Транспортно-экспедиционное обслуживание

Транспортно-экспедиционноеобслуживание
экспедиционныйобслуживание транспортный
Историяразвития транспортно-экспедиционного обслуживания
Транспортно-экспедиционноеобслуживание (ТЭО) грузоотправителей и грузополучателей с момента своеговозникновения до настоящего времени прошло несколько этапов. Еще в 1930 г.было создано Всесоюзное транспортно-экспедиционное объединение – Союзтранс,который объединил разрозненный автомобильный и гужевой транспорт и выполнялперевозки с железнодорожных станций и речных портов, а также массовые перевозкигрузов на автомобильных дорогах большой протяженности (на восточных трактах). К1932 г. Союзтранс превратился в мощную транспортную организацию. Однакоцентрализованная система руководства перевозками, осуществляемая Союзтрансом,вступала, по мнению ряда специалистов, в противоречие с принципамирационального управления производством и потреблением. В 1933 г. приоблисполкомах были образованы автогужевые тресты, а деятельность Союзтрансабыла сосредоточена на обслуживании крупнейших промышленных центров итранспортных узлов страны, а также на организации перевозок по автомобильнымтрактам. Впоследствии Союзтранс был ликвидирован, а его предприятия переданы введение краевых и областных исполнительных комитетов и Совнаркомов союзных иавтономных республик, что затормозило развитие транспортной экспедиции.
В 1950–1952 гг.все работы, связанные с завозом и вывозом грузов с железнодорожных станций,речных и морских портов и выполнением сопутствующих экспедиционных операций,осуществлялись непосредственно грузоотправителями и грузополучателями. Такоеположение приводило к низкой эффективности работы как предприятий народногохозяйства, так и транспортных узлов. Каждое предприятие, получающее грузы смагистрального транспорта, вынуждено было иметь своих экспедиторов и грузчиков,которые при поступлении грузов отправлялись на транспортный узел и выполняливсе работы по доставке. Автомобили, координация работы которых практически неосуществлялась, прибывали на станции и в порты нерегулярно, вследствие чегообразовывались очереди в одни промежутки времени и отсутствие автомобилей вдругие. Все это в большей степени снижало показатели работы транспортныхсредств и погрузочно-разгрузочных механизмов. Кроме того, выполнениегрузоотправителями и грузополучателями функций, не свойственных их основнойдеятельности, и небольшие объемы работ, затрудняющие применение средствмеханизации, специализированных автомобилей и передовых методов доставкигрузов, приводили к распылению сил и средств транспортной экспедиции.
С начала 50-хгодов Министерство путей сообщения СССР (МПС) и министерства речного флотасоюзных республик начали организовывать свои транспортно-экспедиционныеподразделения, которые выполняли для грузоотправителей и грузополучателей рядуслуг. Несмотря на небольшие вначале объемы работ, выполнение транспортнойэкспедиции специализированными предприятиями охарактеризовало переход оттранспортно-экспедиционной деятельности (самообслуживания) предприятийнародного хозяйства к транспортно-экспедиционному обслуживанию (ТЭО)специализированными организациями. ТЭО – качественно новый этап в делесовершенствования обслуживания народного хозяйства транспортом общегопользования. В 1955 г. в целях значительного увеличения объемовцентрализованного завоза и вывоза грузов с транспортных узлов и улучшенияэкспедиционного обслуживания было принято решение о передаче перевозок грузовавтомобильному транспорту общего пользования, а выбор организации, выполняющейэкспедицию, предоставлен местным органам.
Обострениеконкурентной борьбы на рынке в условиях научно-технического прогресса 60–80 гг.потребовало от агентских и экспедиторских фирм в тесном сотрудничестве с промышленнымии транспортными предприятиями проведения целого комплекса мероприятий,направленных на совершенствование управления их деятельностью на основеиспользования электронно-вычислительной техники, а также взаимоувязанныхтехнических, организационных и коммерческих мероприятий, позволяющих наиболее рациональнообеспечить перевозки грузов на конкретных направлениях от отправителя дополучателя.
