Торговля женщинами: нарушение прав человека или добровольное рабство?

Левченко Екатерина Алексеевна — кандидат философскихнаук (Киев).
Причиныраспространения сексуальной эксплуатации женщин как на Украине, так и за еепределами нуждаются в изучении прежде всего с практической целью — формированияэффективных механизмов предупреждения торговли женщинами на национальном иинтернациональном уровнях.  
Исследуямасштабы распространения этого феномена на Украине и в других странах бывшегоСоветского Союза, можно полагаться только на неофициальные источники,экспертные оценки, данные зарубежных неправительственных организаций, которыеработают в вышеуказанной сфере. Например, в Израиле более половины проституток- гражданки стран СНГ; из Турции еженедельно депортируют около 10 украинскихженщин, в Голландии работают не менее 3 тыс. проституток из бывшего СССР; пооценкам югославских экспертов, только в Сербии в барах принудительно работаютоколо 1 тыс. украинских женщин; значительно больше их в крупных городах России»- Москве и Санкт-Петербурге.
Торговля женщинами: уровень дефиниций  
24-26апреля 1997 года по инициативе Нидерландского руководства в Гааге состоялась европейскаяминистерская конференция, которая проходила под руководством ЕвропейскогоСодружества. Там была принята Гаагская министерская декларация европейскихрекомендаций по эффективным мерам по предотвращению и борьбе с торговлейженщинами с целью их сексуальной эксплуатации.  
Этадекларация определяет торговлю женщинами как «любые действия, направленные налегальный или нелегальный ввоз, провоз, пребывание или вывоз с территориистраны женщин с целью их прибыльной сексуальной эксплуатации, с использованиемпринуждения, в частности насилия, угроз или обмана, злоупотребления служебнымположением или иного давления, вследствие которого лицо не имеет никакогореального и удовлетворительного выбора как только покориться противоправнымдействиям» [1, с. 26].  
Иноеопределение торговли людьми дано в статье 124-1 Уголовного кодекса Украины:«Открытое или тайное овладение человеком, связанное с законным или незаконнымперемещением с согласия или без согласия лица через государственную границуУкраины или без такового для дальнейшей продажи или иной оплатной передачи сцелью сексуальной эксплуатации, использование в порнобизнесе, втягивание впреступную деятельность, вовлечение в долговую кабалу, усыновление вкоммерческих целях, использование в вооруженных конфликтах, эксплуатация еетруда» [2, с. 8].  
Каквидим, определение, которое дается в украинском законодательстве, шире, чемопределение в Гаагской декларации. Главное его отличие в том, что феноменторговли женщинами рассматривается в контексте торговли людьми вообще. Это, содной стороны, расширяет понятие, давая возможность исследовать более широкийспектр явления, а с другой стороны, затрудняет выявление его особенностей.Например, признаки такого преступления, как торговля женщинами с цельюсексуальной эксплуатации, его мотивация и составные части отличаются отторговли детьми с целью усыновления. Поэтому необходимо провести исследования сцелью уточнить это определение, выявить его главные характеристики и признаки.  
Голландскиеправозащитники из неправительственной организации «Фундация против торговлиженщинами» считают, что о торговле женщинами речь идет тогда, когда некто путемиспользования насилия, обмана или злоупотребления своим служебным положениемпринуждает женщину заниматься проституцией. При этом не имеет значения,занималась ли она этим ранее. Основа такого преступления — нарушение свободыженщины.  
Признакомторговли женщинами можно считать такие ситуации, когда:  
— женщина не знала о том, что она будет заниматься проституцией или была обманутаотносительно обстоятельств, в которых ей придется работать;  
— женщина не свободна принять личное решение о том, хочет ли она вообщезаниматься проституцией;  
— женщину принуждают отдавать заработанные ею деньги иным лицам;  
— женщина обременена долгами, с которыми она на первых порах должна расплатиться,прежде чем сама сможет распоряжаться своими собственными доходами и свободнорешать, может ли она прекратить эту деятельность раньше, чем получит обратносвой паспорт;  
— женщину постоянно держат под контролем другие лица;  
— женщину ущемляют в свободном передвижении или в возможностях общения с другимилюдьми;  
— женщина не свободна отказать некоторым клиентам или протестовать противотдельных видов сексуального контакта [2, с. б].  
