост цен на энергоносители и продовольствие увеличили инфляционное давление во всем мире.
В течение 2000-2007 гг., экспорт в среднем увеличивался на 2,7 процентных пункта быстрее, чем реальный внутренний продукт. Исключением был 2001 г., когда торговля незначительно снизилась из-за террористических актов.
Рис.2.Динамика доли стран-членов ГАТТ/ВТО в мировом товарном экспорте
Торговля готовыми продуктами растет быстрее, чем торговля сельскохозяйственными товарами, топливом и продукцией добывающих отраслей. Экспорт готовых изделий увеличился на 7,5 процентов за 2007, оставляя за собой лидерство по отношению к продукции сельского хозяйства и топлива и добывающих отраслей, которые увеличились на 5% и 3%, соответственно.
Уменьшение роста обмена готовыми изделия от 10-процентного уровня, достигнутого в 2006, происходило частично вследствие замедления экономического развития в главных импортирующих экономиках.
Азиатский экспорт готовых изделий, увеличился на 13,5%, в то время как житель Северной Америки и европеец увеличили экспорт только на 4,5%, соответственно на 4 цента.
Европа, экспорт сельскохозяйственных изделия из которой составляет 46% мирового, увеличила его на 19%. Азия, второй по величине поставщик с долей 19%, увеличила экспорт сельскохозяйственных изделий до 20%. Экспорт из Северной Америки, третий по величине поставщик, повысился на 17%. Ее доля в мировой торговле уменьшилась с 21% в 2000г. до 16% в 2007г., в среднем экспортный рост в течение этого периода ниже мирового (6% против 11% мирового). Южная и Центральная Америка зарегистрировали самый высокий темп роста с 2000 года – 23,4%.
Цены на топливо и продукцию добывающих отраслей увеличились на 11% в 2007г. Как результат, цена мирового экспорта повысилась на 15%, самый низкий показатель с 2003 г. Рост был замедлен во всех регионах кроме СНГ, которое увеличило экспорт на 19 процентов.
Повышение цен на полезные ископаемые и цветные металлы (с 56% в 2006 г. к 17,5% в 2007) затронуло особенно экспорт добывающих отраслей Южной и Центральной Америки (рост уменьшился с 55% в 2006 до 20% в 2007г.). Топливный экспорт с Ближнего Востока в Азию, которая является его самым важным торговым партнером (65% общего экспорта), увеличился на 13% по сравнению с 28% в предыдущем году. Однако, спрос со стороны Китая и Индии оставался высоким, и увеличил импорт на 26%.
Приблизительно с 7%-ным увеличением в средних ценах в 2007 г. и непрерывном расширением объемов торговли, цена мировой экспорта готовых изделий повысилась на 15%. Европа увеличила свой экспорт на 16,3%, что приближено к показателям 2005 и 2006 гг. Азия поддержала почти тот же самый уровень роста как в 2006 г. (15,7%). Северная Америка зарегистрировала самыйнизкий рост (8,5%). СНГ стало лидером в росте экспорта готовых изделий. Импорт готовых изделий в СНГ рос в среднем ежегодно на 30% с 2000 до 2007 г. В результате, 3,6% европейского экспорта готовых изделий (удвоился уровень 2000 г.) теперь идет в СНГ, в то время как азиатский экспорт в СНГ достиг ежегодного среднего показателя 43% за тот же период. Внутрирегиональная торговля составляет более высокую долю мировой торговли чем 234 торговля между регионами.
Торговля коммерческими услугами в 2007 году была сконцентрирована в Северной Америке, Азии и Европе (соответственно 15, 29 и 50% общей коммерческой торговли услугами). Торговля в пределах Европейского Союза составляла более четверти мировой торговли.
Однако рыночная доля этих регионов либо не менялась, либо уменьшалась (в случае Северной Америки) в последние годы, в то время как другие регионы — преимущественно СНГ, Африка и Ближний Восток – имели увеличение доли. В СНГ произошло увеличение доли на 75% с 2000 г. Это происходит главным образом вследствие торговли России и Украины, а также импорта в Казахстан, который стал вторым наибольшим импортером коммерческих услуг в СНГ после России.
Поставщики услуг иногда решают установить коммерческое присутствие в другой стране, чтобы предоставлять специфические услуги. Прямые иностранные инвестиции в активы предприятий в секторе услуг составляют около 50-55% от общего количества прямых иностранных инвестиции.
Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым укрепляя международную стабильность и сотрудничество.