Этимероприятия в крупных фирмах выделились в новую систему организации иуправления транспортно-технологическими системами (ТТС), получившую на Западе иу нас понятие маркетинга.
Одно из нихсостоит в более обширном сборе информации о спросе на перевозочные иэкспедиционные услуги, в разностороннем ее изучении и анализе, прогнозированиидинамики спроса, и, как бы параллельно с этим, спроса на услуги, как в настоящеевремя, так и на перспективу всеми отраслями транспорта, с учетом внедрениясовременных (контейнерных, трейлерных, ролкерных, лихтеровозных) ипроектируемых новейших технологий.
Другоеновшество представляет собой тесное совмещение повседневной операционнойпрактики в рыночных условиях с научно-исследовательской деятельностью посозданию или внедрению новых методов и способов обработки грузов, передачитоварораспорядительной, товаросопроводительной и другой документации,заимствованию и конструированию новых видов упаковки, маркировки грузов идизайна товаров, отвечающих требованиям сохранности, безопасности пользования иперевозки.
Для самыхзагруженных направлений перевозок и для грузов, определяющих основной оборотэкспедиторской фирмы, составляются компьютерные программы, позволяющиекалькулировать провозную плату на конкретные расстояния с учетом сборов завозможные перевалки с одного вида транспорта на другой этого груза на путиследования. Это позволяет определять транспортные издержки по каждому товарупри его перевозке тем или иным видом транспорта или в смешанном сообщении,наиболее выгодные направления перевозки, наиболее дешевые порты и терминалыперевалки.
В эти же годыначала строиться повсеместно работа экспедиторов на принципах логистики: обеспечениеэкономичной и рациональной доставки товара (начиная от сырья и кончая готовымизделием) в требуемом количестве и в гарантированные сроки. Это оказалосьвозможным, когда было достигнуто техническое обеспечение связи компьютеров(ЭВМ) товаропроизводителей с компьютерами агентов и экспедиторов, и в том числес использованием телекосмических коммуникаций, обмен между ними безбумажнойэлектронной документацией и информацией и принятие с помощью ЭВМ общихоптимальных оперативных решений.
В структуреэкспедиторских фирм появляются подразделения, закупающие товары в пунктепроизводства и реализующие их в пункте потребления.
В основетакого подхода, который иногда называют корпоративной логистикой, заложенамысль о том, что каждой компании, а в ряде случаев и отрасли, целесообразно сучетом интегрированного планирования отделить производство и торговлю отраспределения путем передачи полностью или частично функций логистики в рукиспециализированных компаний, владеющих всей полнотой аккумуляции, хранения и сбытаинформации. Оставить за одной стороной расчет потребностей и ресурсов,оборудование, производство, капитал, кадры, а за второй закрепить закупкуматериалов и энергоносителей, хранение, транспортировку, управление сбытом,утилизацию и ликвидацию отходов.
В ходерешения подобных логистических задач экспедиторские и агентские фирмы принимаютна себя производственные функции доработки, углубленной переработки сырья иполуфабрикатов, распределения его и готовых изделий между разрозненнымипотребителями и заказчиками. Для упрощения и рационализации этих операций ониосуществляют промежуточные закупки и перепродажи товаров и тем самымспециализируются на централизованной снабженческой деятельности. Примеромтакого снабженческо-сбытового центра является созданное экспедиторами в портуЭмден предприятие, которое перерабатывает импортируемые из России пиломатериалыв столярные заготовки с их сушкой, распилкой по размерам, упаковкой,маркировкой и рассылкой индивидуальным заказчикам всеми видами транспорта по адресамкак в Германии, так и в соседних странах. Возникли специализированныетехнологические схемы перевозок грузов по вариантам: «Угольный разрез –автоматизированный перевалочный комплекс – ТЭЦ», «Швейная фабрика –снабженческий центр – универмаг» и др., позволяющие отраслям промышленности,энергетики и торговли действовать в едином ритме – «точно в назначенный срок».
