МОСКОВСКАЯФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Калининградскийфилиал
Курсоваяработа
Тема:
Транспортно-экспедиционныеоперации
Дисциплина: Торговый менеджмент
Выполнил:
студент группы Мз-07-3,5-1 (СМз-16)
Н.А.Танцуева
Проверил к.э.н., доцент
к.э.н. Т.В.Дюканова
«Допустить к защите»
к.э.н., доц. Т.В.Дюканова
«____»_________________200__г.
Дата защиты«___»______________200__г.
Оценка_________________
2009г.
Содержание:
Введение
1. Теоретическиеосновы транспортно-экспедиционных операций
1.1Понятие транспортно-экспедиционных операций
1.2 Виды ихарактеристика транспортных средств
1.3 Основныевиды моделей транспортировки грузов
1.4 Выбор способа транспортировки, видов транспорта,транспортных средств и перевозчика
2. Анализдеятельности торгово-логистической компании ООО «ЮРИНАТ»
2.1 Общаяхарактеристика предприятия
2.2Организационная структура
2.3 Анализкомпании
2.3.1Анализ продуктово-рыночных комбинаций фирмы
2.3.2Анализ клиентов компании
2.3.3Анализ поставщиков компании
2.3.4Анализ основных показателей компании
3. Транспортно-экспедиторскиеоперации торгово-логистической компании «ЮРИНАТ»
Заключение
Списокиспользованной литературы
Списокприложений
Введение
Тема данной курсовой работы – «Транспортно–экспедиционныеоперации». Эта тема является актуальной, так как в условиях глобализациисовременной экономики повышение эффективности доставки грузов входит вприоритетные направления сокращения издержек промышленных предприятий, торговлии сферы услуг.
В связи с этим в последнее время явно наметилась тенденциявыделения транспортно-экспедиционного обслуживания в самостоятельную отрасльтранспортного комплекса.
Определим цель, объект,предмет и задачи исследования.
Цель данной работы –рассмотреть транспортно-экспедиционные операции.
Объектом исследованияявляются транспортно-экспедиционные операции.
Предмет исследования –особенности транспортно-экспедиционных операций в торгово-логистическойкомпании «ЮРИНАТ» (ООО «ЮРИНАТ»).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные видытранспортных средств и дать им характеристику
2. Рассмотреть основные виды моделейтранспортировки грузов
3. Описать выбор способатранспортировки, видов транспорта, транспортных средств и перевозчика
4. Провести анализ деятельноститоргово-логистической компании «ЮРИНАТ»
5. Проанализировать транспортно-экспедиционныеоперации на данном предприятии
6. Разработать рекомендации посовершенствованию транспортно-экспедиционных операций
Наша курсовая работа состоит из трех частей – из однойтеоретической и двух практических.
В первой части работы мы рассмотрим теоретические основытранспортно-экспедиционных операций. Опишем виды транспортных средств, дадим имхарактеристику, выделим основные виды моделей транспортировки грузов, ирассмотрим, на чем основывается выбор способа транспортировки и видовтранспорта.
Вторая практическая часть включает анализ деятельностипредприятия на примере торгово-логистической компании «ЮРИНАТ».
Втретей практической части мы рассмотрим особенноститранспортно-экспедиционных операций на примере торгово-логистической компании«ЮРИНАТ» и в заключение дадим рекомендации по совершенствованиютранспортно-экспедиционных операций на данном предприятии.
1.Теоретические основы транспортно-экспедиционных операций
1.1 Понятиетранспортно-экспедиционных операций
Транспортно-экспедиционное обслуживание – это деятельность вобласти перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг по доставкетовара от производителя продукции к потребителю.[1]
Понятие транспортно-экспедиционного обслуживания существенношире понятия «перевозка».
Транспортный сервис всовременных условиях включает в себя не только собственно перегрузку грузов отпоставщика потребителю, но и большое количество экспедиторских, информационныхопераций, услуг по грузопереработке, страхованию, охране и т.д. Такой подходспособствует оптимальному выбору транспортных услуг, ибо качество перевозок,как правило, в большей мере отражается на общих расходах, чем себестоимостьперевозок.
Необходимость транспортной экспедиции обусловлена тем, чтопроцесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило,состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием различныхвидов транспорта.
При этом возникает потребность как в организации икоординации этих этапов, так и в выполнении сопутствующих перевозочномупроцессу вспомогательных работ, которые могут выполняться непосредственногрузовладельцами (грузоотправителями и грузополучателями) и специализированнымиорганизациями (посредниками).
Одна из основных задач транспортно-экспедиционногообслуживания в современных условиях – поиск наиболее эффективного для заказчикаварианта доставки грузов на одном или нескольких видах транспорта.[2]
1.2 Виды ихарактеристика транспортных средств
Для начала, дадим определение понятию«транспорт». Транспорт – это отрасль материального производства, осуществляющаяперевозки людей и грузов.[3]
Транспорт в зави симости от масштабаего использования подразделяется на две са мостоятельные группы — магистральныйи промышленный. Маги стральный транспорт (транспорт общего пользования) применяется на путях сообщения, связывающих крупные города, промыш ленные центры иэкономические районы.[4] На рис. 1 представленаклассификация видов транспорта:[5]
/>
Рис. 1. Общая классификация видовтранспорта
Магистральный транспорт может бытьсгруппирован следующим образом: универсальный (железнодорожный, водный,автомобильный, воздушный) и специальный (трубопроводный); внутренний (перевозкивнутри страны) и внешний (международные перевозки); круглогодичный(железнодорожный, автомобильный) и сезонный (внутренний водный). Ведомственныйтранспорт предприятий и организаций принято называть промышленным транспортом.Магистральный и промышленный транспорт (за исключением трубопроводного) можетосуществлять как грузовые, так и пассажирские перевозки. Каждый из приведенныхвидов транспорта имеет свои специфические особенности и преимущества, имеющиеопределенное значение для производственно-хозяйственной деятельности субъектовхозяйствования — участников макрологистичес кой цепи. (Сводная таблица«Характеристика видов транспорта» представлена в Приложении №1)
Для перевозки тяжёлых икрупногабаритных грузов на большие расстояния, чаще всего выбираютжелезнодорожный транспорт. Поезда могут передвигаться с постоянной и достаточновысокой скоростью, а так же могут работать в комбинации с другими видамитранспорта.[6]
Железнодорожный транспортявляется одним из важнейших видовсовременного транспорта. В настоящее время железнодорожный транспорт воплотил всебе результаты длительного процесса развития сети железных дорог и постоянногосовершенствования отдельных их элементов — рельсовых путей, станционныхпостроек, средств тяги, вагонов, средств связи, сигнализации и без опасности.Особенности и преимущества железнодорожного транс порта состоят в следующем:
во-первых, более низкая себестоимостьперевозки грузов по сравнению с другими видами транспорта и возможность ихрегулярно транспортировать независимо от метеорологических условий и временигода;
во-вторых, возможность сооруженияжелезнодорожных путей практически на любой сухопутной территории и организациимассовых перевозок с высокой провозной способностью, а также со значительнойскоростью; в-третьих, возможность создания прямой связи между крупнымипромышленными предприятиями с использованием подъездных железнодорожных путей иобеспечение доставки грузов без дорогостоящих перевалок; в-четвертых, железнодорожныйтранспорт отличает универсальность подвижного состава, предназначенного дляперевозок целого спектра различных грузов — нефти и нефтепродуктов, угля,лесных и строительных материалов. [7]
Железнодорожный транспорт имеет ещеряд специфических особенностей экономико-организационного характера, отличающихего от других видов транспорта, которые заключаются в следующем:
· высокаякапиталоемкость сооружения железных дорог и относительно медленная отдачаавансируемого капитала. При этом окупаемость капитальных затрат вжелезнодорожном строительстве в значительной мере зависит от мощностиосваиваемых грузопотоков на новых линиях;
· техническоеоснащение железнодорожного транспорта включает в себя разнообразные и многочисленныесооружения и устройства — рельсовые пути с искусственными сооружениями, станциис соответствующими обустройствами, подвижной состав, устройстваэлектроснабжения, специальные средства регулирования и обеспечения безопасностидвижения;
· преобладание вструктуре фондов железнодорожного транспорта стоимости постоянных, стационарныхустройств. Поэтому спады объемов перевозок грузов влекут за собой снижениедоходных поступлений, что негативно отражается на финансовом состояниижелезнодорожного транспорта;
· существованиесформированной достаточно крупной промышленности, обслуживающей основнуюдеятельность железных до рог, которая подразделяется на предприятия,выполняющие текущий ремонт и техническое обслуживание подвижного состава — локомотивные и вагонные дело, и ремонтные предприятия, осуществляющиекапитальный ремонт и модернизацию подвижного состава, а также производящиезапасные части для проведения текущего ремонта.
