Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ
Факультет Бизнеса и управления
Кафедра «Управление промышленнымипредприятиями»
ОТЧЕТ
попроизводственной практике
в Торгово-промышленнойпалате Восточной Сибири
Выполнила:
Проверил:
Иркутск2006 г.
Содержание
Введение 3
Глава1 5
1.1История Торгово-промышленных палат 5
1.2История Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири 6
1.3Характеристика Торгово-промышленной палаты 7
1.4Форум Торгово –промышленных палат Сибири 8
Глава2 Департамент оценки, маркетинга и информатизации 11
Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири
2.1Общие положения 11
2.2Основные задачи Департамента 11
2.3Организация деятельности Департамента 12
2.4Услуги департамента оценки, маркетинга и информатизации 14
Заключение 17
Глава3 (индивидуальное задание) 18
3.1.Формы и системы оплаты труда. Мотивация и оплата труда. 18
3.2Должностные обязанности топ –менеджера 23
3.3 Обзор рынков зерна, карбамида,полиэтилена 26
3.3Анализ рынка угля и природного газа по России за 2003 – 2005 гг. 28
Приложение 30
Введение
ТПП – уникальная общественная структура.
Она «по вертикали» представляет интересы
всех слоев бизнеса – малого, среднего и крупного.
А «по горизонтали» охватывает своей деятельностью
все сферы предпринимательства – промышленность,
торговлю – внутреннюю и внешнюю, сельское
хозяйство, финансовую систему, услуги.
(из доклада
Президента ТПП РФ Е.М.Примакова
на IV Съезде ТПП РФ 19 июня 2002 года).
Палаты — это организации несколькихчленов, представляющие собой деловые объединения и включающие предприятия иотдельных граждан, занимающихся торговлей, производством и услугами. Общаяцель палат — защита и содействие бизнесу. Они выполняют как обслуживающие,так и представительские функции — с одной стороны, посредством оказанияразличных услуг своим членам, а с другой — посредством предоставленияконсультаций и оказание влияния на органы власти с целью создания болееблагоприятных условий для бизнеса.
В цивилизованном мире ни одинпредприниматель не выйдет на внешний рынок, если он не является членомторгово-промышленной палаты. Это не требование законодательства, это принципрынка. Любой предприниматель ищет гарантии своим коммерческим планам, и такиегарантии находит в информации, получаемой из торгово-промышленной палаты.Причем члены палат дают экономическую информацию о себе добровольно — такиедействия говорят о солидности фирмы, ее твердом положении на рынке.
Все палаты имеют ряд общих характеристик:во-первых, это недоходные (неприбыльные), и в то же время самоокупаемыеорганизации; во-вторых, они самоуправляемы (подразумевается, что членынаправляют политику палаты); наконец, палаты организованы территориально,представляя различные экономические секторы в пределах определенного района(города, района, области).
Основная, преобладающая частьотечественного предпринимательства в современное время стала серьезной силой,действующей в интересах всего российского общества. ТПП РФ опирается в своейработе на 155 региональных и муниципальных палат. Эта широкая сеть,охватывающая всю Россию, способствует созданию благоприятного климата длябизнеса, ликвидации бюрократических преград, коррупции, созданию равныхвозможностей для конкуренции.
Глава 1
1.1 ИсторияТоргово-промышленных палат
Современная форма палатотносится к так называемым «торговым палатам», впервые появившимся нагосударственном уровне во Франции в период с 1802 по 1804 гг.
История создания в Россииорганизаций по образцу европейских торгово-промышленных палат начинается сфевраля 1727 года. С 19 века и до 1917 года в России функцииторгово-промышленных палат выполняли биржевые комитеты. Первой торговойпалатой в России считается Северо-Западная областная торговая палата, котораябыла образована в 1921 году. Сначала палате были отданы функции регулированияторговли, затем перешедшие к органам комиссии по внутренней торговле в 1922 году.Используя связи с зарубежными палатами, Северо-Западная торговая палата изучалаусловия для экспорта советских товаров, систематизировала информацию овозможностях и перспективах зарубежных рынков, динамике цен и т.д.
28 мая была организована Всесоюзнаяторговая палата, которая в последствии на основании постановления СоветаМинистров СССР, решением Президиума палаты в 1972 году была преобразована вТоргово-промышленную палату СССР. Функции палаты были значительно расширены,среди них: содействие развитию экспорта советских товаров; оказаниеконсультационных услуг по всем вопросам деятельности предприятий; представлениесоветских предприятий в Международной организации труда (МОТ)и ряд другихфункций.
С началом осуществления экономическихреформ в России наступил новый этап становления и развития торгово-промышленныхпалат. 19 октября 1991 года деловыми кругами России создана Торгово-промышленнаяпалата Российской Федерации (ТПП РФ), главными задачами которой сталипредставление интересов российских предпринимателей в отношениях сгосударством, создание условий, необходимых для становлениясоциально-ориентированной рыночной экономики, помощь в формировании правовойсреды и инфраструктуры предпринимательства.
