Трактовка бытия в философии Демокрита -Платона. Атомистическая трактовка бытия бытие как неделимое тело Знаменитый греческий философ Демокрит род. ок. 470 до н.э. принимаеттезис о том, что бытие есть нечто простое, пони-мая под ним неделимое – атом атом по-греческиозначает нерассекаемое , неразрезаемое . Он дает материалистическуютрактовку этомупонятию, мысля атом как наименьшую, далее неделимуюфизическую
частицу. Таких атомов Демокрит допускаетбесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, чтобытие – одно.Атомы, по Демокриту, разделены пустотой пустота- это небытиеи, как таковое, непознаваема отвергая утвержде-ние Парменида отом, что бытие не множественно,Демокрит, од-нако, согласенс элеатами, что только бытие познаваемо. Харак-тернотакже, что и Демокрит различает миратомов – как истин-ный и потому познаваемый лишь разумом
– и мирчувственных ве-щей,представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность ко-торойсоставляют атомы, их свойства идвижения. Атомы нельзявидеть, ихможно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохра-няетсяпротивопоставление знания и мнения . Атомы Демокритаразличаются поформе и величине двигаясь в пустоте,они сое-диняются сцепляются между собой в силуразличия по фор-ме у Демокритаесть атомы круглые, пирамидальные, кривые, за-остренные, даже
с крючками . Так из них образуются тела, дос-тупные нашемувосприятию. Демокрит предложил продуманный вариант механистическогообъяснениямира целое у него представляет собой сумму частей,а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновенияоказываютсяпричиной всего сущего. В атомизмеотвергается по-ложение элеатово неподвижности бытия, поскольку это положениене даетвозможности объяснить движение и изменение, происходя-щее вчувственном вире. Стремясь найти причинудвижения, Де-мокрит раздробляет единое бытие Парменида на множество от-дельных бытий -атомов, которые трактует материалистически. Идеалистическая трактовка бытия бытие как бестелесная идея Иная трактовка принципов Парменида былапредложена Плато-ном 427-347годы до н.э противопоставившим Демокриту идеа-листическоепонимание бытия. Подобно элеатам,
Платонхаракте-ризует бытиекак вечное и неизменное, познаваемое лишь разумоми недоступноечувственному восприятию. Но в отличие от элеатови так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстаеткак мно-жественное. Однако различие между Платоном и Демокритомноситпринципиальныйхарактер если Демокрит понимал бытие как мате-риальный, физический атом, то
Платон рассматривает его какидеальное, бестелесное образование – идею, выступая темсамымкакродоначальник идеалистической линии в философии. Все, чтоимеет части,рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождест-венносебе, а следовательно в парменидовско-платоновскомсмысле – несуществует таковыми являются тело и пространс-тво, в которомвсе тела существуют . Существует же только то,что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувствен-но-пространственномумиру
существование у Платона – характе-ристика очень важная и подразумевает вечность, неизменность,бессмертие .Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей,который Платонназывает просто бытие , противостоит изменчи-вая ипреходящая сфера чувственных вещей мир становления здесь всетолько становится, непрерывно возникаети уничтожа-ется, но никогда не есть . Нужно отвратиться всей душойото всегостановящегося тогда способность человека к познаниюсможетвыдержать
созерцание бытия Критикуя тех, кто приз-нает тела ибытие за одно и то же Платон утверждает, что ис-тинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи .Идеи Платонназывает сущностями греческое слово сущность ousia образовано от глагола быть einai так же,кстати, как и аналогичные понятия русскогоязыка существо-вать , сущее , сущность . Таким образом, нематериальныесверхчувственные идеи, сог-ласноПлатону, составляют сущностьчувственного мира, данногонам в опыте.Вещи, по словам Платона, причастны идеям, и толь-ко в силу этойпричастности они существуют. Вот ряд противоположных определений, характеризующих уПлатона мирбытия и сферу становления, то есть чувственныймир бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, бессмертное – смертное, постигаемое разумом – воспринимаемое чувствами, всегда себе тождественное – всегда иное, неделимое – делимое. Здесь легко заметить сходство с учениемэлеатов и пифаго-рейцев.
Но у Платона есть и существенное отличиеот элеатов ведь идеймного, а поэтому возникает вопрос, как обеспечить ихсвязь, единство самого мира идей? Не рассыпаются ли они намножествоизолированных сущностей? Чтобы решить этот вопрос, Платон опять-таки обращается кпонятиюединого, которое он толкует иначе, чем его предшест-венники -элеаты. Единое, говорит Платон в диалоге Парменид ,само не естьбытие, оно – выше бытия и составляет условие воз-можности бытия,то есть идей.
Единое, по Платону, выше всякогосуществования ивсякой множественности, но без егообъединяю-щей силыневозможны и сами идеи, ибо невозможнадаже и мно-жественность ведь каждое из многих тоже есть нечто одно, азначит, оно тем самым причастно единому. Это единое Платонотождествляет свысшим благом, к которому все стремитсяи че-рез этополучает свое собственное бытие. Само жевысшее благо- по ту сторонувсякого бытия и, следовательно, недоступно ра-зуму, и о нем самом нельзя сказать ничего, кроме отрицаний,указывающихтолько, чем оно
не является. У последователей Пла-тона дляобозначения единого закрепился термин трансцендент-ное то, что по ту сторону . Давая идеалистическую трактовку бытия,Платон одновремен-но осуществилследующий важный шаг в движении философии от ме-тафорического кпонятийному мышлению. Чтобы объяснитьто илииноеявление, надо, по Платону, найти егоидею, иначе говоря,егопонятие то постоянное иустойчивое, инвариантное в нем,что не даночувственному восприятию. Платон многоесделал дляисследованияприроды понятия. К Платону вполнеможно отнестихарактеристикуидеализма, данную В. И. Лениным Философскийидеализм естьтолько чепуха с точки зрения материализма грубо-го, простого, метафизичного. Наоборот, с точкизрения диалек-тическогоматериализма философский идеализм есть односторон-нее,преувеличенное развитие раздувание, распухание од-ной изчерточек, сторон, граней познания воабсолют,
оторван-ный от материи,от природы, обожествленный . Критика учения об идеях. Бытие как реальный индивидуум Идеалистическое понимание бытия не могло удовлетворитьмыслителей, пытавшихся объяснить реальный мир природы ведьплатоновскийидеализм объявлял движение и изменение предметом,о которомнельзя составить строгого знания, а можно иметьтолько мнение . Критику платоновской концепции бытия предпри-нял его ученикАристотель 384-322
годы до н.э Последнийвидел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоя-тельноесуществование, обособив и отделив ихот чувственногомира, длякоторого характерно движение, изменение. При этом у Аристотеля сохраняетсяхарактерное для элеатови Платонапонимание бытия как чего-то устойчивого, неизменно-го,неподвижного. Однако, в отличие от этих своих предшествен-ников, онставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее,
ин-вариантное вчувственном мире, чтобы сделатьвозможным досто-верное идоказательное научное знание подвижного и изменчивогоприродногомира. В результате Аристотель дает понятию сущностииное, чем у Платона, толкование. Он отвергаетучение об идеяхкаксверхчувственных умопостигаемых предметах, отделенных от причастных им вещей. Платон признавал реальносуществующимивиды и роды.Аристотель же назвал сущностью бытием индивиду-умы индивидуум – неделимое , например, вот этого человека,вот этулошадь, а виды и роды, по его учению, суть лишь вто-ричныесущности, производные от первичных.