Содержание
Введение
Глава 1. Классификация отходов.Опасные грузы
Глава 2. Текущие нормативныетребования к транспортировке отходов I-IV класса опасности
Заключение
Словарь терминов и аббревиатур
Список литературы
Введение
Развитие промышленности исельского хозяйства приводит к образованию все большего количества отходов.Ежегодно в Чувашии образуется более 0,5 млн. т. отходов. Отходы I-IV классаопасности могут представлять серьезную опасность для окружающей среды. Воизбежание плачевных для экологии результатов при осуществлении деятельности сотходами I-IV класса опасности, попадающей под государственное регулирование,необходимо руководствоваться текущими положениями нормативных документов. Нонесмотря на обширную нормативно-законодательную базу, призванную регулироватьвопросы природопользования и охраны окружающей среды, существует проблемаочевидного «экологического нигилизма» со стороны некоторых российских компанийи предприятий, на которую обратил внимание президент Д.А. Медведев на заседанииГоссовета во Внуково 27.05.2010 г. По словам президента, главнуюответственность за плохое состояние экологии должен нести бизнес.
Порядок транспортированияопасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузо-разгрузочнымработам, упаковке, маркировке отходов I-IV класса опасности и требования кобеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственнымистандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными специальноуполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращенияс отходами в соответствии со своей компетенцией.
Данная работа непретендует на полноту раскрытия заявленной темы, нами была предпринята попыткарассмотреть основные аспекты современного порядка организации и осуществлениюдеятельности по транспортировке отходов I-IV класса опасности.
Целью данной контрольной работыбыло изучить и представить обзор требований, которые предъявляются ктранспортированию отходов I-IV класса опасности. В соответствии с этой целью вработе раскрываются следующие задачи:
— Дать определение, рассмотретьклассификацию опасности отходов и классификацию опасности грузов;
— Рассмотретьнормативно-законодательную базу, регламентирующую транспортировку (в т.ч.трансграничную) отходов I-IV класса опасности.
Работа состоит извведения, 2х глав, заключения, словаря терминов и аббревиатур, заключения,списка литературы.
Глава 1. Классификацияотходов. Опасные грузы
Мы посчитали оправданнымначать нашу работу с описания принципов классификации отходов, с цельюиллюстрирования места, которое занимают отходы I-IV класса опасности в общейсистеме отходов.
Наиболее общим, родовымпонятием являются отходы производства и потребления. В нем определяются двеосновные сферы образования отходов – сфера производства и сфера потребления.Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов,полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессепроизводства или потребления, а также товары (продукция), утратившие своипотребительские свойства. Также сюда можно отнести пришедшую в негодностьпродукцию, к примеру, медикаменты, продовольствие, так как в них содержатсяэкологически опасные химические или биологические компоненты, – чтообосновывает необходимость их корректного удаления.
В практических задачахчаще всего используют три следующих способа классификации отходов:
— по агрегатномусостоянию;
— по происхождению;
— по видамвоздействия на природную среду и человека.
По агрегатному состояниюотходы делятся на твердые, жидкие и газообразные.
По происхождениюразличают: промышленные, сельскохозяйственные и бытовые отходы.
По видам воздействия наприродную среду и человека выделяют: токсичные; радиоактивные, пожароопасные,взрывоопасные, самовозгорающиеся, коррозионные, реакционно-способные, отходы,вызывающие инфекционные заболевания и отходы I-IV класса опасности.
Основное внимание вэкологическом законодательстве и праве уделяется опасным отходам,некорректное обращение с которыми имеет (или может иметь) наибольшиеотрицательные последствия для природы. Следует оговорить тот факт, что,согласно изменениям, внесенным в ФЗ «Об охране окружающей среды» в 2009 г.,термин «опасные отходы» следует заменить словами «отходы I-IV классаопасности».
Опасные отходы(отходыI-IVкласса опасности)— отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опаснымисвойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокойреакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней,либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасностьдля окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или привступлении в контакт с другими веществами.
Обращение с такимиотходами регулируется многими законодательными и иными нормативными правовымиактами, включая Федеральные законы «Об охране окружающей среды». Даннаянормативная документация будет рассмотрена нами ниже.
Класс опасности отходовустанавливается с применением экспериментальных или расчетных методов постепени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду принепосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее. Насегодняшний день законом устанавливается пять классов отходов, различающихся постепени опасности для окружающей природной среды (ОПС). Отнесение отходов кконкретному классу опасности осуществляется в соответствии с критериями и впорядке, установленными федеральными органами исполнительной власти в областиобращения с опасными отходами. Приказ Министерства природных ресурсовРоссийской Федерации от 15 июня 2001 г. N 511 «Об утверждении Критериевотнесения отходов 1-5 классов опасности к классу опасности для окружающейприродной среды».
Определение классаопасности отходов осуществляется двумя методами:
— расчётным;
— экспериментальным.
Для оценки опасностиотходов для окружающей природной среды установлены следующие классы опасности:
— I класс — чрезвычайно опасные отходы (степень вредоносного влияния таких отходов оченьвысокая. Критерием определения отходов, как чрезвычайно опасных, является то,что экосистема получает необратимые нарушения, и её восстановительный периодпопросту отсутствует);
— II класс — высокоопасные отходы;
— III класс — умеренно опасные отходы;
— IV класс — малоопасные отходы;
— V класс — практически неопасные отходы (степень негативного воздействия таких отходов наОПС очень низкая и экологическая система практически не получает никакихнарушений).
Над отходами различныхклассов могут производиться такие действия как обращение, использование, сбор,накопление, вывоз, утилизация, переработка, обезвреживание, хранение,захоронение и др. Считаем необходимым разъяснить некоторые из них.
Под «транспортированиемотходов» стало пониматься «перемещение отходов с помощью транспортныхсредств вне границ земельного участка, находящегося в собственностиюридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного имна иных правах» (согласно изменениям, внесенным в Федеральные законы N 309-ФЗот 30 января 2008 г.).
Под обращением с отходамиследует понимать деятельность, в процессе которой образуются отходы, а такжедеятельность по сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию иуничтожению, транспортированию, размещению (хранению и захоронению)отходов.