2. Анализ внешнеторговой политики ЕС, Японии и США
Развитые страны сегодня возглавляют процесс либерализации международной торговли, и в то же время извлекают из него наибольшие выгоды. В течение всех восьми раундов переговоров ГАТТ вопрос о сокращении тарифов был одним из основных. На момент создания соглашения в конце 40-х гг. его средний уровень составлял около 40 %. В итоге работы шестого «Кеннеди раунда» (1964-1967 гг.) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35 %. Во время «Токио раунда» (1973-1979 гг.) — на 33 % на промышленные товары. В результате этого сокращения в промышленно развитых странах тариф на готовую продукцию составил 4,7%. Во время «Уругвайского раунда» (1986-1993 гг.) установлена цель сокращения тарифов на 30 %. Во время нового раунда торговых переговоров в Дохе, начатом в 2001 г., были намечены цели дальнейшей либерализации торговли и отмены государственного субсидирования. Так, к примеру, с учетом тарифов и тарифного эквивалента внутренних субсидий уровень защиты сельского хозяйства составляет приблизительно в США 20%, ЕС- 50% и Японии – 80%.1
Несмотря на снижение таможенных тарифов, роль их в регулировании внешнеэкономической деятельности различных стран остается значительной.
В выработке международных норм торговой политики развитые страны последовательно исходят из своих интересов, а не из отвлеченных принципов, хотя постоянно на них ссылаются2. Если им невыгодно либерализовать рынок какой-либо, например, трудоемкой продукции, они его не либерализуют. Если им выгодно обеспечить проникновение своих изделий на рынки третьих стран и облегчить торговлю между собой, они добиваются устранения барьеров. Страны Запада к тому же имеют возможность направлять развитие норм ВТО в выгодное для себя русло благодаря доминирующему положению в мировой экономике и политике. Протекционизм стран Запада обходится развивающимся государствам в 100 млрд.долл. ежегодно, что примерно в два раза превышает объем помощи, оказываемой Севером Югу.
Все развитые страны активно участвуют в мировой торговле. Основная доля в мировом товарообмене приходится на торговлю между самими развитыми странами(60%).
Таблица 2.1
Ведущие экспортеры/импортеры товаров в мировой торговле1
Экспорт
Страна
Объем торговли,
% мировой
$ млрд.
Торговли
1. США
730,9
11,9
2. Германия
569,6
9,2
3. Япония
404,7
6,6
4. Франция
319,5
5,2
5. Британия
273,5
4,4
6. Китай
266,2
4,3
7. Канада
262,2
4,3
8. Италия
241,3
3,9
9. Голландия
229,8
3,7
10. Гонконг
190,7
3,1
Мир
6.162,4
100
Импорт
Страна
Объем торговли,
% мировой
$ млрд.
Торговли
1. США
1.180,5
18,3
2. Германия
493
7,7
3. Япония
350,1
5,4
4. Британия
332,5
5,2
5. Франция
322,9
5
6. Китай
243,6
3,8
7. Италия
233,7
3,6
8. Канада
228,3
3,5
9. Голландия
207,9
3,2
10. Гонконг
202
3,1
Мир
6.438,8
100
В целом 3/5 мирового товарообмена происходит в треугольнике ЕС- США- Япония. Экспортная и импотная квоты стран – членов ЕС неизменно находилась вблизи 30%-ной отметки, тогда как США –9-11%, Японии – 11-13%.
2.1.Торговая политика США
США – крупнейший в мире экспортёр товаров (13% мирового экспорта) и услуг (18% мирового экспорта). Экспорта США составляет 12% мирового объёма экспорта в 2004 г.(795 млрд. долл.), импорт составляет 20.7% (1.276 трлн. долл.) от мирового объема импорта1. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. Экспорт товаров и услуг создаёт около 11-12% ВВП США.
На протяжениизначительной части своей истории США были больше известны как сторонники жесткого протекционизма. Новый отсчет времени начат в 1934 г. когда Конгресс одобрил Закон о взаимности в торговых соглашениях, наметивший курс на либерализацию торговли. Еще в годы Второй мировой войны США разработали «Предложения по расширению мировой торговли и занятости», которые были обнародованы в конце 1945 г. в качестве основополагающих либеральных направления международных торговых отношений. С тех пор США официально придерживался принципа рыночной открытости в системе мировых внешнеторговых связей. США являются активным организатором и участником различных международных региональных организаций и форумов, как политических (основные из них — ООН, Организация американских государств, НАТО), так и экономических (ВТО, ОЭСР, АТЭС, НАФТА, МВФ, МБРР, Всемирный банк и т.д.), значительная часть которых размещается на территории США.2
В переговорном процессе по усовершенствованию правил ВТО США продолжают занимать весьма решительную позицию по всем приоритетным направлениям, включая либерализацию торговли сельхозпродукцией, промышленными товарами и услугами. В частности, американцы активно продвигают обнародованную ими еще в конце 2002 г. инициативу о существенном сокращении всех тарифов на потребительские и промышленные товары с перспективой их полного устранения к 2015 г.
Таблица 2.2
Экспорт, импорт, торговый баланс США по регионам1 (млн. долл.)