В организации, планировании,управлении, регулировании и координации функционирования железнодорожноготранспорта выделяются два самостоятельных, но тесно связанных между со бойнаправления производственно-хозяйственной деятельности: перевозка грузов(транспортировка грузов по заданным маршрутам в конкретное место назначения,обеспечение контроля за движением грузов в реальном масштабе времени);техническое обслуживание (комплекс научно-технических, исследовательских иопытно-конструкторских работ, обеспечение ремонта и обслуживания подвижногосостава, сопровождающееся высокой трудоемкостью, материалоемкостью иэнергоемкостью).
Автомобильный транспортперевозит грузы по автодорогам иимеет значительную сферу применения как при доставке продукции на короткие и средние расстояния,так и на дальние расстояния, когда требуется перевезти специфичные виды грузови при этом сократить время их доставки. Автомобильный транспорт имеет своиособенности, отличные от других видов транспорта, которые сводятся в основном кследующему:
· во-первых,возможность пере возки практически всех видов грузов (от тарно-штучных досыпучих и жидких), при этом партия груза при автомобильных перевозках в среднемв 5-10 раз меньше вагонной партии при железнодорожных перевозках, что вынуждаетизымать из оборота значительные материальные ресурсы;
· во-вторых, прямаядоставка грузов без перевалок или сведения количества погрузочно-разгрузочныхопераций к минимуму; на пример, около четверти всех грузов железных дорогподвозится или вывозится со станций автомобильным транспортом (количествопогрузочно-разгрузочных операций в этих случаях доходит до шести, а по мелкимотправкам и более) против двух при пря мой автомобильной перевозке;
· в-третьих,возможность доставки грузов потребителям транс портных услуг с высокойскоростью (по скоростным характеристикам автомобильный транспорт уступаеттолько воздушному), что повышает вероятность доставки груза точно в срок;например, груз на расстояние перевозки в 100 км автомобильным транс портом доставляется в 20 раз быстрее, чем железнодорожным;
· в-четвертых,значительная маневренность автомобильного транспорта, которая особенно важнапри подвозе и вывозе продукции в пунктах грузоотправителей и грузополучателей,где отсутствуют подъездные железнодорожные пути, а также в некоторых случаяхспособность обеспечить более короткий маршрут движения, когда, например,расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным дорогам;
· в-пятых,возможность доставки грузов с наибольшим эффектом на следующие расстояния: приподвозе и вывозе массовых навалочных грузов до 200 км; при перевозке промышленных и продовольственных грузов до 400 км.
Однако автомобильный транспортявляется наиболее трудоемким и затратным видом транспорта в связи сотносительно малой грузоподъемностью и вместительностью автомобилей.Себестоимость перевозки грузов на автомобильном транспорте значительно выше,чем на водном и железнодорожном транспорте. [8]
Но в целом большая часть грузовперевозится по автомобильным дорогам. (Например, в Великобритании 60% всехгрузов перевозится именно таким образом.)[9]
Внутренний водный транспортзанимает специфическое место втранспортном обслуживании. Он обеспечивает доставку грузов в отдельныетерриториальные образования, не имеющие развитых сухопутных путей сообщения, ипере возку рядов грузов, в основ ном массовых навалочных (уголь, строительные илесные матери алы). Следует отметить, что речные бассейны полностью иличастично изолированы и образуют самостоятельные транспортные рынки. Внутреннийводный транспорт имеет ряд специфических особенностей:
· во-первых,сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов (так, себестоимостьперевозки на магистральных реках на 35 % ниже железнодорожных перевозок и в 3 — 5 раз ниже автомобильных), что объясняется прежде всего удельными затратамиэнергии, которые на речном транспорте значительно ниже, чем на сухопутных видахтранспорта;
· во-вторых,сезонность перевозки грузов и ограничение движения погодными условиями, что,естественно, влияет на продолжительность эксплуатации внутренних водныхтранспортных средств в течение года;
· в-третьих,значительно меньше капитальные затраты посрав нению с сухопутным транспортом;так, первоначальные затраты на организацию с:9доходства по крупныммагистральным рекам в 8 — 10 раз меньше соответствующих затрат на созданиежелезных дорог и в 3 — 4 раза меньше затрат на строительство автомобильныхдорог с твердым покрытием;
· в-четвертых,высокая провозная способность внутреннего водного транспорта, котораяобусловлена глубоководными внутренними водными магистральными путями,приспособленными для перевозки массовых грузов.
Морской транспорт широко применяетсяв международных перевозках и внутренних каботажных (судоходство между порта миодной страны) перевозках. Наибольшая доля в объеме перевозок и грузооборотеприходится на международные сообщения. Морской транспорт имеет рядособенностей:
· во-первых,наличие практически неограниченной линейной пропускной способности, которуюмогут сдерживать производительность переработки грузов в портах (причальныелинии и погрузочно-разгрузочные механизмы) и пропускная способность каналов;
· во-вторых,наличие, как и на речном транспорте, сравнительно невысоких капиталовложений,как первоначальных — строительство судов, портов, так и последующих — ихэксплуатация, а также относительно невысоких топливно-энергетических затрат наперевозку грузов на дальние расстояния, следовательно, достаточно низкойсебестоимости перевозочного процесса;
· в-третьих,значительные объемы внешнеторговых грузов, которые ни один из других видовтранспорта в настоящее время не может доставлять в международном имежконтинентальном масштабе. [10]
Воздушный транспорт (самолеты ивертолеты) является самым скоростным, но при этом и самым дорогостоящим видомтранс порта, осуществляющим грузовые перевозки, поэтому он играет значительнуюроль, в первую очередь в пассажирских перевозках на дальние расстояния и принедостаточной развитости сухопутной транспортной инфраструктуры в некоторыхтерриториальных образованиях. Основные преимущества грузового воздушноготранспорта:
· во-первых,доставка срочных грузов, например медикаментов, гуманитарной помощи,скоропортящихся грузов в места, где за фиксировано чрезвычайное положение;
· во-вторых,доставка промышленной и продовольственной продукции, наиболее ценных грузов, атакже почты в труднодоступные для сухопутного и водного транспорта территориальныеобразования;
· в-третьих,достаточная маневренность самолетов (вертолетов) при наличии значительнойбеспосадочной дальности полета и кратчайших расстояний воздушных маршрутов посравнению с маршрутами на других видах транспорта. [11]
Трубопроводный транспорт.Достоинством данного вида транспорта является низкая себестоимость при высокойпропускной способности, а так же высокая степень сохранности грузов.
