Традиционные и инновационные методики обучения

Российский Государственный Педагогический Университет
имени А.И. Герцена
Курсовая работа
на тему:
 
Традиционные и инновационные методики обучения
 
 
 
Выполнила:
студентка 4курса (6лет)
заочногоотделения
БогдановаО.А.
Научныйруководитель:
ХабибулинЮ.А.
 
 
 
 
 
СПб 2009г.

Введение
В настоящеевремя в России идёт становление новой системы образования, ориентированной навхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождаетсясущественными изменениями в педагогической теории и практикеучебно-воспитательного процесса. Содержание образования обогащается новымипроцессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией,творчески решать педагогические проблемы с акцентом на индивидуализациюобразовательных программ. Традиционные способы информации – устная и письменнаяречь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения,использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Намечаетсядальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро — имакросоциума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становитсяличностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводятдуховному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Воснову образовательной системы в качестве генеральной идеи положеногуманистическое мировоззрение, предусматривающее формирование таких качествличности, как осознание природы и человека в их единстве, отказ отавторитарного, мифологического стиля мышления, терпимость, склонность ккомпромиссу, уважительное отношение к чужому мнению, иным культурам, ценностями верованиям. Решение этой задачи тесно связано с проблемой технологизацииобразования. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий,адекватных уровню общественного знания. Вводится новое понимание«педагогической технологии» как не просто исследования в сфереиспользования ТСО (технических средств обучения или компьютеров), аисследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизацииобразовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательнуюэффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а такжепосредством оценки применяемых методов. Речь, таким образом, идет обуправляемости педагогического процесса и создании инструментария для работыучителя – о педагогической технологии в педагогическом процессе.
Как известно,в российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, которыйдает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать иконструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Вэтом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантовего содержания, использование возможностей современной дидактики в повышенииэффективности образовательных структур; научная разработка и практическоеобоснование новых идей и технологий.

Разныепедагогические системы
В наше времяполучили известность авторские педагогические системы И. П. Иванова, В. А.Караковского, А. С, Макаренко, М. Монтессори, В.А.Сухомлинского, В.Ф.Шаталова.
Воспитание воимя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практическая деятельность — убедительное доказательствотому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическаяпремудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны.
Основойуспеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души,воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умениеглубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
Первоочереднаязадача школы, отмечал В.А. Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждомчеловеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуальнополнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестоватьв каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднятьличность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
Если в другихпрофессиях группы «человек-человек» результат, как правило, являетсяпродуктом деятельности одного человека — представителя профессии (например,продавца, врача, библиотекаря и т.п.), то в педагогической профессии оченьтрудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействийв качественное преобразование субъекта деятельности — воспитанника.
С осознаниемзакономерного усиления коллективистических начал в педагогической профессии всешире входит в обиход понятие совокупного субъекта педагогической деятельности.Под совокупным субъектом в широком плане понимается педагогический коллектившколы или другого образовательного учреждения, а в более узком — круг техпедагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся илиотдельному ученику.
Большоезначение формированию педагогического коллектива придавал А. С. Макаренко. Онписал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели несоединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона,единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательногопроцесса».
Те или иныечерты коллектива проявляются, прежде всего, в настроении его членов, ихработоспособности, психическом и физическом самочувствии. Такое явлениеполучило название психологического климата коллектива.
А.С.Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерствоучителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива.«Единство педагогического коллектива, — считал он, — совершенноопределяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянномколлективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чемкакой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез спедагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки впедагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее».А.С. Макаренко утверждал, что нельзя ставить вопрос о воспитании в зависимостиот качества или таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно статьтолько в педагогическом коллективе.
Инновация
Что же такоеинновация?
Инновации (отангл, innovation — нововведение, новация) — это изменения внутри педагогическойсистемы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса.Современные истолкования сущности и направленности педагогических инновацийвесьма противоречивы. Чаще всего их связывают с разработкой и внедрением новыхтехнологий, методов и средств. Но инновации не сводятся только к ним. Инновации— это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства ирезультаты совершенствования педагогической системы.
Какиепроблемы чаще всего оказываются объектами инноваций? Все те же вечныепедагогические беды: как повысить мотивацию учебно-воспитательной деятельности,как увеличить объем материала, изучаемого на уроке, как ускорить темпыобучения, как устранить потери времени и т. д. Внедрение более продуманныхметодов, использование активных форм учебно-воспитательного процесса, новыхтехнологий обучения и воспитания — постоянные области внедрения инновационныхидей. Если под таким углом зрения посмотреть на инновационные призывы, тоокажется, что никаких существенно новых аспектов они не содержат. Зачастую нети новых «рецептов» решения старых проблем. По большому счету, подлинноинновационными мы вынуждены признать лишь те идеи, которые основываются на новомзнании о процессах человеческого развития и предлагают не использовавшиесяранее теоретические подходы к решению педагогических проблем, конкретныепрактические технологии получения высоких результатов.
Анализбольшого количества общих и частных инновационных проектов по критериюсоответствия уровню разработанности предлагаемых идей в педагогической науке(отбор по принципу известно-неизвестно), а также использования в педагогическойпрактике (отбор по принципу было—не было) позволил отнести к общим педагогическиминновациям:
1)      неновую, но постоянно актуальную и далеко не исчерпавшую себя общую идею ипрактическую технологию оптимизации учебно-воспитательного процесса,охватывающую систему педагогической науки и педагогической практики;
2)гуманистическую педагогику во всей совокупности ее теоретических положений ипрактических технологий;
3) основанныена новых идеях подходы к организации и управлению педагогическими процессами;
4)технологии, основанные на применении новых идей и средств информатизации,массовой коммуникации.