Торговляженщинами — это не только форма проявления насилия, но и нарушениефундаментальных прав человека. И рассматривать этот феномен и формы борьбы сним необходимо именно в таком контексте.  
 Международныедокументы и соглашения против торговли женщинами  
Впоследние десятилетия был принят целый ряд международных соглашений, конвенций,договоров, направленных на предотвращение торговли женщинами. Наиболее важныеиз них Конвенция 1949 года против торговли людьми. Конвенция ООН «О ликвидациивсех форм дискриминации в отношении женщин» (1979 г.), Итоговые материалы IVВсемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 г.), Гаагскаяминистерская декларация (1997 г.).  
Конвенция1949 года была направлена на борьбу с торговлей людьми и проституцией. ВКонвенции внимание акцентировалось на запрещении сексуальной эксплуатации,использовании женщины в проституции и сексуальной индустрии. Она требовала отгосударств, подписавших Конвенцию, считать преступниками сводников, особ,которые используют проституцию с целью наживы, держателей публичных домов, атакже их соучастников. Конвенция содержала требования о введении специфическогомедицинского и законодательного обеспечения, а также выдвигала условия передгосударствами-участниками пересмотреть национальное законодательство с цельювнедрения основ международной кооперации в решении проблемы торговли людьми.Она сыграла позитивную роль, однако со временем устарела. Главное, чего ей нехватало, это внимания к жертвам торговли людьми: права женщины-жертвысексуального бизнеса были прописаны несовершенно.  
18декабря 1979 года ООН одобрила Конвенцию «О ликвидации всех форм дискриминациив отношении женщин», ставшую по сути международным документом прав женщин.Статья 6 Конвенции провозглашает, что государства-участники принимают всесоответствующие меры, включая законодательные, которые касаются прекращениявсех видов торговли женщинами и использования женщин в проституции.  
Каквидно из этой статьи, вопрос о наказании женщин за проституцию вообще неставится. В общих рекомендациях к Конвенции обращается внимание на тот факт,что появились новые формы сексуальной эксплуатации: секс-туризм, вербовкарабочей силы из стран третьего мира для использования в домашнем хозяйствеграждан развитых стран, а также фиктивные браки женщин стран третьего мира синостранцами и «невесты по переписке».  
Конкретныешаги на пути формирования действующих механизмов предлагаютсястранам-участницам Пекинской конференции, например:  
— рассмотрение вопроса о ратификации и обеспечении применения международныхконвенций, касающихся торговли людьми и рабства;  
— сотрудничество и согласованные действия всех соответствующих правоохранительныхорганов;  
— выделение ресурсов на цели разработки всеобъемлющих программ, рассчитанных наоказание терапевтической помощи и возвращение в общество лиц, ставших жертвамиторговли;  
— налаживание сотрудничества с неправительственными организациями в целяхоказания медицинских и социальных услуг жертвам;  
— рассмотрение вопроса о принятии законодательства, нацеленного на предотвращениесекс-туризма и торговли женщинами [3, с. 66, 67].  
ИдеологияПекинской конференции была положена в основу разработки мер по предотвращениюторговли женщинами на уровне европейских государств.  
В1997 году была проведена Гаагская министерская конференция, на которой былапринята декларация. На европейском уровне и ранее имели место инициативы вобласти торговли людьми, в том числе принятие Европейским парламентом в январе1996 года решения по этой проблеме, а также Предложения о действиях, которыедолжны быть предприняты государствами-членами Содружества, разработанные врамках Совета Европы. Цель Гаагской министерской декларации — поддержкадальнейших действий по предупреждению торговли людьми, а также оказаниенеобходимой помощи жертвам торговли.  