К недостаткам трубопроводноготранспорта относятся низкая скорость перемещения (как правило, не более 10 километров в час) и негибкость (транспортировка осуществляется между фиксированными точками).[12]А также узкая номенклатура подлежащих транспортировки грузов (жидкость, газы,эмульсия).
Промышленный транспорт представляетсобой производственный транспорт промышленных предприятий, осуществляющийвнутренние перевозки грузов (заготовки, детали, узлы, агрегаты, готоваяпродукция) и внешние кооперированные перевозки между предприятием ипоставщиками или потребителями. Поэтому промышленный транспорт, с однойстороны, неотъемлемая часть производственного процесса, с другой — важнейшеезвено транс порта общего пользования.
Рассмотренные виды транспорта (и иххарактеристики) в совокупности и при своем взаимодействии в смешанныхперевозках образуют единую транспортную систему, которая представ ленаразнообразным подвижным составом, путями сообщения (сухопутные, водные,воздушные), парком различных погрузочно-разгрузочных механизмов и другимивспомогательными устройствами и оборудованием, обеспечивающие процесс перевозкигрузов.
1.3 Основные виды моделейтранспортировки грузов
Транспортировка грузов предполагаетразличные варианты использования одного или нескольких видов транспорта вперевозочном процессе. В настоящее время существуют следующие модели перевозкигрузов.
Унимодальная модельперевозкигрузов предусматривает использование только одного вида транспорта при доставкегрузов потребителю. Как правило, эта модель применяется в случаях, когда четкозаданы начальный и конечный пункты транспортировки и при этом отсутствуютпромежуточные операции по складированию и груза переработке. Эта модельиспользуется при крупнотоннажных отправках и при наличии подъездных путей вконечном пункте доставки груза.[13]
Все остальные модели относятся или ксистеме смешанной перевозки грузов, осуществляющей процесс транспортировкидвумя видами транспорта, (например, железнодорожный — автомобильный или морской- железнодорожный), или к системе комбинированной перевозки грузов,осуществляемой несколькими видами транспорта.
Интермодальная модельпредставляет собой последовательнуюперевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовойединице или транспортном средстве без перегрузки самого груза при его перевалкена другой вид транспорта: трейлерныe перевозки — перемещение железнодорожноговагона на тележках-тяжеловозах автомобильного транспорта; контрейлерные перевозки- перемещение автотранспортных средств на вагоне — платформе; системроудрейлеров — установка полуприцепа на железнодорожную тележку. [14]
Мультимодальнаямодельперевозки грузов представляет собоймодификацию интермодальной модели и отличается от нее тем, что в перевозкаходин вид транспорта (например, железнодорожный) выступает в роли основногоперевозчика, а взаимодействующие виды транспорта являются клиентами,оплачивающими его услуги.
К основным принципам функционированиярассмотренных моделей перевозок грузов следует отнести: единый коммерческо-правовойрежим; комплексный подход к решению финансово — экономических вопросоворганизации перевозок; единый организационно-технологический подход куправлению перевозками; координация действия всех логистических посредников,участвующих в процессах транспортировки.
Наиболее прогрессивными моделямиперевозки грузов на сегодняшний день, способными повысить конкурентоспособностьтранспортных услуг, являются: трансмодальная модель, основанная натехнологии перевозок различными видами транспорта по единымтранспортно-проездным документам; амодальная модель, предусматривающая организациюопределенных маршрутов, реализуемых различными видами транспорта иконтролируемых из одного диспетчерского пункта.
1.4 Выборспособа транспортировки, видов транспорта, транспортных средств и перевозчика
Основой выбора вида транспорта,оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерныхособенностях различных видов транспорта.[15]
Выбор способа транспортировки грузовявляется одной из важных задач, решаемых грузовладельцами. При этомальтернативные варианты способа транспортировки имеют три самостоятельных, новзаимосвязанных направления — выбор вида или видов транспорта, выборопределенных транспортных средств вида (видов) транспорта, выбор перевозчика,доставляющего груз. В целом на выбор способа транспор тировки грузов влияет рядобъективных и субъективных усло вий, которые можно свести к нескольким основнымпозициям (рис. 2). [16]
Рис. 2. Основные условия выбораспособа транспортировки
/>
Возможность выбора способа доставкигрузов определяется существующими в конкретном территориальном образованиивидами транспорта, которые потребители транспортных услуг имеют возможность выбирать.Соответственно затраты на перемещение груза в текущей возможности при выборетранспортных каналов товародвижения учитываются по установленным в данномтерриториальном образовании тарифным платам за перевозки и другие услуги,включая сервисные. При перспективной (стратеги ческой) возможности выбораспособа транспортировки — будущего развития транспортной сети в данномтерриториальном образовании учитываются приведенныеэксплуатационно-строительные затраты.
Варианты по ограничению выбораспособа транспортировки зависят от географических и производственныхособенностей от дельных территориальных образований; например, массовая до ставкагрузов в отдаленные районы возможна в основном речным транспортом только впериод навигации, а уголь на тепловые электростанции или железорудное сырье наметаллургические комбинаты доставляются, как правило, по железным дорогам сиспользованием подъездных железнодорожных путей. Поэтому в приведенныхвариантах выбор способа перевозки грузов существенно ограничен. Что касаетсямелкопартионных грузов, доставляемых потребителям в территориальныхобразованиях с развитой сетью путей сообщения, то выбор видов транспорта весьмаширок железнодорожный, автомобильный, внутренний водный (при наличии судоходныхрек), воздушный.
Принципы выбора способатранспортировки включают прежде всего сопоставимость затрат на перевозку поразличным видам транспорта, которые возмещает потребитель транспортных услуг,т. е. общие расходы по доставке грузов. При этом основные элементы транспортныхзатрат подразделяются на три группы: рас ходы, связанные с собственноперемещением грузов, в том числе расходы на выполнение начально-конечных идвиженческих операций Тп.г; расходы, необходимые наосуществление погрузочно-разгрузочных или перегрузочных (перевалочных) операцийТп.р;
дополнительные расходы, связанные спотерями грузов, природоохранными мероприятиями, сервисным обслуживанием ТД’Тогда общие расходы по доставке грузов Тобщ можно определить последующей формуле:
Тобщ = Тп.г+ Тп.р + ТД’
Приведенные общие затратыопределяются по единым расстояниям, установленным для всех видов транспорта.При этом, естественно, общие затраты по возможности минимизируются по видамтранспорта, рассматриваемым как альтернативные при выборе способатранспортировки. Кроме перечисленных затрат у грузовладельцев могут возникнутьрасходы, различающиеся по отдельным видам транспорта: стоимость тары, плата завременное хранение груза в начальных, промежуточных и конечных пунктах егоперемещения, страховые взносы и другие расходы, сопутствующие процессутовародвижения.
