ТОРМОЗНАЯСИСТЕМА
Рис.1. Схема гидропривода тормозов: 1 — тормозной механизмпереднего колеса; 2 — трубопровод контура “левый передний — правый заднийтормоза”; 3 — главный цилиндр гидропривода тормозов; 4 — трубопровод контура“правый передний — левый задний тормоза”; 5 — бачок главного цилиндра; 6 — вакуумный усилитель; 7 — тормозной механизм заднего колеса; 8 — упругий рычагпривода регулятора давления; 9 — регулятор давления; 10 — рычаг приводарегулятора давления; 11 — педаль тормоза; А — гибкий шланг переднего тормоза; В- гибкий шланг заднего тормоза
ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА
На автомобиле применена рабочая тормозная система сдиагональным разделением контуров (рис. 1), что значительно повышаетбезопасность вождения автомобиля. Один контур гидропривода обеспечивает работуправого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой — левогопереднего и правого заднего. При отказе одного из контуров рабочей тормознойсистемы используется второй контур, обеспечивающий остановку автомобиля сдостаточной эффективностью.
В гидравлический привод включены вакуумный усилитель 6 идвухконтурный регулятор 9 давления задних тормозов. Стояночная тормознаясистема имеет привод на тормозные механизмы задних колес.
Рис.2. Вакуумный усилитель: 1 — шток; 2 — уплотнительноекольцо фланца главного цилиндра; 3 -чашка корпуса усилителя; 4 — регулировочныйболт; 5 — уплотнитель штока; 6 — возвратная пружина диафрагмы; 7 — шпилькаусилителя; 8 — уплотнительный чехол; 9 — корпус усилителя; 10 — диафрагма; 11 — крышка корпуса усилителя; 12 — поршень; 13 — защитный чехол корпуса клапана; 14- воздушный фильтр; 15 — толкатель; 16 — возвратная пружина толкателя; 17 — пружина клапана; 18 — клапан; 19 — втулка корпуса клапана; 20 — буфер штока; 21- корпус клапана; А — вакуумная камера; В — атмосферная камера; С, D — каналы
Вакуумный усилитель. Резиновая диафрагма 10 (рис.2) вместе скорпусом 21 клапана делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумнуюА и атмосферную В. Камера А соединяется с впускной трубой двигателя. Корпус 21клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотняется гофрированнымзащитным чехлом 13. В корпусе клапана размещен шток 1 привода главного цилиндрас опорной втулкой, буфер 20 штока, поршень 12 корпуса клапана, клапан 18 всборе, возвратные пружины 16 и 17 толкателя и клапана, воздушный фильтр 14,толкатель 15.
При нажатии на педаль перемещается толкатель 15, поршень 12,а вслед за ними и клапан 18 до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры Аи В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапанаи через образовавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой. Воздух,поступивший через фильтр 14, зазор между поршнем и клапаном и канал D, создаетдавление на диафрагму 10. За счет разности давления в камерах А и В корпусклапана перемещается вместе со штоком 1, который действует на поршень главногоцилиндра.
При отпущенной педали клапан отходит от своего корпуса ичерез образовавшийся зазор и канал С камеры А и В сообщаются между собой.
Рис.3. Привод регулятора давления: 1 — регулятор давления;2, 16 — болты крепления регулятора давления; 3 — кронштейн рычага приводарегулятора давления; 4 — штифт; 5 — рычаг привода регулятора давления; 6 — осьрычага привода регулятора давления; 7 — пружина рычага; 8 — кронштейн кузова; 9- кронштейн крепления регулятора давления; 10 — упругий рычаг приводарегулятора давления; 11 — серьга; 12 — скоба серьги; 13 — шайба; 14 — стопорноекольцо; 15 — палец кронштейна; А, В, С — отверстия
Регулятор давления регулирует давление в гидравлическомприводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднююось автомобиля. Он включен в оба контура тормозной системы и через неготормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам. Регулятордавления 1 (рис.3) крепится к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. При этомпередний болт 2 одновременно крепит вильчатый кронштейн 3 рычага 5 приводарегулятора давления. На пальце этого кронштейна шарнирно штифтом 4 крепитсядвухплечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другойконец которого через серьгу 11 шарнирно соединяется с кронштейном рычага заднейподвески.
Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстийпод болт крепления можно перемещать относительно регулятора давления. Этимсамым регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора(см. главу “Регулировка привода регулятора давления”).
Рис.4. Регулятор давления: 1 — корпус регулятора давления; 2- поршень; 3 — защитный колпачок; 4, 8 — стопорные кольца; 5 — втулка поршня; 6- пружина поршня; 7 — втулка корпуса; 9, 22 — опорные шайбы; 10 — уплотнительные кольца толкателя; 11 — опорная тарелка; 12 — пружина втулкитолкателя; 13 — кольцо уплотнительное седла клапана;
14 — седло клапана;15 — уплотнительная прокладка; 16 — пробка; 17 — пружина клапана; 18 — клапан;19 — втулка толкателя; 20 — толкатель; 21 — уплотнитель головки поршня; 23 — уплотнитель штока поршня; 24 — заглушка; A, D — камеры, соединенные с главнымцилиндром; В, С — камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов;К, М, Н — зазоры
В регуляторе имеются четыре камеры: А и D (рис. 4)соединяются с главным цилиндром, В — с правым, а С — с левым колесным цилиндромзадних тормозов. В исходном положении педали тормоза поршень 2 (рис. 6-4)поджат рычагом 5 (см. рис.3) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см.рис.4), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этомклапан 18 отжимается от седла и образуется зазор Н, а также зазор К междуголовкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры А и D сообщаются скамерами В и С.
При нажатии на педаль тормоза жидкость через зазоры К и Н икамеры В и С поступает в колесные цилиндры тормозных механизмов. При увеличениидавления жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его изкорпуса. Когда усилие от давления жидкости превысит усилие от упругого рычага,поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним перемещается под действиемпружин 12 и 17 толкатель 20 вместе со втулкой 19 и кольцами 10. При этом зазорМ увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н выберется полностьюи клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе срасположенными на нем деталями перестает перемещаться вслед за поршнем. Теперьдавление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В. Придальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и Авозрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе суплотнительными кольцами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камереВ сдвигается в сторону пробки 16. При этом зазор М начинает уменьшаться. Засчет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит и в приводе тормоза,нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станетравен нулю, давление в камере В, а значит и в камере С, будет расти в меньшейстепени, чем давление в камере А, за счет дросселирования жидкости междуголовкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между давлением в камерах В и Аопределяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площадиголовки.
При увеличении нагрузки автомобиля упругий рычаг 10 (см.рис.3) нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, тоесть момент касания головки поршня и уплотнителя 21 (см. рис. 4) достигаетсяпри большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом, эффективностьзадних тормозов с увеличением нагрузки увеличивается. При отказе контура тормозов“правый передний — левый задний тормоза”, уплотнительные кольца 10, втулка 19под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упоратарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частьюрегулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7.Работа этой части регулятора, при отказе названного контура, аналогична работепри исправной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора такойже, как и при исправной системе.
При отказе контура тормозов “левый передний — правый заднийтормоза” давлением тормозной жидкости толкатель 20 со втулкой 19,уплотнительными кольцами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его изкорпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснетсяседла 14 рост давления в камере С прекращается, то есть регулятор в этом случаеработает как ограничитель давления. Однако достигаемая величина давлениядостаточна для надежной работы заднего тормоза.
В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Течьжидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичностиколец 10.
Рис.5. Главный цилиндр с бачком: 1 — корпус главногоцилиндра; 2 — уплотнительное кольцо низкого давления; 3 — поршень приводаконтура “левый передний — правый задний тормоза”; 4 — распорное кольцо; 5 — уплотнительное кольцо высокого давления; 6 — прижимная пружина уплотнительногокольца; 7 — тарелка пружины; 8 — возвратная пружина поршня; 9 — шайба; 10 — стопорный винт; 11 — поршень привода контура “правый передний — левый заднийтормоза”; 12 — соединительная втулка; 13 — бачок; 14 — датчик аварийного уровнятормозной жидкости; А — зазор
Главный цилиндр с последовательным расположением поршней(рис.5). На корпусе главного цилиндра крепится бачок 13, в заливной горловинекоторого установлен датчик 14 аварийного уровня тормозной жидкости.Уплотнительные кольца 5 высокого давления и кольца заднего колесного цилиндравзаимозаменяемы.
