–PAGE_BREAK–
Таблица 1. Факторы «НОВОЙ ЭКОНОМИКИ»
Факторы
Способ оценки
1. Качество правового регулирования и обеспечения контрактов
Эффективность и обширность законодательства
2. Инфраструктура
Общее количество телефонных линий (основных и сотовых) плюс Интернет-хостов на 100 чел.
3. Открытость торговли
Экспорт плюс импорт к ВВП
4. Развитие финансовых рынков
Широкие деньги (М3) к ВВП
5. Расходы на НИОКР (научно-ис-следбвательские и опытно-конструкторские разработки)
Ежегодные расходы на НИОКР к ВВП
6. Качество человеческого капитала
Индекс образования (ИЧР)
7. Гибкость рынка труда
Уровень безработицы
8. Гибкость рынка продуктов
Индекс политики конкурентоспособности
9. Предпринимательство
Доля частного сектора в ВВП
10. Макроэкономическая стабильность
Инфляция
Окончание таблицы 1.
Для распространения современных новейших технологий, связанных с проходящей Интернет-революцией, а также коммуникационных, ресурсосберегающих и других, необходимо создать целый комплекс условий. Такие условия уже начинают формироваться в Беларуси.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. обозначает приоритеты промышленного развития, осуществление которых позволит продвинуться по пути создания современной «новой» экономики.
К приоритетным отнесены:
– информационные технологии;
– микроэлектроника и оборудование для ее производства;
– приборостроение;
– точное машиностроение;
– новые материалы различного назначения;
– техника для быта и здравоохранения;
– биологические и тонкие химические технологии;
– машины и оборудование для сельского хозяйства;
– высокоточная техника и технологии для обороны.
Уже в настоящее время осуществление этих приоритетных целей дает результаты.
Если 10 лет назад доля белорусского экспорта в Евросоюз составляла 8-10%, то сейчас на Запад идет практически половина белорусской экспортной продукции. В ее составе — высокотехнологичные товары, а также нефтепродукты глубокой переработки.
Осуществляется переоснащение производственных мощностей ряда предприятий.
Определен ряд проектов, которые приняты к выполнению и которые должны определить дальнейшее развитие реального сектора экономики Беларуси и ее интеграцию в мировую экономическую систему.
К таким проектам относится создание Парка высоких технологий — белорусской «Силиконовой долины» с особыми благоприятными экономическими условиями для развития наукоемких перспективных производств, связанных с разработкой новых программных продуктов, нано- и биотехнологий, микроэлектроники, фармакологии и промышленной химии.
На Белорусском металлургическом заводе впервые в мире в условиях одного предприятия создан полный технологический цикл: от выплавки стали в электропечах до получения металлокорда, бортовой проволоки и других металлоизделий. Продукция экспортируется в 50 стран мира и включена в перечень высокотехнологичных производств.
В Жлобине разворачивается производство бесшовных горячекатаных груб с объемом выпуска 250 тыс. т в год.
В космической области на основе интеграции ракетно-космических отраслей России и Беларуси будут созданы более 20 новых образцов техники космического назначения. С помощью ракеты-носителя «Днепр» будет запущен первый белорусский спутник. Космической информацией будут пользоваться потребители Союзного государства Беларуси и России.
Космические технологии позволят создать новые средства для нужд сельского хозяйства, обеспечения экологической безопасности.
На Минском автозаводе планируется изготовление и испытание 80 новых моделей и модификаций автомобильной техники, в том числе автопоезда нового поколения повышенной грузоподъемности для международных и междугородных перевозок, супернизких городских автобусов, карьерных самосвалов сверхбольшой грузоподъемности и многое другое. Модернизация только одного МАЗа потребует более 230 млн. долл. инвестиций.
Минский тракторный завод предусмотрено переориентировать на гибкие переналаживаемые производственные модули. Это обеспечит выпуск тракторов нового поколения, соответствующих всем международным стандартам. К концу пятилетки предполагается выпускать 75 тыс. тракторов в год 50-60 модификаций [10, с. 18-22].
В нефтеперерабатывающей отрасли на 25 % увеличится объем переработки нефти и достигнет 25 млн. т. в год. При этом поставлена задача довести глубину переработки на Новополоцком «Нафтане» до 80, а на Мозырском нефтеперерабатывающем заводе почти до 90 %. На укрепление этой отрасли будет направлено около полумиллиарда долларов. Благодаря развитию нефтепереработки, в структуре белорусского экспорта нефтепродуктов на сырую нефть приходится 10 %, а на различные нефтепродукты — 90 %. Для сравнения: в структуре российского нефтяного экспорта 90 % приходится на сырую нефть, при том, что продавать продукты переработки нефти: бензин, дизельное топливо и многие другие неизмеримо выгоднее [11].