На сегодняшний день в Российской Федерации действует более 170 палат, изкоторых 80 являются палатами субъектов Федерации.
1.2. История Торгово – промышленнойпалаты Восточной Сибири
Торгово-промышленная палата ВосточнойСибири — одна из старейших палат России: в 2004 году ей исполнилось 30 лет.
В соответствии с решением Иркутскогообластного Совета депутатов трудящихся от 15 января 1974 года и решениемПрезидиума ТПП СССР от 10 апреля 1974 г. в г. Иркутске было создано Иркутскоеотделение Торгово-промышленной палаты СССР, которое с 1 марта 1991 года былопреобразовано в Торгово-промышленную палату Восточной Сибири. Своейдеятельностью ТПП ВС изначально охватывала регионы Бурятии, Якутии, Читинской иИркутской областей. С 1986 по 1994 год при ее содействии были созданыЦентрально-Сибирская ТПП (г. Красноярск), ТПП Республики Саха, ТПП РеспубликиБурятия и ТПП Читинской области. В 1995 году были организованы ТПП Братска (всоставе ТПП ВС) и Ангарский филиал ТПП ВС.
С самого начала одной из основных функцийТПП Восточной Сибири была экспертиза продовольственных и промышленных товаров.Эта услуга осуществлялась производственной фирмой«Иркутскэкспертиза». В 1975 году были открыты Бюро переводов ирекламы. Наряду с традиционными видами услуг, эти службы занимались оформлениемпакетов документов для аккредитации иностранных представительств в Иркутске иобласти, по разработке фирменного стиля, товарных знаков и т.п. В течение 30лет своей деятельности Палата расширяла спектр услуг, увеличивая их объемы.
Особенно ощутимо возросла активность ТПП ВС и усилилась ее роль в связи споявлением возможности самостоятельной внешнеэкономической деятельностипредприятий. Для помощи членам Палаты в 1990 году была организована фирма«Внешсервис».
ТПП Восточной Сибири вошла в число первыхрегиональных палат, подавших заявку на право быть аккредитованной, и в декабре1997 года была аккредитована. Статус аккредитованной палаты служит гарантиейнадежности и компетентности как делового партнера, позволяет расширить деловыеконтакты в России и за рубежом.
1.3. Характеристика Торгово –промышленной палаты
ТПП призваны отражать интересы всего предпринимательства. Втаких условиях их особая задача — не просто лоббировать интересы бизнеса, но исоотносить их с интересами всего общества в целом. Одно не должно противоречитьдругому. Ибо отечественный бизнес – и малый, и крупный, — безусловно,заинтересован в расширении внутреннего рынка на основе роста благосостоянияроссийского населения, в целостности России, совершенствовании административнойструктуры, развитии демократии, стабильности, укреплении безопасности имогущества нашего государства.
Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческойорганизацией, основанной на членстве. Объединяя предпринимателей и действуя наоснове Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», вцелях содействия росту социально ориентированной экономики и повышению качестважизни населения в стране:
ü выражает и защищает интересы деловых кругов в органахгосударственной власти и местного самоуправления;
ü участвует в становлении и развитии инфраструктуры обслуживанияпредпринимательства;
ü способствует продвижению товаров, услуг объектовинтеллектуальной собственности российских предприятий на внутреннем и внешнемрынках;
ü распространяет цивилизованные принципы ведения бизнеса;
ü создает условия, необходимые для становлениясоциально-ориентированной рыночной экономики;
ü способствует формированию позитивного делового имиджароссийских производителей, товаров и услуг;
ü проводит политику социальной ответственности предпринимателейи их объединений.
Также приоритетным направлением ТПП является оказание практической помощироссийским предпринимателям в установлении деловых связей с иностраннымипартнерами. Тем самым Палата активно содействует развитию экспорта товаров иуслуг, привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику.
Принцип образования ТПП — образуется на основе добровольного объединения егоучастников ( не менее 15 учредителей).
Члены ТПП–российские предприятиянезависимо от формы собственности и их организационно-правовой формы ипредпринимателями, зарегистрированными в порядке, установленнымзаконодательством РФ, а также организации, объединения предпринимателей.
Источники формирования имущества ТПП-вступительные, членские взносы.
1.4 Форум Торгово –промышленных палатСибири.
С момента создания Форума ведетсяпостоянная работа по активизации внешнеэкономической деятельности и продвижениюроссийского экспорта на внешние рынки, в частности страны АТР. Форум,объединяющий обширный регион, представляет Россию в международных организациях,занимающихся поддержкой предпринимательства, развитием экономических связеймежду странами. На настоящий момент достигнуты следующие результаты:
1. 15 мая 1999 г. подписано соглашение о сотрудничестве между региональнымиотделениями Всекитайской Международной Торговой Палаты, Всекитайского комитетапо содействию международной торговле провинций Ляонин, Цзилин, Автономногорайона Внутренняя Монголия и г.Харбина и Форумом ТПП Сибири и Дальнего Востока.Цель подписания настоящего соглашения: создание информационной системы пообмену информацией, способствующей расширению взаимной торговли между странами,создание межрегиональных центров по консультированию и содействию в областиправ и обычаев ведения торговли.