Рис.6. Тормозной механизм переднего колеса: 1 — тормознойдиск; 2 — направляющая колодок; 3 — суппорт; 4 — тормозные колодки; 5 — цилиндр; 6 — поршень; 7 — уплотнительное кольцо; 8 — защитный чехолнаправляющего пальца; 9 — направляющий палец; 10 — защитный кожух.
Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматическойрегулировкой зазора между колодками и диском, с плавающей скобой. Скобаобразуется суппортом 3 (рис.6) и колесным цилиндром 5, которые стянуты болтами.Подвижная скоба крепится болтами к пальцам 9, которые установлены в отверстияхнаправляющей колодок. В эти отверстия закладывается смазка, между пальцами инаправляющей колодок установлены резиновые чехлы 8. К пазам направляющейподжаты пружинами тормозные колодки 4.
В полости цилиндра 5 установлен поршень 6 с уплотнительнымкольцом 7. За счет упругости этого кольца поддерживается оптимальный зазормежду колодками и диском. В вариантном исполнении на автомобили устанавливаютсяколодки с сигнализатором износа колодки.
Рис.7. Тормозной механизм заднего колеса: 1 — гайкакрепления ступицы; 2 — ступица колеса; 3 — нижняя стяжная пружина колодок; 4 — тормозная колодка; 5 — направляющая пружина; 6 — колесный цилиндр; 7 — верхняястяжная пружина; 8 — разжимная планка; 9 — палец рычага привода стояночноготормоза; 10 — рычаг привода стояночного тормоза; 11 — щит тормозного механизма
Тормозной механизм заднего колеса (рис.7) барабанный, савтоматическим регулированием зазора между колодками и барабаном. Устройствоавтоматического регулирования зазора расположено в колесном цилиндре. Егоосновным элементом является разрезное упорное кольцо 9 (рис.8), установленноена поршне 4 между буртиком упорного винта 10 и двумя сухарями 8 с зазором 1,25-1,65 мм.
Упорные кольца 9 вставлены в цилиндр с натягом,обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35кгс), что превышает усилие на поршне от стяжных пружин 3 и 7 (см. рис.7)тормозных колодок.
Рис.8. Колесный цилиндр: 1 — упор колодки; 2 — защитныйколпачок; 3 — корпус цилиндра; 4 — поршень; 5 — уплотнитель; 6 — опорнаятарелка; 7 — пружина; 8 — сухари; 9 — упорное кольцо; 10 — упорный винт; 11 — штуцер; А — прорезь на упорном кольце
Когда из-за износа накладок зазор 1,25-1,65 мм полностьювыбирается, буртик на упорном винте 10 (см. рис.8) прижимается к буртику кольца9, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем на величинуизноса. С прекращением торможения поршни усилием стяжных пружин сдвигаются доупора сухарей в буртик упорного кольца. Таким образом автоматическиподдерживается оптимальный зазор между колодками и барабаном.
Рис.9. Привод стояночной тормозной системы: 1 — кнопкафиксации рычага; 2 — рычаг привода стояночного тормоза; 3 — защитный чехол; 4 — тяга; 5 — уравнитель троса; 6 — регулировочная гайка; 7 — контргайка; 8 — трос;9 — оболочка троса
Стояночная тормозная система с механическим приводом,действует на тормозные механизмы задних колес. Привод стояночного тормозасостоит из рычага 2 (рис.9), регулировочной тяги 4, уравнителя 5, троса 8,рычага 10 (см. рис.7) ручного привода колодок и разжимной планки 8.
Рис.10. Датчик аварийного уровня тормозной жидкости: 1 — защитный колпачок; 2 — корпус датчика; 3 — основание датчика; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — зажимное кольцо; 6 — отражатель; 7 — толкатель; 8 — втулка; 9 — поплавок; 10 — неподвижные контакты; 11 — подвижный контакт
Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механическоготипа. Корпус 2 (рис.10) датчика с уплотнителем 4 поджимается к основанию 3зажимным кольцом 5, которое навертывается на горловину бачка. Одновременно к торцугорловины поджимается фланец отражателя 6. В этом положении зажимное кольцоудерживается двумя фиксаторами, выполненными на основании 3. Через отверстиеоснования проходит толкатель 7, соединенный с поплавком 9 при помощи втулки 8.