Под обезвреживаниемотходов следует понимать деятельность, связанную с обработкой (в том числе сосжиганием и обеззараживанием) отходов на специализированных установках в целях предотвращенияих вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Под накоплением отходов –временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах(на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства вобласти охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшегоиспользования, обезвреживания, размещения, транспортирования (ст. 1 новойредакции N 309-ФЗ от 30 января 2008 г.).
Под захоронением отходовпонимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, вспециальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ вокружающую природную среду.
Остановимся на понятии обэкологическом нормировании применительно к отходам I-IV класса опасности.
Федеральный закон «Обохране окружающей среды» определяет нормирование в области охраны окружающейсреды как деятельность по установлению «нормативов качества окружающей среды,нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлениихозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающейсреды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов вобласти охраны окружающей среды».
В качестве основногообъекта экологического нормирования выступают твердые промышленные и бытовыетоксичные и опасные отходы (отходы I-IV класса опасности).
В качестве основныхмеханизмов экологического нормирования в сфере обращения с отходами выступают:паспортизация; лицензирование, лимитирование, экономическое регулирование.
В качестве основныхэлементов паспортизации в сфере обращения с отходами (как одного из механизмовэкологического нормирования) выступает разработка и использование:государственного кадастра отходов; паспорта опасных отходов I-IV; паспорта объектов размещенияотходов.
В качестве основныхэлементов лицензирования в сфере обращения с отходами (как одного из механизмовэкологического нормирования) выступает лицензирование деятельности, связанной сутилизацией отходов, складированием отходов, транспортировкой отходов,захоронением отходов, обезвреживанием отходов, уничтожением отходов,производством продукции, сопровождающимся образованием опасных отходов (отходовI-IV класса опасности).
В качестве основныхэлементов экономического регулирования в сфере обращения с отходами (как одногоиз механизмов экологического нормирования) выступают: платежи за размещениеотходов в пределах установленных лимитов, платежи за размещение отходов сверхустановленных лимитов.
Норматив образованияотходов определяет установленное количество отходов конкретного вида припроизводстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов устанавливаютпредельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешаетсяразмещать определенным способом на установленный срок в объектах размещенияотходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Мы посчитали необходимымтакже подробнее остановиться на разъяснении понятия «опасные грузы», так кактранпортировка отходов I-IV класса опасности осуществляется посредствомтранспорта. Таким образом, во время транспортировки опасные отходы попадают вкатегорию «опасные грузы». Поэтому все нормативные документы,регламентирующие правила перевозки опасных грузов распространяются на опасныеотходы (отходы I-IV класса опасности).
Опасные грузы представляютсобой ядохимикаты, радиоактивные, легковоспламеняющиеся и взрывоопасныевещества, которые в силу своей опасности требуют специальную упаковку,выполнение квалифицированной погрузки и разгрузки, а также особого режимаперевозки. Попытка сэкономить на доставке опасных грузов, а, следовательно,несоблюдение норм и правил доставки опасных грузов, может привести кнепредсказуемым последствиям, таким как пожар, взрыв, химическое заражение,заражение окружающей среды и стать угрозой здоровью или жизни человека.
Опасные грузы разделяютсяна классы по степени опасности. Для того чтобы доставка опасных грузов былаорганизована по всем правилам, необходимо правильно определить класс опасностигруза, в зависимости от присвоенного грузу класса опасности, применяются те илииные правила перевозки и упаковки груза. Классификация производится наосновании ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Датапоследнего изменения стандарта: 19 января 2010 г. Данный стандартраспространяется на опасные грузы и устанавливает: классификацию; номенклатурупоказателей и критерии для отнесения грузов к опасным и их классификации;методы определения показателей для классификации опасных грузов; маркировку иправила ее нанесения на грузовые единицы с опасными грузами, в том числепоставляемыми на экспорт. При этом стандарт не распространяется на опасныегрузы, транспортируемые наливом водным транспортом; транспортируемыевнутризаводским и трубопроводным транспортом; классов 2, 3, 4, 8, подклассов5.1, 6.1, изготовленные как опытные образцы (в количествах, недостаточных дляих классификации; нарабатываемые в количестве не более 1 т в год; содержащиеблагородные металлы; заказные химические реактивы и препараты), предъявляемые ктранспортированию с указанием мер безопасности, установленных потребителем. Онтакже не распространяется на маркировку опасных грузов подкласса 9.2;потребительской и производственной тары; грузовых единиц с опасными грузами вмелкой фасовке при транспортировании водным и автомобильным транспортом;грузовых единиц с опасными грузами подкласса 9.1 в части нанесения знакаопасности и номера ООН.
На основании указанногостандарта выявляют 9 основных классов опасности грузов:
— 1 класс. К этомуклассу относятся вещества, которые способны вызвать пожар или взрыв, обычно этопиротехническое оборудование, при транспортировке которого появляется рисквзрыва или воспламенении всего груза (рис. 1).
/>/>/> />/>/>
Рис. 1 — Обозначениевеществ класса 1
— 2 класс. Этосжиженные охлаждением и растворенные под давлением газы и аэрозоли (пропан,метан, азот, хлор) рис. 2.
/>/>
Рис. 2 — Знак опасностивеществ класса 2
— 3 класс. Смеси ижидкости, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары с высокой и низкойтемпературой вспышки (рис. 3).
/>/>
Рис. 3 — Знак опасности веществкласса 3.
— 4 класс.Легковоспламеняющиеся материалы и вещества, которые способны воспламениться отискры, трения, пламени, а также вещества, способные самовоспламениться принормальных условиях (рис. 4).
/>/>/>
Рис. 4 — Знак опасности веществкласса 4
— 5 класс. Квеществам это класса опасности относятся окисляющиеся вещества, которые сами посебе не горючи, но под воздействием агрессивных факторов способны выделятькислород, тем самым поддерживать горение (рис. 5).
/>/>
Рис. 5 — Знак опасности веществкласса 5
— 6 класс. Этивещества представляются не менее опасными и к ним относят ядовитые,инфекционные вещества, которые могут вызывать отравление или смерть при соприкосновениис ними или если они попадут внутрь организма (рис. 6).
/>/>
Рис. 6 — Знак опасности веществкласса 6
— 7 класс.Радиоактивные вещества, удельная активность которых не более 70 кДж/кг (рис. 7).