Насегодняшний день транспортная экспедиция в Республике Беларусь осуществляется восновном организациями, подчиненными Белорусской железной дороге иавтомобильному транспорту.
Основныепонятия и определения
Транспортнаясистема представляет собой большой и сложный народнохозяйственный комплекс,включающий совокупность производственных объектов и органов управления. Главнаяцель его – наиболее полное удовлетворение потребностей народного хозяйства инаселения в рациональных перевозках грузов и пассажиров за счет улучшениякоординации работы всех видов транспорта и взаимодействия их с другимиотраслями народного хозяйства, внедрения более совершенной технологии перевозокв смешанном сообщении, снижения удельных транспортных издержек, расходовресурсов на перевозку грузов и пассажиров, осуществления мер по сокращениюсроков доставки и улучшению сохранности грузов.
Одним изпутей решения указанных задач является развитие транспортно-экспедиционногообслуживания (ТЭО) предприятий, организаций и учреждений народного хозяйства.
Выполняя попоручению и от имени грузовладельцев весь комплекс работ, связанных сотправлением и получением грузов, специализированная экспедиционная службапринимает на себя функции организатора транспортного процесса.
Осуществлениетаких сопутствующих перевозочному процессу операций и услуг, как оформлениетранспортных документов, информирование о сроках доставки, прием, сдача и сопровождениегрузов, выбор вида подвижного состава, проведение расчетов за перевозки, а принеобходимости, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и хранения грузов,позволяет службе ТЭО непосредственно влиять на повышение эффективности работыотправителей, получателей и транспортных узлов.
Наибольшеераспространение транспортно-экспедиционное обслуживание получило при завозе и вывозегрузов с железнодорожных станций, морских и речных портов, при междугородныхавтомобильных перевозках, а также при вывозе грузов с баз снабженческо-сбытовыхорганизаций.
Директивнымиорганами приняты решения о коренном улучшении транспортно-экспедиционногообслуживания и сосредоточении его в ведении автомобильного транспорта общегопользования. Эти решения были обусловлены возрастанием роли автотранспорта втранспортной системе страны и большими перспективами его развития.
Проведениеэтих работ должно полностью освободить грузоотправителей и грузополучателей отзабот по доставке грузов, а также снизить транспортные расходы народногохозяйства.
В настоящеевремя существуют разные взгляды на структуру и функции транспортной экспедиции,соответственно есть различия и в определениях, что понимать под ТЭО. Вместе стем интенсивное развитие этой деятельности, рост ее объемов и расширение сферытребуют установления единой терминологии и перечня функций, без чего затрудненорешение основных вопросов организации и управления обслуживанием.
Необходимостьв транспортной экспедиции обусловлена тем, что грузы не могуттранспортироваться без сопутствующих перевозочному процессу вспомогательныхработ, которые выполняются на всем пути следования грузов от отправителя дополучателя.
Такие работымогут выполняться как непосредственно грузовладельцами, так испециализированной организацией, в последнем случае имеет местотранспортно-экспедиционное обслуживание.
В наиболееобщем случае под ТЭО предприятий народного хозяйства следует пониматьдеятельность специализированных организаций, связанную с перевозкой грузов ивыполнением вспомогательных работ по поручению грузоотправителей игрузополучателей.
ТЭО включаетв себя выполнение транспортно-экспедиционных операций и услуг.Транспортно-экспедиционной операцией называется элементарное, законченное,периодически повторяющееся действие, обеспечивающее ТЭО. Наряду с операциямиможно выделить транспортно-экспедиционные услуги, под которыми понимаютсяотдельные операции или группа операций, непосредственно направленных наудовлетворение определенной потребности предприятия народного хозяйства втранспортной экспедиции.
Подтранспортным обслуживанием подразумевается деятельность, связанная сперемещением грузов в пространстве и во времени, которая направлена наосуществление перевозок грузов, погрузочно-разгрузочных и складских работ навсем протяжении от грузоотправителей до железнодорожных станций (портов,аэропортов) и от них до грузополучателей при доставке грузов по транспортнымузлам, а также от грузоотправителей до грузополучателей в прямых автомобильныхсообщениях.