На толкателерасположен подвижный кон такт 11, а на корпусе датчика — неподвижные контакты10. Полость контактов герметизируется защитным колпачком 1.
При понижении уровня тормозной жидкости в бачке до предельнодопустимого подвижный контакт опускается на неподвижные контакты и замыкает цепьлампы аварийной сигнализации на щитке приборов.
ПРОВЕРКАИ РЕГУЛИРОВКА ТОРМОЗОВ
ПРОВЕРКА ТРУБОПРОВОДОВ ИСОЕДИНЕНИЙ
Для предупреждения внезапного отказа тормозной системытщательно проверьте состояние всех трубопроводов и соединений, обращая вниманиена следующее:
— металлические трубопроводы не должны иметь забоин,царапин, натиров, активных очагов коррозии и должны быть расположены вдали отострых кромок, которые могут их повредить;
— тормозные шланги не должны иметь видимых невооруженнымглазом трещин на наружной оболочке и следов перетирания; на них не должныпопадать минеральные масла и смазки, растворяющие резину; сильным нажатием напедаль тормоза проверьте, не появится ли на шлангах вздутий, свидетельствующихоб их разрушении;
— все скобы крепления трубопроводов должны быть целыми ихорошо затянуты; ослабление крепления или разрушение скоб приводит к вибрациитрубопроводов, вызывающей их поломки;
— не допускается утечка жидкости из соединений главногоцилиндра с бачком и из штуцеров, при необходимости замените втулки бачка изатяните гайки, не подвергая трубопроводы деформации. При затягивании гаектрубопроводов пользуйтесь ключом 67.7812.9525. Обнаруженные неисправностиустраните, заменяя поврежденные детали новыми.
Гибкие шланги, независимо от их состояния, заменяйте новымипосле 125 000 кмпробега или после пяти лет эксплуатации автомобиля, чтобы предупредитьвнезапные разрывы вследствие старения.
ПРОВЕРКАРАБОТОСПОСОБНОСТИВАКУУМНОГО УСИЛИТЕЛЯ
Нажмите 5-6 раз на педаль тормоза при неработающемдвигателе, чтобы создать в полостях А и В (см. рис. 2) одинаковое давление,близкое к атмосферному. Одновременно по усилию, прикладываемому к педали,определите, нет ли заедания корпуса клапана.
Удерживая педаль тормоза в нажатом положении, запуститедвигатель. При исправном вакуумном усилителе педаль тормоза после запускадвигателя должна “уйти вперед”. Если педаль не “уходит вперед”, проверьтекрепление наконечника шланга, состояние и крепление фланца наконечника вусилителе, шланга к наконечнику и штуцеру впускной трубы двигателя, так какослабление крепления или их повреждение резко снижает разрежение в полости А иэффективность работы усилителя.
РЕГУЛИРОВКАПРИВОДАТОРМОЗОВ
Рис.11. Привод тормозов: 1 — главный цилиндр; 2 — бачок; 3 — датчик аварийного уровня жидкости; 4 — вакуумный усилитель; 5 — толкатель; 6 — педаль тормоза; 7 — буфер выключателя стоп-сигнала; 8, 9 — гайки креплениястоп-сигнала; 10 — выключатель стоп-сигнала; 11 — возвратная пружина педали
Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателедолжен составлять 3-5 мм.Регулировку осуществляют перемещением выключателя 10 (рис.11) стоп-сигнала приотпущенных гайках 8 и 9. Выключатель установите так, чтобы его буфер упирался вупор педали, а свободный ход педали равнялся 3-5 мм. В этом положениивыключателя затяните гайки 8 и 9.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Свободный ход педали тормоза регулируйте при неработающемдвигателе
Если выключатель стоп-сигнала излишне приближен к педали, тоона не возвращается в исходное положение. При этом клапан 18 (см. рис. 2),прижимаясь к корпусу 21, разобщает полости А и В и происходит неполное растормаживаниеколес при отпущенной педали.
Если перемещением выключателя стоп-сигнала не удаетсяустранить неполное растормаживание тормозных механизмов, то отсоедините отвакуумного усилится главный цилиндр привода тормозов и проверьте выступаниерегулировочного болта 4 относительно плоскости крепления фланца главногоцилиндра (размер 1,25 -0,2 мм). Этот размер можно установить, придерживаяспециальным ключом конец штока, а другим ключом завертывая или отвертывая болт4.
