–PAGE_BREAK–
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ
ЭКОНОМИКЕ
Современная рыночная экономическая система не имеет механизма саморегуляции в чистом виде. В ряде областей рыночная экономическая модель является несостоятельной.
Причины государственного регулирования в условиях рынка:
1) удовлетворение общественных потребностей не входит в сферу экономических интересов предпринимателей (охрана окружающей среды, национальная оборона, охрана правопорядка и т.п.);
2) существование отрицательных внешних эффектов предпринимательской деятельности;
3) деятельность монополий нарушает пропорции общественного производства;
4) затраты на фундаментальные научные исследования являются рискованными сферами вложения капитала;
5) кризисы перепроизводства, связанные с циклическим характером развития экономики, не преодолеваются автоматически;
6) отрицательное влияние инфляции;
7) колебания занятости.
Роль государства в трансформационной экономике возрастает, она более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Усиление регулирующей роли государства предполагает, что сам рынок выступает объектом регулирования.
Особенностью переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование потеряло свой всеобъемлющий характер, а механизм рыночной саморегуляции еще не заработал в полной мере.
Изменяются функции государства. Можно выделить две группы регулирующих функций государства:
1) функции по созданию условий эффективной работы рынка;
2) функции по дополнению и корректировке действия рыночных регуляторов.
К первой группе относятся функции обеспечения правовой базы, стимулирования и защиты конкуренции, создания и развития рыночной инфраструктуры.
Рыночное поведение экономических агентов может опираться только на рыночные институты, поэтому институциональная трансформация первична по отношению к другим направлениям постсоциалистических реформ.
Институциональная трансформация в переходный период — это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения и рыночных организаций, а также замена ими старых правил и организаций, присущих командно-административной системе.
Огромную роль в институциональной трансформации играет государство. Система законов, например, создается только государством. На нем же лежит и функция контроля выполнения законов.
Среди институциональных реформ ведущее место занимает приватизация, т.е. платная или бесплатная передача государственного имущества частным владельцам.
Ко второй группе функций относятся функции регулирования распределительных процессов и распределения доходов, корректировки результатов рыночных процессов, обеспечения экономической стабильности и стимулирования экономического роста.
Решение этих задач требует грамотного и активного использования инструментов фискальной и кредитно-денежной политики.
Регулирующие функции государство выполняет посредством административных или экономических методов. Административные, или прямые, методы преобладают в плановой экономике. Экономические ближе к природе рынка, оказывают косвенное воздействие на производителей и потребителей услуг.
Основной функцией становится создание условий по формированию новой экономической системы. Новые функции включают руководство процессами либерализации цен, формирование института рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики, руководство процессом приватизации, обеспечение правовой основы преобразований, проведение макроэкономической политики, расстановка приоритетов и т.д.
Причины усиления государственного регулирования в трансформационный период в Республике Беларусь:
1) разрушение централизованного механизма государственного регулирования;
2) традиции сильной государственной власти в Республике Беларусь;
3) высокий удельный вес государственного сектора в экономике;
4) рынок требует времени для становления;
5) государство выступает инициатором реформ;
6) государство обеспечивает привлечение иностранных инвестиций, социальную защиту населения и т.д.
Главное — определение границ государственного вмешательства. Границы государственного регулирования определяет степень огосударствления экономики, т.е. удельный вес государственной собственности.
Задачи государства, которые необходимо решать в переходный период, можно свести к трем группам:
– преодоление кризисного состояния экономики;
– переход от плановой экономики к рыночной;
– развитие в направлении создания социально-ориентированной экономики.
Первоочередное значение для решения второй группы задач имеет деятельность государства по разгосударствлению, развитию конкуренции, регулированию экономического цикла, борьба с монополизмом.
Принципы государственного регулирования:
1) финансирование только социально значимых сфер и отраслей, в которых не заинтересован частный бизнес;
2) государственные предприятия должны находиться в равных конкурентных условиях с частными предприятиями;
3) экономическая политика государства (бюджетно-налоговая, кредитно-денежная) должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности;
4) в государственном регулировании должны использоваться преимущественно рыночные, а не административные методы;
5) внешнеэкономическая политика должна быть направлена на стабилизацию национальной экономики.