Экспедиционноеобслуживание – деятельность, обеспечивающая своевременную и качественнуюдоставку грузов. Оно включает экспедиционные услуги, организационные операции иоперации, связанные с перемещением грузов. Экспедиционные услуги включают всебя: подготовку грузов к перевозкам (приведение в транспортабельное состояние,маркировку, выделение контейнеров и поддонов, взвешивание); проведение расчетови оформление транспортной документации (раскредитование и визированиетоварно-транспортных накладных, их доставка клиентуре, ведение учетных карточек,расчеты с железнодорожными станциями и заполнение документов на перевозку).
Организационныеоперации связаны с обеспечением ТЭО и координацией работы подразделенийтранспортных узлов, грузоотправителей, грузополучателей и автотранспортныхорганизаций, взаимодействующих в процессе доставки грузов. Они предусматриваютвыработку оптимальных управляющих воздействий исходя из учета возможностей всехвзаимодействующих подразделений и обеспечения необходимой информацией о времении порядке проведения основных работ. Сюда же относится выбор рационального видамагистрального транспорта (железнодорожного, водного, автомобильного,воздушного) для осуществления перевозок.
Экспедиционноеобслуживание включает в себя также операции, непосредственно связанные с перемещениемгрузов. Основными из них являются приемо-сдаточные операции и экспедирование(сопровождение и охрана) грузов.
ТЭОхарактеризуется также объемом работ, который по каждой из функцийпредставляется соответствующим показателем. Так, объем перевозочной работыможет быть измерен в тонно-километрах, объем погрузочно-разгрузочных работ – втонно-операциях, объем складской работы – в тонно-днях хранения, аэкспедиционное обслуживание наиболее целесообразно измерять трудозатратами навыполнение операций и услуг, т.е. в человеко-часах (человеко-минутах).
Видытранспортно-экспедиционного обслуживания
РазновидностиТЭО характеризуются двумя факторами: видами автомобильных перевозок и перечнемвыполняемых для грузоотправителей и грузополучателей услуг. По первому признакуможно выделить два основных вида автомобильных перевозок, при которых возникаетнеобходимость в ТЭО: междугородные перевозки и завоз (вывоз) грузов втранспортные узлы.
Характернойособенностью этих перевозок является отсутствие между грузоотправителями игрузополучателями непосредственных информационных связей, что усложняеторганизацию транспортного процесса и требует выполнения дополнительныхэкспедиционных операций.
Транспортно-экспедиционноеобслуживание при междугородных перевозках грузов включает прием, погрузку илиразгрузку грузов, подгруппировку по пунктам назначения на автостанциях,оформление документов, перевозку и сопровождение к месту назначения,информирование клиентуры о прибытии к ней груза и некоторые другие операции.
Транспортно-экспедиционноеобслуживание в сельской местности имеет свои специфические особенности,связанные с сезонностью сельскохозяйственных работ, сложными дорожнымиусловиями и необходимостью срочной доставки продукции на пункты переработки ихранения.
При международныхперевозках грузов по сравнению с междугородными дополнительно выполняютсятаможенно-экспедиционные операции и услуги.
Транспортно-экспедиционноеобслуживание при завозе и вывозе грузов с транспортных узлов. ТЭОосуществляется с выполнением как относительно простого, так и достаточносложного комплекса транспортно-экспедиционных операций и услуг в зависимости отконкретных условий. ТЭО при перевозке грузов с баз материально-техническогоснабжения заключается в их транспортировке и выполнении некоторыхэкспедиционных операций (прием и сдача груза, оформление товарно-транспортныхнакладных). Погрузочно-разгрузочные и складские работы осуществляются, какправило, средствами баз. Поэтому такая разновидность транспортной экспедициимаксимально приближается к форме организации централизованных перевозок.