Регионы
Июнь 2004
Июнь 2005
Экспорт
импорт
баланс
экспорт
импорт
баланс
Всего: в том числе
68747
127657
-58910
77905
141940
-64034
Северная Америка
25605
37101
-11496
28698
38863
-10165
Европа
15782
27658
-11876
17937
30751
-12814
Тихоокеанский регион
17548
42482
-24934
19070
47450
-28380
Южная и центральная Америка
5131
8416
-3285
6234
10540
-4306
Страны ОПЕК
2013
8082
-6069
2538
10283
-7746
Африка
2455
3746
-2720
1578
4801
-3223
Другие страны
2076
5732
-3276
2855
6161
-3306
Весьма энергично американская администрация действует и в вопросе создания «охватывающих весь мир» зон свободной торговли с отдельными странами и региональными группировками. В 2004 г. Конгрессом одобрены два новых соглашения о свободной торговле (Австралия, Марокко), подписаны соглашения о свободной торговле с пятью странами Центральной Америки — КАФТА (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа), а также с присоединившейся позже к КАФТА Доминиканской Республикой, завершены переговоры по соглашению о свободной торговле с Бахрейном. Ведутся переговоры по заключению подобных соглашений с Панамой, Эквадором, Колумбией, Перу, Таиландом и пятью государствами Южно-Африканского таможенного союза (Ботсвана, Южная Африка, Лесото, Свазиленд и Намибия).
Продолжается работа по продлению и оптимизации различных преференциальных программ США, механизм действия которых позволяет эффективно открывать рынки стран-бенефициариев подобных программ для американского экспорта. Президент Буш подписал закон о продлении срока действия т.н. «Закона о содействии Африканскому развитию», предусматривающего предоставление торговых преференций для 37 государств Африки к югу от Сахары1.
Вступление в силу 1 января 1994 г. соглашения между США, Канадой и Мексикой о НАФТА (Североамериканской зоны свободной торговли) означало создание в Западном полушарии регионального интеграционного объединения мирового значения, способного стать важным фактором изменения соотношения позиций в глобальном контексте между основными полюсами экономической силы и политического влияния.
Создание Межамериканской зоны свободной торговли (МАЗСТ) является одним из важных элементов внешнеэкономической стратегии США.
Либеральные тенденции доминируют в США, но в то же время позиции сторонников жесткой защиты внутреннего рынка традиционно прочны. В условиях, когда США продолжают претендовать на лидерство в сфере международных связей, они вынуждены постоянно совершенствовать инструменты торговой политики для достижения главных целей — открытия новых рынков для американского экспорта и защиты национального рынка от «несправедливой» иностранной конкуренции.
Средний уровень таможенного обложения импорта в США составляет в адвалорном эквиваленте 5.7% против 6.9% в ЕС и 6.5% в Японии. Тем не менее таможенные органы США ежегодно собирают пошлины в размере 20 млрд. долл. Половина из них приходится на поступления от обложения импорта готовой одежды. Если средний уровень тарифа для продукции обрабатывающей промышленности составляет 3%, то для готовой одежды – 16.5%.3 В США сохраняются и другие островки протекционизма. Особенно экстремально высокие тарифы существуют для таких товарных групп, как продовольствие, текстиль, обувь, изделия из кожи, ювелирные и керамические изделия, стекло, грузовые автомобили и железнодорожные вагоны.
Импорт некоторых сельскохозяйственных товаров в США в пределах тарифных квот осуществляется по достаточно низким ставкам, а за их пределами – по значительно более высоким. Согласно информации Комитета по сельскому хозяйству ВТО, таможенные тарифы на импорт в США в пределах квот составляют (%): для сахара –2, молочных изделий – 11, мясопродуктов – 5. В то же время за пределами квот тарифы на импорт тех же товаров достигают 129, 70 и 26% соответственно.
Существенной проблемой, с которой сталкиваются иностранные компании, имеющие внешнеэкономические связи с США, являются технические барьеры для импорта. Для США характерно сравнительно ограниченное использование или даже полное непризнание международных стандартов. Всего в стране существует свыше 2.7 тыс. различных организаций, которые разрабатывают стандарты5. Некоторые из них, например, Американский институт чугуна и стали или Американский институт нефти, претендуют на то, что разрабатываемые ими стандарты для США должны приниматься их торговыми партнерами наравне с мировыми.
США нередко используют достаточно экзотические экологические требования для ограничения импорта. Так, эмбарго на импорт некоторых пород тунца из Мексики, Панамы, Колумбии и Венесуэлы вводилось на том основании, что при его вылове наносится ущерб дельфинам. Был запрещен импорт креветок из ряда стран, поскольку США предполагали, что их лов производится сетями, которые могут причинить увечья морским черепахам.
Закон «покупай американское», одобренный в 1933 г., является важнейшей государственной преференций в отношении правительственных закупок. Ряд его положений весьма дискриминационен для поставщиков товаров и услуг из других стран. Некоторым государственным учреждениям прямо запрещено закупать товары и услуги за границей. Федеральные ведомства могут приобретать необработанные товары только американского производства, а продукцию обрабатывающей промышленности – только при условии, что «национальное содержание» в ней превышает 50% по стоимости. Этот закон затрагивает государственные контракты общей стоимостью до 35 млрд. долл. в 2005 г.2
Для ограничения импорта широко применяется налоговое законодательство. В частности, США налагают ряд налогов на продажи автомобилей, которые существенно удорожают стоимость импортируемых автомобилей. Взимается также налог с автомобилей, не отвечающих стандартам экономичности, установленным Агентством по охране окружающей среды США. На европейские автомобильные фирмы приходится почти 70% платежей налога на роскошь и 85% налога на неэкономичные автомобили. Кроме того, США взимают налог в размере 50% на ремонт американских судов вне территории США, а также на импортное оборудование для американских судов.