РЕГУЛИРОВКА СТОЯНОЧНОЙ ТОРМОЗНОЙСИСТЕМЫ
Примечание. С1995 года на автомобилях применяется зубчатыйсектор рычага стояночного тормоза новой конструкции — начальный зубец сделансдвоенным. В связи с этим у автомобилей со сдвоенным зубцом сектора появилисьотличия в регулировке стояночного тормоза, указанные ниже по тексту в скобках.
Если стояночный тормоз не удерживает автомобиль на уклоне25% и включается при перемещении рычага более, чем на 5—7 (4—8) зубцов сектора,отрегулируйте его в следующем порядке:
— поднимите рычаг 2 (см. рис.9) привода стояночного тормозана 1—2 зубца сектора, — эта операция выполняется только для зубчатого сектора«старой» конструкции;
— ослабьте контргайку 7 натяжного устройства и, завертываярегулировочную гайку 6, натяните трос так, чтобы полный ход рычага 2 составил4—5 (2—4) зубцов по сектору и затяните контргайку;
Примечание. Если тросы заменены новыми, то выполните два-трираза торможение, прикладывая к рычагу привода стояночного тормоза усилие,равное 392 Н (40 кгс). При этом произойдет вытяжка тросов.
— выполнив несколько торможений, убедитесь, что ход рычагане изменился и автомобиль при этом ходе затормаживается; а при полностьюопущенном рычаге задние колеса вращаются свободно.
ПРОВЕРКАРАБОТОСПОСОБНОСТИРЕГУЛЯТОРА ДАВЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЕ
Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву,очистите регулятор давления и детали его привода от грязи. Внешним осмотромубедитесь, что регулятор давления и детали его привода не имеют повреждений,отсутствует подтекание тормозной жидкости, заглушка 24 (см. рис. 4) утоплена вотверстие корпуса на 1-2 мм,отсутствует люфт в соединении серьги 11 (см. рис. 3) с упругим рычагом 10 ипальцем 15 кронштейна. Попросите помощника нажать на педаль тормоза. Поршень 2(см. рис. 4) при этом должен выдвигаться из корпуса на 1,6-2,4 мм, сжимая пластинчатуюпружину 7 (см. рис. 3) до упора ее в рычаг 5. Рычаг 5, преодолевая усилие состороны упругого рычага 10, повернется относительно штифта 4. Несоответствиеперечисленным требованиям, отсутствие хода поршня, а также его недостаточныйили чрезмерный ход свидетельствует о неисправности регулятора или его привода.В этом случае отремонтируйте или замените регулятор давления, а после егоустановки отрегулируйте его привод (см. главу “Регулировка привода регуляторадавления”).
УДАЛЕНИЕ ВОЗДУХА ИЗ ГИДРОПРИВОДА
Прокачка тормозов необходима для удаления воздуха изгидропривода, который значительно снижает эффективность рабочей тормознойсистемы. Воздух может попасть в гидропривод вследствие разгерметизации системыпри ремонте или замене отдельных узлов, а также при замене тормозной жидкости.На наличие воздуха в приводе тормозов указывает увеличенный ход педали тормозаи ее “мягкость”.
Перед удалением воздуха из тормозной системы убедитесь вгерметичности всех узлов привода тормозов и их соединений, очистите крышку иповерхность вокруг крышки бачка, заполните бачок жидкостью “Томь” или “Роса” дометки “МАХ”. Затем тщательно очистите штуцеры для удаления воздуха и снимите с нихзащитные колпачки.
Примечание. Не рекомендуется применять жидкость, слитую изсистемы для заполнения бачка, так как она насыщена воздухом, имеет много влагии, возможно, загрязнена.
Рис.12. Удаление воздуха из гидропривода тормозов: 1 — штуцер для прокачки; 2 — шланг; 3 — сосуд с жидкостью
Воздух из системы удаляют сначала из одного контура, затемиз другого, начиная с колесных цилиндров задних тормозов. Наденьте на головкуштуцера 1 (рис.12) резиновый шланг 2 для слива жидкости, а его свободный конецопустите в прозрачный сосуд 3, частично заполненный жидкостью.