Вдекларации предлагается целый ряд мер — на уровне Европы, ЕвропейскогоСодружества, стран-кандидатов в члены Содружества, которые могут бытьпредприняты на основе двусторонних соглашений между государствами и внутриодного государства. Особое внимание уделяется помощи жертвам торговли.Постоянно акцентируется внимание на том, что только в рамках интегрированногоподхода на всех уровнях можно эффективно предупреждать и бороться с торговлейженщинами.  
Реальныемеры против распространения торговли женщинами предложены неправительственнойорганизацией — Всемирным альянсом против торговли женщинами (Таиланд). Всотрудничестве с международной юридической группой были разработаны Стандартыпо оказанию гуманитарной помощи лицам, ставшим объектами торговли. В этомдокументе ставятся акценты на том, что жертвы торговли женщинами ипринудительной проституции не являются преступницами. А это значит, что они немогут подлежать судебному и иным формам преследования со стороны государства игосударственных органов. Каждое государство и общественность должны встать наих защиту. Законодательно необходимо закрепить гуманное обращение с ними. Аправительства должны гарантировать им безопасное возвращение на родину илиправо на легальное убежище в той стране, куда их вывезли.  
Документпо сути предлагает всем странам гарантировать:
свободужертвам от преследований;
конфиденциальнуюмедицинскую и психологическую помощь;
квалифицированныйперевод при рассмотрении дела в полиции;
бесплатнуюправовую помощь;
чтобыпрошлое жертвы не использовалось против нее, ее семьи или друзей;
конфиденциальноетестирование на СПИД только по согласию особы согласно с положениями Всемирнойорганизации здравоохранения.  
Вмеждународных документах страны подразделяются на три типа:  
 
страны-поставщицыженщин на мировые рынки сексуального бизнеса;
страны,через которые осуществляется транспортация (транзит) женщин;
страныназначения, куда вывозятся женщины.  
Вмеждународной системе страны СНГ идентифицированы как страны-поставщицы женщинна мировые рынки интимного бизнеса. Граждане этих стран сейчас составляютзначительную часть живого «товара» на открытых и тайных рынках Европы и Азии.За границей всех женщин независимо от современного гражданства обычно называют«русскими» по общему языку общения. В Турции же всех называют «Наташами». Этократкий синоним «проститутки из бывшего Советского Союза».  
 Причины возникновения и распространения торговлиженщинами в странах СНГ 
Понашему мнению, причины распространения торговли женщинами на постсоветскомпространстве одинаковые. Поэтому результаты анализа этого явления на примереУкраины вполне возможно экстраполировать на страны СНГ в целом.  
Причиныраспространения торговли женщинами на Украине — это внутренние и внешние факторы.К внутренним факторам надо отнести в первую очередь тяжелое экономическоеположение женщин. Даже по государственным статистическим данным, около 80%официально зарегистрированных безработных — это женщины.  
Низкийуровень жизни и высокий уровень безработицы среди женщин толкают их на поискработы за пределами государства. По данным социологического исследованияМеждународной организации миграции в рамках программы «Предотвращениеконтрабанды женщин из Украины: украинская информационная кампания» (1998 г.),80% опрошенных женщин высказали желание работать за границей [4, с. II]. А вситуации с рабочими-мигрантами в европейских и иных развитых странах наиболеедоступна для украинских гражданок — сфера сексуальной индустрии в ее легальноми нелегальном вариантах.  
Квнутренним факторам относятся также правовые: прежде всего отсутствиерегламентации сексуального бизнеса на Украине и незащищенность потерпевших.  
Важные,но мало исследованные психологические факторы: по принципу «уже хуже не будет»женщины соглашаются на различные авантюрные предложения, даже не думая об ихпоследствиях.  