Главныминаправлениями инновационных преобразований в педагогической системе являютсятеория, технология (содержание, формы, методы, средства), управление (цели ирезультаты), учебные заведения.
Инновационныепроцессы заметно оживили педагогическую мысль. Инновационная педагогика,например, требует замены парадигмы воспитания. Парадигма (от греч. paradigma —образец, эталон) — господствующая теория, положенная в основу решениятеоретических и практических проблем. По мнению инноваторов, современнаяпедагогическая теория безнадежно устарела, строить на ней воспитание нынешнихпоколений в новых условиях нельзя. В этой связи инновационным направлениемразвития педагогической теории чаще всего называют возврат к прочноустановленным наукой и подтвержденным многовековой практикой классическимоснованиям природосообразной педагогики.
К сожалению,прогрессивные в своей основе инновационные процессы сопровождаютсяпрожектерством. Отличие новаций от прожектерства рассмотрел акад. Ю. К.Бабанский, отметив, что в последнее десятилетие в науке возникло принципиальноновое и важное направление — теория новаций и инновационных процессов.Новаторство — это обязательно прогрессивные нововведения, продвигающие практикувперед. При ином подходе под новаторство могли бы рядиться и прожектерство, иоткровенные спекуляции на отрицании всего существующего. Повторение старого неесть новаторство. Это полезные применения известного.
На какойоснове возникают прогрессивные новации? Как правило, на научной. Случайныенаходки — исключение из правил. На сугубо эмпирической основе возникают лишьпрожектерство, т. е. нереальные для практики предложения, которые не могутпробить себе дорогу. Учитель-новатор обязательно в той или иной мере опираетсяна известные ему теории обучения, берет на вооружение то, что помогает ему вработе, вносит изменения, коррективы, дополнения.
Прожектерствопроизрастает на почве нарушения закономерностей и принципов обучения ивоспитания. Например, предлагается в младших классах сокращенный курс высшейматематики — тем самым нарушается закономерность возрастных возможностей детей,принцип доступности обучения. Вносится проект реорганизации начальной школы изчетырехлетней в двухлетнюю, так как, мол, найдены пути сокращения вдвое сроковобучения, уменьшения вдвое числа правил правописания и пр. Разрабатываютсяпроекты интеграции курсов, нарушающие закономерности построения каждогопредмета. Вносятся варианты суггестивного изучения физики, математики, накоторые (вопреки логике этих предметов) распространяется опыт изученияиностранного языка. Таких примеров нарушения научных закономерностей, ведущих кпрожектерству, хоть отбавляй. И ученым надо иметь мужество, чтобы противостоятьим, получая затем в отместку замечания по своим научным работам. Прожектерствопроявляет себя и в педагогической маниловщине, в оторванном от реальныхвозможностей школы построении учебного и воспитательного процессов. Например,вносят предложения дифференцировать обучение в классах, формируемых из«жаворонков» и «сов», т. е. активно работающих утром и вечером; перестроитьпроцесс обучения с учетом особенностей восприятия левого и правого полушарийкоры головного мозга. Обе эти идеи имеют под собой научные основания, номировая психология пока не располагает средствами надежной диагностики, какпервых, так и вторых особенностей и тем более проверенных методов работы скаждой из названных групп учеников. Так неплохие по своей сути идеи приобретаютпрожектерский характер.
Рассмотримболее подробно методику Монтессори и систему В.Ф.Шаталова.
 
Монтессорипедагогика
Нарастающий в наши днибольшой интерес к идеям и опыту М. Монтессори глубоко символичен, ведь этосвязано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм,внимание к индивидуальности ребенка, а также с необходимостью обучения ивоспитания подрастающего поколения, способного успешно действовать вгражданском обществе, в непрерывно меняющемся мире.
Как писал ещеКаменский Я.А.:
Всевсего легче образуется в нежном возрасте.
Природа всехрождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимаютформу, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию.Мягкий воск можно лепить, придавая ему новую форму, но если он затвердеет, тоего легче обратить в порошок. Молодое дерево можно сажать, пересаживать,подчищать, изгибать как угодно; но если оно выросло, это невозможно сделать.Так, если кто желает согнуть из дерева лук, ему нужно взять дерево зеленое имолодое; нельзя согнуть старое, сухое, суковатое дерево. Свежие яйца принасиживании легко согреваются и дают птенцов; от старых яиц напрасно будешьждать этого. Желая приучить к работе: барышник — коня, пахарь — вола, охотник — собаку и ястреба (как вожак — медведя к пляске, старуха — сороку, ворона,попугая к подражанию человеческому голосу), избирают молодых и юных животных иптиц; если же выберут старых, то их труды пропадут даром.
Так жеформируется и сам человек.
Все это,очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку. У него мозг,воспринимая попадающие в него через органы чувств образы вещей, похож на воск,в детском возрасте вообще влажен и мягок и способен воспринимать всевстречающиеся предметы; затем понемногу он высыхает и твердеет, так что, посвидетельству опыта, вещи запечатлеваются и отображаются на нем с большойтрудностью. Отсюда известное выражение Цицерона: «Дети быстро схватываютбесчисленное количество предметов». Таким образом, и руки, и все остальныечлены только в детские годы могут приспособляться к ремеслам и работам, покамускулы еще гибки.