В ряде штатов действуют программы стимулирования иностранных инвестиций с помощью налоговых льгот. Автомобильная отрасль одна из немногих в США, где иностранным компаниям были созданы значительные стимулы под флагом создания новых рабочих мест. Так, компании Mercedesбыли предоставлены налоговые льготы в размере 300 млн. долл. и прямые субсидии на сумму 253 млн. долл.3 Кроме того, администрация следит за сохранением на определенном уровне доли американской добавленной стоимости в продукции этой отрасли. Президент США может регулировать иностранные инвестиции в определенных пределах и при определенных обстоятельствах, включающих интересы национальной безопасности.
Американские законы ограничивают доступ иностранного капитала в ряд «чувствительных» отраслей хозяйства. Иностранная собственность и контроль над атомными электростанциями запрещены. Переводимые за границу проценты, дивиденды облагаются «удерживаемым налогом» в размере 30%, если иное не оговорено в двусторонних соглашениях об устранении двойного налогообложения.
Размер льгот для американских экспортеров, среди которых Boeing, Microsoft, Motorola, Procter& Gamble, Marsи Nikeоценивается в 2.5-5 млрд. долл. ежегодно. В соответствии с решением ВТО европейцы получили право ввести пошлины в размере до 100% на обширный список товаров стоимостью порядка 4 млрд. долл4.
С 1980 г. в составе министерства торговли действует международная торговая администрация по вопросам координирования торговой политики и разработке мероприятий по защите американской промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг от «несправедливой конкуренции», на цели которой ежегодно выделяется до 345 млн. долл.
Для защиты наукоемких отраслей федеральное правительство принимает на себя значительную часть расходов на НИОКР, на эти цели ассигновано 112 млрд. долл. в 2003. г.5
США активно разрабатывают новые торгово-политические инструменты для защиты достижений науки и культуры. Для США это особенно важно, поскольку почти 50% всего американского экспорта так или иначе зависят от формы защиты интеллектуальной собственности. Подавляющая часть мирового рынка кино- и телефильмов, а также видео- и аудиозаписей приходится на продукцию США. Так, шесть фирм американского кино практически поделили мировой кинорынок. В то же время сами американцы пускают к себе лишь около 2% чужих картин.
Отрасли по производству и сбыту информационных технологий (ИТ) – это самый крупный сектор американской экономики (5% ВВП). За счет внедрения ИТ обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны за последние годы. Стремительно развивается электронная торговля. Американцы поддерживают идею разработки единого международного кодекса для оказания содействия развитию электронной торговли и выступают за «беспошлинное киберпространство», чтобы не создавать новые барьеры в глобальном рынке электронной торговли.
Промышленность США стала мировым лидером по производству ряда видов стальной продукции. Общая сумма государственных гарантий по кредитам компаниям черной металлургии, предоставленных в рамках Закона о чрезвычайной программе гарантирования займов для сталелитейной и нефтегазовой промышленности, составляет 1 млрд. долл. В 18 штатах действуют многочисленные программы поддержки предприятий черной металлургии. Многие предприятия получили «подъемные» на развертывание производства, суммы колеблются от 120 до 250 млн. долл.6
Импорт рекламных услуг превышает 1 млрд. долл. в год.2 Регулирование рекламного бизнеса в США имеет также замаскированную цель ограничить спрос на некоторые товары импортного производства. Комиссия осуществляет надзор, целью которого является не допустить незаконное использование марки «сделано в США», также таможенная служба контролирует правильность использования других марок и требует, чтобы все товары иностранного происхождения были маркированы с указанием страны производства.
2.2 Торговая политика ЕС
На ЕС сегодня приходится 20% мирового экспорта и импорта. Свободная торговля между странами-членами лежала в основе зарождения ЕС почти 50 лет назад и вызвала рост благосостояния всех его государств. Поэтому Союз возглавляет движение по либерализации мировой торговли в интересах как богатых, так и бедных стран.
Общая торговая политика ЕС работает на двух уровнях. Во-первых, в рамках Всемирной торговой организации (ВТО) Европейский Союз активно участвует в установлении правил многосторонней системы мировой торговли. Во-вторых, ЕС заключает двусторонние торговые соглашения со странами или региональными группами стран.