Наиболеесложным видом ТЭО является обслуживание при завозе и вывозе грузов сжелезнодорожных станций, речных и морских портов, аэропортов. В этом случаеналичие транспортных узлов, взаимодействующих с автомобильным транспортом, имногочисленной клиентуры, характеризующейся различными потребностями в ТЭО,структурой и видами перевозимых грузов, приводит к усложнению процессовуправления транспортной экспедицией.
Анализразновидностей транспортной экспедиции позволил выделить следующие шестьосновных форм ее организации при доставке грузов на железнодорожные станции.
Первая форма.Децентрализованная транспортная экспедиция. Завоз, вывоз грузов со станций ивсе вспомогательные операции выполняются непосредственно грузоотправителями игрузополучателями.
Вторая форма.Автомобильно-железнодорожная транспортная экспедиция. Централизованный завоз ивывоз грузов со станции, их сопровождение, прием и сдача выполняются АТП, адругие экспедиционные операции – железнодорожными станциями.
Третья форма.Первая форма автомобильного ТЭО. Предприятиями автомобильного транспорта общегопользования выполняются централизованный завоз и вывоз грузов с транспортныхузлов и экспедиционное обслуживание клиентуры.
Четвертаяформа. Вторая форма автомобильного ТЭО. Включает все работы первой формы ТЭО ипогрузочно-разгрузочные операции.
Пятая форма.Третья форма автомобильного ТЭО. Включает все работы второй формы ТЭО искладские операции.
Шестая форма.Четвертая форма автомобильного ТЭО. Предприятиями автотранспорта общегопользования осуществляется комплексное обслуживание клиентуры, соответствующееэталонному ТЭО.
Автомобильныйтранспорт в стране играет роль основного перевозчика грузов в городском,внутрирайонном и межрайонном сообщениях. Благодаря высокой скорости иманевренности подвижного состава автомобильный транспорт не только осуществляетперевозки в прямом сообщении, но и тесно связан с работой других магистральныхвидов транспорта, особенно при завозе и вывозе грузов с железнодорожныхстанций, морских и речных портов и пристаней, а также аэропортов. Мобильность иширокие возможности использования автомобильного транспорта в народномхозяйстве предопределили его интенсивное и преимущественное развитие втранспортной системе страны.
Транспортно-экспедиционноеобслуживание за рубежом
В РоссийскойФедерации создано некоммерческое партнерство «Гильдия экспедиторов», котороеобразовано на принципах добровольного объединения организаций, юридических ифизических лиц, оказывающих экспедиторские услуги на транспорте, длякоординации и развития их транспортно-экспедиционной деятельности.
Финансовуюоснову работы некоммерческого партнерства «Гильдия экспедиторов» составляютчленские взносы, размер и сроки внесения которых определяет общее собрание.
Главныйпредмет деятельности Гильдии – оказание содействия ее членам в осуществлении иразвитии экспедиторской деятельности, а также привлечение вниманияобщественности и органов исполнительной и законодательной власти к проблемамтранспорта и транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей транспортныхуслуг. При этом имеется в виду реальная взаимопомощьэкспедиторов-предпри-нимателей друг другу и сообществу экспедиторов в целом.
Основнымицелями и задачами гильдии являются:
– разработкамероприятий и конкретных предложений для расширения сферы высококачественныхуслуг, предоставляемых грузоотправителям, грузополучателям, транспортным итранспортно-экспедиционным организациям;
– защитаинтересов экспедиторов и клиентов транспортных организаций;
– разработкамер, направленных на улучшение производственной деятельности членов Гильдии икоординации их работы, способствующей развитию транспортно-экспедиционнойдеятельности и интеграции экспедиторской работы;
– распространениесреди членов Гильдии и оказание содействия в разработке новых технологий,передового отечественного и зарубежного опыта и логистики в областитранспортно-экспедиционной деятельности;
– подготовкапредложений для внесения их в полномочные правительственные и законодательныеорганы по совершенствованию законодательства, затрагивающеготранспортно-экспедиторские функции, включая транспортное страхование,взаимодействие с таможенными органами и другие функции;
– подготовкапредложений по совершенствованию тарифной политики в области перевозки грузов сцелью повышения экономической эффективности работы транспортных организаций;
– содействиев информатизации экспедиторской деятельности, создании структурных элементовинформационно-вычислительной сети на объектах железнодорожного и других видовтранспорта, грузовых терминалов и других объектов, способствующихвзаимовыгодному развитию транспортно-экспедиционного дела;
– содействиечленам Гильдии в привлечении дополнительных объемов перевозок, экспертизеоптимальных размеров скидок, специальных ставок, льготных тарифов, в ихрасчетах, оформлении и реализации;
– поддержкапроектов, направленных на цели экономического развития предприятий – членовГильдии;
– оказаниечленам Гильдии помощи в защите их экономических и юридических прав и интересовпри рассмотрении соответствующих вопросов в уполномоченных органах.