2. Трехстороннее Соглашение о сотрудничестве между Маньчжурскиминформационным центром Внешнеэкономического управления торгового сотрудничестваг.Маньчжурия, Маньчжурским отделением Китайской Торгово-промышленной палаты иТПП Восточной Сибири по оперативному обмену информацией посредством электроннойпочты и сети Internet;
3. Разработан проект Соглашения между ТПП Восточной Сибири и Главнымуправлением по контролю за качеством и количеством экспортно-импортных грузов овзаимном признании актов экспертиз.
4. Проведена работа по установлению прямых корреспондентских отношениймежду Bank of China, Пекин и одним из банков, расположенных на территорииИркутской области. В декабре 2001 года были налажены связи и проведеныпереговоры с Управлением внешней торговли и экономического сотрудничестваг.Маньчжурия и банком Bank of China при участии российского банка ОАО АКБ«Автобанк».
По итогам переговоров были подписаныследующие документы:
· Протокол о сотрудничестве между филиалом Bank of ChinaАвтономного района Внутренняя Монголия, Маньчжурским филиалом Bank of China иИркутским филиалом ОАО АКБ «Автобанк»;
· Соглашение о сотрудничестве между ТПП ВС и Управлением внешнейторговли и экономического сотрудничества г.Маньчжурия.
Наличие таких отношений должно принести своиположительные моменты и в добрососедские отношения Китайской народнойреспублики и России, упрочить торговые связи между Китаем и Восточной Сибирью.Прямое сотрудничество двух банков, российского и китайского создастдополнительные удобства китайским и российским участникам внешнеэкономическойдеятельности: сократит сроки расчетов, время пробега документов поаккредитивам, расходы участников торговли.
· ТПП Восточной Сибири подписано Соглашение с ТПП Монголии осоздании института посредничества для разрешения мирным путем споров вотношении внешней экономики, торговли, финансирования, инвестиций, передачитехнологий, контрактов на осуществление проектных работ, перевозок, страхованияи другой коммерческой деятельности. Основная цель соглашения — предоставлениеуслуг в области разрешения торговых и морских споров путем посредничества истимулирование развития экономических связей между Монголией и ВосточнойСибирью
· Ведется работа по вступлению Форума ТПП Сибири в КонфедерациюТорговых палат стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Форум ТПП Сибири явилсяодним из инициаторов по вступлению ТПП РФ в Конфедерацию ТПП стран АТР и нанастоящий момент обратился в ТПП РФ с просьбой выступить с ходатайством опринятии в члены Конфедерации Форума ТПП Сибири, что позволит осуществлятьболее тесные торгово-экономические связи между Сибирским регионом и странамиАТР.
Глава 2
Департаментоценки, маркетинга и информатизации
Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири
2.1 Общие положения
1. Департамент оценки, маркетинга и информатизации (далее по тексту — Департамент) является структурным подразделением аппарата Торгово-промышленнойпалаты Восточной Сибири, осуществляющим оценку имущества, а такжеосуществляющим другие полномочия в соответствии с настоящим Положением.
2. Департамент в своей деятельности руководствуется КонституциейРоссийской Федерации, Законом Российской Федерации «О торгово-промышленныхпалатах в Российской Федерации», действующим российским законодательством,международными договорами Российской Федерации, Уставом ТПП ВС, приказами ТПП ВСи настоящим Положением.
3. Департамент осуществляет свои полномочия во взаимодействии с другимиструктурными подразделениями аппарата ТПП ВС и членами Палаты.
2.2 Основные задачи Департамента
I. Проведение независимой экспертизы и оценки имущества иинтеллектуальной собственности, ценных бумаг, инвестиционных проектов,различных услуг и информации и иных объектов гражданских прав, в отношениикоторых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданскомобороте.
II. Подготовка по доверенности российских граждан июридических лиц заявочных документов по регистрации товарных знаков,патентованию изобретений, промышленных образцов, ведение переписки от именизаявителя с патентным ведомством, а также составление договоров поинтеллектуальной собственности, проведение экспертизы исключительных прав наинтеллектуальную собственность.
III. Оказание маркетинговых услуг.
/>IV. Содействие в регистрации предприятий в «Объединенной системекодирования продукции» НП «ОСК» и ассоциации автоматическойидентификации «Юнискан/GS1 Russia» иизготовлении штриховых кодов.
