Транспорт, его место в развитии экономики и структуре общественного производства

–PAGE_BREAK–

Содержание:

1.     Введение.                                                                              Стр. 3

2.     Транспорт как отрасль экономики.                                               Стр. 4

3.     Немного истории.                                                                Стр. 5

4.     Транспорт – одна из ведущих отраслей производства.      Стр. 12

5.     Транспортный потенциал.                                                   Стр. 18

Введение.

Современная экономика отрасли (теория организации промышленности) изучает источники рыночной власти, фирм, ее величину, ее последствия, а также содержание и результаты антимонопольной политики государства. Таким образом, теория организации промышленности выступает в качестве теории антимонопольной политики. Можно также привести определение предмета Экономики отрасли, данное Коузом: Организация промышленности — «это описание того, как хозяйственная деятельность разделена между фирмами. Как известно, многие фирмы осуществляют много разных видов деятельности, у других круг деятельности сильно ограничен. Некоторые фирмы большие, другие малые. Некоторые фирмы интегрированы вертикально, другие нет. Это и есть организация промышленности или как ее обычно называют, структура промышленности. Но из исследований промышленной организации хотелось бы узнать, как промышленность организована сейчас и чем это отличается от того, что было прежде; какие силы изменялись со временем; как повлияют предложения изменить через различные изменения законов формы промышленной организации». 

Транспорт как отрасль экономики.

Россия находится на новом этапе своего развития – этапе становления ее нового общественного устройства. Дальнейшее развитие РФ на этом этапе во многом зависит от величины ее экономического потенциала.

Жизненное пространство России составляет 17,1 млн. кв.км. Это ¾ территории бывшего СССР в границах 1990 года. Население России – около 147 млн. человек, трудовые ресурсы – почти 73 млн. чел.

        В России проживает 3 % населения планеты, а на ее территории сосредоточено 35% общих запасов мировых ресурсов и более половины запасов стратегического сырья. По их суммарной оценке каждый россиянин оказывается в 3-5 раз богаче американца и в 10-15 раз – любого европейца. Запасы лесных ресурсов России Равны 81,6 млрд. куб. м, что составляет 95 % бывших общесоюзных. Площадь сельскохозяйственных угодий достигает 650 млн. га – 2/3 бывшей общесоюзной. В материально-технологическом аспекте Россия – единственная в мире страна, самодостаточная для Интенсивного социально-экономического развития.

            Экономика России как материальная база проводимого общественного переустройства представляет собой сложный комплекс отраслей.

Отрасль – совокупность предприятий и производств,  обладающих  общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

Классификация отраслей по экономическому состоянию:

Отрасль, переживающая упадок– та отрасль, которая приносит не прибыль, а убытки и в которой сокращается объем производства по мере того как предприятия ее покидают.

Отрасль с возрастающими издержками– отрасль, расширение производства в которой обусловлено вступлением в нее новых предприятий и повышением в связи с этим цен на потребляемые ресурсы, а, следовательно, и ростом издержек производства.

Отрасль с постоянными издержками– отрасль, в которой расширение производства вследствие вступления в нее новых предприятий  не оказывает влияния на цены потребляемых ресурсов.

ПОНЯТИЯ:
Отраслью  иногда называют отрасль в строгом смысле (например, нефтяную или алмазную), иногда же — сектор или комплекс, т.е. группу отраслей, близких технологически или экономически (например, военно-промышленный комплекс, транспортный комплекс или аграрный сектор).
Отраслевой представитель в структурах власти — это высокопоставленный чиновник (в ранге не ниже заместителя министра), осознанно защищающий интересы отрасли. Чаще всего (но не всегда) эти люди вышли из соответствующей отрасли и действуют в открытую.
К интересам отрасли  обычно причисляют только те, которые хотя бы минимальным образом сформулированы и признаются большинством отраслевого истеблишмента (слои общества, имеющие привилегированное положение и являющееся опорой данного общественного строя). С любыми так называемыми объективными интересами (например, «научными» представлениями об оптимальном развитии отрасли) считаются только в той мере, в какой их разделяет истеблишмент.
Термин отраслевая группа давления в правительстве  употребляется, если представительство отрасли либо по численности, либо по рангу представителей «сверхнормативно», т.е. не соответствует реальному месту отрасли в народном хозяйстве. Измерить степень такого соответствия, конечно, невозможно. Но одно дело, когда литератор занимает пост министра культуры, и совсем другое — становится президентом

Здесь следует различать понятия отраслевое представительство в российском правительстве и лобби.

