Тема: Торговыецентры в городе Набережные Челны
Дисциплина:Общая экономическая и социальная география России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Общая характеристикаразвития торговых центров
1.1. Определение торговыхцентров
1.2. Виды торговыхцентров
1.3. Особенности развитияторговых центров за рубежом
2.Характеристика современных торговых центров в городской структуре НабережныхЧелнов
2.1.Предпосылки развития в городе Набережные Челны торговых центров
2.1.Места расположения и основные параметры торговых центров в городе НабережныеЧелны
2.3.Основные проблемы и перспективы развития торговых центров в городе НабережныеЧелны
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
За последнее десятилетиев России произошли серьезные социально — экономические изменения, которыезатрагивают весь типологический ряд зданий и сооружений. Торговые зданияиспытали их воздействие в большей степени, чем какие-либо другие. Государствоперестало контролировать размещение торговых точек в городской структуре,вследствие чего они стали возникать спонтанно. Плотность их размещения вразличных районах города оказалась не зависящей от напряженностипассажиропотоков, наличия конкурентов в непосредственной близости, и т.п. Дляторговых центров (ТЦ), представляющих собой сосредоточение многих розничныхмагазинов.
По определению МеждународногоСовета Торговых центров, торговым центром является: «… группа предприятийрозничной торговли и других коммерческих предприятий, которая запланирована,разработана, находится в собственности и управляется как единый комплекс. Подобщим управлением торговым центром подразумевают действия, касающиеся торговогоцентра, в общем (реклама, связи с общественностью, общие службы и т. п.).Расположение и величина центра, а также тип и количество представленныхмагазинов находятся в уравновешенном соотношении с территорией обслуживанияторгового центра. В непосредственной близости от магазинов находятся парковочныеплощади достаточной величины». Данное определение выражает основную идею,заложенную в торговые центры — торговым центром можно назвать единовременнозапланированную и построенную концентрацию торговых сооружений в одном объемеили на одном участке, находящуюся под единым управлением.
Торговый центр какпространство, имеющее множество арендаторов, — новый для России тип здания.Сооружения, построенные в советский период и также называвшиеся торговымицентрами, не отвечают современному пониманию этого термина. В центрахсоветского периода роль основного и единственного арендатора, равно как ивладельца торговых площадей, играло государство, что влияло не только наассортимент товаров, но и на расположение торгового центра в городскойзастройке, его объемно-планировочную структуру и архитектурное решение.Размещение ТЦ и состав его арендаторов очень сильно взаимосвязаны — многиеторговые центры, в которых не учитывается данная взаимосвязь, рискуютобанкротиться или, в «лучшем» случае, не будут приносить желаемой прибыли.
Целью курсовой работы является изучение торговыхцентров в городе Набережные Челны.
Для реализации цели былипоставлены следующие задачи:
1. Дать общуюхарактеристику торговым центрам.
2. Раскрыть особенности торговыхцентров в городе Набережные Челны.
3. Выявить проблемы иперспективы развития торговых центров в городе.
При подготовке курсовойработы использовалась учебная литература таких авторов как Родионова И.А.,Ермаков В.В., Булатов А.С. и периодические издания статьи следующих авторов ЧкаловойО.В., Сироткина С., Круглова Н.
1. Общаяхарактеристика развития торговых центров
1.1. Определениеторговых центров
Развитие розничныхторговых предприятий сопровождается разнообразием их состава и увеличениемколичества. Расстояние между магазинами значительно сокращается. Предприятиярозничной торговли формируются в виде единой системы, в которой отдельныепредприятия функционируют как взаимосвязанные элементы. У покупателейпоявляется возможность приобрести комплексную покупку в группе близкорасположенных магазинов.
Соединение магазинов вгруппы приводит к образованию своеобразных центров торговли, удобных дляпокупателей. Группа магазинов получает общий район деятельности, концентрируетпоток покупателей, в результате чего общая посещаемость магазинов заметноусиливается и торговые предприятия, таким образом, помогают друг другу впривлечении покупателей.
Торговые центры стали неотъемлемойчертой многих стран, особенно США, Великобритании, ряда других западных стран,и находят все большее распространение в России.
Торговые центры — явлениене новое для России. Торговый центр представляет собой комплекс взаимосвязанныхобъектов торговли, общественного питания, сферы бытового обслуживания, которыеразмещают в одном или двух-трех территориально близких друг к другу зданиях. Вбольшинстве других литературных источников количество зданий, составляющихторговый центр, не ограничено [7].
Российский совет торговыхцентров на данный момент разрабатывает термины и определения торговойнедвижимости, которые бы отвечали современным требованиям рынка и устраивали бывсех его участников.
Торговый центр – этообъект торговой недвижимости, который спланирован, построен и управляется какединое целое, включающий в себя арендные и общие площади с минимальнойсдаваемой в аренду площадью (GLA) от 5 000 кв. м.
Торговый центр – этосовокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующихуниверсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определеннойтерритории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое ипредоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.
В настоящее времяобязательными критериями для торгового центра в России являются:
1. Единое управлениеимущественным комплексом (включающим здания, сооружения, окружающую территорию,коммуникации) специализированной компанией, которая также взаимодействует и сарендаторами торгового центра. Сейчас мы называем их управляющими компаниями.
