Торгово технологический процесс и пути его совершенствования

–PAGE_BREAK–Динамика цен оказывает самое непосредственное влияние на основной объемный показатель торговой деятельности — оборот розничной торговли.
Это влияние можно рассматривать в двух аспектах.
Во-первых, любой прирост цены автоматически увеличивает стоимостной объем продаж. В то же время, повышение цен влечет за собой сокращение спроса, что вызвано основанием для темпов роста доходов населения от темпов роста инфляции. Когда спрос на товары относительно эластичен, увеличение цен влечет за собой сокращение объема оборота.
Это происходит потому, что некоторое процентное увеличение цены товара не приводит к такому повышению размеров дохода, который позволит покрыть потери от уменьшения физического объема оборота. Если спрос неэластичен, то увеличение цен приведет к увеличению дохода от реализации, так как рост цен в этом случае окажет сравнительно небольшое влияние на количественный объем продаж.
На практике влияние ценового фактора и физического объема продаж на розничный оборот оценивается следующим образом:
а) изменение объема продаж за счет изменения цен:
Tp = p1q1 – p0q1, (1)
где Тр,—изменение объема продаж за счет цен,
p1q1 — объем продаж в действующих ценах отчетного периода, руб., p0q1 — объем продаж в сопоставимых ценах, руб.;
б) прирост оборота за счет изменения физического объема продаж:
Tq = p0q1-p0q0, (2)
где Tq — изменение объема продаж за счет физического объема, руб., poqo — объем продаж в действующих ценах базисного периода, руб. в) объем деятельности в сопоставимых ценах, рассчитывается как:
p1q0=        p1q1
IP       (3)
где Ip — индекс цен
В таблице 2 приведем расчет влияния изменения цен и физического объема на изменение оборота.

Таблица 2
Динамика оборота торговли магазина «Продукты» за счет изменения цен и физического объема за 2004-2006 гг.
Показатели
Исследуемый период
2004 год
2005 год
2006 год
Оборот торговли в действующих ценах, тыс. руб.
35118
48683
57264
Индекс цен

1,183
1,151
Оборот торговли в сопоставимых ценах, тыс. руб.
35118
41050
1851
Общее изменение оборота, руб. в т. ч.

13565
8581
— изменение оборота за счет цен, тыс. руб.

7633
7513
— изменение оборота за счет физического объема, тыс. руб.