Лобби, лоббизм – действия государственных органов, законодательных, исполнительных, судебных властей, направленные на поддержку отдельных отраслей и сфер экономики регионов, предприятий, социальных групп, продиктованные не объективной необходимостью, а заинтересованностью, иногда и подкупом должностных лиц. Лоббисты в лице представителей власти способствуют своим подопечным в получении выгодных государственных заказов, кредитов, помощи. Льгот, лицензий, благоприятных условий экономической, коммерческой деятельности, в создании и регистрации новых организаций, в подавлении конкурентов.

Принято выделять аграрное лобби и промышленное лобби.

Термин Лобби используется у нас широко, но без точного определения применительно к российским условиям. Журналисты или эксперты присваивают почетное звание «отраслевого лоббиста» произвольно, в зависимости от личных пристрастий, и не потому, что не знают общепринятых в мире определений лоббизма или некомпетентны в наших внутренних делах. Просто отстаивать отраслевые интересы в структурах власти можно по-разному, причем классический лоббизм (который в России тоже уже существует) — далеко не самый распространенный способ.
Немного истории.

Год Гайдара: ВПК начинает и проигрывает.

Кабинет Егора Гайдара образца осени 1991 — весны 1992 годов многие не без оснований называли «первым антилоббистским правительством». У вице-премьеров и министров экономического блока не было партийно-хозяйственного прошлого, а у большинства министров — генетических связей с руководимыми ими отраслями. Никого из членов правительства нельзя назвать прямым ставленником какой-либо отрасли. Впрочем, только у двух министров программы развития отраслей не совпадали с мнением и интересами значительной части отраслевого истеблишмента: у министра сельского хозяйства Виктора Хлыстуна и министра науки, высшей школы и технической политики Бориса Салтыкова.
От такого правительства ожидали равного отношения ко всем хозяйствующим субъектам. Рассчитывали, что команда Гайдара, как обещала, создаст общие правила игры и откажется от специальной поддержки особо любимых или значимых предприятий. Однако этого не последовало. Очень скоро директора крупных заводов научились так же легко, ногой открывать кабинеты новых министров, как делали это в советские времена в Госснабе, Госплане и прочих ведомствах.

     Участники этого процесса о нем, разумеется, особо не распространялись. Но вот данные, приведенные членом команды Гайдара Сергеем Павленко. Сейчас руководит Рабочим центром экономических реформ при правительстве РФ.

 В 1992 году исполнительная власть издала около 300 нормативных актов о предоставлении разного рода льгот (27 проц. в первом квартале, 26 — во втором, 23 — в третьем и 24 — в четвертом). На АПК пришлось около 10 проц. преференциальных постановлений, на ТЭК — 12, на отдельные регионы — 15, на отдельные предприятия — 25. Льготы делились на три группы: выделение материальных, финансовых ресурсов (в том числе сокращение налогов, пошлин и т.д.) и передача исключительных прав (в основном квот и лицензий на экспорт). Вывод Павленко гласил: «На протяжении всего 1992 года российское правительство вело себя так, будто оно находилось в предвыборной ситуации. Причем в предвыборной ситуации специфически российского толка — когда надо заручиться поддержкой не больших групп электората, а тех, кого у нас принято называть „субъектами реальной структуры власти“ (крупного директората, аграрных и нефтяных генералов, главных администраторов регионов и так называемых „республик в составе Федерации“)».
Первое правительство Черномырдина: какова отрасль,
таково и представительство

Назначение председателем правительства Черномырдина (декабрь 1992 года) положило начало формированию нефтегазовой группы давления. Одновременно с премьером в правительство пришел на пост министра топлива и энергетики Юрий Шафраник, а руководителем аппарата стал Владимир Квасов.