Предполагается осуществить и другие крупномасштабные проекты, связанные с созданием новых собственных лекарственных препаратов, развитием химических производств, новых агропромышленных технологий и др. Все проекты должны обеспечивать рост производительности труда и максимальное ресурсосбережение.
В экономике страны происходят положительные перемены. Модернизация уже затронула все ведущие предприятия Беларуси, наращивается их экспортный потенциал. Это создает реальные предпосылки для решения главной задачи — роста благосостояния населения.
Позитивное воздействие на развитие экономики должно оказать совершенствование налогового законодательства в направлении его упрощения и снижения фискальной нагрузки [10, с. 22-24].
Белорусская модель реальна, она принимает и подает сигналы, анализирует и может решать проблемы.
Главными факторами успешности реформ в Беларуси выступили: личность главы государства, политическая воля, идея социальной защиты населения, государственность, преемственность процессов, прагматичность в использовании внутренних и внешних инвестиций.
Достижение целей стабильного экономического и социального развития страны было бы невозможно без идеологии, построенной на принципах социальной справедливости и общности интересов госуправленцев и населения, так как только в этом случае выстраиваются соответствующие инфраструктура и технология эффективного госуправления, и создается основа для длительных горизонтов планирования экономики и видения населением перспектив социального развития. В переходные периоды в достижении экономических и социальных показателей именно государство играет ключевую роль: жесткое госрегулирование экономики и постепенная подготовка условий для последующей рыночной трансформации.
Формы и методы государственного управления в Беларуси оказались совершенно адекватны настоящему периоду социально-экономического развития страны и менталитету подавляющей части населения.
Таким образом, белорусская модель социально-экономического развития успешна, к настоящему времени она обрела черты некоторой завершенности и имеет право на анализ факторов ее успешности и перспектив развития.
В чем они состоят:
1. Определена цель реформ – построение государства для народа, которая настойчиво и последовательно реализуется путем повышения благосостояния населения за счет роста экономики в целом.
Цели и задачи намеченных преобразований были четко сформулированы руководством страны и оказались востребованы большей частью населения. Отсюда поддержка проводимой государственной политики и вера в ее результаты, постоянно подкрепляемая ростом уровня жизни, пусть по началу и не столь значительному. А также вера в руководство. Внешние факторы будут действовать всегда, на любых этапах развития экономики, но главным является фактор внутренний, то есть доверие к руководству. Сила и успешность белорусской модели в ее связанности со страной и направленности на физическую жизнь страны и населения. Отсюда следует, что социальная стабильность не основа нынешней белорусской модели, как считают, некоторые эксперты, а ее следствие.
2. Система государственного управления в Беларуси развивается на своей собственной основе.
Стране не была навязана чуждая модель реформ в чужих интересах.
Задачи реформирования подчинены национальным интересам и долгосрочным целям социально-экономического развития без «зацикленности» на воплощении в жизнь каких-либо экономических теорий.
Руководство государства не стремилось просто копировать те или иные хозяйственные и управленческие схемы, не вникая в первопричину их появления, а проводило экономические и социальные реформы с максимально полным учетом исторического прошлого, менталитета общества, его способности адаптироваться к происходящим кардинальным изменениям. То есть, исходило и исходит из того, что государственное управление является отражением общей политической и управленческой культуры народа. Благодаря этому удалось избежать и копирования худших традиций капитализма: лоббирования законов, организованной преступности, ухода от налогов, нескончаемой болтовни политических пустозвонов, юридической тянучки др. Энергия людей была направлена в русло творческого созидания, а не в болото бесплодных споров о либерализации, демократическом, гуманном социализме и т.д. Одновременно и с учетом зарубежного опыта формируется и растет производственная и управленческая культура, достаточно социализированные слои населения приобщаются постепенно к цивилизованному рыночному поведению.
3. В основу методологии реформ были положены принципы постепенности и учета национальных условий. Скорость реформ согласовывается со способностью людей адаптироваться к ним.
Руководство страны понимало, что, прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, необходимо иметь пищу, жилище, одежду (то есть в реформах все происходило в соответствие с классикой менеджмента). Потому реформы в Беларуси начались не с экономики, а с преодоления бедности. Принимались во внимание и неподготовленность основной массы населения к рынку, и энергетическая и товарная зависимость, и недостаток рыночнограмотных кадров. Символами реформ в Беларуси являются понятия «социальной защиты» и развитие экспорта.
4. Корпоратизация управления – базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства.