Резко нажав на педаль тормоза 3-5 раз с интервалами 2-3 с,отверните на 1/2-3/4 оборота штуцер при нажатой педали. Продолжая нажимать напедаль, вытесните находящуюся в системе жидкость вместе с воздухом через шлангв сосуд. После того как педаль тормоза достигнет переднего крайнего положения иистечение жидкости через шланг прекратится, заверните штуцер выпуска воздуха доотказа. Повторяйте эти операции до тех пор, пока не прекратится выход пузырьковиз шланга. Удерживая педаль в нажатом положении, заверните штуцер до отказа иснимите шланг. Протрите насухо штуцер и наденьте защитный колпачок. Повторитеоперации для других колес, сначала на втором колесе этого же контура, а затемпоследовательно на обоих колесах другого контура.
При удалении воздуха следите за наличием жидкости в бачке,не допуская обнажения его дна, так как при этом в систему вновь попадет воздух.При отсутствии в приводе тормозов воздуха педаль тормоза должна проходить 1/2своего полного хода. Чтобы исключить влияние вакуумного усилителя на прокачкутормозов, удаление воздуха проводите при неработающем двигателе. Если вгидравлическом приводе отсутствует тормозная жидкость, то заполните системуследующим образом:
— залейте тормозную жидкость в бачок главного цилиндра;
— отверните на 1,5-2 оборота штуцеры на цилиндрах всехколес;
— резко нажимая на педаль тормоза и плавно отпуская ее,завертывайте штуцеры по мере вытекания из них жидкости. Затем прокачайтесистему.
При удалении воздуха на автомобиле, тормозная системакоторого проработала длительный срок, находящуюся в системе жидкость заменитеновой.
ЗАМЕНАТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ
Для того, чтобы в систему гидропривода при замене тормознойжидкости не попал воздух и затрачивалось минимальное количество времени на этуоперацию, придерживайтесь следующих правил:
— действуйте в том же порядке, как и при прокачке тормозов,но используйте шланг со стеклянной трубкой на конце, которую опустите в сосуд стормозной жидкостью;
— нажимая на педаль тормоза, выкачивайте старую тормознуюжидкость до тех пор, пока в трубке не покажется новая жидкость; после чеговыполните два полных хода педалью тормоза и, удерживая ее в нажатом положении,заверните штуцер. При прокачке следите за уровнем жидкости в бачке исвоевременно
доливайте жидкость до максимального уровня;
— повторите такую же операцию на каждом рабочем цилиндре втом же порядке, как и при прокачке;
— наполните бачок до максимального уровня и проверьте работутормозов на ходу автомобиля.
ВАКУУМНЫЙУСИЛИТЕЛЬ
СНЯТИЕИ УСТАНОВКА
Рис.13. Крепление вакуумного усилителя и главного цилиндра:1 — гайка крепления главного цилиндра; 2 — гайка крепления кронштейнавакуумного усилителя
Снятие. При снятии усилителя главный цилиндр гидроприводатормозов не отсоединяется от гидросистемы, чтобы в нее не попал воздух.
Порядок снятия:
— отсоедините толкатель вакуумного усилителя от педали;
— отверните гайки 1 (рис.13) крепления главного цилиндра кусилителю, снимите его со шпилек и отведите в сторону, осторожно изгибаятрубопроводы, чтобы не повредить их;
— отсоедините от усилителя шланг;
— отверните гайки 2, крепящие кронштейн вакуумного усилителяк усилителю кронштейна, и снимите вакуумный усилитель в сборе с кронштейном.Затем отсоедините вакуумный усилитель от кронштейна.
Установку вакуумного усилителя проводите в обратном порядке.Разборка вакуумного усилителя не допускается.
ГЛАВНЫЙЦИЛИНДР
СНЯТИЕИ УСТАНОВКА
Снятие. Отсоедините трубопроводы от главного цилиндра иколодку с проводами от клемм датчика аварийного уровня тормозной жидкости.Закройте отверстия у трубопроводов и у главного цилиндра, чтобы предупредитьутечку жидкости и попадание в них пыли, грязи.
Снимите цилиндр в сборе с бачком, отвернув гайки 1 (см. рис.13) его крепления к вакуумному усилителю. Снимите датчик аварийного уровнятормозной жидкости и слейте из бачка и из цилиндра тормозную жидкость. Сниматьбачок с главного цилиндра не рекомендуется, если в этом нет необходимости.