2.3 Организация деятельностиДепартамента
Департамент возглавляет директор, назначаемый иосвобождаемый от должности Президентом ТПП ВС( см. Приложение 2)
Квалификационные требования:
· высшее образование,
· знание основных принципов системы управления,
· наличие профессиональных и компетентных знаний в области оценки иэкспертизы имущества, патентования и охраны интеллектуальной собственности,
· знание законодательных актов, в частности, ФЗ «Об оценочнойдеятельности»,
· наличие навыков работы на персональном компьютере,
· опыт работы в экспертно — консалтинговых организациях наруководящих должностях не менее пяти лет.
Должностные обязанности директора:
ð Руководит деятельностьюДепартамента и несёт персональную ответственность за выполнение возложенных наДепартамент полномочий.
ð Докладывает руководству ТППВС по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
ð Визирует и подписывает впределах своей компетенции документы, касающиеся деятельности Департамента.
ð Вносит предложения обизменении штатного расписания Департамента, в том числе о назначении,перемещении и повышении в должности его работников.
ð Вносит в установленномпорядке руководству ТПП ВС предложения о поощрении работников Департамента, атакже о наложении на них дисциплинарных взысканий.
ð Вносит предложения окомандировании за границу и в регионы Российской Федерации работников Департаментапо вопросам, входящим в его компетенцию.
ð Распределяет обязанностисреди своих работников Департамента.
ð Обеспечивает соблюдениеработниками Департамента трудовой дисциплины в соответствии с утвержденными вПалате правилами внутреннего трудового распорядка, контролирует своевременное,качественное и эффективное исполнение ими заданий и поручений, предоставлениесотрудникам отпуска в соответствии с утвержденным графиком.
ð Обеспечивает соблюдениеработниками Департамента режима секретности при работе с документами, а такжеорганизацию работы по защите сведений, составляющих государственную тайну иинформации ограниченного доступа, находящихся в ведении Департамента илиполученных им от других органов и организаций.
ð Издает в пределахкомпетенции Департамента распоряжения.
Пользуется иными правами и выполняет другие обязанности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и решениями руководства ТПП ВС.
ð Во время отсутствиядиректора Департамента его обязанности выполняет один из экспертов на основанииписьменного распоряжения директора Департамента.
Сотрудникидепартамента,назначаемые директором Департамента, осуществляют оказание услуг предоставляемых Департаментом оценки, маркетинга и информатизации.
Квалификационныетребования:
· высшее образование,
· обучение и регистрация в реестре общероссийской системы «ТППЭКСПЕРТ»,
· опыт практической или научной работы в области оценки,экспертизы, патентования и защиты имущественной и интеллектуальнойсобственности.
2.4 Услуги департамента оценки, маркетинга и информатизации
1. Профессиональные услуги в области независимойэкспертизы и оценки имущества:
ü производственного,технологического и специализированного оборудования;
ü автомобильноготранспорта (оценку остаточной стоимости автотранспорта, определение ущерба,причиненного в результате ДТП с составлением калькуляции стоимостивосстановительного ремонта и заключения об утрате товарной стоимости), городскоготранспорта, строительно-дорожных и грузоподъемных машин и механизмов;
ü морских, речных ивоздушных судов;
ü железнодорожногоподвижного состава;
ü мебели и предметовинтерьера, компьютерной, офисной, бытовой техники и средств связи;
ü объектовинтеллектуальной собственности (товарных знаков, промышленных образцов,полезных моделей, патентов, лицензий, ноу-хау, изобретений, гудвилл (именифирмы) и т.д.);
ü ценных бумаг;
ü инвестиционныхпроектов;
ü предметов искусства, драгоценныхкамней, металлов и изделий из них;
ü прав требования иобязательств (дебиторской задолженности),
ü различных услуг иинформации;
ü иных объектовгражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установленавозможность их участия в гражданском обороте.
2. Патентоведение:
ü Выполнениеподготовки заявочных документов по регистрации товарных знаков,
ü патентованияизобретений, полезных моделей, промышленных образцов,
ü регистрациипрограмм и баз данных,
ü ведение отимени заявителя переписки с патентным ведомством,
составление лицензионных, авторских и др. договоров поинтеллектуальной собственности,
проведение защиты прав на интеллектуальную собственность вадминистративном и судебном порядке,
ü проведениедепонирования объектов авторских прав.
3. Маркетинговый отдел:
ü Поискадресных реквизитов российских и зарубежных предприятий и организаций
ü Размещениекоммерческих предложений предприятий региона в Единую информационную сеть ТППРФ
ü Размещениерекламной информации на сервере ТПП ВС
4. Штриховое кодирование:
Торгово-промышленная палата ВосточнойСибири является официальным представителем ассоциациюавтоматической идентификации (ААИ) ЮНИСКАН/ГС1 РУС в Иркутской области иоказывает помощь в подготовке и передаче в ЮНИСКАН документов для регистрациипредприятий и присвоении штрихового кода выпускаемой продукции.