Уровень представительства нефтегазовой отрасли в правительстве вполне соответствовал ее месту в российской экономике. Эта отрасль — одна из немногих, не требующих дотаций, а приносящих доход (в каких бы ценах и валютах ни мерить ее затраты и результаты). Нефть и газ — пожалуй, единственные массовые российские товары, устойчиво конкурентоспособные на мировом рынке, а потому и главная статья российского экспорта, основной источник конвертируемой валюты. Отрасль выполняла и выполняет свои внутренние обязательства. Несмотря на громадные долги по налогам в бюджет и собственные неплатежи, нефтегазовая отрасль — крупнейший нетто-кредитор российской экономики. К тому же и по многим ключевым техническим параметрам именно нефтяная и особенно газовая промышленность — настоящие лидеры российской экономики.
Новое время — новые песни

Хотя второе правительство Черномырдина, сформированное в августе 1996 года, многие наблюдатели называют старым или, по крайней мере, хорошо знакомым, в вопросе о представительстве отраслей ситуация существенно изменилась.

Впрочем, далеко не для всех отраслей.

Общий вывод о втором правительстве Черномырдина может быть, по-видимому, таким: все отраслевые представительства находятся в нем на нормативном или почти нормативном уровне. У России сейчас менее лоббистское правительство, чем в 1992-1995 годах. Рискну даже утверждать, что в 1996 году Черномырдин сделал то, чего не удалось добиться пять лет назад Гайдару. Тогда попытались создать беспристрастную по отношению к хозяйствующим субъектам государственную бюрократию из «новых» людей, не имевших старого хозяйственного опыта. Теперь правительство состоит почти сплошь из людей, имеющих хозяйственный опыт (старый и новый) и отраслевое прошлое. Но на беспристрастную государственную бюрократию оно похоже больше.
Не в правительстве, но очень близко

Не все отрасли строят свои отношения с исполнительной властью при помощи групп давления или представительств. Импортеры потребительских товаров, коммерческие банки и алмазодобытчики, например, «во власть не ходят», но успешно с ней взаимодействуют.

Добыча алмазов практически целиком локализована в Якутии, состоит из одной компании — «Алмазы России-Саха», а потому точнее, пожалуй, говорить о ней как о части якутской, а не российской экономики. Основной интерес этой отрасли — экспортировать, возможно, большую долю своей продукции и завоевать максимальную независимость от государства при взаимодействии с зарубежными покупателями. Судя по действиям алмазодобытчиков, они не заинтересованы в долгосрочной кооперации с довольно мощной российской бриллиантовой промышленностью и, напротив, пытаются ее игнорировать. По стандартной экономической логике позиция странная: экспортировать готовую продукцию всегда выгоднее, чем сырье.

Причин тому две. Во-первых, издержки добычи якутских алмазов растут так быстро, что через некоторое время она грозит стать убыточной — во всяком случае, если серьезно не изменить структуру компании. Ее руководство не в состоянии выстроить долгосрочную стратегию и выжимает максимум из настоящего и ближайшего будущего. Во-вторых, основной покупатель российских алмазов — мировой монополист «Де Бирс» — прекрасно знает, что любому крупному производителю под силу обрушить мировой рынок алмазов, и потому дорого платит за лояльность. Всей Якутии маловато, но ее истеблишменту хватит.