Установку главного цилиндра проводите в последовательности,обратной снятию. После установки цилиндра прокачайте систему гидроприводатормозов для удаления воздуха.
РАЗБОРКА И СБОРКА
Рис.14. Детали главного цилиндра: 1 — корпус цилиндра; 2 — уплотнительное кольцо низкого давления; 3 — поршень привода контура “левыйпередний — правый задний тормоза”; 4 — распорное кольцо; 5 — уплотнительноекольцо высокого давления; 6 — прижимная пружина уплотнительного кольца; 7 — тарелка пружины; 8 — возвратная пружина поршня; 9 — шайба; 10 — стопорный винт;11 — поршень привода контура “правый передний — левый задний тормоза”; 12 — уплотнительная прокладка
Разборка. При необходимости снимите с главного цилиндрабачок, для чего с усилием потяните его. Вывернув стопорные винты 10 (рис. 14),последовательно выньте все детали.
Сборку цилиндра проводите в последовательности, обратной разборке.При этом все детали смазывайте тормозной жидкостью. Прокладки 12 под стопорнымивинтами рекомендуется заменять новыми.
ПРОВЕРКА ДЕТАЛЕЙ ПЕРЕД СБОРКОЙ
Перед сборкой все детали промойте изопропиловым спиртом,высушите струей сжатого воздуха или протрите чистой тряпкой, не допуская ихсоприкосновения с минеральными маслами, керосином или дизельным топливом,которые могут повредить уплотнители.
Зеркало цилиндра и рабочая поверхность поршней должны бытьсовершенно чистыми, без ржавчины, рисок и других дефектов. При каждой разборкецилиндра заменяйте уплотнительные кольца новыми, даже если они в хорошемсостоянии.
Проверьте упругость пружины поршня, длина которой должнабыть: под нагрузкой 34,3-41 Н (3,5-4,2 кгс) — 36 мм. Под нагрузкой 62,3-72Н (6,35-7,35 кгс) — 21 мм,в свободном состоянии — 57,5 мм.
ПРОВЕРКА ГЕРМЕТИЧНОСТИ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА
Рис.15. Схема проверки герметичности главного цилиндра:
1 — клапан для прокачки стенда; 2 — манометр; 3 — поглощающий цилиндр; 4 — бачок главного цилиндра; 5 — указатель смещениятолкателя; 6 — маховик; 7 — главный цилиндр
Установите главный цилиндр на стенд БС-137.000 иподсоедините его к элементам стенда, как указано на рис.15. Заполните бачокцилиндра тормозной жидкостью и, перемещая несколько раз поршни
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Время промывки уплотнительных колец в изопропиловом спиртене более 20 сек с последующей продувкой воздухом.
главного цилиндра на полную длину их хода, прокачайтесистему через клапаны 1.
Вращая маховик 6, медленно продвигайте поршни главногоцилиндра до тех пор, пока давление, контролируемое манометрами 2, не достигнет12,5 МПа (125 кгс/см2). В этом положении заблокируйте толкатель главногоцилиндра. Указанное давление должно оставаться постоянным не менее 5 с. Вслучае утечки жидкости или изменения давления в течение 5 с заменитеуплотнительные кольца поршней цилиндра.
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ
СНЯТИЕ ИУСТАНОВКА
Снятие. Отсоедините упругий рычаг 10 (см. рис. 3) приводарегулятора давления от рычага задней подвески, для чего снимите с пальца 15стопорное кольцо 14, шайбу 13, а затем серьгу 11. Отсоедините от регуляторадавления трубопроводы, не допуская утечки тормозной жидкости.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При отсоединении трубопроводов обратите внимание на ихположение, чтобы при установке присоединить их к тем же гнездам. Перепутываниетрубопроводов недопустимо.
Отверните гайки крепления кронштейна регулятора давления ккузову и снимите кронштейн в сборе с регулятором давления и рычагами егопривода.
Установка регулятора давления проводится в обратном порядке.
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ПРИВОДАРЕГУЛЯТОРАДАВЛЕНИЯ
Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву.Автомобиль должен стоять на колесах, быть в снаряженном состоянии.
Прожмите заднюю часть автомобиля, прикладывая 2-3 разаусилие в 392-490 Н (40-50 кгс), направленное сверху вниз на задний бамперавтомобиля, для установки задней подвески в среднее положение.