Толькото прочно, что усваивается в раннем возрасте.
Только то в человекепрочно и устойчиво, что он впитывает в себя в юном возрасте. Это ясно из тех жепримеров. Даже разбитый сосуд сохраняет запах, которым он пропитался при первомупотреблении. Дерево, как распростерло свои ветви в нежном возрасте вверх,вниз, в стороны, так и сохраняет их в течение сотен лет, пока его не срубят.Шерсть так прочно удерживает краску, которой она была первоначально окрашена,что перекрасить ее нельзя. Деревянный обод колеса, затвердев, скорее разлетитсяна тысячу кусков, чем станет снова прямым. Таким же образом и в человеке первыевпечатления настолько устойчивы, что было бы чудом, если бы они изменились.Поэтому чрезвычайно разумно, чтобы они внушались в юном возрасте согласно стребованиями истинной мудрости.
Дисциплина в свободе –вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьныхметодов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в нашейсистеме понятие дисциплины весьма отличается от ходячего понятия ее. Раздисциплина основана на свободе, то и самая дисциплина обязательно должна бытьдеятельной, активной. Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только стой поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик. Ноэто – личность уничтоженная, а не дисциплинированная.
Мы называем человекадисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовать свое поведениес необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу. Это понятиеактивной дисциплины нелегко осознать и усвоить, но оно заключает в себе великийвоспитательный принцип, весьма отличный от безусловного и не терпящеговозражений требования неподвижности.
Свободе ребенка должнаполагаться граница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называемвоспитанностью. Следовательно, мы должны подавлять в ребенке все, чтооскорбляет или неприятно действует на других или что носит характер грубого илиневежливого поступка. Но все остальное — каждое проявление, имеющее полезнуюцель, – каково бы оно ни было и в каковой бы форме ни выражалось, не толькодолжно быть дозволяемо, но и должно стать объектом наблюдения длявоспитательницы. Это – весьма существенный вопрос: в своей научной подготовкеучительница должна черпать не только умение, но и охоту наблюдать явленияприроды. По нашей системе, она должна оказывать скорее пассивное, чем активноевлияние, и эта пассивность ее должна слагаться из напряженной любознательностии безусловного уважения к явлениям, которые она желает наблюдать. Учительницадолжна понимать и чувствовать свое положение наблюдателя; активность же должналежать в наблюдаемом явлении.
Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста(1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием, и получила самое широкое распространение.Педагогика Монтессори – замечательный пример эффективной практическойреализации идей свободного воспитания.
Основным отличием метода Монтессори от традиционных детскихсадов является отношение к ребенку как уникальной, неповторимой личности, сосвоим собственным планом развития, своими собственными способами и срокамиосвоения окружающего мира. Основная идея метода Монтессори заключается встимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду,имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностямребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системеМонтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этойсреде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческийпотенциал.  Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок являетсянормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Этадеятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение вкультуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализациизаложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому идуховному развитию.
Феномен педагогикиМонтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлениеисключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а такжев ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность!
Дети, посещающие группыМонтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способностьконцентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыкамиобщения в социуме и внутренней дисциплиной, что позволяет им без трудапоступать в самые разные школы!
Имя МарииМонтессори, итальянского педагога и врача, уже не один год привлекаетпристальное внимание родителей, подбирающих детские садики для своих любимыхдетей. И этот интерес не напрасен — ведь именно Монтессори удалось найти ключ квоплощению своих идей в повседневной педагогической практике.
Так чем жеотличаются детские сады, работающие по системе Монтессори, от обычных,традиционных? Прежде всего, очень важно отношение к ребенку как к уникальной,неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своимисобственными способами и сроками освоения окружающего мира. Поэтому Монтессори- учитель, а именно так называют педагога, работающего в рамках этого метода,дает возможность малышу познавать мир в своем собственном темпе, самомувыбирать те или иные материалы для работы. А учителю отводится довольноскромная роль — помочь ребенку освоить тот или иной материал, и наблюдать затем, как происходит его развитие, заполняя индивидуальную «картудостижений». Вмешательство в деятельность ребенка возможно только в томслучае, если он сам об этом попросит. И в этом проявляется свобода выборамалыша: он волен двигаться вверх по лестнице саморазвития в своем собственномтемпе.
Ведь сейчаспо-настоящему успешным в жизни может быть человек, обладающий многимикачествами, а внутренняя свобода и самостоятельность в мышлении и поступкахзанимают не самое последнее место.
Помоги мнесделать это самому — вот основной девиз педагогики Монтессори. Эта фразавыбрана не случайно — ведь детям очень важно быть самостоятельными! Конечно, неу каждой мамы хватит терпения пассивно наблюдать, как ее родное чадоразмазывает грязь, вытирая пыль со стола, или неумелыми ручками моет чашку,расплескивая месячный запас воды по полу. Ведь гораздо легче помыть самой — ивремени займет меньше и результат налицо. Но что мы получаем в итоге? Малышпонимает, что любое его начинание бессмысленно и абсолютно не находит никакойподдержки у любимого человека. А это значит, что быть самостоятельным неинтересно и не нужно.