Инструменты государственного регулирования:
– субсидии, дотации;
– льготы в налогообложении;
– трансферты;
– инвестиции;
– воздействие на денежную базу (резервная норма, учетная ставка, операции с ценными бумагами на открытом рынке);
– создание приоритетов;
– управление социальными фондами и др.
Макроэкономическая политика государства в переходный период не может устранить макроэкономическое неравновесие, но может обеспечить оптимальный вариант трансформационных преобразований.
Таким образом, огромную роль в институциональной трансформации играет государство. Выделяют две группы регулирующих функций государства: функции по созданию условий эффективной работы рынка и функции по дополнению и корректировке действия рыночных регуляторов. Существуют следующие задачи государства, которые необходимо решать в переходный период, можно свести к трем группам: преодоление кризисного состояния экономики; переход от плановой экономики к рыночной; развитие в направлении создания социально-ориентированной экономики.
4. ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Необходимость структурной трансформации экономики страны существует практически постоянно. Другое дело, что ее настоятельность бывает разной, разнонаправленными могут быть и векторы реализации, определяемые многими факторами. Важнейшими среди них являются: место страны на карте международного разделения труда, глобализационные процессы и их основные тенденции, уровень развития технологической структуры национальной экономики, степень развитости человеческого капитала и образовательных систем, долговременные целевые установки общества, мотивированность населения на их выполнение и др.
Республика Беларусь сегодня находится на переломном этапе формирования национальной экономики, трансформации ее устоявшейся структуры. Обусловлено это, в первую очередь, серьезным отставанием научно-технологической составляющей производства. Его устранение требует незамедлительной системной модернизации экономики на основе долгосрочной научно-технической политики. Она должна опираться на глубокий анализ причин неразвитости технологической структуры, механизмы активизации инновационной деятельности и ориентироваться на траекторию быстрого и устойчивого экономического роста.
Именно в этом контексте попытаемся рассмотреть ключевые аспекты перспективной структурно-технологической модернизации экономики Беларуси [21, с.4].
Результаты функционирования экономики страны в 1996-2007 гг. достаточно впечатляющие. ВВП вырос в 2,3 раза, продукция промышленности — в 3,0, инвестиции в основной капитал — в 3,7, реальные денежные доходы населения — в 4,7 раза. Уровень производства промышленной продукции докризисного периода (1990 г.) был превышен в 2000 г., реальных денежных доходов населения — в 2001 г., ВВП — в 2003 г., инвестиций в основной капитал — в 2006 г. В итоге за 1991-2007 гг. рост ВВП составил 151%, продукции промышленности — 185, инвестиций в основной капитал — 142, реальных денежных доходов населения — 241%. Производство продукции сельского хозяйства вплотную приблизилось к уровню 1990 г. — 99%.
Для сравнения можно сказать, что в России в 2007 г. только один из названных показателей превысил уровень 1990 г. — ВВП (104%). Производство промышленной продукции составило лишь 81%, сельскохозяйственной — 77, а инвестиции в основной капитал — 56%. Из всех республик СНГ кроме Беларуси и России уровень производства ВВП 1990 г. превзошли Азербайджан, Армения, Казахстан и Узбекистан.
Для восстановления уровня ВВП 1990 г. странам понадобилось: Азербайджану — 15 лет, Армении и Казахстану — 14, Беларуси -13,-России — 17, Узбекистану — 11 лет. Очевидно, что этот процесс потребовал у названных стран СНГ времени практически в 2-5 раз больше, чем понадобилось для достижения нижней точки кризиса. В Азербайджане, Беларуси, Казахстане и Узбекистане снижение объемов производства ВВП продолжалось 5 лет, Армении — 3, России — 8, Украине — 9 лет.
В 2007 г. только 4 из 12 стран СНГ реализовали инвестиций больше, чем в 1990 г. И Беларуси принадлежит 2-е место после Азербайджана. Отстали как Казахстан (110%), так и Узбекистан (120%).
Очевидно, что значительная положительная динамика ВВП в рассматриваемом периоде сопровождалась в Беларуси и наращиванием объемов инвестиций, а это позволяет говорить о неплохих перспективах развития экономики страны в ближайшее время. Но, по моему мнению, при одном обязательном условии — существенном изменении отраслевой и технологической структуры капиталовложений.