/>/>/>
Рис. 7 — Знак опасности веществкласса 7
— 8 класс. К этомуклассу опасности относятся коррозионные и едкие вещества, которые при попаданиина слизистую оболочку глаз и дыхательных путей могут вызвать довольно сильноепоражение тканей, также при взаимодействии с металлами и вызывают коррозию.Сами вещества могут быть не горючи, но при взаимодействии с химическимивеществами и материалами могут вызвать пожар (рис. 8).
/>
Рис. 8 — Знак опасности веществкласса 8
— 9 класс. В этоткласс относятся вещества, не вошедшие ни в один из вышеперечисленных классовопасности, это некоторые горючие жидкости и вещества, которые при определенныхусловиях могут становиться коррозионными и опасными в пожарном отношении.
Приведенная классификацияпроиллюстрирована примерами маркировки знака опасности классифицируемыхсогласно класса опасности веществ.
Определение классаопасности груза – очень важная процедура, после определения класса, принимаетсярешение о способе транспортировки опасного груза и в соответствии с заявленнымклассом груз маркируется.
Погрузка/разгрузкаопасных грузов осуществляется на специальных постах (места, расположенные набезопасном расстоянии от жилых и производственных строений), с соблюдением всехмер предосторожности — ответственное лицо контролирует выполнение работ.Персонал использует средства защиты и спец. оборудование (грузозахватныемеханизмы) для работы с опасными грузами, погрузо-разгрузочные работывыполняются проинструктированным персоналом.
Глава 2. Текущие нормативныетребования к транспортировке отходов I-IV класса опасности
Транспортировка опасныхотходов (отходов I-IV класса опасности) является частью процесса обращения сотходами.
Деятельность по сбору,использованию, обезвреживанию, размещению, а также транспортировке (втом числе трансграничной) отходов I-IV класса опасности в качестве опасныхгрузов регламентируются положениями обширной нормативно-правовой базы,действующей на территории РФ. В нее также входят следующие проанализированныенами документы:
Федеральные законы:
— Федеральный законN 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. (Датапоследнего изменения: 27 декабря 2009 г.) Настоящий закон регулирует отношения,возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами ииндивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензированияотдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным статьей17 настоящего Федерального закона (74) деятельность по сбору, использованию,обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности (неподлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I-IV класса опасности, а такжедеятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию,размещению отходов V класса опасности) – изменения внесены Федеральным законом№ 309-ФЗ (см. ниже).
И статья 18 п. 9.:Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие натерриториях двух и более субъектов Российской Федерации один и тот же видхозяйственной или иной деятельности, в случае необходимости получения всоответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществлениедеятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию,размещению отходов I-IV класса опасности получает в территориальном органефедерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами,определяемом федеральным органом исполнительной власти в области обращения сотходами, лицензию на право ее осуществления на территории всех указанных вэтой лицензии субъектов Российской Федерации.
Ст. 18 п. 10.: Указаннаяв пункте 9 настоящей статьи лицензия подлежит регистрации в территориальныхорганах федерального органа исполнительной власти в области обращения сотходами по месту осуществления деятельности, которые осуществляют контроль засоблюдением лицензиатом при осуществлении этой деятельности соответствующихлицензионных требований и условий;
А также ст. 9 п. 6. обусловиях упрощенного порядка лицензирования погрузочно-разгрузочнойдеятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;
погрузочно-разгрузочнойдеятельности применительно к опасным грузам в морских портах;
погрузочно-разгрузочнойдеятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
— Федеральный законот 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Данный Федеральныйзакон регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен нареализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятнуюокружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственнойи иной деятельности на окружающую природную среду (в закон были внесеныпоправки, см.ниже);
— Федеральный законот 24 июня 1998 года № 89 — ФЗ «Об отходах производства и потребления». ДанныйФедеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производстваи потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производстваи потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а такжевовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительныхисточников сырья (в закон были внесены поправки, см. ниже);
— Федеральный закон№ 309-ФЗ от 30 декабря 2008 г. Данным законом внесены поправки в ряд законов, втом числе в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89 — ФЗ «Об отходахпроизводства и потребления», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «Олицензировании отдельных видов деятельности», и в Федеральный закон от23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (см. выше по тексту).
В закон «Об отходахпроизводства и потребления» были внесены изменения в области терминологии:
термин «опасные отходы»везде заменен термином «отходы I-IV классаопасности»;
были добавленыопределения понятий «сбор отходов», «накопление отходов»;
под «транпортированиемотходов» стало пониматься «перемещение отходов с помощью транспортныхсредств вне границ земельного участка, находящегося в собственностиюридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного имна иных правах».
В закон введена новаястатья – «4.1. Классы опасности отходов», согласно которой отходы в зависимостиот степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются всоответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающейсреды, на пять классов опасности (см. гл. 1 данной работы);
Теперь стало понятно, чтолицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию,транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности, причем по сбору итранспортировке только «чужих» отходов или вне своей территории. Не подлежитлицензированию деятельность по накоплению отходов 1-5 класса опасности, а такжедеятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещениюотходов 5 класса опасности.
Ст. 11. Полностьюосвобожденными от обязанности по разработке ПНООЛР являются субъекты малого исреднего предпринимательства, которые образуют отходы и при этом неосуществляют эксплуатацию объектов, связанную со сбором, накоплением,использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением отходов и др.изменения.
Адекватные изменения внесены и в Федеральный законот 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видовдеятельности». Согласно ст. 17, п.1, подп. 74 лицензированию теперь подлежитдеятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке,размещению отходов I — IV класса опасности (не подлежит лицензированиюдеятельность по накоплению отходов I — V класса опасности, а также деятельностьпо сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходовV класса опасности).
Внесены изменения вФедеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174‑ФЗ «Об экологическойэкспертизе» в части перечня объектов государственной экологической экспертизыфедерального (ст. 11) и регионального (ст. 12) уровней, которые вступили в силус 10 января 2009 г.
— Федеральный законот 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», дата последнегоизменения: 14 марта 2009 г.
Данный Федеральный законрегулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие приосуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием наприродную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основойжизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также наконтинентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации.