Принцип наименьшего действия собственника в рыночной экономике является ведущим. Государство же должно организовывать синергетические эффекты, используя национальные ресурсы в интересах развития всего общества, формируя материальные условия для перехода экономики к полноценному рынку. Создать эти условия можно только пройдя длительный этап корпоратизации госуправления, когда базовые отрасли являются не отдельными бизнесами, а составными частями экономики государства. Экономика дореформенной Беларуси, как и всех стран бывшего СССР, была построена по отраслевому принципу и, по сути, представляла собой единый «завод», административно управляемый с помощью Госплана и других вышестоящих организаций. Быстро перевести такую систему в рыночные условия, как показывает опыт, практически невозможно. Этому должен был предшествовать, как это неоднократно зафиксировано мировой практикой, процесс внутренней конвергенции (корпоратизации), целенаправленно проводимый сверху (наиболее яркий пример – реформирование экономики Япониипосле войны). Беларусь не спешит либерализовывать и свою финансовую систему, твердо придерживаясь мнения, что государство должно полностью контролировать ситуацию до тех пор, пока в стране не сформируется рыночная инфраструктура, а национальные банки не окрепнут. Государство удерживает в своих руках абсолютный контроль над госбанками, чтобы гарантировать стабильность финансового сектора страны и безопасное развитие экономики.
5. Успех реформ обеспечило руководство страны, и, прежде всего, Президент А.Г. Лукашенко, не на словах, а на деле заинтересованные в процветании страны. Жизненная стратегия Главы государства совпала с характером, масштабами и направлениями преобразования страны.
Ничто само по себе работать не будет. Никакая даже самая совершенная модель. Нужна побудительная позитивная сила. В этом и состоит суть управления. В Беларуси в государственном управлении сохранено главное – организованность процесса. Для эффективного государства должна существовать политика всех видов производственной и социальной деятельности, увязанных между собой. И место отраслей в этой системе, и их прибыль должно регулировать все-таки государство. Достичь этой синергии возможно только при условии наличия твердой управленческой воли первого лица государства, способного верно оценивать истинный масштаб политических и экономических событий в исторической перспективе, и целенаправленных, последовательных и согласованных действий всего руководства страны.
Выполнение большинства важнейших параметров прогноза на 2008 год, наряду с достигнутыми в 2006-2007 годах результатами (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), способствовало в целом выходу в 2008 году по данным показателям на уровни, определенные программой.
Так, валовой внутренний продукт (ВПП) в 2008 году составил 130,9 процента к 2005 году (по программе 124,8-128,9 процента), при этом среднегодовой прирост ВВП составил 9,4 процента.
В Беларуси в 2009 году объем внутреннего валового продукта (ВВП) в сопоставимых ценах увеличился на 0,2% по сравнению с 2008 годом и составил 136,8 трлн рублей в действующих ценах.
Важно отметить, что экономический рост в 2006-2008 годах сопровождался заметным снижением энергоемкости ВВП, что в нынешних условиях роста цен на импортируемые энергоносители приобретает ещё большую значимость. Так, снижение энергоемкости ВВП за 2006-2008 годы составило 18,9 процента (по программе — 16,9-19,6 процента).
В промышленности производство продукции в 2008 году составило 134,2 процента к 2005 году (по программе 123,1-127,1 процента), потребительских товаров — 135,9 процента (127,1-130,7 процента), в том числе продовольственных — 132 процента (127,7-131,3 процента), непродовольственных — 140,6 процента (126,6-130,1 процента).
В инвестиционной сфере темп роста инвестиций в основной капитал в 2008 году составил 189,1 процента к 2005 году (по программе 148,8-156,1 процента). Таким образом, опережающее выполнение заданий Программы социально-экономического развития на 2006-2010 годы в инвестиционной сфере позволило восстановить, а с учетом итогов 2008 года значительно приумножить инвестиционный потенциал страны докризисного уровня (в 1,7 раза к уровню 1990 года) и в 4,5 раза превысить уровень инвестиционных вложений 1995 года.
В жилищном строительстве за 2006-2008 годы введено в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 13,9 млн. квадратных метров общей площади жилых домов (по программе — 12,6-14,1 млн. квадратных метров).
Рост производства в основных отраслях экономики, улучшение качественных параметров их функционирования и увеличение на этой основе ВВП позволил обеспечить достижение целевых параметров программы по повышению уровня жизни населения.
За 2006-2008 годы реальная заработная плата увеличилась на 41,9 процента, что выше, чем предусмотрено программой (на 27,1-30,7 процента).
Рост реальных денежных доходов населения в 2006-2008 годах (147,3 процента при задании по программе 124,8-128,9 процента) способствовал повышению внутреннего спроса на товары и услуги, формированию положительных тенденций роста их реализации. В результате в 2008 году темп роста розничного товарооборота составил 162,4 процента к уровню 2005 года (по программе — 130,7-134,9 процента), реализация платных услуг населению — 138,9 процента (128,3-131,9 процента).