Также отечественный товаропроизводительможет вступить в некоммерческое партнерство российскихпредприятий «Объединенная система кодирования продукции» — НП«ОСК».
Получив при выборе одной из этих системидентифицирующий предприятие номер EAN, предприниматель (предприятие)приобретает возможность маркировать свою продукцию штриховыми кодами. Штриховоекодирование позволяет автоматизировать процесс движения товаров по всейцепочке, начиная с изготовителя, и далее прохождение этих товаров через стадииупаковки, транспортировки, хранения, учета и реализации пищевой,фармацевтической, полиграфической, швейной и промышленной продукции.Тарифы на услуги по штриховому кодированию, оказываемые Кузбасской ТППНаименование основной
Подготовка пакета документов для штрихового кодирования и отправка в ААИ ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ
Ежегодный взнос
20000 руб.
12000 руб. Вступление в «Объединенную систему кодирования продукции» — НП «ОСК»
Ежегодный взнос
9000 руб.
3000 руб.
Заключение
Торгово-промышленная палата России живет и развивается. Онаявляется мостом, связывающим предпринимательское сообщество со всеми ветвямивласти – законодательной, исполнительной и судебной.
На заседании Правления ТПП в январе 2002 года законотворческая деятельностьопределена в качестве приоритетного направления. Было принято решение обобразовании в этом аппарате Департамента по законодательству, который уже началнеплохо работать. Как известно, по Закону о торгово-промышленных палатах, ТПП наделеныправом экспертизы по проектам законодательных и иных документов, затрагиваютинтересы предпринимательства. Предстоит еще в полной мере реализовать этоправо. Законотворческая практика должна стать естественной нормой для ТПП.Конечно, не все палаты готовы вести эту работу на должном уровне. Пришло времясамым тщательным образом проанализировать весь массив действующегозаконодательства по предпринимательству. Не секрет, что многие нормативыустарели, противоречат существующей хозяйственной практике. Важно упрочитьконтакты ТПП и с Правительством, министерствами и ведомствами «экономическогоблока». В своей деятельности Палаты продвигаются в этом направлении, явноощущая стремление и Правительства к встречному движению.
Глава 3. Индивидуальное задание
3.1. Формы и системы оплаты труда. Мотивация и оплата труда.
Заработная плата — это основная часть средств,направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода, зависящую отконечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками всоответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовымвкладом каждого и размером вложенного капитала.
Формы и системы заработной платы — это способустановления зависимости между количеством и качеством труда, то есть междумерой труда и его оплатой. Для этого используются различные показатели,отражающие результаты труда и фактически отработанное время.
Иными словами, форма оплаты труда устанавливает, какоценивается труд при его оплате: по конкретной продукции, по затраченномувремени или по индивидуальным или коллективным результатам деятельности. Оттого, какая форма труда используется на предприятии, зависит структуразаработной платы: преобладает ли в ней условно-постоянная часть (тариф,оклад) или переменная (сдельный приработок, премия). Соответственно разнымбудет и влияние материального поощрения на показатели деятельности отдельногоработника или коллектива бригады, участка, цеха.
Под системой оплаты труда понимают способ исчисленияразмеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам предприятия всоответствии с произведенными ими затратами труда или по результатам труда.
По способу формирования заработной платывыделяют тарифные и бестарифные системы оплаты труда.
Тарифная система оплаты труда
Тарифнаясистема представляет собой совокупность нормативов, определяющих дифференциациюи регулирование заработной платы в зависимости от качества, характера и условийтруда. Оплата по тарифным ставкам (окладам) составляет существеннуючасть заработной платы рабочих и служащих. Тарифная система позволяет вопределенной степени учитывать различия в квалификации работников, сложность,степень ответственности и интенсификации их труда, условия, в которых этоттруда протекает.
Ее составнымиэлементами являются: тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки,тарифные сетки и районные коэффициенты. Эта система тарифицирует работы взависимости от их сложности (квалификации).
Тарифные ставки — это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицурабочего времени. Поэтому различают часовые, дневные и месячные тарифныеставки. Устанавливаются они по каждому квалификационному разряду. Тарифнаяставка работника соответствующей квалификации (Тст.i) определяется по формуле:
Тст.i=Тст * Ктi,где
Тст — тарифная ставка 1-го разряда;
Ктi — тарифный коэффициент i-го разряда.
Тарифные сетки — это совокупность определенного числа разрядов и соответствующих им тарифныхкоэффициентов, которые дают возможность отнести данную работу к определеннойквалификационной группе.
Практическим примером может служить Единая тарифная сетка (ЕТС) для бюджетной сферы. Она предусматривает 18 разрядов, причем первыевосемь – для рабочих, а со 2-го по 18-й – для служащих, специалистов ируководителей.
