Транспорт и окружающая среда

РЕФЕРАТПо ОБЖ
На тему: «Транспорт иокружающая среда»
Выполнила: Лунева О.А.
Лицей «Пролог» кл. 10 «В»
г. Курган 2001г.
 
 
 
 Содержание
 
 
 
 
 
Введение____________________________________________3стр.
Наземныйтранспорт)_________________________________4 стр.
Авиацияи ракетоносители_____________________________6 стр.
Заключение_________________________________________9 стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
Наибольшее загрязнение атмосферного воздухапоступают от энергетических установок, работающих на углеводородном топливе(бензин, керосин, дизельное топливо, мазут, уголь, природный газ и другие).Количество загрязнения определяется составом, объемом сжигаемого топлива иорганизацией процесса сгорания.
Основными источниками загрязнения атмосферы являютсятранспортные средства с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Долязагрязнения атмосферы  от газотурбинныхдвигательных установок (ГТДУ) и ракетных двигателей (РД) пока незначительна,поскольку их применение в городах и промышленных центрах ограничено. В местахактивного использования ГТДУ и РД (аэродромы, испытательные станции, стартовыеплощадки) загрязнения, поступающие в атмосферу от этих источников сопоставимы сзагрязнениями от  ДВС и ТЭС,обслуживающих эти объекты.
Основные компоненты, выбрасываемые в атмосферу присжигании различных видов топлива в двигателях всех видов, — нетоксичные диоксидуглерода СО2 и водяной пар Н2О. Однако кроме них ватмосферу выбрасываются и вредные вещества, такие как оксид углерода, оксидысеры, азота, соединения свинца, сажа, углеводороды, в том числе канцерогенныйбензапирен С20Н12, несгоревшие частицы топлива и т.п.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Наземный транспорт
Автотранспорт является источником загрязненияатмосферы, количество автомашин непрерывно растет, особенно в крупных городах;а вместе с этим растет валовой выброс вредных продуктов в атмосферу.
Токсическими выбросами ДВС являются отработавшие икартерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная долятоксических примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. Скартерными газами и парами топлива в атмосферу поступает ~45% СnHnот их общего выброса.
Исследования состава отработавших газов ДВСпоказывают, что в них содержится несколько десятков компонентов. Диоксид серы образуетсяв отработавших газах в том случае, когда сера содержится в исходном топливе(дизельное топливо).
Анализ данных показывает, что наибольшейтоксичностью обладает выхлоп карбюраторных ДВС за счет большего выброса СО, Nox, CnHmи др. Дизельные ДВС выбрасываютв больших количествах сажу, которая в чистом виде не токсична. Однако частицысажи несут на своей поверхности частицы токсичных веществ, в том числе иканцерогенных. Саж может длительное время находиться во взвешенном состоянии ввоздухе, увеличивая тем самым время воздействия токсических веществ начеловека.
Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу,поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общеготехнического состояния автомобилей и особенно от двигателя – источниканаибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы СОувеличиваются в 4 – 5 раз.
Применение этилированного бензина, имеющего в своемсоставе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьматоксичными соединениями свинца. Около 70% свинца, добавленного к бензину сэтиловой жидкостью, попадает в атмосферу с отработавшими газами, из них 30%оседает на земле сразу, а 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобильсредней грузоподъемности выделяет 2,5 – 3 кг свинца в год. Концентрация свинцав воздухе зависит от содержания свинца в бензине:
Содержание свинца в бензине, г/л…………0,15    0,20  0,25  0,50
Концентрация свинца в воздухе, мкг/м3…..0,40     0,50  0,55  1,00
Исключить поступление высокотоксичных соединений свинцав атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный, что давнопрактикуется в крупных городах ряда стран Западной Европы.
Мировым парком автомобилей с ДВС ежегодновыбрасывается, млн. т:
оксида углерода – 260
летучих углеводородов – 40
оксидов азота – 20.
Доля участия автомобильного транспорта в загрязненииатмосферного воздуха крупных городов мира составляет, %:
                               Оксидуглерода  Оксиды Азота  Углеводороды
Москва                                     96,3                     32,6                     64,4
Санкт-Петербург          88,1                     31,7                     79
Токио                             99                       33                       95
Нью-Йорк                      97                       31                       63
В некоторых городах концентрация СО в течениикоротких периодов достигает 200 мг/м3 и более, при нормативныхзначениях максимально допустимых разовых концентраций 40 мг/м3 (США)и 10 мг/м3 (Россия).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Авиация и ракетоносители
 