Внешниефакторы также играют не последнюю роль, а именно:  
— открытие границ и падение железного занавеса;  
— упрощение возможности для украинских граждан путешествовать по миру в поискахкак развлечений, так и труда;  
— интернационализация теневой экономики, образование международных криминальныхгрупп, коррумпированность работников государственных органов;  
— лояльность законодательства к занятиям проституцией во многих странах мира.Указанные факторы предоставляют широкое поле деятельности сводникам и сутенерамдля вербовки молодых женщин. Говоря о причинах распространения этого. явления,нельзя игнорировать моральную сторону проблемы, но не следует перекладывать винуцеликом на плечи женщин. Проблема торговли женщинами очень тесно связана спроституцией и использованием женщин в коммерческом сексе внутри страны, но этоне одна и та же проблема. В большинстве международных документов разводятсяпроституция и принудительная проституция, добровольное занятие проституцией иэксплуатация проституции третьими лицами. Однако такой подход отсутствует встранах СНГ.  
 Как женщины попадают в нелегальный секс-бизнес 
Анализисторий девушек-жертв торговли людьми, которые обратились в Международныйженский правозащитный центр «Страда» — Украина, свидетельствует, что ситуация,в которую они попали за границей, была в большинстве случаев неожиданной дляних, что о своем реальном положении за границей они получили представление ужепосле пересечения границы Украины.  
Способывербовки женщин разнообразны и в то же время традиционны для этой сферы. Преждевсего это объявления о трудоустройстве за границей. Они печатаются во всехгазетах, которые предлагают работу для граждан Украины. При проведенииконтент-анализа (осень-зима 1997-1998 гг.) газет «Работа для вас», «Авизо»,«Предлагаем работу», «РИО» (Киев), «Городская газета» (Харьков) было выявлено,что в каждом номере печатается в среднем от 5 до 20 «скользких» объявлений сприглашениями для молодых и симпатичных женщин. Есть нейтральные объявлениятипа «Работа в Чехии», «Работа для украинских граждан в Германии», «Работа вГолландии» и т. п., а есть объявления, содержащие ограничения по полу, возрастуи даже внешности. Вот наиболее типичные примеры, которые дают информацию дляразмышления: «Высокооплачиваемая работа в ночном клубе по контракту для молодыхсимпатичных девушек. Проживание, апартаменты, полный пансион. Наличиезагранпаспорта. Оплата от 2000 нем. марок». И далее адрес места, где проходитсобеседование с кандидатками. Или такое объявление: «Приглашается танцевальныйколлектив для работы за границей». И телефон. И еще несколько подобныхобъявлений в одной и той же газете.  
Приэтом выявился такой факт: газеты печатают около 80% объявлений с предложениямиработы для мужчин (прежде всего в границах страны, но и за границей, вособенности в Чехии). Даже там, где речь идет о гендерно индифферентной работе,преимущество отдается мужчинам. И только около 20% объявлений — для женщин;среди них больше половины — швеи, потом домашние работницы, секретарши.  
Неудивительно, что женщины пытаются искать свое «трудовое счастье» за границей всфере сексуального бизнеса.,  
Тефирмы, которые занимаются трудоустройством украинских граждан за границей,должны получить лицензию Министерства труда и социальной политики, что присуществующем уровне бюрократии сделать непросто. Но, по мнению специалистовминистерства, как раз такие фирмы не идут на «уголовные» дела. Объявления вгазетах дают посредники и фиктивные, никем не зарегистрированные фирмы.Проверить честность намерений этих работодателей усилиями только украинскойстороны очень трудно, кроме того, на Украине нет законов, на основе которых этовозможно сделать. И все-таки по объявлениям фирм о трудоустройстве за границуотъезжает меньше 20% женщин, которые потом становятся жертвами торговли.  
Интервьюс женщинами — жертвами сексуальной торговли и свидетельства экспертов(работников украинских посольств за границей и правоохранительных органов)показывают, что многие едут по приглашению случайных знакомых, иными словами,через сети посредников и поставщиков, которые не оформлены в легальные фирмы.  
Вотрассказ одной девушки: «Познакомилась с Юрием в Луганске. Встречались нескольколет. Знала, что возит девушек в Югославию работать, попросила, чтобы отвезтуда, так как с деньгами и работой на Украине — проблема. Юрий говорил, чтодевушки хорошо зарабатывают — до 2 тыс. марок.  