2. Достаточное количествопарковочных мест для посетителей центра. Речь идет о минимуме 30-35 машиноместна 1000 кв. м торговой площади.
3. Наличие концепцииобъекта, разрабатываемой совместно с девелоперами, консультантами,архитекторами проекта. Т.е. владельцы и девелоперы торгового центра должныточно знать, какой объект торговой недвижимости должен быть в конкретном месте;на какую целевую аудиторию он рассчитан; какой площадью он должен обладать, чтобыбыть востребованным в данном торговом районе [7].
4. Что касается площадитакого объекта торговой недвижимости, как торговый или торгово-развлекательныйцентр, то мы можем говорить о цифре в 4500-5000 кв. м.
Американский институтградостроительства трактует понятие торгового центра следующим образом:«Торговый центр — это группа коммерческих предприятий, спроектированных,построенных, эксплуатируемых и управляемых как единое целое; центр обслуживаетзапланированный контингент населения и обеспечивает автостоянку дляпосетителей».
Институт городскогопланирования Великобритании торговый центр определяет как группу коммерческихзаведений, спланированных, созданных, управляемых как единица, соотносящаясярасположением, размером, типом магазинов с обслуживаемым районом.
История развития торговыхцентров уходит в далекое прошлое. Издавна торговля сосредотачивалась вмноголюдных местах. Античные агоры и форумы, средневековые торговые площади,восточные базары и русские торговые ряды, европейские пассажи XIX века — всеэто, по существу, прототипы торговых центров.
В современном пониманииторговые центры возникли в США в 30-х годах XX в. К настоящему времени взарубежных странах накоплен большой опыт проектирования и строительстваторговых центров. Они различаются величиной, месторасположением, составомвходящих в них предприятий.
1.2. Видыторговых центров
По величине с учетоммощности торгового центра и состава входящих в него предприятий и учрежденийразличают следующие торговые центры:
-малые — характерны в основном для торговыхцентров, обслуживающих микрорайоны на 6—30 тыс. человек и объединяющихнесколько небольших предприятий и учреждений. Их площадь незначительна (0,1—0,3га), насыщенность элементами оборудования и благоустройства невелика [7].;
-средние — соразмерны торговым центрам,обслуживающим жилые районы на 30—100 тыс. человек и объединяющим большой составпредприятий и учреждений культурно-бытового назначения. Их площадь (0,3—0,9 га)соответствует организации попутного обслуживания населения, широкомуинформированию посетителей о работе общественного комплекса, досуге людей ипр.;
-большие — свойственны крупным торговымцентрам городского значения, обслуживающим жилые образования более чем на 100тыс. человек и объединяющим многокомпонентные культурно-бытовые объекты. Ихплощадь (0,9—3 га и более) отвечает разнообразным формам общения, информации,культурно-бытового обслуживания населения.
По композиционномурешению, исходя из многообразия градостроительных ситуаций при формировании,торговые центры подразделяются на:
-точечные — характеризуются компактной формойплана. Предприятия и учреждения общественно-торгового комплекса размещаютсяотносительно него фронтально, углом, курдонерно, центрично. Фронтальноерасположение предприятий ограничивает одну или две параллельные стороныторгового центра. Угловое размещение предприятий и учреждений фланкирует двесмежных стороны торгового центра, остальные свободные стороны ориентируютсяобычно на транспортные коммуникации. Курдонерное размещение предприятий иучреждений обусловливает обстройку торгового центра с трех сторон и раскрытиечетвертой стороны, как правило на транспортную коммуникацию. Центричноеразмещение предприятий обусловливает застройку торгового центра по периметру,что гарантирует определенную изоляцию его от окружающей городской среды [7].;
-линейные — характеризуются большойпротяженностью одной из плоскостных координат (100—800 м и более). Предприятияи учреждения общественно-торгового комплекса размещаются в нем по одну, двестороны и смешанно. Одностороннее расположение предприятий и учреждений передпредприятиями фланкирует одну из его протяженных сторон; вторая сторонапешеходного пространства в большинстве случаев граничит с транспортнойкоммуникацией. В зависимости от композиционного построения комплекса иградостроительных условий подобные торговые центры имеют различнуюпланировочную структуру с прямолинейной и ломаной конфигурацией. Ломаныепланировки, в отличие от прямолинейных, позволяют избежать монотонногооднообразия вытянутых вдоль одной линии предприятий. Двустороннее расположениепредприятий вдоль обусловливает обстройку двух протяженных сторон торговогокомплекса. Подобные пространства формируются обычно перпендикулярно,параллельно или под углом к транспортной магистрали; их ширина 12—25 м.Смешанное расположение предприятий включает одно- и двустороннюю застройкупешеходного пространства в комплексе. Это позволяет на отдельных участкахконцентрировать либо рассредоточивать сетевые торговые центры, которыепредставляют собой сочетание точечных и линейных.
1.3.Особенности развития торговых центров за рубежом
По величине территории изначимости торгового центра выделяют несколько ступеней торговых центров. В США— это: местные (микрорайонные), районные и региональные торговые центры.
Местные торговые центрыобслуживают зону пешеходной доступности с населением до 10 тыс. человек ипредлагают только товары повседневного пользования. Определяющим фактором дляформирования такого центра является не ассортимент и цены товаров, а расстояниедо дома.