— Федеральный законот 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучиинаселения», дата последнего изменения: 30 декабря 2008 г.
Данный Федеральный законнаправлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населениякак одного из основных условий реализации конституционных прав граждан наохрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
— Федеральный законот 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц ипредпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) имуниципального контроля», дата последнего изменения: 27 января 2009 г.
Данным Федеральным закономустанавливаются: 1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц,индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществлениегосударственного контроля (надзора), муниципального контроля; 2) порядоквзаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственногоконтроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведениипроверок; 3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществлениегосударственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностныхлиц при проведении проверок; 4) права и обязанности юридических лиц,индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля(надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законныхинтересов.
— Федеральный законот 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ «Базельская конвенция о контроле за трансграничнымперемещением опасных отходов и их удалением». Закон посвящен необходимым мерамдля обеспечения того, чтобы использование опасных и других отходов, включая ихтрансграничную перевозку и удаление, было совместимо с охраной здоровьячеловека и окружающей среды, независимо от места их удаления; чтобыпроизводитель выполнял обязанности в отношении перевозки и удаления опасных идругих отходов способом, совместимым с охраной окружающей среды и т.д.
Согласно ст. 1 даннойКонвенции «опасными отходами» считаются следующие объекты трансграничнойперевозки:
а) отходы, входящие влюбую категорию, указанную в приложении I, если только они не обладаюткакими-либо свойствами, перечисленными в приложении III;
b) отходы, которые неохватываются пунктом а), но которые определены или считаются опасными всоответствии с внутренним законодательством государства экспорта, импорта илитранзита, являющегося Стороной.
2. Отходы, входящие влюбую категорию, указанную в приложении II, которые подлежат трансграничнойперевозке, считаются, для целей настоящей Конвенции «другими отходами».
3. Отходы, которые в силуих радиоактивности подпадают под другие международные системы контроля, в томчисле международные соглашения, специально применяющиеся в отношениирадиоактивных материалов, исключаются из сферы действия настоящей Конвенции.
4. Отходы, возникающие врезультате нормального функционирования морских судов, сброс которыхохватывается другими международно-правовыми документами, исключаются из сферыдействия настоящей Конвенции.
Конвенция, помимо общихобязательств сторон, содержит также национальные определения опасных отходов(ст. 3), порядок трансграничной перевозки из государства, являющегося Стороной,через государства, не являющиеся Сторонами (ст. 8), обязанности осуществленияреимпорта (ст. 8), условия идентификации незаконного оборота (ст. 9) и др.
В приложениях содержатся:
категории веществ,подлежащих регулированию (группы отходов), категории отходов, требующих особоговнимания,
перечень опасных свойств,
операции по удалению,
информацию, которуюдолжно содержать уведомление,
информацию, которуюдолжен содержать документ о перевозке и
порядок арбитража.
Кодексы:
— Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ,дата последнего изменения: 28 декабря 2009 г.
Для нас были полезныследующие статьи Главы 8. «Административные правонарушения в области охраныокружающей среды и природопользования»:
Статья 8.1. Несоблюдениеэкологических требований при осуществлении градостроительной деятельности иэксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
Статья 8.2. Несоблюдениеэкологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении сотходами производства и потребления или иными опасными веществами;
Статья 8.3. Нарушениеправил обращения с пестицидами и агрохимикатами;
Статья 8.4. Нарушениезаконодательства об экологической экспертизе;
Статья 8.5. Сокрытие илиискажение экологической информации;
И следующие статьи Главы11. Административные правонарушения на транспорте:
Статья 11.14. Нарушениеправил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов;
Статья 11.19. Нарушениеправил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа;
И в следующих статьяхГлавы 12. Административные правонарушения в области дорожного движения:
Статья 12.21. Нарушениеправил перевозки грузов, правил буксировки;
Статья 12.21.2.Нарушениеправил перевозки опасных грузов;
И в следующих статьяхГлавы 14. Административные правонарушения в области предпринимательскойдеятельности:
Статья 14.38. Размещениерекламы на дорожных знаках и транспортных средствах;
И в следующих статьяхГлавы 23. «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать делаоб административных правонарушениях»:
Статья 23.13. Органы,осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения;
Статья 23.31. Органы,осуществляющие государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ,связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасностигидротехнических сооружений;
И другие статьи.
Постановления:
— ПостановлениеПравительства РФ №524 от 26 августа 2006 г.
«Об утверждении Положенияо лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности». Последниесерьёзные изменения были внесены в положение 15 июня 2009 г. и вступили в силу30 июня 2009 г. Положение определяет порядок, условия, сроки, контрольнарушений лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,транспортировке, размещению опасных отходов (отходов I-IV класса опасности),осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями;
В соответствии сутвержденным Положением лицензирующим органом в данной сфере являетсяФедеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.Определены лицензионные требования и условия осуществления указаннойдеятельности, приведен перечень представляемых соискателем лицензии документов,установлен срок действия лицензии;
— ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 29 августа 2007 г. № 545 «Овнесении изменений в Правила разработки и утверждения нормативов образованияотходов и лимитов на их размещение». Согласно Постановлению, лимитыустанавливаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности посбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасныхотходов (отходов I-IV классаопасности) для всех заявителей, а не только для заявителей, осуществляющихдеятельность по размещению отходов. Соответственно, там, где возможно,рекомендуется подавать проект на утверждение непосредственно после получениялицензии;
— ПостановлениеПравительства РФ от 23 апреля 1994 г. № 372 «О мерах по обеспечениюбезопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом». В целяхобеспечения безопасности при перевозке опасных грузов автомобильным транспортомПравительство Российской Федерации выносит постановления в отношенииминистерств и ведомств РФ.
— ПостановлениеПравительства РФ от 16 июня 2000 г. № 670 «О первоочередных мерах по выполнениюФЗ «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничнымперемещением отходов и их удалением». Создано во исполнение положений Конвенции(см. выше по тексту работы).