Привезв Сербию, в г. Самбор. Сам уехал. Хозяин бара объяснил, что купил всех за 6тыс. нем. марок. Работали в стриптиз-баре с секс-услугами. Танцевали в нижнембелье; клиент выбирал девушку, приглашал за столик, угощал, потом платилхозяйке по 100 нем. марок и увозил. Работали в отеле, куда привозил клиент, вмашинах, а то и просто в лесу. Как правило, мужчины не хотели пользоватьсяпрезервативами, грозили рассказать хозяину, что их плохо обслужили, иногда былипьяные мужчины. Один брал, а обслуживали двух-трех сразу и опять же подугрозами. Нас активно спаивали клиенты, чтобы мы были расслабленные и на всеготовы. Если девушка возмущалась, жаловались хозяевам на плохую работу».  
Например,за одну девушку «торговец» получает за границей от 200 до 5 тыс. долл. (этозависит от страны, уровня посредника, условий сделки и «качества» товара).Посредниками в этом криминальном бизнесе выступают не только мужчины, но иженщины. Об участии женщин в организации этого бизнеса свидетельствуют данныеорганов внутренних дел Украины, неправительственных организаций, в частностиВсемирной сети за выживание (США) [5], а также анализ истории потерпевших,которые обратились в Международный женский правозащитный центр «Страда» — Украина. «Меня привезла в Боснию землячка Вера. Когда приехали в Боснию,встретил там сутенер — друг Веры Кларк. Он открыл стриптиз-бар и когда девочкиприехали, он забрал паспорта, поставив всех перед фактом необходимо работатьпроститутками» (из интервью с девушкой, депортированной на Украину).  
Ещеодин путь «вывоза» украинских женщин за границу — брачные объявления иконтракты. Существует практика приглашения женщин через брачные агентства. Вотличие от фирм, которые занимаются трудоустройством за границей, эти агентствавообще не должны получать никаких лицензий.  
Затакую женщину мужчины, которые обратились в агентства, платят немалые деньги, апотом могут перепродать. При этом психические и моральные убытки они оплачиваютне жертве, а той фирме, которая продала «товар». Интервью с женщиной, котораябыла предложена французскому гражданину за 200 тыс. долл., показало, что онабыла обманута киевской «свахой». Клиент предупреждал фирму, что вступать в бракон не будет, ибо уже трижды состоял в браке, что ему нужна женщина для постелии для домашниу хозяйственных работ. «Жертве продажи» фирма сообщила другое: сней хочет вступить в брак французский миллионер, и она за такую партию должназаплатить 500 долл., что она и сделала.  
Естьслучаи попадания в сексуальное рабство даже через Интернет — всемирную «сетьневест».  
Негативнуюроль в процессе вербовки играет неинформированность женщин и девушек, которыесоглашаются на предложения, даже не задумываясь о том, что им угрожает, или отом, имеют ли они в принципе право работать за границей. Этот факт былподтвержден во время проведения социологического исследования Международнойорганизации по миграции на Украине в декабре 1998 года.  
 Страныприоритетного вывоза украинских женщин за границу с целью использования всекс-бизнесе и судьба девушек за границей  
Приоритетнымистранами вывоза украинских женщин (по данным экспертных оценок, интервью сженщинами-жертвами торговли, анализа материалов горячей линии программы«Страда» — Украина, а также данных неправительственных организаций Европы,которые работают по предотвращению торговли женщинами) являются:  
Турция,Греция, Кипр, Италия, Испания, Югославия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Чехия,Хорватия, Германия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия, Китай, Нидерланды,Канада, Япония (примерно в порядке значимости).  
Вто же время, по данным опросов методом фокус-групп, основными странами, вкоторых хотели бы работать женщины (не в секс-бизнесе, а в иных сферах),являются США и Канада (54%), Италия, Испания, Швейцария, Франция (50%),Германия, Нидерланды (36%), и это естественно, так как женщины избрали болееразвитые в экономическом плане и привлекательные страны. Но в то же время этостраны, в которых практически невозможно для украинских граждан найти легальнуюработу [4, с. 33].  