5932
1068
На основании данных таблицы 2 можно судить, что общий прирост оборота в 2005 году в сравнении с 2004 годом составил 13565 тыс. руб., в т. ч. за счет изменения цен данный показатель возрос на 7633 тыс. руб., а за счет изменения физического объема увеличился на 5932 тыс. руб.
В 2006 году по отношению к 2005 году общий прирост оборота составил 8581 тыс. руб., в т. ч. за счет изменения цен он увеличился на 7513 тыс. руб., а за счет изменения физического объема — на 1068 тыс. руб.
Денежные расчеты осуществляются предприятиями либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей.
В практике магазина «Продукты» расчеты с поставщиками производятся наличными деньгами по факту или в кредит.
Для осуществления расчетов наличными деньгами в магазине имеется касса, она ведется по установленной форме.
Прием наличных денег от покупателей при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Кассиры-операционисты заполняют кассовую книгу и отчитываются перед бухгалтером магазина.
Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Суммы операций записывают в ордерах цифрами и прописью. Приходные ордера подписывает главный бухгалтер, а расходные — руководитель организации и главный бухгалтер. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях имеется разрешительная подпись руководителя организации, подпись руководителя на расходных кассовых ордерах не обязательна.
Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, расходные кассовые ордера и заменяющие их документы заполняются четко и ясно чернилами или шариковыми ручками. Прием и выдача денег по кассовым ордерам производиться только в день их составления.
Приходные и расходные кассовые ордена до передачи в кассу учитываются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов.
Расчеты с поставщиками в кредит закрепляются оформлением договора. Договор розничной купли продажи в кредит составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. В договоре указывается предмет договора (срок оплаты, количество товара и ассортимент, процент за просрочку платежа), цена товара, обязанности сторон, ответственность сторон, порядок разрешения споров, срок действия договора. (Приложение 1)
Таблица 3
Классификация и виды поставщиков по закупке товаров в магазине «Продукты» за 2004-2006
Наименование поставщиков
Ассортимент товаров
Объем закупок
2004
2005
2006
Тыс. руб
Уд. Вес, %
Тыс. руб
Уд. Вес, %
Тыс. руб
Уд. Вес, %
Общий объем закупок
35118
100
48683
100
57264
100
Местные поставщики изготовители
8999,5
25,6
11680,7
24
13733,3
23,9
ОАО «Новооскольский хлебокомбинат»
2877,3
8,2
3653,1
7,5
4603,3
8
Хлеб в ассортименте
ОАО «Новооскольский мясокомбинат»
2428,7
6,9
3112,4
6,4
3807,1
6,6
Колбасные изделия
Новооскольский молокозавод
2820,5
8
3995,1
8,2
4215,7
7,4
Кефир
Сметана
Мооко
Творог
Сливки
Прочие
873
2,5
920,1
1,9
1107,2
1,9
Посредники (оптовые базы)
2453,1
7
4932,7
10,1
5147,2
9
ЧП Суслова Е.М.
1012,4
2,9
2261,3
4,6
2418,5
4,2
майонез
Даймонд Абсолют-1
1440,7
4,1
2671,4
5,5
2728,9
4,8
Вино-водочные
Иногородние поставщики изготовители
23665,7
67,4
32069,3
65,8
38383,5
67
Зао «Чернянский мясокомбинат»
6142,3
17,5
7540,6
15,5
8836,1
15,4
Колбасные изд, полуфабр
Волоконовский МКК
6032,5
17,2
6988,3
14,3
7591,4
13,3
Молочные продукты
ТД ВЛВЗ №4
5217,8
14,9
6834,1
14
8014,2
14
Ликеро-вод
ЭФКО-Воронеж
2570,2
7,3
3650,3
7,5
4836,3
8,4
майонез
ОАО «Белвино»
1221,2
3,2
2498,7
5,1
3790,3
6,6
Вино-водочные
ЗАО «Люкс» Ст. Оскол
1556,4
4,4
2760,1
5,7
3104,5
5,4
водка
Прочие
1025,3
2,9
1797,2
3,7
2210,7
3,9