Правила:
§ Государственныесанитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Требования к транспортировке опасныхотходов». Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей иблагополучия человека от 2008 г. Данные Санитарные Правила предназначены дляспециалистов органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защитыправ потребителей и благополучия человека, юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с опаснымиотходами (I-IV класса опасности). Раздел 4 «Транспортировка опасных отходов»посвящен общим требованиям по транспортировке, требованиям к транспортировкеотдельных видов опасных отходов (I-IV класса опасности), отходов производства ит.д.;
Раздел 5 посвящентранспортировке опасных отходов отдельными видами транспортных средств,транспортировке опасных отходов автомобильным транспортом, железнодорожным,воздушным, водным транспортом и т.д.;
Раздел 6 посвященсанитарно-эпидемиологическому контролю за ввозом на территорию РоссийскойФедерации опасных отходов (I-IV класса опасности).
4 приложения к Правиламсодержат информацию по трансграничной перевозке отходов I-IV класса опасности) (ВПриложении 1 (обязательное) – Уведомительная информация, представляемаягрузовладельцем (грузоотправителем) в компетентный орган РФ при трансграничнойперевозке опасных отходов; в Приложении 2 (обязательное) – Информация,представляемая грузовладельцем (грузоотправителем) при ввозе на территорию РФопасных отходов (трансграничные перевозки); в Приложении 3 (обязательное) – Переченьопасных отходов, импорт (транзит) которых на (через) территорию Российской Федерациизапрещается, а экспорт подлежит государственному регулированию; в Приложении 4(обязательное) – Перечень опасных отходов, трансграничные перевозки которыхподлежат государственному регулированию).
— РД 15-73-94 от16.08.94 «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожнымтранспортом (в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ № 29 от 20 июня 2002 г.),дата последнего изменения: 27 ноября 2002 г.
Правила распространяютсяна перевозки опасных грузов и являются обязательными для грузоотправителей,грузополучателей, работников магистрального и промышленного железнодорожноготранспорта, участвующих в процессе перевозки опасных грузов, осуществляющихсопровождение и (или) охрану их в пути следования; ими должны руководствоватьсявсе предприятия и организации (независимо от форм собственности), занимающиесяизготовлением, техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава иконтейнеров для перевозки опасных грузов, а также транспортно-экспедиционнымобслуживанием грузоотправителей и грузополучателей. Правила нераспространяются: а) на технологические перевозки опасных грузов внутритерриторий предприятий и организаций, применяющих их, осуществляющих ихпроизводство, обработку, хранение или уничтожение; б) на перевозкирадиоактивных веществ; в) на специальные перевозки опасных грузов, которыерегламентируются постановлениями Правительства России или по его поручениюкомпетентным органом.
— «Общие правилаперевозок грузов автомобильным транспортом» (с изменениями, внесенными решениемВерховного Суда РФ № ГКПИ07‑257от 21 мая 2007 г.).
Государственныестандарты:
— ГОСТ 26319-84«Грузы опасные. Упаковка» (Дата последнего изменения: 23 июня 2009 г). Стандарттакже содержит классификацию групп упаковки по степени опасности:
– I: вещества свысокой степенью опасности;
– II: вещества сосредней степенью опасности;
– III: вещества снизкой степенью опасности.
— Описанный ранее(см. гл. 1 данной работы) ГОСТ 19433-88
«Грузы опасныеКлассификация и маркировка». Дата последнего изменения: 19 января 2010 г.Содержит классификацию опасных грузов и маркировку, а также 6 приложений иинформационные данные.
— ГОСТ 30772-2001,Межгосударственный стандарт.
Ресурсосбережение.Обращение с отходами. Введен в действие 01 июля 2002 г., дата последнегоизменения: 23 июня 2009 г. Принят РФ, Украиной, республиками: Азербайджанской,Кыргызской, Таджикистаном, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Молдовой,Туркменистаном, Узбекистаном.
Данный стандартустанавливает термины и определения основных понятий, необходимых длярегулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методическогообеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами),газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах ихтехнологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов,идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться какбиосферозагрязнители. Содержит общие понятия, ресурсные аспекты,производственные аспекты, экологические аспекты и социальные аспекты.
— ГОСТ 30333-2007«Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования». Дата издания: 09сентября 2008 г., дата последнего изменения:18 января 2010 г.
Данный стандартустанавливает основные требования к паспорту безопасности химическойпромышленности в части его построения, содержания, изложения и оформлениявключаемой в него информации. Настоящий стандарт распространяется на паспортбезопасности, разрабатываемый для химической продукции (вещество, смесь,материал, отходы промышленного производства). Паспорт безопасности нераспространяется на полезные ископаемые в состоянии залегания, готовые лекарственныепрепараты, готовую парфюмерно-косметическую продукцию, излучающие, ядерные ирадиоактивные вещества, готовую пищевую продукцию и химическую продукцию,выпускаемую по закрытой номенклатуре.
Приказы:
— Приказ Федеральнойслужбы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов», датапоследнего изменения: 26 сентября 2007 г.
Данным приказомутверждается прилагаемый Порядок организации работы по паспортизации опасныхотходов (в Приложении).
— Приказ МПР РФ от15 июня 2001 г. № 511 «Об утверждении
Критериев отнесенияопасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды».
Документ содержиткритерии, а также расчетный и экспериментальный методы определения классаопасности опасных отходов.
— Приказ МПР РФ от2 декабря 2002 г. № 785 «Об утверждении паспорта опасных отходов». ВПриложениях – форма паспорта опасного отхода и инструкция по заполнению формы.
— Приказ МПР РФ от2 декабря 2002 г. № 785 «Об утверждении федерального классификационного каталогаотходов» (в изменении от 30 июля 2003 г.).
Данным Приказомутверждается прилагаемый Федеральный классификационный каталог отходов.
— ПриказФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19октября 2007 г. № 703 «Об утверждении методических указаний по разработкепроектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Методические указанияпредназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц,осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, а такжетерриториальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическомуи атомному надзору, принимающих решение об утверждении нормативов образованияотходов и лимитов на их размещение. Методические указания определяют единыйподход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектовнормативов образования отходов и лимитов на их размещение. ДействиеМетодических указаний не распространяется на вопросы обращения с радиоактивнымиотходами.
— ПриказФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 28января 2005 г. № 42 «Об утверждении положения об организации работы в системеФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вобласти трансграничного перемещения отходов», дата последнего изменения: 3апреля 2007 г.