Большинствоукраинских женщин не знают миграционного законодательства, они считают, что иностранцыимеют право работать за границей наравне с гражданами своей страны и получатьтакие же деньги. Тот факт, что Украина имеет официальные договоры отрудоустройстве своих граждан за границей только с Чехией, Словакией и Польшей,на основе которых устанавливается квота на выезд для работы за рубеж, — информация для специалистов. То, что с туристической и гостевой визой (а именнотакие имеют наши девушки, выезжающие за границу и попадающие потом внелегальный сексуальный бизнес) нельзя работать, тоже знает незначительнаячасть.  
Страны,в которые девушки изъявляют желание ехать работать, имеют достаточно жесткиезаконы и ограничения на использование труда иностранных граждан. Это оченьсерьезное расхождение между желаниями и реалиями. Значительные социальные ипсихологические проблемы возникают у женщин вследствие того, что ониоказываются в странах, с законами, традициями и языком которых мало знакомы.  
Какаясудьба ждет многих из тех, кто собрался работать за границей? Вот один изтипичных примеров (интервью января 1998 г.): «Продали Свету в Сербию за полторытысячи марок. Через месяц хозяева перепродали ее в Хорватию. Работали вХорватии не в стриптиз-баре, а с солдатами ООН — русскими, бельгийцами,индонезийцами, чехами. Оплата была 100 долл. за ночь, платили хозяевам. 20долл. должно было идти девушке, но ей не платили ничего.  
Выкупилее русский солдат, потому что Свету намеревались перепродать в Италию.  
Аработать приходилось в машинах — «уралах», БТРах, в разбитых домах, на постах вкубриках. А когда приезжала ночью проверка (офицеры на машине), нужно былопрятаться за пост, прыгать через бруно (смотанная клубами колючая проволока) вров за пост. Рядом минное поле. Прыгали чуть дальше и попадали на минное поле.Ребята после проверки бросали веревки и поднимали с минного поля. Заходить тудасами боялись и не хотели.  
Обращатьсяв полицию с жалобами и за помощью было бесполезно, так как один из трех хозяевбыл полицейский. Он даже часто ходил в бар в форме.  
ДенегСвета не заработала. Счастлива, что вернулась».  
 Тенденцииразвития торговли женщинами на Украине  
Согласноданным, полученным от экспертов и женщин, которые возвратились на родину,контрабанда женщин может распространяться и дальше при сохранении кризисногоэкономического положения на Украине [4].  
Некоторыеженщины, которые в первый раз попали в секс-бизнес за границу обманным путем,адаптировались к новой работе и часто возвращаются домой с измененнойпсихологией, считая, что работа проститутки — это нормальная возможностьзарабатывать деньги. Они уже знают, как приноровиться к жизни в данной стране ив каком баре или секс-клубе можно работать, получая неплохие деньги.  
Возниклановая тенденция, которую условно можно назвать «второй волной»: те женщины,которые были вывезены за границу обманным путем, в последующем сами становятсясводницами, вывозя новых женщин. «Я уже в четвертый раз поеду в Германию. Однамоя подруга со мной точно поедет, другая еще не решила… Я им честно говорю,что официантками они работать не будут, а будут обслуживать клиентов… Я импомогу оформить документы, а они мне потом возвратят по 500 нем. марок» [4, с.38].  
Ещеодна тенденция выявляется из глубинных интервью: если женщины привезли деньги,даже небольшие, после работы в секс-бизнесе, куда были втянуты обманом, они несчитают себя жертвами, даже несмотря на ужасные условия, в которых онинаходились за границей. Женщины, которые убегают из секс-клубов и борделей,нередко ищут иной возможности заработать деньги, чтобы возвратиться домой не спустыми карманами.  
Интервьюс женщинами, которые уже были за границей или собираются ехать, показали, что,несмотря на все страдания и унижения, которые им пришлось пережить, желаниевыехать в иную страну снова сохраняется у 14 из 20 опрашиваемых.  