Региональный центробслуживает территорию с населением не менее 100 тыс. человек и включаетбольшое число конкурирующих между собой магазинов, продающих разнообразныетовары повседневного пользования, а также ряд специализированных магазинов попродаже товаров длительного пользования. Для того чтобы сравнительно редкосделать покупку в этом центре, потребители приезжают из удаленных районов.Особенно привлекательным местом покупки товаров длительного пользования былишироко представленные в региональном центре универмаги. Региональный торговыйцентр совпадает с центром коммерческой и промышленной активности региона,являясь, таким образом, фокусом транспортного обслуживания [7].
Промежуточное положениемежду местным и региональным торговыми центрами занимает районный торговыйцентр, обслуживающий территорию с численностью населения около 40 тыс. человек.Районные центры обеспечивают жителей большим ассортиментом товаровповседневного потребления, нежели местные торговые центры, и меньшим ассортиментомтоваров длительного пользования, чем региональные торговые центры.
В Швеции различаютследующие уровни торговых центров: микрорайонные центры, торговые центры жилогорайона, городского района, межрайонные центры (см. таблицу 1).
Таблица 1
Классификацияторговых центров в Швеции
Тип торгового центра
Основная клиентура,
тыс. чел.
Торговая площадь,
тыс. м2 Межрайонные центры (А) 150—400 30 Центры городского района (В) 50—120 12—30 Центры жилого района (С) 8—15 2,5—5 Микрорайонные центры (D) 4—7 1,5
Позднее емкостьобслуживаемых сегментов в Швеции была увеличена. Так, для центров типа В — до70 тыс. человек, центров типа С — до 12—15 тыс. человек [7].
В Великобританииразличают: суперрегиональные, региональные и торговые центры округа (общины).Так, суперрегиональные и региональные торговые центры обслуживают региональныерынки, различающиеся размером в зависимости от типа сети транспортныхкоммуникаций, обслуживающих центр, расположения конкурирующих центров испланированных бизнесрайонов, желания потребителей покрывать определенныедистанции для того, чтобы сделать покупки, и состава жителей. Институтгородского планирования идентифицирует два типа региональных торговых центров:суперцентр включает как минимум три или четыре основных магазина; торговыйцентр строится вокруг 1—2-х магазинов. Типичный размер каждого центраварьируется от 400 000 до 600 000 кв. футов общей арендуемой площади длярегионального центра и от 750 000 до 1000 000 кв. футов общей арендуемойплощади для суперрегиональных центров. Региональные и суперрегиональные центрыобеспечивают потребителям обширный ассортимент как удобств, покупок икачественных товаров, так и многочисленные персональные и профессиональныеуслуги и условия отдыха. Этот обширный ассортимент достигнут путемсбалансированного соседства 50–150 частных магазинов.
Указанные торговыецентры, несмотря на различные названия и характеристики, функционируютодинаково. Из-за четкого деления на уровни (ступени) такая системафункционирования торговых центров получила название ступенчатой. Ввиду большогораспространения в Великобритании эту систему еще называют «классическойанглийской системой». Характерная особенность ступенчатой системы состоит втом, что каждый центр вышестоящего уровня перекрывает функции, выполняемыенижестоящими торговыми центрами. Так, районный торговый центр служит местнымцентром для населения в пределах пешеходной доступности и одновременно районнымдля больших территорий. Равным образом, региональный торговый центр выполняетфункции местного центра для жителей деловой части города, функции районногоцентра для населения более обширной зоны и четко выраженные функциирегионального торгового центра.
Ступенчатая системафункционирования торговых центров характерна для многих стран. Она была принятав США, Великобритании, ряде других европейских стран. В отечественной практикефункционирования торговых центров также действовала ступенчатая система, воснову которой было положено размещение магазинов по ступеням жилой застройки(микрорайон, район, город) и соответственно по ступеням спроса (повседневный,периодический, эпизодический). Первая ступень — магазины небольших размеров попродаже товаров повседневного спроса, которые размещаются в микрорайонах.Вторая ступень — более крупные магазины с универсальным ассортиментом товаров,которые размещаются в районах. Третья ступень — специализированные иуниверсальные относительно крупные магазины, расположенные в центральных местахгорода, обеспечивающие достаточно широкий выбор товаров всех товарных групп[7].
Развитие торговых центровв разных странах имеет свои особенности. Так, наибольшее развитие в США впервый период возникновения торговых центров получили крупные региональныезагородные торговые центры. В странах Европы загородные региональные торговыецентры имели значительно меньшее распространение, чем в Америке, однако широкоеразвитие получило строительство торговых центров в новых жилых массивах крупныхгородов, общегородских и местных центров — в новых городах, а также создание торговыхкомплексов в центральных районах сложившихся городов.
Межрайонный центр типа Ав Швеции соответствует американскому межрайонному торговому центру. Однакоцентры типа А в Швеции едва ли могут достичь таких размеров и играть ту жероль, какие им свойственны в США, поскольку в Швеции не существует крупныхконцентраций населения, которые служат предпосылкой для создания торговыхцентров подобного типа. Кроме того, размер таких территорий для отдельных странразличен.