В западныхстранах транспортно-экспедиционное обслуживание осуществлялось управлениями ислужбами транспортных министерств, а непосредственное обслуживаниепроизводилось сетью специализированных предприятий. В Польшетранспортно-экспедиционная деятельность осуществлялась Общепольской экспедицией(ПСК), подчиненной Управлению автомобильного транспорта Министерства путейсообщения Польши.
ПСК выполнялоследующие основные функции: заключало договоры с АТП на перевозку грузов,организовывало перевозки контейнерных и мелкопартионных грузов автомобильным ичастично железнодорожным транспортом, осуществляло погрузочно-разгрузочные искладские операции, информировало клиентуру, определяло тарифы, координировалопланы перевозок и т.д. В каждом воеводстве ПСК имело хозрасчетные отделы,которые организовывали доставку грузов как в местном сообщении, так и междувоеводствами.
В Болгариитранспортно-экспедиционное обслуживание являлось прерогативой государственногохозрасчетного объединения «Трансспед». В структуру этого объединения входилочетыре службы: экспедиционная, контейнерная, планирования и координирования иэкономическая. «Трансспеду» подчинялись экспедиционные предприятия,специализированные на перевозке грузов внутри страны и на международныхперевозках. У организации имелась сеть агентств, контор, автостанций идиспетчерских пунктов. «Трансспед», как и ПСК в Польше, не имело собственногоподвижного состава и использовало на договорных началах автомобили предприятийгосударственного автомобильного транспорта. Для успешного функционированияавтостанции и диспетчерские пункты имели погрузочно-разгрузочные базы,складские помещения и маневровые площадки. Для обработки данных по ТЭО быласоздана единая информационная система, управление которой осуществлялосьМинистерством транспорта Болгарии из центрального вычислительного центра.
Из опыта ТЭОЧехословакии может быть использована так называемая районная система перевозокгрузов мелкими отправками. Вся территория страны была разделена на 144 района,в каждом из которых отправителей и получателей грузов обслуживает районнаяэкспедиция. Последняя организует подвоз грузов автомобилями от грузоотправителейна районные железнодорожные станции, передачу грузов железнодорожномутранспорту и их доставку на склад получателя.
В бывшей ГДРиз-за сравнительно небольших грузопотоков автомобилей во внутреннихавтомобильных сообщениях общегосударственной транспортной экспедиции,охватывающей все виды грузовых перевозок, не существовало. При городских имеждугородных перевозках грузов некоторые функции потранспортно-экспедиционному обслуживанию осуществлялись центральнымидиспетчерскими службами автокомбинатов, созданных в каждом из 15 округов ГДР.Вместе с тем в ГДР накоплен интересный опыт ТЭО при международных перевозках.Функции по выполнению транспортно-экспедиционных операций при этих перевозкахбыли возложены на специализированную хозрасчетную организацию «Дойчтранс»,которая была подразделением Министерства транспорта ГДР. «Дойчтранс» включалоглавное управление, 12 филиалов, сеть отделений, центральных и экспедиционныхскладов. Экспедиционные склады передавали поступившие к ним грузы нацентральные склады, где груз группировали и подготавливали к отправке подвижнымсоставом окружного предприятия транспорта общего пользования.