Стойкоежелание работать за границей связано не только с большим заработком, которыйони надеются там получить, но и с лучшими, чем на Украине, условиями жизни,среди которых респондентки не на последнее место поставили чистые и красивыегорода.  
Объявленияо работе за границей исчезают из центральных и местных газет больших городов,перемещаясь в маленькие города, районные центры. Там молодежь более наивна иполучает меньше достоверной информации.  
Подытоживаясказанное, можно с уверенностью говорить о распространении вывоза женщин сУкраины и о том, что необходимо искать эффективные меры противодействия. Впротивном случае торговля людьми не только будет продолжаться, но и превратитсяв угрозу национальной безопасности стран СНГ.  
Инициативы неправительственных организаций 
Проблемаборьбы с торговлей людьми привлекла внимание прежде всего неправительственныхорганизаций, которые всегда более остро, чем представители государственныхструктур, воспринимают необходимость соблюдения прав человека, скорее реагируютна нарушение этих прав.  
Вконце 80-х годов в Нидерландах была создана Организация против торговлиженщинами, деятельность которой непосредственно направлена на предотвращениеэтого феномена и помощь пострадавшим. Эта организация в 1995 году инициировалавместе с неправительственными организациями Польши и Чехии программу «Страда» — Предотвращение торговли женщинами в странах Центральной и Восточной Европы. Кней присоединились неправительственные организации Украины (1997 г.) и Болгарии(1998 г.).  
Организация«Страда» считает торговлю женщинами грубым нарушением элементарных правчеловека. Основные направления деятельности «Страды» на Украине:   
помощьжертвам торговли; организация работы «горячей линии»; проведение исследованийпо проблемам насилия относительно женщин; экспертиза законодательных актов,которые затрагивают положение женщин на Украине; ведение просветительскойдеятельности среди молодежи; работа со средствами массовой информации;распространение информации по проблеме; издание материалов, бюллетеней,печатание листовок по проблеме предотвращения торговли и их распространение;  
проведениесеминаров, рабочих секций, конференций по проблеме; сотрудничество сработниками государственных структур с целью формирования национальнойпрограммы действий по предотвращению торговли женщинами на Украине;сотрудничество с посольствами заграничных государств на Украине и украинскимипосольствами за границей, с правительственными и неправительственнымиорганизациями на Украине и за границей с целью предотвращения торговлиженщинами и помощи жертвам нелегальной торговли.  
Особоевнимание обратим на работу «горячей линии». Это не только эффективный способадресного ведения превентивной работы, но и возможность предоставленияконсультаций и помощи тем женщинам, которые за ними обращаются. «Горячая линия»была открыта 18 ноября 1997 года. За период до июня 1999 года было проведеноболее 2600 телефонных консультаций. Во время общения с потерпевшимиопределяется круг тех, кто нуждается в непосредственной помощи. Например, сиюня по ноябрь 1998 года социальная поддержка была предоставлена 116 женщинам,в том числе: возвращение на Украину из-за границы (13); трудоустройство (6);помощь при получении новых документов (4); финансовая помощь (5); помощьженщинам, которые находятся в тюрьмах за границей (3); помощь при обращении впосольства Украины за границей (44); помощь при решении личных проблем (8);поиск пропавших без вести (24).  
Законодательная защита украинских граждан 
Украинскоезаконодательство и прежде всего Уголовный кодекс, частично перелатанный избывшего УК УССР, не отражает изменившихся реалий современного мира. Преждевсего это касается тех его разделов, которые посвящены сексуальной эксплуатацииженщин и наказанию за нее.  
Принуждениеженщины к занятию проституцией рассматривается как уголовно наказуемое деяние.Это сложно доказуемый вид преступления даже в границах одной страны.  