Положение об организацииработы в системе Федеральной службы по экологическому, технологическому иатомному надзору в области трансграничного перемещения отходов предназначенодля реализации полномочий Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору (ее территориальных органов) по выдачеразрешений на трансграничное перемещение отходов.
— ПриказФедеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10декабря 2007 г. № 848 «Об утверждении Административного регламента Федеральнойслужбы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнениюгосударственной функции по лицензированию деятельности по сбору, использованию,обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов», дата последнегоизменения: 28 июля 2008 г.
Административныйрегламент по исполнению государственной функции по лицензированию деятельностипо сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасныхотходов определяет сроки и последовательность действий (административныхпроцедур) при осуществлении Федеральной службой по экологическому,технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и ее территориальнымиорганами государственной функции по лицензированию деятельности по сбору,использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов врамках полномочий, определенных Положением о Федеральной службе поэкологическому, технологическому и атомному надзору.
А также Приложенияк приказам, Правила международных перевозок, соглашение:
— Европейскоесоглашение «О международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ сизмененной структурой, действующее с 1 января 2007 г.).
Нам также хотелось быотдельно оговорить некоторые стороны организации транспортировки (в том числетрансграничной) отходов I-IV класса опасности.
Порядок лицензированиядеятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке,размещению отходов I — IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицамии (или) индивидуальными предпринимателями определён, Положением олицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию,транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности (см. выше). Такимобразом, транспортировка отходов I — IV класса опасности возможна при наличиилицензии.
Как было отмечено ранее,на сегодняшний день лицензия выдаётся не на все опасные отходы, а лишь наотходы I, II, III и IV классов опасности. V класс опасности с 30 июля 2009 г.лицензированию не подлежит (см. выше по тексту).
Ниже приведён переченьдокументов, необходимый для получения лицензии на деятельность по сбору,использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IVкласса опасности.
Перечень документов:
— Решение илипротокол о создании.
— Решение илипротокол о назначении руководителя.
— Приказ оназначении руководителя.
— Решение илипротокол о внесении изменений в учредительные документы.
— Устав.
— Свидетельство огосударственной регистрации организации.
— Свидетельство опостановке организации на учет в налоговом органе.
— Коды Госкомстата.
— Выписка из ЕГРЮЛ.
— Копия документа(платежного поручения с отметкой банка) об уплате сбора за выдачу лицензии.
— Перечень отходовI-IV классов опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность посбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (согласноклассификатора).
— Паспорта отходов.
— Материалы,обосновывающие отнесение отхода к I-IV классу опасности для окружающейприродной среды (для отходов, сведения о которых отсутствуют в федеральномклассификационном каталоге отходов).
— Свидетельства оповерке средств контроля и измерений.
— Договоры сорганизациями (предприятиями), имеющими аккредитованные лаборатории.
— Аттестатыаккредитаций лабораторий.
— Приказы оназначении лиц, ответственных за осуществление деятельности по сбору,использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классовопасности.
— Свидетельства(сертификаты) о профессиональной подготовке лиц на право работы с отходами I-IVклассов опасности.
— Лицензия наосуществление образовательной деятельности учреждения, осуществившегопрофессиональную подготовку на право работы с отходами I-IV классов опасности.
— Программа, по которойосуществлялась профессиональная подготовка на право работы с отходами I-IVклассов опасности.
— Документы,подтверждающие наличие у индивидуального предпринимателя (юридического лица)оборудования для сбора отходов I-IV классов опасности (договоров купли-продажи,лизинга и др.).
— Паспортатранспортных средств, предназначенных для транспортировки отходов I-IV классовопасности.
— Свидетельства одопуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.
— Договоры соспециализированными организациями (предприятиями) на проведение работ по мойкеи дезинфекции транспортных средств, предназначенных для транспортировки отходовI-IV классов опасности;
— Договоры соспециализированными организациями (предприятиями) на проведение работ поремонту и техническому обслуживанию транспортных средств;
— Договоры настоянку транспортных средств;
— Документы,удостоверяющие право собственности (аренды) на земельные участки под объектамииспользования, обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности;
— Документы,удостоверяющие право собственности (аренды) на объекты использования,обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности;
— Документы,удостоверяющие ввод в эксплуатацию в установленном порядке объектовиспользования, обезвреживания, размещения отходов I-IV классов опасности;
— Техническиеусловия, технические регламенты, руководящие документы, инструкции, паспортатехнологического оборудования;
— Заключениягосударственной экспертизы проектной документации объектов капитальногостроительства.
— Заключениягосударственной экологической экспертизы по проектам технической документациина новую технику (технологии).
— Договора соспециализированными предприятиями (организациями) на передачу отходов I-IVклассов опасности для использования, обезвреживания, размещения с приложениемкопий лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию,транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (деятельность пообращению с опасными отходами) последних.
— Копии паспортовна отходы I-IV классов опасности от организаций, осуществляющих сбор такихотходов.
— Санитарно-эпидемиологическоезаключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений,помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензиипредполагает использовать для осуществления деятельности по сбору,использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I — IVкласса опасности.
— Доверенность.
Лицензия предоставляетсяна срок 5 лет.
Транспортировка отходов I-IV классов опасности в качестве опасных грузов осуществляется вспециальной таре – канистры, бочки, ящики, баллоны, фляги и др. Вся таранадежно закрепляется, что максимально снижает риск возникновения опаснойситуации.
Особые требования, какуже нами отмечалось, российское законодательство предъявляет к трансграничномуперемещению отходов.
Трансграничноеперемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся подюрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюсяпод юрисдикцией другого государства, или в район, не находящийся подюрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такое перемещение отходовзатрагивает интересы не менее чем двух государств (согласно новой редакции №89-ФЗ).
Ввоз отходов натерриторию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживаниязапрещается.
Ввоз отходов натерриторию Российской Федерации в целях их использования осуществляется наосновании разрешения, выданного в установленном порядке.
Порядок трансграничногоперемещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Транзитные перевозкиотходов I-IV классов опасности осуществляются на основании разрешений натрансграничные (транзитные) перевозки отходов I-IV класса опасности. Разрешениевыдается компетентным органом – Министерством природных ресурсов России.