Значительная часть товаров завозится в магазин «Продукты» с оптовых предприятий. Такие товары, как хлеб и хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты и некоторые другие продовольственные товары повседневного спроса, поступают в магазин непосредственно с производственных предприятий — хлебозаводов, пищекомбинатов и т. п. (Таблица 3).
Исходя из анализа таблицы 3. удельный вес производителей стабильно превышает показатели посредников, это свидетельствует о том, что производственные предприятия располагают широким ассортиментом и конкурентными ценами.
Товары сложного ассортимента (импортные товары, товары, произведенные в других городах и т. д.) завозят в магазины со складов оптовых торговых баз. В магазин товары также поступают с заготовительных предприятий, от личных подсобных и фермерских хозяйств, а также от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Основанием для завоза товаров в магазин служит заявка. Она составляется по установленной форме. В ней указывают наименование товаров и основные их ассортиментные признаки (вид, сорт и т. д.), требуемое количество товаров. Заявку, составленную в двух экземплярах, подписывает директор магазина, затем ее заверяют печатью и направляют поставщику для исполнения.
Товары могут доставляться в магазин централизованным и децентрализованным методами.
Наиболее эффективный метод доставки товаров в розничные торговые предприятия — централизованный завоз, при котором доставка товаров осуществляется силами и средствами поставщика на основе заявок розничных торговых предприятий в согласованные сроки. Применение этого метода позволяет организовать более четкое снабжение магазинов товарами, не отрывает работников розничных торговых предприятий от выполнения их основных функциональных обязанностей. При рационально организованной централизованной доставке товаров эффективнее используется рабочая сила и транспорт, снижаются издержки обращения. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазине поддерживается стабильный ассортимент. Ускоряется оборачиваемость товаров, уменьшается их порча.
Таблица 4
Характеристика поставщиков-изготовителей-посредников магазина «Продукты» за 2004-2006 год
Наименование поставщиков
Объем поступления
Уд. вес в общем объеме поставок
Тыс. руб
%
2004
2005
2006
2004
2005
2006
Общий объем закупок
35118
48683
57264
100
100
100
Местные поставщики изготовители
8999*,5
11680,7
13733,3
25,6
24
23,9
ОАО «Новооскольский хлебокомбинат»
2877,3
3653,1
4603,3
8,2
7,5
8
ОАО «Новооскольский мясокомбинат»
2428,7
3112,4
3807,1
6,9
6,4
6,6
Новооскольский молокозавод
2820,5
3995,1
4215,7
8
8,2
7,4
Прочие
873
920,1
1107,2
2,5
1,9
1,9
Посредники (оптовые базы)
2453,1
4932,7
5147,2
7
10,1
9
ЧП Суслова Е.М.
1012,4
2261,3
2418,5
2,9
4,6
4,2
Даймонд Абсолют — 1
1440,7
2671,4
2728,9
4,1
5,5
4,8
Иногородние поставщики изготовители
23665,7
32069,3
38383,5
67,4
65,8
67
Зао «Чернянский мясокомбинат»
6142,3
7540,6
8836,1
17,5
15,5
15,4
Волоконовский МКК
6032,5
6988,3
7591,4
17,2
14,3
13,3
ТД ВЛВЗ №4
5217,8
6834,1
8014,2
14,9
14
14
ЭФКО-Воронеж
2570,2
3650,3
4836,3
7,3
7,5
8,4
ОАО «Белвино»
1221,2
2498,7
3790,3
3,2
5,1
6,6
ЗАО «Люкс» Ст. Оскол
1556,4
2760,1
3104,5
4,4
5,7
5,4
Прочие
1025,3
1797,2
2210,7
2,9
3,7
3,9
При централизованной доставке завоз товаров в магазины может осуществляться собственным транспортом поставщика или транспортом общего пользования. Если завоз товаров осуществляется автотранспортом общего пользования, то наряду с договором поставки, который заключается между поставщиком и покупателем, поставщик заключает договор с автотранспортным предприятием на перевозку грузов.
Анализ местных и иногородних поставщиков, изготовителей и посредников по объему поступления приводится в таблице 4, данные таблицы показывают, что доля иногородних производителей в сравнении с каждым годом увеличивается, но в отношении местных производителей остается незначительной. Местные производители занимают лидирующее положение, и с каждым годом увеличивают свои показатели.
Эффективность прямых хозяйственных связей выражается в закупках товаров у изготовителей по более низким ценам за счет сокращения числа посредников, участвующих в торговом обороте, а, следовательно, уменьшения величины торговых надбавок, устанавливаемых каждым посредником.
В магазине «Продукты» проводятся коммерческая работа, состоящая из этапов:
–      Изучение и прогнозирование покупательского спроса на реализуемые в магазине товары;
–      Формирование оптимального ассортимента товаров в магазине;
–      Рекламно-информационная деятельность
–      Выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров;
–      Организация оказания торговых услуг покупателям.
В качестве основных носителей фирменного стиля магазина «Продукты» выступают: вывеска над входом или у входа в магазин; элементы помещения торгового зала (стены, колонны и перегородки); различные виды витрин; указатели и вывески в помещении магазина; ценники, одежда персонала.
Путем рационального сочетания фирменных элементов магазину «Продукты» придан свой стиль, хорошо запоминающийся покупателями.
3. Характеристика операций с товарами до их продажи покупателям Транспортные средства, доставившие товары в магазин, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочнораз-грузочных работ. Автоконтейнеры разгружают с помощью гидрокрана, которым оборудован автомобиль. Товары, уложенные на поддоны, снимают с автомобиля электропогрузчиком. Колесные контейнеры (тара-оборудование) сгружают с помощью средств, которыми оборудован автомобиль, или ручного водила.
Поступившие в магазин товары доставляют в зону приемки. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине «Продукты» осуществляться в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.
    продолжение
–PAGE_BREAK–