ЕС предусматривает отказ от импортных и экспортных таможенных пошлин и любых сборов между странами-членами, а также введение единого таможенного тарифа в отношениях с третьими странами. Автономные ставки пошлин, являющиеся максимальными и применяются в отношении тех стран, с которыми не существует на договорной основе режим РНБ или преференциальный, составляют от 4 до 25%, хотя обложение автотранспортных средств достигает 29%, сахара-80%, табачных изделий – 180%.3 Конвенционные ставки применяются к государствам-членам ВТО, а также к тем, с которыми заключили соглашение о предоставлении РНБ. Среднеарифметический уровень этих ставок на продовольственную и сельскохозяйственную продукцию составляет 10.3%. Для остальных товаров средний уровень ставки составляет 4.2%.4
В 1971 г. ЕС стал первым, кто осуществил Общую систему преференций на практике. Система преференций ЕС распространяется на большинство промышленных товаров, а также на ряд сельскохозяйственных товаров, прошедших определенную степень переработки. Товары, в отношении которых применяется ОСП, разделяются на четыре группы, в зависимости от чувствительности их импорта для рынка ЕС и степени влияния на соответствующий сектор экономики. В зависимости от принадлежности товара к одной из этих групп, определяются и тарифные преференции: 15% — для очень чувствительных товаров, (оплате подлежит 85% ставки пошлины РНБ), 30% — для чувствительных товаров (70% ставки РНБ), 65% — для получувствительных товаров (35% ставки РНБ), с нечувствительных товаров пошлина не взимается5.
ОСП ЕС распространяется на все развивающиеся страны и некоторые страны на стадии перехода к рыночной экономике.
Прочное место в арсенале средств защиты занимает государственное субсидирование и стимулирование экспорта. В частности, в ряде ЕС государство издавна оказывает помощь судостроительной промышленности. Допускается дискриминация поставщиков для госзакупок в области водоснабжения, транспорта, энергетики и телекоммуникационных услуг, в продукции которых компонентов, произведенных в ЕС, менее 50%. Но формально закрытым остался только рынок госзакупок телекоммуникационного оборудования. Тем не менее, в ряде государств сохраняется очевидное предпочтение своих фирм, или, в крайнем случае, фирм из других стран ЕС.1
В Евросоюзе поддержка сельского хозяйства получила приоритетное внимание, на эти цели направляется основная часть его бюджета (порядка 300 млрд. долл. в год2). Крупнейшим получателем субсидий является Франция, выступающая серьезным конкурентом Латинской Америки на мировом аграрном рынке.
Недостаточная гармонизация национальных законодательств позволяет отдельным странам ЕС весьма эффективно защищать свои рынки от иностранных, особенно американских конкурентов. Так, американские фармацевтические компании, как и компании из других третьих стран, испытывают трудности на рынке ЕС из-за контроля национальных правительств над ценами, объемом продаж и условиями доступа на рынок. В результате стоимость одних и тех же лекарств различается по странам. Как следствие, торговые посредники наживаются, нанося ущерб фармацевтическим компаниям, у которых сокращается возможность возмещать расходы на НИОКР.
Весьма действенны и широко распространены в странах ЕС протекционистские меры, опирающиеся на стандарты, процедуры тестирования и сертификации, требования к маркировке и упаковке продукции, а также к этикеткам и ярлыкам. Часто эти меры особенно эффективны в отношении продукции высокотехнологичных отраслей – электроники, телекоммуникационного оборудования, биотехнологии.
В ЕС приняты директивы об обязательной пригодности электрических и электронных приборов к утилизации, о запрете применения в них некоторых материалов (свинца, кадмия и т.д.). Ряд стран (Финляндия, Швеция) уже ввели запреты на ввоз холодильников, содержащих вещества, разрушающие озоновый слой, что коснулось экспортеров из США.
В 1989 г. ЕС принял директиву, согласно которой большая часть телевизионного времени резервировалась за европейскими программами. Во Франции, например, на европейские программы должно приходиться не менее 60% общего времени трансляции, а на французские – не менее 40%.
В отдельных странах ЕС наблюдаются случаи ущемления прав компаний из третьих стран на рынке телекоммуникационных услуг, несмотря на соглашение в рамках ВТО об открытости национальных режимов для операторов из третьих стран. Так, FranceTelecomотказывается подписывать соглашения с новыми операторами, не имеющих лицензии, в то же время для получения лицензии нужна содержащаяся в этих соглашениях информация. В Германии стоимость получения лицензии в несколько раз выше, чем в любой другой стране.
Торговые отношения ЕС с третьими странами довольно противоречивы и нередко порождают споры и взаимные обвинения в протекционизме. Так в ответ на одностороннее решение США увеличить тарифы на импорт стали до 30% Еврокомиссия в марте 2002 г. установила пошлины в размере от 15 до 26% на ввоз 15 видов стали для защиты рынка от наплыва импорта китайской и южнокорейской стали.