При рассмотрении стоимостных инатуральных показателей сравниваемых вариантов сопоставляются элементы затратна всем пути перемещения груза — от склада грузоотправителя до складагрузополучателя, включая возможные промежуточные перевалки грузов. Одновременноприводятся в сопоставимый вид различия в структуре затрат по видам транспорта иоперациям перевозочного про цесса, а расчеты по вариантам перевозок выполняютсядля одинакового объема грузов между одними и теми же пунктами перемещения.Принцип обеспечения достоверной и достаточной информированности потребителейтранспортных услуг (качество и стоимость транспортных услуг, наличиеэкспедиторской службы) является важной позицией при принятии решения о выборе способатранспортировки. Объективная информация о транспортных услугах позволяетпотребителям этих услуг проводить сравнительный анализ и оптимизацию затрат поразличным вариантам перевозок.
Перечисленные принципы в значительноймере предопределяют методы выбора транспорта, которые различаются между собойспособами или полнотой учета тех или иных сопоставляемых показателей — полныйучет практически всех сопоставляемых показателей по различным видам транспортаили ограниченный учет обобщающих сопоставляемых показателей по видамтранспортировки.
Показатели при выборе видатранспорта, участвующего в перевозочном процессе, подразделяются наколичественные и качественные, которые, в свою очередь, классифицируются наобщие для всех видов транспорта и частные (специфические), присущие отдельнымвидам транспорта.
Факторы выбора способатранспортировки включают учет: формы собственности перевозчиков; транспортныхпредприятий и транспортных средств; принятые системы страхования грузов — страхование груза на случай его физической утраты или повреждения, страхованиеответственности перевозчика (экспедитора); различных вариантов банковскогообслуживания.
Критерии выбора способа перевозкигруза классифицируются: на экономические (стоимостные) показатели, включающиета рифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, себе стоимостьперевозок, прибыль, рентабельность, удельные капитальные вложения,фондоёмкость, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки,процентные ставки по кредитам, налоги, акцизы, таможенные сборы; на натуральныепоказатели — объем и дальность перевозок, величина спроса на транспортныеуслуги, грузооборот, грузонапряженность, потребность в рабочей силе,производительность труда, потребность в топливно-энергетических ресурсах и материалах;на технико-эксплуатационные характеристики видов транспорта — скоростьподвижного состава, дальность перевозки, грузоподъемность транс портногосредства, провозная способность транспорта, производительная сила транспортныхсредств.
Вид или виды транспорта выбираются последующим критериям: экономичность перевозок грузов; способность доставкигрузов в любую точку территориального образования; размещение сети путейсообщений; сезонность и ритмичность работы транс порта в различныхметеорологических условиях; провозная способность транспорта; дальностьперевозки; риски, возникающие при транспортировке грузов.
Вид или виды транспорта, транспортныесредства и перевозчики выбираются по затратам на перевозку грузов ипродолжительности их доставки потребителю, которые необходимо по возможностиминимизировать.
2.Анализдеятельности торгово-логистической компании «ЮРИНАТ»
2.1 Общаяхарактеристика предприятия
Данное предприятие былозарегистрировано, как юридическое лицо, в 1993 году и закрепило за собойназвание ООО «ЮРИНАТ». В течение двух лет со дня основания, по сведениямработников, данная фирма занималась различными видами деятельности, такими как:продажа некоторого ассортимента продуктов питания, продажа бытовых приборов,оказание фото-услуг, а также изготовление металлоизделий и строительство.Исходя из выше перечисленного, руководство в эти сроки занималось поиском необходимогосегмента рынка, в котором был бы возможен экономический рост фирмы снаименьшими затратами в будущих периодах и полное удовлетворение потребностейнаселения.
В ходе проведенныхисследований рынка и на основе, созданной за два года финансовой базы в конце1995 года было определено, что основной сферой деятельности ООО «ЮРИНАТ» будетявляться оптовая продажа качественных кондитерских изделий известныхпроизводителей на рынке Калининградской области путем продажи их через торговыхпредставителей на предприятия розничной торговой сети.
С этого момента на фирмепроисходит доработка и уточнение стратегических целей, переформирование организационнойструктуры, создание оптимальных каналов сбыта (на основе активных продаж),поиск надежных поставщиков, разработка ассортиментной политики, а также работапо поиску квалифицированных кадров.
К концу 1998 годаосновными клиентами ООО «ЮРИНАТ» являются оптовые предприятия и предприятиярозничной торговой сети Калининграда и области, что свидетельствует о грамотноразработанной сбытовой политике и умелом подборе кадров. Основные фондыпредприятия – это офис и торговый зал, склады находятся в аренде.
Следует отметить, чточисленность работников менялась с годами. Если у истоков стояло всего лишь 12человек, то к началу 1999 года их было уже 20, а к концу этого же года – 35человек. Именно это, а также расширение области деятельности предприятияпотребовало изменений в организационной структуре: были выделены в отдельныеструктурные подразделения отдел логистики и коммерческий отдел, в которомторговые агенты делятся по кондитерскому и бакалейному направлению.
В дальнейшем происходятизменения в структуре основных фондов. В 2000 году компания приобретаеттерриторию производственной базы, где находятся производственные и офисныепомещения. На базе доступных производственных площадей создаются складскиепомещения, размещаются стеллажи, складское оборудование, а также создается цехфасовки продукции. В это же время происходит капитальный ремонт офисныхпомещений. В настоящее время, ООО «ЮРИНАТ» имеет комплекс современных офисных искладских помещений в одном месте, что помогает лучше осуществлять оперативныемероприятия по всем направлениям, но большинстве случаев по сбыту и поставкепродукции.
С 2001 года компанияначинает осваивать новый рынок – оптовую торговлю замороженными продуктами.Численность персонала фирмы увеличивается до 120 человек. Основными рынкамисбыта являются крупные сети, предприятия розничной торговли, оптовые базы. Компанияпридерживается стратегии выбора поставщиков по принципу качества.
Современное положение — торгово-логистическая компания с основными направлениями деятельности:
— дистрибьюция и рекламаразнообразных товаров (продукты питания, замороженные товары, ликероводочнаяпродукция);
— логистические услуги похранению и переработке грузов;
– производствоновогодних подарков
— строительно-монтажныеработы
— автосервис.
Предприятие расположенопо адресу г.: Калининград, ул. Ялтинская, 44. Основным видом деятельностикомпании является оптовая торговля продуктами питания на рынке г. Калининградаи Калининградской области. Компания «Юринат» имеет репутацию мобильной, лояльнойи динамично развивающейся фирмы. Миссия компании: расширять возможностиклиентов, совершенствуя продажи и логистику.Стратегическая цель: создание лучшего вРоссии торгово-логистического центра по продажам разнообразных товаров.Девиз компании: качество, которому выдоверяете.
Принципы компании:
1. Клиенты — нашебогатство.
2. Наши сотрудники — нашаценность.
3. Профессионализм ивысокое качество.
4. Лояльность ипрестижность.
5. Честность инадёжность.
6. Единство целей.
7. Дисциплинированность иисполнительность.
8. Сотрудничество итоварищество.
9. Ответственность передобществом.
10. Ответственность передсобственниками.