В федеральной исполнительной власти алмазодобытчики не представлены. Более того, Комитет по драгоценным металлам и камням, Министерство финансов и многие правительственные чиновники настороженно относятся к компании. Министр внешнеэкономических связей Давыдов даже как-то произнес известную фразу: мол, без государственной монополии на торговлю алмазами «вся Россия скоро окажется в долгу у Якутии». Тем не менее, до сих пор компания «Алмазы России-Саха» успешно отстаивала свои интересы, не только «проталкивая» выгодные ей текущие правительственные решения, но и занимаясь классическим лоббированием. Компания предложила и успешно провела через Федеральное собрание свой вариант закона «О драгоценных металлах и камнях», фактически закреплявший ее право быть независимой от государства. И хотя президент наложил на этот закон вето, успех алмазодобытчиков недооценивать нельзя. Большинство других отраслей, предлагавших свои законопроекты, не смогли провести их даже через Думу.

Успех во взаимодействии алмазодобытчиков с властями объясняется стопроцентной поддержкой якутских властей. Она гарантирована полным единством экономических интересов и «личной унией» с компанией «Алмазы России-Саха». Такое покровительство значит очень много: в постсоветское время республика переживает стремительную политическую трансформацию. Прежде целиком зависимая от Центра, она добилась максимальной автономии. Ее уровень скрыт от внешнего наблюдателя, так как в Якутии преобладает русское население и она расположена в глубине России. К тому же и республиканские, и федеральные власти избегают конфронтационной риторики. Тем не менее, на мой взгляд, по степени автономности Якутия занимает место между Татарстаном и Чечней.

Импортеры товаров широкого потребления — еще один сектор, не имевший на протяжении всего рассматриваемого периода никакого представительства в правительстве. Тем не менее, он тоже не может пожаловаться на то, что его зажимают. Мы не обсуждаем здесь индивидуальных налоговых и иных льгот отдельным компаниям (скандальные преференции Национальному фонду спорта — наверное, лишь видимая верхушка айсберга). Однако до сих пор даже естественные в момент экономического кризиса протекционистские меры или введение адекватных налогов на «челноков» применяли крайне ограниченно. Да и общественность встречала их со столь хорошо организованным возмущением, что напрашивался вопрос о том, кто за ним стоит.

Ответ очевиден. Если бы импортеров защищала только их собственная финансовая мощь, ее давно сокрушили бы сомкнутые ряды отечественного АПК и рвущейся на внутренний потребительский рынок «оборонки». Но на стороне импортеров — авторитет руководителей Москвы, Санкт-Петербурга и других крупнейших городов. Ввоз иностранного продовольствия и других потребительских товаров обеспечивает им социальную стабильность, гарантирует постоянные налоговые поступления и позволяет получить необходимые в коммунальном хозяйстве внебюджетные деньги. Добиться этого при жестком протекционизме и «опоре на внутреннего производителя» значительно труднее, если вообще возможно.

Кроме того, интересы импортеров защищали и вечные оппоненты влиятельных мэров — команда реформ в правительстве. Она всегда видела в либерализации импорта важнейший инструмент достижения ключевых целей — либерализации экономики в целом и ее структурной перестройки. Союз Лужкова с Чубайсом существовал на самом деле всегда. Его диктовало одинаковое отношение к «ножкам Буша» и турецким кожаным пальто, а не приход Евгения Савостьянова в президентскую администрацию. Пробить такой союз трудно.

Итак, после распада СССР большинство отраслей стремилось выстроить свои взаимоотношения с правительством России, главным образом опираясь на представительства или группы давления внутри него. Однако, как показывает пример ВПК, такая политика не всегда гарантирует успех. В то же время другим отраслям удалось создать хорошее к себе отношение и без прямых представителей в федеральной исполнительной власти. Для этого оказалось достаточно привлечь на свою сторону (или сформировать) силы, которые федеральная власть не может игнорировать.
Транспорт – одна из ведущих отраслей производства.