Тем не менее, время ожесточенных торговых войн проходит и самыми распространенными способами урегулирования споров становятся двусторонние переговоры и выработка соглашений в рамках ВТО. Случаи открытого принятия ответных мер пртекционисткого характера встречаются все реже. 2.3 Торговая политика Японии
В настоящее время Япония является членом таких торговых блоков как АТЭС и ВАЭГ (англ. OPECи EAEC), также организаций ВТО, МВФ и т.д. Объем экспорта составляет 538.8 млрд. долл., импорта – 401.8 млрд. долл., или 7% и 5.5% мирового объема экспорта и импорта,1 кроме того, Японии принадлежит лидерство на основных мировых рынках продукции микроэлектроники.
Таблица 2.3
Внешнеторговый оборот Японии2 (млрд. долл.)
1990
1995
2000
2004
Торговый баланс
100.53
123.45
125.63
137
Экспорт
406.88
402.6
495.26
538.8
Импорт
306.35
279.15
369.62
401.8
В отличие от США и ЕС, Япония имеет положительный торговый баланс, что обеспечивает реальный прирост ВВП, обеспеченного внешним спросом.
Основной целью государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу является обеспечение благоприятных внешних условий для экономического развития страны. Среди конкретных задач, решаемых с использованием государственных механизмов регулирования, можно отметить создание эффективной юридической основы и организационной структуры для внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм, поддержание приемлемого состояния торгового и платежного балансов страны и относительно стабильного курса национальной валюты, предотвращение нежелательных помех нормальному осуществлению внешнеэкономических операции, своевременное улаживание торговых конфликтов с основными партнерами за рубежом, предоставление необходимых гарантий участникам внешнеэкономических связей.
До середины 60 –х годов торговый режим Японии носил относительно закрытый характер, несмотря на то, что в 1952 г. страна стала полноправным членом ГАТТ. В период 1960-1965 гг. была проведена некоторая либерализация внешней торговли и с 1972 г. Япония перешла в режим открытой экономики. В соответствии с решением Токийского раунда многосторонних переговоров (1973-1979 гг.) Япония обязалась отменить все виды лицензирования импорта и приняла программу снижения пошлин на 19 тыс. товаров в среднем на 26.3%. в результате последующих международных переговоров Япония с 1985 по апрель 2001 г. более десяти раз снижала уровень импортных пошлин. В 2000-2005 г. сбор таможенных пошлин составлял 2.5% от стоимости импорта – немного выше, чем в США (2.1%) и Евросоюзе (2.2%). Доход от таможенного обложения ровняется 1.6-1.7% общей суммы налоговых поступлений в центральный бюджет и фискального значения не имеет1.
Таблица 2.4
Товарный состав внешней торговли Японии, %2
Как показывает товарная структура внешней торговли, в экспорте преобладает продукция готовых промышленных изделий, в первую очередь продукции машиностроения, которая и в импорте занимает более трети.
В тарифной классификации Японии 7222 товарные позиции. Из них 2592 (35.9%) ввозятся беспошлинно, остальные облагаются по ставкам так называемых общих тарифов. Есть список временных ставок, которые вводятся на короткий срок. Есть список товаров, по которым ставки подлежат снижению в порядке двусторонних переговоров. Есть список сезонных ставок на товары конкурирующего импорта (6 позиций, в том числе бананы, апельсины, грейпфруты и виноград). Есть список тарифных преференций – сниженных ставок (от нуля до 80% общих тарифов), по которым облагается импорт из наиболее бедных развивающихся стран.
Таблица 2.5
Структура внешней торговли Японии по регионам в 2004 г. (млрд. долл.)1
Торговый баланс
10.186 (3.1%)
ЕС
2.681 (23%)
США
6.587 (-13.7%)
Китай
-2.096 (-23.7%)
Азия
5.592 (37%)
Импорт в Японии всегда был предметом пристального внимания правительственных органов и объектом довольно жесткого государственного регулирования. Сохранение импортного контроля во многом объяснялось не только практически полной зависимостью экономики страны от ввоза сырья и материалов, но и стремлением направлять структурные преобразования в промышленности в нужное русло. Нынешний уровень развития японской экономики позволяет стране проводить курс на практически полную либерализацию внешней торговли. Естественно, что традиционные способы защиты внутреннего рынка (таможенные пошлины, количественные ограничения и квоты) в этих условиях отходят на второй план, а на авансцену выходят другие инструменты международной конкуренции — нетарифные барьеры.
Расследования иностранного демпинга на японском рынке достаточно редки. Но, тем не менее, имела место «текстильная война» с США с 1956 г., когда японские экспортеры выбросили на американский рынок партию женских блузок по доллару за штуку. Это привело к тому, что ежегодно Япония принимала «добровольные ограничения» текстильного экспорта.
В 1998 г. был пересмотрен закон 1980 г. о валютных и внешнеторговых операциях. Отменен институт уполномоченных банков (валютными операциями может заниматься любое физическое или юридическое лицо), и всем резидентам разрешается держать счета в любой валюте в иностранных банках. На практике же иностранные инвестиции не допускаются в атомную энергетику и разработку ядерных технологий, аэрокосмическую и военную промышленность, сельское, рыбное и лесное хозяйство, в горнодобывающую и кожевенную промышленность, переработку нефти.