Однако ступенчатаясистема функционирования торговых центров имеет ряд недостатков. Существеннымнедостатком этой системы в России, жестко регламентирующей зону действиямагазинов первой ступени (повседневного) обслуживания планировочными границамимикрорайонов, является измельченность магазинов. Обязательный при ступенчатойсистеме принцип расположения магазина в границах микрорайона (в идеальной схеме— в его центре) только на первый взгляд кажется удобным, а фактически ведет кнерациональной затрате времени на специальное посещение магазина, да еще нерасполагающего достаточно широким ассортиментом товаров [7].
Учитывая недостаткиступенчатой системы в России, ее заменила функциональная система.Функциональная система предусматривает равномерное размещение магазинов натерритории города и разделение городской территории на районы жилой застройки срадиусом действия магазина в пределах пешеходной доступности (примерно 500 м,время до магазина составляет 5—10 минут). Она строится на взаимодействии двухгрупп предприятий: местного значения («стандартного» обслуживания) и городского(«избирательного» обслуживания) — в соответствии с функциями, которые онивыполняют в процессе обслуживания населения. Формирование ассортиментаобусловливается частотой покупок отдельных товаров. Магазины, расположенные врайонах жилой застройки, призваны полностью обеспечивать ежедневные потребностинаселения, предоставляя необходимый набор товаров повседневного спроса.Разнообразные потребности населения в товарах, а также услугах предоставляютмагазины общегородской сети.
Опыт проектирования истроительства торговых центров в ряде зарубежных стран также свидетельствует оновых тенденциях их развития. Пересматривается отношение к понятиюмикрорайонных центров обслуживания в таких странах, как Англия и Швеция, гдеклассическая ступенчатая система занимала ведущее место в практикеградостроительства; предпочтение сегодня здесь отдается крупным, связанным состановками транспорта торгово-общественным центрам. Это повлияло на размещениеторговых центров в застройке, которые стали выноситься к транспортныммагистралям и даже за черту города. В Германии давно исключили из практикипроектирования разделение обслуживания на микрорайонное и районное: крупныемагазины «кауфхалле» там стали основным элементом торгового обслуживания. ВЧехии укрупненные торговые центры приближены к остановкам общественноготранспорта. Во многих странах торговые центры формируются на автомагистралях,развилках дорог, в том числе за городом. Большое влияние на процесс развитияторговых центров оказывает высокий уровень обеспеченности личнымавтотранспортом, оснащенность города скоростными магистралями и развязками,развитие городского общественного и личного транспорта [7].
Таким образом, опытфункционирования торговых центров, зарубежная практика свидетельствуют онеобходимости существенного совершенствования, разработки новой концепцииразмещения торговых центров, в которой реализуются принципы движения товаров кпотребителю. Теория приближения мелких магазинов к месту жительства себе неоправдала. Размещение предприятий современной торговой сети определяется неместом, где покупатель живет, а тем, куда ему проще поехать за покупками, гдеему удобнее приобрести товар. Потребитель, особенно с ростом благосостояния,предпочитает проделать дальний путь до крупного магазина, где он может получитьширокий ассортимент товаров (как промышленных, так и продовольственных), чемпользоваться услугами хотя и приближенного к жилью, но мелкого магазина, гдесоздать широкий ассортимент товаров невозможно.
В настоящее времяправительство г. Москвы обсуждает генеральную схему размещения крупных торговыхобъектов в Москве до 2020 г., в которой предложены направления размещениякрупных торговых объектов. Необходимость разработки программы построения иразмещения торговых центров актуальна и для других крупных городов. Такиепрограммы позволят решить не только социально-экономические, градостроительныепроблемы, но и помогут предпринимателям найти свое место на рынке, определитьтип, специализацию магазина и грамотно сформировать ассортимент.
2. Характеристикасовременных торговых центров в городской структуре Набережных Челнов
2.1.Предпосылки развития в городе Набережные Челны торговых центров
Город Набережные Челны –второй по численности населения город республики Татарстан (около 550 тыс.человек) и один из самых динамично развивающихся городов России.
Город является крупнымжелезнодорожным, автотранспортным, авиационным и речным транспортным узлом созначительным промышленным потенциалом. Ведущие отрасли городского хозяйства — машиностроение, электроэнергетика, строительная индустрия, пищевая иперерабатывающая промышленность.
Основное градообразующеепредприятие – Камский автомобильный завод, один из движителей экономикиреспублики и самых перспективных предприятий по притоку инвестиций.
Город Набережные Челныявляется центром деловой жизни областных городов – Альметьевск (около 150тыс.чел.), Нижнекамск (230 тыс.чел.) и Елабуга (80 тыс.чел.), являющийся вторымРоссийским городом со свободной экономической зоной, в который крупныеиностранные авто производители готовы инвестировать $3 млрд. в ближайшие годы.
Город Набережные Челныобладает большим кадровым потенциалом – средний возраст составляет 33,4 года,доля трудоспособного населения – около 70%, доля людей пенсионного возраста — менее 12%, что значительно отличается в лучшую сторону от среднероссийскихпоказателей [6].
В результате активногосоциально-экономического и промышленного роста, стабильной демографическойситуации, повышения уровня жизни и доходов населения, высокого уровнязанятости, высокой инвестиционной привлекательности в городе Набережные Челнысозданы все предпосылки для стремительного развития современной розничнойторговли и сферы услуг.
Если обратиться,например, к проведенному агентством «Эксперт РА» исследованию«Предпринимательский климат городов России», Набережные Челны относятся ктретьей из четырех выделенных групп городов. В практическом плане это означает,что инвесторы довольно избирательно относятся к вложениям в местный рыноккоммерческой недвижимости.