Большинствофирм, занимаясь переработкой и хранением грузов, имеет хорошо оснащенные склады– терминалы. К числу наиболее общих операций и услуг относятся: перегрузкагрузов с одного вида транспорта на другой, погрузочно-разгрузочные работы уклиентов, складская переработка и хранение грузов, платежно-расчетные операции,а при необходимости – таможенные формальности, контроль за перемещением грузов.Одной из главных задач таких фирм являлся выбор наиболее рационального видатранспорта в зависимости от сроков доставки грузов, тарифов и других факторов.
Кроме этогонаиболее распространенного комплекса операций, выполняемых большинством фирм,имеются также и специфические операции, свойственные только отдельным фирмам.Такие операции направлены на обеспечение полного комплекса работ, связанных сперевозками грузов любыми видами транспорта. Решаемые при этом задачигарантируют заказчику наиболее экономичный и выгодный в отношении срокадоставки и сохранности груза вариант перевозки. Так, во Франции получилабольшое развитие доставка товаров автомобилями в гарантированные сроки, рядфирм США оформляет всю экспортную документацию, дает консультации поюридическим и финансовым вопросам и т.д.
В Великобританиинасчитывалось свыше тысячи транспортно-экспедиционных фирм. В последние годы ихфункции значительно усложнились, так как многие из них, помимо традиционныхформ обслуживания (расчет стоимости перевозки, бронирование транспортныхсредств и складских помещений, упаковка и хранение грузов, группировкаотправок, оформление документов на перевозку и т.д.), выполняют ряд новыхопераций, связанных с эксплуатацией собственных транспортных средств,контейнеров, складов и погрузочных механизмов, а также функционированиемсобственной сети финансовых органов. Для Великобритании типична узкаяспециализация транспортно-экспедиционных фирм по видам грузов и регионам ихдоставки, которая способствует повышению качества обслуживания и может бытьвнедрена в нашей стране при перевозках отдельных видов грузов.
Во Франциипредставляет интерес работа крупнейшей национальной автотранспортной фирмы«Франс-экспресс», специализирующейся на доставке грузов в гарантированные сроки(в пределах одного департамента 2 раза в день – утром и вечером, а в соседниедепартаменты – на следующий день). Для этой формы характерно разумное сочетаниецентрализации управления экспедицией с самостоятельностью подразделений.
Одним изэффективных направлений улучшения хранения и подготовки грузов к перевозкам, ксожалению, не получившим пока достаточного распространения в РеспубликеБеларусь, является создание в составе транспортно-экспедиционных фирмраспределительных центров, которые представляют собой комплекс зданий иустройств, обеспечивающих переработку, комплектовку и хранение грузов. Взависимости от конкретных условий центрами выполняются различные функции.
Большой потокконтейнерных перевозок привел к созданию специализированных на этом видеперевозок транспортно-экспедиционных фирм, оснащенных складами и контейнернымиплощадками, автомобилями-тягачами и низкорамными прицепами. На складахпроизводится сортировка и подкомплектовка грузов. Оповещение водителей о местеполучения груза производится централизованной диспетчерской службой, с которойводители связываются по телефону, прибывая на место разгрузки.
Приуправлении большими транспортно-экспедиционными предприятиями широкораспространены ЭВМ и телевизионные контрольные установки, а в ряде случаев иавтоматизированные системы управления, обеспечивающие работу транспортныхсредств и обработку документации. Такая система включает пост сбора данных,ЭВМ, печатающее устройство и телеграфный аппарат. В соответствии с выбранноймоделью система может состоять из разного числа постов сбора данных, связанныхс ЭВМ, обеспечивающей управление комплексом подвижных средств и оборудования.
Опыторганизации транспортно-экспедиционного дела за рубежом в известной степениможет быть использован в целях дальнейшего развития отечественной транспортнойэкспедиции. Это в первую очередь относится к вопросам расширения сетихозрасчетных транспортно-экспедиционных подразделений, увеличения числадиспетчерских пунктов, организуемых на крупных обслуживаемых предприятияхгородов.