В условиях масштабных экономических и социальных потрясений, к ко­торым вполне можно отнести современную ситуацию в России, очевидна за­висимость интегральной структуры хозяйства от наиболее устойчивых эле­ментов — воспроизводства необходимых жизненных благ: пищи, одежды, жилья, энергии. Причем критическим, пороговым уровнем является их про­стое воспроизводство. Транспорт и энергетика, накопившие потенциал, до­статочный для расширенного воспроизводства, дают возможность экономике временно удовлетворительно функционировать и в условиях вынужденного перехода к условиям простого воспроизводства, что еще раз подчеркивает важнейшую роль транспорта в народном хозяйстве.

Но это существенный, хотя и не всеми усматриваемый факт. Более за­маскированным является многообразное влияние транспорта на саму интег­ральную систему хозяйства,

В основополагающих понятиях функционирования и развития общества транспорт проявляется в качестве:

а) территориального фактора — скорость, надежность сообщений позволяют оформляться на местности конкретным социально-экономическим общностям;

б) временной границы передвижения: структура бюджета времени (суточного, недельного, годового) на транспорте фиксирует конкретные пространственно временные границы городов, агло­мераций, региональных систем;

 в) потенциала социально-информационного разнообразия: соединение транспортом отдельных элементов в расширяю­щихся территориальных границах создает эффект экспоненциального роста социально-информационного разнообразия.

Наиболее существенно, что транспорт, соединяя отраслевую и территориальную структуры, обеспечивает системное единство народного хозяйства и общества в целом.

Наконец, экологическое воздействие транспорта (выбросы, шум, вибрация и др.) стало ощущаться в развитых странах особенно интенсивно с 50-х годов. В России внимание этой проблеме уделяется только с конца 70-х годов. (схема).

 В общих взаимосвязях транспорта с другими подсистемами народного хозяйства особенно важно выявление сдвигов в видовой структуре транспорта и видовой структуре перевозок. При изучении структурных сдвигов на самом транспорте в видовом аспекте наиболее ощутима социально-пространственная роль его автомобильной составляющей; именно автомобильный транспорт наиболее приближен к повседневным потребностям и действиям людей.

Дело в том, что средства транспорта, ориентированные главным образом на дальние магистральные связи и перевозки, обеспечивают в основном ресурсно-производственную сферу функционирования общества. Автомобильный транспорт, кик и другие его виды, как бы вовлекает в этот процесс явную производительную силу — человека. Под влиянием автотранспорта меняются формы расселения, ежедневные передвижения населения. Автотранспорт все в большей степени становится социально-техническим сред­ством самоорганизации населения и хозяйства.

Тенденции в величине и структуре перевозок.В условиях перехода к рыночным отношениям и продолжающегося спада производства важно понять, какие процессы структурообразующего характера происходят в целом на транспорте, какова взаимосвязь автотранспортной составляющей с народным хозяйством.

Динамика сводных показателей, характеризующих работу транспорта, отличается заметным спадом, нарастающим по годам. Если в 1990-1991 гг. спад перевозок, вызванный сокращением производства, примерно соответ­ствовал •его уровню, то в 1992-1994 гг. темпы этого спада ускорилась. Сказались изменения пропорций перевозок грузов транспортом общего и не об­щего пользования в пользу последнего, а также кризис платежей и разрыв традиционных хозяйственных связей. Таблица 1

Представим высказанные идеи и положения в компактной схеме.
Схема. Транспорт в системе народного хозяйства
Общий объем перевозок грузов в России

Показатели
1985г.

 1990г.

1991г.

1994г.

1993г.

1994г.

1. ВВП в сопоставимых ценах 1993 г., трлн. руб.

250,2

227,7

184,4

162,3

138,0

2. Общий объем перевозок грузов транспортом, млрд.

24,1

25,7

24,1

20,9

16,6

12,8

в том числе автотранспортом

14,1

15,3

14,7

12,7

10,0

7,6

вес товарной продукции всех отраслей народного хозяйства, млрд. т

5,0

5,0

4,5

3,9

3,3

2,6

Коэффициент перевозимости грузов

4.8

5,1

5,4

5,4

5,0

4,9
    продолжение
–PAGE_BREAK–