Вообще нашималыши чувствуют себя в мире взрослых как лилипуты в стране великанов — большинство вещей, представляющих для ребенка интерес, являются недоступными.Малыш, попадая в наш мир, видит его совершенно неприспособленным для своейжизни: у него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, чтоделать с окружающими его предметами. В садиках Монтессори этому«малышовому» горю смогли помочь: ребенок с первых минут попадает втак называемую «подготовленную среду», в которой все пособияабсолютно доступны и находятся на высоте ребячьего роста.
Подготовленнойэта среда является потому, что имеет четкую логику построения и до мелочейпродуманное содержание, соответствующее естественным психологическимпотребностям ребенка. Материалы, находящиеся в среде, выдержали испытаниевременем: все они возникли в результате многолетних наблюдений над детьми, теже из них, к которым малыши не проявляли интереса, были выбракованы заненадобностью. Так из чего же состоит эта замечательная подготовленная среда?
Можновыделить пять зон развития, которые малыш последовательно осваивает за времяпребывания в группе. В первую очередь, это конечно зона упражнений практическойжизни, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильнозастегивать пуговицы, шнуровать ботинки, мыть руки, чистить и резать овощи ифрукты, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делатьдома в силу бешеного ритма жизни и вечной спешки. Согласитесь, что нашим детямчасто приходится слышать от нас фразы типа «Ты еще маленький» или«Подрастешь, вот тогда и будешь делать все сам». Но, к сожалению, потомбудет поздно: к школьному возрасту ростки самостоятельности уже будут задушены,не успев получить полный расцвет. А в группах Монтессори дети скорее услышат«Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учительдолжен просто показать, как правильно обращаться с тем или иным материалом, илидать, говоря научным «монтессорианским» языком, презентацию.Упражнения практической жизни включают себя также материалы, которые связаны спереливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов — все то, чторазвивает движения руки и является подготовительным этапом перед освоениемписьма, чтения и математических абстракций. Следует заметить, что все предметы,которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Ведь вгруппах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает напол стеклянный кувшин, разлетаясь на мелкие кусочки, и вода разливается повсему полу, ему очевидна совершенная ошибка. Ребенок сам искренно расстроен иучителю нет необходимости ругать или наказывать его — и в этом работает ещеодин замечательный принцип педагогики, который можно назвать автоматическимконтролем ошибок.
Вообще,Монтессори педагогика — это педагогика без наказаний, которые только озлобляютребенка, рождают забитость, агрессивность и как результат — неуверенность всвоих силах. В зоне сенсорного развития малыш может получить все ощущения,которых так не достает в жизни — с помощью материалов, находящихся здесь, онразвивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеетвозможность потренироваться в различении температур, ощутить разницу в весепредметов, и конечно развить мускульную память. Нахождение в сенсорной зонеявляется важным подготовительным этапом перед вступлением малыша вматематическую зону — поработав с сенсорным материалом и научившись мыслитьлогично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины ужехорошо знакомые ему понятия. Причем обучение математике проходит оченьестественно: малыш просто живет в подготовленной среде, насквозь пропитаннойматематикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалыдля того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения иделения, освоил порядковый счет — все то, что считается важным критериемготовности ребенка к поступлению в школу. Но этим не исчерпывается всемногообразие материалов, содержащихся в подготовленной среде.
Малышу какносителю языка необходима и зона языкового развития, без которого не возможенполноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширитьсвой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквыи рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощьюподвижного алфавита.
Такжесовершенно очевидно, что полноценное личностное развитие не может состоятьсябез того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира — и этузадачу решает зона космического воспитания, где малыш узнает основы ботаники,зоологии, анатомии, географии и других естественнонаучных дисциплин. В подготовленнойсреде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями как,например, категория пространства. И это происходит не только с помощьюосознания того, что у каждого материала в группе есть свое место, но, ираскатывая коврик для работы и тем самым обретая свое личное пространство,которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя. Ведь в группахМонтессори дети не сидят за партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя- каждый занят своей работой сидя на коврике или за небольшим столиком,специально приспособленным для ребячьего удобства. И никто — ни товарищи погруппе, ни сам учитель — не вправе нарушить концентрацию малыша.
Если вматериале, каждый из которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаютсясразу два маленьких претендента, то естественно возникает необходимостьдоговориться об очередности использования или о совместной работе. И в этомслучае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умению договариватьсяи слушать друг друга. Целям получения навыков социального общения служит такжеи принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогают младшим,что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближаетклимат в группе к семейному.
А что жепроисходит с ребенком при достижении возраста, когда уже пора переходить вшколу? Этот вопрос волнует многих родителей, чьи дети посещают садикиМонтессори. Сможет ли ребенок адаптироваться в традиционной начальной школе икакое будущее ждет его в ней. Дети из групп Монтессори, как правило, безособого труда поступают в самые разные школы — ведь у них есть огромнаявнутренняя мотивация к обучению, способность концентрироваться на работе,самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения и внутреннейдисциплиной. Всеми этими качествами ребенок уже с рождения щедро одаренприродой, а метод Марии Монтессори призван только поддержать, и закрепить их впроцессе обучения.
Ведь каждыймалыш уникален и гениален по-своему, а нашей задачей как взрослых является незадавить эту искорку таланта. В этом отношении основная идея метода может бытьвыражена словами известного американского психолога, автора многочисленныхбестселлеров Дипака Чопры: «У Вселенной есть цель — реализация творческихспособностей человека и его счастье!». И в этом направлении педагогикаМонтессори движется уже более 100 лет!