Сегодня этот рынокразвивается в Набережных Челнах в первую очередь за счет торгового сегмента.Так, если еще год назад в городе не было ТЦ европейского уровня, то сегодня ужеоткрыты: «Омега» (37 тыс. кв. м), «Палитра» (32 тыс. кв. м), а 24 мартасостоялось и торжественное открытие ТЦ «Торговый Квартал» (40 тыс. кв. м).Кроме того, анонсированы «Магнит» и Metro Cash& Carry.
2.1. Местарасположения и основные параметры торговых центров в городе Набережные Челны
Для первоначального привлеченияклиентов в торговый комплекс большое значение имеет его месторасположение. Отнего во многом зависит и концепция торгового предприятия, и ценовая политика иподбор арендаторов. ТЦ «Торговый квартал» открывшийся в Набережных Челнах,расположен в десяти шагах от «Метро» на пересечении двух основных транспортныхдорог, что удобно и для пешеходов, и для автомобилистов. Схематичноерасположение торгового центра представлено в приложении [См. приложение 1].
«Торговый квартал»является крупнейшим торговым центром, что определяет его направленность наудовлетворение самых разнообразных потребностей жителей: здесь представленымагазины одежды, обуви, спортивных товаров, свадебный салон, салон нижнегобелья, крупный продуктовый супермаркет; здесь же можно приобрести бытовуютехнику, мебель, канцелярские товары, цветы, оптику. В то же время «Торговыйквартал» можно назвать досуговым центром – под его крышей разместились игровойзал, рестораны и закусочные, а также детский центр. Кроме того, на первом этажеторгового центра размещается круглосуточный супермаркет «Перекресток» [6].
Подбор арендаторов вбольшинстве торговых центров ведется на стадии разработки концепции, однакореальная жизнь часто вносит свои коррективы в первоначальные замыслы создателейторговых комплексов. В «Торговом квартале» первоначально планировалось этажноезонирование по категориям товаров, – на первом этаже должны были расположитьсямагазины-арендаторы, торгующие одеждой и обувью, а на втором – бытовойтехникой. Однако по определенным причинам этим планам не суждено былоосуществиться, и в настоящее время строгого разделения арендаторов несуществует [10].
Однако существуетмножество способов привлечь покупателей на верхние этажи. Прежде всего,посетителей должны заинтересовать сами названия торговых марок и представленныена верхних этажах товары, и одной из обязанностей администрации торговогоцентра является широкое информирование клиентов о том, какие группы товаров онисмогут приобрести, поднявшись с первого этажа. На помощь посетителям приходятразличного типа указатели, расположенные, как правило, в местах наибольшегоскопления людей в центральном холле торгового центра, а также около лестниц.
В «Торговом квартале»магазины разделены по секторам, и удобная система указателей позволяетпокупателям легко найти необходимое место в здании. Кроме того, широкоиспользуется радиореклама. На первом этаже в непосредственной близости от входачасто расположены банкомат и обмен валюты. Если они располагаются на другихэтажах, то услугами банка скорее всего воспользуются только посетителиторгового центра, тогда как расположение во входной зоне может привлечь вкомплекс случайных прохожих, которые, попадая в здание центра, становятсяпотенциальными покупателями. Еще одна услуга, которой часто можновоспользоваться, не заходя «в глубины» торгового комплекса – это фотопроявка ипечать. В последнее время одним из главным условий успешного предоставленияэтих услуг является оперативность их выполнения, и, наверное, сегодняшнийклиент не захочет воспользоваться данными услугами, если ему придется потратитьдостаточно много времени, чтобы пройти к пункту проявки и печати. Учитывая этотфакт, администрация галереи «Акрополь» разместила арендатора, предоставляющегофотоуслуги, в непосредственной близости от входа. Во входной зоне торговогоцентра «Торговом квартале» посетители могут приобрести яркие букеты цветов. Этоочень удобно, так как цветы могут довольно быстро терять свою первозданнуюсвежесть, поэтому покупатели стараются приобретать их незадолго до моментадарения. Не рекомендуется располагать очень далеко от входапрачечную-химчистку, ведь клиента, вынужденного нести свое тяжелое пальто илидубленку через весь зал, по дороге вряд ли привлекут витрины других магазинов.По-разному подходит администрация торговых центров к расположению аптеки:некоторые придерживаются мнения, что если клиенту понадобятся товары даннойгруппы, он будет готов проделать довольно большие расстояния до аптечногокиоска, но основными потребителями медицинских препаратов являются пенсионеры,и более разумным представляется размещение аптеки близко от входа. Также напервом этаже (или в начале второго) традиционно располагаются привлекающиевзгляд секции, которые требуют внимательного рассмотрения продающихся в нихтоваров (оптика, ювелирные изделия, парфюмерия). Впрочем, не стоит чрезмернонасыщать входную зону [6].
С первого этажапосетители могут попасть на верхние (или иногда на нижние) этажи,воспользовавшись лестницами, эскалаторами и лифтами. Одним из основныхтребований к размещению центральных лестниц или эскалаторов является наличиемаксимально полного обзора этажа, на который поднялся покупатель. Иногдаэскалаторы расположены таким образом, что посетитель вынужден обойти весьторговый зал, чтобы попасть на эскалатор, идущий к следующему этажу. Крометого, во многих торговых центрах есть удобные боковые лестницы. Максимальнокомфортно перемещение покупателей в «Торговом квартале», где уровни соединенымежду собой центральным эскалатором, а также шестью лестницами и тремя лифтами.