Базовой принимается тарифная ставка первого разряда ЕТС,которая устанавливается решением Правительства Российской ФедерацииРазряд оплаты труда Тарифный коэффициент Разряд оплаты труда Тарифный коэффициент Разряд оплаты труда Тарифный коэффициент 1 1,0 7 2,76 13 5,76 2 1,30 8 3,12 14 6,51 3 1,69 9 3,53 15 7,36 4 1,91 10 3,99 16 8,17 5 2,16 11 4,51 17 9,07 6 2,44 12 5,10 18 10,07
Тарифныйкоэффициент указывает, во сколько раз уровень оплаты работ n-го разрядапревышает уровень оплаты работ 1-го разряда.
Формы оплаты труда в зависимости отколичества труда и времени делятся на две основные группы (статья 83 КЗоТ РФ):
сдельная – в основу расчета заработной платыберется количество выполненной работы и расценка за единицу продукции;
повременная – когда согласно тарифной ставке оплачивается работа за единицу времени (как правило, это час).
Каждая форма оплаты труда имеет своиособенности.
Формы оплаты труда
Форма оплаты
Основная характеристика
Документы, используемые при начислении заработной платы
Повременная Заработная плата рассчитывается исходя из установленной тариф, ставки или оклада за фактически отработанное время Тарифные ставки Документы по учету рабочего времени
Простая повременная Часовая тарифная ставка умножается на количество отработанных часов Личная карточка работника (для определения тариф, ставки) Табель учета рабочего времени
Повременно-премиальная Условия коллективного договора (контракта, положения о премировании предприятия) устанавливают процентную надбавку (месячную или квартальную премию) к месячной или квартальной заработной плате Личная карточка работника Табель учета рабочего времени Коллективный договор Трудовой договор (контракт) Положение о премировании
Сдельная Заработная плата рассчитывается исходя из заранее установленного размера оплаты за каждую единицу качественно выполненной работы или изготовленной продукции Сдельные расценки (отношение часовой (дневной) тариф, ставки, соответствующей разряду выполняемой работы, к часовой (дневной) норме выработки
Прямая сдельная Заработок определяется по заранее установленной расценке за каждую единицу произведенной продукции соответствующего качества Наряд на сдельную работу (указывается норма выработки и факт, выполненная работа) Сдельные расценки
Сдельно-прогрессивная Выработка работника в пределах установленной исходной нормы (базы) оплачивается по основным (неизменным) расценкам, а вся выработка сверх исходной нормы — по повышенным сдельным расценкам Наряд на сдельную работу Сдельные расценки на продукцию, произведенную в пределах нормы и сверх нормы
Сдельно-премиальная Заработная плата работника складывается из заработка по основным сдельным расценкам, начисленного за фактическую выработку, и премии за выполнение и перевыполнение установленных показателей труда Наряд на сдельную работу Распоряжение (приказ) о премировании
Аккордная Размер оплаты выполненных работ устанавливается не за каждую произведенную операцию в отдельности, а за весь комплекс работ Аккордное задание Табель учета.рабочего времени за расчетный период
Косвенно-сдельная Размер заработка (обычно вспомогательных работников) ставится в прямую зависимость от результатов труда обслуживаемых ими основных работников Цеховой наряд (наряд подразделения) на выполнение задания Тариф, ставка (оклад) основного работника Табель учета рабочего времени
Бестарифная система оплаты труда
Этот вид системы оплаты труда ставитзаработок работника в полную зависимость от конечных результатов работы всегорабочего коллектива, к которому принадлежит работник.
Принцип бестарифной системы оплатытруда заключается в следующем: работнику присваивается определенныйквалификационный уровень, но никакого твердого оклада или тарифной ставки неустанавливается (отсюда и возникло название системы).
Разновидностью бестарифной системы оплаты трудаявляется контрактная система. При контрактной форме найма работниковначисление заработной платы осуществляется в полном соответствии с условиямиконтракта, в котором оговариваются: условия труда, права и обязанности, режимработы и уровень оплаты труда, конкретное задание, последствия в случаедосрочного расторжения договора.
Мотивация и оплата труда.
Вопросытрудовой мотивации являются важными для любой организации, поскольку считается,и не без достаточных на то оснований, что эффективный работник — это высокомотивированный работник.
Традиционноработа по формированию системы заработной платы строится таким образом: ворганизации уже действует некая система оплаты труда, администрация ощущаетнеобходимость ее изменения. Однако представление о желаемой системе оплатызачастую строится на неверном представлении о реальных трудовых мотивахперсонала.
Прежде чем решать на предприятии вопрос оповышении заработной платы, нужно тщательно изучить мотивационную структурусотрудников.
Мотивация— это процесс сознательного выбора личностью того или иного типа поведения.Конечно, у человека могут быть неосознанные мотивы, но линию трудовогоповедения он выбирает более или менее осознанно.
Теориимотивации можно разделить на две группы: процессуальные теории мотивации итеории удовлетворения потребностей.