ООО «ЮРИНАТ»является официальным дистрибьютором более чем 50 российских и зарубежныхпроизводителей, занимается рекламой, предоставлением логистических услуг похранению и переработке грузов,изготовлением новогодних подарков. Компания владеет несколькими десяткамисобственных разработок подарочной упаковки, обладает большим опытом продвиженияновогодней продукции. Кроме того, в числе дополнительных направлений проведениестроительно-монтажных работ и оказание услуг автосервиса.
На сегодняшний день в компании работает более 300 человек.Топ-менеджеры и руководители подразделений повышают свою квалификацию в российских и зарубежных высшихучебных заведениях.
За последние годы оборот компании увеличился более чем в пятьраз. ООО «ЮРИНАТ» поставляет товарыпрактически во все торговые точки Калининградской области. Его постоянными клиентами являются кафе и бары, рестораны имагазины, крупные торговые сети: «Виктория», «Вестер»,«Седьмой континент», «Семья» и автозаправочные станции:«Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Роснефть”.
Складские помещения компании расположены в черте городаКалининграда и Черняховска. Логистический центр в Калининграде это: более 9000кв.м. отапливаемых, вентилируемых складских площадей, две холодильные камеры сдиапазоном температурных режимов от -29°С до +10°С общим объёмом 6328 куб. м. На сегодняшний день компания предлагает разнообразные логистические услуги. Помещения склада отвечают всем санитарно-гигиеническимнормам хранения продуктов питания, оснащены высотным стеллажным оборудованием исовременной подъемной техникой. Компания оказывает логистические услугипромышленным предприятиям и розничнымсетям города и области.
В 1997 г. в г. Черняховске был создан филиал компании.Решение о его создании было принято из-за исключительного местоположениягорода, удачного с точки зрения затрат логистики — это центр восточной части области.
В ассортимент товаров, предлагаемых компанией своимпокупателям, входит алкогольная продукция, бакалейные товары, кондитерскиетовары, мороженая продукция.
Распределение товаров по группам:
Кондитерские изделия – 30,8%
Бакалея – 43,39%
Замороженная продукция – 12,72%
Косметика и парфюмерия – 3,22%
Алкогольная продукция – 7,28%
Новогодние подарки – 2,52%
2.2 Организационнаяструктура предприятия
На данном этапе развитияорганизационная структура ООО «ЮРИНАТ» имеет следующий вид (см. приложение №3).По общим признакам структуры можно сказать, что она имеет функциональныйхарактер, но также присутствуют элементы дивизионной структуры.
При рассмотрениидеятельности всех подразделений компании выделяются следующие преимущества:
· Используетсяреальная возможность контроля и координирования работы по линиям и функциям,что позволяет эффективно взаимодействовать всем отделам компании.
· Взаимосвязанностьотделов обеспечивает создание квалифицированного кадрового резерва длястратегического уровня организации.
· Рациональноеиспользование кадровых ресурсов, т.е. эффективность работы специалистов,находится на должном уровне и заслуживает высокой оценки.
Также имеются иперечисленные ниже недостатки:
· При данномпостроении существует большая норма управляемости руководителя.
· Неправильноераспределение некоторых функций между отделами.
· Наблюдаетсяискажение целей организации.
В целом существующаяорганизационная структура является эффективной, но не идеальной. Есть несколькомоментов, которые требуют немедленного разбирательства на уровне подразделений,если компания планирует в будущем повышение своих позиций.
Но, несмотря на имеющиесянедостатки за последние пять лет работы, компания выросла в пять раз.
2.3Анализ компании
2.3.1Анализ продуктово-рыночных комбинаций фирмы:
Анализпродуктово-рыночных комбинаций фирмы:
1) Значимыепродуктово-рыночные комбинации:
— продажа кондитерских ибакалейных продуктов через торговые сети. (Наибольший удельных вес, высокиетемпы роста рынка, средняя прибыльность, постоянный доход).
— продажа кондитерских ибакалейных продуктов через розничные магазины (высокий удельный вес, рострынка, высокая прибыльность)
2) Перспективныепродуктово-рыночные комбинации:
— продажа бакалейныхпродуктов через предприятия общественного питания (рост рынка, средняяприбыльность).
— продажа замороженныхпродуктов через розничные магазины и предприятия общественного питания (рострынка, высокая прибыльность)
3) Проблемныепродуктово-рыночные комбинации:
— продажа кондитерских ибакалейных продуктов через оптовых покупателей (сокращающийся рынок, низкаядоходность, высокая степень финансовых рисков)
Таблица №1 Матрица«Продукт-рынок»
рынок
продукт Торговые сети Розничные магазины Оптовые покупатели Фудсервис ВСЕГО Кондитерские продукты
/> ++
22%
/>
+++ 14 %
+
8 %
/>
++ 1% 45% Бакалейные продукты
/>++
22 %
/>/>
+++ 11 %
/> +
6 %
/>+++
2 % 42% Замороженные продукты
/>++
6 %
/>/>/>++
4 %
/>+++
3 % 13% ВСЕГО 50% 30% 14% 6%
2.3.2 Анализклиентов компании
Клиентами компанииявляются предприятия и организации известные на Калининградском рынке.Основными клиентами являются торговые сети, предприятия розничной торговой сетии оптовые торговые организации. Работники фирмы подразделяют их в зависимостиот степени их влияния на величину выручки и в зависимости от объемов иодновременности закупок:
1) Ретейлеры –характеризуются высокими процентами закупок, стабильностью и большими объемамиодновременной закупки. Степень влияния на выручку очень высока, порядка 50%дохода приносят именно ретейлеры, что характеризует их как самых значимыхпартнеров компании.
2) Предприятиярозничной торговой сети – характеризуются также высокими процентами истабильностью закупок, но небольшими объемами одновременной закупки. Степеньвлияния на выручку составляет около 30-32%.
3) Оптовые торговыекомпании — им свойственны низкие проценты закупок, но, как правило, ониотличаются большими объемами одновременной закупки. Оказывают среднее влияниена выручку – в пределах 13-14%.
4) Предприятия общественногопитания (Фудсервиса) – характеризуются средними процентами закупок,стабильностью и некрупными по объему партиями товара. Влияние на выручку низкое– около 5%.
2.3.3 Анализпоставщиков компании
Во избежание конфликтоввозникающих в результате разглашения коммерческих тайн предприятия и егопоставщиков названия фирм-поставщиков и реальные цифры, связанные с ними неназываются, а лишь косвенно отражаются в процентном выражении. Нижеприведенныйанализ поставщиков также представлен в процентах – таблица 2
Таблица №2 Анализ поставщиковфирмы.Кто наши основные поставщики? Почему они значимы?
Степень их влияния
% в объеме закупок
1. Производители
1.1. Крупные
— российские
— зарубежные
1.2. Мелкие
– российские
– местные
– зарубежные
2. Дистрибьюторы
— При поставке товара непосредственно от производителя, сокращается технологическая схема движения товара конкретному потребителю, т.е. существует возможность уменьшения стоимости товара.
— Возможность предоставления дополнительных услуг в регионе продаж
— Возможность сокращения цепочки обратной связи в вопросах решения проблем с качеством продукции.
— Возможность получения партий товаров в объемах, меньших чем от производителя, сокращая при этом издержки, связанные с хранением товара
95 %
5 %
2.3.4 Анализосновных показателей компании
Для более детальногопредставления о деятельности компании проведем анализ основных показателей ООО«ЮРИНАТ».