У лестниц как в местах сбольшой покупательской проходимостью часто расположены ларьки с товарамиимпульсивного спроса – как правило, небольшие предметы, покупка которых не былазапланирована заранее. Часто это разнообразная сувенирная продукция, батарейки,недорогая бижутерия и т.д. Иногда целые магазины мелочей располагаются уэскалаторов и лестниц. В торговом центре подарочные островки располагаются вцентре широкого прохода второго этажа, что обеспечивает легкий доступ к ним.Хорошо, если расположение подобного арендатора зависит не только от близости клестнице, но и связано с наличием рядом крупного оператора, предлагающеготовары, для которого эти мелочи могут быть сопутствующими. Особого вниманиязаслуживает размещение торговых секций, предлагающих мужскую и женскую одежду.Может показаться, что разумнее располагать товары для мужчин в более удаленныхот входа местах, на более высоких этажах, однако это совсем не так.Профессионалы в сфере торговли давно обнаружили, что мужчины гораздо в меньшейстепени, чем женщины, настроены делать какие-либо покупки, поэтому привлечь ихможет только близкое и удобное расположение необходимого магазина, тогда какженщина готова проделать довольно большой путь до своей цели и даже получить отэтого удовольствие [6].
На самом последнем этаже,как правило, располагаются заведения общественного питания, фуд-корты.Безусловно, это сделано с целью заманить покупателей в самые дальние уголкиздания, когда они предварительно пройдут мимо всех магазинов-арендаторов. Частостолы расположены таким образом, чтобы перед клиентом открывалась широкаяпанорама города с одной стороны, и торгового зала с другой. Администрацияостановилась на выборе услуг именно этого арендатора, потому что комплексявляется своеобразным досуговым центром района, и было решено предоставитьпосетителям возможность не просто быстро поесть, но и посидеть за беседой,провести семейный праздник и т.д. Торговый центр отличает оригинальноерасположение ресторанов между вторым и третьим этажом, на так называемойресторанной антресоли. Кроме того, небольшое кафе расположено в центральномхолле здания, в месте наибольшего скопления покупателей. Также в торговомцентре есть небольшая уютная зона отдыха с диванчиками и аквариумом,расположенная на втором этаже недалеко от лестницы. Галерея «Акрополь»отказалась от услуг некогда существовавшего в ее стенах бистро. Довольносостоятельные посетители торгового центра предпочитают поесть в ресторане,который связан с самим центром через технические помещения, но в то же времяавтономен, так как клиенты попадают в него через отдельный вход.
Торговый центр«Омега» – второй крупнейший торговый комплекс в Набережных Челнах.Аренда магазинов, кафе и ресторанов по оптимальным ценам. Современное торговоеоборудование, евроотделка и удачное место расположения. ТЦ «Омега» расположен вдостаточно оживленном месте. Как и «Торговый Квартал» он имеет хорошеерасположение вблизи транспортной развязки, на одной линии (проспекта).Схематичное расположение торгового центра представлено в приложении [См.приложение 1].
Двухэтажное отапливаемоездание. Имеются офисный блок на третьем и четвертом уровне, техническиеподвальные помещения и технические помещения на кровле [6].
На стороне северногофасада в тыловой зоне комплекса расположена зона загрузки-выгрузки,оборудованная доклевелерами и докшелтерами, обслуживающая торговые площадикомплекса. Зона рассчитана на прием девяти грузовых автомобилей. Площадь зоныравна 2650 кв.м.
На прилегающей ккомплексу территории расположены автостоянки для легковых автомобилей,запроектированные с учетом действующих норм. Количество машиномест 850 шт.Площадь проездов составляет 4150 кв.м.
Торговый центр «Палитра»,открывшийся 2006 году также является комплексом крупного масштаба и европейскойконцепции. Не находитьсяв «мертвой зоне». Расположен на пересечении двух перекрестков [См.приложение1]. В«Палитре» 2 тыс. кв. м забирает «Техносила». На остальных арендаторов остаетсявсего 3-4 тыс. кв. м. [10].
2.3.Основные проблемы и перспективы развития торговых центров в городе НабережныеЧелны
Город Набережные Челны —один сплошной «торговый центр». 3 мегакомплекса построены вдоль проспекта Мираи 2 — по окраинам. Кто в эти центры и магазины будет ходить?
У нас на 1000 жителейвсего 600 квадратных метров торговых площадей, а в Европе – 3000, но в Европезарплата у людей 2000 долларов, а у нас — 250. Сторонники массированноговнедрения гипермаркетов не скрывают, что три комплекса рядом — это ошибка тех,кто определял их дислокацию [9].
Этот регион инвестиционнопривлекателен. Известно, что КАМАЗ собирается увеличивать свои мощности и,следовательно, город станет еще богаче», — раскрывает преимущества гендиректорТРЦ «Торговый Квартал» Александр Кислов. С открытием крупных объектовНабережные Челны по насыщенности торговыми площадями только сравняются скрупными российскими городами. Не смущает инвесторов и тот факт, что челницыуже очень много товаров набрали в кредит и теперь заняты погашением займов.«Процент покупателей, которые пользуются кредитным продуктом, в нашем городе непревышает 30, соответственно о массовом кредитном обременении большинстваприобретших бытовую технику говорить не совсем корректно», — сообщает точкузрения компании «Эльдорадо» ее директор по связям с общественностью Тимофей Суровцев.Ведь норма – это когда кредитами охвачено не меньше половины покупателей.