Теорииудовлетворения потребностей имеют целью выявление потребностей личности.Зная потребности, мы строим механизм их удовлетворения, тем самым получаемболее мотивированного, более производительного работника.
Процессуальныетеории (теория побуждения, ожидания, социального сравнения) построены наработе мотивов личности. Если человек чего-то ожидает от работы и это ожиданиеоправдано, значит, он более мотивирован. Нужно правильно выявить потребности инаучиться на них воздействовать.
Существуетпрямая связь между размером заработной платы и уровнем удовлетворенноститрудом, а также уровнем трудовой активности. Материальное стимулированиеоказывает наиболее сильное воздействие на трудовую активность. Уровень общейудовлетворенности трудом в значительной степени определяется удовлетворенностьюзаработной платой.
3.2. Должностныеобязанности топ – менеджера (руководителя предприятия)
Должностные обязанности руководителя предприятия
Руководительпредприятия:
1. Управляетв соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной ифинансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полнотуответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективноеиспользование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результатыего деятельности.
2. Организуетработу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов ипроизводственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствованиепроизводства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышениеэффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличениеприбыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, еесоответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежногорынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видахотечественной продукции.
3.Обеспечивает выполнение предприятием всех обязательства перед федеральным,региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальнымифондами, поставщиками, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банка, атакже хозяйственных и трудовых договоров (контрактов и бизнес-планов).
4. Организуетпроизводственно-хозяйственную деятельность на основе широкого использованияновейшей техники и технологии, прогрессивных форм управления и организациитруда, научно-обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовыхзатрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного)в целях всемерного повышения технического уровня и качества продукции (услуг),экономической эффективности ее производства, рационального использованияпроизводственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов.
5. Принимаетмеры по обеспечению предприятия квалифицированными кадрами, рациональномуиспользованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданиюбезопасных и благоприятных для жизни и здоровья условий труда, соблюдениютребований законодательства об охране окружающей среды.
6.Обеспечивает правильное сочетание экономических и административных методовруководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов,материальных и материальных стимулов повышения эффективности производства,применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждогоработника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплатузаработной платы в установленные сроки.
7. Совместнос трудовыми коллективами и профсоюзными организациями обеспечивает на основепринципов социального партнерства разработку, заключение и выполнениеколлективного договора, соблюдение трудовой дисциплины, способствует развитиютрудовой мотивации, инициативы и активности рабочих и служащих предприятия.
8. Решаетвопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательствомправ, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностнымлицам – заместителям директора, руководителям производственных единиц ифилиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений.
9.Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия и осуществленииего хозяйственно экономических связей, использование правовых средств дляфинансового управления и функционирования в рыночных условиях, укреплениядоговорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений,обеспечения инвестиционной привлекательности предприятия в целях поддержания ирасширения масштабов предпринимательской деятельности.
10. Защищаетимущественные интересы в суде, арбитраже, органов государственной власти иуправления.
Трудовойдоговор с руководителем предприятия ( см.приложение 3 )
3.3 Обзор рынков зерна, карбамида, полиэтилена
Обзор зернового рынка России в 2005/06 гг.
Ситуация навнутреннем рынке пшеницы в истекшем периоде 2005/06 г. характеризуетсяотрицательной динамикой цен, при этом ценовое преимущество российской пшеницысоставляет 30% по отношению к мировой цене пшеницы, что также являетсяпредпосылкой для увеличения экспортных поставок. Исходя из текущей ситуации намировом рынке зерна можно прогнозировать экспорт зерна из России в 2006/07 г. вразмере 10 млн. т. При таких объемах экспорта зерна и объемах импорта науровне прошлого года остатки к июлю 2007 г. составят около 2 млн. т, или 2,5%от емкости внутреннего рынка. При валовом сборе зерновых в текущем году вразмере 78 млн. т экспорт зерна в больших, чем 8 млн. т. объемах можетпривести к повторению ситуации 2003/04 года, когда объемы вывоза зернапревысили российский экспортный потенциал, в результате цены на пшеницу вырослиболее чем в 2 раза. При экспорте в 10 и более млн.тонн, к началу 2007/08 годаРоссия подойдет минимальными остатками зерна. В случае сокращениявалового сбора зерна в 2007/08 г. по отношению к настоящему году, что попрогнозам ИАМ вероятно, в связи цикличностью урожайности и задержкой севаозимых из-за неблагоприятных погодных условий в августе-сентябре т.г России в 2007/08 г. возникнет дефицит ресурсов зерна. Во избежаниевозникновения дефицита зерна в конце года и значительного роста цен в будущемгоду представляется необходимым осуществлять контроль за экспортными поставкамизерновых в текущем сезоне.Обзор рынкакарбамида в 2005 году
В 2005 г. ситуация на российскомрынке карбамида характеризовалась пониженным спросом на данный продукт.Некоторые российские производители снизили цены на карбамид на 500-1000 рублей,другие предприятия сохраняли цены на прежнем уровне. Резкое падение цены накарбамид в декабре в ОАО «Азот» (Березники) связывают с отсутствием спроса нароссийском рынке данного продукта и значительным снижением котировок накарбамид на мировом рынке.Состояние рынка полиэтилена
Состояние внутреннего рынка полиэтилена в первом полугодии2006 г. остается стабильным. Цены производителей на ПВД и ПНД не сильноотличаются от мартовских, даже имеется тенденция к понижению. Цена«Казаньоргсинтез» на ПВД108 – 18550 руб/т без НДС, на ПВД153 – 18550 руб/т безНДС (EXW). Производство полиэтилена и полипропилена на «Уфаоргсинтез» былоостановлено в связи с началом ремонта в марте, и первые поставки былиосуществлены в середине мая. Цены ОАО «Сэвилен» (на условии FCA Казань) наПВД153 составили 23200 руб/т с НДС, на ПВД158 – 22250 руб/т с НДС, на Сэвилен125 – 38900 руб/т с НДС, пленочный Сэвилен 113 – 32200 руб/т с НДС.