 
Инновационнаяметодика — Шаталов Виктор Федорович
В.Ф. Шаталов- гениальный педагог, разработал многоуровневую систему эффективного обучения вшколе, включающую технику представления (опорные конспекты), ускорения усвоенияи закрепления материала школьных программ («Интеллект развивается до 11лет…»).
Своимиработами он вскрыл огромные резервы методики обучения: освоение самых сложныхпредметов в школе физика математика… (можно облегчить и сократить время наобучение в два-три, и более число раз!).
Изобрелнесколько важнейших психолого-дидактических методологических приемов(максимально эффективное использование времени учащихся, «опорные конспекты»,«плашки» и проч.).
В.Ф. Шаталоввыдвинул и реализовал уникальную идею «борьбы с двойками», которые, какправило, традиционные учителя предпочитают не замечать, когда пытаются«реализовывать» некоторые методы, и тем самым оказываются неспособнымиреализовать систему В.Ф. Шаталова. Работы В.Ф. Шаталова содержат около 4000оригинальных педагогических, психологических и дидактических приемов иновшеств.
За тридцатьлет на семинарах с системой В.Ф. Шаталова познакомилось около 500 тыс. учителейв России, и около 400 тыс. педагогов на Украине.
Лучшимрассказом о системе Шаталова В.Ф. будут выдержки из его книг.
Ни дня безигры (1980)
Все времярядом с поиском новых методических приемов и методов шли самые разнообразныеигры и состязания. На первый план встала забота о здоровье ребят, поддержаниивысокого рабочего тонуса, бодрого, оптимистического настроя. Незаменимымпомощником всегда и во всем был спорт.
Такихвозможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в планеоценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности,не может дать никакой, даже самый лучший в методическом отношении урок.
Включитесь вигру! Доверьтесь ей!
Например, всостязаниях по стоклеточным шашкам, требующих предельно напряженного внимания,глубокого анализа и сложных расчетов вариантов, на первых местах в классеоказались слабые ученики. Как это объяснить? Возможно, игровые ситуациивключают в действие какие-то скрытые резервы мышления; природная одаренностьсплошь и рядом никак не соотносилась со школьными успехами.
Так, в игре,путь к развитию познавательной активности был нащупан.
Живая речь науроке (1989)
Учителямхорошо известно, как медленно и робко говорят дети в 4–5 классах. Скороговоркипомогают им в непринужденной игровой обстановке освободиться не только отречевых ошибок, но и от неуверенности в себе, боязни публичного выступления. Носкороговорки еще и приближают детей к роднику образной народной речи, учатвниманию, развивают воображение, чувство юмора.
Вот несколькоскороговорок (каждую нужно сначала запомнить, а потом, не глядя в текст,произнести выразительно и быстро три раза подряд).
. Купи кипупик.
. Тридроворуба на трех дворах дрова рубят.
. Рапортовал,да не дорапортовал, а стал дорапортовывать – зарапортовался.
Удивительноедело: прочитать эти три предложения и уяснить их смысл совсем не сложно. А вотпроизнести каждое по три раза, не допустив при этом ни одной ошибки, невероятнотрудно. И вот здесь-то как раз и таится вся прелесть скороговорок: онивосполняют огромный разрыв между техникой тихого чтения (она у многих ребятразвита хорошо) и живой речью, да к тому же еще такой, когда чистота каждогозвука строжайшим образом контролируется товарищами. Ведь скороговорки по своейприроде являются инструментами общего, а не индивидуального пользования.Скороговорки увлекают абсолютно всех, даже если перед ребятами не ставитсяникакой целевой задачи. Конкурсы же вызывают просто азарт.
Сколькоскороговорок можно предложить ребятам в один день, чтобы были они интересны иненавязчивы? Две-три. Этого вполне достаточно, чтобы на переменах стало меньшебеготни, сутолоки и уныния.
Опорныесигналы (1989)
Начнем ссамого простого: буква в слове – это опорный сигнал. Если бы она существоваласама по себе, независимо от всех остальных, то тогда бы ее следовало назватьпросто сигналом. Но в том-то и дело, что, составляя слово, мы опираемся накаждую уже написанную и на все вместе, помним о них. Буква – опора. Буква –сигнал. Но разве только буквы! Опорные сигналы – это и слоги, и слова, цифры ичисла, формулы и правила, да разве все перечислишь? Вот и получается, что впамяти каждого современного человека хранятся миллионы опорных сигналов,помогающих ему восстанавливать при необходимости усвоенную информацию. Известныи специальные мнемонические приемы, своеобразные опорные сигналы, которыепридуманы для того, чтобы облегчить запоминание. “Каждый охотник желает знать,где сидит фазан”. Кто не обращался к этой фразе, чтобы точно воспроизвестипорядок цветов в радуге? Информацию можно закодировать и более экономнымспособом, например с помощью аббревиатур.
Неожиданностьи экономность – принципы, на которых строятся и наши опорные сигналы. Но естьеще и другие. Среди них – принцип ассоциации. В многочисленных брошюрах сопорными сигналами по разным учебным предметам можно встретить самые неожиданныеслова и предложения. Что, к примеру, скажут непосвященному читателю такиезаписи на страницах брошюр с опорными сигналами по физике, как кварк, ДревнийРим, усики, Аморфное состояние неустойчиво – глицерин и т.п.? Но в том-то идело, что каждый из этих сигналов несет в себе обильную информацию и, самоеглавное, помогает восстановить (высветить!) ее содержание. Запоминается же онна всю жизнь.