Кроме отмеченных положительных тенденций, в рассматриваемом периоде в нашей стране были решены задачи обеспечения населения рабочими местами, минимизации уровня безработицы, стабилизации курса национальной валюты и ухода от его множественности, диверсификации внешнеэкономической деятельности, существенного снижения инфляции, роста благосостояния населения, улучшения положения в аграрном секторе и др.
Все это было достигнуто преимущественно за счет использования экстенсивных факторов экономического роста, усиления дисциплины труда, улучшения организации производства, мобилизации административных ресурсов. Страна купировала острейшие проблемы социально-экономического характера доступными ей методами [21, с.6].
Как видно, были достигнуты значительные положительные результаты в развитии национальной экономики, но это, в свою очередь, привело к определенной консервации хозяйственной структуры. На фоне исчерпаемости экстенсивных факторов экономического роста стали отчетливо проявляться структурные диспропорции.
В промышленном производстве доминируют технологии IIIи IVукладов (автомобиле-, тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение, органическая химия, переработка нефти и др.), степень износа активной части основных фондов высока (65-70%), доля инновационно продвинутых предприятий низка (14-16%), удельный вес новой продукции в общем объеме промышленного производства недопустимо мал (11-13%): У критической черты находятся затраты, производимые для развития научных исследований и разработок: в пределах 0,7-1,0% ВВП.
Следствием такого положения дел является чрезвычайно незначительная доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте товаров Республики Беларусь -1,6%. Одна эта цифра свидетельствует о необходимости проведения серьезной структурно-технологической трансформации национальной экономики, ибо в противном случае трудно надеяться не только на повышение конкурентоспособности отечественного экспорта, но и на сохранение уже завоеванных на внешних рынках позиций.
В развитых странах доля высокотехнологичного экспорта в 2006 г. составляла: США — 50,4%, ЕС-25 — 45,3, Япония — 63,9%. Необходимо, однако, отметить, что в интервале 2000-2006 гг. в этих государствах наблюдалась тенденция снижения удельного веса высокотехнологичной продукции в экспорте. В Японии — на 5,5 п. п., в США — на 4, а в ЕС-25 — на 1 п. п.
Несколько иной тренд был присущ таким развивающимся странам поздней стадии индустриализации, как Китай и Индия. У них доля высокотехнологичного экспорта росла и составила в Китае 47,6%, в Индии -15,2%. Россия от них существенно отстает, и в ней имела место тенденция снижения веса высокотехнологичного экспорта с 5,0 до 3,9% [4, с. 34, 35].
Решить эти проблемы призвана, в определенной мере, «Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг.». Однако большинство из них имеют глубокие корни, сильный инерционный потенциал, требуют существенных вложений инвестиций и могут быть успешно преодолены лишь на основе долговременной структурной трансформации, парадигма которой базируется на необходимости смены технологических укладов (ТУ), поддержании не всей действующей структуры, а лишь ее перспективных точек роста.
Среднесрочная инновационная программа развития экономики страны (2007-2010гг.)- это лишь первый шаг на пути вхождения в экономику, основанную на знаниях. Должна быть разработана система долго-, средне- и краткосрочных прогнозных документов, органично взаимосвязанных и определяющих стратегию и тактику врастания национальной экономики в новую экономку, основанная на принципах инновационного развития.
В настоящее время в научной литературе достаточно широко используются термины «новая экономика», «экономика знаний», «инновационная экономика», «национальная инновационная система». Не вдаваясь в терминологическую дискуссию, отметим лишь, что в данной работе они рассматриваются как синонимы, т. е. как тождественные, и характеризуют процесс формирования нового уклада, нового типа экономики, доминирование которого можно ожидать через 15-25 лет. Основу этого уклада составляют информационные технологии.
Понятно, что в этом укладе инновации должны занять в приросте ВВП подобающее им место. Уже сегодня ориентирами могут служить развитые в экономическом отношении страны. Так, например, в США инновационная составляющая в приросте ВВП в начале XXIвеке равнялась примерно 35%, в Японии — 42, а в странах ЕС — 50% [5, С. 49]. Таким образом, необходима разработка стратегического документа, определяющего долговременную инновационную политику государства на 20-25 лет вперед.