Применение газотурбинных двигательных установок вавиации и ракетостроении поистине огромно. Все ракетоносители и все самолеты(кроме пропеллерных на которых стоят ДВС) используют тягу этих установок.Выхлопные газы газотурбинных двигательных установок (ГТДУ) содержат такиетоксичные компоненты, как СО, NОx,углеводороды, сажу, альдегиды и др.
Исследования состава продуктов сгорания двигателей,установленных на самолетах «Боинг-747», показали, что содержание токсичныхсоставляющих в продуктах сгорания существенно зависит от режима работыдвигателя.
Высокие концентрации СО и CnHm(n– номинальное числооборотов двигателя) характерны для ГТДУ на пониженных режимах (холостой ход,руление, приближение к аэропорту, заход на посадку), тогда как содержаниеоксидов азота NOx(NO, NO2, N2O5) существенно возрастаетпри работе на режимах близких к номинальному (взлет, набор высоты, полетныйрежим).
Суммарный выброс токсичных веществ самолетами с ГТДУнепрерывно растет, что обусловлено повышением расхода топлива до 20 – 30 т/ч инеуклонным ростом числа эксплуатируемых самолетов.
Наибольшее влияние на условия обитания выбросы ГТДУоказывают в аэропортах и зонах, примыкающих к испытательным станциям.Сравнительные данные по выбросам вредных веществ в аэропортах показывают, чтопоступления от ГТДУ в приземный слой атмосферы составляют:
Оксиды углерода – 55%
Оксиды азота – 77%
Углеводороды – 93%
Аэрозоль – 97%
остальныевыбросы выделяют наземные транспортные средства с ДВС.
          Загрязнениевоздушной среды транспортом с ракетными двигательными установками происходитглавным образом при их работе перед стартом, при взлете и посадке, при наземныхиспытаниях в процессе их производства и после ремонта, при хранении итранспортировке топлива, а так же при заправке топливом летательных аппаратов.Работа жидкостного ракетного двигателя сопровождается выбросом продуктовполного и неполного сгорания топлива, состоящих из O, NOx, OHи др.
При сгорании твердого топлива из камеры сгораниявыбрасываются H2O, CO2, HCl, CO, NO, Cl, а также твердые частицы Al2O3со средним размером 0,1 мкм(иногда до 10 мкм).
В двигателях космического корабля «Шатл» сжигаетсякак жидкое так и твердое топливо. Продукты сгорания топлива по мере удалениякорабля от Земли проникают в различные слои атмосферы, но большей частью втропосферу.
В условиях запуска у пусковой системы образуетсяоблако продуктов сгорания, водяного пара от системы шумоглушения, песка и пыли.Объем продуктов сгорания можно определить по времени (обычно 20 с) работы установкина стартовой площадке и в приземном слое. После запуска высоко температурноеоблако поднимается на высоту до 3 км и перемещается под действием ветра нарасстояние 30 – 60 км, оно может рассеятся, но может стать и причиной кислотныхдождей.
При старте и возвращении на Землю Ракетные двигателинеблагоприятно воздействуют не только на приземный слой атмосферы, но и накосмическое пространство, разрушая озоновый слой Земли. Масштабы разрушенияозонового слоя определяются числом запусков ракетных систем и интенсивностьюполетов сверхзвуковых самолетов. За 40 лет существования космонавтики в СССР ипозднее России произведено свыше 1800 запусков ракет-носителей. По прогнозамфирмы Aerospaceв XXIв. для транспортировкигрузов на орбиту будет осуществляться до 10 запусков ракет в сутки, при этомвыброс продуктов сгорания каждой ракеты будет превышать 1,5 т/с.
Согласно ГОСТ 17.2.1.01 – 76 выбросы в атмосферуклассифицируют:
1)   по агрегатному состояниювредных веществ в выбросах, это – газообразные и парообразные (SO2, CO, NOxуглеводороды и др.); жидкие(кислоты, щелочи, органические соединения, растворы солей и жидких металлов);твердые (свинец иего соединения, органическая и неорганическая пыль, сажа,смолистые вещества и др.);
2)   по массовому выбросу,выделяя шесть групп, т/сут:
1)   менее 0,01 вкл.;
2)   свыше 0,01 до 0,1 вкл.;
3)   свыше 0,1 до 1,0 вкл.;
4)   свыше 1,0 до 10 вкл.;
5)   свыше 10 до 100 вкл.;
6)   свыше 100.
 В связи сразвитием авиации и ракетной техники, а также интенсивным использованием  авиационных и ракетных двигателей в другихотраслях народного хозяйства существенно возрос их общий выброс вредныхпримесей в атмосферу. Однако на долю этих двигателей приходится пока не более5% токсичных веществ, поступающих в атмосферу от транспортных средств всехтипов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
 
Нельзя сказать, что вопросу загрязнения транспортомне уделяется никакого внимания. Все больше обычные поезда заменяютсяэлектровозами, разрабатываются и уже выпускаются автомобили на аккумуляторныхбатареях, при современных темпах прогресса можно надеяться на то что вскорепоявятся и экологически чистые авиационные и ракетные двигатели. Правительствапринимают решения против загрязнения планеты. За примером далеко ходить ненадо. Инспекторы ГАИ уже наказывают водителей, чьи машины выбрасывают ватмосферу токсичных веществ больше нормы.
          Охранаприроды — задача нашего века, проблема, ставшая социальной.  Снова и снова мы слышим об опасности,грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают ихнеприятным,  но неизбежным порождениемцивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися  затруднениями.
          Однако воздействие человека наокружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение,понадобятся  целенаправленные ипродуманные действия.  Ответственная идейственная политика по отношению к окружающей  среде  будет возможна лишь в том случае, если мынакопим надёжные данные о современном состоянии среды,  обоснованные знания о  взаимодействии важных экологическихфакторов,  если разработает новые методыуменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.