Данные для расчета взятыиз «Отчета о прибылях и убытках» за 2006 и 2007 года. (Приложение №3 и №4)
Таблица №3 Анализ прибылиреализованной продукции за 2006 – 2007 гг.№ п/п Показатели 2006 год 2007 год, тыс. руб. Отклонение тыс. руб. доля в выручке, % тыс. руб. доля в выручке, % абсолютное, тыс. руб. относительное, % 1 2 3 4 5 6 1 Выручка от реализации 59549 100 79083 100 19534 132,80 2 Себестоимость 48423 81 65643 83 17220 135,56 3 Валовая прибыль 11126 19 13440 17 2314 120,80 4 Коммерческие расходы 10109 – 10666 – 557 105,51 5 Прибыль от продаж 1017 – 2774 – 1757 272,76 6 Прибыль до налогообложения -3290 – 1904 – 5194 7 Чистая прибыль -3290 – 1807 – 5097
Таким образом, проведясравнительный анализ, мы видим, что выручка от реализации в 2007 годуувеличилась на 19534 тысячи рублей или на 32,8% по сравнению с 2006 годом. Этопроизошло из-за увеличения объема продаж.
Прибыль от продажувеличилась значительно – на 1757 тысяч рублей, то есть более, чем в полторараза. Рост в процентном соотношении составляет 172,76% по сравнению спредыдущим годом.
Так как в 2006 годупоказатели «Прибыль до налогообложения» и «Чистая прибыль» были отрицательными,то относительное отклонение рассчитывать нецелесообразно.
Абсолютное отклонение поэтим показателям показывает значительный их рост. Данное увеличение объясняетсязначительным ростом прочих доходов (со 112 тысяч рублей до 2082 тысяч рублей).
Оценив показатели ООО«ЮРИНАТ» за 2006 и 2007 года, опираясь на данные отчета «О прибылях и убытках»,можем сделать вывод, что компания, получив, убыточные показатели в 2006 году,смогла достигнуть в последующем году положительных результатов.
Далее, рассмотримтоварооборот предприятия ООО «ЮРИНАТ» в динамике за 2005 — 2007 гг. При этомвоспользуемся данными из Таблицы №3 и Отчетом о прибылях и убытках за 2005 –2007 гг. (Приложение №3; №4 и №5). Значения 2006 г. и 2007 г. скорректируем наиндекс инфляции (в 2006 г. I = 13,2%,а в 2007 г. I = 9,6%) путем деления действующихцен. То есть
59549 / 1,132 = 52605тыс. руб.
79083 / 1,096 = 72156тыс. руб.
Таблица №4 Динамикатоварооборота компании ООО «ЮРИНАТ» за 2005-2007 гг.Года Фактический розничный товарооборот Цепные темпы роста товарооборота Базисные темпы роста товарооборота в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах в действующих ценах в сопоставимых ценах 1 2 3 4 5 6 7 2005 224790 224790 100 100 100 100 2006 59549 52605 26,5 23,4 26,5 23,4 2007 79083 72156 132,8 137,2 35,2 32,1
Таким образом,проанализировав данные таблицы №4, мы можем сделать следующие выводы:
— Наибольший объемтоварооборота наблюдался в 2005 году.
— В 2006 году произошелрезкий спад товарооборота, который по отношению к 2005 году составил 26,5% от объематоварооборота 2005 года в действующих ценах и 23,4% в сопоставимых.
— В 2007 году посравнению с 2006 годом объем товарооборота значительно вырос, но по отношению кпоказателю 2005 года составляет 35,2 % в действующих и 32,1% в сопоставимыхценах.
— показатель инфляции вданной ситуации играет не значительную роль. Так как не наблюдалось слишкомрезких скачков инфляции, то и показатели товарооборота в действующих исопоставимых ценах разняться лишь на несколько процентов.
3.Транспортно-экспедиционныеоперации торгово-логистической компании «ЮРИНАТ»
В данной главе рассмотримтранспортно-экспедиционные операции торгово-логистической компании «ЮРИНАТ».
Транспортно-экспедиционныеоперации данной компании можно условно разделить на два типа.
Первый тип – это операциипо доставке товара от производителей на склад компании «ЮРИНАТ».
География поставщиковданной компании очень широка. Доставка товаров производится как ототечественных производителей, так и из стран ближнего и дальнего зарубежья.
При этом используется тривида транспорта. А именно, железнодорожный, морской и автотранспорт.
Условия доставкиоговариваются в заключаемых с поставщиками договорах.
Чаще всего доставкапроизводится за счет и силами поставщика. Например, доставка железнодорожнымтранспортом – вся производится за счет поставщика. При этом товар приходит настанцию Кутузово-Новое Калининградской железной дороги. Откуда его компания«ЮРИНАТ» забирает собственным транспортом и доставляет на склад.
Если при заключениидоговора с поставщиками оговаривается, что доставка будет осуществлятьсякомпанией «ЮРИНАТ», то специалисты внешней логистики заключают договора странспортными организациями, которые обеспечивают доставку грузов отпоставщиков до склада компании «ЮРИНАТ». Таким образом, например, происходитдоставка товаров от производителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Латвии и Литвы.Товары из Польши доставляются Калининградскими транспортными компаниями. А длядоставки грузов из Венгрии «ЮРИНАТ» пользуется услугами польских транспортныхкомпаний.
Так же доставка за счетпоставщика осуществляется морским транспортом. В этом случае, груз вконтейнерах доставляется в порты города Балтийска и города Калининграда. Азатем местные перевозчики (транспортные компании) доставляют контейнеры изпорта на склад компании «ЮРИНАТ».
Так же у компаниисуществуют местные поставщики, находящиеся в пределах Калининградской области.Это Калининградские кондитерские и Черняховская фабрики. Товар с этих фабрикдоставляется собственным транспортом предприятия «ЮРИНАТ».
Оформлением всехсопроводительных документов на грузы в зависимости от схемы доставки занимаютсялибо производители товаров, если доставка производится за счет производителей,либо посреднические транспортные компании с которыми ООО «ЮРИНАТ» заключаетдоговора.
Второй тип – это операциипо доставке товаров со склада ООО «ЮРИНАТ» клиентам компании. Этими операциямина данном предприятии занимается отдел доставки.
Компания уже много лет работаетна Калининградском рынке и осуществляет свою деятельность на территории всейКалининградской области.
Транспортно-экспедиционныеоперации ООО «ЮРИНАТ» осуществляет с помощью автомобильного вида транспорта.Для доставки товара, используется унимодальная модель – то есть перевозкагрузов предусматривает использование одного вида транспорта.
Компания «ЮРИНАТ» имеетсвой собственный автопарк. Таким образом, от эффективность использованиятранспортных средств, правильность составления маршрутов на прямую зависитразмер затрат на транспортировку товаров в целом, а через них и на финансовыйрезультат компании.
Дадим определение понятию«подвижного состава» и рассмотрим подвижной состав компании «ЮРИНАТ».
Подвижной состав – это совокупность средствпередвижения автомобильного (автомобили, прицепы, полуприцепы и др.) ижелезнодорожного (локомотивы, моторные и прицепные вагоны и др.) транспорта.
К автомобильномуподвижному составу относятся легковые и грузовые автомобили, автобусы,автомобильные прицепы, автомобили специального назначения (например, пожарные).Автомобильный подвижной состав характеризуется количеством осей, в том числеведущих, грузоподъёмностью, мощностью двигателя, пассажиров вместимостью.