Дилерскиесредние цены в Центральном регионе на ПВД158 составили 20900 — 21200 (Казань) и21500 (Салават), на ПВД108 – 20800 руб/т с НДС (Казань). Цены дилеров наполиэтилен низкого давления составили: ПНД273 (Казань) – 20400 – 20800 руб/т сНДС, ПНД277 (Казань) – 19200 – 20000 руб/т с НДС, ПНД PE4-FE69 (Ставролен) — 29500 руб/т с НДС. Дилерские цены проявили тенденцию к снижению в среднем на4-5% (для казанского полиэтилена) в сравнении с ценами на начало года.
Российскийрынок полиэтилена в начале года преимущественно не проявлял значительнойэкспортной активности. Однако вскоре можно ожидать повышения объемов экспортароссийских производителей, в связи с повышением европейских цен на полиэтилен. Посостоянию на начало апреля европейские цены на ПВД повысились в среднем на40-50 евро/т, в сравнении с мартовскими ценами, достигнув отметки 730-790евро/т в зависимости от марки, а цена на ПНД повысилиась в среднем на 30-40евро/т, достигнув 690-740 евро/т в зависимости от марки.
3.3. Анализ рынка угля и природного газа поРоссии за 2003 – 2005 гг.
В результате осуществления первого этапа реструктуризацииугольной промышленности России, который в основном занял пятилетний период с1994г. по 1998 г., в стране создан и достаточно успешно функционирует свободныйрынок угля.
Задачей современного этапа реформы является созданиеорганизационно-правовых основ для эффективного развития отрасли и надежногоснабжения народного хозяйства углем. На это нацелена Энергетическая стратегияРоссии на период до 2020г. и политика, проводимая государством в лице МинэнергоРоссии.
Одной из ярких примет наличия конкурентного рынка, из-закоторой, собственно, этот тип рынка и становится привлекательным для общества,является колебание цен в зависимости от спроса. Представленная на рис. динамикацен производителя показывает, что они в целом по стране ведут себя какконкурентные, то есть снижаются при избытке товара на рынке, и возрастают принедостатке товара против имеющегося спроса.
/>
Рис. Динамикасредних цен производителей на уголь, руб./т.
Представленная картина наблюдается уже в течении последнихчетырех лет с момента завершения первого этапа реструктуризации, что даетоснование утверждать о наличии в России конкурентного рынка. Однако следуетотметить, что наш угольный рынок еще очень далек от совершенства. Начальникдепартамента энергетической политики РАО ЕЭС России Игорь Кожуховскийконстатировал, что в России доля угольной энергетики в топливно –энергетической системе составляет 18%. С каждым годом объемы потребления угляпадают, что, по его прогнозу, может привести к тому, что в 2009 году доля угляв производстве тепловых электростанций по сравнению с 2004 годом увеличитсятолько на 1 %. Причина в том, что цены на газ в России удерживаются назаниженном уровне. Лишь совсем недавно продажи «Газпрома» на внутреннем рынкеперестали быть убыточными. Но и сейчас, по словам руководителя РосэнергоВладимира Щадова, соотношение цен на уголь и газ недостаточно для того, чтобызаработали механизмы конкуренции между этими энергоресурсами.
Добыча, потребление и цены на уголь игаз за период с 2003 по 2005 гг.показатель добыча потребление цена,$ газ,1 тыс м3 уголь, млн.т/год газ,1 тыс м3 уголь, млн.т/год газ,1 тыс м3 уголь, млн.т/год 2005 638,2 302 437,1 82,1 40 44 2004 623,4 287 423,5 84,3 32 61 2003 608,2 273 418 88 25,6 59