Транспорт России Транспорт – «кровеносная система экономики». Развитие транспорта является непременным условием для функционирования хозяйства, жизни населения. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании. Транспорт обеспечивает производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляет готовую продукцию потребителю. Грузовой транспорт обеспечивает производственные связи между предприятиями
и доставку населению предметов потребления. Эффективность работы грузового транспорта характеризуется величиной грузооборота. Пассажирский транспорт обеспечивает перевозки населения, его главный показатель – пассажиро-оборот. Выделяют следующие виды транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, авиационный, трубопроводный. В последние годы грузооборот транспорта РФ значительно уменьшился, изменилась его структура.
Так, повысилась доля морского и трубопроводного, снизилась роль железнодорожного и речного транспорта. Произошло снижение ряда важных для отрасли показателей, в том числе состояние дорожных путей, сокращение выпуска продукции транспортного машиностроения. Железнодорожный транспорт — основной из видов транспорта России (50% грузооборота РФ). По протяженности железных дорог (87 тыс. км) – наша страна уступает США, но грузооборот ее железнодорожного транспорта (1,2 млрд. тонн грузов) больше, чем в других странах
мира. Основная функция железнодорожного транспорта РФ — обеспечение надежного транспортного обмена между отдельными районами страны. В европейской части России расположение железных дорог в основном радиальное. Здесь находится крупнейший транспортный узел Москва, от которого расходятся в разных направлениях магистрали железной дороги. В Сибири железнодорожная сеть имеет, в основном, широтное направление и не столь густа, как в европейской части России. Основные железнодорожные магистрали Сибири — Транссиб и Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Эксплуатируются также Южно-Сибирская, Средне-Сибирская и Северо-Сибирская магистрали. Железнодорожные пути и подвижной состав сильно изношены, поэтому дальнейшее развитие железнодорожного транспорта невозможно без значительных капиталовложений при жестком контроле
со стороны государства. Морской транспорт имеет особенно важное для России значение, что определяется ее положением на берегах морей, принадлежащих акваториям трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. На его долю приходится 38% всех грузоперевозок. Россия обладает крупным торговым флотом( более 5000 судов), на её берегах расположеноЗЭ морских портов разной величины. Но только 40% портов достаточно глубоководны чтобы принимать большие суда.
Первое место в грузообороте страны принадлежит сейчас Тихоокеанскому бассейну. Через него Россия связана со странами Азии, Америкой, Австралией. Крупнейшие порты: Находка, Владивосток, Восточный, Холмок, Ванино. Второе место занимает Балтийский бассейн, связывающий РФ со странами Европы и
Америки. Важнейшие порты: Санкт-Петербург, Выборг, Балтийск, Калининград (самый западный порт страны). Мурманск — крупнейший незамерзающий порт бассейна, отсюда начинается протянувшийся на 11 тыс. км Северный морской путь. Он связывает европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком. В Финском заливе намечено строительство трех новых портов.
Через порты Черноморского бассейна в основном ведется экспорт нефти, так же, как и через порты на Каспийском море. После распада СССР изменились возможности России для использования морского транспорта. Потеряны крупнейшие порты на Балтике (Рига, Таллинн, Вентспилс, Клайпеда) и на Черном море (Одесса). Значительная часть флота потеряна, так как многие суда остались в портах приписки. Происходит устаревание эксплуатируемых судов из-за нехватки средств на их ремонт, остановлено строительство десятков крупных военных и транспортных судов на верфях страны. В России дефицит газовозов, рефрижераторов, паромов, лихтеровоэов, универсальных судов. Речной транспорт Развит особенно хорошо в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших затрат. Внутренние судоходные пути
России — более 80 тыс. км. Доля внутреннего водного транспорта в грузообороте — 3,9%. Судоходные речные пути России относятся к разным бассейнам. Основной — Волго-Камский. К нему тяготеет экономически развитая часть страны. Благодаря созданию судоходных каналов (Волга-Балтийского, Беломоро-Балтийского, Волго-Донского) Волга стала стержнем единой водной системы европейской части,
а Москва — портом пяти морей. На севере европейской части страны текут важнейшие в транспортом отношении реки: Северная Двина, Сухона. Онега, Сверь, Нева. Судоходные речные пути Сибири имеют очень большую протяженность. Здесь протекают крупнейшие реки России — Амур, Енисей, Лена, Обь и др. Они используются для сплава леса, перевозки продовольствия, промышленных товаров. В Сибири, в условиях недостаточного развития железных дорог, значение речного транспорта очень
велико. Авиационный транспорт. Специфика этого вида транспорта в том, что он охватывает перевозками почти все районы страны. Но из-за дороговизны авиаперевозок грузооборот авиационного транспорта невелик. Главная его специализация — перевозка на дальние расстояния пассажиров и доставка грузов в труднодоступные районы. Авиационный транспорт потребляет большое количество топлива, наносит существенный ущерб атмосфере, выбрасывая около 66 т продуктов горения в час. Трубопроводный транспорт по величине грузооборота уже превзошел железнодорожный. По трубопроводам передается 97% нефти, весь газ, многие продукты их переработки. Размещение трасс трубопроводов меньше зависит от рельефа местности и климата, чем железные и автомобильные дороги. Это позволяет прокладывать их в любых районах; потери при транспортировке очень низки. Основные нефтепроводы: «Дружба» (Поволжье – Центр — Северо-Запад, Коми – Центр, Поволжье -Сибирь). Основные газопроводы: «Союз», «Сияние
Севера», Западная Сибирь — Центр, Западная Сибирь — Западная Европа. В настоящее время в России проложено свыше 210 тыс. км магистральных трубопроводов. Автомобильный транспорт — наиболее маневренный вид транспорта, но и один из самых дорогостоящих. Он имеет преимущество при перевозке пассажиров и грузов на короткие расстояния. Велико значение автомобильного транспорта в обслуживании промышленности и сельского хозяйства, строительства,
торговой сети. Сеть автомобильных дорог в России – около 560 тыс. км, но только 30% из них имеют твёрдое покрытие. Густо покрыта автомобильными дорогами европейская часть РФ. В восточных районах их пока недостаточно. Важнейшими проблемами в развитии автомобильных перевозок являются отсталость российского автомобилестроения, плохое качество дорог. В суровых условиях российского климата требуются большие затраты на поддержание действующих дорог и
строительство новых. Следует также отметить, что автомобильный транспорт — один из основных загрязнителей окружающей среды, поэтому при его развитии необходимо учитывать необходимость строгого контроля за выбросами вредных веществ и уровнем шумового загрязнения.