Юридические лица илииндивидуальные предприниматели, осуществляющие трансграничную (транзитную)перевозку отходов (уведомители), представляют в МПР России (его территориальныйорган) следующие документы:
— заявление овыдаче разрешения на трансграничную (транзитную) перевозку отходов с указаниемколичества отходов, кода по товарной номенклатуре внешнеэкономическойдеятельности (ТН ВЭД), планируемых сроков перевозки, а также государств — участников трансграничной (транзитной) перевозки отходов;
— уведомлениеустановленного Секретариатом Базельской конвенции образца (в 3-х экземплярах) отрансграничной (транзитной) перевозке отходов (приложение 2) и документ отрансграничной (транзитной) перевозке отходов (приложение 3);
— паспорт отходадля опасных отходов (ст. 14, 16 Федерального закона «Об отходах производства ипотребления»);
— контрактэкспортера и организации государства импорта, отвечающей за использование илизахоронение отходов, в котором указаны способы экологически безопасногообращения с соответствующими отходами;
— копииучредительных документов;
— копию лицензииполучателя опасных отходов на деятельность по обращению с опасными отходами вслучае их импорта в Российскую Федерацию, если необходимость получения такойлицензии устанавливается законодательством Российской Федерации;
— при ввозе опасныхотходов в Российскую Федерацию;
— согласованиетерриториального органа МПР РФ по месту назначения отходов;
— документ,подтверждающий обеспечение трансграничной перевозки опасных отходов страховымии другими финансовыми гарантиями, а также иными обязательствами производителя(экспортера, посредника, импортера, перевозчика или организации РоссийскойФедерации, отвечающей за использование отходов), которые призваны обеспечить проведениеальтернативных мероприятий в отношении отходов в случае невозможностиосуществления поставки, использования отходов согласно контракту или другихнепредвиденных событий или аварий (пункт 14 раздела III, пункт 17 раздела IV,пункт 22 раздела V Положения о государственном регулировании трансграничныхперевозок опасных отходов, утвержденного Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 01 июля 1996 г. № 766 «О государственномрегулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов»);
— документ,подтверждающий оплату за выдачу разрешения на трансграничную перевозку опасныхотходов, в соответствии с «Порядком взимания и использования платы за выдачуразрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов» (ПриказГоскомэкологии России от 04 марта 1998 г. № 127 «О порядке взимания ииспользования платы за выдачу разрешений на трансграничные (транзитные)перевозки опасных отходов», зарегистрированный Минюстом России 08 апреля 1998г., рег. № 1505 (Бюллетень нормативных актов федеральных органовисполнительной власти, 1998, № 9).
Уведомитель,осуществляющий экспорт (транзит) опасных отходов с территории (черезтерриторию) Российской Федерации, представляет дополнительно разрешениекомпетентного органа государства импорта на импорт опасных отходов.
Документы, при импортеотходов на территорию Российской Федерации представляют на русском языке, а приэкспорте с территории (или транзита через территорию) Российской Федерациипредставляют на русском языке и языке государства импорта.
Основанием для отказа ввыдаче разрешения на трансграничную (транзитную) перевозку опасных отходовможет являться:
— отрицательноезаключение государственной экологической экспертизы;
— отсутствиелицензии на обращение с опасными отходами у юридического лица илииндивидуального предпринимателя, ответственного за использование отходов (приимпорте отходов на территорию Российской Федерации), если необходимостьполучения такой лицензии устанавливается действующим законодательствомРоссийской Федерации;
— недостоверностьсведений, представленных уведомителем;
— отсутствиедокументов, подтверждающих произведенную оплату за выдачу разрешения;
— отсутствиедокумента, подтверждающего обеспечение трансграничной перевозки отходов I-IV класса опасности страховыми и другими финансовымигарантиями, а также иными обязательствами производителя (экспортера,посредника, импортера, перевозчика или организации Российской Федерации,отвечающей за использование отходов), которые призваны обеспечить проведениеальтернативных мероприятий в отношении отходов в случае невозможностиосуществления поставки, использования отходов согласно контракту или другихнепредвиденных событий или аварий;
— другие нарушениямеждународных договоров и законодательства
Российской Федерации вобласти обращения с отходами I-IV классами опасности.
Основанием дляаннулирования разрешения на трансграничную (транзитную) перевозку опасныхотходов является:
— несоответствиесведений, представленных в документах о перевозке отходов, касающихся составаотходов, их количества, фактическим характеристикам;
— представлениеуведомителем недостоверных сведений или документов, касающихся трансграничной(транзитной) перевозки опасных отходов;
— аннулированиелицензии на обращение с опасными отходами у юридического лица илииндивидуального предпринимателя, ответственного за обращение с опаснымиотходами (при импорте отходов на территорию Российской Федерации).
Заключение
В настоящее времяостаются нерешенными многие проблемы обращения с отходами. Этому есть несколькопричин. Среди них можно назвать и то, что в большинстве заинтересованныхфедеральных органов исполнительной власти не уделяется должного вниманиярешению проблем, связанных с обращением с отходами, и то, что не реализуетсяпринцип «загрязнитель платит». А если он и реализуется, то зачастую потому, чтопредпринимателю легче несколько раз заплатить штраф, чем осуществить оформлениенеобходимой документации. Например, существующие нормы и правила обязываютиндивидуальных предпринимателей разрабатывать большой перечень нормативнойдокументации, а это связано с затратами времени и денег. Поэтому приосуществлении экологического контроля необходим дифференцированный подход повидам деятельности малого бизнеса. Назрела необходимость в упрощенной системеведения природоохранной документации субъектами малого предпринимательства.Например, для предпринимателей в сфере торговли достаточно соблюдения правилблагоустройства, наличия урны и договора на вывоз мусора. Но если напредприятии образуется большое количество отходов высокого класса опасности,тогда необходимы проект нормативов образования отходов, учетная документация иотчет в установленном порядке.
Воодушевляет то, чточасть органов исполнительной и законодательной власти субъектов РоссийскойФедерации осознают степень опасности сложившейся ситуации в области обращения сотходами, особенно – с отходами I-IV класса опасности – которая приводит нетолько к прогрессирующей деградации окружающей среды, но и создает реальнуюугрозу здоровью населения Российской Федерации. Наш регион также участвует всовершенствовании системы регулирования обращения с отходами. В г. Чебоксары27.06.2010, например, проводилась II Всероссийская научно-практическая заочнаяконференция «Современные проблемы экологического права и природоохранногозаконодательства: вопросы теории и практики», на которой обсуждались актуальныепроблемы в данной сфере.