Отметка – нецель (1989)
Оценка –очень тонкий и взрывоопасный инструмент, требующий умного и умелого обращения.В противном случае она теряет свой педагогический смысл, превращаясь в средствоугнетения личности.
Проверяяписьменные работы по воспроизведению опорных сигналов, учитель не исправляетошибок. Он фиксирует их в своем сознании и кладет тетрадь в одну из стопок –“5”, “4” или “3”. Через несколько минут оценки будут объявлены, а свои ошибкикаждый увидит сам (это предусмотрено), едва только откроет альбом с опорнымисигналами. Таким образом, оценка учителя дополняется самооценкой.
Небезынтересноотметить, что все учителя-экспериментаторы сообщают о случаях, когда послеурока ученики подходили к ним и просили снизить оценку за ошибки, которые ониобнаружили сами и которых, как им думалось, не заметил учитель.
О каждомтаком случае всенепременно нужно рассказать классу и никогда не снижать ранеепоставленной оценки. Ученик не должен бояться ошибки, а тем более скрывать ееот себя и учителя. Обнаружить ошибку может лишь думающий и знающий – это надовсегда подчеркивать. Способов объяснить свое решение можно найти сколькоугодно. Вариантов много, но чувство, лежащее в их основе, должно быть одно.Чувство милосердия.
Учет иоценивание знаний (1989)
Каждаяоценка, получаемая учеником, заносится на большой лист – ведомость открытогоучета знаний. Каждый ученик знает, что любая нежелательная оценка может бытьисправлена. Они лишь констатируют, какой именно материал усвоен плохо илинедостаточно. И этот сигнал тоже побуждает к действию, ежедневно напоминая: тыеще не ликвидировал пробел. Все оценки, кроме отличных, выставлены простымкарандашом. И это значит, что, если ученику не нравится тройка, он приходит иотвечает учителю тот (и никакой другой!) раздел, за который она получена. Иникаких разговоров о самосознании, самодисциплине. И никаких претензий кучителю. Неподсуден учитель и неподвластен ничьему давлению.
Исследуяпсихологическую линию отношений, характерную для новой методики контроля иучета знаний, мы умышленно ничего не говорили о втором документе, прямосвязанном с ведомостью открытого учета знаний и снимающем возможность конфликтамежду семьей и школой. Ведомость – внутришкольный документ. Правда, он открыт идля родителей, но оперативной связи с семьей он не обеспечивает. Эту функциювыполняет, заменяя дневник, экран успеваемости.
Это сложенныйвдвое лист плотной бумаги, по формату соответствующий тетради. Внутри столбиком– перечень учебных предметов (как в табеле успеваемости) и рядом с названиемкаждого – строчки клеточек для оценок. Их выписывает из ведомости сам ученик.Теперь и учитель, и родители, и, главное, сам ученик получают возможностьвидеть не только итог, но и сам процесс учения как движение к конечномурезультату, ощутить все “камни преткновения”, спады и срывы на этом пути, и,что особенно важно, их преодоления.
Обобщим.
1. Учителюнет более необходимости выставлять оценки и ставить свою подпись во избежаниеподделок.
2. Сообщатьродителям о нерадивости и недисциплинированности ребят не приходится.
3. Записыватьпараграфы домашних заданий не нужно – они отпечатаны в брошюрах с опорными сигналами.
4. Номераупражнений для самостоятельной работы дома вынесены на отдельные листы.
В методикеучета и оценивания знаний присутствуют все психологические аспекты, характерныедля игровых ситуаций (побуждение к активному действию, заинтересованность,стремление к результату и личная ответственность за него). Если же к этомуприсовокупить перспективу нового успеха, активно поддерживаемую родителями иучителями, то возникающее у ребят отношение к учебной работе как к желанной,важной и посильной и стремительный рост результатов их труда – естественная инеизбежная закономерность.
Научить учиться (1989)
Одна изсложнейших задач, над решением которой бьется не одно поколение учителей, –развить ум ребенка, приохотить его к активному, напряженному интеллектуальномутруду, воспитать не пассивного потребителя готовых знаний, а их добывателя,т.е. человека, способного и умеющего самостоятельно учиться. Опытэкспериментального обучения подтверждает, что эта задача вполне доступна школе.
Рождениемысли. На протяжении всех лет учебы в экспериментальных классах ребятам прикаждом удобном случае напоминали о том, что если в первые 5–6 минут невозникало хотя бы ориентировочного плана решения задачи, то ее просто нужнооставить и заняться другим делом. Но! По прошествии небольшого промежуткавремени необходимо снова внимательнейшим образом вчитаться в условиенеподдающейся задачи. Появится мысль – работай над ней, развивай по всемнаправлениям. Нет мысли – оставь задачу. Снова переключись на другую работу, аспустя час-полтора снова вернись к этой задаче. Если появится конкретный путьрешения, то его необходимо довести до конца и получить ответ, подтверждающийправильность или ошибочность догадки. В деле вычислений и всяких иныхмеханических операций никто не имеет права давать себе никаких поблажек. Этооснова самодисциплины, определяющей успех при решении не только математических,но и любых жизненных задач.