И все же сквозь оптимизмспециалистов в Москве проступает настрой на жесткую конкуренцию в Челнах. Неуспев достроиться, комплексы уже распределяются по нишам и выпячивают своипреимущества. Генеральный директор комплекса «Торговый квартал» АлександрКислов считает, что «Торговый Квартал» должен стать для челнинцев центромвыходного дня. У нас 8 кинозалов, детская игровая зона, рестораны, кафе,магазины от дешевых до самых дорогих. Здесь будут отдыхать, развлекаться иделать различные покупки всей семьей» [10].
«А у нас –театрально-зрелищный комплекс!» — высказывается исполнительный директоркомплекса «Палитра ЛТД» Фанзиль Габдуллин.
Что характерно, вкачестве якорных арендаторов в челнинские торговые центры идут широко известныебренды и операторы федерального уровня. Так, в «Торговом Квартале» в качестве«якорей» присутствуют «Перекресток», «М.Видео», «Спортмастер», «Детский мир»,«Снежная Королева», «Иль де Ботэ», а также «Синема Парк», представленныйвосьмизальным мультиплексом. Недавно в городе открылся и первый «Рамстор».Помимо очевидных плюсов для потребителя, такая ситуация таит в себе и рядсложностей: во-первых, с рынка вытесняются местные девелоперы (уже известно оприостановке проекта в Набережных Челнах татарстанским оператором «Бахетле»).Во-вторых, велик риск появления ТЦ, дублирующих друг друга: пулы арендаторовкрупных торговых комплексов города практически совпадают [10].
«Метро» предназначено дляпрофессионалов: предпринимателей и предприятий. Основной клиент – кафе,рестораны, гостиницы», — указывает на свою нишу ассистент управляющегокомплексом «Метро» в Челнах Юлия Попова. В «Метро» рассчитывают, чтопредприниматели из Челнов, Нижнекамска, Елабуги и т.д. именно здесь будутпокупать и продукты, и промышленные товары на перепродажу и на собственныенужды.
Уже ни для кого не секрет, что гипермаркеты приносят с собой демпинговые, т.е.очень низкие цены на все, чем торгуют. Вот почему даже неслабые местные торговыекомпании настраиваются на «войну». Не секрет и то, что такие цены – явлениевременное, рассчитанное на 2-3 года. Захватив рынок сбыта, мега-торговцыподнимают цены, чтобы окупить затраты. А затраты у них космических масштабов — одно только строительство комплексов обходится по 20-30 миллионов долларовкаждый.
Как уже известно, навтором месте по перспективам развития в Республике Татарстан находятся,бесспорно, Набережные Челны. Кстати, этот город, фактически, только началполномасштабное развитие в сфере концептуальной торговой недвижимости: летом планируетсяоткрытие торгово-развлекательного комплекса «Сити Молл» [7].
Относительно перспективмогу сказать, что Челны имеют все шансы догнать Казань по соотношению торговыхпомещений на душу населения. Но проблема в том, что в городах республикидостаточно много торговых площадей, но нет достойного заполнения арендаторами(брендовыми, федеральными), не продумывается концепция, а иногда она и вовсеотсутствует. Парковка и прочие удобства и услуги для посетителей тоже, конечно,продуманы не везде.
Итак, в августе текущегогода в Челнах планируется открытие торгово-развлекательного комплекса «СитиМолл». Общая площадь которого – 19 076,1 кв.м., торговая площадь – 13 572,3кв.м. Комплекс оснастят новейшим инженерно техническим оборудованием, включаясистему центрального кондиционирования и приточно-вытяжной вентиляции [7].
Торгово-развлекательныйцентр «Сити Молл» расположится на пересечении пр. Чулман и пр. Х.Туфана.Территория характеризуется интенсивными автомобильными и средними пешеходнымипотоками. Совокупный автомобильный поток по прилегающим магистралям составляетв среднем 4000 машин в час, пешеходный поток – около 700 человек в час. Окружающийзастройка – многоэтажный жилой массив с высокой плотностью населения.
В ТРК «Сити Молл» расположитсяуличный паркингон. Автостоянки будут оснащены современными системамивидеонаблюдения, предполагается круглосуточная охрана личного транспорта. ТРК«Сити Молл» предоставит покупателям возможность совмещения шопинга с активнымотдыхом. На двух уровнях предполагается разместить супермаркет, крупный магазинэлектроники и бытовой техники, магазины одежды, обуви, аксессуаров известныхмарок, предприятия сферы услуг, отделение банка, банкоматы, пункт обмена валют,приемный пункт химчистки. Сфера общественного питания будет представлена кафе иресторанами, где посетители смогут отдохнуть и перекусить. Для детей оборудуютдетскую игровую комнату.