Ключевые направления этой политики в развитых в экономическом отношении странах определены и представлены, например, в ЕС двумя крупными блоками. В первый включены приоритеты научно-технического развития, определяемые его взаимосвязанным характером, во второй — приоритеты научно-технического характера, обеспечивающие общественное развитие (науки о накоплении знаний, здравоохранение и технологии его обеспечения и др.) [20, с. 134].
Очевидно, что для нашей страны реализация всего многообразия этих приоритетов научно-технического развития является на современном этапе непосильной задачей. Но при их квалифицированном наложении на отечественную экономическую систему вполне могут быть определены реальные основные направления национального инновационного развития как в средне, так и долгосрочной перспективе. Но об этом несколько ниже.
Как уже говорилось, нельзя тотально поддерживать и далее развивать высокими темпами всю сложившуюся структуру экономики (материально- и энергоемкую). Это чревато рецессией, а в последующем и новым экономическим кризисом с существенным снижением объемов производств. Необходимо выборочно поддерживать наиболее перспективные производства, создавать новые, базирующиеся на технологических цепочках Vи VIукладов. Это должны быть производства, имеющие корни в национальной экономике и подготовленные к интенсивному формированию всем ее предшествующим ходом развития. В первую очередь это касается электронной промышленности, вычислительной техники и программного обеспечения, телекоммуникаций, науки и образования.
Названные производства и приоритеты являются несущими для V(информационного) технологического уклада. У нас же он находится на начальной стадии и требует максимальной поддержки как административными, так и экономическими методами. К сожалению, в Беларуси не произошла структурная перестройка экономики, обусловленная замещением IVТУ пятым, сопровождающаяся резким инновационным скачком.
Проблема усугубляется и тем, что в развитых в промышленном отношении странах мира уже начал развиваться VIТУ – нано-технологии, генная инженерия, телекоммуникации, атомная промышленность и т. п. Следовательно, структурная трансформация в Беларуси должна одновременно решать две задачи: активно развивать производства Vуклада и создавать предпосылки для формирования VIТУ. Благо, что между ними существует мощное связующее звено — информационные технологии.
Только эти производства способны обеспечивать получение сверхприбыли, поддерживать достаточно длительное время (более 20 лет) рост ВВП высокими темпами (9-11%), а, следовательно, давать ресурсы, необходимые для технического и технологического переоснащения национальной экономики. И только так можно реализовать «догоняющую стратегию» развития экономики. Хорошие образчики в этом плане имеются — Япония, страны Юго-Восточной Азии и др. Иные варианты — это погоня за тенью.
Сегодня во многих странах, решающих задачу развития экономики высокими темпами, преодолеваются две основные проблемы:
– выявление основных факторов, повышающих темпы роста ВВП;
– устранение негативного влияния некоторых макроэкономических переменных на скорость (динамику) развития.
В качестве исследовательского полигона используют, как правило, страны Юго-Восточной Азии (ЮВА). Доминирует точка зрения, согласно которой быстрый рост ВВП в этом регионе был обеспечен благодаря высокому уровню накопления, увеличению численности занятых и повышению качества человеческого капитала Альтернативная позиция состоит в утверждении, что высокий рост ВВП обеспечен активным использованием иностранных технологий, повышением эффективности производства и производительности труда.
На основании проведенных исследований некоторые ученые пришли к достаточно обоснованному выводу, что в 1990-2004 гг. в странах быстрого развития ЮВА основными факторами роста стали высокая норма накопления, поддерживаемая государственной политикой формирования благоприятного инвестиционного климата, привлечение иностранных инвестиций и развитие фондового рынка. Это позволило им создать эффективную обрабатывающую промышленность с высокой долей наукоемких отраслей, что в сочетании с низкими издержками производства предопределило экспортную ориентацию индустрии, стимулирующую повышение темпов роста [17, с. 211].