Иззарубежного опыта представляют интерес и могут быть использованы приорганизации автомобильной транспортной экспедиции:
– широкаясеть диспетчерских пунктов, расположенных не только во всех районах, но и укрупных клиентов; гарантированность обслуживания по объемам и срокам доставкигрузов;
– выполнениедля обслуживаемой клиентуры погрузочно-разгрузочных и складских работ;
– применениеавтоматизированных систем сбора и обработки данных о расположении грузов иместонахождении транспортных средств;
– включениев перечень оказываемых услуг выбора оптимального вида транспорта и схемыдоставки грузов;
– переходна тарифы, стимулирующие перевозки крупных партий грузов и позволяющие получатьтранспортно-экспедиционным организациям прибыль за счет оптимизациитранспортировки грузов; доставка грузов через распределительные центры(терминалы), в том числе принятие ими на себя функций распределения грузов иустановления размеров оптимальных партий.
Транспортно-экспедиционноеобслуживание в конкретных условиях его осуществления специализированными предприятиямиобщего пользования по своему содержанию разнообразно и многовариантно. Этообъясняется рядом причин, основными из которых являются: разный объем отдельныхвидов перерабатываемых на транспортных узлах грузов, что приводит к различиям втехнологии перевозочного процесса и предопределяет различную для конкретныхслучаев периодичность выполнения ТЭО, отличающегося, в свою очередь, разнойтехнологией и трудоемкостью их выполнения; неодинаковая техническаяоснащенность предприятий, что обусловливает различный комплекс выполняемыхопераций и услуг даже в случае переработки одного и того же вида груза.Технология ТЭО предполагает как выполнение транспортно-экспедиционных услуг,так и функций, осуществляемых внутри транспортно-экспедиционного предприятия и направленныхна обеспечение своевременного и качественного выполнения стоящих перед нимзадач по обслуживанию грузовладельцев. Особенности технологии транспортнойэкспедиции проявляются в тесной взаимосвязи технологического процессавыполнения услуг с процессом оперативного планирования обслуживания, а такжеэтих процессов с информационным обеспечением производственной деятельноститранспортно-экспедиционных предприятий. При этом условно принимается, чтослужба ТЭО транспортно-экспедиционного предприятия включает следующиеподразделения (группы): оперативного планирования; раскредитования и расчетов;планирования и договоров; диспетчерского руководства (центральнаядиспетчерская); информирования (диспетчер-информатор), а такжепроизводственно-диспетчерские участки.
Заслуживаеттакже внимания опыт работы зарубежных транспортно-экспедиционных фирм порасширению своих традиционных функций за счет выполнения специфическихопераций, гарантирующих заказчику наиболее экономичный вариант доставки грузов(например, доставка грузов потребителям оптимальными партиями и вгарантированные сроки и др.).
Развитие врамках транспортной экспедиции терминально-распределительной системы и единогоконтейнерного парка, а также создание более гибкой дифференцированной сетитарифных плат за перевозки и оказание экспедиционных услуг позволило бызначительно полнее удовлетворять потребности клиентуры в комплексномтранспортно-экспедиционном обслуживании.

Списокиспользованных источников
1. Смехов А.А. Основытранспортной логистики: Учеб. для вузов. – М.: Транспорт, 1995. – 197 с.
2. Сханова С.Э. Транспортно-экспедиционноеобслуживание: учебное пособие / С.Э. Сханова, О.В. Попова, А.Э. Горев;Москва; Издательский центр «Академия»; 2005.
3. Ярошевич В.П., Шкурин М.И. Совершенствованиесистемы транспортного обслуживания предприятий и организаций // Актуальныепроблемы эффективности технологических процессов и транспортных систем. –Гомель, 1991. – С. 17–18.
4. Шкурин М.И. Маркетингна транспорте: Учебное пособие для студентов транспортных специальностей вузов/Шкурин М.И. – Гомель, 2003. – 223 с.
5. Плужников К.И. Транспортноеэкспедирование / Плужников К.И. – М.: РосКонсульт, 1999. – 576 с.