Но как жебыть, если задача все же не получается? Чаще всего это бывает в тех случаях,когда в ее решение заложена новая, ранее никогда не встречавшаяся идея. Прийтик ней самостоятельно – равносильно открытию, и делать ставку на него поотношению к каждому ученику – несерьезно. Искусство педагога – устранить вовремя уроков все объективно непреодолимые препятствия на пути ребячьей мысли,направить поиск пусть даже по трудным, но доступным дорогам развития логическихсвязей, не дать угаснуть познавательному интересу, порыву. Именно этой целислужат у нас уроки открытых задач.
Листыгруппового контроля (1989)
Реализацияпринципа быстрого движения вперед может быть осуществлена только при условиивнедрения таких форм повторения, которые обеспечивают надежность усвоенияпрограммного материала всеми, без каких-либо исключений, учащимися. Достижениюэтой цели служит методика обучения по листам группового контроля, которая можетбыть эффективно использована и в традиционных условиях.
Можносказать, что именно этот первый лист при правильной постановке работы с нимможет стать тем ядром конденсации, вокруг которого образуется устойчивое полеосновных знаний.
Работа полисту группового контроля начинается без промежутка, и в таком темпе заложенсвой смысл: потерям времени в течение года места не будет. Сразу же раздаютсяброшюры, открывается первая страница, и учитель начинает давать ответы на всевопросы. Без суеты, без спешки, обстоятельно проговаривая все тонкости ответов,расставляя смысловые интонации на каждом фрагменте правил. Каждое правилоподкрепляется одним или несколькими примерами.
Фронт атакина двойку (1989)
1. Нетруднопонять, что ежедневный всеохватывающий контроль в форме письменных работ ирезкое увеличение количества устных ответов в разных формах не могут несказаться положительно на отношении ребят к учебе и на их знаниях. Это мощныепсихологические факторы направленного действия. Уже после 2–3 уроков приходитабсолютное понимание: лазеек нет, необходимо работать ежедневно.
2.Самоконтроль. При работе по новой методике, готовясь к уроку, даже самый слабыйученик может несколькими повторами укрепить свои знания и не сделать привыполнении письменного задания ни единой ошибки. В результате в ведомость будетвыставлена отличная оценка, вне зависимости от прошлых провалов. Таким образом,ученик начинает работать, ориентируясь на самоконтроль.
3. Помощьродителей. Практика подтвердила: сплошь и рядом, получив возможность активнопомогать детям в учебе и контролировать ее, родители часто оказывают решающеевлияние на ранее отстававших или ленившихся ребят.
4. Право налучшую оценку. Любую нежелательную для себя оценку ученик получает правоисправить. Не “закрыть” новой оценкой, полученной за ответ по другомуматериалу, как это было раньше, а исправить в полном смысле этого слова. Дляэтого достаточно подойти к учителю и сообщить ему о своей готовности ответитьименно по “проваленному” разделу.
5. Привычка ксамостоятельному преодолению трудностей. В первые недели, не до концаразобравшись в сущности происшедших перемен, некоторые ребята с усилиемзаставляют себя ежедневно готовиться к урокам, но, работая с опорными сигналами,они быстро вырабатывают привычку трудиться на совесть. И результат не замедляетсказаться. В ведомостях учета знаний стоят только отличные отметки. О двойкахребята просто забывают.
6. Жизньсначала. В традиционных условиях происходит медленное, но неуклонное накоплениегруза прошлых ошибок, которые увлекают ребят одного за другим в пучинуотчуждения, разочарования и полнейшей беспомощности. Удерживаются наповерхности единицы. Новая система взаимоотношений, и это понимает каждый,позволяет в любой момент начать жизнь сначала – с первой отличной оценки записьменное воспроизведение листа с опорными сигналами.
7. Обилиеоценок. Сколь редко опрашивают детей сегодня! Каждая оценка в дневнике –маленькое семейное событие. Радостное или печальное. Оценка в таких условияхстановится идолом, и значительная часть учеников учатся во имя оценки,развращая тем самым себя до конца дней своей жизни стремлением к сиюминутномууспеху. Обилие оценок в новой системе работы уводит оценку с ведущих позиций,отнимая у нее право давления на личность. И в школу приходит всеобщаянацеленность на знания, на общий трудовой успех, на поиск. Мотивом учениястановится познавательный интерес.
8. Развитиеречи. В три раза по сравнению с традиционной методикой увеличивается время устныхответов ребят на уроках, и не остается в классах молчунов, косноязычных. Окаких неудовлетворительных оценках может теперь идти речь, если на всех урокахв течение одного рабочего дня право говорить предоставляется 70 учащимся!Плотность устного опроса становится такой высокой, что при подготовке кочередному уроку каждый ученик непременно настраивает себя на устный ответ.
Но эти восемьнаправлений атаки на двойку не охватывают еще всей картины подрыва основнеуспеваемости, парализовавшей сегодняшнюю школу.
О влиянииэксперимента на ребят (1986)
…Начинали мыэксперимент в 13-й школе, в 8-м классе, самом слабом. В среднем 2,78 балла наначало эксперимента. Нужно было любой ценой сохранить тех ребят, что нам дали.Но согласились не все. И пошел я по домам. Прихожу к Валерке Козловскому.Открывает дверь, увидел меня и сразу на кухню. С отцом договорились в двеминуты. Зовем: “Валера, иди сюда”. – “Не пойду”. Заходим на кухню, он загазовой печкой, за трубу держится и вопит благим матом: “Никуда я не пойду! Мыс Витькой после восьмого класса в культпросветучилище пойдем, там математику несдают”. Я ему стал говорить: “Не хочешь – не надо. Святой мужской союз: на двенедели приходи. Не понравится – уйдешь”.