Необходимо активнее развивать сферу услуг (как для населения, так и для производства, как для внутреннего, так и для внешнего рынков). Она эффективна, более восприимчива к малому и среднему бизнесу, частному капиталу, динамичным потребностям общества. В первую очередь следует обратить внимание на индустрию туризма, транспортные и информационные коммуникации и т. п. Ее долю в производстве ВВП нужно довести до 80-85%. Сегодня же она колеблется в пределах 42-45% ВВП.
В обозримой перспективе нам, вероятно, сложно будет добиться положительного сальдо внешней торговли товарами. Это обусловлено и мировой тарифной политикой на сырьевые ресурсы и энергоносители, и. международной конъюнктурой валютной политики, и российскими подходами к ценообразованию на нефть и газ по отношению к Республике Беларусь. Для этого, по большому счету, требуется и решение задач реального повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в контексте процессов глобализации и неизбежности вхождения в ВТО.
Нужно всемерно наращивать положительное сальдо торговли услугами, делать более весомым положительное сальдо платежного баланса за счет привлечения иностранных инвестиций. Потенциал последних может быть существенно увеличен на основе создания совместных предприятий и транснациональных корпораций по традиционным производствам (IVТУ) с мировыми лидерами и производителями стран, являющимися основными потребителями этой продукции. Кроме того, следует активизировать наши альянсы с производителями из крупнейших развивающихся стран (Китай, Индия и др.). Мировые инвестиционные обзоры свидетельствуют о том, что они сегодня располагают значительными финансовыми ресурсами.
Интенсивное развитие инновационной системы страны предполагает и радикальное изменение структуры внутренних затрат на исследования и разработки. Тенденции ресурсного обеспечения НИОКР начала XXIв. в развитых странах свидетельствуют о росте расходов преимущественно за счет предпринимательского сектора, расширении кооперации частного бизнеса с университетами и государственными научно-исследовательскими организациями.
По мнению специалистов, соотношение частного и государственного секторов в финансировании НИОКР будет стремиться в ближайшие 10-15 лет к пропорции 70:30, но, естественно, с колебаниями, отражающими специфику этих стран [14, с. 92]. У нас сегодня это соотношение имеет обратную пропорцию. На долю бюджета приходится 65% внутренних затрат, а на все остальные источники (средства внебюджетных фондов, собственные средства научных организаций, иностранные источники, финансирование других организаций) — 35%. Более того, за период 2001-2006 гг. доля средств консолидированного бюджета выросла на 15 п. п.
Преломление этой негативной тенденции и формирование в перспективе вышеозначенной прогрессивной пропорции в соотношении источников финансирования НИОКР потребует достаточно серьезных изменений в подходах государства к стимулированию бизнеса, роли частного предпринимательства в развитии национальной экономики. Результатом явится получение национальным производителем столь необходимой сверхприбыли, источник которой — интеллектуальная рента.
Республика Беларусь избрала интеллектуально-инновационный путь развития. Конституция Республики Беларусь определяет нашу страну как «социальное государство».
Особенности белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики:
— экологические проблемы, связанные с аварией на Чернобыльской АЭС;
— социально щадящий характер реформирования и развития;
— интеллектуально-инновационная основа развития экономики;
— последовательность и постепенность реформ;
— учет менталитета и ценностных приверженностей населения;
— смешанность экономической системы;
— приверженность социальной справедливости;
— опора на собственные силы.
Социально ориентированная экономическая модель предлагает сочетание преимуществ рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной защитой населения.
Модель социально ориентированной экономики базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности, социальной защиты нетрудоспособных, социального партнерства.
Таким образом, динамичное поступательное развитие национальной экономики предполагает необходимость изменения структурной политики, понимаемой как осмысленное целенаправленное воздействие государства на технологическую составляющую хозяйства страны. В контексте сказанного перед национальной экономикой стоят задачи технологического и институционального плана. В технологической области — это, как уже отмечалось, формирование производств Vи VIТУ, обеспечивающих отечественному производителю прорыв на мировые рынки и получение сверхприбылей на принципиально новой по сравнению с IIIи IVТУ основе — интеллектуальной ренте. И здесь необходимы всесторонняя поддержка фундаментальной и прикладной науки, развитие современной информационной инфраструктуры, подготовка высококвалифицированных кадров, адекватных требованиям экономики знаний.
продолжение
–PAGE_BREAK–