Одним из важнейших направлений бюджетной политики является обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и сокращение их дефицита до размера, приемлемого для прогнозируемых темпов инфляции, инвестиций и в целом экономического роста. Программой предусмотрен дефицит республиканского бюджета не выше 1,5 процента к ВВП. По предварительным данным в 2008 году сложился профицит республиканского бюджета на уровне 0,8 процента к ВВП.
В результате успешного завершения 2008 года в агропромышленном комплексе и сбора рекордного урожая в 2006-2008 годах удалось преодолеть тенденцию отставания от выполнения прогнозных параметров, установленных программой, в период 2006-2007 годов. Так, в сельском хозяйстве в 2008 году производство валовой продукции во всех категориях хозяйств составило 120,5 процента к уровню 2005 года (по программе 119,1-124,8 процента).
В то же время, по отдельным показателям запланированные на 2006-2008 годы количественные значения недовыполнены, что связано с действием ряда объективных факторов и ограничений.
Во внешнеэкономической деятельности в 2006-2008 годах при существенном превышении определенных программой параметров по объему внешней торговли товарами и услугами (222,2 процента при задании по программе 128,2-131,8 процента) и экспорту (210 процентов при задании 128,9-132,5 процента), не менее быстрыми темпами прирастает и импорт, уже существенно превышая установленные программой ограничения (234,4 процента при задании 127,1-130,7 процента).
Как следствие в 2008 году сальдо внешней торговли товарами и услугами (по методологии платежного баланса) сложилось отрицательное и по оценке составит 3675 млн. долларов (по программе +600-700 млн. долл.).
Причины значительного роста отрицательного сальдо внешней торговли в основном традиционные — рост цен на энергоносители и другие материально-сырьевые ресурсы, высокие темпы роста импорта. Эти факторы действовали в течение всего 2008 года, а в последние месяцы проявилось влияние мирового финансового кризиса через резкое замедление экспорта товаров. Именно через внешнюю торговлю в первую очередь отразилось влияние мирового финансового кризиса на нашей экономике.
Важно отметить, что вследствие падения спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках, вызванного последствиями глобального финансового кризиса, в ноябре 2008 года объемы экспорта, по сравнению с октябрем, уменьшились на 718,9 млн. долларов.
Снижение экспортных поставок в ноябре 2008 г. наблюдается по основным экспортным позициям: нефтепродукты, калийные удобрения, тракторы, нефть, грузовые автомобили, изделия из черных металлов, шины и прочие.
Вместе с тем в результате принятых Правительством мер по ограничению конвертации валюты и сокращению расходов на финансирование государственных программ объемы импорта в ноябре снизились по сравнению с октябрем на 827 млн. долларов.
В результате в ноябре 2008 г., по сравнению с октябрем, отрицательное сальдо сократилось на 108,1 млн. долларов.
В соответствии с утвержденным в 2008 году прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год прирост ВВП должен был составить 10-12%. Минэкономики Беларуси потом подкорректировало ожидания до 0-2%. МВФ прогнозировал снижение ВВП Беларуси в этом году на 1,2%.
По данным Белстата, производство промышленной продукции за год снизилось на 2,8% по сравнению с уровнем 2008 года и составило 123,2 трлн рублей. Выпуск потребительских товаров снизился на 0,1% до 28,7 трлн. При этом производство товаров продовольственной группы увеличилось на 4,6%, непродовольственной — сократилось на 5,7%.
Объем сельхозпроизводства вырос на 1,3% до 26,5 трлн рублей.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам года вырос в сопоставимых ценах на 8,6%, достигнув 43,1 трлн рублей.
Таким образом, положительная динамика социально-экономического развития страны за 2006-2009 годы позволила достичь значительных результатов по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.
По итогам социально-экономического развития страны в 2006-2009 годах достигнуто большинство из предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы основных показателей, что создает объективные предпосылки для уверенности в её успешном завершении [12].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержанием переходной экономики постсоциалистических государств является замена системы экономических отношений административно-командного типа на современные рыночные отношения, включающие многообразие форм собственности, социальную ориентацию экономики и умеренное государственное регулирование общественных процессов, преимущественно экономическими методами, а также с помощью системы права, соответствующей принципам рыночной экономики.
Переходная экономика имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.
Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:
1) преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику;
2) формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;
3) реформирование отношений собственности как основы экономической системы;
4) создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;
5) создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики;
6) называется «градуализм» (от английского слова «gradual» — постепенный), а вторая — «шоковая терапия».
Градуализм — это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что для создания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов, это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого снижения производства и жизненного уровня населения.
продолжение
–PAGE_BREAK–