Здание ТРК «Сити Молл»будет оснащено всеми современными инженерными системами отопления, вентиляции,центрального кондиционирования, радиофикации, контроля доступа, счетчикамипосетителей, видеонаблюдением. Предусмотрены телефонизация всех торговых точек,интернет, собственная служба безопасности. ТРК «Сити Молл» имеет собственнуюгазовую котельную. Все этажи ТРК «Сити Молл» будут соединены между собой эскалаторами.К услугам арендаторов будут предоставлены грузовые лифты и разгрузочныеплатформы для автомобилей. Арендаторы смогут использовать фасадную площадь дляразмещения рекламы и рекламные световые витрины по периметру здания [7].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из вышеизложенногоматериала следует общее определение торгового центра. Торговый центр – этообъект торговой недвижимости, который спланирован, построен и управляется какединое целое, включающий в себя арендные и общие площади с минимальнойсдаваемой в аренду площадью от 5 000 кв. м.
Торговый центр – этосовокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг,реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных наопределенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единоецелое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.Российский совет торговых центров на данный момент разрабатывает термины иопределения торговой недвижимости, которые бы отвечали современным требованиямрынка и устраивали бы всех его участников.
В настоящее времяобязательными критериями для торгового центра в России являются:
1. Единое управлениеимущественным комплексом (включающим здания, сооружения, окружающую территорию,коммуникации) специализированной компанией, которая также взаимодействует и сарендаторами торгового центра. Сейчас мы называем их управляющими компаниями.
2. Достаточное количествопарковочных мест для посетителей центра. Речь идет о минимуме 30-35 машиноместна 1000 кв. м торговой площади.
3. Наличие концепцииобъекта, разрабатываемой совместно с девелоперами, консультантами,архитекторами проекта. Т.е. владельцы и девелоперы торгового центра должныточно знать, какой объект торговой недвижимости должен быть в конкретном месте;на какую целевую аудиторию он рассчитан; какой площадью он должен обладать,чтобы быть востребованным в данном торговом районе.
4. Что касается площадитакого объекта торговой недвижимости, как торговый или торгово-развлекательныйцентр, то мы можем говорить о цифре в 4500-5000 кв. м.
В наши дни НабережныеЧелны – прежде всего крупнейший центр автомобилестроения. Именно появление наберегах Камы завода КамАЗ превратило небольшой городок в экономическистабильный и динамично развивающийся торговый и промышленный центр Татарии.
В результате активногосоциально-экономического и промышленного роста, стабильной демографическойситуации, повышения уровня жизни и доходов населения, высокого уровня занятости,высокой инвестиционной привлекательности в городе Набережные Челны созданы всепредпосылки для стремительного развития современных торговых центров.
Город Набережные Челны — этоодин сплошной «торговый центр». Так, если еще год назад в городе не было торговыхцентров европейского уровня, то сегодня уже открыты: «Омега» (37 тыс. кв. м),«Палитра» (32 тыс. кв. м), а 24 марта состоялось и торжественное открытие ТЦ«Торговый Квартал» (40 тыс. кв. м).
Так или иначе, торговыецентры захватывает небольшие, но перспективные рынки в городе Набережные Челны,в условиях отсутствия конкуренции в данном сегменте. Говоря о перспективеразвития, следует заметить, что все зависит от платежеспособности населения,которая определенно выше в крупных городах. Поэтому появление крупных торговыхплощадок именно в этом городе наиболее приемлемо.
Относительно перспективмогу сказать, что Челны имеют все шансы догнать Казань по соотношению торговыхпомещений на душу населения. Но проблема в том, что в городах республикидостаточно много торговых площадей, но нет достойного заполнения арендаторами(брендовыми, федеральными), не продумывается концепция, а иногда она и вовсеотсутствует. Парковка и прочие удобства и услуги для посетителей тоже, конечно,продуманы не везде.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дубровский А. Региональная экономика– Наб. Челны, 2003.
2. Булатов А.С. Страны и регионы мира:Экономическо-политический справочник – М.: Велби, издательство Проспект, 2005.– 624 с.
3. Ермаков В.В., Корепанов К.И.,Арсланов Л.Ш., Удалов Н.В., Сафин М.Г. Материалы V Региональнойнаучно-практической конференции на тему: «Река Кама: ее роль в природеВолжско-уральского региона и в истории его освоения» — Сборник 1. – Наб.Челны:Документ центр «Форт-Диалог», 2006.
4. Мухаметзянова Л.Р. Все о НабережныхЧелнах и немного больше – Наб.Челны: Типография ООО «Глагол», 2006.
5. Родионова И.А., Бунакова Т.М.Экономическая география: Учебно-справочное пособие – 7-е изд. – М.: МосковскийЛицей, 2004.- 496с.
6. Круглов Н. Расположение торговыхцентров в структуре города Набережные Челны //Вечерние Челны – 2006. – 10августа. – С. 13.
7. Сироткин С. Структура торговогоцентра. Основные параметры торгового центра // Маркетинг в России и за рубежом№4 — 2006
8. Халиков И. Итоги социально-экономическогоразвития города за 2006 год и задачах на 2007 год //Челнинские Известия – 2006.–10 декабрь. – С. 9.
9. Чкалова О.В. Перспективы развитияторговых центров //Челнинские известия – 2007. — №12, февраль. – С.3.
10. http://www.yandex.ru/Официальный сайт города Набережные Челны.
ПРИЛОЖЕНИЕ1
/>
Размещение торговыхцентров в городе Набережные Челны