Действительно,торговля женщинами — это весьма специфическое преступление, которое совершаетсяодновременно на территории нескольких стран и может поэтому рассматриватьсятолько в комплексе, как организованное преступление, совершенное группой лиц.Но доказать вину таких торговцев очень сложно именно потому, что, скажем, наУкраине не совершается преступление — женщине предлагается работа за границей,но это «соглашение» завершается совершенно «неожиданно» на территории инойстраны и вполне вероятно, что там принуждать женщину заниматься проституциейбудут уже граждане других стран. Поэтому статья 119 УК Украины (принуждение женщинык половому акту с особой, по отношению к которой женщина зависима по службе илиматериально) не защищает украинских женщин от угрозы быть проданными, точно также, как и статья 210 УК, наказывающая за содержание публичных домов исводничество. Публичный дом на Украине торговец не держит и даже не заставляетженщину вступать принудительно в половую связь.  
Кромевсего прочего, достаточно сложно доказать преступление по этим статьям,поскольку необходимы свидетельства жертв, которые с неохотой идут на это. Так,по данным Информационного бюро Министерства внутренних дел Украины, в 1991-1997годах по статье 210 УК Украины к уголовной ответственности было привлечено 156человек.  
Сложностьзащиты женщин заключается еще и в том, что очень часто за рубежом женщинанаходится нелегально (с просроченной визой, фальшивым паспортом и т. п.). Крометого, практически во всех случаях принуждения женщин к занятию проституцией заграницей торговцы под различными предлогами или насильственно отбирают у нихличные документы сразу же после пересечения границы.  
Вмарте 1998 года в действующий УК Украины была внесена статья 124-1 «Торговлялюдьми». Однако за прошедший год зарегистрировано только несколько случаеввозбуждения дел по этой статье из-за отсутствия механизмов ее использования, атакже нежелания женщин давать показания.  
 Возможноли создать препятствия распространению торговли женщинами?  
Хотявывоз украинских женщин за границу становится массовым, у государства пока нетспециальной службы, которая способствовала бы предотвращению этого явления.  
Вмае 1998 года был проведен первый международный семинар «Поиск путей решенияпроблемы борьбы с торговлей людьми и формирование комплексной программыдействий», результатом которого стала разработка текста Комплексной программыспециалистами различных министерств и неправительственных организаций. От IВсеукраинского конгресса женщин, который состоялся в мае 1998 года,   быловнесено предложение Президенту Украины относительно улучшения положения женщин.В октябре 1998 года президент поручил Кабинету министров разработатьКомплексную национальную программу действий.  
Сейчасгосударственная программа находится на конечной стадии разработки. Онаохватывает 20 министерств, местных администраций, международных организаций,спонсоров украинских и международных общественных организаций, государственныйкомитет по делам семьи и молодежи, министерство иностранных дел, министерствовнутренних дел, Интерпол, министерство труда и социального обеспечения,министерство здравоохранения, министерство юстиции, министерство образования.Но возникают большие вопросы относительно финансирования. Кроме этогонеобходимы согласованные действия с иными государствами для изменения ситуации. 
Именнопоэтому необходимо не только привлечь внимание широкой общественности кпроблеме, но и разработать и подписать двух-и многосторонниемежправительственные соглашения по предупреждению торговли женщинами, наказаниюторговцев и, главное, оказанию реальной помощи женщинам — жертвам торговли.  
Этотопыт может оказаться полезным для других постсоциалистических государств.Программа предусматривает целый комплекс мероприятий превентивного,информационного, социально-психологического плана. Особое внимание в нейуделяется деятельности правоохранительных органов.  
Список литературы 
1.Справочник по проблемам предотвращения торговли женщинами для консультантов«Телефонов доверия». Киев, 1998. Вып. 2.  
2.Справочник по проблемам предотвращения торговли женщинами для консультантов«Телефонов доверия». Киев, 1999. Вып. 4.  
3.Итоговый документ Четвертой Всемирной Конференции ООН по положению женщин.1995.  
4.Предотвращение контрабанды женщин из Украины: украинская информационнаякампания. Международная организация миграции. Киев, 1998.  
5.Преступление и порабощение. Всемирная сеть за выживание. Вашингтон, 1997.