Рис.16. Регулировка привода регулятора давления: а) 1 — шаблон; 2 — рычаг приспособления; 3 — ролик; 4 — рычаг привода регуляторадавления; 5 — скоба; 6 — груз; б) 1 — штанга
Установите между рычагами задней подвески и кузовом штанги 1(рис.16 б) для фиксации кузова в данном положении. Предварительную оценкунастройки привода регулятора давления можно определить по зазору между нижнейчастью рычага 5 (см. рис. 3) привода регулятора давления и пружиной 7. Зазордолжен быть в пределах 2-2,1 мм. Регулировку привода регулятора давления проводят спомощью приспособления 67.7834.9512, для чего:
— отсоедините серьгу 11 (см. рис. 3) от пальца кронштейнарычага задней подвески и опустите серьгу вниз. Установите на оси кронштейнарычага задней подвески приспособление (см. рис. 16а) для регулировки приводарегулятора давления в положение, при котором упор А рычага 2 приспособленияупирался в полку соединителя рычагов задней подвески;
— зацепите захват тросика груза 6 за скобу 5, а тросикперекиньте через ролик 3 и, слегка нажав на груз приблизительно с усилием 4,9 Н(0,5 кгс) вниз, опустите груз (масса груза должна быть равна (1,5±0,050) кг);
— убедитесь, что рычаг 4 не задевает за рычаг заднейподвески;
— установите на ось кронштейна рычага задней подвески шаблон1 и проверьте, входит ли в паз шаблона рычаг 4 привода регулятора давления. Этоуказывает на правильность регулировки привода, при котором расстояние междуцентром оси кронштейна рычага задней подвески и осью рычага 4 равно (28±0,2)мм, а давление включения регулятора равно 3,0±0,5 МПа (30±5 кгс/см2).
В случае неправильной регулировки привода ослабьте болты 16и 2 (см. рис. 3) крепления регулятора давления, вставьте в отверстия А и Вштифты специального рычага и переместите кронштейн в сторону, при котором рычаг10 привода регулятора давления входит в паз шаблона. В этом положении затянитеболты 16 и 2 крепления регулятора давления и, убедившись в правильностирегулировки, соедините серьгу 11 с кронштейном рычага задней подвески.
РАЗБОРКА, ПРОВЕРКА ДЕТАЛЕЙ И СБОРКА
Рис.17. Детали регулятора давления: 1 — защитный колпачок; 2- стопорное кольцо; 3 — втулка поршня; 4 — уплотнительное кольцо штока поршня;5 — шайбы; 6 — пружина; 7 — уплотнительное кольцо головки поршня; 8 — поршень;9 — втулка корпуса; 10 — стопорная шайба; 11 — толкатель; 12 — шайба; 13 — уплотнительные кольца толкателя; 14 — втулка толкателя; 15 — тарелка; 16 — пружина; 17 — прокладка пробки; 18 — пробка; 19 — заглушка; 20 — корпусрегулятора давления
Разборка. Отверните болты 16 и 2 (см. рис. 3) креплениярегулятора и отсоедините его от кронштейна 9. Выверните пробку 18 (рис. 17),снимите прокладку 17, выньте пружину 16 и опорную тарелку 15. Снимите защитныйколпачок 1, нажмите на втулку 3 поршня, сдвинув ее внутрь корпуса. Удерживаявтулку поршня в этом положении, снимите стопорное кольцо 2. Придерживайтевтулку 3 пока за счет усилия пружины 6 она не выйдет из корпуса, снимите ее.
Выньте поршень 8 с уплотнителями 4 и 7, шайбами 5, пружиной6. Выньте толкатель 11 с уплотнительными кольцами 13, втулкой 14 и шайбой 12.При необходимости, специальным съемником, выньте из корпуса втулку 9.
Проверка деталей. Промойте детали изопропиловым спиртом илитормозной жидкостью и внимательно осмотрите их. Поверхности деталей не должныиметь повреждений и заметного износа.
Проверьте состояние и упругость пружины втулки толкателя. Еедлина в свободном состоянии должна быть 13,3 мм, под нагрузкой 13,7±1,5 Н [(1,4±0,15кгс)] — 7,5 мм.
Поврежденные и изношенные детали, а также уплотнительныекольца замените новыми.
На стенде БС-137.0