Кроме того, имеются барьеры для доступа иностранных товаров и предпринимателей в формальных и неформальных институтах, снижающих уровень конкуренции. Из большого списка главными были выбраны: система сбыта (Закон о крупных предприятиях розничной торговли блокирует доступ на японский рынок); «кэйрэцу» — корпоративные группировки компаний на участии в акционерном капитале, которые были разновидностью холдинговых групп и которые не допускают иностранные предприятия к внутригрупповым сделкам; долгосрочные торговые связи между поставщиками и покупателями, мешающие проникновению на рынок иностранных компаний.
Экспортные операции в Японии регламентируются Законом о контроле над валютным обменом и внешней торговлей 1980г., являющимся базовым в регулировании всех видов внешнеэкономической деятельности.
Либерализация экспорта в Японии является довольно широкой — разрешения на экспорт необходимы в очень редких случаях, в основном вывоз товаров осуществляется практически свободно. Более регламентированной является финансовая процедура сделки. Минфин Японии установил определенный порядок оформления расчетов по экспорту, в соответствии с которым экспортер обязан получить банковское разрешение. Оно выдается на основании представляемой экспортером декларации и документов, указывающих на выбранный способ платежа (в ряде вышеперечисленных случаев требуется экспортная лицензия).
Контроль качества экспортной продукции осуществляется государственными или частными инспекциями (всего 37)1. В ходе инспекционного осмотра контролируются 3 основных параметра: качество товара, упаковки, сырья и материалов, из которых произведен экспортируемый товар.
Товары, экспорт которых подлежит стимулированию, вывозятся с использованием экспортных кредитов, ставки по которым существенно ниже рыночных (разница достигает 4-х процентных пунктов). Определенной льготой для экспорта служит система страхования, в рамках которой частные банки и правительство Японии гарантируют покрытие 67-90% возможных потерь экспортера, в случае тех или иных обстоятельств, оговоренных в законе. В настоящее время в Японии действуют 6 видов государственного экспортного страхования. Правительство в лице специальных органов берет на себя форс-мажорные (до 95% общей суммы убытков) и кредитные (60-80%) риски, которые могут возникнуть в связи с невозможностью выполнения обязательств покупателем перед японским экспортером.
Япония присоединилась к ОСП в 1971 г. Развивающиеся страны являются важнейшими торговыми партнерами Японии, поэтому предоставление преференциального режима при импорте продукции из этих стран является своего рода торгово-политической уступкой за право достаточно свободного доступа к сырьевым ресурсам этих стран. ОСП действует в основном в отношении переработанной, включая полуфабрикаты, и готовой продукции (особенно продовольственной).
3.
Перспективы, тенденции и стратегии торговой политики
3.1. Экономика Японии на современном этапе
На сегодняшний день Япония вместе с США и ЕС составляет «тройку» важнейших экономических центров мира. Япония продолжает удерживать лидирующие позиции по ряду важнейших показателей. Она является вторым после США пайщиком МВФ. На нее приходится 12% мирового промышленного производства. Страна занимает первое место в мире по производству станков, судов, бытовой электроники и электронных компонентов, роботов. По объему выпуска автомобилей, химической продукции, а также по тоннажу торгового морфлота она стоит на втором, а по выплавке стали и улову рыбы — на третьем месте, занимает одно из ведущих мест в мировой торговле и инвестициях.
Достижения японской экономики во многом были обеспечены за счет эффективного функционирования на протяжении послевоенных десятилетий «японской модели капитализма». Нопоследние два десятилетия среднегодовые темпы роста ВНП Японии заметно снижались и в 90-е годы оказались намного ниже, чем в других развитых капиталистических странах.
Однако депрессивное состояние японской экономики не оказывало существенного влияния на мировую конъюнктуру, поскольку эта страна относительно закрыта. Степень зависимости от экспорта (отношение экспорта к ВВП) здесь относительно низкая — 10,2% (Канада — 35,8%, Германия — 25%). Степень зависимости от импорта (отношение импорта к ВВП) — 7,4% (США — 11,1%, Канада — 33,6%, Англия — 22,5%). Программа реформ по развитию перспективных отраслей была направлена прежде всего на ограничение роли государственного аппарата в экономике, а также форсирование НИОКР, улучшение финансирования, развитие структуры телекоммуникаций.
Это свидетельствовало о стремлении страны форсированно перейти от постиндустриальной к информационной экономике уровня США. Расходы на науку в 1996 г. составили 3% ВНП, что являлось самым высоким показателем среди развитых стран. Происходило внедрение технологий, удешевляющих процесс производства, а также концентрация деятельности на передовых наукоемких товарах. Для повышения эффективности производства продолжался процесс структурной перестройки компаний и объединения родственных видов производств. В целях структурной перестройки было осуществлено снижение импортных пошлин, что стимулировало приток потребительских товаров азиатских производителей и перенос части материалоемких производств за границу. Японская высокотехнологичная промышленность начала активно размещаться в Азии, США и Европе.