Подвижной составтранспортных средств ООО «ЮРИНАТ»:
1. Рефрижератор
2. Автофургон
3. Легковойавтомобиль
4. Автофургонкомбинированного типа
5. Седельный тягач
6. Полуприцеп
(Характеристика ифотографии транспортных средств компании «ЮРИНАТ» представлены в приложении №7)
Обоснование организациимаршрутов доставки грузов в ООО «ЮРИНАТ»
Основные критерии составлениямаршрутов доставки грузов:
а) Вид товара
Компания «ЮРИНАТ»осуществляет доставку товаров разных видов, такие как: продукты глубокойзаморозки (-18\-22), охлажденная продукция(0\+4), бакалейная продукция,молочная продукция, бытовая химия, алкоголь и товары народного потребления.Компания «ЮРИНАТ» осуществляет перемещения грузов между крупнымираспределительными центрами и мелкооптовыми складами. В связи с этим маршрутыформируются по принципу однородности груза:
— маршруты доставкизамороженной продукции;
— маршруты доставкимолочной продукции;
— доставка бакалеи;
— доставка алкоголя;
— перемещение грузовмежду складами (внутреннее перемещение, внешние перемещения).
б) Тип клиента.
Одним из преимуществкомпании «ЮРИНАТ» на рынке логистических услуг является работа с клиентамиразличной величины и направленности деятельности от разовых поставок розничнымклиентам до обеспечения бесперебойного снабжения крупных сетевых и оптовыхклиентов. Компания работает с такими сетями, как «Виктория», «СедьмойКонтинент», «Вестер», ООО «Семья» и т.п. Компания также обслуживает предприятияобщественного питания (кафе, столовые и т.п.). В соответствии с клиентом иобъёмом товара, заказанным клиентом формируется маршрут:
— Сетевые маршруты;
— Мелкооптовые маршруты;
— Розничные маршруты;
— Маршруты фуд-сервис.
в) Территориальноерасположение.
Компания «ЮРИНАТ»осуществляет доставку грузов по всей территории города Калининграда иКалининградской области. Поэтому маршруты формируются исходя из удаленностиклиента и географическому расположению от распределительных центров компании «ЮРИНАТ».Таким образом, маршруты распределяются:
— городской маршрут
— областной маршрут.
Городские маршрутыраспределяются по территориальному принципу (Октябрьский район, Московскийрайон и тому подобное).
г) Оптимальное количествоклиентов.
В связи с сезонностью на некоторыевиды товаров изменяется спрос, соответственно изменяется объём грузопотоков.Исходя из этого, формирование маршрутов происходит с учётом оптимальногоколичества клиентов, которые будут доставлены в течение рабочего дня исогласованного графика доставки. Маршруты формируются:
— маршрут, учитывающийудаленность, то есть время переезда до первого клиента (область)
— оптимально — максимально возможное количество клиентов, которым способен доставить товар всроки водитель, исходя из дня недели, сезона и профессиональных навыков.
д) Расписание доставки.График.
Для удобства клиентов создаётсясводное расписание доставки, которое формируется исходя из желания клиентов,возможности компании и нахождения компромиссов, удовлетворяющих обе стороны. Всвязи с этим процесс комплектации заказов происходит на основе созданногорасписания и графика доставки:
— все заказы от мелкооптовыхбаз принимают ранним утром для последующей реализации в течении рабочего дня.Доставка осуществляется ранним утром.
— магазиныоптово-розничной торговли имеют много поставщиков, поэтому необходимо соблюдатьопределённый график, согласованный с данным клиентом.
е) Особенностиавтотранспорта.
Иногда географическоерасположение клиента не является определяющим фактором для составлениямаршрута. Это случаи, когда на первый план выходят такие факторы, как объём,тоннаж и наличие необходимого подъездного пути. В таких случаях критериемсоставления маршрута является возможности применяемого автотранспорта.
Служба планирования.
Организацией,планированием, маршрутизацией, оптимизацией, а так же контролем над всемипроцессами, связанными с доставкой грузов до клиентов занимается отделдоставки, состоящий из менеджеров и диспетчеров.
Основной задачей отдела доставкиявляется:
— Организация и контрольбесперебойной доставки товара клиентам компании «ЮРИНАТ».
— Своевременная доставкатовара клиентам согласно утверждённому графику, с минимальными затратами.
Для осуществленияпоставленных задач отделом доставки компании «ЮРИНАТ» необходимо выполнятьследующие функции:
— Заполнять, выдавать ипринимать путевые листы, листы тахограмм и маршрутные листы.
— Регистрировать путевуюдокументацию в регистрационных журналах.
— Вести табель учётарабочего времени.
— Выдавать дневноезадание водителям (накладные согласно разработанным маршрутам )
— Осуществлятьоперативную связь с клиентурой.
— Создавать и планироватьмаршруты с учётом всех влияющих факторов.
— Контролировать иредактировать маршруты.
— Контролировать работуводителя в течение всего рабочего дня.
Описание процесса работыдиспетчерской службы:
— Ежедневно отмечать втабеле прибытие водителей на работу в 8-00 автомашина должна стоять подпогрузкой-ворота склада, а водитель – получить задание в виде погрузочнойведомости
— Ежедневно выдаватьводителям заполненные путевые и маршрутные листы
— Ежедневно, при выдачеводителям документации, заполнять журналы учёта движения путевых листов идругих журналов относящихся к деятельности отдела.
— Ежедневно выдатькаждому водителю дневное задание (спланированный маршрут, заранееспланированный на конкретного водителя).
— По окончании рабочегодня водителей:
Проверить все путевыелисты на предмет правильного заполнения (должны стоять подписи и штампымедработника, механика, время выезда, время возврата, показание спидометра,общий километраж, остаток топлива). Сданная документация архивируется.
В течение дня осуществляется:
— принятие от клиентовинформации по доставке товара, проблемные вопросы, жалобы. При невозможностидоставки товара по той или иной причине, поставить в известность клиента исогласовать другое время доставки.
— Контроль соответствиязаявок утверждённым маршрутам, редактирование маршрутов.
— Диспетчерский отделнесёт дисциплинарную и материальную ответственность.
Пример составлениямаршрута и организации доставки грузов заказчикам.
Компанией «ЮРИНАТ»используется программа SSA WMS – программаскладского учета, разработанная американской компанией. При внедрении даннойпрограммы, руководящие сотрудники прошли определенный курс обучения даннойпрограмме. И новые сотрудники, при поступлении на работу проходят обязательноеобучение.
Данная программа, обеспечиваетучет, приемку, хранение, сборку товаров по маршрутам, вплоть до отгрузкипокупателю.
Рассмотрим схемуформирования маршрутов с помощью данной программы.
Таблица. Программа SSA WMS.
/>
По мере поступления новыхзаявок от клиентов, формируется маршрут. В данной таблице показано, какформируется маршрут согласно основным критериям указанным выше.
Имеется: имя клиента ивид клиента ( ЧП, ООО, сеть или оптовый склад), точный адрес доставки, вид итип товара, дата доставки. Исходя из этих данных формируется номер маршрута,так как данные клиенты находятся в одном районе ( город Светлый), имеют один итот же вид товара ( бытовая химия ), то данным заявкам присваивается один номермаршрута ( М 124), количество клиентов оптимально для того, чтобы данныймаршрут был доставлен в срок в течение дня. Каждому клиенту присваивается номеростановки, который указывает водителю очерёдность поставки товара клиенту, учитываясогласованный с ними график поставки товара. Данная информация сохраняется ипередается на склад, где происходит сборка.