Какие там двенедели? Он после первого же урока не уйдет от нас!
ВстретилВалеру три года назад; он закончил Донецкий политехнический институт,энергетик.
А воткандидат технических наук Лесин, подполковник Физматуллин, кандидат техническихнаук. Подписал фотографию: “Дважды учителю Виктору Федоровичу”. Почему дваждыучителю? Я его учил в школе, а потом – своей методике. И он ее использует вработе. И таких немало. Но результат нашей работы не только в этом.
Иблагородство чувств необходимо для того, чтобы человек стал образованным (1989)
…Заботясь окачестве образования, всегда ли мы думаем об образованности? Ученик хорошоучится, готов успешно выдержать любой конкурсный экзамен, но в общении стоварищами высокомерен, завистлив, суетлив, скуп, труслив. Может ли учительбеспокоиться и за его будущее?
Многие выпускникиэкспериментальных классов создали хорошие, крепкие семьи. “Неужели это имееткакое-нибудь отношение к экспериментальной работе?” Вопрос на первый взглядправомерен. Но давайте подумаем вместе о тех преобразованиях, которыепроисходят в сознании, в самоощущении ребят, в их отношениях друг к другу подвоздействием совершенно необычных условий работы и общения.
Избавленныеот унизительного страха перед двойкой, дети обретают уверенность, мажорноемировосприятие, оптимизм; нет питательной почвы для зависти, эгоизма,нечестности, зазнайства; все умеют трудиться на совесть; отношения междуребятами товарищеские, чуткие, предупредительные и заботливые, исключающиегрубость и неуважение; нет деления на лучших и худших, сильных и слабых, активи пассив; каждый имеет возможность проявить свои лучшие качества, реализоватьсвои способности; систематические занятия спортом также выгодно отличаютучеников экспериментальных классов: они собранные, подтянутые, сильные,красивые физически и нравственно. И естественно, что ребята гордятся другдругом: “Наши мальчики (девочки) самые лучшие!”
Простойпример. Как и везде, в экспериментальных классах случилось много больших ималых неприятностей – бились стекла, портились учебные приборы, ломаласьмебель. Но всякий раз на вопрос “кто?” всегда (всегда!) звучал четкий иобязательный ответ: “Я”. Ни подозрений, ни расследований, ни увещеваний, исразу же все приводилось в порядок.
Культ девочек(1989)
Воспитаниюнастоящих мужчин способствует и господствующий у нас культ девочек. Первымисвои тетради на проверку сдают девочки. Мальчики спокойно стоят в стороне, иникто из них даже не пытается обойти, опередить одноклассниц. Их работыпроверяются в первую очередь, и все об этом знают.
Девочкиникогда не вытирают школьные доски. Ни на уроках, ни на переменах. Причина томупростая: записи на доске, случается, бывают сделаны слишком высоко, а школьныеюбочки у девочек слишком уж коротковаты.
Уборкуклассов в абсолютном большинстве случаев выполняют тоже мальчики. И не следуетбояться, что девочки от такого отношения к ним могут превратиться в белоручек.Зато можно быть уверенным: из наших мальчиков никто не станет отлынивать отлюбой работы по дому и делить ее на “мужскую” и “женскую”.
На уроках приответах на вопросы с мест, когда в классе одновременно поднято несколько рук,при прочих равных условиях предпочтение всегда отдается девочкам. Мальчики кэтому привыкли как к совершенно естественному, и никогда по этому поводу небыло никаких обид.
Нужно налить в графинводы из крана? Это сделает мальчик. Нужно отнести в учительскую классныйжурнал? Тоже идет мальчик. Нужно протереть в классе влажной тряпкой пол?Мальчик. Абсолютное большинство подобных поручений выполняют мальчики. Нужно лиобъяснять, почему девочки не могут не уважать своих одноклассников и отдают импредпочтение перед другими мальчиками? Вернувшемуся после болезни в классмальчику пройденный материал чаще всего объясняет девочка, а девочке – мальчик.Такое сотрудничество еще более укрепляет взаимопонимание и взаимоуважение.

Заключение
Из данной работы можносделать вывод об эффективности представленных методик обучения. И методикаМонтессори, и система Шаталова направлены на создание свободного, уверенного всебе человека. Человека, отвечающего за свои поступки, умеющего высказыватьсвое мнение, воспитанного в идеалах любви и уважения к себе и окружающим.
Еще в послевоенные годы внашей стране хотели ввести методику Монтессори повсеместно, во все детскиесады, главным препятствием к осуществлению этой идеи стало отсутствиеколлективизма, что было не допустимо для того времени. В наше же время, когдасвободномыслящие, креативные, творческие люди добиваются наибольших успехов,как в работе, так и в личной жизни, такие методики особенно ценны. И, будемнадеяться, в скором будущем наши потомки будут учиться с радостью, энтузиазмом,инициативой. А скучные и неинтересные уроки отойдут на второй план или совсемисчезнут.
Конечно же, до сих пореще находятся родители и педагоги, протестующие против идей свободноговоспитания. Но, поскольку данные методики проверены временем и показалиотличные результаты, скоро станет ясно, что нынешние дети совсем другие, азначит и подход к ним нужен другой.