Одновременно продолжалось реформирование налоговой системы с целью повышения конкурентоспособности национальных производителей в отраслях, способствовавших становлению информационной экономики. В 2003 г. было произведено снижение налогов на 1,2 трлн иен с расчетом увеличения инвестиций компаний ни научные исследования, а также для увеличения степени использования информационных технологий (ИТ).
В 2000 г. для «самодостаточного экономического восстановления» был принят пакет мер по стимулированию экономики «Новая политика развития для возрождения Японии», который предполагал решение четырех проблем:
(1) развитие ИТ. Цель — создание «общества ИТ в японском стиле» (Jарапеsе-s1у1е IТ sосiеtу). Эта стратегия включает создание региональной информационной сети из 100 тыс. персональных компьютеров, установленных в офисах местных органов самоуправления, школах и торговых заведениях (всего 10 тыс. сайтов); проведение общенациональной кампании по продвижению в общество ИТ, в том числе программы по обучению 7 млн. человек пользованию ПК; создание полномасштабного электронного правительства в котором административные процедуры должны осуществляться через Интернет. С 2002 г. внедрялись «Сетевые собрания акционеров», которые проводились в он-лайновом режиме вплоть до голосования;
(2) охрана окружающей среды;
(3) старение населения и улучшение в связи с этим городской инфраструктуры. Задача — сократить сроки реализации «Золотого Плана 21», который ставил задачей превращение общественных учреждений и железнодорожных станций в места, обеспечивающие возможность передвижения для пожилых людей и инвалидов, а также создание базовых заведений для ухода за престарелыми.
В ряде секторов производства бытовой электроники и компьютерных игр были подготовлены условия для выхода товаров, рассчитанных на ажиотажный спрос. Так, в марте 2000 г. фирма «Сони Компьютер Интетейнмент» выпустила на рынок новую компьютерную игру «Плей Стейшн-2». Только за первые три дня ее продаж было реализовано 720 тыс. шт., а объем заказов превысил 980 тыс. шт. Реализация игровых приставок принесла «Сони» до 40% от общей суммы прибыли. На рынке фотоаппаратов, аудио- и видеотехники все большее распространение находят цифровые носители информации (МОЕ, ОУО и пр.). На долю 19 ведущих японских изготовителей цифровых видеокамер приходится 80% всего мирового рынка данной продукции.
Стратегическое наращивание экспорта практически во все регионы мира долгое время обеспечивало финансовую базу экономического роста. Импорт же для нее являлся средством получения сырьевых, энергетических и продовольственных ресурсов, а также промышленной продукции, удовлетворяющей спросу и параметрам конкурентоспособности собственной экономики.
Основными торговыми партнерами Японии являются США КНР, Тайвань, Южная Корея. В товарной структуре экспорта существенные изменения произошли в основном по группам товаров, связанных с ИТ. Наиболее крупные по стоимости статьи экспорта: автомобили, электроника, оргтехника (компьютеры и т.д.), автозапчасти, научно-оптические приборы. В основе высокого экспортного рейтинга этих товаров лежит высокая доля добавленной стоимости.
Одной из основных целей структурной политики Японии на современном этапе является повышение конкурентоспособности национальной промышленности. В связи с этим, правительство намерено решить следующие проблемы.
1. Моральное старение основных фондов из-за недостатка финансирования. Одной из основных причин сокращения инвестиций в оборудование является наличие большого количества долгов, что вынуждает компании тратить часть своей прибыли на их погашение. Средний возраст оборудования с 1992 по 2002 гг. вырос на 2,6 года, достигнув 12 лет. Для преодоления данной тенденции и для коренного качественного изменения промышленности за счет внедрения информационных технологий, а также увеличения степени использования принципиально новых технологий в 2003 г. была проведена реформа налоговой системы. Результатом введения специальной системы налоговых ставок для стимулирования инвестиций в информационные технологии стал их рост на 3,3% в 2003 финансовом году по сравнению с 2002 финансовым годом.
2. Для повышения качества людских ресурсов Министерством экономики, торговли и промышленности, Министерством здравоохранения, труда и социального обеспечения, Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий и Канцелярией премьер-министра в 2003 г. начала осуществляться специальная программа по консультированию и обучению.
3. Недостаточный перелив капитала из традиционных отраслей обрабатывающего комплекса Японии в высокотехнологичные сферы.
4. Особое значение правительство придает созданию во взаимодействии с органами местного самоуправления «специальных зон дерегулирования». Их цель — стимулировать скрытый спрос. В 2003 г. в них было разрешено осуществить следующие меры: корпорациям или неправительственным организациям управлять школами; корпорациям управлять больницами; пациентам получать медуслуги не только в медицинских учреждениях, подпадающих под общественное страхование, но и в учреждениях, не обеспеченных страхованием; компаниям розничной торговли наряду с аптеками продавать лекарства, не требующие рецептов; корпорациям приобретать сельскохозяйственную собственность. На начало 2004 г. в Японии было создано 236 «специальных зон дерегулирования».
продолжение
–PAGE_BREAK–