После комплектовкизаказов в маршрут, водитель получает задание от диспетчерского отдела в видепогрузочной ведомости.
Согласно погрузочнойведомости водитель получает данные заказы на складе, грузит их в автомобильсогласно заказам, указанным в погрузочной ведомости. После погрузки водительполучает комплект документов, который включает:
— пропуск на выезд стерритории складского комплекса
— комплект накладных, сертификатыкачества продукции и тому подобное
— путевую документацию(путевой, маршрутный и контрольный листы)
Описание процессадействия водителя на маршруте в течение рабочего дня.
Получив комплектдокументов на загруженную продукцию, водитель движется по маршруту, согласнозаполненному маршрутному листу, в котором указан порядок приезда и очерёдностьвыгрузки заказов соответствующим клиентам по утверждённым остановкам. Поприезду к клиенту водитель разгружает товар и сдает его ответственному лицусогласно правилам сдачи товара. Товар сдается согласно накладной по количеству икачеству. После сдачи товара ответственный по приёмке товара ставит в накладнойотметку (печать, подпись с расшифровкой) и водитель продолжает следовать помаршруту до следующего клиента. В случаи возникновения непредвиденных ситуацийс клиентом или по пути следования, водитель звонит в диспетчерскую службу исообщает обо всех случаях и происшествиях (поломка автотранспорта и т.п.).После того как водитель развезёт весь маршрут, он возвращается на базу, гдесдаёт водительскую документацию (путевой, маршрутный лист, документы наавтомобиль), отчитывается в отделе обработки накладных (сдает товарныенакладные с отметками и пометками клиентов), и если не требуется повторнаязагрузка на очередной маршрут, то водитель находится на территории компании доконца рабочего дня.
Рекомендации поусовершенствованию транспортно-экспедиционных операций компании «ЮРИНАТ»:
1. Осуществление доставкиот поставщиков – производителей, находящихся в непосредственной близости отКалининградской области собственным транспортом.
ООО «ЮРИНАТ» используетдоставку товаров собственным транспортом только от производителей, находящихсяна территории Калининградской области. Пи этом компания имеет в своем автопаркефуры с помощью, которых может осуществляться доставка грузов из России иПрибалтики.
2. Внедрение системынавигации на базе GPRS
Отсутствие информации оместоположении водителя в определенное время приводит к уменьшению возможности осуществлятьплан по доставки грузов до конкретных клиентов.
Внедрение данной системыприведет к:
· сокращению времени доставки заказовдо клиентов
· сокращению времени работы водителя наконкретном маршруте
· сокращению расходов на топливо
· дополнительному контролю за работойводителя
· возможности помощи водителю принештатных ситуациях
· получению дополнительных данные дляанализа с целью оптимизации процесса доставки
3. Строительствособственной автозаправочной станции, для удовлетворения непосредственных нуждотдела доставки.
На территории компаниисозданы все условия для технической поддержки всего подвижного составазадействованного при осуществлении деятельности компании: есть боксыдолгосрочного ремонта, срочного ремонта, покрасочные боксы; спецтехника иремонтная бригада для быстрого ремонта автотранспорта находящегося на маршруте.Собственная АЗС, также может существенно повлиять на снижение затрат посодержанию автопарка и по осуществлению транспортно-экспедиционных операций вцелом.
Заключение
В данной работе мырассмотрели тему «Транспортно-экспедиционные операции» на примере торгово-логистическойкомпании «ЮРИНАТ».
Транспортно-экспедиционноеобслуживание – это деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплексопераций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю.
Необходимость транспортной экспедиции обусловлена тем, чтопроцесс доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя, как правило,состоит из нескольких этапов перевозки, в том числе с использованием различныхвидов транспорта.
Одна из основных задачтранспортно-экспедиционного обслуживания в современных условиях – поискнаиболее эффективного для заказчика варианта доставки грузов на одном илинескольких видах транспорта.
В первой теоретическойчасти описали пять видов транспорта – автотранспорт, железнодорожный, водный,воздушный и трубопроводный. Дали им характеристику и выделили их положительныеи отрицательные стороны.
Далее рассмотрелиосновные виды моделей транспортировки грузов:
1. Унимодальнаямодельперевозки грузов предусматривает использование только одного видатранспорта при доставке грузов потребителю.
2. Интермодальнаямодельпредставляетсобой последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной итой же грузовой единице или транспортном средстве без перегрузки самого грузапри его перевалке на другой вид транспорта
3. Мультимодальнаямодельперевозкигрузов представляет собой модификацию интермодальной модели и отличается от неетем, что в перевозках один вид транспорта (например, железнодорожный) выступаетв роли основного перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта являютсяклиентами, оплачивающими его услуги.
Далее, описали выбор способатранспортировки, видов транспорта, транспортных средств и перевозчика.
Во второй главе анализируетсядеятельность торгово – логистической компании «ЮРИНАТ», а точнее дается общаяхарактеристика компании, описывается её организационная структура, производитсяанализ клиентов и поставщиков компании. И в заключении на основе отчетов «Оприбылях и убытках», анализируются и делаются выводы по основным показателямдеятельности компании, таким как прибыль и динамика товарооборота.
Третья глава рассматриваеттранспортно-экспедиционные операции компании «ЮРИНАТ». Данные операции мыусловно разделили на два типа:
1. операции подоставке товара от производителей до склада компании
2. операции подоставке товара со склада до клиентов компании
В этой главе мы описалидва вида этих операций, рассмотрели подвижной состав компании, основныекритерии составления маршрутов доставки грузов, а также пример составлениямаршрута и организации доставки грузов заказчикам с помощью складской программыSSA WMS.
В завершении работы мыдали рекомендации по усовершенствованию транспортно-экспедиционных операцийкомпании «ЮРИНАТ», среди которых выделили следующее:
1. Осуществлениедоставки от поставщиков – производителей, находящихся в непосредственнойблизости от Калининградской области собственным транспортом.
2. Внедрение системынавигации на базе GPRS
3. Строительствособственной автозаправочной станции, для удовлетворения непосредственных нуждотдела доставки.
Таким образом, исследование показало,что совершенствование грузовых перевозок является одной из актуальных проблемкоммерческой деятельности, так как от качества транспортного обслуживания вомногом зависит оперативность доставки товаров, их сохранность, а самое главноезатраты по перевозке, являющихся составной часть издержек обращения.
Списокиспользуемой литературы:
1. Бланк И.А., Торговыйменеджмент.- 2-е изд., перераб. и доп. – Киев: Эльга: Ника-Центр, 2006.- 780 с.
2. Гаджинский А.М.Логистика: Учебник для высших и средних спец. уч. заведений.-5-е изд., перераб.и доп.-М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.- 408с.
3. Любушин Н.П.,Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельностипредприятия: учеб. пособие для вузов – М.: ЮНИТИ-ДАНА… 2000. – 471с.
4. Степанов В.И.Логистика в товароведении: учебник для студ. высш. учеб. заведений/В.И. Степанов.-М.: издат. центр «Академия». 2007.-272с.
5. Сханова С.Э.Транспортно-экспедиционное обслуживание: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений – 2-е изд., — М.: издат. центр «Академия». 2008.-432с.
6. Уотерс Д.Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 503с.