Нормативно-правовая базав области обращения с отходами многих субъектов Российской Федерации обширна,но нуждается в развитии и совершенствовании.
Решение проблемы мы видимв активизации совместной деятельности всех ветвей власти федерального уровня,органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местногосамоуправления, компаний, связанных с обращением отходов и иных заинтересованныхсторон в решении такой важной для страны проблемы, как обращение отходов I-IV класса опасности. Все аспекты порядка организации иосуществления транспортировки отходов I-IV класса опасности в качестве одногоиз вида обращения отходов должны проводиться в жестком соответствии срегламентирующими нормами. И каждый из нас на любом уровне должен осознаватьтот факт, что здоровье планеты и человечества – в руках каждого.
Словарь терминов иаббревиатур
Видотходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системойклассификации отходов;
ЕГРЮЛ — Единый государственный реестрюридических лиц, ведение которого осуществляется Федеральной налоговой службойРоссийской Федерации. В Едином государственном реестре юридических лиц содержитсяинформация обо всех юридических лицах, зарегистрированных на территорииРоссийской Федерации. Все регистрационные изменения, включая изменения вучредительных документах, смену генерального директора, изменение составаучредителей, смену юридического адреса, запуск процедур ликвидации,реорганизации, слияния, поглощения или банкротства и т.д., налоговые органывносят в этот реестр. Информацию из реестра юридических лиц можно получить ввиде выписки установленного образца.
Класс опасностиотходов — характеристикаотносительной экологической опасности отхода, которая устанавливается постепени его возможного негативного воздействия на окружающую среду.
Ликвидация отходов — Деятельность, связанная скомплексом документированных организационно-технологических процедур поутилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья,полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящеевремя опасных и других отходов.
Лимит размещенияотходов — Предельное количество отходов конкретного вида, разрешенное уполномоченнымиорганами для размещения определенным способом в определенном месте (территория,емкость и т.п.) на установленный срок физическому и/или юридическому лицу.
Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлениемлицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий,приостановлением действия лицензий в случае административного приостановлениядеятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий,возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий,контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлениилицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований иусловий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленномпорядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информациио лицензировании.
Обращение сотходами — Видыдеятельности, связанные с документированными (в том числе паспортизованными)организационно-технологическими операциями регулирования работ с отходами,включая предупреждение, минимизацию, учет и контроль образования, накопленияотходов, а также их сбор, размещение, утилизацию, обезвреживание,транспортирование, хранение, захоронение, уничтожение и трансграничныеперемещения.
Опасностьотхода -измеряемые и документируемые свойстваотхода, обусловливающие возможность того, что в определенных условияхсодержащиеся в составе отходов вещества, обладающие одним из опасных свойств,представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей иокружающей и природной среды как самостоятельно, так и при вступлении в контактс другими веществами и отходами.
Опасные отходы — отходы, которые содержат вредныевещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью,пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителейинфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную илипотенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человекасамостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
ОПС – окружающая природная среда.Совокупность естественных компонентов (атмосферного воздуха, поверхностных иподземных вод, почв, недр) окружающей природной среды, природных комплексов,ландшафтов и объектов, определяющих условия жизнедеятельности человека,обитания животных, растений и других живых организмов.
Отходы — остатки продуктов илидополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определеннойдеятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
Отходыпотребления — остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции илиизделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительскиесвойства для использования по прямому или косвенному назначению в результатефизического или морального износа в процессах общественного или личногопотребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
Отходыпроизводства — остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся впроцессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившиеполностью или частично исходные потребительские свойства.
ПНООЛР — проект нормативов образованияотходов и лимитов на их размещение. Документ, разрабатываемый на предприятиях,в процессе деятельности которых образуются отходы в России, а также в Украине.В Проекте нормируется образование отходов на предприятии, Проект согласуется втерриториальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическомуи атомному надзору. Территориальные органы Ростехнадзора устанавливают лимитына размещение отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредныхвоздействий на окружающую природную среду. Лимиты на размещение отходов устанавливаютсясроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальнымипредпринимателями и юридическими лицами, которым установлен лимит, неизменностипроизводственного процесса и используемого сырья.
Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальныйпредприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением опредоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
Трансграничноеперемещение отходов — перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одногогосударства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикциейдругого государства, или в район, не находящийся под юрисдикцией какого-либогосударства, при условии, что такое перемещение отходов затрагивает интересы неменее чем двух государств;
Транспортированиеотходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельногоучастка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуальногопредпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
Транспортированиеотходов — деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами ихобразования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения.
Экологическоенормирование(нормирование в области охраны окружающей среды) — деятельность по установлению«нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия наокружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иныхнормативов в области охраны окружающей среды, а также государственныхстандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды».
Список литературы
1. Комлачев М.Т.Определение класса опасности отходов производства и потребления: метод.указания к практ. занятию по курсу «Экология» для студентов всех формобучения всех специальностей / М.Т. Комилачев, Т.В. Заболотских; ГОУ ВПО УГТУ — УПИ. – Екатеринбург, 2008.2. Краткий справочник нормативно-правовых инормативно-методических актов в области охраны окружающей среды и обеспеченияэкологической безопасности для сотрудников природоохранных органов, экологовпредприятий и разработчиков природоохранной документации. – СПб.: ОООИнтеграл, 2007. – 73 с.
3. ПостановлениеГлавного государственного санитарного врача Российской Федерации. О введении вдействие СП 2.1.7.1386-03 от 16.06.2003 N 144; в ред. от 12.01.2010; вместе с«Санитарными правилами по определению класса опасности токсичных отходовпроизводства и потребления СП 2.1.7.1386-03», утв. гл. гос. санит. врачомРФ 16.06.2003; зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4755 // Рос. газета.– 2003. — N 119/1.
4. Сборникнормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды и экологическойбезопасности / сост.: Ю.Д. Карпенко, О.Г. Дмитриева, В.В. Никитина, И.А. Никонова.- Чебоксары, 2010. — 243 с.